В чем заслуга пржевальского седова шмидта в географии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Семен Челюскин — выпускник основанной Петром I Московской школы математических и навигацких наук. В 1721 году начал службу на Балтийском флоте. С 1733-го принимал участие в Великой Северной экспедиции, сделал важные географические описания полуострова Таймыр. В 1741 году начал работу по сухопутному исследованию Таймыра, в ночь с 8 на 9 мая Челюскин достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.

Харитон Лаптев (1700-1763)

Первое арктическое плавание лейтенант Балтийского флота Харитон Лаптев совершил в 1737-1739 годах в качестве командира дубель-шлюпки "Якутск". Его команда прошла морем из Лены в Енисей. В 1739-1742 годах он совершил еще несколько морских и сухопутных экспедиций, итогом которых стало картографирование Таймырского полуострова и описание Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея.

Роберт Пири (1856-1920)

Свое первое арктическое путешествие лейтенант ВМС США Роберт Эдвин Пири совершил в 1886 году, предприняв неудачную попытку пересечь Гренландию на собачьих упряжках. Вскоре Пири удалось найти спонсоров, которые позволили ему более основательно подготовиться, и 6 апреля 1909 года он, как принято считать, стал первым человеком, достигшим Северного полюса. Стоит, правда, отметить, что в экспедиции его сопровождали чернокожий помощник Мэтью Хэнсон и группа эскимосов.

Фритьоф Нансен (1861-1930)

Страсть к исследованию Арктики норвежец Фритьоф Нансен приобрел в 20-летнем возрасте после плавания по Северному Ледовитому океану на судне тюленепромышленной компании "Викинг". В 1888 году он первым пересек Гренландию с востока на запад, пройдя около 660 км и став героем Норвегии. В 1892-1896 годах на судне "Фрам" исследовал Северный Ледовитый океан в районе Новой Земли. В 1906-м Нансен занялся общественной деятельностью и политикой. В 1922 году его удостоили Нобелевской премии мира.

Руаль Амундсен (1872-1928)


В 1903-1906 годах сын норвежских судостроителей Руаль Амундсен впервые прошел на небольшом промысловом судне "Йоа" северо-западным проходом от Гренландии к Аляске. Всю оставшуюся жизнь он посвятил исследованию Арктики и Антарктики, став первым, кто побывал на обоих полюсах Земли. Амундсен погиб в 1928 году при попытке разыскать экспедицию Умберто Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле "Италия". Его гидросамолет "Латам" разбился в Баренцевом море.

Александр Колчак (1874-1920)

Александр Колчак, один из самых известных деятелей Белого движения, прославился и как исследователь Арктики. В 1900-1902 годах на шхуне "Заря" он участвовал в экспедиции к Новосибирским островам, его именем был назван один из этих островов и мыс в Карском море. В 1906 году Колчак опубликовал ряд специальных работ, в частности книгу "Лед Карского и Сибирского морей". Также участвовал в подготовке гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана.

Отто Шмидт (1891-1956)

Отто Шмидт — один из самых известных советских исследователей Арктики. В 1929 и 1930 годах он возглавлял экспедиции на ледоколе "Георгий Седов" к Земле Франца-Иосифа. В 1932 году экспедиция на ледоколе "Сибиряков" под руководством Шмидта впервые сумела за один навигационный период перейти из Архангельска в Тихий океан. В 1933-1934 годах он руководил плаванием на пароходе "Челюскин" по Северному морскому пути. В 1937 году Шмидт организовал создание первой дрейфующей станции "Северный полюс".

Иван Папанин (1894-1986)


Иван Папанин — дважды Герой Советского Союза, доктор географических наук. В 1932-1933 годах был начальником полярной станции на Земле Франца-Иосифа, в 1934-1935 годах — на мысе Челюскина. В 1937-1938 годах возглавлял первую в мире дрейфующую станцию "Северный полюс". С 1939 по 1948 год был начальником Главсевморпути. Научную работу вел до 1972 года. Именем Папанина названы мыс на Таймыре, остров на Азовском море, горы в Антарктиде и подводная гора в Тихом океане.

Артур Чилингаров (род. 1939)

В 2007 году во время "высокоширотной арктической глубоководной экспедиции" под руководством Артура Чилингарова в точке Северного полюса на дне моря с помощью глубоководных аппаратов "Мир" был установлен металлический флаг России. Там же была заложена капсула с посланием потомкам и флагом партии "Единая Россия". В мире этот символический жест расценили как возврат в борьбе за богатства Арктики к временам колониализма, а в Москве за него Чилингарову вручили Звезду Героя России.

Данный материал изучается в начале изучения курса Географии России.

ВложениеРазмер
osvoenie_i_izuchenie_territorii_rossii.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Освоение и изучение территории России.

Цели и задачи урока :

  • познакомить учащихся с историей освоения и изучения территории России.
  • рассказать учащимся о русских путешественниках и учёных, внесших большой вклад в изучении нашей Родины;
  • продолжить учить учащихся работать с картами.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта России, портреты русских путешественников, справочники.

  1. Организационный момент .
  2. Проверка домашнего задания .

( работа в группах)

Класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаются карточки с заданиями.

Географические открытия конца 16 – 17 века.

  1. По тексту учебника и дополнительной литературе изучите географические открытия в Сибири и на Дальнем Востоке.
  2. Какие открытия совершил Курбат Иванов, Иван Москвитин, Семен Дежнев?
  3. Найдите на карте реки: Лену, Хатангу, Колыму, Амур, Охотские море, Иркутск.
  4. Какой город основан в 17 веке и стал центром освоения Восточной Сибири?

Открытия нового времени (середина 16-18 вв.)

  1. По тексту учебника и дополнительной литературе прочитайте материал и расскажите об открытиях В. Атласова, Витуса Беринга, роли Петра I, I и II Камчатских экспедициях, Великой Северной Экспедиции.
  2. В честь кого названо море Лаптевых?
  3. Найдите на карте полуострова Таймыр, Ямал, Командорские острова, Новосибирские острова.

Географические исследования в 19 веке.

  1. В чем заслуга Н.М. Пржевальского, Г. Седова, О. Шмидта?
  2. Найти Уссурийский край, архипелаг Северная Земля, остров Жохова, острова Северная Земля, острова Революции, Пионер, Комсомолец, Большевики.
  3. Определить, где проходит Северный морской путь.

Группы отчитываются по итогам своей работы, записывают в тетради в виде таблицы краткие сведения о путешественниках и их открытиях.

Открытие о. Грумант, открытие морского пути в Мангазею.

Начало освоения Сибири.

Первым достиг Охотского моря.

Открытие озера Байкал.

  • Побережье какого моря освоили новгородцы-поморы? (Баренцево)
  • Ради чего плавали поморы в Мангазею? (за пушниной)
  • Кто разведал путь в Сибирь? (Ермак)
  • Кто открыл озеро Байкал? (К. Иванов)
  • К какому морю вышел И. Москвитин? (Охотское море)
  • В чем заслуга С. Дежнева? (открытие прохода из Ледовитого океана в Тихий)
  • Он в 1696 году совершил поход на Камчатку. (В. Атласов)
  • В честь братьев названо море… (Лаптевых)
  • Он изучал Уссурийский край. (Н.М. Пржевальский)
  • В 1932 году О. Шмидт и В. Воронин прошли… (Северный морской путь)
  • Моряк родом из Дании, ставший известным мореплавателем в России, возглавивший Камчатские экспедиции и погибший в одной из них. Его имя трижды запечатлено на карте России. (В. Беринг)
  • Русский полярный мореплаватель участник Великой Северной экспедиции, достигший северной точки Азии. (С. Челюскин)

Задания по контурным картам :

  1. Отметьте на контурной карте маршруты русских землепроходцев (Семен Дежнев, Витус Беринг, Иван Москвитин, Дмитрий и Харитон Лаптевы).
  2. Отметьте на карте города: Новгород (Великий), Пермь (Великая), Мангазея; реки Печора, Вычегда, Амур; остров Шпицберген (Грумант).
  1. Домашнее задание :
  • Параграф в учебнике, по рисункам в параграфе и физическим картам описать путь одного из путешественников (горы, реки, море) на выбор.

Тема: Особенности рельефа России .

  • познакомить учащихся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин;
  • познакомить с новыми терминами и понятиями;
  • формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.
  • Продолжить работу с географическими картами.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование : физическая карта России, картины гор и равнин.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация ранее изученного .

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительного и животного мира на жизнь человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 8 класс, с использованием презентации "Особенности рельефа России"

Тема урока: "Особенности рельефа России. 8 классТип урока: изучения нового материала с элементами практикумаЦель урока: закрепить знания о главных тектонических структурах России; формиров.

Презентация для 8 классапо теме : "Освоение и изучение территории России"

Презентация для урока в 8 классе по теме : "Освоение и изучение территории России".


Урок географии 8 класс по теме "Волга - главная река России"

Цели: Познакомить со значением Волги в истории России.Показать разнообразие ландшафтов Волжского бассейна.Донесение информации о важности экологического сознания в России.Установить взаимо.


ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр.


Изучение территории России

Тесты для проверки знаний по истории изучения территории России.


Урок географии 8 класс по теме "Экологическая ситуация в России"

Урок по курсу "Природа России" 8 класс.


Изучение территории России

Тестирование по теме - "Изучение территории России" для 8 класса. Вариантов два, в каждом варианте по 10 вопросов.

1) Изучить по учебнику походы русских в Западную Сибирь.

2) Найти на карте: Иртыш, Обь, Таз, Карские ворота, Юрский шар, о. Новая Земля, Уральские горы.

3) Что такое Мангазея? Что означает слово Сибирь?

4) Каково значение походов Ермака

Географические открытия конца XVI начала XVII века

1) По тексту учебника изучите походы в Сибири и Дальнем Востоке

2) Какие открытия совершил Курбат Иванов, Иван Москвин, Семён Дежнёв?

3) Найдите на карте: Лену, Хатангу, Колыму, Амур, Охотское море, Иркутск.

4) Какой город основан в XVII и стал центром освоения Восточной Сибири?

Открытия нового времени (средина XVI - XVIII )

1) Какие открытия сделал В. Атласов, Витус Беринг? Расскажите о роли Петра I , I и II Камчатских экспедициях.

2) В честь кого названо море Лаптевых?

3) Найдите на карте: полуостров Таймыр, полуостров Ямал, Командорские острова, Новосибирские острова.

Географические исследования в XIX веке.

1) В чём заслуга Н.М. Пржевальского, Г. Седова, О.Шмидта?

2) Найти на карте: архипелаг Северная Земля, острова Октябрьской Революции, Пионер, Комсомолец, Большевик

Николай Михайлович Пржевальский (\(1839\)–\(1888\)) — русский путешественник и натуралист. Предпринял несколько экспедиций в Центральную Азию. В \(1878\) году избран почётным членом Академии наук. Генерал-майор.

Н. М. Пржевальский изучал горы и пустыни Центральной Азии (Монголия, Китай, Тибет). Во время своих экспедиций он прошёл около \(35\) тыс. км, собрал большие коллекции животных и растений. Им была открыта и описана низкорослая дикая лошадь, которую назвали лошадью Пржевальского.

Przewalskis_horse_02.jpg

Лошадь Пржевальского — единственный вид диких лошадей, сохранившийся на нашей планете (обитают в Азии). Предками всех домашних лошадей были другие дикие лошади — тарпаны, ныне вымершие. Помимо тарпана близким родственником лошади Пржевальского можно считать азиатского осла — кулана.

map_4_geo.jpg

Своё второе центральноазиатское путешествие Николай Михайлович Пржевальский начинает в \(1876\) году. Задумано оно было очень масштабным, предполагалось исследовать Тибет и Лхассу, но из-за осложнения политической ситуации (конфликта с Китаем) и болезни самого Пржевальского пришлось сократить маршрут.

Крупнейшими заслугами Пржевальского является географическое и естественноисторическое исследование горной системы Кунь-Луня , хребтов Северного Тибета, бассейнов Лобнора и Кукунора и истоков Жёлтой реки.

Читайте также: