В какой стране появилась первая школа для глухих

Обновлено: 05.07.2024

В античных литературных источниках нет каких-либо упоминаний о систематическом обучении глухих. В то же время вполне допустимо предположение о том, что глухие, воспитываясь в семье, осваивали не только навыки самообслуживания и домашнего труда, но и ремесла и доступные виды искусства (живопись, скульптура). Их не считали полноправными членами общества.

История сохранила имя первого человека, совершившего по представлениям того времени чудо: испанский монах-бенедиктинец П. Понсе Де Леон (1508—1584) обучил устной речи, пользуясь жестовой речью, письмом и дактилологией (пальцевой азбукой), двенадцать неслышащих учеников.

В ней был напечатан и первый дактильный алфавит, использовавшийся для обучения глухих. Автор — испанский учитель Х. П. Бонет, обобщивший собственный опыт домашнего обучения нескольких глухонемых детей. История сурдопедагогики каждой западноевропейской страны бережно хранит сведения о первых своих педагогах (это монахи и священники, учителя, врачи и лингвисты), успешно обучавших глухих.

Обогащение представлений о природе глухоты, путях ее коррекции и компенсации, накопление специфического педагогического опыта в условиях индивидуального обучения глухих — все это в эпоху Возрождения постепенно создало предпосылки для признания обучаемости глухих, повлекло за собой усиление общественно-религиозного и педагогического внимания к этой категории детей с отклонениями в развитии и обеспечило постепенный переход проблематики глухих в сферу педагогики.

Во второй половине ХVIII в. в Англии, Германии, Австрии, Франции создаются первые школы для глухих детей. Это, как правило, закрытые учебные заведения интернатного типа, называвшиеся поэтому институтами. Начался второй период в развитии сурдопедагогики — от индивидуального обучения глухих сурдопедагогика переходит к их школьному обучению.
На протяжении двух столетий в Европе, США и других странах развивалась школьная и дошкольная дифференцированная система обучения глухих и слабослышащих детей в условиях закрытых (интернатных) образовательных учреждений.

Во второй половине ХХ в. распространение интеграционных идей, подкрепленное существенным прогрессом в области слухопротезирования, созданием системы раннего выявления, ранней педагогической помощи детям с нарушениями слуха, привело к включению значительного числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего назначения, сокращению числа школ для глухих детей, расширению спектра профессий и специальностей, доступных для освоения неслышащими в структуре профессионального образования.

На Руси призрением глухих и других «убогих> занимались православная церковь и монастыри.
Опыт воспитания и обучения глухих в России был накоплен также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачным примером которого было создание Петербургского и Московского воспитательных домов, где вместе с детьми-сиротами воспитывались глухие дети, осваивая основы грамоты и ремесло (ХVIII в.).

Мимическая и устная системы обучения глухих появились в России в ХIХ в. в связи с началом школьного обучения. Первая школа была открыта для глухих детей из высших сословий в г. Павловске под С.-Петербургом в 1806 г. Развитие российской сурдопедагогики в ХIХ в. связано с педагогической деятельностью таких известных сурдопедагогов, как В. И. Флери, Г. А. Гурцов, И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н. М. Лаговский, Ф. А. Рау.

Российская система обучения глухих, сформировавшаяся в ХIХ в., опиралась на использование в учебном процессе и словесного, и жестового языков. Однако уже в конце века преимущество стало отдаваться устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих. С начала ХХ в. зарождается дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 г. в Москве открывается первый детский сад для глухих детей, организованный супругами Ф.А. и Н.А. Рау.

После революции 1917 г. школы для глухих в СССР были переданы в государственную систему образования. В 30-е гг. появляются первые классы, а затем и школы для слабослышащих и позднооглохших детей. Особенно плодотворным стал период, начавшийся в 50-е гг. Целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение десятилетий создала оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопедагоги — Р. М. Боскис, А. И. дьячков, С. А. Зыков, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, В. И. Бельтюков, А. Г. Зикеев, к. г. Коровин, Б.д. Корсунская, А. Ф. Понгильская, Э. И. Леонгард, А. П. Гозова, Т. А. Власова, Г.Л. Зайцева, Л. П. Носкова, Е. П. Кузьмичева, Э. В. Миронова и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи — И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова и др.

Советскую систему обучения неслышащих отличало следующее:

Итак, за короткий по историческим меркам срок — сто с не­большим лет — европейцы создали на континенте сеть частных и государственных учебных заведений для глухих. Правда, од­ни страны ограничились созданием одной-двух, как правило, столичных школ, другие — охватили специальным обучением достаточно большое число детей. Статистические данные, представленные в таблице 8, отражают объективную картину охвата глухих детей школьным обучением к третьей четверти XIX в.

Очевиден приоритет стран Центральной и Северной Евро­пы. К концу XIX в. налаживается выявление и учет детей с сенсорными нарушениями, подавляющая часть выявленных детей затем попадает в специальные школы. Введение в эко­номически развитых странах обязательного обучения глухих привело к тому, что в начале XX столетия Германия, Швеция, Дания, Норвегия, Голландия, Австрия, Швейцария достигли очень высокого уровня охвата (до 80% и более) нуждающихся. На рубеже столетий появляются специальные школы на Бал­канах.

Еще раз обратимся к таблице 7 и проследим, как рас­пространялась по континенту французская модель обучения слепых, предложенная Валентином Гаюи. В 1789 г. частное учебное заведение Гаюи обретает статус государственного ин­ститута, и достаточно быстро европейцы, традиционно копи­рующие парижские моды, будь то одежда, манеры или фило­софские идеи, пытаются воспроизвести нечто подобное в столицах своих стран. Всего за 17 лет (с 1793 по 1811 г.) мо­дель Гаюи тиражируется в десяти странах: Бельгии, Австрии, Пруссии, Италии, России, Чехии, Голландии, Швеции, Швей­царии, Дании. Одни страны приглашают пионера тифлопеда­гогики к себе, другие — создают национальные институты, ко­пируя парижский, третьи — спорят, отвергают и критикуют идеи Гаюи, создавая оригинальные модели обучения незрячих, которые, правда, не родились бы без французской и вне поле­мики с ее автором. Подвижника забудут, но начатое им дело уже не остановится, к концу XIX столетия все европейские страны организуют школы для слепых детей.

Забота о детях с интеллектуальными нарушениями начина­лась с организации им помощи, школьное обучение умственно отсталых становится актуальным после введения всеобуча. Хронология возникновения в европейских государствах пер­вых лечебно-педагогических учреждений для слабоумных де­тей и первых вспомогательных классов и школ представлена

Таблица8 Охват глухих детей школьным обучением (1878—1881 гг.)*

№ п/п Страна Число учебных заведений (учеников в них) Процент глухих детей, получающих школьное обучение (от числа выявленных)
Германия 90 (5608) 81%
Франция** 60 (2957) 59%
Англия и Ирландия 34 (2421) 57%
Италия 35(1491) 10%
Австро-Венгрия 17(1092) 12%***
Швейцария 11 (380) 80%
Россия, в том числе: Польша Финляндия 11 1 3
Бельгия**** 10(860) 83%
Испания 7(222) 17%
Швеция 17(650) Более 80%
Норвегия 5(283) Более 80%
Дания 4(326) 93%
Нидерланды 4(465) 98%
Люксембург 1 (27) 100%
Сербия 1 (20) 9%
Португалия 1 (8) 3%о
Греция - -
Румыния - -
Черногория - -

* Schwabach, 1883 [37].

** Во Франции глухие и слепые обучались совместно, таким образом, ре­альный процент должен быть несколько ниже.

*** По Австрии этот процент был значительно выше, достигал 80%. **** В Бельгии глухие и слепые обучались совместно, таким образом, реаль­ный процент должен быть несколько ниже.

в таблице 9. Даже беглого знакомства с таблицей достаточно, чтобы оценить влияние официальной религии и культурных традиций страны на организацию школьного обучения умст­венно отсталых детей.

Таблица 9

Хронология открытия первых учреждений для умственно отсталых детей

Успех строительства системы специального образования, как мы могли видеть на примере многих стран, зависит от соот­ветствующих законодательных инициатив государства: чем раньше принимается закон о специальном обучении, тем боль­ше вероятность того, что доступ к нему получит большинство в том нуждающихся. Отсутствие названного закона сделает лю­бые инициативы в сфере образования детей-инвалидов локаль­ными и краткосрочными, а конституционное право этих детей на образование — красивым лозунгом, не подкрепленным госу­дарственными гарантиями.

Создание школы и учреждения, специализирующиеся на обучении глухих имеет историю, насчитывающую несколько веков. Они использовали различные учебные подходы и философии. Способ преодоления языкового барьера между слухом и глухим остается предметом больших споров. Многие из первых заведений формализованного образования для глухих в настоящее время признаны за влияние, которое они внесли на развитие и стандарты обучения глухих сегодня.

Содержание

Франция: 1760 г. - Национальный институт глухонемых


Шарль-Мишель де л'Эпе

Шарль-Мишель де л'Эпе (1712-1789), также известный как Abbé de l'Épée, был благотворительным католическим священником, известным тем, что основал первую бесплатную государственную школу для глухих. Его обычно называют прозвищами "Отец глухих" и "Отец языка жестов". [1] Историческая реальность такова, что он выучил уже существующий язык жестов у своих ранних глухих учеников и преобразовал его в форму, которую он считал предпочтительной для использования в образовательных методах. [2]

Развитие и расширение

Национальный институт глухонемых был основан в 1760 году Шарлем-Мишелем де л'Эпе в Париже, Франция. Первоначально он был построен в доме на улице Мулен, 14. Два года спустя его открыли для публики. Вторая его установка была установлена ​​на rue de Saint-Jacques рядом с Люксембургский дворец и его сады. [2]

Учебная методика


Как католическое учреждение, в школьной программе делался упор на религиоведение. Студенты также получали образование по различным специальностям, популярным в то время. Основное внимание в школе уделялось изучению языка. Подход, ставший популярным благодаря Эпе, получил название Signes Méthodiques или же Методический знак. Это состояло из перевода французского языка жестов и его преобразования во французский ручной алфавит Эпе. Он состоял из отдельных форм рук и знаков, используемых для представления определенных аналогов письменного и разговорного французского языка в прямом дословном переводе. Эта форма методического знака также именуется ручной знак, или в этом случае Подпись на французском языке. Это явно отличается от Французский язык жестов, который сам по себе является отдельным языком. Такие методы ручного языкового перевода остаются популярными сегодня, особенно в подходах к обучению глухих, основанным на слухе. [3]

Влияние и выживание учреждения

29 июля 1791 года школу переименовали в Institut National de Jeunes Sourds de Paris, который остается и активен по сей день. [4] Однако сегодня учебное заведение использует французский язык жестов в своей образовательной практике, в отличие от ручного французского языка. Позднее в Европе и других странах была открыта приблизительно 21 дополнительная школа с использованием образовательных методов, вдохновленных оригинальным видением Эпе.

Известные студенты

Англия: 1760 - Академия глухонемых Брейдвуд


Томас Брейдвуд

В 1760 году шотландский учитель, Томас Брейдвуд основал Брейдвудскую академию для глухонемых в Эдинбурге. Быстрое завоевание общественного внимания к школе можно объяснить наглой рекламой Томаса Брэйдвуда своих методов и своего учреждения. [5]

Развитие и расширение

В школе учился только один ученик, глухой молодой человек по имени Чарльз Ширефф. Со временем он продолжал приобретать известность, увеличивая количество студентов и сотрудников. В 1783 году школа была переведена в более крупное здание за пределами Лондона. [6]

Учебная методика

Многие из его учеников, например Чарльз Ширефф, сделали успешную карьеру в различных областях. Однако многие из них не сохранили сколько-нибудь значительного или длительного устного образования. И наоборот, многие выбрали такой карьерный путь, который не требует от них значительного устного общения. [2]

Влияние и выживание учреждения

Германия: 1778 г. - Школа Самуэля Хайнике для глухих детей в Лейпциге


Самуэль Хайнике

Развитие и расширение

Учебная методика

Влияние и выживание учреждения

Многие другие учителя по всей Германии были отправлены местными властями для прохождения обучения у Хайнике в его заведении в Лейпциге. Молодого священника по имени Хемелинг послал герцог Баденский Чарльз Фредерик учиться у Хайнике. Затем Фредерик открыл школу для глухих в Карлсруэ, Германия. Три зятя Хайнике также сыграли важную роль в выживании и расширении школы в Лейпциге. Его первый зять, Эрнст Адольф Эшке, основал дополнительное предприятие в Берлине, прежде чем стать директором Лейпцига после смерти Хайнике. Однако Эшке отказался от устных методов своего тестя в пользу философии языка жестов Эпе и Сикара. [14] Наследие в образовании глухих было продолжено еще двумя зятями Хайнике, Августом Фридрихом Петшке и Карл Готтлоб Райх, соответственно. Собственный зять Райха сегодня является директором школы. [2]

Школа до сих пор работает под официальным названием. Саксонская государственная школа для слабослышащих Центр поддержки Самуэля Хайнике, обычно называемый просто Школа Самуэля Хайнике. Сегодня учебное заведение использует смешанный подход к обучению своих студентов, но продолжает уделять особое внимание аудиовербальным методам и методам обучения. [15]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

5. История изучения лиц с нарушением слуха и оказания им помощи.

Не умея найти контакт с глухими и признавая их часто безумными, общество сторонилось таких людей, обвиняя их в колдовстве. Глухие нередко становились объектами преследования со стороны инквизиции.

Эпоха Возрождения стала поворотным пунктом в развитии отношений общества с неслышащими.

Развитие практики обучения неслышащих в странах Западной Европы подкреплялось и первыми теоретическими работами в этой области: современник П. Понсе, выдающийся итальянский

ученый-энциклопедист Д. Кардано (1501-1576) не только дал зиологическое объяснение причин глухоты и немоты, но и сф мулировал важнейшие положения практики обучения глухих. У в 1620 г. в Мадриде выходит первый учебник по обучению глу~ «О природе звуков и искусстве научить говорить глухонемого В ней был напечатан и первый дактильный алфавит, использ вавшийся для обучения глухих. Автор - испанский учит: X. П. Бонет, обобщивший собственный опыт домашнего обучен" нескольких глухонемых детей.

История сурдопедагогики каждой западноевропейской стран бережно хранит сведения о первых своих педагогах (это монахи священники, учителя, врачи и лингвисты), успешно обучавщ глухих.

Обогащение представлений о природе глухоты, путях ее к; рекции и компенсации, накопление специфического педагоги ского опыта в условиях индивидуального обучения глухих - это в эпоху Возрождения постепенно создало предпосылки признания обучаемости глухих, повлекло за собой усиление щественно-религиозного и педагогического внимания к этой тегории детей с отклонениями в развитии и обеспечило постеп ный переход проблематики глухих в сферу педагогики. ,

Во второй половине XVIII в. в Англии, Германии, Австр Франции создаются первые школы для глухих детей. Это, правило, закрытые учебные заведения интернатного типа, нг вавшиеся поэтому институтами.

На протяжении двух столетий в Европе, США и других сі нах развивалась школьная и дошкольная дифференцирован- система обучения глухих и слабослышащих детей в условиях крытых (интернатных) образовательных учреждений. Во BTOJ половине XX в. распространение интеграционных идей, подкр ленное существенным прогрессом в области слухопротезиро- ния, созданием системы раннего выявления, ранней педагоги ской помощи детям с нарушениями слуха, привело к включени

значительного числа детей с нарушениями слуха в образовательные учреждения общего назначения, сокращению числа школ для глухих детей, расширению спектра профессий и специальностей, доступных для освоения неслышащими в структуре профессионального образования.

Опыт воспитания и обучения глухих в России был накоплен также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачным примером которого было создание Петербургского и Московского воспитательных домов, где вместе с детьми-сиротами воспитывались глухие дети, осваивая основы грамоты и ремесло (XVIII в.).

Мимическая и устная системы обучения глухих появились в России в XIX в. в связи с началом школьного обучения. Первая школа была открыта для глухих детей из высших сословий в г. Павловске под С.-Петербургом в 1806 г.

Развитие российской сурдопедагогики в XIX в. связано с педагогической деятельностью таких известных сурдопедагогов, как В. И. Флери, Г. А. Гурцов, И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н. М. Лаговский, Ф. A. Pay.

Российская система обучения глухих, сформировавшаяся в XIX в., опиралась на использование в учебном процессе и словесного, и жестового языков. Однако уже в конце века преимущество стало отдаваться устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих.

С начала XX в. зарождается дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 г. в Москве открывается первый детский сад для глухих детей, организованный супругами Ф.А. и Н.А.Рау.

После революции 1917 г: школы для глухих в СССР были переданы в государственную систему образования. В 30-е гг. появляются первые классы, а затем и школы для слабослышащих и позднооглохших детей. Особенно плодотворным стал период, начавшийся в 50-е гг. Целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение десятилетий создала оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопеда- гоги - Р.М.Боскис, А.И.Дьячков, С.А.Зыков, Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Сле- зина, В. И. Бельтюков, А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин, Б. Д. Корсунская, А.Ф.Понгильская, Э.И.Леонгард, А.П.Гозова, Т.А.Власова, Г.Л.Зайцева, Л.П.Носкова, Е.П.Кузьмичева, Э.В.Миронова и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи - И.М.Соловьев, Ж. И. Шиф, Т. В. Розанова и др.

Советскую систему обучения неслышащих отличало следующее?* ориентация содержания обучения на массовую систему обрй* зования;

внимание к формированию и развитию словесной, и в том чисдац устной, речи, к развитию слухового восприятия и обучению их и

создание и внедрение в образовательный процесс деятельносТ, ного подхода к обучению (С.А.Зыков и др.)

Читайте также: