В какой стране отсутствует единый государственный стандарт школьного образования

Обновлено: 30.06.2024

Единого стандарта среднего общего образования в мире не существует. В каждой стране приняты свои собственные государственные стандарты обучения.

Особенность Швейцарии в том, что в этой стране есть учебные заведения, работающие по школьным стандартам как собственно Швейцарии, так и почти всех крупных стран мира. Это объясняется тем, что традиционно в Швейцарии работало очень много иностранцев, чтобы их дети не прерывали обучения по стандартам среднего общего образования, принятым в их странах, в Швейцарии работают американские, британские, японские школы. Сама Швейцария состоит из трех частей - немецкой, французской и итальянской. Соответственно, в каждой части страны учебные заведения работают по школьным стандартам Германии, Франции, Италии.

Другими словами, система среднего образования в Швейцарии представлена всеми международно-признанными государственными стандартами обучения. Аттестаты школ немецкоязычной части Швейцарии считаются эквивалентными австрийским и немецким дипломам, а выпускники франкоязычных школ Швейцарии по условиям зачисления в вузы Франции, Бельгии и Канады приравнены к гражданам этих стран. Если ребенок закончил американскую, британскую или японскую школу в Швейцарии, то его без экзаменов ждут в американских, британских и японских вузах. Эти же аттестаты принимаются и для зачисления на общих основаниях (без экзаменов) в местные швейцарские университеты, конечно, при условии владения языком преподавания.

Только в Швейцарии можно получить аттестат зрелости любого стандарта среднего общего образования! Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок поступил в английский вуз, совсем не обязательно учиться в Великобритании. То же самое и с американскими школами. Однако в отличие от школ в самой Англии или США, в Швейцарии в обязательном порядке учат еще и французский или немецкий язык, что расширяет возможности выпускников. Поскольку и в Англии, и в США высшее образование платное, совсем неплохо в качестве альтернативы иметь возможность бесплатно учиться в Европе!

Международно-принятые школьные стандарты

Государственный стандарт обучения США High School Graduation Diploma, CEEB, Advanced Placement Programmе

Внимание! При таком разнообразии важно не сделать ошибок. Выбирая школу, необходимо наметить дальнейшую стратегию образования Вашего ребенка, иначе не избежать проблем со сменой программы в старшей школе. Наши специалисты, обладая необходимыми знаниями и опытом, с удовольствием помогут Вам в этом, разработают индивидуальный учебный план для Вашего ребенка, в соответствии с которым и подберут школы, с дипломом которых происходит прямое зачисление в выбранный Вами университет, организуют просмотр учебных заведений.

Челпанов М.

Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.

Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5 – 9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10 – 11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОС

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Позиция сравнения Первое поколение ФГОС Второе поколение ФГОС
Знание Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают Ученик активно участвует в процессе получения знаний
Обучение Система знаний как бы существует в вакууме Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни
Учение Односторонняя комуникация учитель → ученик Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу
Сотрудничество Единоличное руководство учителя Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку . Подход коснется всех уровней школы.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.

  • Например, патриотическое воспитание​

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

А что с шахматами?

ФГОС

ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.

Общее описание системы ФГОС

Сегодня Стандарты позволяют:

составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;

формировать методические пособия;

выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;

разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;

проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.

Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.

Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.

Виды и содержание ФГОС

ФГОС ДОО

Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.

ФГОС НОО

Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.

ФГОС ООО

Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.

ФГОС СОО

Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.

ФГОС ОВЗ

Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.

Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.

Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:

Общие положения — что включено, какова цель документа.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.

Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.

Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.

Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС

Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.

Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.

Три поколения ФГОС: что меняется

Принято делить ФГОС на три поколения.

Первое поколение - 2004-2009 годы

Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.

Второе поколение - 2009-2020 годы

Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.

Третье поколение - с 2021 года

Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.

Требования ФГОС третьего поколения содержат:

четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;

список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;

конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;

указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;

время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;

данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.

Как применяются ФГОС на практике

Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.

Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.

Для формирования программы по своему предмету учитель должен:

Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.

Установить порядок изучения учебного материала.

Распределить общее количество часов на все темы и разделы.

Включить в программу региональные материалы.

Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.

В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.

ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:

место дисциплины в общем плане;

содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;

все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;

указано, какая литература обязательна к изучению.

Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.

Курсы для педагогов по ФГОС

Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.

Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.

Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.


Обратим внимание, что, начиная с 2014 г. это уже четвертое, по сути, идентичное поручение или обращение Президента РФ по поводу обновления федеральных государственных образовательных стандартов. А, значит, в данной сфере ситуация далека от благополучия.

Как все начиналось

Этот инициативный, идущий снизу, достаточно локальный тренд, вызванный прагматическими и гуманными целями внутри профессионального сообщества преподавателей математики, рельефно обозначил один из спектров дискурса, связанного со стандартами: повышение качества обучения; защита учителей; противодействие неквалифицированным административным воздействиям.

В результате в США к концу 1980-х гг. появились первые стандарты по математике, а уже в начале 1990-х началась разработка стандарта естественного (science study) образования (в США оно по традиции объединяет физику, химию и, частично, биологию и географию). Одновременно в целом ряде штатов, графств (районов), городов также начали создавать региональные образовательные стандарты. Обобщая этот первоначальный американский опыт, следует отметить, что введение образовательных стандартов совершенно не обязательно должно быть исключительной прерогативой государства. С не меньшей, а, подчас и большей эффективностью их могут разрабатывать и принимать в качестве общепризнанных профессиональные педагогические сообщества.

В 1990-е годы национальные отраслевые образовательные стандарты по математике, причем сразу на государственном уровне, были приняты в Великобритании, Италии, Нидерландах и других развитых государствах Запада. Это принесло положительные плоды. Например, в Нидерландах квалифицированный стандарт по математике дал просто блестящие результаты: за несколько лет Нидерланды буквально ворвались в группу мировых лидеров по качеству математического образования. Это свидетельствует о том, что профессионально выстроенная и не страдающая целеценностными амбициями работа над стандартами способна принести замечательные результаты.

В середине 1990-х гг. особое внимание к проблеме стандартизации содержания образования было приковано в связи с усилиями по укреплению единства образовательного пространства на территории Единой Европы. В частности, под эгидой Совета Европы были разработаны общеевропейские стандарты по английскому языку (как основному средству коммуникации) и новейшей истории (для преодоления отчуждения и исторических обид между народами). Для решения подобных политических задач, имеющих значимые социально-экономические последствия, именно образовательные стандарты открывали значительные перспективы.

В настоящее время образовательный стандарт как управленческий, нормативный документ существует не во всех странах. Однако в условиях глобализации, интеграции национальных систем образования, развития поликультурного образования, тенденция стандартизации общего образования сегодня является одной из ведущих.

Существуют разные подходы к образовательным стандартам, значимые различия в их структуре и содержании. Стандартизация образования по-разному осуществляется в странах с централизованными и децентрализованными системами образования. В централизованных системах образования национальные стандарты фактически реализуются в форме учебных планов и образовательных программ, обязательных для всех школ. В децентрализованных системах образования общенациональные стандарты являются принципиально новым явлением [5 -7].

Проблематика образовательных стандартов

Приведем существующую классификацию стандартов: стандарты содержания, определяющие цели и содержание обучения; стандарты условий обучения; стандарты успешности, или результатов. Последние определяют, какими компетентностями должны владеть учащиеся на определенный момент обучения.

Сложилось не менее четырёх способов определения и фиксации целей образования: определение целей через изучаемое содержание; определение целей через деятельность учителя; постановка целей через внутренние процессы личностного развития учеников; постановка целей через учебную деятельность. Вместе с тем в современном мире всё более укрепляется понимание того, что в условиях цифровизации наиболее эффективным способом определения целей образования является их постановка через учебную деятельность учащихся. Этот приоритет не отменяет других способов определения целей образования, которые тоже имеют место 2.

Стандарты содержания общего образования

Приоритетным и наиболее актуальным для российского образования трендом в спектре проблематики стандартов общего образования является определение обязательного минимума содержания образования, подлежащего изучению. Целью образования в этом случае становится усвоение минимума изучаемого содержания. В зависимости от принятия того или иного стандарта система будет работать по-разному. С учетом всех плюсов и минусов сделаем вывод, что задача обеспечения необходимого качества образования может быть решена лишь с помощью обязательных минимальных стандартов.

Укажем, представляющие для нас интерес, основные выводы в этом направлении, которые сложились в зарубежном опыте разработки содержания стандартов в начале ХХI века.

2. Знание основного содержания базовых наук (истории, философии, политологии, экономики, права) для общего образования (уровни начального, основного общего, базового среднего) в отличие от высшего образования не является преимущественной целью. Гораздо важнее, как показал мировой опыт, использование потенциала школьного образования в целях социализации школьников, формирования национально-гражданской идентичности, гражданского воспитания.

Национальные модели реализации образовательных стандартов

Есть ли общие черты в образовательных стандартах разных стран? Какие факторы определяют различия в стандартах? И, наконец, насколько успешной была деятельность по внедрению стандартов?

Выделяется три основные модели образовательной политики, направленной через стандарты на достижение желаемого качества образования: англо-американская, немецкая и скандинавская. Общим в этих моделях является использование стандартов как инструмента управления качеством образования, а также системный подход к решению проблемы качества: установление и применение стандартов взаимосвязано с широкой программой мер по развитию системы образования.

Однако, эти модели различаются способом решения проблемы качества образования, которому придается приоритетное значение.

1.Англо-американская модель развития образования исходит из того, что к повышению качества школьного обучения ведет конкуренция.

В ходе национального тестирования ежегодно проверяется соответствие учебных достижений заявленным в стандартах целям образования. От его результатов зависит размер финансирования образовательного учреждения. Низкие показатели влекут за собой санкции для школы и учителей вплоть до увольнения и закрытия.

Такой подход к обеспечению качества образования на определенном этапе позволяет повысить уровень достижений, но сомнения в эффективности данной модели остаются. Они обусловлены побочными негативными явлениями: натаскиванием учащихся на тесты при сокращении времени на более развивающие занятия; массовой фальсификацией результатов тестирования; вытеснением слабых учащихся [5;7].

В результате последующих реформ в начале ХХI века стандарты перестали рассматриваться только как требования к школе и учителю, а стали конструироваться как общественно-образовательный договор, как система взаимных обязательств всех участников образовательного процесса (в том числе органов государственной власти перед школой и учителем) во имя интересов национального развития. Немаловажно, что к разработке были привлечены представители широкой педагогической общественности, профсоюзы учителей и т.д. В результате процесс введения образовательных стандартов в Великобритании сегодня продвигается весьма успешно [5;7].

2. В Германии образовательные стандарты стали разрабатываться с 1970 года после исследования PISA, показавшего низкий уровень образования в стране. С 2004 года обязательными являются стандарты для школьного образования, которые ориентированы на формирование у учащихся ключевых навыков и компетенций при отсутствии переполненности учебных программ излишними знаниями. Во многом образовательные стандарты носят рамочный характер, и федеральные земли наполняют их своим содержанием [5;7].

Стандарты служат ориентиром школам и учителям, которым предоставлена большая степень свободы в построении образовательного процесса. Например, в Финляндии желаемые результаты образования определяются в образовательных документах (стандартах, доктринах, концепциях, программах) без указания способа их достижения, что обусловлено признанием индивидуального, личностного характера обучения.

Стандарты положены в основу национального тестирования, результаты которого сообщаются только школе. Школы сами проявляют интерес к отслеживанию своих результатов и оплачивают услуги агентств, которые занимаются оцениванием их деятельности [5;7].

Выводы

В целом в мировой практике за последние годы отчетливо прослеживаются три основные тенденции в эволюции образовательных стандартов:

  • углубление теоретической разработки проблемы образовательного стандарта и усложнение способов проектирования образования;
  • направленность стандарта на расширение пространства для личности и ее возможностей для интегрирования в общество;
  • увеличение степени участия учителей и обучающихся (по мере их становления как субъектов образовательного процесса) в проектировании и нормировании образования [6].

Таким образом, в современной мировой образовательной практике образовательные стандарты предстают прежде всего, как развивающий, прогностический и диагностический инструмент, а также, что особенно важно, как предохранительный механизм, выполняющий функции защиты:

Все эти меры, в конечном счете, направлены на поддержку ученика, на создание условий для его успешной деятельности, под которой понимается достижение образовательных результатов, имеющих интегративный характер (по нашей терминологии — метапредметных и личностных результатов). Стандарты используются не для оценки достижений конкретных учеников, а для выявления достижений и проблем образовательной системы. Есть и еще одна общая черта: во всех странах, особенно в России, стандарты являются объектом общественной критики (хотя скандинавскую модель многие эксперты считают образцом для подражания) [1].

Читайте также: