Что такое добродетельность кратко

Обновлено: 07.07.2024

Доброде́тель есть опре­де­лен­ный святым и благим Богом образ внут­рен­него рас­по­ло­же­ния чело­века, вле­ку­щий его к дела­нию добра.

Доб­ро­де­тели про­яв­ля­ются как в добрых делах чело­века, так и в добром рас­по­ло­же­нии его души, кото­рым обу­слов­лены добрые дела. Кратко можно ска­зать, что доб­ро­де­тель – это добро, вошед­шее в при­вычку.

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели также назы­вают еван­гель­скими доб­ро­де­те­лями или еван­гель­скими запо­ве­дями, поскольку они изло­жены в Еван­ге­лии. Все хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели заклю­чены в испол­не­нии двух наи­глав­ней­ших запо­ве­дей – любви к Богу всем серд­цем и разу­ме­нием, и к ближ­нему как самому себе.

Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели не свой­ственны чело­веку после гре­хо­па­де­ния. Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели не могут быть порож­дены одним дей­ствием вет­хого чело­века, под­вер­жен­ного вли­я­нию гре­хов­ных стра­стей. Для чело­века после гре­хо­па­де­ния хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели явля­ются выше­есте­ствен­ными, ибо они не испол­нимы одними уси­ли­ями его есте­ства. Хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели – удел нового чело­века, то есть чело­века, обнов­лен­ного бла­го­да­тью Свя­того Духа. Они рож­да­ются от при­ча­стия Выс­шему Добру и Благу – Все­свя­тому Богу. Они не при­над­ле­жат ветхой чело­ве­че­ской при­роде, пора­жен­ной гре­хов­ными стра­стями. Они при­над­ле­жат при­роде, обнов­лен­ной и пре­об­ра­жен­ной бла­го­да­тью.

Не сле­дует браться вдруг за стя­жа­ние всех доб­ро­де­те­лей или несколь­ких, но надо выбрать прежде одну, над при­об­ре­те­нием кото­рой будешь тру­диться, а затем – другую. При таком образе дей­ствий всякий доб­ро­де­тель­ный навык проч­нее уко­ре­нится в душе. Когда упраж­ня­ешься непре­станно пре­иму­ще­ственно в одной доб­ро­де­тели, под­ме­чает старец Нико­дим Свя­то­го­рец, то и память будет занята почти ею одною, и ум, будучи при­ко­ван мыслию об ней, скорее найдет случаи и спо­собы к совер­ше­нию ее, и воля охот­нее при­ле­пится к этому. Все это очень спо­соб­ствует при­об­ре­те­нию этой одной доб­ро­де­тели; и всего этого может не про­изойти, если сразу возь­мешься за все.

Все доб­ро­де­тели напо­до­бие некоей духов­ной цепи одна от другой зави­сят, одна влечет другую. Так как одна при­об­ре­тен­ная доб­ро­де­тель вызы­вает другую, подоб­ную ей, и помо­гает ей с мень­шими труд­но­стями уста­но­виться в сердце, то и сердце при­го­тов­ля­ется к этому. При­об­ре­те­ние навыка упраж­не­ния в одной доб­ро­де­тели растит и крепит все другие доб­ро­де­тели, ибо они все суть лучи, исхо­дя­щие от одного и того же боже­ствен­ного света.

По мнению св. Иоанна Лествич­ника, есть доб­ро­де­тели при­род­ные, даро­ван­ные Богом всем (мило­стыня, ибо и языч­ники состра­да­тельны, любовь, ибо и живот­ные про­ли­вают слезы, вера, надежда) и доб­ро­де­тели выше есте­ства (чистота, без­гне­вие, сми­рен­но­муд­рие, молитва, уми­ле­ние).

Раз­де­ле­ние доб­ро­де­те­лей на душев­ные и телес­ные опи­сы­вает св. Ефрем Сирин. К доб­ро­де­те­лям душев­ным он отно­сит муже­ство, бла­го­ра­зу­мие, цело­муд­рие, спра­вед­ли­вость, от кото­рых рож­да­ются вера, надежда, любовь, сми­ре­ние, кро­тость, вели­ко­ду­шие, тер­пе­ние, доб­рота, про­стота, прав­до­лю­бие, сво­бода, состра­да­тель­ность, мило­сер­дие, щед­рость, почти­тель­ность, бла­го­го­ве­ние. Телес­ные доб­ро­де­тели – это воз­дер­жа­ние, пост, бдение и другие аске­ти­че­ские подвиги.

Что такое доб­ро­де­тель? Это сво­бода, кото­рая не выби­рает. Доб­ро­де­тель­ный чело­век не думает, что ему надо делать добрые дела, добро для него стало есте­ствен­ным. Скажем, мы – в общем и целом чест­ные люди время от вре­мени можем покри­вить душой, хотя в основ­ном и ста­ра­емся гово­рить правду. Этим мы и отли­ча­емся от по-насто­я­щему доб­ро­де­тель­ных людей. У чело­века, утвер­див­ше­гося в доб­ро­де­тели, просто не полу­чится солгать. Доб­ро­де­тель­ный чело­век верен и в малых делах.
прот. Алек­сий Умин­ский


Что такое добродетели?

Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.

Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?

Христианские добродетели

К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?

Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели — поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.

Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.

Добродетели: список

Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:

  • Благоразумие (лат. Prudentia ) (лат. Fortitudo )
  • Справедливость (лат. Justitia )
  • Умеренность (лат. Temperantia )
  • Вера (лат. Fides )
  • Надежда (лат. Spes )
  • Любовь (лат. Caritas )

Второй же исходит из противопоставления грехам:

  • Целомудрие (лат. Castitas )
  • Умеренность (лат. Temperantia )
  • Любовь (лат. Caritas )
  • Усердие (лат. Industria )
  • Терпение (лат. Patientia )
  • Доброта (лат. Humanitas ) (лат. Humilitas )

На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.

Добродетели

Надежда и любовь в качестве добродетелей отличаются от мирского понимания этих слов. Например, если женатый человек полюбил другую женщину, их отношения не будут добродетелью, несмотря на то, что мужчина действительно будет страдать от своих чувств. Добродетельная любовь — это высшая любовь и высшая правда. Так, проявлением любви к жене, будет борьба с греховной страстью к другой.

Если же говорить о вере, то для христиан вера без дел мертва и в Бога верят не так, как иные люди верят в инопланетян, вера деятельна и для человека, искренне доверяющего Писанию было бы странно избегать соблюдения заповедей, стремления следовать воле Бога. Не из страха, но из желания хоть немного приблизиться к Божественной святости.

Милосердие как добродетель выражается не только благотворительных акциях или материальной помощи бездомным, обездоленном, но и в общем сострадательном отношении к ближнему. В попытках простить, понять и принять слабости другого человека. Милосердие — это отдавать последнее, не жалея ничего для других людей, отказаться от поисков благодарности и награды за это.

Добродетели: милосердие

Смирение — это победа над грехом гордыни, осознание себя грешным и слабым человеком, который не выберется из власти греза без помощи Господа. Именно смирение открывает двери и для других добродетелей, ведь стяжать их может только тот человек, который просит Бога дать ему для этого душевных сил и мудрости.

Казалось бы, как среди добродетелей оказалась умеренность? В чем она должна выражаться? Умеренность дарит человеку свободу и возможность быть независимым от каких-либо привычек, умеренность в еде, например, хранит человека от многих заболеваний, умеренность в алкоголе не дает скатиться в бездну зависимости, которая разрушает не только телу, но и душу человека.

Целомудрие говорит не только о физической, но и о духовной чистоте, о цельности личности христианина. Это уклонение от соблазна.

Разумеется, стяжание добродетелей дается людям непросто, но с Богом человеку все под силу.

Добродетели: помощь ближнему

Высказывания о христианских добродетелях

Добродетельность положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее человека, склонного к постоянному направлению своих чувств, мыслей и воли на исполнение нравственных законов. Добродетельность основана на Вере, Надежде и Любви к Богу, людям и самому себе.

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .

Смотреть что такое "Добродетельность" в других словарях:

добродетельность — постность, нравственность, добродетель Словарь русских синонимов. добродетельность сущ., кол во синонимов: 4 • добродетель (3) • … Словарь синонимов

добродетельность — ДОБРОДЕТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (книжн.). Высоконравственный, проявляющий добродетель, полный добродетели. Д. поступок. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

добродетельность — добродетельность, добродетельности, добродетельности, добродетельностей, добродетельности, добродетельностям, добродетельность, добродетельности, добродетельностью, добродетельностями, добродетельности, добродетельностях (Источник: «Полная… … Формы слов

добродетельность — порочность … Словарь антонимов

добродетельность — доброд етельность, и … Русский орфографический словарь

добродетельность — см. добродетельный; и; ж … Словарь многих выражений

Естественная добродетельность — ♦ (ENG natural righteousness) см. Первородная добродетельность … Вестминстерский словарь теологических терминов

Первородная добродетельность — ♦ (ENG original righteonsness) (лат. iustitia originalis) теологический термин, означающий совершенную добродетельность Адама и Евы перед Богом при их сотворении (Быт. 1). Эта праведность была потеряна по причине грехопадения (Быт. 3).… … Вестминстерский словарь теологических терминов

Нинон де Ланкло — (1616 1706 гг.) куртизанка, хозяйка литературного салона Боже, позволь мне стать добродетельным человеком но не добродетельной женщиной! В любви, как и во всем, опыт врач, являющийся после болезни. Выбирайте: либо любить женщин, либо понимать их … Сводная энциклопедия афоризмов

МУЖЕСТВО — этическая добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ М. дал Аристотель. По его мнению, М.… … Философская энциклопедия

Что такое добродетели: Общее описание

  • дружелюбие;
  • вежливость;
  • ответственность;
  • умение сопереживать и сострадать;
  • работоспособность;
  • честность и тому подобное.

Порок — это другая сторона добродетели, а верней, ее полная противоположность. Каждый поступок, который приводит к нанесению вреда окружающему миру или самому себе, считается порочным. Учитывая это, пороком можно назвать и предосудительные особенности характера человека:

  • жадность;
  • ленивость;
  • зависть;
  • лживость;
  • зазнайство и так далее.

Исследование и анализ добродетелей и пороков человека постоянно интересовали умы просвещенных мужей как в древности, так и в современном мире. Различные религиозные и философские учения составляли свою собственную их классификацию.

Добродетель в античности

Еще в Древней Греции мудрецы отмечали, что дорога к добродетели очень тяжела и сложна. Добродетель от рождения не дается, путь к ней тернист и нуждается в больших усилиях.

Исходя из философии древних греков, отличают ее следующие виды:

  • мудрость;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • мужество.

Философ

Причем великий философ Сократ главенствующую роль отдавал такому качеству, как мудрость, а источником появления каждой добродетели считал разум. Но вот его последователь, не менее великий мудрец Платон, утверждал, что любая из добродетелей зарождается на индивидуальном свойстве души: мужество опирается на волю, а мудрость происходит от разума. Причем он также говорил, что любому сословию в обществе больше присуща какая-то конкретная добродетель — так, не нужно ожидать умеренности от правителей или воинов, а мудрости или мужества от ремесленника.

Добродетель во времена ренессанса

Во времена Ренессансного гуманизма, в Средние века, virtus— добродетель — являлась основной категорией, которая определяла идеального человека. Uomo virtuoso – именно так звали людей, которые ею обладали. Данным определением охватывался огромный комплекс нравственных норм, которые приобретали все более разнообразные оттенки на протяжении времени.

Понятие про то, что такое добродетели, с одной стороны, было основано на учениях античной этики и толковалось как разумное самоограничение в физических и духовных потребностях. С другой стороны, uomo virtuoso — идеальный образ человека – незначительно смягчался идеями того времени о нераздельности духовных и земных потребностях, души и тела. Потому идеальным являлся разумный и при этом деятельный человек, так как основная обязанность каждого человека – это стремление к полезной деятельности и познанию, постоянное саморазвитие.

  • скромность;
  • спокойствие;
  • умеренность;
  • справедливость;
  • трудолюбие;
  • бережливость;
  • молчание;
  • порядок;
  • искренность;
  • решительность;
  • целомудрие;
  • чистота;
  • воздержание.

В принципе, данный перечень можно продолжать еще многократно, к примеру, педантичные немцы его определяют намного большим количеством пунктов.

Добродетель в Пруссии

  • любовь к порядку;
  • бережливость;
  • неподкупность;
  • искренность;
  • богобоязненность;
  • послушание;
  • усердие;
  • сдержанность;
  • честность;
  • скромность;
  • твердость;
  • верность;
  • чувство справедливости;
  • прямолинейность;
  • субординация;
  • дисциплинированность;
  • самоотверженность;
  • надежность;
  • храбрость;
  • мужество;
  • чувство долга;
  • пунктуальность.

Добродетель в христианстве

Рассматривая различные взгляды идеальных черт человеческого характера нельзя не упомянуть такое определение, как христианские добродетели. Это относительно общее определение можно поделить на две основные части:

  • теологические понятия — это учения, которые в нашу жизнь привнесли христианство;
  • кардинальные — сюда относятся четыре понятия, которые к нам пришли из античной философии.

В результате получился следующий список:

  • умеренность;
  • мужественность;
  • справедливость;
  • благоразумие;
  • вера;
  • любовь;
  • надежда.

Через время данный перечень претерпел очень большие изменения и получился новый, который собой представлял семь добродетелей, он в западном христианстве противостоял семи самым тяжелым грехам:

  • смирение;
  • терпение;
  • целомудрие;
  • кротость;
  • любовь;
  • умеренность;
  • усердие.

Внутреннее противостояние

Довольно продолжительное время это положение вещей принималось как определенный парадокс. И на самом деле — понять логически, как можно жить неправедно, зная про то, что такая жизнь порочна, довольно сложно. Именно по этой причине во времена античности знание, которое не применялось на практике, не считалось таковым. Согласно Сократу и Аристотелю, когда человек осознает, что правильно, но поступает наоборот, то это обозначает, что его действия основываются не на истинном знании, а на своем собственном мнении. В этом случае человеку необходимо достигнуть настоящего знания, которое практически подтверждено.

С учетом же из христианского толкования, плохие человеческие поступки и мысли указывают на грешность его тела, а соответственно, необходимо откинуть грешную плоть, которая мешает добиться настоящей духовной гармонии, полностью отрешиться от земной рациональности и практичности. Как бы там ни было, но вне зависимости от того, понимается ли добродетель как праведность или разумность, она человеком обретается во время способности к разрешению конфликта внутри себя и осознания двойственности его натуры.

Что может сделать человека добродетельным?

Человек от самого его рождения и до самой его смерти находится в обществе себе подобных. Постигая законы, которые приняты в социуме, наблюдая за поведением остальных людей, он вырабатывает в себе определенную поведенческую модель. Получая порицание или одобрение со стороны остальных людей своих поступков, человек для себя выстраивает определенную шкалу ценностей, соблюдение которой считает для него самым приемлемым.

Признание ценности и значимости остальных людей можно считать главным этапом на пути к познанию добродетели. Невозможно ориентироваться только на свои убеждения и интересы, живя в социуме. Лишь признание ценности людей, которые живут рядом, постоянное самосовершенствование, реальная оценка своих собственных моральных качеств смогут сделать любого человека достойным для подражания.

Как традиционно определяют семь добродетелей?

Еще с древних времен художники и скульпторы свое видение добродетелей и пороков воплощали в самых разных образах. Как правило, это были изображения красивых юных девушек в длинных одеждах, которые при себе имели различные атрибуты.

К примеру, христианские добродетели, могли выглядеть таким образом:

  • Любовь — выглядела изначально как пеликан или жертвенный агнец, в каноническом искусстве выглядит как девушка с пылающим в руке сердцем или с множеством ласкающихся к ней детей. Также очень распространено еще одно изображение — женщин, которые одну руку прижимали к сердцу, а второй сеяли семена.
  • Надежда — женщина в зеленых одеяниях, склоненная в молитве, в некоторых случаях с якорем или крыльями. В другой интерпретации девушка в молитвенном жесте протягивает руки к солнцу, а возле нее находится сгорающий Феникс.
  • Еще одна добродетель — Вера — женщина в белых одеждах, которая в руках держит крест или хрустальную чашу, знаменующие смерть Иисуса. Также могла иногда изображаться со светильником или щитом в руках.
  • Благоразумие, мужество, справедливость и умеренность также были изображены в обличьях женщин.

Куда стремиться и какая добродетель лучше?

Парадоксально, но, объясняя непосредственно определение добродетели и предлагая различные пути к ее достижению, ни один из великих философов античности, а также современности достоверно так и не смог определить, что же такое наивысшая добродетель.

Китайский мыслитель

К примеру, Платон и Сократ утверждали, что это знание (мудрость), Конфуций — почитание старших и преданность, Аристотель — умеренность. Христианское же учение высшей добродетелью определяет любовь (чаще всего к богу). Возможно, каждый человек самостоятельно для себя может определить, какую же из этих добродетелей почитать больше остальных, так как просто невозможно достигнуть во всех направлениях идеального совершенства.

Читайте также: