Территория детского сада как средство экологического образования

Обновлено: 15.05.2024

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации.

Участок детского сада должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35—45 м2. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.

На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.

На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные "экологические пространства", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.

Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде и саду в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнеплодам, кукурузе, быстро растущему салату, хотя для того, чтобы обучить детей выращивать, подходят любые растения. Целесообразно устроить миниполе со злаковыми культурами, прежде всего овсом, который в больших количествах необходим в зимнее время для кормления животных. Фруктовый сад - это всегда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия.

На большом участке детского сада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3-4,5 метра устанавливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху - домик для гнездования, на земле вокруг столба - желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год - зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Птичий столб поможет в организации наблюдений интересных явлений неживой природы: если на его вершине установить флюгер, то можно замечать направление ветра; если вокруг столба и желоба утрамбованная площадка, тогда в солнечный день на ней можно фиксировать перемещение тени столба, т.е. движение солнца. Дошкольники небольшими группами могут приходить на площадку для наблюдений, спокойных игр с водой, выгула и пастьбы животных.

В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада должны быть цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом.

Цветников должно быть много:

- при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение;

- на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. Если пространство небольшое, предпочтительнее вертикальное озеленение: например, декоративная фасоль, цветущий горошек подходят для оформления беседок на групповых участках.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника.

Накопление знаний у детей это необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Природа, ее красота открывают богатейшие возможности для интеллектуального развития и воспитания у детей любви к Родине, родному краю, городу.

Детский сад № 93 расположен в живописном уголке, в центре города Санкт-Петербург, среди массива зелени. У детского сада находится безопасная территория для прогулок детей, где растёт большое количество разнообразных деревьев и кустарников, травянистых растений.

Чтобы дети развивались всесторонне, научились видеть прекрасное в окружающем, понимать его, я не ограничиваюсь проведением познавательных исследований в уголках природы в группе, как бы богаты и разнообразны они ни были. Со своими воспитанниками я переношу деятельность по темам на территорию детского сада. Месторасположение детского сада позволяет нам регулярно, в разное время года, совершать с детьми познавательные наблюдения как краткосрочные, так и длительные в разные сезоны года.

Сентябрь: Урожай на нашем огороде.

• Расширять представление детей о местах произростания овощей

• Уточнять знания детей о том, какие овощи собирают осенью

• Закрепить знания детей о выращивании овоща от семени до плода

Октябрь: Ветер и листочки.

• Способствовать познанию свойств ветра

• Развивать двигательную активность

• Способствовать умению принимать на себя роль неодушевленного предмета

Ноябрь: Осень заканчивается

• Закрепить знания детей о изменениях природы в разные месяцы осени и подвести итог по изменениям в природе.

• Развивать способность делиться воспомининиями о начале осени, умение аналмзировать

Декабрь: Домики для зимующих птиц

• Способствовать желанию изготовть (совместно с папой, дедушкой) кормушки, скворечники

• Дать представление о зимующих птицах в нашем городе (вороны, воробьи)

Январь: Подкармливаем птиц зимой

• Формировать обощенное представление о птицах

• Вызывать желание помогать им в трудных условиях

Февраль: Волшебница Зима

• Закрепить знания детей о зимних месяцах

• Закреплять знания детей об обьектах живой и неживой природы

• Знакомить со свойствами льда и снега,узорами на стекле

Март: Природа просыпается

• Расширять представления детей о весенних явлениях природы

• Обратить внимание на то, что в морозную погоду капели нет, а в оттепель сосульки плачут

• Способствовать вести наблюдение за ветками на деревьях на улице и ветками в вазе на окне,анализировать изменения

Апрель: Огород на окне

• Познакомить детей с внешним видом семян, наиболее распостраненных овощей

• Углублять и конкретезировать представления детей о росте растений из семян

• Расширять представления детей о земледельцах и овощеводах, о значимости их труда

Май: Солнышко на лужайке

• Способствовать подводить итоги о изменения природы в начале и конце весны

• Стимулировать бережное отношение к природе

• Определять причины весенних изменений в растительном мире и обосновывать свое мнение

(наблюдение за одуванчиком)

• Высадить проросшие семена на грядку инаблюдать за дальнейшим ростом овощей

(наблюдение за ростом кабачков и тыквы)

Огород на окне: Первый весенний урожай.

В весеннее время пророщенные семена кабачка высадили на небольшом огороде в грунт (на территории детского сада).

Осенью, в сентябре месяце мы уже могли наблюдать результаты своих трудов, что вызвало некоторых детей удивление, у некоторых восторг.

УРА! Мы вырастили кабачок.

После ознакомления воспитанников с первыми весенними цветами (одуванчик) проводим экскурсию по лужайке детского сада, где мы можем понаблюдать за одуванчиками в утреннее и вечернее время, потрогать, понюхать цветы.

Наблюдаем за ростом цветов и их красотой на газонах, расположенных на территории детского сада. В процессе наблюдений у детей закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов.

На основе приобретённых знаний я стараюсь формировать у детей реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, воспитываю любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Дети учатся различать форму листьев, почек, окраску листвы осенью.

Картины окружающей природы воспринимаются ярче, полнее, если дети имеют возможность потрогать увиденные объекты взять интервью у ветра, берёзы, осенних листьев, рябины, одуванчика.

Дети могут рассмотреть одуванчики, понаблюдать за муравьями, послушать жужжание насекомых, рассмотреть цветы и травы.

Зрительные образы, создаваемые благодаря прямому общению с объектами природы, легко запоминаются и остаются в памяти надолго, дети учатся видеть игру красок, света, теней в ясный солнечный день. Во время наблюдений дети задают много вопросов и чтобы не оставить их без ответа, после мы беседуем, находя ответы в литературных произведениях, картинках.

ОДУВАНЧИК (Анна Алферова) -

Использование территории детского сада, как одну из форм экологического воспитания дошкольников в разное время года

Сбросил жёлтенький кафтанчик.

Шапку белую надел,

Вместе с ветром захотел

Облететь весь белый свет -

Ветер дунул - шапки нет!

Возможность познакомиться с чем-то новым, интересная познавательная и практическая деятельность — все это вызывает у детей радостные переживания, объединяет их, благотворно сказывается на развитии коллективных взаимоотношений. Во время экскурсии дети закрепляют правила поведения в природе, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Дети знакомятся с деревьями и кустарниками, лекарственными растениями, цветами и травами, насекомыми и птицами, наблюдают за явлениями природы.

Дети, совместно с родителями, создали из мусора прекрасные картины.

Человек - часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Знать о природе мало - стыдно, а не знать совсем невозможно. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и внимательное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие, оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Общение с миром природы становятся мощным средством разностороннего развития ребёнка. С ее помощью я открываю перед своими воспитанниками интересный мир. Дети не устают удивляться познанию нового, находят необычное в обычном, с нетерпением ждут новых открытий, которые невозможны без прямого общения с природой. Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.

В настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем является проблема экологического образования подрастающего поколения. Этот вопрос достаточно остро рассматривается как за рубежом, так и в России.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: природа встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься [1, с. 12]. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь.

Формирование начал экологической культуры − это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности [2, с. 34].

В реализации задач развития экологической культуры детей большое значение имеет природное окружение в детском саду.

Экологическая тропа в нашем ДОУ является частью ее экологической среды.

На участке для решения задач развития экологической культуры детей создана специальная экологическая тропа – на ее объектах закладывается осознанное, правильное отношение к природе, основанное на первоначальных знаниях о жизни в природе. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях. Они получают навыки ориентирования во времени и пространстве, у них также развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Также разнообразное и красивое озеленение участка ДОУ создает красивую визуальную среду, а зеленый щит из деревьев и кустарников позволяет создать территорию с особым, улучшенным микроклиматом, т.е. хорошую среду для пребывания детей.

Фитогостиная в дошкольном учреждении состоит из фитобара и фитоогорода. Фитобар − это барная стойка с различными лекарственными сборами, стаканами и чайником. Летом дети собирают лекарственные травы и ягоды, засушивают их. А в осенне-зимний, весенний период для профилактики от заболеваний детям заваривают травяные чаи и коктейли. Фитоогород в зимне-весенний период располагается на подоконниках групповых комнат. На занятиях дети сажают зеленый лук, укроп и петрушку.

Нами было проведено анкетирование-беседа воспитателей ДОУ и родителей с целью выявления знаний об организации эколого-развивающей среды и ее использования в работе, а также с целью выявления их осведомленности по вопросам экологического воспитания и образования.

Для воспитателей анкета состояла из 3 вопросов, в анкетировании приняло участие 13 педагогов разных возрастных групп, с разным педагогическим стажем.

Семья – то место, откуда все начинается: рождение, воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить, любовь к отчизне. Только родители в процессе повседневного общения с ним, уделяя при этом основное внимание регуляции их действий по отношению, в данном случае, к природе, способны кардинально влиять на развитие личности [1, с. 22].

Анкета состояла из 4 вопросов и содержала информацию об экологии, экологическом воспитании в ДОУ и семье. Было опрошено 23 родителя, заданы следующие вопросы: 1. Что вы знаете об экологии? 2. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию детей? 3. Замечаете ли Вы по своему ребенку, что в ДОУ уделяется много внимания экологическому воспитанию? 4. Знакомите ли вы своих детей с правилами поведения в природе?

Практически большая часть родителей имеют высшее образование. Они хорошо знакомы с понятием экологии. Мы считаем это положительным, так как, если родители параллельно будут воспитывать и образовывать своих детей, это повлияет на формирование экологической культуры.

Таким образом, работа по формированию экологической культуры посредством территории ДОУ играет огромную роль. Она многообразна и интересна. Территория ДОУ, а именно эколого-развивающая среда, развивает живой, пытливый интерес ребят к удивительному миру природы. А самое главное – воспитывается любовь и бережное отношение к природе родного края, формируются навыки поведения на природе, знания детей о значимости каждого объекта.

Библиографический список

1. Машкова С. В. и др. Познавательно-исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С.В. Машкова и др. Волгоград: Учитель, 2011.

2. Масленникова О. М., Филлипенко А. А. Экологические проекты в детском саду/ О. М Масленникова, А. А Филлипенко. Волгоград: Учитель, 2011.

© Донгак С. А., 2018

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

ВложениеРазмер
k.r.ekologiya_sad_i_tsvetnik.doc 1.38 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников


Выступление по теме “Воспитание экологической культуры личности в ДОУ” на городском семинаре для воспитателей детских садов на тему “Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ”

Выступление по теме "Воспитание экологической культуры личности в ДОУ".

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспита.


Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ.


ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


"ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЕТСКОГО САДА - УСЛОВИЕ ПОЛНОЦЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ"


Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников.

cent;Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываю.

Автор: Роменская Наталия Николаевна

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Наблюдая, как из семечка вырастает растение, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость.

Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Оно включает в себя:

  • развитие у дошкольников и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящего вред экологии.

Согласно ФГОС дошкольного образования к личностным результатам освоения основной образовательной программы относятся: сформированность у дошкольников уважительного отношения к семье, населенному пункту, познавательного интереса к природе родного края, элементарных представлений в области живой природы и естествознания.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы, – рядом с дошкольниками должны быть сами объекты природы, произрастающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.

Дошкольники познают все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года, в течение 3 – 4-летнего пребывания в ДОУ. Постоянно растущие в доступной близости растения позволяют воспитателю правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений детского сада.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в ДОУ позволит дошкольникам увидеть:

– неразрывную и самую общую связь растительного организма с внешней средой;

– морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

– появление нового растительного организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

– специфику растительного организма, его отличие от предмета.

Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:

– проводить многоразовые наблюдения объектов природы;

– фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;

– осуществлять различные виды деятельности: уход за растительными обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы;

– отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.

Экологически правильные организация и оборудование зоны природы – это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры дошкольников и взрослых.

Озеленение участка ДОУ должно быть разнообразным и красивым, что создает благоприятную визуальную среду. При выборе растений и места их расположения нужно учитывать их биологические особенности. Деревья и кустарники надо сажать жизнестойкие в данных климатических условиях, с красивыми листьями или цветами со съедобными для птиц плодами. Нельзя озеленять участок деревьями и кустарниками с ядовитыми плодами и колючками. Вдоль забора хорошо сделать живую изгородь из низкорастущих деревьев или кустарников. Это украсит участок и будет защищать его от ветра, пыли и копоти автомобилей. Зеленый щит из деревьев и кустарников позволит создать территорию с особым – улучшенным микроклиматом, то есть хорошую среду для пребывания дошкольников. Из высоких деревьев следует посадить березу, тополь, липу, рябину, иву, дуб, клен. Из кустарников можно выделить спирею, жасмин садовый (чубушник), сирень, гортензию метельчатую. Если территория большая, то на каком-либо отдаленном участке может быть заложен небольшой хвойный лесок: посадки ели, сосны, кедра и лиственницы интересны в познавательном отношении и полезны в оздоровительном плане. Все эти деревья выделяют фитонциды, которые подавляют болезнетворные микробы. Гуляя в таком бору, легко проводить разные мероприятия: наблюдения за елью, сравнение ее с другими деревьями.

На участке ДОУ может быть много цветов – на центральном входе, вдоль основных дорожек. ДОУ должно стать действительно цветущим садом. Планировка цветников зависит от условий каждого ДОУ. При достаточной земельной площади, устраивают большой цветник, за которым обычно ухаживают взрослые и старшие дошкольники, и разбивают по одной-две клумбы или рабатки на участках каждой группы. Не мешая играм детей, они должны вписываться в каждый групповой участок. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции – радость и умиротворение. В разных местах участка могут расти и многолетники, и однолетники. У центрального входа, подъездов, вдоль основных дорожек лучше посадить легко растущие многолетники – ирисы, лилии, пионы, флоксы. Однолетники целесообразнее сажать на групповых участках – воспитатель с детьми будет выращивать рассаду, высаживать ее в грунт, а затем вместе прослеживать развитие растений до созревания и сбора семян. Растения должны быть простыми в уходе, долгоцветущими: ноготки, бархатцы, космея, петуния, анютины глазки, лобелия, астры, портулак.

Не следует забывать про вертикальное озеленение: прекрасно выглядят стены и заборы, увитые диким виноградом, хмелем, а беседки на игровых площадках – душистым горошком, декоративной фасолью.

Огород в ДОУ является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Традиционный огород и фруктовый сад в настоящее время можно создавать лишь в сельской местности, где экологическое загрязнение почвы, грунтовых вод и воздуха меньше, чем в городе. В большом городе плоды, выращенные на огороде и в саду, не пригодны для употребления в пищу детям, но они могут быть использованы как корм для животных – обитателей зеленой зоны ДОУ. На огороде городского детского сада можно выращивать кормовые корнеплоды, кукурузу, злаковые культуры (особенно овес). Огород следует рассматривать, прежде всего, как условие содержания животных, как их кормовую базу. При этом к традиционному педагогическому назначению огорода (месту, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур) добавляется экологический фактор – заготовка кормов для обитателей уголка природы.

Место для огорода выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками или живой изгородью. Площадь под огород (грядки, дорожки, междурядья) отводится из расчета примерно 0,5 кв. м на каждого ребенка 3 – 4 лет и 1 – 1,5 кв. м на ребенка 5 – 6 лет. Ширина грядки не должна превышать 70 см, а длинна 2,5 – 3 м. такая длина позволяет размещать вдоль них всех детей во время посева, рассматривания всходов, высаживания рассады, прополки и рыхления. Площадь, отведенную под огород, обносят забором или живой изгородью из кукурузы, подсолнечника или кустарником высотой 1- 1,5 м. Для выращивания на участке ДОУ следует брать такие культуры, которые не прихотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части и интересны для наблюдения. Хорошо зарекомендовали себя огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, репа, свекла, огурцы, салат, помидоры, капусты, тыква, кабачок, морковь, петрушка и укроп. Овощные растения имеют много сортов. Необходимо брать те из них, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям.

Огород в ДОУ – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность дошкольникам научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

На площадку природы в ДОУ дошкольники могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое насладиться красотой растений. На территории ДОУ для площадки природы выбирают спокойное место, вдали от групповых участков. В центре площадки можно установить птичий столб, который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в его кормушки дети положат корм, летом в водопойный желобок нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленным на его верхушке. Вокруг столба следует утрамбовать площадку, и в солнечные дни по тени столба дети смогут фиксировать перемещение солнца, его высоту.

На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, красивый домик-сарай для инвентаря. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами, насекомыми, водоемом. Здесь они будут учиться созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Площадка также может служить местом для приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными.

На площадке природы может быть что-то особенно красивое – сад непрерывного цветения, розарий, экзотические растения (не характерные для данной местности). Красота, новизна, необычность не оставят детей равнодушными к природе, особенно если воспитатель сумеет использовать это место для приобщения детей к познавательной или практической деятельности.

Перечень источников

1. Веретенникова А. В. Ознакомление дошкольников с природой: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980 г. – 272 с., ил.

2. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М.: Просвещение, 1993 г.

3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-снтез, 2010 г. – 66 с.

4. Пантелеев Г. Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. – М.: Просвещение, 1988 г.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровы, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

Читайте также: