В чью компетенцию входит определять по каким учебникам будет учиться школа

Обновлено: 18.05.2024

Один из вопросов министру задала Надежда - многодетная мама и учитель английского языка в самарской школе: "Начиная с 2005 года, я работаю по учебнику, который с тех пор не переиздавался. Если идти строго по параграфам, то сначала дети изучают буквы, но уже на пятом уроке они должны уметь читать тексты. А где же блок, который соединяет буквы, обучает чтению? Он упущен в данном издании. Как, минуя важные блоки знаний, научить ребенка английскому языку без репетитора?"

Сергей Кравцов: Когда я учился в школе, был известный учебник Натальи Александровны Бонк. Сегодня уже есть много новых, тоже хороших учебников, которые формируют у ребенка речевые компетенции, возможность прежде всего говорить. Несколько лет назад была введена устная часть в ЕГЭ по иностранному языку. Это тоже подтолкнуло систему к развитию методик преподавания языков: мы хотим научить ребенка говорить, общаться на иностранном языке. Поэтому надо разобраться с этим учебником, о котором вы говорите. Посмотреть, входит ли он сейчас в обновленный федеральный перечень учебников или нет. Пришлите нам его название, пожалуйста, и мы разберемся. Как вы знаете, сегодня сама школа вправе выбирать, по каким учебникам ей работать. А что касается программ преподавания, то здесь мы работаем над тем, чтобы помочь учителю. Курсы повышения квалификации должны быть построены так, чтобы у учителя был весь методический набор для того, чтобы дать качественное образование школьнику.

Полную версию "Делового завтрака" с министром просвещения РФ Сергеем Кравцовым читайте в ближайшем номере "Российской газеты".

Внимательно прочитала на Вашем сайте все, что касается совместного использования горячо любимой нашими учителями математики Л.Г.Петерсон и УМК "Школа 2100". В связи с выходом нового Закона об образовании, на какие теперь нормативные акты можно опираться в разговоре с администрацией, если положение о праве выбора учебника педагогом изъято? Является ли Открытый УМК "Школа 2000" аккредитованной образовательной программой (на 2013/2014 уч.год и далее)? (Петерсон В.А.)

Здравствуйте, уважаемый пользователь сайта, спасибо за актуальный вопрос.

В первую очередь отметим, что новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29.12.12 вступает в силу с 01.09.2013 года (за исключением части 6 статьи 108, вступившей в силу с даты официального опубликования).

Во-вторых, в новом Законе, как и прежде (Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 №3266-1, Статья 32 пункт 23), определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем отнесено к компетенции образовательной организации:

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

Право на выбор учебников в соответствии с образовательной программой учреждения по-прежнему остается у педагога:

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

Таким образом, государственное регулирование в сфере выбора учебников образовательными учреждениями и педагогами в связи с выходом нового Закона никак не меняется. Педагог обязан согласовать с администрацией школы образовательную программу, в рамках которой имеет право на выбор учебников из списка, утвержденного образовательным учреждением. По сути это означает, что как и раньше, педагог не имеет права использовать тот или иной учебник, входящий в федеральный перечень, но не включенный администрацией школы в список учебников, реализующих ее образовательную программу на соответствующей ступени обучения.

Что касается "Открытого УМК "Школа 2000. ", то здесь важно понимать следующее: ВСЕ учебно-методические комплекты удалены из структуры федерального перечня как противоречащие Конституции и антимонопольному законодательству, что дает ПРАВО образовательным учреждениям либо использовать учебники по разным учебным предметам, входящие в единый УМК, либо конструировать свой собственный УМК в рамках утвержденной образовательной программы. Мы являемся сторонниками второго варианта, поскольку, по нашему мнению, это дает больше степеней свободы с точки зрения оптимизации качества образовательного процесса, ведь известно, что нет УМК с ЛУЧШИМИ учебниками по всем предметам. Именно поэтому мы предлагаем школам примерную образовательную программу НОО, позволяющую сформировать открытый УМК "Школа 2000. " - по названию дидактической системы, положенной в основу этой программы.

Здесь вы можете задавать вопросы об использовании в учебном процессе и приобретении учебников и учебных пособий издательства.

Развитие и обучение дошкольников (не только английскому)

Методика, приемы, учебные пособия для работы с дошкольниками. Советы преподавателям и родителям

Курс "Happy English.ru"

Курс "Millie"

Курс "New Millennium English"

Курс "Enjoy English"

Дополнительные пособия издательства "Титул"

Электронные учебные пособия

Английский для взрослых “English for adults”

Учебник для изучения английского “с нуля”

О России на английском языке

Элективные курсы, учебные пособия, программы

Другие учебники/Other textbooks

Федеральный перечень

Списки учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ

Теория и практика обучения английскому языку/Teaching English - theory and practice

Журнал "Английский язык в школе"

Электронный архив журнала, анонсы новых номеров

Развиваем умения и совершенствуем навыки/Developing language skills

Вопросы и ответы о развитии речевых умений и совершенствовании языковых навыков

Лексика, грамматика, перевод/Teaching vocabulary, grammar and translation

Расширяем словарный запас, учим грамматике, переводу

Работа по ФГОС

Обучение английскому языку и работа в рамках ФГОС

Как подготовить к экзаменам (ГИА (ОГЭ, ЕГЭ), FCE, IELTS, TOEFL. ) / Training for Exams

готовим к экзаменам

Теория обучения языку - учебники для учителей

Серия учебников Р.П. Мильруда "Теория обучения языку"

Учить английский язык с удовольствием

Как помочь ученикам получать удовольствие от уроков, повысить мотивацию

ИКТ в обучении английскому языку / ICT for teaching English

Разработка курсов и программ/Course and programme development

Как разработать курс и написать к нему программу

Репетиторство по английскому языку/Private lessons

Репетиторы по английскому, частные уроки, обсуждение вопросов репетиторства

Другие вопросы (Темы, не вошедшие в другие разделы)/Other issues

Официальная информация, полезные материалы для учителей

Тематические разделы

Конкурсы для учителей и учеников

Конкурсы по методике и английскому языку

Методическая школа Р.П. Мильруда/Dr. Millrood's School of Methodology

Обучение взрослых, контроль и повышение качества обучения и широкий ряд вопросов методики - консультации с д.п.н., проф. Радиславом Петровичем Мильрудом

Использование интернет-ресурсов на уроке/Internet resources in the classroom

Использование интернет-ресурсов в классе и дома для обучения английскому языку - форум ведет Татьяна Александровна Кузнецова, заслуженный учитель английского языка, победитель конкурса "Учитель года 2006" в рамках приоритетного национального проекта "Образование"

Всероссийский семинар "Обучение английскому языку в российских школах"

Информация о Всероссийских семинарах, материалы семинаров, презентации, фотоотчеты


Приказ Министерства просвещения о федеральном перечне учебников был подписан 28 декабря 2018 года и вызвал уже не один скандал и массу вопросов у школьных учителей, авторов учебников, издателей и экспертов в области образования. Александр Архангельский, профессор Высшей школы экономики, автор учебников по литературе, объясняет, чем это грозит школьному образованию.

— Расскажите, пожалуйста, в чем суть конфликта вокруг этого федерального перечня. Почему это такая значимая история?


Александр Архангельский. Фото: Анна Данилова

— Нравится нам это или не нравится, но рынок учебной литературы для школы регулируется федеральным перечнем учебников. С одной стороны, в него входят те учебные линии, которые школы имеют право покупать за счет бюджета, а с другой – учителя могут включать эти учебники в свои рабочие программы. Авторы и издательства могут отдельно предлагать школам свои книги и учебники, но если они не попали в федеральный перечень, то, как правило, судьба их незавидна.

Вопрос о том, хорошо это или плохо, что у нас есть федеральный перечень, предлагаю не обсуждать – он есть, и школы работают по тем учебникам, которые в него входят. Помимо прочего, попадание в федеральный перечень того или иного учебника гарантирует школе, что он соответствует федеральному стандарту, а школа все-таки – это институт подотчетный, и если она не выполнила госзадание, то к ней придет Генпрокуратора, поэтому школы в таких подтверждениях нуждаются.

В России был федеральный государственный стандарт 2012 года, на основе которого были утверждены учебные линии в 2014 году, и предполагалось, что в 2016 году будет еще один конкурс. А потом год за годом Министерство сначала образования, а потом просвещения эти конкурсы срывало – т.е. учебники на конкурс принимались, но федеральный перечень не формировался. И вот, наконец, в 2018 году он был сформирован.

То есть это произошло по вполне пропагандистским причинам, никакого отношения к образованию не имеющим. Эта дополнительная экспертиза была довольно произвольной, и в результате нее не попал в перечень и наш учебник, и все те учебники по литературе, которые хоть как-то отличаются от дуболомной версии. Наш с Татьяной Смирновой учебник был обвинен в том, что в нем не была обеспечена религиозная толерантность – хотя в нем были отрывки из Нового Завета, из Ветхого Завета, Корана, и было рассказано про буддизм.

Эта дополнительная экспертиза вызывала возмущение не только у проигравших, но и у ряда специалистов в области образования, потому что уровень ее был позорным. Было совершенно неясно, на основании каких законных процедур она была проведена и почему по ее результатам почти весь рынок учебников выиграло одно издательство, а проиграли все остальные.

Генпрокуратура, проанализировав эту ситуацию, весной этого года вынесла определение о коррупционной составляющей процедуры 2018 года. Но это просто было предупреждение, на которое Минпрос не обратил никакого внимания. Было также определение Федеральной антимонопольной службы о том, что так не бывает, чтобы 83% тиражей по результатам дополнительной экспертизы оказались у одного издательства. Но Минпрос и на это закрыл глаза.

В результате Минюст выдал Минпросу уже не пожелание или мнение, в отличие от Генпрокуратуры и ФАСа, а предписание отменить этот приказ в течение месяца. Если же это не будет сделано, то Минюст самостоятельно подаст бумаги в Правительство, и Правительство своим решением отменит этот приказ.

— И какова в результате ситуация с перечнем сегодня?

— Все подвисло в полной бюрократической неопределенности. Это какой-то феноменальный хаос. Т.е. принят документ, не имеющий юридической силы. Когда он будет отменен, какова будет ситуация для школ? Что они будут иметь право покупать, что нет? Если бы была отменена сама идея федерального перечня и школы получили бы право самостоятельно выбирать из учебных пособий, которые соответствуют стандарту, это было нормально. Но уж если перечень есть, если школы не имеют права действовать за его пределами, то возникает довольно неоднозначная ситуация для таких финансовых решений, принимаемых на местах.

Я не берусь это прогнозировать. Думаю, что Минпрос проигнорирует предписание Минюста, затянет процедуру согласования бумаг и постарается оттянуть это до последнего. Но вообще без федерального перечня, если он прописан в законодательстве, закупать учебники нельзя. Можно отменить его вообще как идею, как принцип, но это тоже процедура, тоже долгий путь. Но если уж он есть, то надо соблюдать каким-то образом правила, ведь государство начинается и заканчивается правилами.

— Как конкретно это все может отразиться на жизни школ и учителей с учетом того, что менее чем через месяц начнется учебный год?

— Во-первых, это гарантирует нервотрепку для учителей. Они уже составили свои рабочие планы, а это довольно тяжелая, объемная работа, занимающая даже не дни, а недели. Во-вторых, наверное, школы начнут работать по тем учебникам, которые они закупили – не выбрасывать же их теперь на помойку; возможно, будет выпущен какой-то временный приказ. Видимо, учителя будут, как при советской власти, лавировать, и в этом смысле молодые учителя и директора будут в худшем положении, чем старые, работавшие еще в Советском Союзе, потому что будет как при советской власти: два пишем, три в уме. Главный вопрос – как это отразится на учениках. Из этой ситуации можно вырулить, но хаос и бардак показывает не только учителям, но и ученикам, как действует нынешнее государство, что его менеджеры не справляются со своими полномочиями и обязанностями.

Хотя во всей этой истории есть и глубокое позитивное содержание: и школы, и учителя, и издатели, и правительство лишний раз убедились в том, что любой монополизм оборачивается самораспадом системы, и любая попытка ограничить вариативность школьного образования (в частности, вариативность учебников) ради идеологического контроля гарантированно ведет к неуправляемости. Может быть, этот урок окажется полезным.

— С вашей точки зрения, это больше история про наступление какого-то коллапса во всей этой системе, или про пропаганду, или про коррупционную составляющую?

Вторая история про коррупцию: 83% всего перечня учебной литературы – это продукция одного издательства. Думаю, что подозрения тут могут быть вполне обоснованы.

И третья история, которая разворачивается на наших глазах, — про бюрократический хаос. Но мы же понимаем, что идеология и коррупция – близнецы-братья, а хаос является их следствием.

— Я правильно понимаю, что тот факт, что Минюст требует отменить этот приказ, в вас оптимизма не вселил?

— И да, и нет. Нет, потому что я думаю, что авторы федерального перечня 2018 года найдут какую-то лазейку. Да, потому что всё же возникает шанс, что несправедливо выброшенные старые учебники вернутся в школу, а новые линии попадут в перечень – если он будет заново сформирован, а новые федеральные стандарты будут разработаны и приняты без подтасовок, на основе современных требований к школе. Не на основе схем и моделей, устаревших полвека назад.

Читайте также: