Психодиагностика как наука и практическая деятельность кратко

Обновлено: 03.07.2024

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика.
1.2. Психодиагностические задачи.

Психодиагностика как наука: определение, основные отрасли, связь с другими психологическими дисциплинами:

Психодиагностика изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).


ПСИХОДИАГНОСТИКА – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности (Бурлачук, 2008)

Как теоретическая дисциплина, общая психодиагностика рассматривает:
-закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений
-правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных.

Отрасли общей психодиагностики:
-образовательная психодиагностика (отрасль общей психодиагностики, диагностирование способностей и черт личности участников образовательного процесса, а также измерение успешности усвоения учебного материала).
-клиническая психодиагностика (область психодиагностики, направленная на изучение, оценку и учет индивидуально-психологических особенностей личности, (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих влияние на предупреждение, возникновение, течение и исход психических, так и соматических заболеваний).
-профессиональная психодиагностика (психологическая диагностика с целью профотбора, профобучения и профориентации)
-психодиагностика окружающей среды (оценка семейно-домашней, рабочей (производственной) и образовательной среды)

Место психодиагностики в системе психологической науки
Как теоретическая дисциплина психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, правила диагностических умозаключений, с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов определенного психологического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических переменных. (Гуревич, 1997)

1. ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Общая психология, медицинская, дифференциальная, возрастная, социальная и пр.
2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ Целью которой является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам
3. ПРАКТИКА Выдвигают психодиагностические задачи

Связь психодиагностики с другими психологическими дисциплинами:

Психодиагностика и дифференциальная психология
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — наука об индивидуальных психологических различиях.
Предметные области исследований психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а разделить их пытаются по тому признаку, что первая ориентирована на измерение индивидуальных различий, а для второй характерно познание, проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как мост между наукой и практикой: наукой об индивидуальных психологических различиях (дифференциальная психология) и практикой постановки психологического диагноза.

Психодиагностика и психометрия
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОМЕТРИЯ - область психологии, касающаяся измерений индивидуальных различий между людьми, осуществляемых с помощью тестов. Обосновывает требования, которым должны удовлетворять тестовые методики, процедуру их разработки и применения.
Первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов. Впоследствии к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. В ряде случаев психологическое тестирование (психодиагностика) и психометрия отождествляются.

Психодиагностика и психологическая оценка
Психологическая оценка — это сбор и интеграция данных об индивидуальности применительно к возникающим в ее жизнедеятельности проблемам (психическое здоровье, сложности взаимодействия с окружающими, неспособность к обучению и т.д.) с помощью различных методов (например с помощью интервью, наблюдения за поведением, психологических тестов, физиологических или психофизиологических измерений, специальной аппаратуры и т. п).
Психологическое тестирование — это измерение психологических характеристик индивидуальности с помощью тестов.
Психологическая оценка — понятие более широкое, чем психологическое тестирование, однако чаще всего выступает в качестве синонима психологическому тестированию, охватывающему весь спектр психологических измерений: от психических функций до личности.

Психодиагностика как сфера практической деятельности психолога: достоинства психодиагностических методов, области использования:

Развитие психологической диагностики приводит к появлению особого исследовательского метода — диагностического. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления.

Анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации — как социальной (взаимодействие психолога и обследуемого), так и стимульной (например, с разной степенью структурированности).

Области практического использования результатов психодиагностической работы:
Оптимизация процессов обучения и воспитания
Профотбор, профобучение и профориентация
Клинико-консультационная и психотерапевтическая работа
Судебно-психологическая экспертиза

Особенности психодиагностических методик
быстро собирается информация информация об отдельных особенностях человека
информация может использоваться для количественного и качественного сравнения с другими людьми
на основе информации можно осуществить выбор средств воздействия и прогноз развития

Специфические принципы психодиагностики:
1) принцип корректности подчеркивает относительность психологического диагноза, обязывает учитывать, что результаты диагностики могут быть ситуативными.
2) принцип ориентации на выявление индивидуальности предполагает признание уникальности внутреннего мира обследуемого, неповторимости его жизненного пути, предыстории и истории развития.
3) принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев при постановке психологического диагноза.
4) принцип трансформации состоит в том, что человек как объект психодиагностики включается в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Изменения, происходящие в них, отражаются как на психологии человека, так и на содержании его взаимодействия с миром и с самим собой.

1.2. Психодиагностические задачи

Ситуация клиента и ситуация экспертизы в психодиагностике:

Ситуация клиента - психодиагностическая ситуация, возникающая в тех случаях, когда сам испытуемый был инициатором обследования и является главным адресатом психодиагностической информации.
В ситуации клиента человек сам обращается за помощью к психологу, заинтересован в разрешении своего вопроса. Он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить себя или фальсифицировать результаты. (консультации, служба телефон доверия, центры психологической консультации, частные обращения). Ответ психолога может быть в виде консультации, психокоррекции.

В ситуации клиента к диагностическому инструменту можно предъявлять гораздо менее жесткие требования относительно его защищенности от фальсификации вследствие сознательной стратегии, чем в ситуации экспертизы.

Номотетический и идиографический подходы в психологии (Гайда, 1994)

НОМОТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность психодиагностического обследования на оценку личности с помощью стандартного набора черт с целью определения ее сходства с другими людьми, для того чтобы выявить, как в психике отдельного человека проявляются общие закономерности.

Номотетический подход предполагает существование некоторых общих законов, справедливых для всех явлений данной области исследований. Применительно к личности утверждается реальность общих черт. Так, когда у обследуемого наблюдается, например, тревожность, считается возможной разработка некоторой общей меры этой личностной черты, которая позволит распределить всех людей по степени ее выраженности. При этом обычно соглашаются с тем, что если у двух обследуемых оказываются идентичные показатели по той или иной шкале (тесту), то следует считать их обладающими одинаковыми психологическими чертами.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ -направленность диагностического обследования на описание и объяснения личности как сложного целого с учетом ее индивидуального своеобразия, уникальности.

Сравнение двух подходов:

Понимание объекта распознания и измерения:
Номотетический подход - понимание личности как набора черт и свойств
Идеографический подход - понимание личности как целостной системы

Направленность распознания и измерения:
Номотетический подход - распознание и измерение общих для всех людей свойств личности
Идеографический подход - распознание и измерение индивидуальных особенностей личности

Методы распознания и измерения:
Номотетический подход - стандартизованные методы распознания и измерения, требующие сопоставления с нормой
Идеографический подход -проективные методики и идеографические техники

Идеографический (от греч. idea – идея, образ и grapho – пишу).
Идиографический (от греч. idios – своеобразный, особый и grapho – пишу).


Психодиагностические задачи (ситуации психодиагностики) с точки зрения того:
кто будет использовать диагностические данные
как будут использоваться диагностические данные
какова ответственность психолога в выборе способов вмешательства в ситуацию обследуемого

1. Данные используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования административного решения. Эта ситуация типична для использования психодиагностических данных в медицине. Психолог выносит суждение о специфических особенностях мышления, памяти, личности больного, а врач ставит медицинский диагноз. Психолог не несет ответственности ни за диагноз, ни за то, какое именно лечение будет проведено больному врачом. По той же схеме происходит использование психодиагностических данных при психодиагностике по запросу суда, комплексной психолого-психиатрической экспертизе, психодиагностике профессиональной компетентности работника или профпригодности по запросу администрации.

2. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Такова, например, ситуация психодиагностики применительно к поиску причин школьной неуспеваемости: диагноз имеет психологический (или психолого- педагогический) характер, а работу по его реализации в жизнь проводят учителя, родители, другие воспитатели.

3. Данные используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, а последний служит ему основанием (или основанием для действий его коллеги-психолога) для разработки путей психологического воздействия. Такова ситуация психодиагностики в условиях психологической консультации.


Источник:
Пальм Г.А. Психодиагностика. - Днепропетровск 2010
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.:Питер, 2007. – 688 с.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.:Питер, 2008. – 384 с.
Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
Романова Е.С. Психодиагностика - СПб.: Питер, 2008. – 400 с.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой находится в одномерном потенциальном поле в стационарном состоянии, описываемом волновой функцией , где и - постоянные ( ). Найдите энергию частицы и вид функции , если .

Квантовый гармонический осциллятор находится в основном состоянии. Найдите вероятность обнаружения частицы в области , где - амплитуда классических колебаний.

Частица находится в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками, имеющими ширину . В каких точках интервала плотность вероятности обнаружения частицы одинакова для основного и второго возбуждённого состояний?

Частица массой находится в кубической потенциальной яме с абсолютно непроницаемыми стенками. Найдите длину ребра куба, если разность энергий 6-ого и 5-ого уровней равна . Чему равна кратность вырождения 6-ого и 5-ого уровней?

Частица массой находится в основном состоянии в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Найдите энергию частицы, если максимальное значение плотности вероятности местонахождения частицы равно .

Частица находится в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками во втором возбуждённом состоянии. Сторона ямы равна а. Определите вероятность нахождения частицы в области: а) ; б) ; в) .

Частица находится в двумерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Координаты x и y частицы лежат в пределах 0 50 руб.

Волновая функция основного состояния электрона в атоме водорода имеет вид , где - расстояние электрона до ядра, - первый радиус боровской орбиты. Определите наиболее вероятное расстояние электрона от ядра.

Пользуясь решением задачи о гармоническом осцилляторе, найдите энергетический спектр частицы массой в потенциальной яме вида Здесь , а - собственная частота гармонического осциллятора.

Оцените с помощью соотношения неопределённостей Гейзенберга неопределённость скорости электрона в атоме водорода, полагая размер атома . Сравните полученную величину со скоростью электрона на первой боровской орбите.

Оцените относительную ширину спектральной линии, если известны время жизни атома в возбуждённом состоянии и длина волны излучаемого фотона .

Найти плотность сепарированной нефти 1-го горизонта при температуре 64 оС, если плотность ее при 20 оС равна 854 кг/м3, и нефти 2-го горизонта при 82 оС, если плотность ее при 20 оС равна 886 кг/м3.

При прохождении нефтегазовой смеси через штуцер в сепараторе образуются капли нефти диаметром 65 мкм. Смесь находится под давлением 0,4 МПа при 305 К. Найти скорость осаждения капель нефти и определить пропускную способность вертикального гравитацион

На дожимной насосной станции (ДНС) в сепараторе первой ступени поддерживают давление 0,4 МПа. Длина сборного коллектора, идущего от АГЗУ до ДНС, 12 км и (внутренний) диаметр его 0,3 м, разность геодезических отметок 10 м. Сборный коллектор горизонтал

Рассчитать основные параметры процесса освоения скважины, методом замены жидкости, выбрать промывочную жидкость и необходимое оборудование. Составить схему размещения оборудования при освоении скважины. Скважина заполнена буровым раствором плотностью

Тема 1. Психодиагностика как наука и как практическая деятельность

Люди рождаются не слишком похожими друг на друга,

их природа бывает различна, да и способности к тому

или иному делу также. Поэтому можно сделать всё

в большом количестве лучше и легче, если выполнить

одну какую-нибудь работу соответственно

своим природным задаткам.

Рекомендуемые материалы

Платон

Жизнь – это серии тестов.

Автор неизвестен

ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Место и роль практической психологии в контексте проблем отношений науки и практики. Особенности развития практической психологии. Практическая психология в России.

Из истории психодиагностики. Из истории психологических тестов. Из истории проективного метода. Из истории контент-анализа как психодиагностической процедуры.

Научная психодиагностика и психодиагностическая практика: общая характеристика и сравнительный анализ. Цели каждого из направлений.

Классификация психодиагностических методик: различие оснований для классификаций; виды методик.

Психодиагностические задачи. Основания для классификации психодиагностических задач. Классификация психодиагностических задач.

Дифференциальная психометрика. Статус дифференциальной психометрики. Две категории современных методы психодиагностики. Достоинства измерительных методов. Специфика психодиагностических процедур.

Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.

Требования к методикам. Измерительные методы (тесты). Экспертные методы.

Требования к пользователям. Пользователь-психолог.

Использование методик специалистами-смежниками.

Этические аспекты психодиагностической практики. Этические принципы осуществления психодиагностической деятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

1.1. Научная психодиагностика и психодиагностическая практика

Психодиагностика − и теоретическая дисциплина, и сфера практической деятельности психолога.

Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности (Л.Ф. Бурлачук).

Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими областями психологической науки.

Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии - с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом - не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений.

Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д.

Психология соответствующей предметной области составляет одну из составных частей психодиагностики. Другая базовая дисциплина, являющаяся фундаментом общей психодиагностики и тем самым составной её частью, - это дифференциальная психометрика, наука, обосновывающая и разрабатывающая измерительные диагностические методы.

Третье основание психодиагностики - практические сферы применения психологического знания, которые выдвигают психодиагностические задачи и обосновывают выделение комплексных, интегральных переменных, выступающих как объекты психодиагностики. Однако практика не только показывает важность того или иного качества, но и позволяет выделить само диагностируемое качество. Научная психология пытается выразить эти качества через систему понятий; в результате такие комплексные понятия, как стрессоустойчивость, профессиональная эффективность, способность и т.д., выражаются через систему базисных психологических понятий, таких, как потребности, мотивы, умения, установки. Конечно, такой переход от эмпирически выделенных переменных к их выражению в теоретических понятиях происходит не сразу и не автоматически. Зачастую происходит параллельная разработка практически важных комплексных (не только психологических по природе) переменных, более теоретически проработанных, но всё же, описательных психологических переменных (например, черты, способности) и, наконец, наиболее теоретических психологических конструктов (например, познавательные функции, мотивы, когнитивная организация, самоотношение и т.д.),

Таким образом, теоретическая психодиагностика обусловлена тремя областями психологического знания: предметной областью психологии, изучающей данные явления, психометрикой - наукой об измерении индивидуальных различий в диагностируемых переменных и практикой использования психологического знания.

1.2. Классификация психодиагностических методик

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций диагностических методик.

Во-вторых, можно различать вербальные и невербальные психодиагностические методики.

Первые, так или иначе, опосредованы речевой активностью обследуемых; составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности - перцептивные, моторные.

Третье основание, используемое для классификации психодиагностических методик, − это характеристика того основного методического принципа, который положен в основу данной методики. По этому основанию обычно различают:

1) объективные тесты;

2) стандартизованные самоотчёты, которые в свою очередь включают:

а) тесты-опросники;

б) открытые опросники, предполагающие последующий контент-анализ;

в) шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда; и методики классификации;

г) индивидуально-ориентированные техники типа ролевых репертуарных решёток;

3) проективные техники;

4) диалогические (интерактивные) техники (беседы, интервью, диагностические игры).

Объективные тесты - это те методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания.

Общим для всей группы методик стандартизованного самоотчёта является использование вербальных способностей испытуемого, а также обращение к его мышлению, воображению, памяти.

Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6). Пункты теста-опросника могут быть прямыми, апеллирующими непосредственно либо к опыту субъекта (например: Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляются его личный опыт или переживания (например: Большинство людей честны?). Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие в себя целый ряд психологических переменных.

Диалогические техники учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших диагностических результатов за счёт специфических особенностей этого контакта, релевантных диагностической задаче. Так, доверительный контакт необходим при диагностике семейных затруднений, характера личностного развития ребёнка и во многих случаях, в которых диагност одновременно выступает в роли и консультанта, и психотерапевта. Ситуация диагностического патопсихологического обследования диктует построение общения по принципу экспертизы.

Диалогические техники могут быть вербальными (интервью, беседы) и невербальными (например, игра с ребёнком может выступать как невербальная диагностическая процедура).

Различные методические приёмы, на основе которых строятся те или иные методики, можно расположить на одной шкале, если за единое основание классификации принять меру вовлечённости в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степень его влияния на результат обследования.

Все остальные психодиагностические методики занимают промежуточное положение между двумя полюсами, образованными объективными тестами и диалогическими техниками.

Уже многомерные тесты-опросники, предполагающие анализ профиля и интерпретацию отдельных шкал в зависимости от значений других и характера профиля в целом, требуют клинической опытности психодиагноста и, следовательно, на этапе психодиагностического заключения не свободны от влияния личности диагноста. Не менее значимым является это влияние и при необходимости кодирования результатов обследования, полученных с помощью открытых опросников либо проективных техник. В последнем случае существенное значение имеет создание психодиагностом атмосферы, раскрывающей способности испытуемого к воображению, творчеству.

Если ввести одновременно два основания - меру вовлечённости психодиагноста, его влияние на результаты обследования, с одной стороны, и предметную направленность инструмента - с другой, то известные на сегодня психодиагностические методики можно расположить в двухмерной классификационной таблице.

Соответствующие методики окажутся расположенными в клетках таблицы, при этом столбцы будут заполнены неравномерно по строкам таблицы. Так, способности и психические функции диагностируются в основном методами, влияние психодиагноста в которых выражено минимально, − в основном объективными тестами и тестами-опросниками. Личностные черты преимущественно диагностируются тестами-опросниками; когнитивная организация, другие индивидуальные свойства выявляются преимущественно методиками среднего уровня (по степени влияния психодиагноста на процесс диагностики) − репертуарными решётками, проективными техниками.

Мотивация, отношение диагностируются преимущественно проективными техниками. Роль диалогических методик, обладающих максимальной степенью включённости психодиагноста, особенно важна в области диагностики взаимоотношений, общения (таких свойств, актуализация которых требует воссоздания реальных ситуаций общения).

Проведённая в данном разделе классификация отражает достаточно грубо лишь общие черты психологических диагностических методик. Однако и в таком виде предлагаемая классификация обладает эвристической ценностью. Если заполнить все клетки таблицы, станет видно, где существует нехватка методов определённого типа. Так, например, явно не хватает методик диалогического типа для определения способностей, поскольку эффективная демонстрация способностей у некоторых субъектов существенно зависит от условий психодиагностики и характера контакта с психодиагностом. Пользователь психодиагностических методик, так же как их разработчик, может расчертить и заполнить подобную таблицу для себя и вписать в клетки известные ему методики. Это позволит ему лучше представить себе, какими методами необходимо овладеть и где возникнет необходимость в поиске и научной разработке методов.

В настоящее время сложилось два понимания психодиагностики: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая дея­тельность.

В первом понимании психодиагностика выступает, непосредственной теоретической, основой диагности­ческой деятельности психолога-практика. Психодиаг­ностика как научная дисциплина - это отрасль научного знания, изучающая природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки, соответствие применяемых психодиагности­ческих средств принятым общенаучным и методоло­гическим требованиям; разрабатывающая основные методические требования, предъявляемые к различ­ным средствам психодиагностики и процедуре их применения; изучающая основания достоверности ре­зультатов практической психодиагностики; разраба­тывающая основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики.

Основным методом психодиагностики как науки является дифференциально-диагностическое исследо­вание. Диагностическое исследование - это комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве; это создание и испытание мето­дики регистрации выявленных признаков. Результатом в данном направлении считается разработка и внедре­ние в практику психодиагностических методик.

Психодиагностика как практическая деятель­ность представляет систему методов и процедур, включающую непосредственное выявление и оценку психологических особенностей личности и группы, а также определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, к условиям проведения психодиагностической работы в целом.

В ходе психодиагностической практики проводит­ся обследование испытуемых с использованием уже разработанных методик, а результатом является по­лучение информации о психических свойствах и осо­бенностях конкретных людей. Психодиагностическое обследование (практическое) - процесс приме-нения уже готового, разработанного теста, а его результат - сведений о психических свойствах конкретного испы­туемого. Результаты психодиагностических измере­ний могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретических предположений различных психологических направлений.

Перечислим основные отличия методов практи­ческой психодиагностики от исследовательских ме­тодов: 1) краткость, простота, экономичность (вследствие ограниченного времени на их проведение, об­работку и интерпретацию результатов);2) измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления; 3) наличие способов соотнесения полученных ре­зультатов с соответствующими нормами; 4) основные задачи их применения связаны с ре­шением конкретных, практических вопросов, выявлением множества факторов у единично­го объекта измерения (для исследовательских наоборот — получение нового знания, выявле­ние отдельных фактов у множества единичных объектов); 5) регламентация, стандартизированность проце­дуры психодиагностического обследования.

Таким образом, психодиагностика как сфера на­уки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагно­стики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологи­ческих процессов, свойств и состояний человека (груп­пы). Теоретическая психодиагностика научно обосновы­вает, как это лучше сделать, а практическая показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В основе различий научно-исследовательской и практической психодиагностики лежат задачи, сто­ящие перед практическими психологами и психологами-исследователями. Психолог-исследователь ориенти­рован на обнаружение неизвестных закономерностей, а результатом является выделе­ние общих закономерностей, присущих различным индивидам. Психолог-практик, напротив, ориентирован на поиск известных закономерностей в неизвестных обследуемых.

В настоящее время сложилось два понимания психодиагностики: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая дея­тельность.

В первом понимании психодиагностика выступает, непосредственной теоретической, основой диагности­ческой деятельности психолога-практика. Психодиаг­ностика как научная дисциплина - это отрасль научного знания, изучающая природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки, соответствие применяемых психодиагности­ческих средств принятым общенаучным и методоло­гическим требованиям; разрабатывающая основные методические требования, предъявляемые к различ­ным средствам психодиагностики и процедуре их применения; изучающая основания достоверности ре­зультатов практической психодиагностики; разраба­тывающая основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики.

Основным методом психодиагностики как науки является дифференциально-диагностическое исследо­вание. Диагностическое исследование - это комплекс работ, направленных на формулирование концепции измеряемого свойства, на выявление диагностических признаков, по которым можно получить информацию о заданном свойстве; это создание и испытание мето­дики регистрации выявленных признаков. Результатом в данном направлении считается разработка и внедре­ние в практику психодиагностических методик.

Психодиагностика как практическая деятель­ность представляет систему методов и процедур, включающую непосредственное выявление и оценку психологических особенностей личности и группы, а также определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, к условиям проведения психодиагностической работы в целом.

В ходе психодиагностической практики проводит­ся обследование испытуемых с использованием уже разработанных методик, а результатом является по­лучение информации о психических свойствах и осо­бенностях конкретных людей. Психодиагностическое обследование (практическое) - процесс приме-нения уже готового, разработанного теста, а его результат - сведений о психических свойствах конкретного испы­туемого. Результаты психодиагностических измере­ний могут показывать не только наличие того или иного свойства, степень его выраженности, уровень развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретических предположений различных психологических направлений.

Перечислим основные отличия методов практи­ческой психодиагностики от исследовательских ме­тодов: 1) краткость, простота, экономичность (вследствие ограниченного времени на их проведение, об­работку и интерпретацию результатов);2) измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления; 3) наличие способов соотнесения полученных ре­зультатов с соответствующими нормами; 4) основные задачи их применения связаны с ре­шением конкретных, практических вопросов, выявлением множества факторов у единично­го объекта измерения (для исследовательских наоборот — получение нового знания, выявле­ние отдельных фактов у множества единичных объектов); 5) регламентация, стандартизированность проце­дуры психодиагностического обследования.

Таким образом, психодиагностика как сфера на­уки включает в себя принципы, процедуры и способы проверки научности различных методов психодиагно­стики. Как область практики она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением ее методов. И в том и в другом случае речь идет о способах оценки психологи­ческих процессов, свойств и состояний человека (груп­пы). Теоретическая психодиагностика научно обосновы­вает, как это лучше сделать, а практическая показывает, как это следует делать правильно и надежно.

В основе различий научно-исследовательской и практической психодиагностики лежат задачи, сто­ящие перед практическими психологами и психологами-исследователями. Психолог-исследователь ориенти­рован на обнаружение неизвестных закономерностей, а результатом является выделе­ние общих закономерностей, присущих различным индивидам. Психолог-практик, напротив, ориентирован на поиск известных закономерностей в неизвестных обследуемых.

Читайте также: