Зависит ли активность личности от прав и свобод которые ей определяет общество кратко

Обновлено: 02.07.2024

философская и конституционно-правовая категория, означающая возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности. поведения в условиях данного государства и общества.

В Российской Федерации С. л. обеспечивается всем строем нашего общества и государства, гарантируется в целом Конституцией РФ.

С. л. - это установление определенных пределов, границ, дальше которых общество и государство не могут воздействовать на личность, вмешиваться в ее жизнь. Таким образом, каждое сообщество, членом которого является индивид, вправе оказывать на него влияние, но до определенных границ. Конституционное право обеспечивает создание условий защиты личности от произвола не только государства и его должностных лиц, но и тех негосударственных объединений, к которым может принадлежать индивид.

С. л. является предпосылкой многих основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ (см., в частности: Право на жизнь. Достоинство личности. Право на свободу и личную неприкосновенность. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Право на защиту персональных данных. Основные права и свободы). (С. А.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

Смотреть что такое "СВОБОДА ЛИЧНОСТИ" в других словарях:

СВОБОДА (личности) — СВОБОДА личности, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор … Энциклопедический словарь

Свобода личности — Свобода воли = Свобода выбора (греч. το αύτεξούσιον или το εφ ημίν, лат. liberum arbitrium) от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками. Содержание … Википедия

Свобода личности — или, что тоже самое, свобода гражданская юридическое понятие (и вместе с тем юридический институт), отчасти сходное с юридическим понятием политической С. (см. ниже), отчасти противоположное ему. Так называется совокупность прав человеческой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

СВОБОДА ЛИЧНОСТИ — возможность человека мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории философии в решении проблемы свободы личности можно выделить следующие подходы. 1)… … Тематический философский словарь

Свобода личности — тяжелый моральный груз и ответственность, измеряемые совестью … Геоэкономический словарь-справочник

Информационная свобода личности — право человека: получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию; выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений; передавать информацию другим людям. См. также:… … Финансовый словарь

Свобода юридическая — любая социальная свобода личности, признаваемая государством и закрепленная в законе, обусловленная принципом: Дозволено все, что не запрещено в законе . Она выступает однопорядковым элементом правового статуса гражданина наряду с правомочием,… … Теория государства и права в схемах и определениях

СВОБОДА — многозначное понятие, крайние значения которого: 1) С. как возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) С. как возможность действовать в направлении цели,… … Философская энциклопедия

Свобода (социальн.) — Свобода, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. В истории общественной мысли проблема С. традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли,… … Большая советская энциклопедия

Личность в социальной философии – это человек, наделенный социальными качествами, т.е. такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. Дифференциация – следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения.

Под индивидуальностью в социальной философии понимается своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.

Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Человек как представитель рода или общества, есть индивид – элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). А что же он представляет собой вне этого целого или даже в рамках этого целого, можно ли говорить о каждом конкретном человеке самом по себе, со всеми только ему присущими свойствами?




Личностями люди становятся в процессе социализации – посредством усвоения через образование и воспитание социально значимого опыта, общих ценностей и норм культуры общественной среды. Социологическое направление анализа всегда рассматривает личность в качестве продукта общественных отношений, подчеркивая воздействие конкретно-исторических условий общественной жизни, групповых ценностей культуры на ее формирование и становление. Получается, что личность – это особое свойство, качество человека, характеризующее его как исключительно представителя определенной общественной структуры, группы, как конкретный социальный тип.

Если социологический подход в определении личности человека подчеркивает общественно значимые стороны в ее содержании, то в философской антропологии личность – это существо, которое само себя определяет, следуя закону, данному собственным разумом. Иначе говоря, личность – это самость, которая не может управляться другой инстанцией. Общество, общественные отношения должны служить условием для осуществления личности, а не наоборот. Ведь личность – это всегда единичность, уникальность, свобода и целостность, она – пересечение различных ценностей и окончательная основа всех вещей.

Личность выступает субъектом общественного развития лишь в той мере, в какой она сложилась как личность. Чем богаче и содержательнее личность, тем более она выступает как субъект

1) общие, социально значимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства, направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычки);

2) индивидуальные особенности проявлений ее сознания и деятельности (характер, способности, привычки, потребности и интересы, поведение);

3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения. Все эти элементы взаимно обусловлены друг другом, взаимодействуют и проявляются только в деятельности.

Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего – это мир обыденной повседневности. Но что такое повседневность? Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обыденное сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств.

В формировании личности человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего, философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно социальной философией внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности. Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. Обстоятельства общественной жизни создают для человека многообразие целей, набор возможностей и средств их реализации. И чем полнее и точнее оцениваются человеком действительные возможности и средства общественного развития, тем свободнее он в своем выборе и действиях, тем больший простор открывается перед ним для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, предоставляемых обществом в его распоряжение, тем значительнее перспективы творческого созидания нового и его личной свободы.

Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки.

Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности. Ответственность, как и свобода, целостна. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ответственность – это регулятор поступков личности, внутренняя пружина дисциплины и самодисциплины человека, не позволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Именно такого рода связь свободы и ответственности отражает объективный конкретно исторический характер взаимоотношения между личностью и обществом.

Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы и ответственности. Человек не обладает абсолютной свободой, а, следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать он не обладал. Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой – пределами возможностей их осуществления.

Мера свободы и ответственности зависят от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только ситуационно. Личность может со знанием дела и ответственностью делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно. Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью.

Человеческий опыт и наука показывают, что даже самые, на первый взгляд, иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли – это абстракция реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является отражением этого внешнего объективного мира. Диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация (причинная обусловленность) явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления.

Таким образом, проблема свободы, включающая в себя проблему познания, морали и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое теорию познания, этику и социальную философию.

Личность в социальной философии – это человек, наделенный социальными качествами, т.е. такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом. Социальная философия ставит перед собой задачу изучения различных социальных типов личности, формирующихся в результате социальной дифференциации общества. Дифференциация – следствие общественного разделения труда, разделившего материальное и духовное производство, сферы руководства и подчинения.

Под индивидуальностью в социальной философии понимается своеобразное сочетание в человеке природного и социального. Отметим, что социальная философия не изучает природные задатки личности. Ее интересуют те объективные условия и субъективные факторы, которые оказывают воздействие на человека, и которые он формирует сам.

Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Человек как представитель рода или общества, есть индивид – элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). А что же он представляет собой вне этого целого или даже в рамках этого целого, можно ли говорить о каждом конкретном человеке самом по себе, со всеми только ему присущими свойствами?

Личностями люди становятся в процессе социализации – посредством усвоения через образование и воспитание социально значимого опыта, общих ценностей и норм культуры общественной среды. Социологическое направление анализа всегда рассматривает личность в качестве продукта общественных отношений, подчеркивая воздействие конкретно-исторических условий общественной жизни, групповых ценностей культуры на ее формирование и становление. Получается, что личность – это особое свойство, качество человека, характеризующее его как исключительно представителя определенной общественной структуры, группы, как конкретный социальный тип.

Если социологический подход в определении личности человека подчеркивает общественно значимые стороны в ее содержании, то в философской антропологии личность – это существо, которое само себя определяет, следуя закону, данному собственным разумом. Иначе говоря, личность – это самость, которая не может управляться другой инстанцией. Общество, общественные отношения должны служить условием для осуществления личности, а не наоборот. Ведь личность – это всегда единичность, уникальность, свобода и целостность, она – пересечение различных ценностей и окончательная основа всех вещей.

Личность выступает субъектом общественного развития лишь в той мере, в какой она сложилась как личность. Чем богаче и содержательнее личность, тем более она выступает как субъект

1) общие, социально значимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства, направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычки);

2) индивидуальные особенности проявлений ее сознания и деятельности (характер, способности, привычки, потребности и интересы, поведение);

3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения. Все эти элементы взаимно обусловлены друг другом, взаимодействуют и проявляются только в деятельности.

Какие факторы и условия воздействуют на формирование личности? Прежде всего – это мир обыденной повседневности. Но что такое повседневность? Повседневность, или жизненный мир людей, включает в себя повседневную активность, обыденное сознание как реально существующее сознание живущих и действующих индивидов, которые ставят себе конкретные, как правило, весьма прозаические цели и добиваются их практической реализации в той или иной форме в зависимости от обстоятельств.

В формировании личности человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего, философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно социальной философией внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности. Таким образом, задача формирования личности состоит не только в передаче знаний, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

Свобода личности неотделима от свободы общества. Ведь цели, которые ставит человек, не есть только результат его воли, они одновременно обусловлены существующим положением вещей, обстоятельствами его общественной жизнедеятельности. Обстоятельства общественной жизни создают для человека многообразие целей, набор возможностей и средств их реализации. И чем полнее и точнее оцениваются человеком действительные возможности и средства общественного развития, тем свободнее он в своем выборе и действиях, тем больший простор открывается перед ним для выдвижения целей и нахождения необходимых средств, предоставляемых обществом в его распоряжение, тем значительнее перспективы творческого созидания нового и его личной свободы.

Общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности. Однако нельзя забывать и о внутренней свободе человека, его духовном самоопределении (свободе духа, власти человека над своим телом и душой). Личная свобода самым непосредственным образом связана с ответственностью человека за все свои дела и поступки.

Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования. Ответственность, как и свобода, может быть только осознанной. Она принимается человеком как его прямой долг, право, обязанность поступать в сложившихся обстоятельствах именно так, а не иначе, и брать на себя всю полноту вины в случае поражения или неудач. Ответственность как внутреннее чувство и принцип мышления и действия личности не возникает спонтанно, она формируется в процессе воспитания и является результатом всей практической деятельности личности. Ответственность, как и свобода, целостна. Однако, как и свобода, она может специфически проявляться в разных ее видах: правовой, нравственной, политической, экономической, эстетической. Чем шире рамки свободы личности в обществе, тем более значима ее ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей, и, наоборот, вместе с ограничением личной и общественной свободы сужается и ответственность. Ответственность – это регулятор поступков личности, внутренняя пружина дисциплины и самодисциплины человека, не позволяющая рассматривать и использовать свободу как вседозволенность. Именно такого рода связь свободы и ответственности отражает объективный конкретно исторический характер взаимоотношения между личностью и обществом.

Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют об уровне (границах) развития его свободы и ответственности. Человек не обладает абсолютной свободой, а, следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать он не обладал. Его свобода, а значит и ответственность, всегда относительны, зависимы, переменны и обладают определенной мерой – пределами возможностей их осуществления.

Мера свободы и ответственности зависят от объективных условий жизнедеятельности личности, равно как и от нее самой, ее целей, которые она ставит перед собой и которые претворяет в своей деятельности. Личность не просто выбирает цели из того, что ей предлагает общество, она выбирает их с позиций своих возможностей реализовать эти цели именно в данных конкретных условиях своей жизнедеятельности. Реальные возможности личности в выборе и действиях, хотя и могут быть предельно широкими, тем не менее, не могут быть безграничными. Это значит, что сама свобода внутренне противоречива, неопределенна, может ответственно фиксироваться личностью только ситуационно. Личность может со знанием дела и ответственностью делать выбор из множества самых разных вариантов и осуществить автономное действие только в рамках своей конкретной деятельности и на ее основе. Выход человека за рамки ситуации своей конкретной деятельности обязывают его овладеть новым знанием дела, чтобы действовать свободно. Свобода многогранна, а поэтому для личности нет предела в овладении ее разными видами и гранями. В этой связи можно говорить об экономической, политической, духовной свободе, разных уровнях их достижения личностью.

Человеческий опыт и наука показывают, что даже самые, на первый взгляд, иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли – это абстракция реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является отражением этого внешнего объективного мира. Диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация (причинная обусловленность) явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления.

Таким образом, проблема свободы, включающая в себя проблему познания, морали и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое теорию познания, этику и социальную философию.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 7. Свобода и необходимость в деятельности человека

Вопросы и задания к документу

Вопросы для самопроверки

Задания

  • Бога нет, царя не надо.
  • Губернатора убьём,
  • Платить подати не будем,
  • Во солдаты не пойдём.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свой ответ примерами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Можно использовать в качестве иллюстративного сопровождения урока.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества ? УРОК № 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 КЛАСС

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества ?

СВОБОДА Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств Личная неприкосновенность – первое условие свободы. Естественное право человека Высшая ценность человечества Идеал либералов СВОБОДА Одна из составляющих стандартов демократии Объем свободы является критерием социального прогресса

Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств

Личная неприкосновенность – первое условие свободы.

Высшая ценность человечества

Одна из составляющих стандартов демократии

Объем свободы является критерием социального прогресса

СВОБОДА УЧЕНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О СВОБОДЕ М. Лютер Ж. Кальвин В учении о предопределении: свободы нет, т. к. все предопределено Богом Вольтер Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. Ш. Монтескье Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Г. Гегель К Маркс Свобода есть познанная необходимость

УЧЕНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ О СВОБОДЕ

В учении о предопределении: свободы нет, т. к. все предопределено Богом

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Свобода есть право делать все, что дозволено законами.

Свобода есть познанная необходимость

СВОБОДА Понятие свободы и свободного человека меняется с развитием общества ПЕРИОД ПОНЯТИЕ ДРЕВНОСТЬ Свободным является только член общины, гражданин полиса, т. к. у него была личная неприкосновенность, а также обладал личными и гражданскими правами. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Свободен лишь тот, кто находился под защитой покровителя (феодала, короля), т. к. сохраняют возможность выбора господина. СОВРЕМЕННОСТЬ Свободный человек – это тот, кто обладает свободой экономической. Нет свободы политической без свободы экономической.

Понятие свободы и свободного человека меняется с развитием общества

Свободным является только член общины, гражданин полиса, т. к. у него была личная неприкосновенность, а также обладал личными и гражданскими правами.

Свободен лишь тот, кто находился под защитой покровителя (феодала, короля), т. к. сохраняют возможность выбора господина.

Свободный человек – это тот, кто обладает свободой экономической. Нет свободы политической без свободы экономической.

СВОБОДА УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СВОБОДЫ Человек делает выбор на свой страх и риск: т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого: т. е. свобода не может быть абсолютной

УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ СВОБОДЫ

Человек делает выбор на свой страх и риск: т. е. свобода неотделима от ответственности за пользование ею

Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другого: т. е. свобода не может быть абсолютной

СВОБОДА Свобода есть познанная необходимость Свобода есть возможность поступать так как хочется ПОСЛЕДСТВИЯ Если все необходимо, значит нет случайностей и возможностей – человек превращается в автомат, действующий по заданной программе Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления устойчивых социальных связей.

Свобода есть познанная необходимость

Свобода есть возможность поступать так как хочется

ПОСЛЕДСТВИЯ

Если все необходимо, значит нет случайностей и возможностей – человек превращается в автомат, действующий по заданной программе

Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления устойчивых социальных связей.

СВОБОДА НАДО ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОБОДУ? МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ Права, свободы и интересы других людей Общественные условия: нормы морали, нормы права, традиции и общественное мнение. НЕОБХОДИМОСТЬ (внешнее принуждение) ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (внутреннее принуждение) НЕОБХОДИМОСТЬ – то, что должно обязательно произойти в данных условиях, закономерное изменение. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – сознательное осуществление предъявляемых обществом требований.

НАДО ЛИ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОБОДУ?

МЕРЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ

Права, свободы и интересы других людей

Общественные условия: нормы морали, нормы права, традиции и общественное мнение.

НЕОБХОДИМОСТЬ – то, что должно обязательно произойти в данных условиях, закономерное изменение.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – сознательное осуществление предъявляемых обществом требований.

СВОБОДА Абсолютизация необходимости : любое действие человека предопределено заранее, возможность выбора или случайность - исключена ФАТАЛИЗМ - концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости. Пренебрежение необходимостью: все решения принимаются в обход объективными историческим событиям, сообразуясь лишь оценками и желаниями. ВОЛЮНТАРИЗМ – концепция, признающая волю как первооснову всего сущего

Абсолютизация необходимости :

любое действие человека предопределено заранее, возможность выбора или случайность - исключена

ФАТАЛИЗМ - концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Пренебрежение необходимостью:

все решения принимаются в обход объективными историческим событиям, сообразуясь лишь оценками и желаниями.

ВОЛЮНТАРИЗМ – концепция, признающая волю как первооснову всего сущего

СВОБОДА СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СВОБОДА во внешних условиях жизни АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности во внутренней жизни Человек может сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять его развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями Какой выбор должен сделать человек: действовать соответственно СВОИМ внутренним принципам свободы; учитывать общепринятые ограничения и запреты

СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СВОБОДА

во внешних условиях жизни

АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА

Человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности

во внутренней жизни

Человек может сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять его развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями

Какой выбор должен сделать человек:

Свобода есть там, где есть выбор. Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки.

Читайте также: