План анализа урока английского языка

Обновлено: 05.07.2024

На уроке преподаватель использует все возможности и способы, чтобы помочь ученику достичь совершенного владения языком. Наилучшим образом это можно подтвердить с помощью анализа или самоанализа.

Анализ – разбор, оценка, обсуждение урока в целом или его отдельных составляющих. Этот метод оценивания используется для того, чтобы:

  • Определить сферы профессионального роста и направления совершенствования педагога.
  • Оценить эффективность инновации, внедряемой в образовательный процесс впервые.
  • Проконтролировать соответствие учителя требованиям школы.
  • Проанализировать учебно-воспитательную работу педагога.
  • Выявить проблемы учащихся и определить общий уровень знаний.
  • Проанализировать языковую компетентность педагога и полученные навыки учащихся.

Целью является комплексный сбор информации про приемы, способы и методики преподавания, а основной задачей – повышение качества труда и образования.

Проводится в нескольких форматах: открытый урок, выступление на педсовете, отражение в плане по самообразованию, отчет во время аттестации, взаимопосещение с коллегами, подготовка отчёта по требованию администрации.

Давайте рассмотрим основные моменты этого мероприятия.

Виды анализа и цели

Анализ

Вид Суть Формат
Краткий Общая проверка выполнения учебно-воспитательной функции для контроля за развитием детей Подходит для начинающих специалистов или в качестве регулярной быстрой проверки
Структурный Определение основных структур, их актуальности, полноты и эффективности, пользы для учащихся Используется при внедрении экспериментальных или авторских методов
Системный Глобальное оценивание урока, как инструмента формирования знаний, навыков, умений Открытый урок, аттестация
Полный Оценивается не только реализация учебной функции, но анализируется контентное наполнение. Обращается особое внимание на уровни знаний по предмету, реализацию дидактических целей и результативность образовательной деятельности Педагогический кейс для повышения квалификации, спорная ситуация насчет умений и уровня педагога, экзамен на получение международной квалификации по типу DELTA
Структурно-временной Внимание заострено на то, как педагог использует время Используется для контроля за результативностью новаторских техник
Комбинированный Одновременно анализируют цель, наполнение и временные рамки Педагогический кейс или сдача профэкзамена
Психологический Наблюдение за атмосферой и выполнением базовых требований: создание безопасной атмосферы, побуждающей к развитию Эмпирические исследования в сфере педагогики, отбор наиболее удачных методов и кадров
Дидактический Анализ дидактических категорий, приемов и средств обучения, руководств и правил Областные и районные проверки насчет соответствия школы законодательным требованиям
Аспектный Акцентирование внимание на определенной составляющей: как используются развивающие техники, какие приёмы активизации применяются, как происходит контроль успехов, как решаются возникающие проблемы и конфликты Разбор спорной ситуации, выявление проблемных моментов при взаимопосещении коллегами
Комплексный Детальное изучение всей системы обучения и участия в ней учителя Аттестация, международный экзамен, заявление на повышение квалификации

Самая главная цель – получение стойких и измеряемых результатов в английском у детей благодаря преподавателю. Для этого и проводится такое большое количество проверок. Кроме этого, бывают ситуации, когда занятие анализируется с точки зрения воспитательной деятельности. В этом случае контроль включает такие направления:

  • Какие нравственные качества формирует учитель?
  • Используются ли в рассказах исторические факты, усиливающие эффект?
  • Формируется ли у ребенка здоровое и адекватное возрасту мировоззрение?
  • Поощряет ли педагог добросовестность, трудолюбие, нравственность?
  • Знакомят ли ребенка с выдающимися историческими личностями?
  • Как урок английского влияет на гражданскую позицию ребёнка?
  • Не происходит ли навязывания деструктивных мнений и взглядов?

Во время подобных мероприятий уделяется внимание личности преподавателя, характер его деятельности и общения с детьми. Человек, который работает в школе, должен отличаться высоким уровнем морали, порядочности и интеллекта. Особенно приветствуются социально-активные люди с интересным хобби, занимающиеся полезной общественной деятельностью. То есть, особой похвалы заслуживает такой преподаватель, который привьет с детства любовь и заботу к животным, уважение к окружающим, заинтересованность в искусстве и бережное отношение к природе.

Формы разбора

Разбор урока

Подсказка для самостоятельного рассказа

Рекомендуем начинать с подробного ответа на вопрос: как мне пришла идея осветить именно такую тему, каков был мой замысел? И далее продолжать, опираясь на такие вопросы:

  • Есть ли связь с прошлым и следующим занятием?
  • Были ли учтены особенности детей при подготовке? Какие именно?
  • Какие задачи надо было выполнить? Получилось ли?
  • Объясните структуру урока и почему вы выбрали её?
  • Какие методики вы использовали?
  • Расскажите про содержание и источники данных?
  • Уточните про интерактивные виды деятельности.
  • Как вы контролировали ход урока и оценивали учеников?
  • Какие особые условия были созданы: психологические, гигиенические, дидактические?
  • Шло ли все по плану? Каковы причины возможных отклонений?
  • Следили ли вы за заинтересованностью класса?
  • Все ли поставленные задачи были решены?
  • Расскажите про трудности, проблемы и неудачи, если вы с ними столкнулись.
  • Какие выводы вы сделали?
  • Как можно улучшить будущие занятия?

Также можно сделать акцент на соблюдении здоровье-сберегающих требований: проветривание класса, обязательная переменка или физкультминутка, чередование нагрузки на органы чувств, регулирование освещенности помещения.

Немаловажным аспектом может стать внимательное отношение педагога к формированию навыков и умений. Не забудьте упомянуть такие детали:

Важно абсолютно всё. Даже то, что кажется мелочью может стать решающим фактором при принятии комиссией решения.

Алгоритм оценивания педсоветом

В этот процесс входит несколько блоков: организация, методы, взаимодействие с классом.

  1. Тема, цель и их соответствие плану, возрасту учеников и современным тенденциям.
  2. Правильность оценивания возможностей класса, детей и своих собственных.
  3. Полнота учебно-материальной базы.
  4. Правильность выбора методов и средств обучения.
  5. Разнообразие и вовлеченность применяемых техник и методик.
  6. Наличие новой и полезной информации.
  7. Способы определения качества усвоения знаний учащимися.
  8. Использование наглядных пособий, мультимедийных технологий и дополнительных данных.
  9. Успех организации самостоятельной работы.
  10. Педагогические навыки: дикция, речь, эмоциональный окрас, умение аргументировать, удерживать внимание аудитории, работа с различными мнениями коллектива.
  11. Профессионализм: владение английским и специальными терминами, глубокое понимание используемой методики.

Параллельно с этими факторами учителя могут оценивать по личностным качествам: дружелюбие, чувство юмора, владение собой и эмоциями, стрессоустойчивость, умение быстро и легко решать возникающие конфликты.

Обязательно задают вопросы про то, был ли проведен инструктаж, сколько вариантов самостоятельных заданий было предоставлено, получилось ли помогать индивидуально тем, кто не понял задачу.

Пример анализа урока английского

Урок английского языка

В качестве заключения

Мир образования меняется, поэтому не бойтесь во время самоанализа или отчета упоминать неординарные идеи или техники. Обязательно поищите современные ресурсы с увлекательной информацией. Не стесняйтесь задавать вопросы классу насчет того, что им хотелось бы пройти или узнать. Дети всегда ценят хорошее отношение и искреннее желание найти к ним подход.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- формирование целостного представления о культуре страны изучаемого языка, приобщение к ней.

2. Воспитательная:

- воспитание личности учащихся на основе общечеловеческих ценностей;

3. Развивающая:

- развитие навыков монологического высказывания;

- развитие навыков работы в группе;

- развитие навыков употребления нужных лексических и грамматических единиц по теме изучаемого материала.

Ведущие аспекты анализа урока

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

Поставленная дидактическая задача урока строго соответствует отобранному содержанию по данной теме. Методы и приемы, наблюдаемые в ходе урока, позволили результативно решить данную дидактическую задачу.

Содержание урока полностью соответствует содержанию программы и данного учебника и подразумевает поэтапное и системное обобщение и закрепление полученных знаний. На уроке прослеживается работа над всеми видами речевой деятельности. Материал подобран согласно темы урока, полученные знания применены на практике (туристическое агентство). Материал соответствует ранее пройденному, присутствует метапредметная связь.

Разнообразные методы и приемы обучения соответствуют плану работы и решению поставленной цели занятия. Методы учения: ознакомление, осмысление, участие в тренировке, практика общения, самоконтроль, самооценка.

Во время урока использовались разные формы работы, фронтальная, групповая, коллективная. Все использованные формы соответствуют решению дидактической задачи урока. Выбранные для данного урока задания позволили оценить подготовленность всех участников урока и решить основные его задачи.

Карточки с оценками для групповой работы и наклейки в виде руки были целесообразно и эффективно использованы в качестве оценивания работы и рефлексии. Положительные оценки и положительный цвет руки указывают на высокую результативность проделанной работы.

Практическая направленность урока

Самый действенный способ изучения на данном уроке – полное погружение в изучаемый язык. Практически весь урок учитель говорил на английском языке, без перевода на русский. Слова и предложения из упражнений практически не переводились. В этом и заключается практическая значимость урока.

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Во время урока была продемонстрирована самостоятельная работа в виде презентации достопримечательностей Лондона по задумке от разных туристических агентств. Для оценки контроля сформированности страноведческих знаний дети самостоятельно выполняли сканворд, составляли предложения в тетради (столицы стран, входящих в состав Великобритании). Для оценивания уровня сформированности грамматических навыков (употребление артикля с названиями достопримечательностей) – работа с видео. Сканворд в конце урока – это еще один вид самостоятельной работы на уроке.

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

- развивать умения систематизировать старые и новые знания и на их основе составлять собственное монологическое высказывание;

- развитие навыков диалогической речи, приобретение новых страноведческих знаний.

- ориентирование в системе моральных норм и ценностей;

- формирование уважительного отношения к языку и культуре другого народа, развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и понимания, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные:

- умение работать в группе, строить логические рассуждения, умозаключения, уметь адекватно и осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Предметные результаты: Обучающиеся научаться: рассказывать о достопримечательностях Лондона, употреблять определенный артикль с именами собственными.

Обучающиеся получат возможность: закрепить свои страноведческие знания, совершенствовать навыки чтения и устной речи, развивать навыки вопросно-ответной работы;

Регулятивные:

- целеполагание и планирование своей деятельности, контролируют и оценивают свои действия.

Познавательные:

- применять полученные знания в практической деятельности, умение осознанно строить речевое высказывание, формулировать ответы на вопросы

Коммуникативные: приобретают опыт в общении со сверстниками.

В процессе урока очень активно применялось интерактивное оборудование. Исходя из просмотра урока, можно сделать вывод, что ученики 5 класса достаточно хорошо владеют данным средством обучения.

Урок начался с традиционного организационного момента, за которым последовали фонетическая и речевая разминки. Учитель представил детям план работы на уроке, после чего началась основная часть. В конце урока была проведена рефлексия, оглашены оценки за урок и запись домашнего задания. Урок построен по четкой структуре, которая отвечает требованиям ФГОС и соответствует поставленной дидактической задаче.

На уроке была доброжелательная атмосфера. Учитель работал на уроке в соответствие с нормами педагогической этики. Прослеживалось уважение к ученикам и к культуре изучаемого языка, ее традициям. Немного смутило отсутствие определенного артикля перед некоторыми частями речи, где они нужны по правилам (the next, the first).

Выводы и рекомендации: урок соответствует требованиям ФГОС, построен педагогически правильно. Урок тесно связан с жизнью и актуален. Урок построен на аутентичном материале, с широким применением упражнений разного типа. Поставленные задачи были решены, цели достигнуты путем применения разного рода форм и методов работы на уроке.

Таким образом, в результате совместной тщательно продуманной и четко организованной деятельности, учитель совместно с учениками добился выполнения поставленных целей и задач. Данный урок явился важным этапом в системе уроков по формированию коммуникативной компетенции учащихся в таких видах речевой деятельности как аудирование, говорение и чтение.

Войти через uID

Войти через uID

В данном материале представлен самоанализ урока английского языка по теме "Обучение аудированию" на примере текста "Blue jeans". Подробно рассматривается каждый этап урока с учетом требований ФГОС.


Шаврук Марина Владимировна (Публикатор)


25.05.2017

Данный материал содержит образец написания самоанализа урока учителя иностранного языка. В образце описаны этапы урока, методы и средства обучения, способ целеполагания и описание создания условий для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию.


Белослудцева Екатерина Владимировна (Публикатор)


23.05.2017

Материал может представлять интерес для студентов, проходящих педагогическую практику. Здесь представлен анализ урока английского языка учителя.


Кузьмина Дарья Юрьевна (Forget-me-not1608)


16.11.2016

В самоанализе урока описываются и анализируются все этапы урока. Для каждого этапа поставлены цели и задачи, а в анализе урока описаны положительные и отрицательные моменты проведения этих этапов. В конце анализа сделаны выводы и перспективы для дальнейшей работы.


Волкова Татьяна Станиславовна (Публикатор)


28.01.2016

Урок способствовал и развитию индивидуальной личности ребенка (как осознание им самим важности своего личного поведения в природе), так и развитие коллективного сознания (как необходимости сплочения для выживания), формирования потребности в коллективных экологических акциях и действиях.


Князева Наталья Владимировна (Публикатор)


19.11.2015

Данный материал может быть полезен учителям английского языка и других предметов для написания дидактического разбора урока методом рефлексии. В последнее время часто именно такого рода работы являются выпускными работами курсов для учителей. А также эта работа может пригодится молодым специалистам в планировании и проведении уроков английского языка в 5 классе по УМК Кузовлева В. П.


Данилова Татьяна Михайловна (Tanya_teacher)


09.11.2015


Чупракова Ирина Владимировна (Публикатор)


16.10.2015

Материал дан в форме таблицы. Даётся краткое описание рефлексивной деятельности учителя.


Карелина Любовь Александровна (КЛА0835)


27.09.2015

Цель: употребление изученных лексических единиц в устной и в письменной речи.


Сивенкова Мария Сергеевна (Публикатор)


26.09.2015

Данный материал предназначен для учителя английского языка, к учебнику В.П. Кузовлев "English-4".


Сивенкова Мария Сергеевна (Публикатор)


26.09.2015

Самоанализ открытого урока математики во 2 классе по системе "Перспектива", Л.Г. Петерсон. Самоанализ предназначен для учителей начальных классов, может быть использован при самоанализе и анализе любого урока по математике в начальной школе. Урок проведён в соответствии ФГОС, с использованием современных образовательных технологий.


Усатова Татьяна Фёдоровна (taha9235)


18.09.2015

Самоанализ урока был составлен для урока английского языка, показанного на районном конкурсе "Учитель года". В нем описываются тема урока, цели, задачи (можно кратко или подробно). Описывается деятельность учеников и их работа в течение всего урока.


Чебачева Оксана Владиславовна (Oksenia7707)


14.04.2015

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.


ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ происходит непосредственно в начале урока, после речевой разминки. Задание было на грамматику, в специальных тетрадях, учитель попросил сдать их.

ВВЕДЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Материал вводился лексический. Учитель использовал беспереводной метод введения новых слов с помощью описания ситуаций. Учитель попросил ребят записать слова к себе в словарики. Способ семантизации лексики использовался: комментария, контекста, ситуации. Выбор способа семантизации соответствовал ступени обучения и возрастным особенностям учащихся. Грамматический материал вводился в коммуникативной форме. Способ использовался: дедуктивный.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Использовались следующие типы для закрепления упражнений (языковых, условно-речевых и речевых), устных и письменных, программированных и непрограммированных, проблемных и не проблемных с использованием ТСО и изображенной наглядности? Логика выполнения соблюдалась.

РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудирование. Учитель грамотно организовал подготовку и восприятие текста: снял языковые трудности, учил языковой догадке, антиципации, направил мысль, поставил целевое задание, стимулирующее интерес к восприятию.

Монологическая речь. Как было организовано монологическое высказывание? Использовались различные опоры (логико-синтаксические схемы, ключевые слова, зачин и концовку, план)? Как стимулировалась активность учащихся к говорению?

Диалогическая речь. Учитель использовал речевые ситуации, диалог-образец, текст (устный, письменный), наглядность для диалогического высказывания? Использовались игровые приемы и проблемные задания?

Обучение письму. Письмо используется как средство или как цель? Какие упражнения используются для обучения письма? Соответствуют они возрастным особенностям учащихся? Было обучение письменной речи? Какие упражнения использовались для обучения письменной речи? Соответствовали упражнения формату ЕГЭ?

КОНТРОЛЬ. Какие средства учета, контроля и оценки овладения учащимися иноязычным материалом, навыками и умениями иноязычной речи (вопросно-ответная работа, выполнение упражнений и заданий, тестирование и т.д.) использовались на уроке? Когда осуществлялся контроль знаний (в конце урока, в течение урока, после выполнения заданий)?

ЗАДАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ УРОКУ. задание к следующему уроку было дано в конце урока. Учитель дает рекомендации к его выполнению, но не указывает, сколько времени потребуется на его выполнение.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА. Как прошел заключительный этап урока? Учитель нашел время, чтобы коротко неофициально побеседовать с учащимися, ответить на вопросы, не входящие в план урока, дать развернутую оценку работы каждого учащегося и выставить оценки?

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА. Кабинет иностранного языка отлично подготовлен к занятию. Подготовлены аудитивные материалы и другие дидактические материалы. Учащиеся заренее подготовили к занятиям свои рабочие места.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ. Какие принципы реализовывались на уроке и как? Как достигалась сознательность, активность и самостоятельность учащихся? Какой характер познавательной деятельности преобладал (репродуктивный, поисковый, творческий)? Как реализовывались индивидуализация и дифференциация обучения? Как стимулировалось положительное отношение учащихся к обучению?

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ. В какой мере методы соответствовали задачам урока? Какие методы способствовали активизации учения школьников? Как планировалась самостоятельная работа? Какова эффективность использованных методов и приемов обучения?

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ. Как осуществлялась постановка учебных задач на каждом этапе? Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная? Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности учащихся?

ХРОНОМЕТРАЖ ВРЕМЕНИ. Время говорения учителя и учащихся (в минутах), время на оргмомент, опрос домашнего задания, презентацию нового материала, его коррекцию, тренировочные задания, итоговый контроль, объяснение домашнего задания, заключительную часть урока. Время говорения на родном и изучаемых языках. В целом, распределение времени урока представляется целесообразным, соответствующим плану урюка.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА УРОКА


-80%

Читайте также: