Что такое телемедицина кратко

Обновлено: 05.07.2024

История телемедицины

Развитие телемедицины началось в XIX веке с распространением телеграфа, позволившего передовым медучреждениям оперативно обмениваться информацией. Большую часть XX века область применения технологий телемедицины оставалась узкоспециализированной, они использовались для обмена данными между организациями, а также в исследовательских целях. С 1960-х годов возможности телемедицины стали использовать для мониторинга физиологических показателей космонавтов во время их миссий на орбите.

Массовым рынком телемедицина становится в последние десятилетия, одновременно с широким распространением инфокоммуникационных средств. Сегодня общение между врачами и пациентами происходит по голосовой или видеосвязи, через мессенджеры, специализированные платформы и приложения. Специальные гаджеты позволяют отслеживать основные показатели здоровья пациента (кровяное давление, сердечный ритм, уровень сахара и многое другое) и оперативно передавать их лечащим врачам. Наиболее высокотехнологичная область телемедицины — телехирургия, основанная на достижениях робототехники и средствах телеприсутствия.

Телемедицина в мире и в России

Сегодня телемедицина — один из наиболее быстрорастущих сегментов здравоохранения. Глобальный рынок в 2018 году оценивался в $40 млрд. Ожидается, что он будет расти в среднем на 20% в год и к 2025-му достигнет объема в $148 млрд. При этом 90% людей пока что предпочитают личные встречи с врачами дистанционным.

Наиболее развита телемедицина в США — около 40% глобального рынка. Американские госпрограммы медпомощи покрывают дистанционные консультации, а в большинстве штатов действуют законы, обязывающие частные страховые компании возмещать клиентам стоимость дистанционных медуслуг. Активно телемедицина развивается в Австралии, странах Европы, в Японии и Китае.

Еще несколько десятилетий назад обычные люди не знали, что такое телемедицина и как плотно она войдет в жизнь рядового пациента, особенно при высокой загруженности специалистов и появлении риска распространения опасных заболеваний, передающихся контактным и воздушно-капельным путями. Как показывает практика, такой формат консультирования и постановки диагноза может быть достаточно эффективным. Но его рассматривают лишь в качестве дополнения к традиционному взаимодействию врача и больного.

врач телемедицина

Исторические корни телемедицины

Основоположник электрокардиографии Виллем Эйнтховен в 1905 году перевел электрокардиограмму по телефону. Но первые попытки получения дистанционной медицинской помощи были совершены намного раньше.

В древнем Китае специалисты по пульсу больного могли поставить точный диагноз. В некоторых культурах врачу было запрещено видеть и прикасаться к пациенту. Биение пульса определяли по колебаниям нити, зафиксированной на запястье больного. Эти случаи относятся к историческим предпосылкам появления телемедицины .

Сегодня пациентам доступна консультация врача онлайн , которую можно получить через интернет или с помощью других каналов связи. Возможности телемедицины широки и активно используются не только для диагностики заболеваний, но и с другими целями.

Цели применения телемедицины

Телекоммуникационные технологии применяются во всех отраслях медицины. Даже пациенты, нуждающиеся в помощи хирурга, могут получать консультации по интернету. Они касаются течения реабилитационного периода, коррекции лекарственной терапии.

Основные цели телемедицины :

· повышение общей доступности медицинской помощи для пациентов;

· организация связи с доктором онлайн для людей, которые проживают далеко от клиник, имеют ограниченные возможности;

· проведение телемедицинского мониторинга физиологических параметров работы организма пациентов, которые нуждаются в качественном домашнем уходе;

· организация профилактики заболеваний;

· раннее выявление нарушений в работе организма пациента с целью предупреждения опасных осложнений;

· организация реабилитационных мероприятий больных, которые нуждаются в психиатрической, терапевтической и любой другой медицинской помощи;

· проведение консультаций высококвалифицированных профессионалов узкого и широкого профиля в сложных клинических случаях;

· повышение квалификации специалистов, получение недостающих знаний.

Особую роль использование телемедицины и информационных технологий играет при чрезвычайных ситуациях, которые связаны с техногенными катастрофами, природными аномалиями. Спасатели от докторов получают дополнительную информацию о степени разрушений, причинах негативного влияния на здоровье людей. Оперативные консультации необходимы и врачам, которые находятся в зоне поражения. Это позволяет в прямом смысле спасать многие человеческие жизни, предупреждать разного рода травмы среди медицинских работников. Применение информационных технологий в здравоохранении дает возможность большему количеству пациентов находиться на амбулаторном лечении.

Основные преимущества телемедицины

Главной услугой телемедицинского сервиса является проведение консультаций врача онлайн. Специалисты организуют дистанционное наблюдение за пациентами, которые страдают хроническими патологиями. Такая услуга незаменима на крупных промышленных объектах, атомных станциях, где работают операторы и другие сотрудники, за состоянием здоровья которых должны следить профессионалы.

За последние десятилетия были проведены многочисленные клинические исследования, которые позволили определить основные положительные аспекты внедрения телемедицины в здравоохранение:

· повышение общего качества жизни пациентов;

· сокращение и рациональное распределение нагрузки на медперсонал;

· внесение определенного вклада в социальную адаптацию людей, имеющих различные ограничения, перенесших тяжелые операции;

· улучшение контроля за соблюдением назначений врача;

· сокращение смертности среди пациентов, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями и другими распространенными патологиями;

· сокращение количества госпитализаций, обращений за скорой медицинской помощью;

· своевременная коррекция назначенного лечения, повышение эффективности медикаментозной терапии;

· увеличение степени информированности и медицинской грамотности пациентов.

Активное внедрение дистанционных коммуникаций и телемедицинских технологий в практическое здравоохранение будет продолжаться и дальше. Это является одной из задач, которые стоят перед специалистами.

Информационные технологии активно применяются во время подготовки медицинских кадров. Сотрудники частных и государственных клиник кроме научной работы и клинической практики постоянно совершенствуют подход к организации обслуживания взрослого и детского населения.

В России активно развивается теленаставничество. Это направление предполагает получение консультативной и другой помощи, направленной на повышение уровня профессионализма, предупреждение медицинских ошибок и неблагоприятных последствий для здоровья пациента.

В рамках телемедицины пациенты получают в доступной форме необходимую информацию о своем состоянии, особенностях проведения обследования и лечения. Именно недостаток знаний в конкретной области вызывает тревожность у больных. Они начинают искать информацию о болезни, определенных исследованиях и лечении в свободном доступе. Это повышает риск получения недостоверных сведений. В итоге пациент может необоснованно отказываться от тех или иных процедур. Телемедицина помогает получать точную информацию от лечащего врача.

Необходимость глобально внедрять информационные технологии в практическую деятельность специалистов не вызывает никаких сомнений. Использование широких возможностей телемедицины положительно повлияет не только на общее состояние пациента, но и позволит укрепить структуру здравоохранения. Это возможно благодаря улучшению связи между отдаленными больницами, поликлиниками и ведущими клиническими центрами страны. Телемедицинские системы контролирует государство. Также проводится оценка качества получаемых услуг.

консультация врача онлайн

Результаты применения телемедицины

· предоставление своевременной медицинской помощи взрослым, детям;

· расширение важных профилактических мероприятий;

· создание дополнительных рабочих мест;

· поддержка единого стандарта качества медицинского обслуживания населения;

· организация дистанционного обучения специалистов, проведение подготовки и переподготовки персонала системы здравоохранения;

· сокращение количества врачебных ошибок;

· повышение качества медицинского обслуживания пожилых людей, пациентов с ограниченными возможностями.

Благодаря телемедицинским системам и технологиям дистанционная форма взаимодействия врача и пациента становится привычной, помогает выйти на новый уровень персонального обслуживания каждого больного. Удается сократить количество личных посещений специалиста. Это особенно ценно в период распространения вирусных инфекций.

телемедицина онлайн

Для людей из группы риска, имеющих ослабленный иммунитет или хронические заболевания бронхолегочной системы, сердца и сосудов, телемедицина выступает средством эффективной профилактики случайного заражения.

Применение телемедицины в педиатрии

В последние годы среди детей отмечается рост хронических заболеваний. С помощью телемедицины удается проводить мониторинг состояния ребенка, своевременно выявлять тревожные проявления болезни и оказывать необходимую врачебную помощь. Неоценима роль онлайн-консультаций для родителей детей с врожденными и приобретенными аномалиями развития.

Посещение поликлиники ребенка с подобным диагноз вызывает определенные затруднения. По видеосвязи педиатр, невропатолог могут оценить состояние малыша, качество используемых лечебных методик, назначить дополнительные процедуры и медикаменты.

Телемедицина в кардиологии

Сердечно-сосудистые заболевания являются социально значимыми во всем мире. Расширение возможностей обследования пациентов, в том числе применение методов мониторирования ЭКГ, артериального давления и пульса, позволяет повысить эффективность оказания кардиологической помощи.

Хроническое течение заболеваний сердца и сосудов не всегда требует очной консультации кардиолога. По видеосвязи, а также с помощью других информационных технологий специалист следит за жизненно важными показателями: пульс, температура тела, артериальное давление, частота дыхания. Результаты домашней диагностики можно практически мгновенно передавать лечащему врачу.

Некоторым пациентам доступны возможности мобильного интерфейса, обеспечивающего регулярный контроль за состоянием здоровья. Использование средств связи с миниатюрными датчиками дает возможность кардиологу оценивать физиологическое состояние больного дистанционно.

Особая роль применения телемедицинских технологий отведена наблюдению за пациентами, которые проходят этап реабилитации после хирургических вмешательств. Удаленный контроль экономит время больного и врача, избавляет от необходимости посещать клинику в ослабленном состоянии. Дистанционные консультации также оказывают положительное влияние на психоэмоциональный фон пациента, перенесшего операцию на сердце и сосудах. Лечащий врач может контролировать выполнение врачебных назначений, касающихся в том числе изменения образа жизни и рациона питания больного. Специалист выстраивает тесные и доверительные отношения с пациентом, на которые нередко не хватает времени при консультировании в медицинском центре или поликлинике.

Телемедицина в онкологии

Онкологические заболевания широко распространены среди пациентов разного возраста. У некоторых людей нет возможности посетить онколога лично. Эта проблема актуальна для тех, кто проживает в отдаленной местности. Выбор тактики лечения злокачественного новообразования нередко требует участия многопрофильной команды.

В отдаленных от региональных центров больницах и поликлиниках нет возможности провести консилиум. В таком случае пациент с помощью телекоммуникационных технологий может обратиться сразу к нескольким онкологам. Телемедицина предполагает как дистанционное общение врача и пациента, так и передачу результатов исследований, снимков и другой информации через интернет, с использованием гаджетов.

Наиболее востребовано применение подобных консультаций при злокачественном поражении кожи. Онколог может провести осмотр тканей в режиме онлайн, поставить предварительный диагноз, назначить необходимые исследования. Но телемедицина ни в кое случае не заменяет собой полноценные очные консультации, а является лишь частью комплексного подхода к качественному обслуживанию и оказанию необходимой помощи пациентам.

Телемедицина в психологии

Телемедицинский формат получения помощи врача особенно подходит для обращения к психологу, который именно через общение выясняет информацию о проблемах больного. С помощью доступных интернет-технологий можно провести диагностику и даже полноценное лечение.

Телемедицина в психологи подходит для решения следующих проблем:

· бессонница, не связанная с хроническими и острыми заболеваниями;

· неспособность налаживать отношения в семье, на работе и социуме;

· неуверенность в своих силах;

· неспособность понять, принять трудного подростка и выстроить с ним здоровые бесконфликтные отношения;

· внутренние страхи, мешающие жить и работать;

· неумение планировать расходы.

Для многих пациентов именно использование дистанционной формы консультирования больше подходит, особенно в первое время, когда идет знакомство с доктором. Находясь дома, легче преодолеть внутреннюю скованность и довериться врачу, честно рассказать о имеющихся проблемах, сомнениях. При необходимости врач может консультировать нескольких членов семьи, проводить групповые занятия для решения поставленных задач.

Страховой полис Телемедицина

Страхование Телемедицина позволяет получать консультации специалистов узкого и широкого профиля, независимо от места проживания пациента. Даже если вы находитесь за границей, вдали от медицинских центров, при наличии страхового полиса будут доступны все телемедицинские услуги, включая расшифровку анализов, ЭКГ и любых других исследований. Приобрести страховку можно дистанционно. Для получения услуг телемедицины необходимо просто записаться на прием к специалисту через приложение на телефоне.

· быстрое получение квалифицированной медицинской помощи;

· возможность проконсультироваться с врачом в любое время и в круглосуточном режиме;

· отсутствие необходимости обращаться в поликлинику в тех случаях, когда можно решить вопросы со здоровьем дистанционно, например, расшифровать результаты анализов крови или ЭКГ;

· специалисты консультируют не только взрослых, но и оказывают медицинскую помощь детям и их родителям.

Телемедицина онлайн также будет полезна тем пациентам, которые нуждаются в профессиональном мнении других специалистов. Это помогает получить полную информацию о своем состоянии, избежать ошибок при расшифровке снимков МРТ и других неточностей. Нередки такие случаи, что мнения врачей расходятся. Не каждый больной имеет возможность посещать доктора лично, особенно при проживании в отдаленных регионах. Вы можете находиться в любой точке мира, и специалисты проконсультируют вас по любым вопросам, связанным со здоровьем.

Профессионалы, которые проводят видеоконсультации в онлайн-формате, являются практикующими врачами. Во многих случаях проблему пациента удается решить дистанционно, используя широкие возможности предоставляемого сервиса.

С какими жалобами можно обращаться к доктору онлайн

Специалисты узкого и широкого профиля проводят консультации при любых жалобах. Но не во всех случаях дистанционное обслуживание помогает решить проблему. При неотложных состояниях, выраженном болевом синдроме, риске появления опасных для жизни осложнений необходимо обращаться за медицинской помощью очно.

Телемедицина актуальна при следующих жалобах:

· проблемы со сном;

· активный набор веса;

· нарушения стула, расстройства пищеварительной функции;

· частые головные боли;

· аллергическая реакция у детей и взрослых на применение продуктов питания, медикаментов;

· покраснение, зуд и раздражение кожи;

· появление сыпи, в том числе аллергической природы;

· беспокойство, тревожные состояния, неустойчивость психоэмоционального состояния;

· боли в голове, горле, мышцах, суставах, позвоночнике;

· насморк, першение в горле, покраснение слизистой глаз и другие признаки ОРВИ;

· головокружение, потеря сознания;

· перепады артериального давления.

Во время использования телемедицинских услуг врач оценивает состояние пациента по общему поведению, цвету кожных покровов, слизистых оболочек. При необходимости специалист просит больного измерить частоту сердечных сокращений, показать горло, ответить на конкретные вопросы. Многие пациенты с хроническими патологиями не нуждаются в личной встрече с врачом. Специалист дистанционно проводит профилактический прием, меняет или оставляет прежней схему лечения, координирует по соблюдению диеты, проведению лечебной гимнастики. Подготовьте заранее медицинскую документацию, которая есть у вас на руках, чтобы с ней мог ознакомиться доктор, проводящий консультацию.

Если врач все-таки рекомендует записаться на очный прием, стоит это сделать в ближайшее время. Телемедицину удобно сочетать с очной формой получения профессиональной помощи. Если специалист должен провести осмотр, какие-то исследования и процедуры, он вызывает больного в клинику. Следующие врачебные приемы, которые необходимы для коррекции лечебной схемы, назначенной диеты и образа жизни, можно сделать дистанционными.

Главное — не пытаться полностью заменить традиционные медицинские услуги дистанционными.

Оформить онлайн страховой полис Телемедицина можно на Berupolis.

Разбираемся, что это такое, как работает и кому может быть очень полезно.

Телемедицина в России — это оказание медицинских консультаций с помощью дистанционных технологий. Такие консультации проводят для сбора анамнеза, оценки эффективности выбранного лечения, общего наблюдения за состоянием здоровья пациента. Диагноз при этом поставить нельзя, но врач для этого может назначить пациенту очный прием.

Для начала выделим 2 направления телемедицины:

  • Врач-врач
    Первоначальная цель телемедицины — обмен опытом и знаниями между врачами, медицинскими и научными учреждениями. Но нас, как обывателей, эта сторона вопроса мало волнует. Хотя с помощью такого подхода мы получаем более квалифицированных врачей, что сказывается на качестве нашего лечения.
  • Врач-пациент
    Это более привычное для нас взаимодействие, которое по сути напоминает обычный прием у врача.Когда мы приходим в поликлинику, врач опрашивает нас. Мы рассказываем ему все свои жалобы, боли и переживания. Первичный осмотр важен, но дальнейшая диагностика, в том числе лабораторная, имеют первостепенное значение.

Теоретически, первичный осмотр у врача можно заменить на дистанционный прием. Врач так же соберет анамнез, и назначит необходимые анализы, которые сам же в дальнейшем и расшифрует. И лишь в случае крайней необходимости пациент должен будет прийти на очной прием.

Но на практике все гораздо сложнее.

Телемедицина не дает возможности полностью отказаться от очного взаимодействия с врачами. Но это и не ее конечная цель: дистанционные технологии в медицине — не самостоятельная отрасль, а дополнение, которое открывает новые возможности.

Телемедицина в России — это оказание медицинских консультаций с помощью дистанционных технологий

Российские сервисы, которые предоставляют услуги телемедицины, действительно чаще всего предлагают общение с врачами через чат. Но кроме письменного чата консультацию доктора можно получить и другим путем:

  • по видеосвязи;
  • по телефону;
  • с помощью специальных устройств — браслетов, отслеживающих общие показатели жизнедеятельности.

Пациент обычно сам выбирает удобный способ коммуникации.

Будем честны: доступность и качество медицины зависят от места вашего проживания и дохода. Да, в России есть система общего медицинского страхования, и вы всегда можете рассчитывать на получение качественной помощи, особенно в случае тяжелых болезней — например, рака.

Но одно дело жить в Москве, где есть все специалисты, а записаться к ним можно на ближайшее время. И совершенно другое — проживать в маленьком городе или селе, где запись к специалисту может быть доступна лишь спустя несколько месяцев после обращения в поликлинику.

Так кому телемедицина может быть очень полезна и по-настоящему нужна?

Тем, кто не живет в крупном городе. По разным оценкам, экономия при получении дистанционной консультации крупного специалиста из Москвы, если пациент проживает, например, за Уралом, может достигать 40 раз. То есть если вам потребуется конкретный врач, который объективно оценит ваше состояние и назначит правильное лечение, вы сможете сэкономить огромные суммы, просто обратившись к этому врачу по видеосвязи или через специальный чат.

Тем, кто переживает о своем здоровье. Есть люди, которые постоянно беспокоятся о своих болезнях. Они гуглят симптомы, переживают, испытывают тревогу и страх — как правило по той причине, что в статьях в интернете на одни и те же симптомы диагнозы могут варьироваться от мигрени до опухоли мозга. Но так найти истину не получится. Полноценную консультацию гугл или яндекс вам не дадут, а опытный врач даст объективную оценку и назначит необходимые анализы.

Может начать казаться, что телемедицины — это один сплошной плюс. Но и у нее есть свои недостатки:

    Врач по закону не может поставить диагноз дистанционно, поэтому вам в любом случае придется посетить специалиста, если есть такая необходимость;

Лечение врач тоже не сможет назначить без очного осмотра. Но корректировать и оценивать эффективность уже назначенного лечения он при этом может;

Чтобы подключить услуги телемедицины, надо обратиться в компанию, которая их предоставляет. Сегодня такие услуги все чаще запускают крупные организации, предлагая различные условия для граждан.

Главное преимущество Теледоктор24 — это возможность в рамках одного сертификата получать не только консультации врачей любого профиля, но также психологов и медицинских юристов. Сервис помогает в вызове скорой помощи в России и за рубежом, консультирует по поводу лекарств, а также с недавних пор помогает в оказании ветеринарной помощи.

Вы можете изучить другие сервисы дистанционной медицины и выбрать тот, который понравится вам больше всего. Главное — это то, что такой формат оказания медицинских услуг помогает каждому из нас своевременно получать квалифицированную помощь из любой точки мира.

Телемедицина — это использование современных технологий и средств телекоммуникаций для дистанционного предоставления врачебных и консультационных услуг. Благодаря ВКС медицинские работники могут не только осматривать пациентов удаленно, но и проводить консилиумы, собирать анамнез, запрашивать и отправлять сведения о течении заболеваний, назначать лечение и выдавать больничные листы

TrueConf разрабатывает и поставляет программное обеспечение для телемедицинских сервисов. Множество клиник по всей стране используют TrueConf Server в основе своей телемедицинской системы.

Вы можете получить консультацию врача удаленно, перейдя по ссылке ниже:

Медицинские консультации у вас под рукой!

TrueConf Server - это отечественная безопасная ВКС платформа для оказания удаленной медицинской помощи.

Что такое телемедицина

Факты о телемедицине

Несмотря на распространенное мнение о том, что телемедицина — направление молодое и пока еще мало используемое на практике, свою историю оно начало задолго до появления компьютера — во времена телеграфов. Собственно консультации специалистов по телефону тоже можно условно отнести к данной сфере. В то же время, первый сеанс видеоконференцсвязи в качестве инструмента для телемедицины был проведен в 1965 году. Это была трансляция операции по замене аортального клапана на искусственное сердце, которую ассистировал выдающийся кардиохирург Майкл ДеБейки.

[Bashshur, R.L., Sanders, J.H., and Shannon, G.W. (eds.) Telemedicine: Theory and Practice. Springfield: Charles C. Thomas, Publisher, Ltd., 1997. DeBakey M. Telemedicine has now come of age // Telemedicine Journal.-1995.-Vol.1,N1.] (ориг.)

Однако, было бы ошибкой считать, что для этой цели подойдет любая система ВКС. Оказание качественных и эффективных дистанционных услуг в медицине требует особого подхода к организации видеоконференцсвязи. И чем ответственнее сфера — тем больше требований предъявляется к технической части решения. Более того, поскольку это направление активно развивается, в разных странах уже принимаются законы о телемедицине, так или иначе регулирующие данную сферу. В частности при реализации таких решений важно не только использовать качественное и производительное оборудование для телемедицины, но и учитывать различные юридические нюансы, связанные, например, с обработкой персональных данных, врачебной тайной и т.д.

Федеральный Закон №242

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья.

Телемедицинские технологии - информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Начало действия закона – 01.01.2018

Основные положения закона:

  • Электронные рецепты для лекарств, содержащих наркотические и психотропные вещества;
  • Определение телемедицинских технологий;
  • Добровольное согласие на мед. помощь можно собирать в электронном виде по упрощенной схеме;
  • Пациент имеет право запрашивать и получать мед. данные о себе;
  • Телемед. помощь должна оказываться в соответствии со стандартами мед.помощи;
  • Первое упоминание о ЕГАИСЗ. Реестр медицинских и отраслевых организаций, мед. работников и пациентов с единой системой аутентификацией;
  • Разрешены удаленные консультации: сбор информации, решение об очном визите, корректировка лечения, дистанционное наблюдение за больным с применением гаджетов.

Применение систем видеоконференцсвязи в телемедицине и здравоохранении

Алексей Карпинский, SmartMed: Телемедицина и видеоконференцсвязь — практика и перспективы

Презентация доклада

Слайды презентации Алексея Карпинского, (1МБ, PDF)

Основные направления телемедицины

Естественно, что в рассматриваемое нами понятие входит очень широкий круг задач и решений. В самом общем виде они делятся на две большие категории: "врач-пациент" и "врач-врач". На практике существует множество направлений телемедицины, которые можно сгруппировать по основным критериям специализации. К основным направлениям сегодня относятся:

Решения типа "врач-пациент"

  • Телемедицинские консультации для пациентов;
  • Дистанционный биомониторинг;

Решения типа "врач-врач"

  • экстренные консультации для врачей;
  • трансляция операций в реальном времени;
  • дистанционное обучение и повышение квалификации.

Есть и другие, но для общего понимания возможностей технологии достаточно этих четырех, которые, по сути, сегодня являются основными. Каждое из них стоит рассмотреть по отдельности.

В Москве провели первый сеанс телемедицины на основе решения TrueConf Server


Президент РФ посетил Морозовскую больницу во время видеоконференции с коллегами из Крыма, запущенной на основе ВКС-системы TrueConf Server

Телемедицинские консультации

В телемедицине именно удаленные консультации и диагностика пациентов считаются наиболее распространенным и популярным сервисом. С помощью специализированных систем видеоконференцсвязи между врачом-консультантом, его ассистентом и самим пациентом налаживается полноценный аудиовизуальный контакт, во время которого они могут не только видеть и слышать друг друга, но еще и обмениваться графическими и текстовыми данными (например, рентгеновский снимок пациента может быть показан доктору, а лицензия врача — пациенту).

Такой подход крайне удобен во всех отношениях. Долгое время консультационную телемедицину позиционировали как средство получения медицинских услуг в районах, где нет смысла или возможности содержать поликлинику или определенного специалиста. То есть, скажем, больному не надо ехать из районного центра в столицу для того, чтобы доктор его осмотрел — достаточно связаться со специалистом по каналам ВКС в удобное для обоих время. Тем не менее, этот подход достаточно узкий.

Сегодня пользователями сервисов телемедицинских консультаций все чаще становятся жители мегаполисов, у которых не хватает времени толком следить за собственным здоровьем, записываться на прием к доктору и уж тем более засиживаться в очередях. Вместо этого с помощью специального мобильного приложения можно найти свободного специалиста в любое время суток — программа сама подскажет, кто является лучшим экспертом в той или иной области, а кто из докторов свободен прямо сейчас и готов вас выслушать и оказать помощь. Причем теоретически, в будущем такой поиск можно осуществлять по всему миру. Но, вскоре, очевидно, не потребуется даже никуда звонить — доктора сами узнают о ваших проблемах, раньше вас (успешный пример реализации системы телемедицинских консультаций с использованием мобильных устройств рассмотрен в разделе о TrueConf SDK).

И здесь мы приходим к следующему направлению развития телемедицины.

Телемедицина в условиях эпидемии

В условиях пандемии вирусных инфекций, когда число зараженных людей и территории распространения растут с неконтролируемой скоростью, решающую роль играет быстрое реагирование медицинских работников. В случаях, когда единственным выходом является жесткая самоизоляция, телемедицина остается единственным доступным инструментом здравоохранения. Как показала пандемия COVID-19, отправившая на вынужденную самоизоляцию миллионы жителей по всему миру, системы телемедицины с возможностью видеосвязи стали незаменимым атрибутом удаленного приема, ведения и лечения больных. Например, центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева развернул ВКС-сервер TrueConf для проведения дистанционного мониторинга зараженных пациентов.

Дистанционный биомониторинг

Удаленные системы наблюдения за пациентами применяются медицинскими работниками для мониторинга состояния их здоровья. Для этого требуется специальное телемедицинское оборудование, с помощью которого врач может контролировать своего пациента на расстоянии. Очень часто дистанционный мониторинг используют для наблюдения за пожилыми людьми, не способными самостоятельно осуществлять все необходимые лечебные манипуляции. Особенно актуальна домашняя телемедицина для пациентов, нуждающихся в регулярных, оперативных обследованиях (например, для людей с болезнями сердца).

При этом развитие технологий микроэлектроники, широкополосного мобильного доступа в Интернет и специального программного обеспечения выводит возможности телемедицины на новый уровень. Очень кстати здесь пришлись технологии Internet of Things (IoT). Благодаря этому, сегодня можно не только отслеживать состояние уже больного человека, но и диагностировать будущие проблемы у внешне здорового.

Многие люди сегодня уже привыкли носить миниатюрные датчики на своем теле. В частности, речь идет о различных фитнес-трекерах и прочих устройствах такого рода. Теоретически, они могут не только консолидировать данные о ваших спортивных достижениях, но и анализировать важные биометрические параметры и делать на основании их выводы о фактическом состоянии организма, а в случае потенциальной опасности выдавать сигнал тревоги — вам или вашему доктору.

Как система может знать, что с человеком не все в порядке? Здесь уже подключается упомянутый IoT и системы по обработке больших данных (Big Data). В очень упрощенном виде дело обстоит так: огромное количество носимых биометрических датчиков могут передавать данные о состоянии здоровья различных людей в централизованное хранилище. Там происходит обработка полученной информации и на ее основе делаются выводы, которые потом используются в системах телемедицины. Причем информация предоставляется анонимно — система знает, например, только физические параметры человека (пол, возраст, динамику пульса и т.д.) но не те данные, которые позволяют его однозначно идентифицировать. На основе собранной статистики, делаются выводы о картине самых ранних симптомов тех или иных заболеваний. И если таковые наблюдаются у человека с биометрическим датчиком — ему могут посоветовать обратиться к тому или иному специалисту.

Экстренные консультации для врачей

Бывают ситуации, когда и врачам требуется помощь, ведь тяжелые и сложные случаи, происходят повсеместно. К примеру, в районной больнице может не оказаться специалиста соответствующей квалификации, который есть в Москве. В то же время, транспортировка больного в столичную клинику или профильный медицинский центр невозможна или нецелесообразна (из-за дальности маршрута) да и специалист не поедет за несколько сотен километров. Единственный выход - срочный сеанс видеосвязи, который поможет получить необходимую консультацию максимально быстро, избежав потери драгоценного времени.

Экстренная врачебная консультация может понадобиться и людям на таких удаленных от цивилизации объектах как морские нефтяные вышки или корабли дальнего плавания. В этом случае, для системы телемедицины особую роль играет возможность обеспечения устойчивой работы по относительно медленным каналам спутниковой связи.

Трансляция хирургических операций

Во время операции специалисты могут передавать друг другу изображения различного медицинского оборудования (микроскоп, эндоскоп или операционный стол), фиксируемого цифровыми видеокамерами.

Также можно передавать и телеметрическую информацию (о состоянии давления пациента, частоте его пульса и мн. др.). А ведь опыт для хирурга — самое важное качество. Тем более, сегодня медицина развивается стремительно, и становятся доступны такие новые виды операций, о которых раньше даже и не думали — и это только начало. А как можно быстро поделиться опытом с профессиональным обществом всего мира? Проще, быстрее и эффективнее всего это можно сделать с помощью видеоконференцсвязи. И кто знает, сколько жизней уже спас опыт, своевременно полученный с помощью такого подхода. Так что перспективы телемедицины сегодня более чем определенные — это направление будет активно развиваться еще многие годы.

Повышение квалификации врачей

Применение систем видеоконференцсвязи в здравоохранении

ITmed

Как было отмечено в начале, не каждая система ВКС подойдет для организации перечисленных типов сервисов. Для того, чтобы использовать в полной мере преимущества телемедицины, техническая платформа должна отвечать определенным, весьма жестким требованиям. На первом месте здесь - стабильная работа в режиме многосторонней связи, а также высокое качество и детализация изображения (особенно в случае проведения хирургических операций). От графического разрешения, цветопередачи и четкости картинки может, без преувеличения, зависеть жизнь пациента (иногда решающими являются такие "мелочи", как, скажем, оттенок цвета крови или точная форма пятна на рентгеновском снимке). Поэтому эффективная система ВКС для телемедицины должна поддерживать стабильную передачу изображения в формате 4К. Современное медицинское оборудование (например, лапароскопы и пр.) уже передают изображение в формате 3D, а для него даже FullHD разрешения будет недостаточно, ведь на каждый глаз будет приходится только 480 строк изображения, поэтому без поддержки 4К 3D видеосвязь не имеет смысла. Для телемедицинских ВКС также важна возможность многосторонней голосовой связи без потери качества сигнала.

Все перечисленные возможности реализованы на базе программного решения TrueConf Server. Это решение прекрасно подходит для организации видеоконференцсвязи как в закрытых сетях, так и по каналам Интернет.

При этом оно идеально справляется со всеми актуальными задачами, характерными для современной телемедицины. Благодаря поддержке UltraHD и 3D-видеосвязи медицинским работникам удается максимально детализировать любое изображение во время онлайн-трансляции операций или при удаленном осмотре пациента. Приложения TrueConf поддерживают трансляцию DICOM-изображений — медицинского стандарта хранения и передачи цифровых изображений и документов пациентов.

Читайте также: