Организменная среда жизни 5 класс план урока
Обновлено: 05.07.2024
13.11.2015 г. Учитель: Минаев Константин Дмитриевич 5А-4ур, 5-Б – 2ур., 5-В -5ур.
Деятельностная – формирование у учащихся у м ений реализовывать новые способы действия, научить работать с разными источниками информации;
Содержательная – расширение знаний о среде обитания изучив особенности организменной среды.
Формирование представлений об организме как о среде обитания; знакомтсво с характерными чертами организма; выявление особенностей приспособленности к жизни в организме
Формирование познавательной активности; умений наблюдений за природой; умений работы с различными источниками информации.
Воспитание любви к родному краю, чувства ответственности, основ гигиены.
Планируемые образовательные результаты
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; у мение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.
Урок усвоения новых знаний
Содержание ученого материала
Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов.
Основные понятия, термины
Организм, паразитизм, экологические факторы
Новые понятия
Формы контроля
Синквейн, таблица, письменная работы
Домашнее задание
Параграф 9, стр. 29 №3; параграф 1О – составить дневник
Учитель биологии _________________ /К.Д.Минаев/
Среда обитания
Бычий цепень
Наземно-воздушная
Организменная
1-я строка – название, тема ( существительное )
2-я строка – описание темы (два прилагательных )
3-я строка – действие (три глагола по теме)
4-я строка – чувство ( фраза из 4 слов, выражающая отношение к теме)
5-я строка – повторение сути, синоним первой строки ( существительное )
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Ресурсное обеспечение
Формируемые результаты
Приветствие, проверка готовности к уроку, заполнение журнала
Подготовка рабочего места, настрой на работу, выяснение отсутствующих
Создание рабочей обстановки
Проверка домашнего задания
Опрос по вопросам :
1.Что такое среда обитания?
2.Какие среды обитания мы уже изучили?
3.Какая среда обитания осталась неизученной
Групповая работа над вопросами
Презентация, слайд 2-4
Закрепление знаний по прошлой теме, подготовка к изучению нового материала, диагностика систематичности подготовки к уроку
Проблемно-мотивационный (Стадия вызова)
Подведение к мысли о том, что в нашем организме живут другие организмы
Размышление о том, что в организме тоже могут жить организмы
Презентация, слайд 5-6
Формирование навыков активного слушания и анализа
Постановка темы и цели урока
Помощь в формулировке темы, цели и задач
Запись темы урока, постановка цели и задач
Презентация, слайд 7
Формирование навыка целеполагания и самооценки
Поиск информации о том, что такое организм, его свойствах как среды обитания, прослушивание докладов об аскаридах, острицах, бычьем цепне и глистах – постановка задачи активного слушания и заполнения таблицы
Ознакомление с организмами, живущими в почве, и особенностями жизни в ней, развитие навыка выступления перед публикой, формирование навыков активного слушания и публичного выступления
Первичная проверка понимания учебного материала
Подведение к выводу о том, что жизнь в другом организме – это паразитизм. Изучение паразитов. Противопоставление доказанному.
Развитие навыков анализа и самоанализа знаний, закрепление полученных знаний обмен информацией
Презентация, слайд 26-27
Отдых от интеллектуальной деятельности
Поставновка задачи выполнения синквейна
Сочинение синквейна об организме
Презентация, слайд 28
Развитие навыка работ с полученной информацией
Практическое закрепление знаний
Сопоставление свойств всех изученных сред обитания, постановка проверочной работы
Письменная работа над практическими вопросами:
1.Общие факторы среды
2.Приспособления к среде
Презентация, слайд 29-35
Развитие аналитических навыков, использования знаний в жизни, закрепление полученного материала
Оценить 694 0
Тема: Организменная среда жизни.
Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения.
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: изучить организмы, живущие в организменной среде и приспособления растений, грибов и животных к использованию других организмов. Узнать какие же взаимоотношения существуют между растениями, животными, грибами, бактериями, населяющими такую среду жизни как организмы между собой.
Обучающие:сформировать у учащихся знания о видах организмов, обитающих в других организмах и изучить взаимоотношения между организмами, показать зависимость одних видов от других, развить и закрепить знания о них, об особенностях такой среды обитания как организменная, выяснить роль растений, грибов и животных и особенности их приспособлений к специфической среде обитания.
Развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, работать самостоятельно и в группе, развивать познавательный интерес.
Воспитательные:воспитание экологической грамотности и бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный.
Формы организации урока: беседа, работа с текстом учебника, с ИКТ (электронным приложением к учебнику).
Формы организации деятельности учащихся:фронтальная, индивидуальная, групповая.
Технологии обучения: элементы проблемного обучения, критического мышления.
Содержание и ход урока:
Организационный этап (2мин). Взаимное приветствие учеников и учителя.Здравствуйте, ребята! Я приветствую всех и желаю успехов и хорошего настроения!
Фиксация отсутствующих. Проверка готовности к уроку.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать виды животных и других организмов, обитающих в организменной среде жизни.
Тема урока: Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения.
Актуализация опорных знаний (10 мин).
Сначала повторим и проверим домашнее задание. Ответьте на вопросы:
- Дайте определение почвенной среде обитания;
- Какие еще Вам известны среды обитания живых организмов на нашей планете?
- Почему в разных средах обитания обитают разные виды животных и растений?
- Какие условия необходимы для жизни живых организмов?
- Какие экологические факторы Вам известны?
- Какие виды животных, населяющие почвенную среду вам известны? Приведите примеры.
- Какие приспособления у животных Вам известны для обитания в почвенной среде?
- Что такое гумус или перегной?
- Как называются организмы, разрушающие отмершие останки живых существ (органические вещества), превращая их в неорганические вещества?
- Как называется верхний слой почвы, содержащий гумус и являющийся наиболее благоприятным для роста растений?
Раздать карточки-задания. Подпишите названия этих животных.
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Изучение нового материала (20-25 мин.)
Давайте посмотрим на тему и попробуем вместе определить цель сегодняшнего урока. А чтобы вам было легче, скажите мне, кто такие паразиты? А какие еще животные могут паразитировать на других? А где они живут? Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе урока. Итак, какая же цель? Изучить видовой состав организмов, обитающих в организменной среде жизни и изучить их приспособления к этой специфической среде обитания.
Какие же организмы являются паразитами? Какие виды паразитов Вам известны?
Запишите виды паразитов:
Запишите приспособления животных к паразитическому образу жизни:
Запишите определение и нижеследующую информацию в тетради:
Паразит - организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину.
Болезни, вызываемые мельчайшими паразитами – бактериями у человеках: ангина, туберкулез, холера, чума.
Кроме животных, паразитами являются бактерии, грибы и растения.
Запишите названия паразитических грибов: мучнистая роса, спорынья, фитофтора, трутовик, чага.
Запишите названия паразитических растений: заразиха, повилика, омела.
Запишите названия болезней, вызываемых грибами:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 УПРАЖНЕНИЯ)
Закрепление материала (тренажер) (5-10мин.)
Рефлексия.Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что не понятно? Так какие животные могут жить в организменной среде? Какие приспособления растений, грибов и животных к использованию других организмов Вы запомнили? Назовите внешних и внутренних паразитов.
Оценка. Домашнее задание: параграф 9 выучить, параграф 8 повторить.
Все молодцы! Спасибо за урок!Запишите домашнее задание в дневники. Все свободны.
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная работа.
Основные понятия: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды жизни.
Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).
I. Актуализация знаний учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов (3 мин.)
– В каких местах растут растения (верблюжья колючка, рогоз)?
– Где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?
II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
Учитель организует работу учащихся на уроке.Активизирует деятельность учеников через стихотворение Леонида Олюнина:
Спросили у Мухи – глазастой и бойкой:
– Скажите, чем вас привлекает помойка?
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения.
И Муха ответила – честно, открыто:
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто.
Легко здесь живётся, и просто – с питанием:
Это моя среда обитания.
III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.)
IV. Изучение нового материала (20 мин.)
1. Определение понятия среда жизни
2. Водная среда жизни
3. Наземно-воздушная среда
4. Почвенная среда жизни
5. Организм как среда жизни
Учитель предлагает выполнить физкультминутку.
Физкультминутка
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько вместе сели.
V. Закрепление знаний о водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной средах жизни, о живых организмах, обитающих в них (5 мин.)
VI. Контролирующее задание (8 мин.)
Учащиеся выполняют тестированное задание по двум вариантам.
Выпишите буквы, обозначающие названия сред жизни и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.
А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:
1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Лягушка. 4. Крот. 5. Свиной цепень. 6. Рак.
7. Личинка майского жука. 8. Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Щука.
11. Клубеньковые бактерии.
А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:
1. Зелёная жаба. 2. Лиса. 3. Сазан. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб-трутовик.
7. Слепыш. 8. Человеческая аскарида. 9. Медведка. 10. Дельфин.
11. Туберкулёзная палочка.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)
Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.
Сегодня я узнал (узнала) …
Было интересно узнать, что …
Было трудно …
Я выполнял задания …
Теперь я могу…
Я научился (научилась) …
У меня получилось …
Я смог (смогла)…
Меня удивило…
VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Использованная литература:
1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.
3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – 4-е изд., исправленное. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 240 с.: ил.
Цель урока: (для учителя): Сформировать представление об организменной среде обитания, особенностях организменной среды обитания, внешних и внутренних паразитах.
Планируемый результат (для учащихся): Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.
Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитать бережное отношение к природе, познавательный интерес к предмету.
Развивающая: развить способности сравнивать, анализировать, делать выводы.
Обучающая: Сформировать представление об организменной среде обитания, особенностях организменной среды обитания, внешних и внутренних паразитах.
Оборудование: плакаты, видео, картинки.
Тема урока: Организменная среда жизни.
Цель урока: (для учителя): Сформировать представление об организменной среде обитания, особенностях организменной среды обитания, внешних и внутренних паразитах.
Планируемый результат (для учащихся): Приводить примеры паразитических форм растений, животных, грибов, бактерий.
Выделять существенные особенности организменной среды. Описывать черты приспособленности организмов к паразитическому образу жизни, использованию других организмов в качестве среды обитания.
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитать бережное отношение к природе, познавательный интерес к предмету.
Развивающая: развить способности сравнивать, анализировать, делать выводы.
Обучающая: Сформировать представление об организменной среде обитания, особенностях организменной среды обитания, внешних и внутренних паразитах.
Оборудование: плакаты, видео, картинки.
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержания
Конспект урока
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):
Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):
Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
Устанавливаются тематические рамки (могу).
Постановка вопроса Что вы увидели? Паразитов
Личностные УД (деятельностный компонент) – готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.
Регулятивные УД - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении УД, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.
Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:
Данный этап включает следующие шаги:
Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;
Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление
Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа
Учитель поправляет и формулирует точную тему урока. Тема нашего урока Организменная среда жизни.
А теперь давайте вспомним что мы уже знаем о средах обитания
Опрос: -какие среды жизни вы знаете, -особенности каждой среды обитания,- приспособления организмов к среде обитания
Регулятивные УД – работать в соответствии с предложенным планом
Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию).
3.Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.
Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:
Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;
Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.
Какие существуют паразиты?
Давайте познакомимся с текстом учебника и посмотрим презентацию
Познавательные УД – применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:
Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)
Согласовывают тему урока
Строят план достижения цели
Определяют средства – алгоритмы, модели
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.
Какое значение паразитов?
Выпишите из учебника название паразитов и их значение
Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.
Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.
5.Реализация построения проекта
Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися
Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково
Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.
Рассказ о предупреждении заражения паразитами
Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы.
Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.
Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.
Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.
Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:
Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.
Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.
Для самопроверки учитель предлагает ответить на вопросы учебника на стр.
Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.
Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.
Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.
Включение в систему заданий повторения
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).
Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.
Задание. Вставьте пропущенные слова
Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)
Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности
Проблемный вопрос: Как вы думаете, какие из полученных знаний вам пригодятся в жизни.
Учитель дает на выбор 3 уровня задания:
3.Сочинить сказку, кроссворд, загадки.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
доволен / не доволен
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно
Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.
Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.
Читайте также:
- Можно ли с аденоидами ходить в детский сад комаровский
- Справка организация внеурочной деятельности в школе 2020 2021
- Эксперимент как практический метод обучения в начальной школе
- Основная и средняя школа чем отличается
- Чем можно объяснить широкое распространение английского языка в мире география кратко