Проектирование образовательной деятельности в детском саду бережнова

Обновлено: 05.07.2024

Проектирование образовательной деятельности в современном детском саду.

Одна из причин введения ФГОС дошкольного образования ( далее- ФГОС ДО), заключается в том, чтобы сохранить (защитить ) эти особенности, не допустив переноса школьных форм и методов в детские сады, и обеспечить реализацию образовательных программ дошкольного образования в соответствии со спецификой дошкольного возраста.

Исходя из положений ФГОС, образовательную деятельность следует принимать как деятельность по созданию социальных ситуаций развития в процессе организации специфических и интересных для ребенка, специальным образом мотивированных видов деятельности.

Проектирование образовательного события

Включает несколько этапов : выбор темы; постановка образовательных целей и задач, определение содержания образовательного события, подготовка предметно-пространственной среды.

Определение темы образовательного события.

Можно руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:

Главной особенностью выбора темы образовательного события является совместный выбор, который должен осуществляться вместе с детьми, а еще лучше с детьми и родителями.

Постановка целей и задач:

Цель определяет содержание, результат образовательной деятельности, служит критерием оценки эффективности деятельности педагога.

Следует различать понятия цель и целевые ориентиры. Целевые ориентиры задают направленность образовательной деятельности на перспективу, цели определяются к конкретным педагогическим мероприятиям(образовательным событиям), организуемым с детьми в течение недели (проекты, тематические недели), в течение дня, течение непосредственно образовательной деятельности.

Три варианта постановки целей:

Цель состоит из инвариантной части (неизменяемая) и вариативной. Инвариантная часть связана с созданием социальной ситуации в рамках организуемых игр, бесед, экскурсий, занятий, поектов, тематических недель, праздников и т. д. Вариативная включает в себя указание на форму реализации и предмет обсуждения.

Указывается форма реализации программы( п.1.2.)

Указывается название организуемой деятельности

Создание социальной ситуации развития в процессе

Игровой деятельности познав –исслед. Деятельности, творческой активности

Задачи рассматриваются как шаги по реализации поставленной цели, формулируются в конкретных действиях педагога. Состоят из инвариантной и вариативной части.

Задачи по созданию условий социальной ситуации развития

Задачи по образовательным областям/ по культурным практикам.

  • Обеспечить условия для выражения детьми своего умения, принятия решения
  • Обеспечить условия для самостоятельного выбора партнера, материалов
  • Способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками
  • Создать условия для ознакомления с …(познавательное развитие)
  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие) способствовать диалогическому общению со сверстниками

Содержание образовательного события составляет прежде всего деятельность детей (прежде всего, игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую).

Образовательное событие- это, прежде всего, деятельность, в которой, согласно П.Я. Гальперину, выделяются ориентировочная, исполнительная и контрольная части.

Структура детской деятельности

Побуждение к деятельности

Цель (что делать?)

Прогнозируемый результат деят.

План (Как делать?)

Определение способов деятельности

Процесс (цепочка действий, направленных на достижение цели)

Активность, направленная на достижение прогнозируемого результата

Результат контр. часть

Соотнесение ожидаемого и полученного результата

Организующая роль педагога в организации детской деятельности

Действия педагога по проектированию детск4ой деятельности

Цель (что делать)

Определяет уровень представленности цели (по образцу, по условиям, по словесному описанию и т.д.)

Проблемно-поисковые вопросы, организация предметно-пространственной среды( например изменения в окружающей обстановке, внесение новых объектов и т.д.)

Игровые и проблемные ситуации, организация предметно-простр. среды

План (как делать?)

Помогает определить план предстоящей деятельности

Карты, схемы, модели, вопросы, предварительное проговаривание

Процесс (цепочка действий

Помогает детям удерживать цель, способствует освоению нового опыта (ознакомление, расширение, уточнение представлений о чем-то, освоение или закрепление новых способов деят-ти), создает ситуации выбора, организует взаимодействие детей со сверстниками

Организация предметно-пространственной среды. Общение (с использованием приемов активного слушания)

Педагог с детьми анализирует полученный результат, сравнивает с поставленной целью, анализирует ( как удалось получить этот результат, что для этого было сделано)

Организация предметно-пространственной среды. Общение (приемы активного слушания)

Пример организации продуктивной деятельности

Зимняя шубка для зайца (2 младшая группа)

Взрослый демонстрирует макет зимнего леса, в котором много фигурок зайцев серого цвета и один заяц белого цвета.

Вопросы взрослого: Что это? Почему решили, что это зимний лес? Кого вы видите в лесу? Какого цвета зайцы? Давайте всех найдем. Какого зайца было труднее всех искать? Почему? Какого зайца лиса найдет быстрее? Зачем зайцам зимой нужна белая шубка? Помочь зайцам встретиться в зимнем лесу от лисы, волка (ответ на вопрос зачем?)

Цель (что сделать?)

Как можно помочь зайцам? Сделать белую шубку (ответ на вопрос что нужно сделать?)

План (как делать?)

Организация рабочего пространства, помощь взрослого

Размещение зайцев в белой шубке на макете. Что мы с вами сделали? Зачем? Как?

Конспект образовательной деятельности оформлен в виде технологической карты. Это способ графического проектирования конспекта. Позволяющая отразить деятельностное содержание образовательного процесса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интеграция, как способ организации образовательного процесса в современном детском саду

C введением ФГОС дошкольного образования главной задачей стало уйти от учебно-дисциплинарной модели, чтобы педагогика стала не только средством воспитания и обучения, но и в большей степени .


Дидактические принципы деятельностного метода как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса в современном детском саду

Семинар-практикум по дидактическим принципам деятельностного метода предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций.


Даный материал содержит конспект методического объединения "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду" сопровожденный презентацией по да.


Проектирование образовательной деятельности на современном этапе развития дошкольного образования

Семинарское занятие для педагогов ДОУ.


Даный материал содержит конспект "здоровьесбережение как средство реализации Образовательного Стандрта в современном детском саду"" сопровожденный презентацией по данному вопросу.

Тимофеева, Бережнова - Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. Методическое пособ. обложка книги

Аннотация к книге "Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. Методическое пособ"

В методическом пособии рассмотрены концептуальные основы и практические подходы к проектированию образовательного процесса в современном дошкольном учреждении. Акцент сделан на проблемах моделирования образовательного процесса в условиях стандартизации дошкольного образования; авторами предложены инновационные подходы к разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представлена пошаговая технология составления перспективного плана образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями. Материалы приложений помогут организовать работу педагогического коллектива на разных этапах проектирования образовательного процесса, реализовать их в практике работы дошкольного учреждения.
Данное пособие адресовано специалистам органов управления образования, методических служб муниципалитетов, руководителям и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей.

Иллюстрации к книге Тимофеева, Бережнова - Проектирование образовательной деятельности в детском саду. Современные подходы. Методическое пособ.

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

В методическом пособии рассмотрены концептуальные основы и практические подходы к проектированию образовательного процесса в современном дошкольном учреждении. Акцент сделан на проблемах моделирования образовательного процесса в условиях стандартизации дошкольного образования; авторами предложены инновационные подходы к разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования, представлена пошаговая технология составления перспективного плана образовательной деятельности в соответствии с современными требованиями. Материалы приложений помогут организовать работу педагогического коллектива на разных этапах проектирования образовательного процесса, реализовать их в практике работы дошкольного учреждения.

Данное пособие адресовано специалистам органов управления образования, методических служб муниципалитетов, руководителям и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, преподавателям и студентам педагогических вузов, колледжей.

Бережнова О.В. Проектирование ООП ДО. Рабочая программа педагога

Методические указания по составлению ООП и рабочей программы педагога. В пособии даётся алгоритм работы над ООП, советы для составления не только ООП, но и рабочей программы специалистов. Данное пособие будет полезно всем категориям педагогических работников дошкольных организаций.

Содержание
Введение
Подготовительный этап. Исследование условий реализации проектирующей деятельности, планирование работы
Исследование условий реализации ООП ДО
Требования к кадровым условиям
Требования к психолого-педагогическим условиям
Требования к материально-техническим условиям
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Требования к финансовым условиям
Организация процедуры разработки ООП ДО на предмет соответствия ФГОС ДО
Изучение современных требований к разработке ООП ДО
Организация профессионального обучения педагогических работников ДОО
Формирование команды разработчиков ООП ДО
Планирование комплекса действий по разработке ООП ДО
Презентация проекта программы и его утверждение
Основной этап. Конструирование основной образовательной программы дошкольного образования
Основные термины и понятия
Структура ООП ДО
Описание макета ООП ДО
Целевой раздел
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей
Организационный раздел
Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Распорядок и (или) режим дня
Особенности традиционных событий, праздником, мероприятий
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Дополнительный раздел программы
Технологический этап. Моделирование рабочей программы педагога
Технология моделирования рабочей программы
Макет рабочей программы педагога
Приложение
Примерный план-проект основной образовательной программы дошкольного образования
Литература
Научно-методическая (источники приведены в алфавитом порядке
Нормативно-правовая (источники приведены в хронологическом порядке)

Читайте также: