Организменная среда жизни 5 класс план урока

Обновлено: 05.07.2024

13.11.2015 г. Учитель: Минаев Константин Дмитриевич 5А-4ур, 5-Б – 2ур., 5-В -5ур.

Деятельностная – формирование у учащихся у м ений реализовывать новые способы действия, научить работать с разными источниками информации;

Содержательная – расширение знаний о среде обитания изучив особенности организменной среды.

Формирование представлений об организме как о среде обитания; знакомтсво с характерными чертами организма; выявление особенностей приспособленности к жизни в организме

Формирование познавательной активности; умений наблюдений за природой; умений работы с различными источниками информации.

Воспитание любви к родному краю, чувства ответственности, основ гигиены.

Планируемые образовательные результаты

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; у мение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях.

Урок усвоения новых знаний

Содержание ученого материала

Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов для постоянного или временного обитания. Паразиты среди растений и животных. Особенности их жизнедеятельности. Совместное проживание организмов.

Основные понятия, термины

Организм, паразитизм, экологические факторы

Новые понятия

Формы контроля

Синквейн, таблица, письменная работы

Домашнее задание

Параграф 9, стр. 29 №3; параграф 1О – составить дневник

Учитель биологии _________________ /К.Д.Минаев/

Среда обитания

Бычий цепень

Наземно-воздушная

Организменная

1-я строка – название, тема ( существительное )

2-я строка – описание темы (два прилагательных )

3-я строка – действие (три глагола по теме)

4-я строка – чувство ( фраза из 4 слов, выражающая отношение к теме)

5-я строка – повторение сути, синоним первой строки ( существительное )

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсное обеспечение

Формируемые результаты

Приветствие, проверка готовности к уроку, заполнение журнала

Подготовка рабочего места, настрой на работу, выяснение отсутствующих

Создание рабочей обстановки

Проверка домашнего задания

Опрос по вопросам :

1.Что такое среда обитания?

2.Какие среды обитания мы уже изучили?

3.Какая среда обитания осталась неизученной

Групповая работа над вопросами

Презентация, слайд 2-4

Закрепление знаний по прошлой теме, подготовка к изучению нового материала, диагностика систематичности подготовки к уроку

Проблемно-мотивационный (Стадия вызова)

Подведение к мысли о том, что в нашем организме живут другие организмы

Размышление о том, что в организме тоже могут жить организмы

Презентация, слайд 5-6

Формирование навыков активного слушания и анализа

Постановка темы и цели урока

Помощь в формулировке темы, цели и задач

Запись темы урока, постановка цели и задач

Презентация, слайд 7

Формирование навыка целеполагания и самооценки

Поиск информации о том, что такое организм, его свойствах как среды обитания, прослушивание докладов об аскаридах, острицах, бычьем цепне и глистах – постановка задачи активного слушания и заполнения таблицы

Ознакомление с организмами, живущими в почве, и особенностями жизни в ней, развитие навыка выступления перед публикой, формирование навыков активного слушания и публичного выступления

Первичная проверка понимания учебного материала

Подведение к выводу о том, что жизнь в другом организме – это паразитизм. Изучение паразитов. Противопоставление доказанному.

Развитие навыков анализа и самоанализа знаний, закрепление полученных знаний обмен информацией

Презентация, слайд 26-27

Отдых от интеллектуальной деятельности

Поставновка задачи выполнения синквейна

Сочинение синквейна об организме

Презентация, слайд 28

Развитие навыка работ с полученной информацией

Практическое закрепление знаний

Сопоставление свойств всех изученных сред обитания, постановка проверочной работы

Письменная работа над практическими вопросами:

1.Общие факторы среды

2.Приспособления к среде

Презентация, слайд 29-35

Развитие аналитических навыков, использования знаний в жизни, закрепление полученного материала

Оценить 694 0

Тема: Организменная среда жизни.

Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения.

Тип урока: комбинированный урок.

Цель урока: изучить организмы, живущие в организменной среде и приспособления растений, грибов и животных к использованию других организмов. Узнать какие же взаимоотношения существуют между растениями, животными, грибами, бактериями, населяющими такую среду жизни как организмы между собой.

Обучающие:сформировать у учащихся знания о видах организмов, обитающих в других организмах и изучить взаимоотношения между организмами, показать зависимость одних видов от других, развить и закрепить знания о них, об особенностях такой среды обитания как организменная, выяснить роль растений, грибов и животных и особенности их приспособлений к специфической среде обитания.

Развивающие: развивать умение анализировать, делать выводы, работать самостоятельно и в группе, развивать познавательный интерес.

Воспитательные:воспитание экологической грамотности и бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный.

Формы организации урока: беседа, работа с текстом учебника, с ИКТ (электронным приложением к учебнику).

Формы организации деятельности учащихся:фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии обучения: элементы проблемного обучения, критического мышления.

Содержание и ход урока:

Организационный этап (2мин). Взаимное приветствие учеников и учителя.Здравствуйте, ребята! Я приветствую всех и желаю успехов и хорошего настроения!

Фиксация отсутствующих. Проверка готовности к уроку.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучать виды животных и других организмов, обитающих в организменной среде жизни.

Тема урока: Организменная среда жизни. Приспособленность растений, животных, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения.

Актуализация опорных знаний (10 мин).

Сначала повторим и проверим домашнее задание. Ответьте на вопросы:

- Дайте определение почвенной среде обитания;

- Какие еще Вам известны среды обитания живых организмов на нашей планете?

- Почему в разных средах обитания обитают разные виды животных и растений?

- Какие условия необходимы для жизни живых организмов?

- Какие экологические факторы Вам известны?

- Какие виды животных, населяющие почвенную среду вам известны? Приведите примеры.

- Какие приспособления у животных Вам известны для обитания в почвенной среде?

- Что такое гумус или перегной?

- Как называются организмы, разрушающие отмершие останки живых существ (органические вещества), превращая их в неорганические вещества?

- Как называется верхний слой почвы, содержащий гумус и являющийся наиболее благоприятным для роста растений?

Раздать карточки-задания. Подпишите названия этих животных.

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Изучение нового материала (20-25 мин.)

Давайте посмотрим на тему и попробуем вместе определить цель сегодняшнего урока. А чтобы вам было легче, скажите мне, кто такие паразиты? А какие еще животные могут паразитировать на других? А где они живут? Вот на эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе урока. Итак, какая же цель? Изучить видовой состав организмов, обитающих в организменной среде жизни и изучить их приспособления к этой специфической среде обитания.

Какие же организмы являются паразитами? Какие виды паразитов Вам известны?

Запишите виды паразитов:

Запишите приспособления животных к паразитическому образу жизни:

Запишите определение и нижеследующую информацию в тетради:

Паразит - организм, который использует другой организм либо в качестве среды обитания, либо в качестве источника пищи, нанося при этом вред хозяину.

Болезни, вызываемые мельчайшими паразитами – бактериями у человеках: ангина, туберкулез, холера, чума.

Кроме животных, паразитами являются бактерии, грибы и растения.

Запишите названия паразитических грибов: мучнистая роса, спорынья, фитофтора, трутовик, чага.

Запишите названия паразитических растений: заразиха, повилика, омела.

Запишите названия болезней, вызываемых грибами:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2-3 УПРАЖНЕНИЯ)

Закрепление материала (тренажер) (5-10мин.)

Рефлексия.Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Что не понятно? Так какие животные могут жить в организменной среде? Какие приспособления растений, грибов и животных к использованию других организмов Вы запомнили? Назовите внешних и внутренних паразитов.

Оценка. Домашнее задание: параграф 9 выучить, параграф 8 повторить.

Все молодцы! Спасибо за урок!Запишите домашнее задание в дневники. Все свободны.

Тип урока: урок введения нового материала.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная и индивидуальная работа.

Основные понятия: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная среды жизни.

Структура и ход урока (продолжительность урока 45 минут).

I. Актуализация знаний учащихся о разнообразии мест обитания живых организмов (3 мин.)

– В каких местах растут растения (верблюжья колючка, рогоз)?
– Где живут рыбы, зайцы, дождевые черви?

II. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

Учитель организует работу учащихся на уроке.Активизирует деятельность учеников через стихотворение Леонида Олюнина:

Спросили у Мухи – глазастой и бойкой:
– Скажите, чем вас привлекает помойка?
Не всякий пойдёт на такое сближение –
Отходы кругом и следы разложения.
И Муха ответила – честно, открыто:
– Кому-то – помойка, кому-то – корыто.
Легко здесь живётся, и просто – с питанием:
Это моя среда обитания.

III. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин.)

IV. Изучение нового материала (20 мин.)

1. Определение понятия среда жизни

2. Водная среда жизни

3. Наземно-воздушная среда

4. Почвенная среда жизни

5. Организм как среда жизни

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

Физкультминутка

Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочках потянулись,
А теперь назад прогнулись,
Как пружинки мы присели
И тихонько вместе сели.

V. Закрепление знаний о водной, наземно-воздушной, почвенной и организменной средах жизни, о живых организмах, обитающих в них (5 мин.)

VI. Контролирующее задание (8 мин.)

Учащиеся выполняют тестированное задание по двум вариантам.
Выпишите буквы, обозначающие названия сред жизни и рядом выпишите номера, под которыми обозначены организмы, обитающие в соответствующих средах.

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:

1. Дождевой червь. 2. Волк. 3. Лягушка. 4. Крот. 5. Свиной цепень. 6. Рак.
7. Личинка майского жука. 8. Человек. 9. Холерный вибрион. 10. Щука.
11. Клубеньковые бактерии.

А. Водная среда:
Б. Наземно-воздушная среда:
В. Почвенная среда:
Г. Организменная среда:

1. Зелёная жаба. 2. Лиса. 3. Сазан. 4. Синица. 5. Землеройка. 6. Гриб-трутовик.
7. Слепыш. 8. Человеческая аскарида. 9. Медведка. 10. Дельфин.
11. Туберкулёзная палочка.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.)

Учитель предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке.

Сегодня я узнал (узнала) …
Было интересно узнать, что …
Было трудно …
Я выполнял задания …
Теперь я могу…
Я научился (научилась) …
У меня получилось …
Я смог (смогла)…
Меня удивило…

VIII. Домашнее задание (2 мин.)

Использованная литература:

1. Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 128 с.: ил.
2. Биология: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных
учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.: ил.
3. Биология: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.
4. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. проф. И.Н.Пономарёвой. – 4-е изд., исправленное. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 240 с.: ил.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: (для учителя): Сформировать представление об организменной среде обитания, особенностях организменной среды обитания, внешних и внутренних паразитах.

Планируемый результат (для учащихся): Приводить примеры паразитичес­ких форм растений, животных, грибов, бактерий.

Выделять существенные особеннос­ти организменной среды. Описывать черты приспособлен­ности организмов к паразитическо­му образу жизни, использованию других организмов в качестве сре­ды обитания.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитать бережное отношение к природе, познавательный интерес к предмету.

Развивающая: развить способности сравнивать, анализировать, делать выводы.
Обучающая: Сформировать представление об организменной среде обитания, особенностях организменной среды обитания, внешних и внутренних паразитах.

Оборудование: плакаты, видео, картинки.

Тема урока: Организменная среда жизни.

Цель урока: (для учителя): Сформировать представление об организменной среде обитания, особенностях организменной среды обитания, внешних и внутренних паразитах.

Планируемый результат (для учащихся): Приводить примеры паразитичес­ких форм растений, животных, грибов, бактерий.

Выделять существенные особеннос­ти организменной среды. Описывать черты приспособлен­ности организмов к паразитическо­му образу жизни, использованию других организмов в качестве сре­ды обитания.

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитать бережное отношение к природе, познавательный интерес к предмету.

Развивающая: развить способности сравнивать, анализировать, делать выводы.
Обучающая: Сформировать представление об организменной среде обитания, особенностях организменной среды обитания, внешних и внутренних паразитах.

Оборудование: плакаты, видео, картинки.

Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):

Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

Устанавливаются тематические рамки (могу).

Постановка вопроса Что вы увидели? Паразитов

Личностные УД (деятельностный компонент) – готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной жизни.

Регулятивные УД - принимать познавательную цель, сохранять ее при выполнении УД, регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи.

Коммуникативное УУД: сотрудничество с учителем

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление

Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

Учитель поправляет и формулирует точную тему урока. Тема нашего урока Организменная среда жизни.

А теперь давайте вспомним что мы уже знаем о средах обитания

Опрос: -какие среды жизни вы знаете, -особенности каждой среды обитания,- приспособления организмов к среде обитания

Регулятивные УД – работать в соответствии с предложенным планом

Познавательные УД – добывать и (сопоставлять, анализировать) новые знания (информацию).

3.Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

Какие существуют паразиты?

Давайте познакомимся с текстом учебника и посмотрим презентацию

Познавательные УД – применять умения перерабатывать информацию и делать выводы на основании полученных результатов.

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

Согласовывают тему урока

Строят план достижения цели

Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.

Какое значение паразитов?

Выпишите из учебника название паразитов и их значение

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

Регулятивные УД – оценить проблему и приложить усилия для ее решения. Оценить ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты.

5.Реализация построения проекта

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

Рассказ о предупреждении заражения паразитами

Познавательные УУД умение осуществлять постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УД – использовать языковые средства для отображения своих доводов и умозаключений.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

Для самопроверки учитель предлагает ответить на вопросы учебника на стр.

Коммуникативные УД – общаться и взаимодействовать с партнером по совместной деятельности.

Познавательные УД – поиск и выделение необходимой информации, выбор эффективных способов достижения цели.

Регулятивные УД – сравнивать результат своих действий с эталоном. Обнаруживать отклонения или различия.

Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Задание. Вставьте пропущенные слова

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)

Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какие из полученных знаний вам пригодятся в жизни.

Учитель дает на выбор 3 уровня задания:

3.Сочинить сказку, кроссворд, загадки.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

интересно / не интересно

Личностные УД – уметь анализировать самооценку мотивов, целей и способностей к саморазвитию, к познанию, учебе.

Регулятивные УД – осознавать качество и уровень усвоения материала.

Читайте также: