Формирование базисных фонетических навыков происходит в какой школе

Обновлено: 08.07.2024

Особенности формирования фонетических навыков детей младшего школьного возраста общеобразовательной школы. Анализ основ обучения фонетике в младших классах средней школы. Методика изучения некоторых модулей для более качественного преподавания предмета.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 15.04.2018
Размер файла 9,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Обучение фонетике на начальном этапе

Постоянно меняющееся современное общество задает темп для роста и развития человека, создает новые стандарты во всех сферах: экономике, промышленности, медицине, науке и образовании. Главная роль отводится изучению иностранных языков.

В настоящее время стремление к международному сотрудничеству, партнерству вывело коммуникативную способность на первый план. Важным теперь становится не только, что говорит человек, но и как.

Способность построить грамотную речь, с точки зрения носителя языка и продемонстрировать ее мелодику, то есть показать владение фонетическими навыками (интонацией, ритмом, верным произношением), приобретает особую актуальность на современном этапе обучения абсолютно любому иностранному языку.[1, с.272]

Привитие интереса и желания ребенку изучать иностранный язык начинается в дошкольном учреждении, а продолжается в начальной и средней школе. Многие учащиеся так очаровываются предметом, что продолжают изучать и совершенствовать свой иностранный язык всю жизнь, делая его не просто хобби, но и сферой профессиональных интересов.

Следует сделать клаузулу, что начальный этап обучения фонетики в масштабном плане не означает обучение в начальной школе. Это происходит из-за существования разнообразных моделей школ, изучающих иностранный язык в совершенно разное время. Помимо этого, многие взрослые люди впервые начинают изучать иностранный язык в позднем возрасте. Они тоже проходят начальный этап обучения фонетическим навыкам.

Фонетика - звуковой строй языка, т.е. совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодия, интонация, паузы).[2, с.56]

Навык - умение, выработанное упражнениями.

Фонетический навык - умение произносить правильно звуки, ставить ударение там, где это необходимо; произносить все интонационно правильно и т.д.

В методике известны два основных подхода при обучении данному аспекту языка. Современные методы обучения построены на сочетании этих двух методов. Рассмотрим их более подробно.

Согласно этому методу существуют три основные группы фонем:

-- Совпадающие в обоих языках

Самыми трудными для усвоения являются последние две группы, причем частично совпадающие являются для усвоения наиболее трудными. Освоить их артикуляцию является достаточно сложной задачей в силу того, что услышать разницу в их произношении для нетренированного уха является сложной задачей. Это относится к согласным и к гласным звукам.

Помимо долготы и краткости, при работе с английскими звуками необходимо обратить внимание на дифтонги. Очень сложно на начальных этапах обучения английскому языку услышать разницу между гласным звуком и производным от него дифтонгом.

Таким образом, основные положения артикулярного метода при обучении английскому языку сводятся к следующему:

-- Необходим вводный фонетический курс для правильной постановки звуков.

-- Каждый звук необходимо тщательно отработать в отдельности.

-- Необходимо изучить работу органов артикуляции для обеспечения чистоты произношения каждого звука.

-- Формирование произносительных и слуховых навыков необходимо производить раздельно.

В данном случае акцент ставится не на усвоении артикуляции, а на восприятии речи на слух, ее имитации. Усвоение речи идет в речевом потоке, в основе лежит повторение и имитация речевых структур. Этот метод очень хорош и оправдан в условиях необходимости быстро изучить иностранный язык, погрузиться в разговорную среду и выжить в стране изучаемого языка.[4, с.240]

В данном подходе, как в аккустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию аутентичной речи. Это дополняется объяснением способов артикуляции звуков, однако в отличии от артикуляторного подхода это происходит без использования терминов, болеее доступным и понятным способом. Поскольку данный метод характерен для большинства школ и других учебных заведений, рассмотрим особенности формирования фонетических навыков на различных этапах обучения на его примере.

На начальном этапе обучения необходимо построить фундамент хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении и правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся. Ошибки в произношении мешают осуществлению основной цели языка - коммуникации, т.е. взаимопониманию.

Для овладения фонетической основой иностранного языка необходимо, прежде всего, усвоить артикуляционный уклад, характерный для носителей этого языка, то есть положение органов речи в момент отсутствия артикуляционных движений.[3, с.336]

Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться того, чтобы артикуляционный уклад иностранного языка со временем стал для учащихся привычным, и они могли бы даже не замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада на другой.

Наиболее глубоко проблема упражнений освещена в работах Рахманова И.В., Гез Н.И., Ильина, Пассова Е.И., Скалкина В.Л., Бим И.Л., Китайгородской и др. Методики обучения иностранному языку различают 2 основных типа упражнений:

1. языковые (рецептивные, тренировочные, подготовительные);

2. речевые (продуктивные, коммуникативные).

Практика в речевом общении отражает степень фонетических навыков как составных компонентов устной речи.

Контроль фонетических навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в чтении, аудировании, говорении и письме.

Формой контроля могут стать фонетические конкурсы на чтение стихотворений, воспроизведение коротких диалогов, скороговорок.

Обучение фонетике будет эффективным и увлекательным как для учащихся, так и для учителя, если педагог владеет теоретическими знаниями в области фонетики изучаемого и родного языков, предвосхищает появление ошибок учащихся, умеет варьировать технологии обучения в зависимости от задач конкретного урока, привлекает аутентичные материалы.[5, с.528]

Таким образом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что начальная школа закладывает фундаментальные знания. Ученые- лингвисты, методисты сходятся во мнении, что обучению фонетическим навыкам на начальном этапе должна отводиться особая роль. Начальная школа закладывает базовые знания, умения и навыки по всем школьным дисциплинам, в том числе и по иностранному языку. Правильно подобранная учителем система упражнений позволит ученику успешно овладеть всеми необходимыми фонетическими навыками.

При обучении фонетики считается целесообразно использование технических средств. Они дают учащимся образец для хорошего произношения. Учащиеся стараются подражать такому образцу речи и стремятся к нему.

Контроль слухо-произносительных навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, в чтении или в говорении. И только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения фонетической стороной иноязычной речи.

фонетика обучение ребенок

2. Ватсон Е.Р. Практическая фонетика английского языка. - М.: МИОО, 2009.- 56 c.

4. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам // Начальная школа: методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240с.

Подобные документы

Теоретические основы обучения иноязычной фонетике в средней школе. Подходы к формированию фонетических навыков. Специфика реализации коммуникативного метода в обучении фонетике. Разработка фонетических упражнений на основе образовательных технологий.

дипломная работа [2,7 M], добавлен 26.07.2017

Необходимость формирования фонетических навыков у младших школьников. Специальные упражнения, игры как способы формирования фонетических навыков. Использование рифмовок в практике преподавания английского языка для улучшения произношения и запоминания.

реферат [23,0 K], добавлен 27.04.2011

Интерактивное обучение. Сравнение целей традиционного и интерактивного подхода к обучению. Педагогические условия реализации стратегии интерактивного обучения. Использование интерактивных методов на начальном этапе изучения иностранному языку в школе.

курсовая работа [496,5 K], добавлен 12.03.2008

Понятие фонетики как науки. Содержание обучения фонетике в средней школе, ее место в системе языка. Содержание обучения произношению. Обучение произносительным навыкам и интонации французского языка. Подходы к формированию произносительных навыков.

курсовая работа [61,3 K], добавлен 06.03.2014

Психологические основы обучения фонетике иностранных учащихся. Формирование слухо-произносительных навыков: постановка, коррекция, совершенствование. Последовательность построения фонетических упражнений. Этапы работы над речевым аспектным навыком.

курсовая работа [55,2 K], добавлен 28.12.2016

Иноязычный лексикон: общая характеристика, структура, функции, методические основы обучения. Особенности формирования лексических навыков учащихся седьмых классов средней полной общеобразовательной школы. Этапы работы с видеотекстами, типы заданий.

дипломная работа [2,4 M], добавлен 26.06.2013

Чтение как вид деятельности, учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста при обучении. Некоторые вопросы совершенствования умения чтения на иностранном языке на начальном этапе. Система упражнений для формирования данных умений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Обучение фонетики на начальном и среднем этапе обучения

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка. Владеть звуковой стороной языка можно научиться в любом возрасте, поэтому уделять ей внимание необходимо уже на начальном этапе средней школы. Младший школьный возраст, по мнению многочисленных педагогов и психологов, является очень важным этапом. Дети данного возраста, обладают высокой перцептивностью, что дает им возможность легче усваивать материал, также многие из них имеют интерес к новому, в том числе иностранному языку, тут главное уметь сохранить и увеличить мотивацию. Стандарты ФГОС несут в себе коммуникативную направленность, индивидуальный подход, что дает большие возможности для привития интереса и желания ребенка изучать иностранный язык. Многие учащиеся так увлекаются предметом, что продолжают изучать и совершенствовать иностранный язык всю жизнь, делая его не только хобби, но и сферой профессиональных интересов. Успешность ребенка в изучении иностранного языка на начальном этапе обучения, в частности в освоении фонетики, во многом зависит от профессионализма учителя, умения его самостоятельно правильно воспроизводить звуки. Однако передо мной встает ряд вопросов:

1) Какова суть обучения фонетике?

2 ) Как определить наиболее благоприятные условия для начала обучения языку, а также подходящие методы?

3) Как выявить барьеры, которые могут возникнуть при обучении фонетике?

Ответив на эти вопросы, я собираюсь выявить подходящие средства для устранения трудностей и ликвидации пробелов в знаниях по фонетике у учащихся.

Главной целью обучения фонетике в начальной и средней школе является формирование фонетических или слухо-произносительных навыков.

Слухо-произносительные навыки делятся на:

- слуховые, которые предполагают формирование действий и операций по узнаванию отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений;

- произносительные навыки - предполагают способность правильно артикулировать звуки и соединять их в слова, словосочетания, предложения. Для этого необходима способность правильно расставлять ударения, использовать паузы и интонацию;

- ритмико-интонационные навыки – это знание логических и экспрессивных моделей ударения и интонем. Именно данная группа навыков, а точнее их отсутствие выдает нас как иностранцев. Практика показывает, что легче научиться правильно произносить звуки, чем правильно интонировать. Таким образом, одной из важнейших предпосылок общения является развитие слухо-произносительных навыков или способности воспринимать и правильно ассоциировать слышимый звук или интонему с соответствующим им значением и продуцировать звуки и интонемы, соответствующие определенным значениям.

Нарушение фонетической правильности речи, неправильное звуковое и интонационное оформление ее говорящим ведет к недоразумениям и непониманию со стороны слушающего. Причинами фонетических ошибок чаще всего являются следующие причины:

- замена одной фонемы другой: table – cable;

- в результате неправильного слогоделения: a name – an aim;

- в результате неправильного ударения : ‘import - im’port;

- в результате употребления иного тона вместо требуемого: безапелляционного Sit down (high fall) вместо вежливого Sit down (low rise) .

Обучение фонетике в целом носит вспомогательный характер и подчинено развитию речевых умений. Возникает вопрос о том, следует ли сконцентрировать работу над произношением на начальном этапе или вести ее в течение всего срока обучения.

На начальном этапе, как я уже подчеркивала, закладываются основы говорения, слушания и чтения. Работа над произношением является обязательным элементом в обучении иностранному языку и носит интенсивный характер. Развитие слухо-произносительных навыков должно происходить вместе с усвоением языкового материала. Последовательность введения звуков отражает функциональный подход: первыми осваиваются те звуки, которые нужны для произнесения первых структур, а также наиболее частотные звуки, что позволяет быстрее включить в говорение и аудирование структуры и лексику.

Задача среднего этапа – воспрепятствовать деавтоматизации слухо-произносительных навыков, поддержать достигнутый уровень их сформированности. Для этого при работе над языковым материалом нужно концентрировать внимание учащихся на фонетической стороне речи. Фонетике отводятся отдельные этапы урока, на которых проводится фонетическая тренировка или фонетическая зарядка . Она не имеет фиксированного места на уроке, зависит от последовательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонетическими трудностями, которые учитель должен предвосхитить и помочь ученикам избежать.

Фонетический навык - умение произносить правильно звуки, ставить ударение там, где это необходимо; произносить все интонационно правильно и т.д.

В методике известны два основных подхода при обучении данному аспекту языка. Современные методы обучения построены на сочетании этих двух методов. Рассмотрим их более подробно.

Согласно этому методу существуют три основные группы фонем:

-- Совпадающие в обоих языках

Самыми трудными для усвоения являются последние две группы, причем частично совпадающие являются для усвоения наиболее трудными. Освоить их артикуляцию является достаточно сложной задачей в силу того, что услышать разницу в их произношении для нетренированного уха является сложной задачей. Это относится к согласным и к гласным звукам.

Помимо долготы и краткости, при работе с английскими звуками необходимо обратить внимание на дифтонги. Очень сложно на начальных этапах обучения английскому языку услышать разницу между гласным звуком и производным от него дифтонгом.

Таким образом, основные положения артикулярного метода при обучении английскому языку сводятся к следующему:

-- Необходим вводный фонетический курс для правильной постановки звуков.

-- Каждый звук необходимо тщательно отработать в отдельности.

-- Необходимо изучить работу органов артикуляции для обеспечения чистоты произношения каждого звука.

-- Формирование произносительных и слуховых навыков необходимо производить раздельно.

В данном случае акцент ставится не на усвоении артикуляции, а на восприятии речи на слух, ее имитации. Усвоение речи идет в речевом потоке, в основе лежит повторение и имитация речевых структур. Этот метод очень хорош и оправдан в условиях необходимости быстро изучить иностранный язык, погрузиться в разговорную среду и выжить в стране изучаемого языка.

В данном подходе, как в аккустическом подходе, большое внимание уделяется аудированию аутентичной речи. Это дополняется объяснением способов артикуляции звуков, однако в отличии от артикуляторного подхода это происходит без использования терминов, болеее доступным и понятным способом. Поскольку данный метод характерен для большинства школ и других учебных заведений, рассмотрим особенности формирования фонетических навыков на различных этапах обучения на его примере.

На начальном этапе обучения необходимо построить фундамент хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении и правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся. Ошибки в произношении мешают осуществлению основной цели языка - коммуникации, т.е. взаимопониманию.

Для овладения фонетической основой иностранного языка необходимо, прежде всего, усвоить артикуляционный уклад, характерный для носителей этого языка, то есть положение органов речи в момент отсутствия артикуляционных движений.

Учитель с помощью специальных упражнений должен добиться того, чтобы артикуляционный уклад иностранного языка со временем стал для учащихся привычным, и они могли бы даже не замечать момента перестройки с одного артикуляционного уклада на другой.

Практика в речевом общении отражает степень фонетических навыков как составных компонентов устной речи.

Контроль фонетических навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в чтении, аудировании, говорении и письме.

Формой контроля могут стать фонетические конкурсы на чтение стихотворений, воспроизведение коротких диалогов, скороговорок и даже фонетическая зарядка.

Ц ель фонетической зарядки:

- предвосхищение и снятие возможных фонетических сложностей: слуховых, произносительных, ритмико-интонационных;

- отработка фонетических навыков, которые оказались недостаточно сформированными.

Содержанием фонетической зарядки могут быть:

- чтение слов, предложений, микротекстов, стихов, пословиц, скороговорок.

- чтение сложных частей предложений, словосочетаний с начала или с конца.

- прослушивание с целью определения ошибок.

- определение отношения к кому или чему-либо по интонации.

- произнесение одной и той же фразы с различной интонацией.

- повторение за диктором в паузах.

- повторение синхронно с диктором.

- узнавание слов со слуха.

- декламация стихов, драматизация диалогов.

На начальном этапе работа с фонетикой идет непрерывно. Учащиеся постоянно слушают образец речи учителя или диктора, повторяют образцы, привыкают к интонационным клише. Поэтому с одной стороны обучение фонетике на начальном этапе идет легче, чем на среднем этапе. Поскольку на среднем этапе увеличивается объем чтения про себя, следует регулярно читать небольшие отрывки текстов вслух, а при необходимости отрабатывать наиболее сложные и важные фонетические явления на дотекстовом этапе, обращая внимание на ритмико-интонационные модели.

При обучении фонетики считается целесообразно использование технических средств. Они дают учащимся образец для хорошего произношения. Учащиеся стараются подражать такому образцу речи и стремятся к нему.

Контроль слухо-произносительных навыков осуществляется при выполнении речевых упражнений в аудировании, в чтении или в говорении. И только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения фонетической стороной иноязычной речи.

· Ватсон Е.Р. Практическая фонетика английского языка. - М.: МИОО, 2009.- 56 c.

· Опарина Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций / Е.А. Опарина; Ряз.гос.пед. ун-т им. С.А. Есенина. –Рязань, 2005.

· Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед.вузов и учителей/ Е.Н. Соловова. -М.: Просвещение, 2002.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучать фонетическим навыкам и умениям первоочередная задача учителей иностранного языка.

Особенности формирования фонетических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку

Емельянова Наталия Ивановна

учитель английского языка

МБОУ Видновская СОШ №5 с УИОП

Московская область г. Видное

Известный методист и автор учебно-методических пособий по английскому языку Майкл Свон представил свои цитаты, которые были основаны на собственном опыте преподавания английского языка и обучения английской фонетике. Вот одна из них: We aim for our students to speak like native speakers. It is never going to happen. This kind of perfectionism is catastrophic.

Мы нацелены научить наших учеников говорить по-английски так же, как говорят носители языка. Этого никогда не произойдёт. Подобный перфекционизм приведёт к катастрофе.

Ведь в действительности, у большинства изучающих английский язык никогда не пропадёт акцент и говорить как носители языка они не смогут.

Но стремиться к правильному произношению необходимо. Обучать фонетическим навыкам и умениям первоочередная задача учителей иностранного языка. У многих школьников от природы хороший слух и способность имитировать звуки других языков.

Именно начальный этап является самым трудным и ответственным при формировании слухо–произносительной базы.

Становление слухо–произносительных навыков включает: ознакомление со звуками, тренировку учащихся в их произнесении для формирования навыка и применение его в устной речи и при громком чтении.

Постановка звуков, обучение лексике, грамматике здесь идут одновременно. Ознакомление с фонетическим явлением происходит путем наглядной, несколько утрированной демонстрации его особенности в звучащем тексте. Последовательность предъявления фонетического материала диктуется его нуждами для общения. Поэтому с первых шагов приходится иногда вводить звуки, которые являются наиболее трудными, не имеющими аналога в родном языке, например таких как: this is, that is, these are, those are.

Речь учителя на данном этапе, как правило, слегка утрирована и демонстративна. При объяснении и тренировке используется аналитико–имитативный метод. Артикуляционные правила носят аппроксимированный (приближенный к правильному произношению) характер. Это правила–инструкции, которые подсказывают учащимся, какие органы речи (губы, язык) принимают участие в произнесении звука.

Тренировка включает два типа упражнений: активное слушание образца и осознанная имитация], упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготы и краткости и упражнения на имитацию.

Удельный вес упражнений в воспроизведении должен быть значительно выше. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона, они мобилизуют все усилия учащихся и направляют их на качественное воспроизведение нового звука.

Особенно важно дирижирование при обучении интонации: ударение демонстрируется энергичным взмахом руки сверху вниз, подъему тона соответствует плавное движение руки вверх, его понижению –вниз.

Дирижирование учителя –это важная наглядная опора для учащихся на стадии становления слухо–произносительных и ритмико–интонационных навыков. При становлении произносительных навыков широко используются следующие организационные формы: хоровая, индивидуальная и парная. Хоровая работа позволяет увеличить время тренировки: каждый учащийся многократно произносит нужные звуки. Помимо этого, произнесение хором подчеркивает произносительные особенности звуков, делает их более наглядными, благодаря воспроизведению их всеми учащимися в унисон. Такая работа способствует также уменьшению и снятию комплексов. Эффект хоровой работы зависит от того, как она сочетается с индивидуальной работой. Важно перемежать хоровое произнесение с индивидуальным, повышающим ответственность каждого ученика. Для усиления обращенности речи следует пользоваться также режимом парной работы. По знаку учителя учащиеся поворачиваются друг к другу и попеременно произносят слова (словосочетания, предложения), содержащие усваиваемые звуки. Предметом тренировочных упражнений являются звуки и звукосочетания, помещаемые во все более крупные единицы: от слога – через слово – к словосочетанию, предложению и к тексту. Работа над произношением при этом проходит путь от слушания текста, произносимого учителем, к тексту, создаваемому учащимися.

Для осознанной имитации целесообразно давать учащимся материал, ценный в содержательном отношении: песни, рифмовки, афоризмы, стихи, пословицы и поговорки. На начальном этапе – это считалочки и рифмовки, на последующих этапах – истинные образцы поэтического слова.

На начальном этапе устанавливаются и звукобуквенные соответствия. Даже если обучение идет на устной основе, т.е. если ученики ничего не читают и не пишут, а только слушают и говорят, это не мешает обучению алфавиту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье подробно рассматриваются средстфа формирования и совершенствования фонетических навыков на разных ступенях обучения.Рассматриваются варианты фонетической зарядки (специальные и неспециальные упражнения), оговаривается роль артикуляционной гимнастики и наглядного материала, приводятся примеры фонетических игр, затрагивается дирижирование учителя как способ обучения интонированию.

Эффективные приёмы формирования фонетических навыков.

Овладение звуковым строем - это обязательное условие общения людей в любой форме. Следовательно, первостепенной задачей изучающего английский язык является овладение его фонетическим строем, т.е. умение правильно произносить звуки английского языка как изолированно, так и в потоке речи, правильно оформлять речь интонационно.

Что греха таить - произношение наших учащихся не всегда соответствует нормам. Имеют место и нарушение фонематической правильности речи, и неправильное интонационное оформление. Как сказал однажды русский (советский) лингвист С.А.Бернштейн ". безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем произносить". А ведь, как показывают современные исследования. произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков говорения.

Фонетические навыки относятся к числу наиболее "хрупких", они больше других подвержены деавтоматизации, т.е. разрушению, в силу недостаточного или несистематического подкрепления (тренировки).

В настоящее время методисты считают, что работа над совершенствованием произношения должна проводиться в течении всего срока обучения, хотя роль этой работы меняется на различных этапах.

Почти со всем объёмом фонетического материала. изучаемого в школе, учащиеся знакомятся на начальном этапе обучения, начиная со 2 класса. Именно в этот период происходит формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков. И именно на начальном этапе необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию.

Одним из эффективных средств формирования и совершенствования фонетических навыков выступает фонетическая зарядка. Она играет большую роль как средство развития речи у учащихся и её компонентов. укрепляет не только выразительность речи, но и способствует выработке правильного произношения. Фонетическая зарядка не имеет фиксированного места в уроке. В своей практике я начинаю каждый урок с фонетической зарядки, материал отбираю в соответствии с целями коммуникации. Стараюсь разнообразить материал, преподнести его в ненавязчивой и занимательной форме, учитывая специфические особенности младшего школьного возраста (физическая активность, неусидчивость и быстрая потеря внимания) и потребность в повышении мотивации. Благо, способов для формирования произносительных навыков в методике хватает.

Это специальные упражнения на активное слушание и распознавание звуков и интонем и упражнения на воспроизведение, направленное на активное проговаривание вслед за образцом. Например, "Прослушайте ряд звуков и поднимите сигнальную карточку, если услышите звук [. ]

Это неспециальные упражнения, к которым относятся рифмовки, скороговорки, пословицы-поговорки, считалки, стихи и песни, на которых я остановлюсь чуть позже.

Нельзя исключать из процесса обучения произношению и фонетические игры, которые не только выполняют свою прямую функцию научить, но и повышают интерес к предмету, способствуют более прочному усвоению и являются необходимой психологической нагрузкой.

Важную роль при обучении английской фонетике играет наглядность, как зрительная (карточки, картинки, дирижирование), так и слуховая (аудиозаписи, являющиеся одним из немаловажных условий выработки правильного английского произношения).

Для подготовки артикуляционного аппарата учеников к произнесению иноязычных звуков используется артикуляционная гимнастика для губ и языка. Это упражнения типа "Приоткройте рот и закройте его, плотно сжимая губы" или "максимально выдвиньте губы вперёд" и т.п.

Хотела бы остановиться на некоторых наиболее эффективных, по моему мнению, приёмах, которые направлены на формирование слуховых и артикуляционных навыков у учащихся.

Если говорить о начальной школе - это период, когда ребёнку интересна звуковая сторона слова. Читая, например, рифмовки, ребёнок вслушивается в звуки речи. замечает их повторы, оценивает их созвучие. Рифмовки являются средством развития детской речи и таких её компонентов как дыхание, дикция, слух, умение регулировать силу голоса.

[b], [t] Betty Botta bought some butter,

But she said, the butter' bitter.

Чтобы после неоднократного повторения рифмовки внимание учащихся к ней не ослабевало, можно менять форму повторения. Можно предложить детям встать и повторять стоя. Либо ввести задание на шёпотное повторение рифмовки. Такой приём способствует лучшему усвоению, поскольку произнесение шёпотом требует более чёткой артикуляции звуков. Также он способствует лучшему запоминанию, т.к. заставляет вслушиваться в произносимый текст.

Разнообразить разучивание рифмовок можно при помощи музыки. Рифмовки-песенки под музыку эмоционально окрашены, поднимают настроение детям и являются своеобразным отдыхом.

Песни, стихи, договорки - это вообще тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен. Здесь можно предложить учащимся закончить каждую строку стиха подходящими словами: .

Методист Ж.Б. Веренинова предлагает использование русских слов, поговорок и стихов для произнесения их с английским укладом. Здесь можно предложить детям, например, произнести скороговорку "Ехал Грека через реку" с английским звуком [r]. С целью снятия монотонности в процессе тренировки можно попросить учащихся произносить предложения с разной интонацией, силой голоса, темпом речи. Данный приём, кстати, хорошо идет в средних и старших классах.

Другим способом постановки правильного произношения являются фонетические игры. Такие игры бывают 2-х видов: те. что направлены на предупреждение ошибок и те, которые направлены на исправление ошибок.

Вот примеры некоторых фонетических игр:

"MAGIC BALL"

Ведущий бросает участникам игры по очереди мяч, называя звук. Участники игры возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

"TRAINS"

На доске размещаются вразброс 3 группы карточек: 1))слова на иностранном языке; 2) их транскрипция; 3) перевод слов на русский язык. Как только учитель произнесёт то или иное слово, должны найти это слово, а после него поставить транскрипцию и перевод.

'BEES'

Учитель рассказывает детям, что на красивом цветке встретились 2 пчёлки, одна из них - русская, вторая - английская. Английская пчела жужжит [z], а русская (з). Вот и беседуют они, делясь новостями (попеременно чередуем звуки).

Отрабатывать определённые звуки можно также использовать звукоподражательные игры. Дети повторяют все предложенные звуки английского языка за педагогом. Вот, например.

Ещё одна интересная игра, которая пользуется успехом у учащихся не только начальных классов. Называется "My telephone". Подбираем 10 простых (желательно односложных) слов, начинающихся на звук, который вы хотели бы прорепетировать. Для примера, рассмотрим звук [t]. На доске пишем примерно следующее: . Далее предлагаем детям зашифровать номера своих мобильных телефонов с помощью этого "кода". Затем даём детям несколько минут потренироваться в произношении. Когда все будут готовы, игроки по очереди зачитывают получившиеся скороговорки.

Is this your brother?

По мнению методиста Л.С. Пановой, если при введении общего вопроса его интонацию сравнить с интонацией аналогичного вопроса на русском языке, то учащиеся не делают ошибок в интонационном оформлении.

Для большей образности учитель жестами может показывать падение и подъём тона. Это так называемое дирижирование. Как отмечает Г.В. Рогова, дирижирование учителя - это важная наглядная опора, которая способствует повышению качества сознательной имитации. Есть мнение учёных-методистов, что целесообразно обучить символике жестов и учащихся. Ударение демонстрируется энергичным взмахом руки сверху вниз, подъёму тона соответствует плавное движение руки вверх, а его понижению - вниз. Дирижирование также можно применять и при обозначении характеристик звука: долгота изображается горизонтальным движением руки, краткость - быстрым, дугообразным.

Говоря о начальном этапе формирования фонетических навыков, нельзя списывать со счетов основную школу. Известно, что на средней и старшей ступени обучения произносительные навыки ухудшаются. Многие фонетические явления уже забыты учащимися, многие кажутся им несущественными. Слух режет небрежная фонетика, звуки произносятся кое-как, а английской интонации нет и в помине, её почти полностью заменила русская.

Конечно, мириться с этим нельзя. Точки приложения усилий учителей и учащихся для упрочения произносительных навыков следующие: выполнение фонетической зарядки, отработка фонетической стороны лексико-грамматического материала, работа над произношением путём чтения вслух. Можно и нужно работать со стихотворениями. Хотя это уже работа не столько над фонетикой, сколько над содержанием, в любом случае, важной задачей остаётся совершенствование навыков правильного произношения и беглости речи. В средних и старших классах часто используются стихотворения "Book Look (by B.Walker), "Who loves the trees best", "When I was one-and-twenty".

By B. Walker

Since books are friends,

They need much care,

When you are reading them,

Be good to them and fair!

Use book-marks, children,

To hold your place,

And don’t turn a book

Upon ist clear face.

Remember, children, then:

Books are meant to read,

Not cut or colour them –

Not really never indeed.

Особое внимание нужно уделять аудированию не только учебных записей с академической, слегка утрированной речью, но и живой аутентичной речи, различных акцентов, диалектов.

В заключении хочется сказать: произношение - это своего рода "визитная карточка" говорящего, потому что первое, на что мы обращаем внимание при общении с человеком - это чистота и правильность его речи. Если не уделять произношению должного внимания, то артикуляционный аппарат учащихся привыкнет к неправильной артикуляции звука, не сможет правильно интонировать речь. Переучиться впоследствии будет сложно, а звучание речи будет "неанглийским". И поэтому, развитие и поддержание на должном уровне произносительных навыков учащихся - наша с вами повседневная работа. Чтобы не пришлось нашим ученикам услышать о себе "Английским то он овладел. Но в особо извращённой форме". Андрей Вансович (московский карикатурист и писатель-юморист)

Читайте также: