Чем объясняется наличие разных вариантов одного и того же мифа приведите примеры из учебника кратко

Обновлено: 07.07.2024

На протяжении долгого времени для человечества было характерно мифологическое сознание: мифы были реальны для древнего человека так же, как сейчас для нас — учебник истории. Боги, герои и совершенные ими деяния воспринимались как правдивое повествование о минувших событиях, а в лесах, в камнях, в лесах и огне жили духи — под разными именами в разных краях, но нигде их существование и влияние на жизнь людей не подвергалось сомнению. На основе этого знания древние выстраивали свое восприятие мира.

Во всем многообразии мифов легко прослеживаются сюжеты, практически одинаковые у разных народов, причем зачастую живущих на разных концах населенного мира в разных условиях. Эти сюжеты могут отличаться незначительными особенностями, обусловленными культурными особенностями каждого народа, но при этом оставаться достаточно узнаваемыми.
Благодаря им возможно проследить неожиданные связи между, казалось бы, не имеющими общего прошлого народов, но где это впоследствии подтверждается археологическими находками, а где скорее всего является притянутым за уши, случайным совпадением? Существует несколько вероятных объяснений с разной степенью убедительности.

Слабо вероятно, что чужеземная история, рассказанная единичным странником, могла так широко распространиться в другой стране, что стала частью ее культуры — значит, ее сюжет, повторяющий первый, зародился самостоятельно на значительном отдалении. С другой стороны, в процессе миграций могли переселяться целые народы и распространять свои мифы на новые территории, смешивая их с сюжетами аборигенов.
…обращают внимание на сходство сюжетов на территории разных материков — Евразии и Америки. По ним можно определить пути людей, осваивавших Америку более десяти тысяч лет назад, в период после ледникового периода, но пока существовал сухопутный переход через сегодняшний Берингов пролив. Эти пути распространения подтверждаются генетическими исследованиями: согласно ним, аборигены Америки действительно имеют предков в восточной Азии, причем различают две основные ветви миграции — вдоль побережья к территориям сегодняшней Калифорнии и континентальный, которые соответствуют тем путям, которые можно провести посредством изучения мифов. Около полутора десятков сюжетов имеют распространение, явно подтверждающее эту гипотезу заселения Америки.

В качестве примера можно привести миф о Фаэтоне, распространенный по обе стороны Тихого Океана. В Древней Греции его рассказывали так: Фаэтон — сын Гелиоса и нимфы Климены, чтобы доказать свое происхождение от Гелиоса, взялся управлять солнечной колесницей. Его отец поклялся исполнить его просьбу еще до того, как узнал, в чем она состоит. Фаэтон, испугавшись небесного скорпиона, не справился с управлением, и, чтобы он не сжег окончательно землю, Зевс поразил его своим перуном. Жители Африки остались с тех пор черными (обожженными), а истоки Нила затерялись.

Другая версия того же мифа существует на Кавказе: в нем младший брат, урожaй которого уничтожен градом, нанимается к князю той земли сделать работу за тридцaть человек до захода солнца; он, конечно, не успевает и вынужден просить Солнце не закатываться, пока он не закончит, но солнце не слушает его. В процессе его злоключений он спaливает сад, но в конце концов Солнце дает согласие на брак героя со своей дочерью.

На Северо-западном побережье Америки у разных племен индейцев так же распространен этот сюжет — с незначительными отличиями между собой. В нем действует сын Солнца, выросший без отца, которого из-за этого дразнят другие дети. «[девушка отвергает женихов, идет к Солнцу, тут же рожает от него сына по имени Тоткоая; он быстро вырастает, желает видеть родителей матери; Солнце спускает жену и сына на землю по своим ресницам (=лучам); дети дразнят Т., что у него нет отца; Т. стреляет в небо, делает цепочку из стрел, поднимается к Солнцу; просит дать поносить его факелы; тот велит утром и вечером зажигать только маленькие; Т. зажигает все сразу, земля горит, вода кипит; горностай забрался в нору, кончик хвоста почернел; горные бараны спрятались в пещере, остались белыми; многие животные почернели, но сохранили более светлую шерсть на животе; Солнце сбросил Т. на землю, превратил в норку; вызвал морской потоп, люди спаслись на вершинах гор; вода сошла, люди вновь расселились по земле; Солнце научил, как использовать мясо, шкуры и пр. части разных животных]: 95-97; McIlwraith 1948. Здесь изначальный миф одновременно перекрещивается с сюжетом о Всемирном Потопе и о могущественных пришельцах, которые спускаются с неба и обучают людей ремеслам. Такие взаимопроникновения — не редкость и часто происходили в процессе взаимодействия двух народов и передачи из поколения в поколение. Иногда исходный миф изменялся до неузнаваемости, но в этом случае узнаваемый сюжет распространился по всей территории Северной Америки.

На Среднем Западе вариация этого же сюжета одновременно объясняет и сезонные изменения длины дня: (531-537; Skinner, Satterlee 1915, № II15: 374-376) [человек поднимается на небо; Солнце приветствует его, сестра Солнца (не названа) относится к нему плохо; он приносит Солнцу скальпы ее десяти любовников, женится на ней; у них сын и дочь; Солнце разрешает племяннику пройти его путем по небу; тот срезает тропу; с тех пор осенью дни короче].

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

На Великих Равнинах и в Калифорнии путь Солнца идет койот — животное, которое обитает именно в этих районах и не могло появиться в других вариациях, а на Большом Юго-Западе Солнце доверяет свой щит младшему брату, который, как все предыдущие герои, не справляется с ним и опаляет землю.

Среди мифических сюжетов, объединявших практически все первобытные народы (наличие таких элементов может служить доказательством первого объяснения) можно выделить веру в духов, живших в священных рощах, деревьях, скалах или других природных местах поклонения. Эту особенность восприятия природы имеет наиболее широкое распространение и встречается практически во всех культурах — от первобытных верований до сложившихся языческих религий, видимо, потому что боязнь, зависимость от сил природы были объединяющими для всех первобытных племен, независимо от того, где и как они жили.

Есть другие точки зрения на причины возникновения мифа об Эдипе — В. Пропп объясняет его появление переходом к наследованию по отцовской линии. Впрочем, это объяснение тоже нельзя назвать неоспоримым, потому что подобные истории существовали и в обществах с наследованием по женской линии — в том числе, среди американских индейцев.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В итоге, можно сказать, что наиболее научными можно назвать те объяснения схожести мифов у различных народов, которые можно подтвердить вещественными доказательствами, которые предоставляют такие науки как археология и генетика. Но при этом было бы неправильно отвергать объяснения, базирующиеся в основном на теоретических построениях — иногда именно они позволяют предугадать то, что потом будет подтверждено археологическими раскопками, как это было с путями миграции будущих индейцев Северной Америки из Евразии. И чем о более древнем пласте культуры идет речь, тем в большей степени мы можем опираться только на устные сюжеты, передающиеся из поколения в поколения. Именно они в наибольшей мере — наравне с археологическими и генетическими исследованиями — позволяют нам восстановить события, происходившие в древней истории человечества, в том числе в дописьменную эпоху.

Мифы и предания передавались из уст в уста пока, в какое-то время и в каком-то месте не записывались. Время и место записи сильно различались и дошедший вариант мог сильно отличаться от первоначального по разным причинам. Как при игре в "испорченный телефон".

Первоначальный вариант часто искажался при переводе на другие языки. Соответствие оригиналу зависело от профессионализма и добросовестности переводчика.

Ну, и конечно многое зависело от мастерства рассказчика, со слов которого записывалось предание.

Не все же были "гомерами".

Главные герои мифа - Нут - богиня неба. Бог солнца Ра, еще бог мудрости Тот, который вел счет дням и записывал указы Ра. Ну, и конечно, богиня Луны, которая днем очень скучала, и Тот предложил ей сыграть в шашки, но она проиграла.

А мне всегда казалось, что это для того, чтобы люди не особо "отрывались от земли".

Знали своё место.

Религии, мифы - всё, в основном, придумываются для холопов, черни, простонародья.Потому что смирные подданные- это удобные подданные.

Что бы было, если бы каждый крестьянин-землепаше­ ц мог взлететь и умчаться в поисках лучшей доли, лучших земель? А так пусть знают: держитесь за землю, ничтожества.А, если и взлетели, то не смейте набирать высоту - она не для вас.

Да почти все и изображены. Потому что всё античное искусство - это на 90% религиозное искусство. То есть там везде боги и мифические существа и с ними связанные мифы. Тоже самое касается и эпохи Возрождения. Значительное число произведений искусства сваны с либо с античными мифами, либо с христианскими.

Я уж молчу про Индию и Китай

В мифе Древнего Египта "Братья-враги" перед нами предстают два главных героя: Осирис и Сет. Они получили во владение два разных царства. Осирису достались земли вдоль Нила, населенные древними людьми. А Сету - "чужие страны", которые по сути были бесплодной пустыней, в которой жили только дикие животные. По сути эти царства мало чем отличались друг от друга, в доказательство вот вам цитата из мифа.

hpHnJUrQFdwQr0GwT01tPumPs2ysx.jpg

Но Осирис был добрым и хотел для людей его царства лучшей жизни, поэтому он научил их земледелию, помог приручить диких животных, научил строить дома. Люди стали лучше жить и это разозлило Сета.

В отличие от своего брата Сет наоборот, как бы "деградировал" в сторону животного, а своей стране ничего дать не смог. Его даже стали изображать с головой осла, что говорит само а себя.

В мифе "Братья - враги" мы четко видим, что боги Древнего Египта были наделены человеческими качествами. И в этом мифе проявляются, как хорошие качества, так и плохие:

Мифы и предания передавались из уст в уста пока, в какое-то время и в каком-то месте не записывались. Время и место записи сильно различались и дошедший вариант мог сильно отличаться от первоначального по разным причинам. Как при игре в "испорченный телефон".

Первоначальный вариант часто искажался при переводе на другие языки. Соответствие оригиналу зависело от профессионализма и добросовестности переводчика.

Ну, и конечно многое зависело от мастерства рассказчика, со слов которого записывалось предание.

миф это

Первые упоминания о мифах

Совокупность мифов в обрядовых ритуалах приобретала вербальную форму, выступая, одним из специфических способов систематизации информации об окружающей действительности. С другой стороны, повествования о природе происхождения Вселенной и человека в ней выполняли ряд важных функций: религиозную, идеологическую, философскую, историческую, научную.

К особенностям мифов можно отнести произвольный подход к составлению сюжетов, персонификацию природных явлений, зооморфизм.

Появление представлений о сверхчувственных началах приходится на время появления первых захоронений. Благодаря древним погребениям найдено множество элементарных форм изобразительного искусства.

миф значение слова

История происхождения мифов

В верхнем палеолите происходит устойчивое формирование синкретического комплекса: миф – изображение – ритуал. Сохранение этой структуры на протяжении всей истории человечества говорит о ее универсальности. В ней долгие века отражаются и рациональное начало и иррациональное культурное ядро.

Понятие мифа

Также встречаются развернутые модернизированные варианты, гласящие, что миф – это синкретическое понимание окружающего мира, выраженное чувственно-конкретными персонификациями и одушевленными существами, которые отождествляются с реальностью. Философские взгляды на трактование этого понятия отталкиваются от понимания мифа как образной схемы мира, объясняющей и предписывающей конкретный алгоритм действий.

примеры мифов

Что означает слово миф? На этот вопрос можно ответить синтезировав смыслообразующие составляющие из различных подходов. Именно так можно формулировать полное и точное определение этого понятия: мифами считаются тексты и изображения, демонстрирующие синкретическое отражение окружающей действительности в разные эпохи развития человечества. Причем каждая культура обладает своеобразием, подчеркивающим многочисленные аспекты развития конкретного общества.

Типология мифов

В школьную программу входят мифы, которые с легкостью можно назвать античными, библейскими или другими старинными сказками. Они повествуют о событиях, связанных с сотворением мира, совершением древних деяний (в основном греческими и римским богами и героями).

Исследователи исторической мифологии отмечают, что в великом множестве произведений разных народностей многие основные темы и мотивы повторяются. То есть происхождение мифов не во всем определяет их содержание. Например, одними из самых древних и примитивных являются сказания о животных. Наиболее ранние из них лишь наивно описывают признаки представителей фауны. А в древних австралийских мифах, например, широко распространена теория происхождения животных от людей. Но и другие народы мира, пусть и не так явно, распространяют в своих сказаниях мифологическое представление о том, что человек некогда был животным. Примеры мифов такого рода: древнегреческие сказания о девушке-нимфе Дафне, о гиацинте, о нарциссе и прочие.

Происхождение небесных светил также часто освящалось в мифах. В так называемых солярных, лунарных и астральных сказаниях Солнце, Луна и звезды часто изображались людьми, которые когда-то жили на Земле и по разным причинам впоследствии поднялись на небо. Такой миф – это выдуманная народом альтернатива формирования Вселенной. Еще один распространенный сюжет - описание процесса создания Солнца каким-либо сверхъестественным существом. В этом случае небесное светило не одухотворялось.

понятие мифа

Центральное место в совокупности мифов многих стран занимали произведения, описывающие создание мира и Вселенной, а также человека. Иначе их называют космогоническими и антропогоническими соответственно. Культурно отсталые народы мало повествовали на эти темы. В частности, австралийцы лишь вскользь упоминали о том, что раньше поверхность Земли выглядела иначе, но вопросы о появлении ее никогда не ставились.

Полинезийцы, североамериканские индейцы, народы Древнего Востока и Средиземноморья рассматривали космогонические процессы с двух точек зрения. Одна из них была основана на идее сотворения мира (креационная), другая – на идее его развития (эволюционная). Согласно креационной теории, мир создал творец, бог, колдун или другое сверхъестественное существо. В мифах, построенных на эволюционной теории, мир планомерно развивается из какого-то первобытного бытия. Это может быть хаос, мрак, тьма и т.д.

В космогонических мифах часто сплетаются и сюжетные линии о процессе происхождения богов и людей. Самым распространенным взглядом на данный вопрос было чудесное рождение человека. Спустя несколько веков в мифах появились первые упоминания о судьбе, загробном мире.

происхождение мифов

Как формируются мифы

С помощью своих речевых структур миф демонстрирует что-то неизведанное, новое и по ходу развития сюжета показывает, каким образом это новое появилось. Это могут быть действия героя, деяния первопредка или бога. Встречаются и серии мифов, когда что-то новое введено в одном из произведений, а далее развивается сюжет на основе свершившихся событий, о которых в следующих сказаниях лишь упоминается. То есть они принимаются априори как данность.

Примеры современных мифов

Современные мифы, появившиеся в России во второй половине ХХ века, в основном имели одну и ту же направленность. Центральной фигурой всегда было какое-то реликтовое существо.

современные мифы

Далеко от цивилизации, в затерянном уголке Земли есть место, где по случайному стечению обстоятельств вся окружающая действительность напоминает далекое прошлое Земли. Это и климат, и животный и растительный мир. Именно это предположение легло в основу серии мифов о растениях и животных, сохранившихся в первозданном мире с древних времен. Яркий пример такого рода мифов – сказание о чудовище по имени Несси, обитающем в шотландском озере Лох-Несс.

Также имеется множество мифологических рассказов о морских существах (чудищах), которых видели моряки, путешественники и рыбаки.

Современные мифы и наука

Суть данной проблемы состоит в том, что вещать о мифе как о научном факте сложно. С уверенностью можно заявить, что он является компонентом мифологии. При этом он относится ко вторичному уровню сознания, который охватывает идеологически, культурно и научно переработанные сведения. В данном контексте, миф – это искусственно созданное человеком сказание, в основе которого лежат предположения и легенды, постепенно изменяющиеся под влиянием идеологических и научных факторов.

что означает слово миф

Два направления развития мифологии

Появление мифов сопряжено с возникновением, становлением и развитием какого-то народа. Именно так люди формируют свою индивидуальную историю происхождения. Позже в мифотворчестве появляются произведения, предназначенные для масс (которые создает элита), и сказания, созданные самим народом. Таким образом, можно говорить о двух направлениях развития мифологии: закрытом и открытом.

Читайте также: