Преступления в сфере валютной деятельности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Все уголовные преступления в экономической деятельности – всегда сложные и запутанные, поскольку грань между вполне легальной деятельностью и правонарушениями зачастую очень тонка. И очень многие люди, которые занимают ответственные должности или занимаются бизнесом, время от времени рискуют столкнуться с обвинениями в экономических преступлениях. Потому всем нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях и как защитить свои интересы, если против него возбудили уголовное дело. В данной статье мы подробно остановимся на этих вопросах.

Виды преступлений в экономической сфере

К экономическим преступлениям относят очень большой список нарушений закона, которые объединяет несколько общих черт: во-первых, действия направлены на незаконное обогащение, во-вторых, они редко напрямую связаны с насилием (то есть, грабеж к экономическим преступлениям не относится). В целом же перечень экономических преступлений принято делить на несколько видов:

Кроме того, уголовные преступления в экономической сфере включают также такие действия как создание препятствий для ведения хозяйственной деятельности, валютные преступления, уклонения от уплаты налоговых и других сборов.

Ответственность за экономические преступления

Учитывая, что в категорию экономических преступлений входит очень большое количество самых разных действий, соответственно и наказание за них также предусмотрено различное. Существует подход, по которому можно определить строгость наказания за совершение правонарушения:

  • чем больший ущерб нанесен, тем строже будут санкции: если размер ущерба составляет несколько тысяч рублей, скорее всего, виновный отделается небольшим штрафом или условным сроком, а по уголовным делам по экономическим преступлениям , где суммы ущерба составляют миллионы рублей, предусмотрено наказание до 10-15 лет лишения свободы. Штрафы также напрямую зависят от суммы ущерба;
  • влияние отягчающих обстоятельств – если преступление совершалось группой лиц, по предварительному сговору, было сопряжено с насилием или угрозой применения силы, был задействован шантаж и т.д., санкции могут быть намного строже, чем в случаях, когда таких обстоятельств не было;
  • рецидивы преступных действий – если человек впервые нарушает закон, при этом раскаивается, сотрудничает со следствием, скорее всего, ему пойдут навстречу и дадут минимально возможный вид наказания, вероятнее всего – штраф или условный срок. Если же преступление совершается повторно (особенно если аналогичное или схожее), санкции будут гораздо строже, и, вероятнее всего, будут включать реальные тюремные сроки.

Также следует учитывать, что обвиняемым по экономическим преступлениям вместе с основным наказанием часто присуждают дополнительные санкции – штрафы, конфискацию имущества или запрет занимать определённые должности (если преступление было связано с исполнением служебных обязанностей).

Расследование и выявление преступлений в сфере экономической деятельности

Если Вы столкнулись с обвинениями в экономическом преступлении, ни в коем случае нельзя медлить – нужно сразу же обращаться за помощью к адвокату. Помните, что чем раньше Вы получите квалифицированную юридическую помощь, тем больше шансов, что дело не дойдет до суда и будет закрыто еще на этапе следствия. И даже если обвинение будет рассматриваться в суде, участие адвоката по экономическим преступлениям позволит получить оправдательный приговор или минимально возможное наказание. Обязанности адвоката включают слежение за соблюдением прав обвиняемого, участие в различных следственных процедурах (допросах, экспериментах, очных ставках, экспертизах), подготовка доказательств невиновности клиента, участие в судебных заседаниях. Практика показывает, что люди, воспользовавшиеся помощью профильного адвоката, гораздо чаще избегают санкций или получают менее строгое наказание чем те, кто таким правом не воспользовался и вынужден пользоваться услугами государственного защитника.

Экономические преступления – очень широкий спектр различных правонарушений, направленный на извлечение неправомерной выгоды. За них предусматривается достаточно строгое наказание, часто включающее крупные штрафы и лишение свободы. Чтобы избежать такого исхода, лучше как можно раньше обратиться за помощью к опытному адвокату .


Мне кажется, что сфера валютного контроля, это единственная сфера, где делается очень много правильного.

В ч. 1 ст. 193 УК РФ вносятся изменения, в соответствии с которыми нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, будет признаваться уголовно наказуемым деянием только в случае, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние.

В примечании к ст. 193 УК РФ увеличиваются суммы нерепатриированных денежных средств в крупном и в особо крупном размере.

Вносятся изменения в примечания к ст. ст. 198 – 199.1, 199.3 и 199.4 УК РФ в части, касающейся определения крупного и особо крупного размера неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей. Например, предлагается отказаться от исчисления недоимки в пределах трех финансовых лет подряд и установить минимальные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключив возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).

Также предлагается внести изменения в ст. 210 УК РФ, устанавливающую ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) либо участие в нем (ней). Проектом предлагается в примечании к данной статье указать, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу организационно-штатной структуры этого юридического лица, его структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда юридическое лицо, его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений.

нарушение требований валютного законодательства о зачислении или о возврате денежных средств, совершенное в крупном размере, признавать уголовно наказуемым деянием, если оно совершено лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние;

увеличить крупный и особо крупный размер нерепатриированных денежных средств для целей применения мер уголовной ответственности;

изменить ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) либо участие в нем (ней).

уточнить случаи прекращения уголовного преследования в связи с возмещением ущерба;

скорректировать крупный и особо крупный размер неуплаченных (неисчисленных, неудержанных, неперечисленных) налогов, иных обязательных платежей. Например, предлагается отказаться от исчисления недоимки в пределах трех финансовых лет подряд и установить минимальные пороговые значения указанных платежей в виде твердых денежных сумм, исключив возможность их исчисления в относительных величинах (долях в процентах).

13.02.2020 рассматриваемый законопроект принят Государственной Думой в первом чтении.

Ранее уже звучали призывы к дальнейшей либерализации валютного законодательства. Так, летом 2019 г. Минфин РФ озвучивал инициативу о необходимости рассмотрения возможности полной отмены ст. 193 и 193.1 УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность экспортеров за нерепатриацию валютной выручки по внешнеэкономическим контрактам и за переводы на счета нерезидентов по подложным документам, из-за отсутствия высокой степени общественной опасности указанных деяний. По мнению Минфина, рассматривать такие деяния в качестве самостоятельных преступлений нет необходимости, поскольку борьба с легализацией полученных преступным путем доходов, являющаяся обязанностью РФ в рамках ФАТФ, ведется по ст. 174 и 174.1 УК РФ. Одновременно Минфин предлагал снизить административные штрафы за совершение валютных правонарушений.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, он направлен на дальнейшее формирование условий для создания благоприятного делового климата в стране и сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности. При подготовке учтена текущая ситуация во внешнеторговой деятельности, когда экспортеры все чаще сталкиваются с происходящими не по их вине задержками получения валютной выручки, особенно в связи с иностранными санкциями.

Одновременно предусматривается внесение изменений в примечание к ст. 193 УК РФ, увеличивающих крупный размер нерепатриированных сумм с 9 млн. рублей до 100 млн. рублей, а особо крупный с 45 млн. рублей до 150 млн. рублей для целей применения мер уголовной ответственности к виновным лицам.

При этом, вопреки пожеланиям Минфина РФ, ст. 193.1 УК РФ законопроект не затрагивает.

Очень важно отметить также, что законопроект предлагает изменить ст. 210 УК РФ, устанавливающую ответственность за организацию преступного сообщества (организации) либо участие в них.

В судебно-следственной практике давно наметилась тревожная тенденция, проявляющаяся в том, что положения названной статьи применяются произвольно и формально как в отношении бизнесменов (учредителей, руководителей коммерческих организаций), так и в отношении сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую и иную деятельность и никак не связаны с профессиональной организованной преступностью. В этом случае дополнительная квалификация деяний лиц, совершивших преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, по данной статье позволяла обходить запрет, предусмотренный ч.1.1. ст. 108 УПК РФ, и применять меру пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателей, а также увеличивать срок возможного наказания в виде лишения свободы до 20 лет.

В проекте федерального закона предлагается в примечании к ст. 210 указать, что учредители, руководители и работники юридического лица, руководители и сотрудники его структурного подразделения не подлежат уголовной ответственности по этой статье только в силу организационно-штатной структуры этого юридического лица, его структурного подразделения и совершения какого-либо преступления в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случая, когда юридическое лицо, его структурное подразделение были заведомо созданы для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений. Данные изменения носят безусловно позитивный характер для бизнеса нашей страны.

На внесение поправок юридико-технического характера к законопроекту отводится 30 дней, что означает, что принятие законопроекта во втором, и далее в третьем, окончательном чтении ожидается уже в текущую весеннюю сессию Государственной Думы.

Читайте также: