В каких помещениях лампы перегорают чаще всего и почему в школе

Обновлено: 30.06.2024

Каждая лампочка, какого бы она типа не была: светодиодная, галогенная, люминесцентная или накаливания, имеет определенный срок службы, который указывается производителем на упаковке.

В среднем время бесперебойной работы:

Лампа накаливания: ~1000 часов

Галогенная лампа: ~4000 часов

Лампа люминесцентная (энергосберегающая): более ~10000 часов

Лампа светодиодная: более ~15000 часов

В зависимости от степени использования, от того как долго включен свет в квартире или доме в сутки, это означает, что:

- Галогенная лампа более 2 лет;

- светодиодная или люминесцентная лампа не выходит из строя 3-5 лет и даже больше!

Поэтому, если вы заметили, что ваши лампы перегорают значительно чаще указанных периодов, это сигнал для вас, начать искать причину выхода их из строя и бороться с ней.

Ниже представлены 7 основных причин по которым раньше срока перегорают лампы.

Если вы столкнулись с такой проблемой, будьте уверены, среди этих вариантов вы найдёте нужный и будете знать, как действовать дальше.

Основные причины перегорания ламп:

Брак, внутренний дефект, может встречаться в лампах любого производителя, не только у недорогих, бюджетных вариантов, но и именитых фирм.

Чем сложнее конструкция лампы, тем выше вероятность производственного брака. Поэтому, чаще всего, такие дефекты встречаются у светодиодных и люминесцентных видов.

А с учетом того, сколько сейчас на рынке поддельного электрооборудования, шанс нарваться на бракованную лампу или даже целую партию, довольно велик. Поэтому, о проблемах с лампами, стоит говорить только если довольно быстро перегорает уже ранее замененная лампа.

Кстати, о том, как купить фирменную лампу, и не нарваться на подделку, как их отличить, я рассказывал совсем недавно - ЗДЕСЬ.

2. Плохое соединение лампы с патроном или разъемом

Одна из самых распространённых причин перегорания ламп – это плохое соединение с контактными площадками патрона или разъема светильника, где она установлена.

В результате чего лампочка может нагреваться, её электроснабжение становится нестабильным, изменяются его параметры, что очень быстро приводит к выходу лампы из строя, она перегорает.


3. Неисправность выключателя света или защитного автомата

Отдельной причиной частого перегорания ламп, является целый ряд неисправностей с выключателями света или автоматическими защитными выключателями, через которые запитано освещение.

И хотя эта проблема лишь разновидность уже представленных здесь причин перегорания ламп, то, насколько часто она встречается, заставило выделить её в отдельный пункт.


4. Скачки напряжения или другие проблемы с электроснабжением

Частой причиной того, что лампы систематически перегорают, является нестабильное напряжение в сети. Это могут быть как скачки, так и просадки.

Вредны для ламп и частые выключения подачи электрического тока, систематическая смена режимов работы.

Это особенно актуально для небольших городов, удалённых деревень, сёл и конечно дачных посёлков, где, к сожалению, не всегда электросети ремонтируются и правильно своевременно обслуживаются.

Также проблемы с электроснабжением нередко встречается и в больших городах, в современных квартирах и домах. Они бывают вызваны локальными проблемами с электропроводкой и электрооборудованием.


5. Неисправность блока питания, балласта или драйвера

Большая часть современных источников света не работает напрямую от напряжения бытовой сети 220В. Это все современные светодиодные и люминесцентные лампы. Кроме этого, существует масса разновидностей ламп накаливания и галогенных, рассчитанных на напряжение 12 Вольт, которые также требуют установки промежуточных компонентов, меняющих показатели электросети на требуемые.

Довольно часто, при выходе из строя внутренних электронных компонентов этих устройств, блоков питания, драйверов или балластов, на лампу поступает электрический ток с иными характеристиками, чем ей требуется, что и приводит к частому перегоранию.

6. Перегрев лампы

Высокая температура, вредна любому электроприбору, и лампы тут не исключение. При чрезмерном нагреве, на который лампа не рассчитана, повреждается её конструкция, меняются её характеристики, что приводит к быстрому выходу из строя.

7. Вибрации или сотрясения

Если на светильник, и соответственно, лампу в нём, воздействует источник постоянной или периодически возникающей вибрации, либо же лампа сотрясается от удара по ней, пусть даже разового, это значительно снижает срок службы лампы и приводит к значительному более частому её перегоранию.

Конечно, в большей степени эта причина актуальна для ламп накаливания и галогенок, которые в настоящее время используются для освещения всё реже и реже. Но ресурс и других, современных типов ламп, также снижается от тряски, хоть и не так быстро.

Методический материал для руководств учебных заведений, сотрудников технического надзора и родительских комитетов. Будет интересен всем, кто интересуется качеством световой среды в помещениях, где он учится, работает и живет.


Рис. 1. Пример параметров световой среды в классной комнате, с люминесцентными лампами не соответствующей требованиям СП 52.13330.2016 цветопередачи Ra(CRI) 2 — условие, позволяющее смотреть на светильник без визуального дискомфорта. Такая яркость по порядку величины соответствует видимой изнутри помещения яркости оконного проема в солнечный день.

Для потолочных светильников с рассеивателем из матового пластика размерами 600 × 600 мм или 300 × 1200 мм габаритная яркость не превышает допустимые 5000 кд/м 2 , если световой поток не превышает 5000 лм. Этому требованию удовлетворяют почти все подобные светильники.

2.7. Условие неравномерности яркости светодиодных светильников Lmax:Lmin не более 5:1 является требованием использовать рассеиватель, за которым не видно неприятно ярких светодиодов.


Рис. 6. Светодиодный светильник и измерение неравномерности его яркости. Яркость измерена дистанционным яркомером LMK Mobile Advanced

Даже если ряды светодиодов через рассеиватель видны, но рассеиватель изготовлен из матового или опалового пластика, однородность яркости обычно соответствует требуемой.

Контраст яркостей на улице в солнечный день многократно превышает 5:1 и не является большой проблемой. Поэтому если пятна яркости на рассеивателе светодиодного светильника визуально не кажутся значительно ярче светящейся трубки люминесцентной лампы, то и беспокоиться об этом не следует.

2.8. Объединенный показатель дискомфорта UGR характеризует, как много светильников, вызывающих дискомфорт своей яркостью, находится в поле зрения ребенка. Самое большое значение UGR обычно для задних парт в больших классах.

UGR проверяется расчетом в специализированных программах, таких как Dialux, и не может быть проверен после установки светильников в классе.

Если проанализировать требования к расстановке парт и размерам класса из СанПиН 2.4.2.2821-10, окажется, что наиболее неблагоприятный для величины UGR случай — длинный класс с максимальным допустимым расстоянием от дальней парты до доски 8,6 м и тремя рядами двойных парт. На рис. 8 показан расчет UGR в таком классе, освещенном светильниками с довольно большим световым потоком 3600 лм и матовыми рассеивателями. Даже на последних рядах UGR не превысил максимально допустимое значение UGR = 19 из имеющего рекомендательный характер ГОСТ Р 55710-2013 и тем более соответствует требованию UGR ≤ 21 из обязательного к применению СП 52.13330.2016.

В маленьких классах с менее яркими светильниками или с другими типами рассеивателей UGR будет еще меньше. Расчет для худших условий показывает, что нет необходимости рассчитывать UGR для остальных классов, в которых он будет принимать еще меньшие, заведомо соответствующие норме значения.


Рис. 7. Расчет UGR для наиболее неблагоприятного случая в программе Dialux. UGR меняется от UGR = 12 на передних рядах до UGR = 18 для учеников на задней парте по центру, в поле зрения которых одновременно находится максимальное количество светильников

3. Что учесть при замене осветительного оборудования

3.1. Модернизация люминесцентных светильников

Недостаточная освещенность и низкая цветопередача исправляются заменой ламп. Предпочтительный цветовой код новых ламп — 840 (что означает Ra ≥ 80, КЦТ = 4000 К) или, если желательна повышенная цветопередача, 940.

Высокий коэффициент пульсаций светового потока исправляется заменой в люминесцентных светильниках электромагнитных ПРА (дросселей) на электронные, которые обеспечивают минимальные пульсации.

3.2. Замена люминесцентных светильников на светодиодные

Светодиодный светильник при том же световом потоке потребляет минимум вдвое, а обычно втрое меньше электроэнергии, чем люминесцентный старого типа с электромагнитным ПРА. А параметры световой среды получаются не хуже, чем при использовании современных светильников с электронными ПРА и хорошими люминесцентными лампами.

Без ремонта потолка квадратные люминесцентные светильники легко заменяются на квадратные светодиодные, а вытянутые — на вытянутые.

3.3. Сертификация

В настоящее время не существует систем сертификации, подтверждающих, что светильник рекомендован для учебных заведений. Никто не вправе выставлять такие требования или давать такие рекомендации.

3.4. Требования к светильникам

  1. Индекс цветопередачи: Ra ≥ 80 или CRI ≥ 80 для светильников с люминесцентными лампами, и Ra ≥ 90 или CRI ≥ 90 для светодиодных светильников.
  2. Коэффициент пульсации освещенности (или светового потока): Кп ≤ 5 %.
  3. Коррелированная цветовая температура: КЦТ = 4000 К, или КЦТ менее 4000 К, или КЦТ, изменяемая в течение суток.
  4. Тип рассеивателя: матовый (или опаловый).
  5. Условный защитный угол: не менее 90° (т. е. не видно открытых светодиодов).
  6. Габаритная яркость: не более 5000 кд/м 2 .
  7. Неравномерность яркости выходного отверстия Lmax:Lmin не более 5:1.

Желательно, чтобы необходимые параметры указывались в паспорте светильника, так как паспорт является документальным подтверждением соответствия нормативам и при выявленном несоответствии позволяет требовать гарантийной замены оборудования.

3.5. Необходимое количество светильников


В классных комнатах и аудиториях при использовании светильников с люминесцентными лампами удельная установленная мощность не должна превышать 13 Вт/м 2 , а при использовании светодиодных светильников — 8 Вт/м 2 .

ПП РФ №1356 устанавливает с 1 января 2020 года требование к типичным школьным светодиодным светильникам с матовым рассеивателем — иметь световую отдачу не менее 105 лм/Вт. Этого значения с небольшим запасом достаточно, чтобы соблюсти требования и по указанной выше установленной мощности, и по освещенности.

3.6. Экономическая целесообразность замены светильников на светодиодные

Требование к установленной мощности при использовании люминесцентных светильников не более 13 Вт/м 2 выполнимо только при использовании современных светильников, сопоставимых по стоимости со светодиодными. При этом, учитывая, что световая отдача светодиодных светильников все равно выше, целесообразно выбирать их.

Выбирая, оставить люминесцентные светильники старого типа или поставить светодиодные с меньшим энергопотреблением, нужно сравнить разницу цен на оборудование со стоимостью сэкономленной электроэнергии за предполагаемый срок службы.

Потребляемую за год электроэнергию Wгод можно рассчитать по формуле:


где P — суммарная мощность всех светильников в ваттах, tгод — время работы светильников за год в часах. По данным из проекта ГОСТ 32498—20хх, при 2-сменном режиме школы наработка tгод за год составляет 2250 часов.

При разнице энергопотребления в два раза и разумном сроке окупаемости светильников 3…5 лет стоимость замены может оказаться оправдана.

4. Юридические и этические аспекты

Проверить характеристики установленных светильников, а также создаваемую ими освещенность можно в темное время суток с помощью портативных приборов: люксметра, пульсметра и спектрометра. Протокол измерений имеет юридическую значимость, если приборы внесены в реестр средств измерений и имеют действующие свидетельства о поверке или калибровке.
В любом регионе есть представительства светотехнических компаний и лабораторий, которые по запросу пришлют в школу представителя с поверенными измерительными приборами.
Если люксметра, пульсметра и спектрометра найти не удалось, большинство параметров осветительной системы можно проверить на основании данных из паспортов светодиодных светильников и цветового кода в маркировке люминесцентных ламп.

Паспорта светильников, сертификаты соответствия и копии протоколов, на основе которых сертификаты выписаны, хранятся у завхоза или в бухгалтерии и могут быть затребованы для ознакомления. В паспортах должны быть приведены необходимые для составления протокола осмотра осветительной системы параметры. Дополнительным документом, иногда предоставляемым производителем, является протокол светотехнических испытаний светильника, подтверждающий указанные в паспорте характеристики. Этот комплект документов важен тем, что определяет ответственность производителя.

Выявленное несоответствие фактических, полученных измерениями, значений заявленным в паспортах светильников является основанием для гарантийной замены оборудования. Если производитель от ответственности отказывается, необходимо обратиться в Роспотребнадзор.
Если необходимые для соответствия санитарным нормам параметры в паспорте светодиодного светильника не указаны или указаны и не соответствуют нормативам, ответственность за несоответствие несет подписавший приказ о закупке.

Школа, возможно, не позволит представителям родительского комитета провести осмотр осветительной системы и не предоставит для ознакомления паспорта светильников, тем более для составления протокола. Но предложение родительского комитета такое обследование провести, несомненно, приведет к тому, что школа проведет обследование сама или закажет экспертизу. Что, в свою очередь, приведет к выявлению и устранению проблем.

Важно то, что определение несоответствия освещения нормативам не вызывает и не обостряет противостояния родители — школа, но направляет уже существующие отношения в конструктивное русло. Любые обстоятельства можно обсудить и решить ко всеобщему удовлетворению.

Если изменить не получается совсем ничего, можно согласиться с тем, что рано или поздно проведут капитальный ремонт здания и у следующего поколения учащихся освещение будет хорошим. А этому поколению вдобавок к высокой учебной нагрузке, чрезмерному использованию смартфонов и недостаточности прогулок придется пережить и низкое качество освещения.

5. Шаблон протокола осмотра осветительной системы

Пошаговое заполнение протокола осмотра позволяет найти проблемы осветительной системы и сделать однозначный вывод о необходимых мерах.

Если измерить некоторые параметры нет возможности, но расчет или экспресс-оценка показывают соответствие нормам, в протоколе отмечается, что претензий к этим параметрам нет. Результат оценки юридически не значим, но отсутствие претензий — значимо.


Рис. 6. Шаблон протокола осмотра. Ссылка на файл: yadi.sk/i/kVk2OAcyXMMFKw

Авторы

Данный документ имеет статус препринта, и опубликован для публичного обсуждения со всеми заинтересованными лицами и организациями.

Редакция v2.6 от 2021.04.28, лицензия: cc by

Благодарности

За помощь в работе выражаем благодарность родителям школьников Ивану и Светлане Черновым, Марии и Павлу Ярыкиным, Вадиму Григорову, главе представительства компании ERCO в России Роману Мильштейну, инженеру Владиславу Лямину.

Практическая работа № 34. Задание. Провести энергетический аудит школы. Исследуйте разные помещения школы. Оцените использование элек­ троэнергии по потреблению света или тепла. Выясните, существуют ли санитарные государственные нормы осве­ щенности в школах и сравните их с условиями в вашей школе, классе, мастерской. Выясните у завхоза школы, учителей: Какие лампы применяются в разных помещениях? Энергетическую эффективность типов используемых ламп. Как часто остается невыключенным ненужное освещение в классах и подсобных помещениях? Как часто меняются перегоревшие лампы? В каких помещениях лампочки перегорают чаще всего? Почему?

Оптические приборы

Тема урока: Электроосветительные приборы.

Цели урока : ознакомить обучающихся с электроосветительными приборами: лампами накаливания, люминесцентным и неоновым освещением, светодиодными источниками света; формировать экологическую грамотность при эксплуатации ламп, содержащих ртуть; развивать кругозор, интерес к предмету; воспитывать дисциплинированность и аккуратность.

Задачи урока : научить обучающихся проводить энергетический аудит школы.

Оборудование : лампа накаливания (лампочка карманного фонарика, лампочка мотоцикла, автомобильные лампы и применяемые в бытовой осветительной сети), галогенная лампа, люминесцентная лампа, энергосберегающая лампа, светодиоды, светильник настольный с лампой накаливания, столярный верстак.

1.Организационный момент.

Цели: подготовить обучающихся к эффективной работе на уроке посредством приготовления к уроку (тетрадь, канцелярские принадлежности, учебник).

Задачи: ознакомить обучающихся с целями и задачами урока; подготовить к восприятию нового материала.

Методы обучения: рассказ.

На данном этапе урока учитель организует деятельность обучающихся к эффективной работе. Обучающиеся должны приготовиться к занятию: у каждого на столе должен быть учебник, рабочая тетрадь, канцелярские принадлежности. Учитель сообщает цели и задачи данного урока.

2.Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Задачи: добиться усвоения пройденного ранее материала всеми обучающимися.

Методы обучения: фронтальный опрос, беседа.

Учитель заранее подготавливает оценочный лист (приложение 1), в котором оценивает ответы обучающихся по пройденной теме.

Далее учитель производит фронтальный опрос с элементами беседы:

1.Что такое электрический ток? (Ответ: это упорядоченное направленное движение заряженных частиц в проводнике).

2.Какие частицы создают ток в металлических проводниках, в растворах и расплавах электролитов? (Ответ: соответственно электроны, положительные и отрицательные ионы).

3.Приведите примеры потребителей электрической энергии. (Ответ: например, утюг, телевизор, светильник, люстра, компьютер и др.).

4.Какие устройства защищают квартирную электропроводку и электробытовые приборы от короткого замыкания? (Ответ: плавкий предохранитель, автоматический выключатель).

5.При каком соединении напряжение на всех проводниках постоянно? (Ответ: при параллельном).

6.Приведите пример такого соединения у Вас дома? (Ответ: все потребители электроэнергии, напряжение постоянно – 220 В).

3.Изучение нового учебного материала.

Цели: ознакомить обучающихся с электроосветительными приборами: лампами накаливания, люминесцентным и неоновым освещением, светодиодными источниками света; формировать экологическую грамотность при эксплуатации ламп, содержащих ртуть; развивать кругозор, интерес к предмету.

Задачи: сообщить обучающимся тему урока; научить обучающихся считывать информацию, написанную на различных видах ламп.

Методы обучения: демонстрация наглядных пособий, беседа, рассказ, работа с книгой.

Учитель: Основные типы ламп – лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные. Они различаются технологией производства, качеством излучаемого света, потреблением энергии, сущностью физических явлений, на которых основано свечение. [Л1]

Что же собой представляют лампы накаливания?

Здесь заканчивается текст первого слайда (Слайд 2).

Учитель: Современная лампа накаливания имеет стеклянный баллон, к которому крепится металлический цоколь с винтовой нарезкой. Концы нити накала приварены к электродам и дополнительно поддерживаются двумя крючками. Выводы электродов соединены с цоколем. К одному из них с помощью сварки подключается предохранитель, а затем этот вывод приваривается к корпусу цоколя. Вывод второго электрода через изолятор из стекломассы припаивается к центральному электроду, закреплённому в нижней части цоколя. [Л1]

Для увеличения срока службы лампы воздух из стеклянной колбы удаляют (вакуумные лампы) или заполняют колбу инертным газом (газонаполненные лампы). [Л1]

Промышленность выпускает лампы накаливания разных форм и размеров. На колбе и цоколе электрической лампы есть надписи, информирующие о значении рабочего напряжения лампы и её мощности в ваттах:

Здесь заканчивается текст второго слайда (Слайд 3).

-лампочка карманного фонарика – 3,5 Вт;

Здесь заканчивается текст третьего слайда (Слайд 4).

-лампочка мотоцикла – 6 Вт;

Здесь заканчивается текст четвёртого слайда (Слайд 5).

-автомобильные лампы – 12 Вт;

Здесь заканчивается текст пятого слайда (Слайд 6).

-в бытовой осветительной сети – 127, 220-240 Вт. [Л1]

Далее учитель наглядно демонстрирует обучающимся все эти лампы, показывая надписи на их цоколе. Если какие-либо виды ламп отсутствуют на данный момент у учителя или их сложно было достать для урока, то можно осуществить их замену фотографиями либо картинками, но с чёткими надписями на цоколе (важно чтобы обучающиеся смогли находить необходимую информацию о лампе на самой лампе и правильно её читать).

Срок службы лампы накаливания составляет в среднем 1000 часов непрерывной работы, т.е. около года домашней эксплуатации, но при условии, что напряжение электрической сети не превышает 220 В. Если напряжение сети время от времени повышается, то срок службы лампы накаливания резко сокращается. На этот случай выпускаются лампы на повышенное напряжение – 235-245 В. Такие лампы следует использовать в местах, где их часто приходится включать-выключать, и при затруднённом доступе к ним. [Л1]

Далее учитель демонстрирует обучающимся надписи на колбе лампы накаливания, информирующие о напряжении, на которое рассчитана лампа.

Большая часть электрической энергии (до 95%) в лампе накаливания превращается в невидимое инфракрасное излучение, т.е. в тепло. В некоторых случаях это позволяет использовать лампу накаливания в качестве источника тепла. [Л1]

Можно попросить обучающегося поднести руку к светильнику с включённой лампой и он почувствует тепло от неё.

Здесь заканчивается текст шестого слайда (Слайд 7).

Учитель: Разновидностью лампы накаливания является галогенная лампа. Галогенные лампы лишены упомянутых недостатков обычных ламп накаливания благодаря тому, что к находящемуся внутри инертному газу добавлено немного галогена, например иода. (Галогены – химические элементы (фтор, хлор, бром, иод), дающие соли при соединении с металлами). Благодаря химической реакции между вольфрамом и галогеном нить восстанавливается. Таким образом, нить служит дольше и внутренняя поверхность лампы остаётся прозрачной. Галогенная лампа делается из жаропрочного кварца, что позволяет нагревать нить до более высокой температуры. Поэтому лампа даёт более яркий белый свет. [Л1]

Важно: все работы, связанные с уходом за светильниками, в целях безопасности следует проводить при включённом напряжении и охлаждении ламп накаливания до комнатной температуры. [Л1]

Далее можно провести физкультминутку с обучающимися, чтобы снять напряжение и усталость.

Учитель: Рассмотрим особенности люминесцентных ламп. Они создают сравнительно большой световой поток при относительно малом потреблении электрической энергии. [Л1]

Здесь заканчивается текст седьмого слайда (Слайд 8).

Люминесцентная лампа представляет собой стеклянную трубку, из которой удалён воздух. Внутренняя поверхность трубки покрыта люминофором – веществом, которое начинает светиться при облучении ультрафиолетовым светом. Трубку лампы заполняют небольшим количеством инертного газа, например аргона, и вводят капельку ртути. У каждого конца трубки смонтированы нити накала, которые являются одновременно электродами лампы. Нити накала при нагреве испускают электроны, нагревая аргон и ртуть. Под действием тепла капелька ртути испаряется и переходит в газообразное состояние. Когда ультрафиолетовое излучение падает на люминофорное покрытие, последнее начинает светиться ярким дневным светом. [Л1]

Здесь заканчивается текст восьмого слайда (Слайд 9).

Люминесцентные лампы работают 12000 часов при КПД 5-10%.

Здесь заканчивается текст девятого слайда (Слайд 10).

Эти лампы называют ещё энергосберегающими за то, что они потребляют электроэнергии приблизительно в пять раз меньше, чем лампы накаливания и служат в 10 раз дольше. Однако люминесцентные лампы имеют более сложную систему запуска (включения). [Л1]

Кроме того, с люминесцентной лампой следует обращаться с большой осторожностью, так как ртуть является опасным для жизни людей веществом. После выхода из строя люминесцентные лампы нельзя выбрасывать. Категорически запрещается разбивать трубку. Отработанные лампы следует сдавать в специальные пункты утилизации. [Л1]

Учитель: Рассмотрим неоновые лампы.

Здесь заканчивается текст десятого слайда (Слайд 11).

Трубка неоновой лампы заполняется неоном в смеси с другими газами для получения свечения разного цвета. Чистый неон светится оранжевым цветом; добавляя к нему другие газы, можно получить синее, зелёное, красное и белое свечение.

Здесь заканчивается текст одиннадцатого слайда (Слайд 12).

Чтобы возникло свечение, к трубке с помощью электродов от источника переменного тока подаётся высокое напряжение, которое вызывает газовый разряд. Чем длиннее трубка, тем большее напряжение требуется для её зажигания.

Здесь заканчивается текст двенадцатого слайда (Слайд 13).

Однако небольшие неоновые лампы, используемые в устройствах индикации, например сигнальная лампочка утюга, работают от напряжения всего лишь 110 В. Для питания неоновых рекламных надписей требуется напряжение в несколько десятков киловольт. Такое высокое напряжение для питания неоновых ламп получают с помощью повышающих трансформаторов. [Л1]

Здесь заканчивается текст тринадцатого слайда (Слайд 14).

Затем можно провести беседу о российском физике Ж.И. Алфёрове, о том, что такое светодиод и побеседовать о применении светодиодов.

Здесь заканчивается текст четырнадцатого слайда (Слайд 15).

Здесь заканчивается текст пятнадцатого слайда (Слайд 16).

Здесь заканчивается текст шестнадцатого слайда (Слайд 17).

Здесь заканчивается текст семнадцатого слайда (Слайд 18).

4.Закрепление учебного материала.

Цели: познакомить обучающихся с технологией проведения энергетического аудита школы.

Задачи: научить проводить энергетический аудит школы.

Методы обучения: лабораторно-практическая работа.

Критерии оценки качества работы обучающегося:

1.точность и объективность полученной информации по пунктам лабораторно-практической работы № 11;

2.аккуратность и правильность оформления работы в рабочей тетради;

3.соблюдение правил безопасной работы.

Обучающиеся заранее (за две недели до данной работы) делятся на группы, каждая из которых собирает материал по пунктам работы № 11 (приложение 3). Учитель определяет помещения школы для исследования каждой группе. Желательно на протяжении этих двух недель контролировать деятельность обучающихся и помогать им в случае возникающих трудностей. Назначить главного в каждой группе, чтобы он сообщал о ходе проведённых исследований.

На данном занятии обучающиеся приступают к оформлению проделанной работы в свои рабочие тетради. У каждого на столе помимо тетрадей и канцелярских принадлежностей должна быть инструкция по выполнению лабораторно-практической работы № 11 (приложение 3).

В ходе выполнения работы обучающимися учитель постоянно находится рядом с ними.

Подводятся итоги занятия; обучающиеся получают оценки за работу на уроке.

Здесь заканчивается текст восемнадцатого слайда (Слайд 19).

5.Задание на дом.

Цели самостоятельной работы для учащихся: изучить параграф 15 учебника, ответить на вопросы 1-5 на странице 83-84 учебника; найти в Интернете или книгах и журналах информацию о современных видах осветительных приборов.

Цели учителя: расширение кругозора обучающихся, развитие интереса к предмету, закрепление материала по изученной теме.

Критерии успешного выполнения домашнего задания:

1.осознанное изучение материала параграфа 15;

2.правильные ответы на вопросы 1-5 на странице 83-84 учебника;

3.нахождение интересного познавательного материала о современных видах осветительных приборов.

Здесь заканчивается текст девятнадцатого слайда (Слайд 20).

Список использованных печатных источников.

1.Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.]. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Читайте также: