Что такое ритм и рифма кратко

Обновлено: 05.07.2024


Ритм – соразмерность, чередование каких-либо элементов, периодическое повторение звуковых, синтаксических, интонационных элементов в стихотворной речи.

Ритм в стихотворении создается упорядоченным чередованием пиррихиев и ударных мест.

Еще задолго до развития письменности человек воспринимал ритм в окружающем мире, в своем организме (биение сердца, дыхание). С развитием труда ритм начал проявляться с работой человека во всех отраслях (гончарный круг, кузница). Еще в античности люди выяснили, что ритм благотворно влияет на деятельность, ускоряя мышечные процессы. Именно в связи с этим появились рабочие песни, интенсивные и ассоциирующиеся с динамикой (для примера была взята рабочая песня времен СССР):

Распроклятый наш завод
Перепортил весь народ:

Кому палец, кому два,
Кому по локоть рука…

Грудь расшиб себе два раза
У мартыновских печей,

Я ослеп на оба глаза –
Хоть бы голову с плечей!

Управитель наш, подлец,
Всех замучил нас вконец.

Постепенно, с развитием человека, стали появляться песни для народного исполнения, исключающие работу. Затем их стали исполнять на сцене, появились хороводы, танцы. Они сохранили свою ритмичную составляющие, но стали самостоятельными частями фольклора.

Рифма


Рифма — повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения.

Рифмовка, Рифма

НазваниеПримеры
Парная (смежная)
ААББ
Запах солнца? Что за вздор! а
Нет, не вздор. а
В солнце звуки и мечты, б
Ароматы и цветы. б
Перекрестная
АБАБ
Как стих сказителя народного А'
Из поседевшей старины, б
Из отдаления холодного А'
Несет к нам стынущие сны. б
Опоясывающая (кольцевая)
АББА
Дымен смутный трепет свеч, а
На иконах свет заемный. Б
Каждый хочет в церкви темной Б
От свечи свечу зажечь. а
Смешанная
ааабаааб
ббаббавв
и т.п.
Ангелы опальные, А'
Светлые, печальные, А'
Блески погребальные А'
Тающих свечей,- б
Грустные, безбольные А'
Звоны колокольные, А'
Отзвуки невольные, А'
Отсветы лучей,- б

Виды рифм, Характер рифмовки

НазваниеОпределениеПримеры
Мужская
Ударение в последнем слове строки
приходится на последний слог
Тебя люблю я столько лет,
И нежен я, и я поэт.
ЖенскаяУдарение в последнем слове строки
приходится на предпоследний слог
С певучим перезвоном
Старинных колоколен!
ДактилическаяУдарение в последнем слове строки
приходится на третий слог от конца
Они заботятся мучительно
.
Себя спасают исключительно.
ГипердактилическаяУдарение в последнем слове строки
приходится на четвертый (и далее) от конца слог
Голуби реют серебряные.

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Разница между Рифмой и Ритмом - Разница Между

Разница между Рифмой и Ритмом - Разница Между

Содержание:

Главное отличие - Рифма против Ритма

Рифма и ритм являются ключевыми элементами в стихотворении. Они добавляют музыкальности в поэзию и служат фоном, на котором могут течь идеи и образы. главное отличие между рифмой и ритмом рифма - это соответствие слов и слогов, а ритм - образец поэмы, отмеченный ударными и безударными слогами.

Что такое рифма

Рифма - это соответствие звука между словами, особенно когда они используются в конце стихотворных строк. Два слова, оканчивающиеся на один и тот же звук, считаются рифмованными. Например, такие слова, как свет а также ночь разделить одно и то же окончание. Таким образом, они рифмуются слова. Рифма часто используется в поэзии, чтобы придать поэзии приятный эффект, который делает ее приятной.

Слова рифм также помогают нам запомнить. Вот почему многие детские стишки используют рифмы. Например,

Мерцание, мерцание немного звезда

Как мне интересно, что вы являются

В большинстве стихов рифмующиеся слова встречаются в конце строк. Это называется внешним ритмом. Рифмованные слова можно найти и в середине строки. Этот тип рифмы называется внутренней рифмой.

Рифма - распространенный литературный прием, используемый в поэзии. Это делает поэзию типичной симметрией и делает чтение поэзии приятным опытом. Ниже приведены некоторые примеры рифмы в поэзии.

Однажды в полночь тоскливыйпока я размышлял, слабый и утомленный,

«Должен ли я сравнить тебя с летом день?

Ты прекраснее и больше умеренный:

Сильный ветер сотрясает дорогие бутоны май,

И летняя аренда слишком коротка Дата..” – (Сонет Шекспира 18)


Что такое ритм

Ритм - это образец ударных и безударных ударов. Хотя это часто встречается в поэзии, его также можно найти в некоторых драматических и прозаических произведениях.

Ритм можно проанализировать, определив количество строк стихотворения, количество слогов в строке и расположение слогов в зависимости от их характера - короткие или длинные, ударные или безударные.

В английской поэзии есть пять основных ритмов; Это Ямб, Трохи, Спондее, Дактил и Анапест.

Ямб состоит из двух слогов: один безударный слог, за которым следует безударный слог.

Хорей состоит из одного ударного слога, за которым следует один безударный слог.

Спондей состоит из двух слогов, которые последовательно ударены.

Дактиль состоит из трех слогов: первый слог ударяется, а два других без ударения.

Анапест состоит из трех слогов: первые два слога безударные, а последний слог ударный.


Разница между Рифмой и Ритмом

Определение

рифма это соответствие звука между словами, особенно когда они используются на концах стихотворных строк.

Ритм измеренный поток слов и фраз, измеряемый отношением длинных и коротких или ударных и безударных слогов.

С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.

Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.

Рифма

Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.

Рифма — это.

Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Онегинская строфа

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самый мощный рифматор это Маяковский. Хоть он и конъюнктурщик конечно. Но если достанет из широких штанин, то мало никому не покажется. Такие поэты раз в сто лет рождаются.

А всё остальное — про птичек, погоду и жизнь в зимне лесу — это чтобы было чем занять детей в школе. А то когда они ничем не заняты, начинают свои стихи сочинять. Про школу, учителей и одноклассников. А потом скандалы, слёзы, родителей в школу.

Хорошая рифма безусловно придает стихам большую четкость и структурированность. Но, важно чтоб она не была самоцелью, а произведение все-таки передавало какой-то смысл.

Статья №1. Ритм, размер, рифма, стопа.

Написание стихов может быть как приятным хобби, так и любимым делом жизни. В любом случае новичку придётся освоить термины, некоторые правила и законы стихосложения. Многие совершают простую ошибку: берут какое-то известное стихотворение в качестве шаблона и по нему пытаются писать сами.
Сначала необходимо усвоить , что такое ритм, размер, стопа и рифма.
Стихотворение схоже с музыкальным произведением в области ритма. Как и в музыке, есть ударения, стопы( такты), паузы, чёткий ритмический рисунок.
Ритм образуют ударения в словах и паузы внутри строфы:
Двадцать пЕрвое. НОчь. ПонедЕльник.
Не каждое слово в стихотворной строке обязано иметь ударение и в одном слове могут быть несколько ударений, которые требует размер. В строке может быть сверхсхемное ударение, которое нарушает классический размер и создаёт новый ритмический рисунок.
Дополнительное сверхсхемное ударение называют спондеем, пропуск сильного слога, создающий стопу без ударения- это пиррихий, если пропускаются 2 слога и получается не меньше трёх безударных слогов подряд, то это трибрахий.
Размер стиха или строки определяется количеством безударных слогов в стопе.
Для начинающего автора лучше всего последователньо освоить сначала двусложные размеры:
хорей ----
Еду. ТИхо. СлЫшны звОны.
ямб ----
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный.
потом трёхсложные:
дактиль --------
РАнними лЕтними рОсами.
амфибрахий -- -- --
Не вЕтер бушУет над бОром.
анапест -- -- --
О, веснА без концА и без крАю
Чтоб определить стихотворный размер, лучше всего попробовать подирижировать строкой, как музыкальным отрывком. Если у вас получается дирижировать на счёт раз-два, то это двусложный размер, если на раз-два-три- трёхсложный. При этом нужно учитывать возможные пропуски ударений, сверхсхемные и смешанные размеры.
Для написания стиха важно понимать, в каком размере вы пишете стих. Старайтесь придерживаться одного размера и одной длины строк( по количеству стоп), однообразия в рифме( женской и мужской).
Для определения размера стиха вам важны первые слоги в строке, а для определения рифмы- последние. Если ударение падает на последний слог, то это мужская рифма, если на предпоследний- женская, если на третий от конца - дактиллическая. Чаще всего используют чёткое чередование рифм в строфе: аабб, абаб и абба и чередование женской и мужской рифмы, либо придерживаются одной женской или мужской.
Проще всего начинать с хорея и ямба 4-6 стопного абаб со сменой женской и мужской рифмы.
Для вашего стиха важна техническая стройность, поэтому обязательно выдерживайте везде один рисунок.
Мой дЯ дя сА мых чЕст ных прА вил, 4стопный ямб, женская рифма
КогдА не в шУт ку зА немОг, 4стопный ямб, мужская рифма
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. рифмовка абаб
Рифма- это не совпадение букв!, а совпадение ударных звуков и всех звуков после ударения в последней стопе с рифмуемой.
Поэтому зачастую очень далёкие сочетания являются хорошей рифмой:
вестник- местных, Париж- коришь, веселиться- виселица.
Для пишущего стихи важно знать, что большинство звуков речи в конце слов мы изменяем: ая, оё, эе, и мы превращаем в один полузакрытый гласный в фонетике обозначаемый как ( ъ ). Мы НЕ изменяем ы, у!
Поэтому можно рифмовать : реки-в аптеке-аптека-веко. Но иногда на конце слова о получает призвук у и мы можем рифмовать: реку-веко.
Большинство согласный на конце нами оглушается, поэтому правомерны смещения: б-п-в-ф-г-к-д-т-ж-ш-щ-з-с-ц. Определять правомерность смещения нужно на слух!
Сверхзвонкие р,л,м,н, й не оглушаются на конце!
Здесь же отмечу, что звукопись важна не только для определения рифмы, но и для всей строки. Звукопись влияет на восприятие содержания стиха. Красивые повторы звуков способствуют эстетике стиха:
Ты волна моя, волна
Ты гульлива и вольна - красивая аллитерация( повторение согласного Л ) помогает поэту создать образ.
Но многие скопления свистящих и шипящих звуков портят звукопись текста или делают его двусмыссленным ( с ракит. плох. Уйду. и пр.)
Хорошая рифма - это не самое точное созвучие, но приблизительное. Самые точные грамматические рифмы считаются слабыми и неинтересными.Это формы одной части речи - близкие или совпадающие: делиться- мелется, носков- кусков. Это слова с совпадающими и рифмуемыми окончаниями и суффиксами одной части речи: растение- затмение, удивляющий- окружающий, кружок- дружок, вазочка- фразочка.
отнюдь не всегда начинающий автор может обойтись без грамматической рифмы, но необходимо отрабатывать своё мастерство и в подборе рифм.
Для отработки первичного навыка написания стиха помогает игра буриме.
Для буриме лучше использовать по 2 парных хороших рифмы, определиться с размером( ямб или хорей), с количеством стоп и как будет выглядеть в нём клаузула( конец строки-рифма). Нужно обязательно определиться с темой стиха( проще всего брать пейзаж или описание образа). Прочитав полученное, нужно убедиться в том, что мысль выражена . нет речевых и грамматических ошибок.
Следующим этапом полезно пописать пейзажные стихи или описания образов( образ щенка, цыплёнка, внука и пр.). Обязательно изначально приучать себя изменять и редактировать написанное, писать варианты стиха.

В личку принимаю стихи для разбора. Эта статья и последующие будут выкладываться в рубрике этого сайта и его группы в ВК.

Читайте также: