В каких произведениях цикла сказка уступает место притче приближается к святочному рассказу кратко

Обновлено: 02.07.2024

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

понедельник, 3 января 2022 г.

А. Куприн "Чудесный доктор", ответы на вопросы учебника, 6 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 6 класс, 2 часть, Коровина, страницы 15-16

Александр Куприн "Чудесный доктор"

Размышляем о прочитанном

Это очень сильная история, которая затрагивает самые глубокие струны человеческой души. Она заставила меня сострадать и сочувствовать, радоваться и восхищаться. Она произвела на меня неизгладимое впечатление.

Первым настроением была улыбка, когда я читала описание витрин магазина. Потом появилась жалость к мальчикам, лишённым всех чудес праздника. На смену жалости пришло сочувствие, сострадание, ужас, когда я читала о бедствиях семьи Мерцаловых, об их жизни. И в конце я испытала огромную радость и облегчение, даже восторг, от того, что всё закончилось так благополучно.

Куприн говорил, что эту историю он услышал от Григория Мерцалова, сына героя, и что эта история совершенно достоверная, она случилась на самом деле. Поэтому первоначально он даже опубликовал рассказ под названием "Истинное происшествие".

Автор указывает место, где происходили события, примерное время и признаётся, что слегка изменил имена героев.

  1. Действие рассказа происходит на Рождество.
  2. Герои рассказа - бедные люди, которые остро нуждаются в помощи.
  3. Герои доходят до крайней степени отчаяния.
  4. В рассказе происходит чудо, встреча с Пироговым.

5. Почему писатель так подробно описывает витрины гастронома? Какие другие примеры иной, недоступной героям рассказа жизни окружают их в предпраздничный вечер в центре города?

Праздничная витрина магазина служит символом радости, роскоши, достатка, то есть всего того, что оказалось недоступно мальчикам. Автор стремится показать и сравнить два мира, один благополучный и роскошный, другой нищий и голодный.

Мальчики видят наряженные праздничные ёлки, слышали весёлую музыку, шум толпы, их окружали богато одетые люди, гуляющие, катящие в повозках.

6. Перечитайте внимательно описание жилища Мерцаловых? Какой художественный приём воздействия на читателя использует писатель, давая столь подробные описания витрины магазина и жилища семьи Мерцаловых?

Это приём называется противопоставление или антитеза.

Витрина магазина, символ роскоши и богатства, противопоставляется убогости жилища, символа нищеты. Этот контраст заставляет читателя острее прочувствовать бедственное положение героев.

7. Какой факт биографии одного из сыновей Мерцалова свидетельствует о том, что известный врач и педагог Пирогов стал для него примером для подражания в жизни?

Один из сыновей Мерцалова, Гришка, сделался банкиром, богатым человеком, но он постоянно помогал нуждающимся, бедным. Этот факт говорит о том, что поступок Пирогова стал для него примером для подражания.

Обогащайте свою речь

Рассказ учит нас сострадать, сочувствовать. Как вы думаете, каково значение приставки СО в этих словах? Приведите примеры других слов, в которых приставка со- имеет тоже значение.

В словах Сострадать, Сочувствовать пристава Со- имеет значение "Быть вместе", "Разделять с кем-то что-либо".

Примеры других слов: Сопереживать, Собеседник, Соратник, Содружество, Согласие.

Нажмите ☆ , чтобы добавить сайт в избранное.

Самуил Яковлевич Маршак

Двенадцать месяцев

Стр. 101. Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали лишь избранные картины. Постарайтесь прочитать всю пьесу — драматическую сказку и ответить на вопрос, о чём эта сказка, или кратко пересказать её содержание.

2. Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные? Обоснуйте свой ответ.

Герои сказки: Падчерица, Мачеха, Дочка, Солдат, Королева, Учитель Королевы, Двенадцать месяцев.
Из них в народных сказках часто встречаются мачеха с дочкой и падчерицей, солдат, королева. Есть в этой пьесе действующие лица явно не фольклорного, а литературного происхождения: Учитель Королевы, Гофмейстерина, Канцлер, Начальник королевской стражи, Королевский прокурор и другие члены свиты Королевы.

3. Расскажите о каждом из героев этой сказки отдельно. Например: каков характер Королевы и какие приёмы использует автор, описывая её поведение?

Падчерица красивая и добрая. Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.
Но мачеха и ее дочь не любят ее, заставляют делать черную работу. Вдвоем они посылают падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой падчерицу. Сначала они хвастаются, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.
Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения, и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове: что дороже. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, и думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.
Рассказывая об учителе королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни.
Рассказывая о старом солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости.

4. Какие разговоры (диалоги) действующих лиц вам показались смешными? Почему? Подготовьте инсценированное чтение пьесы.

Смешными показались разговоры волка с вороном, зайца и белок, мачехи с дочкой о том, какая корзина больше, диалоги королевы с учителем.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. “Сказки” Салтыкова-Щедрина, состоящие из 32 произведений, представляют собой самостоятельный сатирический цикл. Они были написаны в период с 1869 по 1886 г. Однако к этому жанру Щедрин проявлял интерес и ранее, включая сказочные эпизоды в другие сатирические произведения. Например, в рассказ “Скрежет зубовный” (1860) вошла сказка “Сон”, а в “Современную идиллию” (1877-1883) – “Сказка о ретивом начальнике”.
В 1869 г. Щедрин опубликовал на страницах “Отечественных записок” три сказки: “Повесть о том,

как один мужик двух генералов прокормил”, “Пропала совесть”, “Дикий помещик”, включенные им в цикл “Для детей”, который в итоге остался незаконченным. В 1880 г. появилась сказка “Игрушечного дела людишки”, которая, по неосуществленному замыслу писателя, должна была открывать сатирическое обозрение, изображавшее людей-кукол. После небольшого перерыва в 1883 г. увидели свет сказки “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц” и “Бедный волк”, которые сначала были напечатаны в Женеве в разных номерах газеты “Общее дело” под редакционной рубрикой “Сказки для детей изрядного

В 1884 г. они появились в России на страницах “Отечественных записок” под общим заглавием “Сказки” и с подписью Н. Щедрин. С 1883 по 1886 г. было написано 28 сказок. Однако в полном объеме при жизни Щедрина цикл не был опубликован в силу запрета цензуры. Так, например, сказка “Медведьна воеводстве”, будучи напечатанной в Женеве дважды (в 1884 и 1886 гг.), в России была издана лишь в 1906 г., а сказка “Богатырь” вообще стала известна лишь в 1922 г.
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. Конечно, жанр сказки Щедрин выбрал не случайно. В качестве причин его интереса к этому жанру исследователи называли:
– условия цензуры;
– воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
– появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
– популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
– органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.
Безусловно, каждый из этих факторов сыграл свою роль в появлении щедринского цикла сказок. Но для нас наиболее важно остановиться на последней из названных причин.
Сказка действительно возникла в недрах сатиры Щедрина. Именно в конце 60-х – начале 70-х гг. отчетливо высветились уже наметившиеся до этого черты щедринского метода, связанные с его стремлением выйти за пределы жизненного правдоподобия в изображении современной ему действительности. Поэтому сказка с арсеналом ее художественных приемов естественно вписалась в жанровую систему щедринской прозы.
С народной сказкой, по мнению многих исследователей, сказку Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов (о них пойдет речь при анализе художественных особенностей сказок). Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т. п. в их общечеловеческом смысле. Вспомните народные сказки, порицающие ленивых падчериц, мачех, завистливых братьев за их лень, стремление жить за чужой счет.

Подобным образом в сказках Щедрина осуждаются генералы и дикий помещик за их неспособность к труду, стремление жить за счет чужих усилий, которые они даже не способны оценить.
Однако сходство нравственных установок, воплощенных в фольклорных и щедринских сказках, не исключает и принципиальных отличий. В мире героев Щедрина (в отличие от его собственного мира) границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

Поэтому в ней используется много реальных деталей современной автору действительности. На смену юмористическому пафосу, свойственному ряду народных сказок, в произведения Щедрина приходит едкая злая сатира на бюрократический аппарат и социальную бесполезность чиновников (“Повесть о том, как…”), на крепостнические пережитки в психологии дворянства (“Дикий помещик”), антинародную сущность административной системы (“Медведь на воеводстве”), малодушие и бездеятельность либеральной интеллигенции (“Премудрый пискарь”) и т. д. Сказочная форма наполняется политическим смыслом, в то же время политические идеи определяют сюжетно-композиционные особенности произведений: своеобразие финала, порой содержащею кровавые развязки (“Карась-идеалист”), специфику системы персонажей (в щедринских сказках редко изображается положительный герой), соединение разных речевых стилей (условный сказочный язык, канцеляризмы, просторечия и т. п.).
В итоге, как указывает А. С. Бушмин, “можно сказать, что салтыковская сказка самостоятельно возникала по типу фольклорных сказок, а последние лишь способствовали ее формированию”.
ТЕМАТИКА СКАЗОК. Сказки, по мнению критики, отразили особенности идейно-художественных исканий Щедрина. Можно условно выделить 4 основных тематических “блока”:
I. Тема власти: ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”), псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”), взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как…”);
II. Тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”), покорности (“Повесть о том, как…”, “Коняга”), стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”);
III. Тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”), осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Жил-дрожал, и умирал-дрожал” в сказке “Премудрый пискарь”), критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”);
IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”, “Добродетели и пороки”).
Эта классификация носит общий характер, в ней упоминаются лишь некоторые сказки. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем. Например, в сказке “Дикий помещик” раскрываются темы взаимоотношения власти и народа, его покорности, стихийности его протеста и т. п.

Формула святочного рассказа из произведения Лескова: " Исключение составляют разве только одни его святочные рассказы. И они, конечно, прекрасны, но в них есть однообразие; однако в этом винить автора нельзя, потому что это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы. От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера – от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и наконец – чтобы он оканчивался непременно весело. В жизни таких событий бывает немного, и потому автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе. А через это в святочных рассказах и замечается большая деланность и однообразие"​

Читайте также: