Организационно содержательная модель деятельности педагога психолога в доу

Обновлено: 05.07.2024

Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ

Организационная модель деятельности педагога-психолога в доу

Под моделью деятельности педагога-психолога понимается

последовательность организационных форм работы, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Задачи: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь

(содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.

Основной целью как педагога - психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное развитие ребенка на всех этапах детства.

Основные направления деятельности психолога ДОУ

Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Развивающая и коррекционная работа. Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Психологическое консультирование. Цель: оказание помощи родителям и педагогам в раскрытии потенциальных и реальных возможностей ребёнка, особенностей развития, в поиске адекватных взаимоотношений на пути самореализации воспитанника. Психологическое просвещение. Цель: повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией.

Примерный перечень тем для психологического просвещения

Педагоги Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы. Закономерности развития детского коллектива. Особенности работы педагога с проблемными детьми. Стили педагогического общения. Психологические основы работы с семьей.

Примерный перечень тем для психологического просвещения

Родители Адаптация ребенка к ДОУ. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности,агрессивности, ухода от деятельности и прочее. Воспитание произвольности поведения и управляемости. Психологическая готовность к обучению. Половое воспитание и развитие.

Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения

Журнал учета проведенной работы, в котором отмечаются дата и время выполнения работы по видам (диагностическая, развивающая, консультативная, просветительская). График работы (циклограмма) на неделю. Программы и методики, используемые в работе педагога - психолога. Аналитический отчет о работе педагога – психолога за год.

Формы учета деятельности и отчетность педагога-психолога

Документы, регламентирующие работу психолога в системе образования

Создание условий в кабинете психолога

Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство

взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, специалисты). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для

интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

Деятельность психолога осуществляется в рамках программы, по ко­торой работает данное дошкольное учреждение. Психолог должен знать содержание программы, требования и соотносить ее цели и задачи со своей деятельностью.

«Поменьше трескучих фраз о любви к человеку вообще, побольше

практического психолога у нас не развита. Но от этого ее роль не уменьшается.

Психологическая профилактика пред полагает о тветственность за с облюдение в

детском саду (и других детских учреждениях) психологических условий,

необходимых для полноценного психологического развития и формирования

личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая

профилактика пр едполагает своев ременное выявление та ких особенностей

ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в

интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях.

Основная сл ожность, с которо й может встретиться псих олог - это непонимание

педагогическим коллективом и родителями важности психологической

профилактики. Подобное неп онимание можно объяснить тем, что существует

много проблем с отдельными д етьми и коллективами, которые необходимо срочно

решать и поэтому воспитатели и родители могут не за думываться о том, что может

произойти в будущем. Психолог до лжен стараться пр огнозировать возможность

появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. В

психопрофилактике ини циатива целиком и сходит от психоло га, в этом про является

творчество его как с пециалиста. Пси холог разрабатывает и осуществляет

развивающие программы для детей ра зных возр астов с учетом особенностей

каждого возрастного эта па. Он также выявляет та кие психо логические о собенности

ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение опреде ленн ых

сложностей или отклонений в его и нтеллектуальном и личностном развитии.

Практический психоло г должен следить за соб людением в детском саду условий,

необходимых для нормального психического развития и формирования личности

детей на каждом возрастном этап е, а также пр едупреждать возможные

осложнения в псих ическом развитии и становлении личности детей в связи с их

Работа психолога, как и любого другого специалиста, если это действительно профессиональная деятельность, должна быть выстроена как определенная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью специально подобранных средств. То есть в основу должна быть положена организационно-содержательная модель деятельности. Мы предлагаем свой подход к типологизации таких организационно-содержательных моделей.

Итак, в основу типологии положены два вопроса и варианты ответа на них:


За первым вопросом для нас скрывается принципиальная позиция психолога данного образовательного учреждения относительно способа решения психологических задач. Один вариант — решение своих профессиональных задач посредством психологического обеспечения деятельности других специалистов: педагогов-предметников, классных руководителей и воспитателей, педагогов дополнительного образования и др.

За вторым вопросом — преимущественный характер решаемых задач.

К задачам стратегического характера отнесем цели развития школы как системы, образовательные результаты, заложенные в программу развития школы, и государственные стандарты, задачи экспериментальной и инновационной деятельности, возрастные задачи развития учащихся и пр.

К тактическим относятся задачи индивидуального развития сегодняшних учеников, вытекающие из различных трудностей адаптации, усвоения знаний, вопросы профессиональной компетенции педагогов и родителей, сталкивающихся с такими проблемами и не готовыми их решать.

Варианты профессионального самоопределения
психолога в образовательном учреждении

В качестве примера психологических идей, которые могут быть положены в основу такой деятельности, можно привести теорию развивающего обучения Эльконина–Давыдова, теорию личностно-ориентированного образования Якиманской, идеи психодидактики Холодной и др.

Важно, что он работает по заранее разработанному тематическому плану, который мало зависит от сиюминутных проблем и интересов детей или их педагогов. Настройка программ на текущие потребности школы может осуществляться в период планирования, весной или летом, в крайнем случае — по решению консилиума или педсовета (уроки психологии могут быть включены в большую общую программу, направленную на решение выявленной проблемы).


Психолог занят профилактической работой в ее самых простых формах и преимущественно ориентирован на работу с теми, кому трудно удержаться в рамках общих школьных требований. Частично он самостоятельно оказывает помощь (в рамках своих возможностей и компетенции), частично организует работу с ребенком и его семьей тех специалистов, которые могут оказать квалифицированную и специализированную помощь. В силу этого последнего обстоятельства диспетчерская деятельность становится очень важным направлением работы психолога-консультанта. Он должен хорошо представлять себе, к какому специалисту необходимо переадресовать ребенка с данным типом проблемы и где такой специалист имеется.

Для психолога-консультанта образовательного учреждения одинаково важными являются как ситуации профессионально грамотного ответа на запрос, так и формирования запросов. Кроме того, и в этом его отличие от психолога-консультанта, работающего в специализированном учреждении (центре), он проводит собственную диагностику, чаще всего скрининговую, для выявления учащихся, нуждающихся в психологической помощи. Его профессиональное взаимодействие с педагогами осуществляется в форме передачи психологических рекомендаций и просветительских мероприятий.

Психолог-проектировщик своей деятельностью охватывает большую часть пространства верхнего этажа нашей схемы. В отличие от научного руководителя, он редко является автором ключевой проектной идеи или теоретической модели, внедряемой в деятельность учреждения. Зато он умеет превращать идею в проект и руководить его реализацией.

В отличие от методиста, он не может оказать педагогу детальной методической помощи в превращении ключевой проектной идеи в конкретную методику, сценарий урока или дидактическую разработку, но он помогает учителю так организовать процесс работы над методикой, сценарием урока, чтобы в практику воплотилась изначальная идея. Психолог-проектировщик вычленяет психологические проблемы, мешающие развитию школы, реализации ее образовательных возможностей, и выстраивает целостную проектную работу по ее решению теми средствами, с привлечением тех ресурсов, которые у школы есть.

Психолог-куратор — специалист, способный выстроить целостную систему психологической работы с группой детей, направленную на решение их возрастных и индивидуальных задач развития, достижение ими достойных образовательных результатов. В этой системе будут разные виды и формы работы: обучающие занятия, развивающие игры и тренинги, совместные с классным руководителем (воспитателем) образовательные или воспитательные мероприятия и наряду с этим индивидуальные коррекционные или консультативные встречи.

Такие варианты работы психолога в школе — это уже совсем другая история. Со своими понятными экономическими плюсами и колоссальными содержательными минусами. С нашей точки зрения, это варианты выживания, тактический ход при дефиците ресурсов и сильных психологических кадров, но никак не стратегия развития системы. Это отказ от многих возможностей, которые таятся и понемногу раскрываются в том варианте службы, который существует в нашей стране с середины 80-х годов прошлого века. Уникальном варианте! Такого количества психологов в системе образования нет нигде. Это достояние нашего образования, ценим мы его по-настоящему или нет.

Если для многих регионов сегодня такого рода модели — единственный вариант сохранить психологов образовании, пусть они существуют. Как временная мера. Мы же настаиваем на других вариантах функционирования службы, у которых существует большой потенциал развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая модель включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности воспитанников и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением.

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога

Модель профессиональной деятельности педагога-психолога должна отражать государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и представлять следующую деятельность:

организация работы по выявлению психолого-педагогических особенностей развития дошкольников, что позволяет получить полную картину всестороннего развития личности ребенка и планировать коррекционные мероприятия;

систематическое наблюдение за воспитанниками в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдений;

осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности и планирование индивидуальной работы с воспитанниками через выстраивание индивидуальных образовательных программ.

Последовательность работы по сопровождению ребенка имеет следующий алгоритм:

Постановка проблем (начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования).

Анализ полученной информации (оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений).

Разработка плана комплексной помощи (определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребёнка, педагога, родителей, специалистов).

Реализация плана по решению проблемы (выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения).

Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению.

Итогами психолого-педагогического сопровождения воспитанника должны быть:

сформирование у всех участников педагогического процесса понятийного аппарата;

разработка карт индивидуального развития дошкольников;

разработка алгоритма психолого-педагогического сопровождения;

разработка схемы взаимодействия в работе специалистов дошкольной образовательной организации и воспитателей.

Предлагаемая модель включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности воспитанников и вопросы управления дошкольным образовательным учреждением.

ГОС выделяет содержание психолого-педагогической работы по освоению воспитанниками образовательных областей и поэтому в работе педагога-психолога необходим комплекс мер, направленных на создание развивающей предметно-пространственной среды, своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту благоприятных условий для развития, успешного обучения и формирования полноценной личности.

Концептуальными основаниями модели профессиональной деятельности педагога-психолога в современных условиях развития дошкольного образования являются:

идея психологической безопасности образовательной среды,

принцип ведущей деятельности;

принцип личностно-деятельностного подхода;

принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком.

Деятельность современного педагога-психолога дошкольной образовательной организации направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития воспитанника в дошкольном возрасте, а с другой на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Читайте также: