Пути достижения биологического прогресса план урока

Обновлено: 05.07.2024

Краткое описание: Цель урока: создать условия для формирования представления о путях прогрессивной эволюции.Задачи: 1.На примерах показать происхождения крупных систематических групп путей ароморфоза. 2.Рассмотреть на примерах идиоадаптацию, дегенерацию и соотношение между главными пу

Комитет по образованию Администрации Павловского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок по биологии в 11 классе на тему:

Учитель биологии Зырянова М.Н.

Цель урока: создать условия для формирования представления о путях прогрессивной эволюции.

На примерах показать происхождения крупных систематических групп путей ароморфоза.

Рассмотреть на примерах идиоадаптацию, дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод обучения: интерактивные, проблемно-поисковые, наглядный, словесный, практический.

Здравствуйте, ребята! Желаю вам прогрессивного урока и быть замечательными (то есть все замечать). Работаем в группах.

Вхождение в тему

Предыдущие уроки познакомили вас с микроэволюционными процессами, которые приводят к образованию новых видов.

Сегодня мы начинаем рассматривать основные эволюционные явления на макроэволюционном уровне, и речь пойдет. а впрочем, рассмотрите слайд 1 и сформулируйте тему урока.

Корректировка, запись темы в тетрадь. Слайд 2

Слушают, записывают тему урока в тетрадь

Макроэволюция - эволюция крупных систематических групп надвидового уровня.

Отвечают, дают формулировки. Делают запись в тетрадь.

В теме урока, определите ключевое слово?

Какое из ключевых слов определяет цель, а какое - результат?

Каков будет план изучения темы?

Биологический прогресс достигается различными путями. А.Н.Северцов назвал их главными направлениями эволюционного прогресса

О: Путь - это цель

О: Чтобы наступил прогресс, необходимо избрать путь.

Какие пути прогрессивной эволюции существуют?

Сравнить эволюционные изменения.

Изучение нового материала

Каждая группа имеет на столе инструктивную карту.

Задания к уроку находятся на школьном сервере Y:

Y•на отдачу•Зырянова•урок 11класс •название файла

1 задание Пути эволюции

Используя информационные источники сетевого образовательного ресурса, раздаточного материала, учебника Общая биология 10-11 класс, с.415-421, записать в тетрадь формулировки понятий ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

2 задание Биологический прогресс. Рассмотрите Слайд 7

Чем характеризуется биологический прогресс? Приведите примеры биологического прогресса путем Ароморфоза, идиоадаптации, дегенерации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок по общей биологии 11 класс

Тема: Пути достижения биологического прогресса.

Цель: сформировать знания об основных путях и направлениях макроэволюции, показать, что биологический прогресс достигается всеми тремя путями эволюции.

Задачи: на примерах показать происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза; рассмотреть на примерах идиоадаптацию, дегенерацию и соотношение между главными путями эволюции; ознакомить с различными видами паразитизма, с главными направлениями эволюции – биологическим прогрессом и регрессом; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: беседа, элементы лекции, самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Оборудование: таблицы по общей биологии, гербарии, схема соотношений между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией по А.Н.Северцову

Организационный момент

Анализ контрольной работы

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Макроэволюция как процесс исторического развития крупных таксонов (семейств, отрядов, классов, типов) органического мира не имеет особых механизмов. Она происходит на основе микроэволюции и представляет собой обобщенную картину развития органического мира в его исторической перспективе. Таким образом, макро- и микроэволюционные процессы обусловлены действием одних и тех же элементарных эволюционных факторов.

- Вспомните основные эволюционные факторы?

Мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, дрейф генов, миграция особей, изоляция и естественный отбор.

- Назовите методы, с помощью которых изучается макроэволюция.

Палеонтологический, биогеографический, эмбриологический, морфологический и сравнительно-анатомический, генетический.

- Что такое эволюция? Процесс исторического развития организмов

- Какова особенность эволюции? Ее прогрессивная направленность по восходящей линии от низших форм к высшим?

- Почему на Земле сохранились и простейшие, и черви и т.д.?

Потому что в процессе эволюции происходило не только усложнение, но и упрощение или исчезновение некоторых органов или систем органов.

- Что наряду с прогрессом наблюдается в эволюции?

-Что в широком смысле означает прогрессивная эволюция?

Общая тенденция исторического развития органического мира от момента его возникновения до появления самых сложных многоклеточных организмов и человека.

Большой вклад в развитие теории макроэволюции внес отечественный ученый А.Н.Северцов. Он сформулировал понятия биологического прогресса и регресса и установил основные пути и направления эволюции.

Запись в тетрадь:

Биологический прогресс характеризуется процветанием вида или группы организмов в целом, его эволюционным успехом. Достигается за счет возрастания приспособленности организмов к окружающей среде, ведущее к увеличению численности и более широкому распространению вида.

- Приведите примеры?

Мышевидные грызуны, насекомые, живущие рядом с человеком, сорные растения

Биологический регресс – это снижение уровня приспособленности к условиям обитания, уменьшение численности вида и площади видового ареала. Проявляется в уменьшении численности вида, преобладании смертности над рождаемостью, сужении ареала, сокращении числа популяций и уменьшении числа систематических единиц.

- Приведите примеры.

Гигантский ленивец, динозавры, саблезубый тигр, древовидные формы хвощей и плавунов.

- Есть ли сейчас организмы на пути биологического регресса?

Реликтовые формы: гинго, секвойя, кистеперые рыбы, первозвери.

-Назовите причины биологического регресса?

Отставание темпов эволюции группы от скорости изменения условий среды. Узкоспециализированным видам трудно приспособиться к новой среде обитания, что резко уменьшает возможности их выживания при смене условий. Одни органы чрезмерно развиваются, другие остаются недоразвитыми. Это мамонты, динозавры (размеры тела), рога у большерогого оленя. Работа с рисунками учебника.

А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции достигается путем морфологических изменений в трех направлениях – в результате ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.

Составление таблицы учащимися по рассказу учителя, примеры из учебника.

Крупные, принципиально новые изменения в строении организмов, сопровождающиеся повышением общего уровня их организации. В результате усложнения органов приобретаются ранее отсутствовавшие приспособления, что приводит к расширению адаптивных возможностей отдельных групп. Носят общий характер.

У животных: развитие от двухкамерного сердца и одного круга кровообращения у рыб до четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения у птиц и млекопитающих.

Совершенствование органов дыхания, кожных покровов, головного мозга, теплокровность у млекопитающих.

У растений: редукция гаметофита и преобладание спорофита в жизненном цикле, переход от размножения спорами к семенному размножению, появление цветка.

Глобальные ароморфозы: фотосинтез, многоклеточность, половой процесс.

Это частные приспособления к условиям обитания, не изменяющие общего уровня организации. Возникающие изменения носят приспособительный характер, иногда имеют узкую специализацию, направленную на адаптацию к конкретным условиям среды.

Все приспособления организмов: окраска и форма тела, особенности строения конечностей и поведения, клюв и крылья у птиц.

(морфофизиологический регресс, катагенез)

Упрощение уровня организации, исчезновением некоторых органов или систем органов. Она вызвана переходом организмов к паразитическому или пассивному, сидячему образу жизни, что ведет к появлению у них существенных отличий от свободноживущих родственных видов.

Растения-паразиты: повилика. Паразитические ленточные черви. Миноги, миксины.

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным дополнительным материалом.

- Выяснить причины паразитизма.

- Назвать основные примеры паразитизма.

- Почему паразитизм нельзя отнести к биологическому регрессу?

Среди растений паразитизм имеет широкое распространение. Вспомним о типе бактерий, среди которых имеется множество паразитических форм, и о типе грибов, некоторые классы которых состоят исключительно из паразитических видов, как например класс головневых.

Виды паразитизма

Временный паразитизм характеризуется тем, что паразиты совершают все свое развитие от яйца до стадии взрослого животного вне организма хозяина, на которого они нападают лишь для целей питания, причем нередко, после принятия пищи, они покидают его организм, чтобы снова на него напасть лишь для утоления голода. Таковы многие виды пиявок, таковы клопы, блохи, комары, многие мухи, некоторые клещи и многие другие членистоногие. Все эти временные паразиты локализуются обычно либо на наружных частях тела хозяев, либо в таких полостях его тела, которые имеют непосредственную связь с внешней средой.

Постоянный паразитизм - это форма стационарного паразитизма, когда паразит локализуется в организме хозяина в течение всей своей жизни, совершая на нем или в нем весь цикл своего развития. Примером могут служить вши, чесоточные зудни, пухоеды, власоеды, паразитические простейшие, некоторые черви.

- Как в процессе эволюции происходит смена одних направлений другими?

После возникновения какого-либо ароморфоза начинается длительный период идиоадаптации, одновременно какие-либо группы организмов могут пойти по пути общей дегенерации.

- Рассмотреть схему направлений эволюционного процесса по А.Н.Северцову.

- Перечислите общие черты эволюционного процесса.

Это возникновение целесообразности организмов, т.е. их соответствие условиям обитания и способность меняться по мере изменения этих условий. Другая важнейшая характеристика эволюционного процесса – видообразование, т.е. постоянное возникновение новых видов.

Закрепление материала

Тестовое задание

Разработал вопрос об основных путях достижения биологического прогресса:

Ч.Дарвин; 2) Ж.Б.Ламарк; 3) Э.Геккель; 4)А.Н.Северцов

Для ароморфоза характерно:

приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации;

повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс;

понижение уровня организации, морфофизиологический регресс.

Для идиоадаптаций характерно:

1) приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации;

повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс;

понижение уровня организации, морфофизиологический регресс

Для дегенерации характерно:

1)приспособление к конкретным условиям обитания без повышения уровня организации;

2)повышение уровня организации, морфофизиологический прогресс;

3)понижение уровня организации, морфофизиологический регресс

5. К ароморфозам (а), идиоадаптации (б), дегенерации (в) животных относят:

1) конечности позвоночных;

2) появление легочного дыхания у земноводных;

3) скорлупа у яиц птиц и пресмыкающихся;

4) защитные окраски у животных;

5) покровы у пресмыкающихся;

7) уплощение тела у придонной рыбы;

8) мешковидное тело саккулины;

9) оперение у птиц;

10) клюв, перепонки на лапах у утки;

11) появление четырехкамерного сердца у птиц и млекопитающих;

12) редукция пищеварительной системы у ленточных червей;

13) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся.

обучающие – изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;

развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;

воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.

Методическая цель: формирование творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через внедрение элементов технологий развивающего обучения.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география.

Учебно-методическое обеспечение: плакат “Ароморфоз и идиоадаптация у животных и растений”, учебник “Общая биология” 10–11 класс Д.К. Беляева, презентация по теме: “Главные направления эволюции органического мира”, схема соотношений между главными путями эволюции по А.Н. Северцову. Таблицы по общей биологии.

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

План урока: (на доске)

1. Повторение темы: “Вид. Критерии вида”.

2. Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс.

3. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

4. Соотношение главных путей органической эволюции.

Работа в тетрадях над планом урока.

Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?

Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и химическому составу (хлеб из ячменной муки не пекут).

К одному или разным видам следует отнести рожь и ячмень? Какими критериями вида при этом нужно руководствоваться?

Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?

Одновременно с работой учащихся по карточкам идёт фронтальный опрос по теме: “Вид. Критерии вида”.

1. Понятие вида и история его становления в биологии.

2. Дать характеристику морфологическому и генетическому критериям вида.

3. Дать характеристику физиолого - биохимическому и этологическому критериям вида.

Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на предложенные вопросы.

С этим вопросом неразрывно связана проблема общей направленности или не направленности эволюции.

А что такое эволюция?

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Прогресс и регресс – два главных направления органической эволюции.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936)


Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

Биологический регресс (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Критерии биологического прогресса:

увеличение численности особей;

активное образование новых видов, популяций.

Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

Критерии биологического регресса:

снижение численности особей данного вида;

сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.

Пути достижения биологического прогресса:

Общая дегенерация (катагенез).

Ароморфоз – главный путь достижения биологического прогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу. (Слайд №10-12)

Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх- камерному сердцу у позвоночных;

Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков;

Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений.

Идиоадаптация (от греч. idios – особый и лат. adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

- покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.

Но существует крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации (от лат. specialis – особенный).

Переход к питанию одним видом пищи, обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмы жить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и при быстром изменении условий среды приводит к вымиранию.

Общая дегенерация – (лат. degenero - вырождаюсь) – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов. (Слайд №15-20)

Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа.

Поэтому упрощение организации тоже может привести к биологическому прогрессу.

Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.

У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.

Соотношение главных путей эволюции органического мира. (Слайд № 21)

Ароморфозы обычно охватывают краткие периоды в процессе эволюции. Они определяют этапы в развитии органического мира, поднимая организацию какой – либо группы на более высокую ступень эволюции и открывая перед ней новые возможности среды.

Идиоадаптации занимают более длительные периоды эволюции. После ароморфозов дальнейшее развитие группы идёт по пути идиоадаптаций.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптаций, т.к. её можно рассматривать как приспособленность организмов к более простым условиям существования.

Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

С появлением человека причины биологического прогресса и биологического регресса часто связаны с изменениями, которые он вносит в ландшафты Земли, нарушая связи живых существ со средой, сложившиеся в процессе эволюции.

Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса одних видов, нередко вредных для него, и биологического регресса других, нужных и полезных ему. Вспомните появление многих видов насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к лекарствам, бурное развитие сине-зелёных водорослей в сточных водах. Виной всему этому деятельность человека. При посевах и посадках он вторгается в живую природу, уничтожает на больших массивах великое многообразие диких популяций, заменяя их немногими искусственными.

Урок биологии в 11 классе по теме

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок по биологии в 11 классе "Пути достижения биологического прогресса" Урок разработан с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" . В процессе урока был использован прием "Шляпы мышления" Класс разбит на шесть групп, каждая из которых работала по своему заданию. Для реализации поставленной цели обучающимся был предложен текст и задания.Печатный документ

Пути достижения биологического прогресса . Урок биологии в 11 классе.docx

Читайте также: