В помощь педагогу доу организация деятельности детей на прогулке средняя группа

Обновлено: 30.06.2024

Кобзева Т.Г.: Организация деятельности детей на прогулке: Средняя группа

В пособии представлена система разработанных прогулок во все четыре сезона года с богатым набором стихов, загадок, пословиц и поговорок, дидактических и подвижных игр. Для каждой прогулки сформулированы задачи и предложен набор средств по развитию познавательных, речевых и практических умений дошкольников 4-5 лет в процессе знакомства и познания объектов природы и природных явлений. Предназначено воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений, может быть полезным для родителей дошкольников.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.

Виктория Игнатчук

Виктория Игнатчук

Виктория Игнатчук запись закреплена
"СУНДУЧОК" для воспитателей и педагогов

📕

ПРОГУЛКИ
(Средняя группа)

Прогулка в жизни детского сада занимает значительный отрезок времени. По современным требованиям САНЭПИНА длительность прогулки в детском саду должна составлять не менее 3-4 часов. Как организовать деятельность детей, чем их занять, чему научить, как с пользой для развития и здоровья ребенка провести это время? Думаю, что многие из моих коллег задавали эти вопросы себе. Я хочу поделиться своим наработками в планировании и организации деятельности детей на прогулке.

За годы многолетней работы с детьми у меня сложился определенный алгоритм организации деятельности детей на прогулке. Безусловно возникновению его послужило и изучение соответствующей методической литературы,и собственные наблюдения и опыт,и изучение опыта коллег в данном направлении, и анализ деятельности детей на прогулке. Все это в совокупности и привело к созданию такого алгоритма.

Алгоритм организации деятельности детей на прогулке

2. Ознакомление с окружающим миром;

3. Поисковая деятельность;

4. Экспериментальная деятельность;

5. Овладение основными видами движений;

6. Подвижные игры;

7. Трудовая деятельность;

8. Самостоятельная деятельность детей

Возможно, для многих из вас ничего нового в этом нет. Но, следуя этому алгоритму, значительно легче спланировать деятельность детей и проще зафиксировать этот план на бумаге.

Остановлюсь более подробно на пунктах этого алгоритма.

Наблюдения

Этот вид деятельности, пожалуй, самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Конечно не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и наша задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.

Обычно наблюдения я планирую в такой форме:

1. Наблюдения в неживой природе;

2. Наблюдения в мире растений;

3. Наблюдения в мире животных;

Чаще всего тематика наблюдений связана с темой недели. Вот пример планирования наблюдений:

Тема недели - " Весенние деньки" (с 22апреля по 26 апреля)

1. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

-продолжаем наблюдения за весенними изменениями в неживой природе: за небом и облаками, ветром и солнцем.

- наблюдение за признаками первой весенней грозы (гром, молния, ливень, быстротечность.);

-закрепление знаний о смене частей суток - увеличение длительности светового дня;

- продолжаем учить детей рассказывать, какая сегодня погода и отмечать ее в календаре природы;

-продолжаем учить детей отмечать изменения, происходящие с растениями весной - появление листьев на деревьях, цветение кустарников, активных рост многолетних растений, цветение травянистых растений.

-рассматриваем с детьми цветущие первоцветы: примула, тюльпаны, нарциссы.

-наблюдаем за цветением деревьев и кустарников - черемуха, береза.

-рассматриваем ветки с молодыми листочками: береза, липа,рябина - учим сравнивать по цвету и форме;

- воспитываем бережное отношение к растениям;

- наблюдаем с детьми за поведением скворцов - как строят гнездо в скворечнике, как пением приглашают сородичей, как охраняют свое жилище от ворон;

-продолжаем наблюдение за поведением птиц:чем заняты, как поют.

-обращаем внимание детей на пение птиц - становится разнообразнее, почему?

- по возможности знакомим детей с внешним видом птиц, прилетающих на участок - зяблики, трясогузки.


Рассматривание подснежников

Ознакомление с окружающим миром

Данный вид деятельности на прогулке созвучен с наблюдениями, но несколько значителен по объему и разнообразию информации. Работа ведется по нескольким направлениям:

1. Рассматривание объектов живой и неживой природы


Рассматривание дождевого червя

2. Ознакомление с трудовой деятельность взрослых

- знакомство с трудом дворника (в зависимости от сезона);

-знакомство с работой снегоуборочной и другой дорожной техникой;

-знакомство с различными видами транспорта;

- знакомство с трудом строителей и т. д. (в зависимости от условий)

3. Ознакомление с общественной жизнью поселка

- целевые прогулки на школьный стадион, к спортивному комплексу, к памятным местам поселка, к другим общественным объектам поселка;


На Аллее Победы

4. Ознакомление с правилами безопасного поведения на прогулке


Нельзя тянуть друг друга за капюшон!


Соблюдай правила катания с горки

Поисковая деятельность

Осень

- п\д " Где живут паучки?" - где и почему появляется ранней осенью паутинки;

-п/д " На каких деревьях появились желтые листья" - поиск желтых листьев на разных видах деревьев, сравнение - где больше, где меньше;

-п/д " Какие краски у осени?" - отмечаем изменение окраски листьев на деревьях осенью - какие по цвету, у какого дерева какой цвет листьев;

-п/д " Какие бывают семена?" - поиск семян растений, сравнение, значение, особенности;

- п/д " Какие деревья не хотят расставаться с листочками" - изучаем особенности опадания листьев у разных деревьев;

-п/д " Где замерзли лужи?" - отмечаем следы ночного понижения температуры, выясняем, почему одни лужи растаяли, а другие нет;

- п/д "Какой сугроб глубже?" - знакомим с понятием " глубина", учим измерять глубину сугроба;

- п/д " Чьи следы" - учим детей находить и определять следы на снегу;

-п/д " Куда прилетят кормиться зимующие птицы?" - ищем с детьми деревья и кустарники с семенами, выясняем, почему сюда прилетят птицы;

- п/д" Какие птицы прилетали на кормушку" - узнавание следов и определение каким птицам они принадлежат;

- п/д " Где появились сосульки?" - определение места появления сосулек, выяснение причины, почему именно здесь появились;

Весна

-п/д " Откуда дырочки на снегу?" - знакомство с капелью, выяснение причины появления дырочек на снегу;

-п/д "Где появились проталины?" -поиск проталин,выяснение причин таяния снега у домов, под деревьями;

-п/д " Где могут построить птицы гнезд?" - определение местонахождения птичьих гнезд на участке, выяснение причины- почему именно здесь;

-п/д " Где цветет мать-и-мачеха?" -определение мест цветения первоцветов, выяснение причины появление цветов именно здесь;

-п/д " Какие насекомые проснулись?" - находим места появления насекомых, выясняем причину;

- п/д " Какие деревья цветут на нашем участке?" - находим цветущие деревья, сравниваем цветки, закрепляем названия деревьев;

Экспериментальная деятельность

На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями. Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке:

Осень

- Изучение свойств песка


- Изучение ветра и опыты на определение направления ветра;

-Изучение свойств объектов неживой природы

(тяжелый- легкий, сыпучий - вязкий, жидкий - твердый);

- Изучение свойств снега и льда:


-" Превращение снега и льда в воду"

- "Бывает ли снег чистым?"



- " Когда лед не бывает скользким?"

- " Когда можно лепить из снега?"


Весна - лето

- ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

- " Где сильнее греет солнце"

- " Как появляются солнечные зайчики?"

- " Как появляется тень?"

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду?"

- " Какой формы вода?"

Овладение основными видами движений

Прогулка - самый благоприятный режимный момент для овладения детьми основными видами движений. Планируя работу в этом направлении, мы опираемся на планы физкультурного руководителя и стараемся на прогулке закрепить те виды движений, с которыми дети знакомились на физкультурных занятиях. Формы работы разные:

-ИНДИВИДУАЛЬНО


Обучение владению мячом


Обучение ходьбе на лыжах

-ФРОНТАЛЬНО ПО ПОДГРУППАМ


Обучение прыжкам на через препятствие


Обучение ползанию

-ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ


Игра в футбол

Подвижные игры

Организация подвижных игр на прогулке - это огромнейшая возможность повысить двигательную активность детей, улучшить психико- эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчинятся правилам, воспитывать навыки коллективной игры. Нет смысла останавливаться на перечне подвижный игр, используемых на прогулке - их много и вам безусловно знакомо. Остановлюсь на принципе отбора подвижных на прогулку:

-СЕЗОННОСТЬ

Зимой - " Мороз - Красный нос" или " Зайка беленький сидит";

Осенью - " Солнышко и дождик" или " Перелетные - зимующие птицы";

Весной - " Ручеек" или " " Птицы и гнезда";

-СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ НЕДЕЛИ

Например : тема недели - " Защитники Отечества"

подвижные игры: " Меткий стрелок" или " Перепрыгни через ров";

- СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЫ ИГРЫ ЗАКРЕПЛЯЕМОМУ ВИДУ ДВИЖЕНИЙ

Закрепляемый вид основных движений - владение мячом;

Подвижная игра - " Мой веселый звонкий мяч";



П\и " Поймай хвост дракона"

Трудовая деятельность

организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач:

- формирование навыков трудовой деятельности;

-воспитание у детей чувства значимости их труда для общества;

Виды трудовой деятельности разные: одни зависят от времени года и условий на участке для прогулок, другие присутствуют постоянно.

ЕЖЕДНЕВНО:

- создание безопасных условий для прогулки;

- уборка и мытье игрушек:

- приведение в порядок оборудования на участке;

ОСЕНЬЮ:

- уборка опавших листьев;

- уборка клумб от увядших растений;

ЗИМОЙ ;

- расчистка дорожек и оборудования от снега;

- создание снежных построек


- украшение и забота о снежных постройках на участке


- посыпание дорожек песком;

-забота о птицах;

- забота о растениях (укрывание снегом стволов деревьев и корней многолетних растений);

- рытье канавок и осушение участка;

- забота о растениях (уборка сломанных веточек, прошлогодней листвы);

- работа на клумбах и огороде (рыхление, подсыпка земли, посев семян, посадка рассады)

Самостоятельная деятельность детей

На прогулке у детей разнообразное поле для самостоятельной деятельности.

Из опыта работы - появилось правило для воспитателя.

ПРАВИЛО - В течение 20-30 минут после выхода на прогулку предоставляю полную (контролируемую) свободу действий!

ПРИЧИНА - Дети настолько устают от моего голоса во время занятий, что надо им дать возможность отдохнуть от меня!

НО свобода детей относительна! В это время решаются определенные задачи:

- дети учатся организовывать свою деятельность;

-воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.

Вот несколько примеров самостоятельной деятельности детей:


Завели подружки хоровод!


Составление узора из пробок


Проводим в дом электричество!


Список литературы, которая мне помогает планировать:

2. Николаева С. Н. " Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве", Москва, " Просвещение", 2002 г.

3. Голицына Н. С. " Перспективное планирование воспитательно- образовательного процесса в дошкольном учреждении", Москва, изд.

" Скрипторий 2003", 2007 г.

Вот такие мои практические советы. Буду рада, если это кому- то поможет в планировании прогулок. Если кого- то заинтересует, могу предложит понедельное планирование прогулок в средней группе.

Прогулка и её влияние на развитие детей младшей группы

Прогулка и её влияние на развитие детей младшей группы Прогулка – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма.

Распорядок дня (вторая младшая группа) Режим пребывания детей в ДОУ-12часов. Распорядок дня (вторая младшая группа) №п/п Время Режимные моменты Организационные моменты Вид.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методическое пособие

для воспитателей средних групп

дошкольных образовательных

в детском саду

hello_html_5ac82c2b.jpg

В последнее время происходят существенные изменения в образовании: перестраивается общеобразовательная и профессиональная школы, практикуется более раннее начало обучения, увеличивается поток получаемой информации и ее сложность. Все это предъявляет высокие требования к воспитанию и обучению дошкольников, так как дошкольное детство является первым и базисным звеном общей системы образования.

Одной из особенностей данной системы образования является не только экологизация его содержания, отражение взглядов на живую природу в литературе, искусстве, эстетические нормы и правила отношения к объектам и явлениям природы, но и личностная ценность феномена здоровья каждого конкретного человека.

Решение эколого-валеологических задач – это процесс многостадийный, комплексный, длительный, его реализация возможна при использовании процессуально-содержательно-деятельностного подхода, основанного на гуманистических принципах с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Пособие предусматривает не только получение знаний детьми средней группы ДОУ, но и формирование у них ценностных ориентаций на природу.

Дети пятого года жизни при наблюдении предметов и явлений природы способны выделять существенные признаки, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Усвоение детьми новых знаний основывается на непосредственном общении с природой и связано с занимательной деятельностью. Например, представления о свойствах снега и льда углубляются в процессе создания различных сооружений.

Читайте также: