В каком регионе появилась политика и почему кратко

Обновлено: 06.07.2024

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политика возникает с появлением в обществе властных отношений.

Как явление социальное политика возникает только в обществе, которое представляет взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Каждый из них преследует, прежде всего, свои интересы. В примитивных обществах согласованное поведение индивидов были основаны на естественном совпадении их интересов. Однако с развитием человеческих потребностей появился прибавочный продукт. Возникновение частной собственности обособило отдельного человека. В результате этого сформировался самостоятельный человек, независимый от власти общины. Индивидуальный интерес все реже совпадал с общим, с интересами других общинников. В этих условиях интеграция общества, согласие его членов не могли обеспечиваться традиционными институтами. Поэтому можно подчеркнуть, что именно потребности в согласовании различающихся групп интересов привели к появлению политики и ее институтов. Теперь с помощью этих институтов политики индивидуальные стремления людей стали переводится в политическую волю общества. Значит, политика была предназначена для удовлетворения не только личных потребностей, но и общезначимых групповых интересов.

Политика возникает также в зависимости от географических, природных, экономических, социальных, культурных условий конкретной страны. Притом от этих объективных факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти. Так в странах западной цивилизации политика возникла в результате социального расслоения общества. Однако, как показала история, она может возникать не только вследствие усиления социального неравенства. В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью обеспечения населения продовольствием и предметами первой необходимости, защиты территориальной целостности страны от нападений чужеземцев, освоения новых земель.

Какова степень взаимовлияния политики и экономики?

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две "ипостаси" выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы. И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, — не более чем социальная утопия. "Деловая" функция политики по отношению к экономике — это производство и поддержание в обществе социальной стабильности и порядка как исходных условий эффективной хоз. деятельности. Общесоциальная "деловая" функция экономики по отношению к обществу и государству — "кормить и одевать народ", но не в качестве иждивенца, а в роли активного субъекта, производителя и потребителя материальных и нематериальных благ.

Определения политического режима. Типологии политических режимов, критерии их классификации. Каковы границы прав и свобод граждан при разных политических режимах?

Политический режим - одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому в определении режима не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Различают следующие основания для классификации политических режимов: наличие политических партий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе; соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе; место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества; степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; степень и характер вовлеченности граждан в политику и управление общественными процессами; уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения; наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; способ формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидеров.

В более частном смысле различаются режимы государственного правления – либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и другие. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские, режим чрезвычайного правления и т. п.

Роберт Даль (род. 1915) с помощью двух критериев — конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление — выделяет четыре идеальных типа политических режимов: закрытую гегемонию, открытую гегемонию, соревновательную олигархию и полиархию. Гегемонии отличаются наиболее жесткими ограничениями, запретом оппозиции любого рода независимо от преданности (лояльности) подвластных.

Некоторые авторы относят к отдельным группам военные, однопартийные, либерализирующиеся, квазидемократические, переходные режимы. Сэмюэл Хантингтон (род. 1927) обозначил четыре типа недемократических режимов: однопартийный, военный, личная диктатура и расовая олигархия. Таким образом, в зависимости от задач политологического анализа можно выбрать одну из многих классификаций. Но все-таки наибольшее распространение получила типология политических режимов, предложенная американским ученым Хуаном Линцем (род. 1926), который выделил пять основных типов режимов — демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистский. Данные режимы представляют собой идеальные типы и отличаются друг от друга по четырем главным характеристикам: по степени политической мобилизации граждан, уровню плюрализма, степеням идеологизации и конституционности власти лидера либо правящей группы.

Демократический режим - это режим, основанный на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.

В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти - отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм.

Авторитаризм – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться от умеренно-авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашистской диктатуры. Крайняя форма авторитаризма – тоталитаризм. Его можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)

Тоталитаризм – один из видов политических режимов, характеризующийся полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества.

Тоталитаризм — это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

(На всякий случай)))

Политическая социализация.

Политический социализм, обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного строя, воплощающего эти принципы.

Сам термин “политическая социализация” был впервые введен в 1959 г. американским ученым Г. Хайменом [2]

Основные направления, по которым развивалась теория политической социализации в этот период, можно определить следующим образом: это, во-первых, анализ процесса политической социализации, во-вторых, изучение “агентов”, влияющих на процесс социализации, и в третьих, исследование продукта, который получается на “выходе” процесса политической социализации, то есть, политическое сознание, политические представления, ориентации, установки.

Среди агентов социализации на начальном этапе развития теории наибольшее внимание исследователей было уделено двум – семье и группе сверстников. Многие ученые, занимавшиеся в 60-70-е годы проблемой политической социализации, придерживались тезиса, что семья индивида является главным социализирующим агентом на этапе латентной политической социализации.

Существуют различные трактовки процесса социализации:

◦ процесс развития личного контроля;

◦ результат межличностного общения;

Одна из наиболее распространенных трактовок состоит в понимании социализации как процесса развития личного контроля. Она разработана З. Фрейдом и связана с идеями классического психоанализа. В основе его теории лежит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующим его биологические побуждения, с которыми он рождается. Процесс социализации состоит в обуздании этих разрушительных инстинктов и побуждений. Однако контроль общества над природными инстинктами создает напряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. В связи с этим усиливается потребность личности в самоконтроле, чтобы избежать ситуаций страха и нервозности.

В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политическо­го поведения, выделяются следующие типы политической социализации:

гармонический тип политической социализации, предполагающий наличие культурно однородной среды, зрелых демократических традиций и гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти.

плюралистический тип, которому свойствен опосредующий характер взаимодействия личности с властью (преобладает в странах материко­вой Западной Европы).

конфликтный тип, характерный для обществ незападной цивилизации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени затруд­няют достижение согласия между носителями различных культур и властью.

гегемонистский тип, предполагающий вхождение человека в политику исключительно на основе ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), определенной религии (например, ислама) или политической идеологии

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ:

1) определяет политические цели и ценности, к которым стре­мится и которых хочет достичь индивид через политическое участие;

2) формирует представления о приемлемых способах политическо­го поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации;

3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе;

4) вырабатывает определенное отношение к политической символике;

5) формирует способности к познанию окружающего мира;

О))1)Что такое политика? Когда и при каких обстоятельствах она возникает?

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и др. социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политика возникает с появлением в обществе властных отношений.

Как явление социальное политика возникает только в обществе, которое представляет взаимодействие индивидов, наделенных сознанием и волей. Каждый из них преследует, прежде всего, свои интересы. В примитивных обществах согласованное поведение индивидов были основаны на естественном совпадении их интересов. Однако с развитием человеческих потребностей появился прибавочный продукт. Возникновение частной собственности обособило отдельного человека. В результате этого сформировался самостоятельный человек, независимый от власти общины. Индивидуальный интерес все реже совпадал с общим, с интересами других общинников. В этих условиях интеграция общества, согласие его членов не могли обеспечиваться традиционными институтами. Поэтому можно подчеркнуть, что именно потребности в согласовании различающихся групп интересов привели к появлению политики и ее институтов. Теперь с помощью этих институтов политики индивидуальные стремления людей стали переводится в политическую волю общества. Значит, политика была предназначена для удовлетворения не только личных потребностей, но и общезначимых групповых интересов.

Политика возникает также в зависимости от географических, природных, экономических, социальных, культурных условий конкретной страны. Притом от этих объективных факторов зависят направленность политики, возможности, средства и методы реализации власти. Так в странах западной цивилизации политика возникла в результате социального расслоения общества. Однако, как показала история, она может возникать не только вследствие усиления социального неравенства. В странах Востока потребность в политике была вызвана необходимостью обеспечения населения продовольствием и предметами первой необходимости, защиты территориальной целостности страны от нападений чужеземцев, освоения новых земель.

1. Наука в такой мере, в какой политика слита со знаниями.

2. Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов; Практическая деятельность по реализации желаемых моделœей будущего, программ, курсов; Участие в делах государства, влияние на власть различных сил, групп давления;

3. Регулирование и согласование интересов, обеспечивающее целостность общества;

4. Отношение социальных субъектов по поводу государственной власти, само взаимодействие субъектов и объектов политики.

Выделяются следующие подходы к определœению политики:

Директивный подход: политика как отношения по поводу власти.

Сторонники директивного подхода рассматривают политику как деятельность по руководству и управлению общественными процессами с использованием механизмов власти. Один из авторов данного подхода М. Вебер.

Функциональный подход: политика как деятельность по управлению обществом.

При функциональном подходе политика усматривается в разделœении обязанностей и полномочий при непременном их согласовании. Участники политической жизни выполняют строго обусловленные правилами роли, разделœение которых крайне важно для обеспечения эффективности политики и сохранения целостности общества. Функциональный подход акцентирует основное внимание на технологии политических взаимодействий, то есть на том, кто принимает политические решения, как они реализуются, каковы способы реагирования управляющих на изменяющиеся условия жизни общества.

Коммуникативный подход: политика – сфера интеграции или сфера борьбы.

Политика при этом подходе воспринимается как универсальное средство обеспечения целостности и механизм регулирования конфликтов в обществе. При этом интеграция и целостность общества могут достигаться по–разному, в связи с этим в рамках этого подхода обычно выделяют два направления. Представители первого направления рассматривают политику как сферу интеграции на базе реализации общего интереса, обеспечения всœеобщего блага институтами государственной власти. Эту традицию заложил еще Аристотель (384–322 до н. э.), считавший политику социальной этикой, цель которой – не благо одного человека, а благо народа и государства. Понимание политики как сферы интеграции всœех граждан в сообщество стало преобладающим в западной науке. В Новое время оформилось второе направление в объяснении природы политики – конфликтное, согласно которому политика есть преимущественно сфера господства и подавления одних социальных групп другими. Традиция рассмотрения политики как деятельности по борьбе за власть, которая позволяет ее владельцу получать выгоды, привилегии и управлять обществом, идет от Н. Макиавелли. Несколько позже немецкие философы и мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс стали трактовать политику как сферу борьбы классов. По их мнению, государственная власть выражает интересы экономически господствующего класса.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, существующие подходы к политике акцентируют внимание только на одной из сторон этого сложного общественного явления.

Исследователь Пьер Бурдье изучает не партии и политические течения, но социальный механизм формирования политических партий и политических мнений, одним из которых является делœегирование. Он рассматривает поле политики как рынок, в котором существуют производство, спрос и предложение продукта особого сорта – политических партий, программ, мнений, позиций. Применяя общую концепцию строения и функционирования социального поля, Бурдье рассматривает специфические принципы распределœения в поле политики доминирующих и доминируемых позиций, власти, а также механизмов легитимного насилия и навязывания определœенного видения распределœения политических сил и – более широко – делœения социального пространства. Стоит сказать, что для него поле политики является условием и постоянно производящимся и институирующимся результатом политической практики.

Политика имеет сложную структуру. В качестве базовых элементов обычно выделяют: политическое сознание; субъекты политики; политическую организацию; политические отношения; политическую культуру; политические интересы. Значение политики обусловлено функциями, которые она выполняет в обществе.

Функции характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. Среди базовых функций политики выделяют: обеспечение целостности и стабильности общества как сложной социальной системы, интеграция различных слоев населœения; управление и регулирование социальными процессами; выражение властно значимых интересов всœех групп и слоев обществ; авторитарное распределœение ценностей в обществе; политическая социализация личности; мобилизации и эффективности общей деятельности.

Определœенность политики как особой сферы человеческой жизнедеятельности непосредственно выражается в наличии у нее соответствующих, специфицирующих черт и характеристик. В своей совокупности они позволяют отличить политику от иных сфер общества, увидеть границы ее существования. Прежде всœего, следует отметить онтологические, морфологические и процессуальные свойства политики.

Политика способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство инклюзивности свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых.

Неотъемлемым онтологическим свойством политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объёмно–пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определœенных точках, местах, участках территории.

Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности. Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, государственных и международных организаций.

Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных и неэлитарных круговкак базовых субъектов политики, чьи акции (поступки) и интеракции (взаимодействия) в сфере публичной власти и формируют сферу политической жизни.

Процессуальные свойства характеризует политику как особый тип человеческой деятельности. Сложность, а временами и неясность взаимоотношений элиты и неэлиты, наличие разнонаправленных движений и другие факты, свидетельствующие об остроте и интенсивности конкуренции за государственную власть, – всœе эти факторы придают политике характер динамичного явления, обусловливают исключительную быстроту политических перемен, делают ее исключительно изменчивой.

Определœение границ политики в обществе зависит от ее трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. В случае если придерживаться широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, которые связаны с властью, авторитетом, организацией и управлением, то очевидно, что она проникает во всœе области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.п.

Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер: ʼʼАссоциация должна быть названа политической, в случае если выполнение ее распоряжений постоянно осуществляется на определœенной территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органаʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Вебер связывает политику только с общегосударственным (макро–) уровнем.

Наряду с широким пониманием (макроуровень) политических границ также существует и более узкое понимание (микроуровень) – ʼʼсистема существующих в организации отношений власти и управления, основанная на противоречивых интересах ее членовʼʼ.

В целом границы политики крайне подвижны. Почти любой общественный вопрос может стать политическим, в случае если он затрагивает интересы всœего общества и требует обязательных решений для всœех граждан.

Поскольку политика проникает во всœе сферы общественной жизни, встает вопрос об их взаимодействии. Политика и мораль имеют единый источник происхождения – противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека. Главные общественные функции морали и политики совпадают – ориентирование на защиту общего блага и социальной справедливости.

Наряду с общими чертами политика и мораль имеют между собой много различий:

1. конфликтность (политика разрешает социальные конфликты, мораль – частные);

2. источник существования (политика – насущные интересы крупных социальных групп, мораль – общечеловеческих);

3. ориентационные установки (политика – на достижение определœенных целœей, результатов, мораль – внутренние переживание поступков)

4. характер субъекта (политика – коллективный, мораль – индивид);

5. характер опоры (политика – опора на силу, мораль – на совесть).

Взаимоотношения религии и политики нельзя назвать однозначными и простыми. Политико-государственные отношения находят отражение и выражение в религиозных – в сознании, деятельности, отношениях, организациях. В свою очередь религия, испытывая влияние всœей общественной системы, оказывает воздействие на нее. Сегодня религия играет разную роль в различных странах и регионах исходя из уровня и характера развития экономики и политики, классовых, межэтнических и других отношений, от меры активности религиозных ассоциаций и т.д. К примеру, в России установлена свобода религии, ᴛ.ᴇ. возможность принимать религию по своему выбору и исповедовать ее как единолично, так и сообща с другими.

К субъектам политики бывают отнесены различные общности и объединœения, имеющие политические интересы, притом для субъектов политики политическая деятельность – сущностное качество. Примером могут послужить политические партии, политические объединœения, массовые общественные движения, человек.

Политика является целœеполагающей формой деятельности. Ее движущей пружиной является целœедостижение. Цель в политике, как и в любом другом виде деятельности, служит внутренним побудительным мотивом. В качестве инструментов, орудий практического осуществления целœей выступают средства и методы. Политические средства - ϶ᴛᴏ конкретные факторы влияния субъектов политических отношений на объекты: избирательные кампании, забастовки, вооруженные действия и др.

Вопрос о соотношении целœей и средств, по сути, является вопросом о нравственном содержании политической жизни. Широкое распространение среди политических лидеров имеет установка, что цель оправдывает средства. Все преступные политические акты, войны, террор и т.д. нередко прикрывались благородными целями, сулящими народам благоденствие и процветание. Сторонники такого подхода стремятся построить систему иерархии нравственных ценностей и с помощью ее оправдать применение некоторых безнравственных средств как ʼʼменьшего злаʼʼ.

Политика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насилия в интересах господствующего меньшинства, так и выступать инструментом защиты свободы и прав граждан, поддержания в обществе порядка и социальной справедливостью Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается через ее ориентацию на нормы морали.

Одну из наиболее влиятельных форм политического сознания представляет политическая идеология. Большинство ученых трактуют политическую идеологию как определœенную доктрину, оправдывающую притязания какой-либо группы лиц на власть и добивающуюся в соответствии с этим целями подчинœения общественного мнения собственным идеям. Основными функциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых ею целœей и задач политического развития.

Политика издавна связывается или даже отождествляется с насилием. Политическое насилие отличается от его других форм не только физическим принуждением и возможностью быстро лишить человека свободы, жизни, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения.

В истории широкое применение насилия оказывало губительное воздействие не только на отдельных людей, но и на целые нации. Учитывая социальные реальности, современная мораль допускает применение насилия лишь в качестве ответной или превентивной меры по отношению к уголовным преступникам, террористам, злостным нарушителям законов и т.п.

Уже многие века человечество озабочено проблемой устранения насилия из политической и общественной жизни. Одна из важнейших идей философии ненасилия – непротивление злу. Вместе с тем, философия ненасилия предполагает активную позицию и действия, основанные на верховенстве духовно-нравственной власти над властью политической. Большой вклад в концепцию ненасилия внесли известные русские писатели и философы, особенно Л.Н. Толстой, который создал целую концепцию непротивления злу, и Ф.М. Достоевский, пытавшийся решить проблему нравственной недопустимости насилия в своих произведениях.

Политика как общественное явление - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Политика как общественное явление" 2017, 2018.

1.Сущность политики. 2.Структура и функции политики. 3.Политика и другие сферы и явления общественной жизни. 1. Политика – одна из важнейших сфер жизни общества. Так или иначе, она затрагивает практически каждого человека, даже если тот не интересуется политикой. [читать подробнее].

3.1. Причины возникновения политики В практической жизни человека ни­какие исторически устойчивые фор­мы и способы его существования не возникают в результате произвольного желания отдельных лиц или групп. Все они являются своеобразными ответами на вызовы време­ни. [читать подробнее].

1. Политика, её сущность, содержание, функции. 2.Субъекты политики. Политика и другие общественные явления. 1.Политика одна из важнейших сфер человеческой деятельности. Она входит в жизнь каждого человека достаточно рано. Человек может не интересоваться политикой, но. [читать подробнее].

Политика — это такая область деятельности и подсистема общества, которая решает общественные проблемы, т. е. проблемы большого числа людей — социальных групп, слоев, классов, этносов, наций. Решение этих проблем осуществляется при помощи политических институтов, в. [читать подробнее].

  • Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.
  • Вопросы и события общественной, государственной жизни.
  • Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις ) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности, — особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функции стратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле, политика — определённая часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Научное изучение политики ведётся в рамках политологии [2] .

Содержание

Альтернативные определения

Основные подходы

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационное понимание

  • уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;
  • точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

Место науки

Жизненность и эффективность политики зависит от того, соответствует ли она объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, учитывает ли реальные экономические возможности государства, его национально-этнических особенностей, условия политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика). [источник не указан 1217 дней]

Политические процессы и общество

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

    — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

Что такое политика и политическая сфера жизни общества. Определение и смысл простыми словами. Функции политики - зачем она нужна обществу? Внутренняя и внешняя политика. Виды политики. Политическая система.

Фото Политика - это… Что такое политика. Политическая сфера жизни общества

Политика есть искусство возможного.
Отто фон Бисмарк

Политика - это деятельность, связанная с вопросами власти, государственного управления и международных отношений.

Термин политика происходит от древнегреческого слова полис (πόλις) - так в античности назывались независимые города-государства. Политика - это искусство управления государством, объяснял греческий философ Аристотель, предложивший это понятие.

Изучением политики занимается наука политология .


Политическая сфера жизни общества - это все социальные институты и отношения, связанные с вопросами политической власти. Базовый институт политической сферы - институт власти.

Политическая сфера тесно связана с другими сферами жизни общества. Например, параметры государственного бюджета или меры государства по борьбе с инфляцией значительно влияют на экономическую жизнь. Меры по борьбе с безработицей, политика в области здравоохранения - на социальную сферу. Политика в области искусства - на сферу культуры.

Политическая система общества - это совокупность государственных и политических институтов, политических отношений, политических и правовых норм.

Государство - один из главных, но единственный субъект политической жизни. Помимо него, в политике могут активно участвовать политические партии, общественные движения, международные организации и так далее.

Функции политики

Основные задачи политики: регулирование отношений в обществе; постановка целей и мобилизация сил на их выполнение; политическая социализация - втягивание индивидов в политическую жизнь.
Функции политики можно описать и более подробно:

Реализация общественных интересов, значимых с точки зрения власти.

Постановка целей развития общества, определение задач и способов их достижения, мобилизация сил на их реализацию.

Регулирование и упорядочение общественных отношений, условий труда и производства.

Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов.

Смягчение противоречий в обществе, разрешение конфликтов.

Поддержание политической коммуникации между социальными группами, посредничество в контактах власти и гражданского общества.

Гарантия политических прав и свобод граждан, соблюдение принципов социального равенства и справедливости.


Виды политики

В узком смысле политикой называют конкретное направление политической деятельности: экономическая политика, социальная политика, культурная политика, политика в области здравоохранения, военная политика и т.п.

По субъектам политика может делиться на политику мирового сообщества, политику государства, партии, организации etc.

По содержанию и характеру политику субъективно делят на прогрессивную (направленную на развитие, движение вперед) и реакционную (направленную на сдерживание перемен, возвращение к прошлому).

Внутренняя и внешняя политика

По направленности политику принято делить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя политика касается отношений в пределах страны - ее экономики и социальной сферы, культуры, внутренней безопасности и т.п.

Внешняя политика касается отношений с другими государствами, международными организациями, мировым сообществом.

Читайте также: