Брюсов облака анализ кратко

Обновлено: 27.06.2024

До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и Некрасову. К этому периоду творчества относится и стихотворение “Облака”, написанное в 1895 году.

Характерной чертой раннего творчества Валерия Брюсова является отождествление предметов и явлений с живыми существами. Эта тенденция прослеживается и в стихотворении “Облака”, которое носит не только лирический,

но и философский оттенок. Облака у Брюсова одновременно и живые существа, которые “поставили паруса”. В то же время автор сравнивает их белыми ладьями, которые каждый день начинают свой неторопливый бег по небосклону.

Эта “дружная флотилия сказочных пловцов” завораживает поэта, и он готов часами наблюдать за тем, как облака меняют свои очертания и уплывают вдаль. Брюсов отмечет, что это захватывающее зрелище доставляет удовольствие не только ему одному – тысячи людей вот также с восторгом и надеждой провожают взглядами облака. Автор убежден, что их “кили кораблей” не исчезают бесследно,

Мы видим облака с земли и восхищаемся их красотой. Поэтому вполне логично предположить, что и на них есть живые существа, наблюдающие сверху за людьми. Брюсов отмечает, что непременно должны быть какие-то высшие силы, которые бы управляли людьми и помогали бы им избежать хаоса.

Таким образом, поэт признает тот факт, что человек не является венцом творения природы, и ему стоит прислушиваться не столько к своим внутренним ощущениям, сколько учиться распознавать этот мир, переменчивый и многообразный.

Идеалистические взгляды автора, тем не менее, совершенно не мешают ему рассуждать о высоких материях с точки зрения обычного человека, который устал от одиночества и неопределенности. Брюсов мечтает о том, чтобы кто-то вмешался в его жизнь и направил ее в нужное русло. Искренняя вера в то, что это сделают высшие силы, сквозит в каждой строчке стихотворения, однако это отнюдь не свидетельствует о беспомощности поэта.

Просто он чувствует, что не может реализовать свои меты и таким необычным способом просит о помощи, не зная наверняка, сможет ли на нее рассчитывать. Однако надежда на то, что кто-то проведет его по тернистой дороге жизни с минимальными потерями, все ж придает поэту уверенность в собственных силах.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Стихотворение написано в 1985 году, еще до увлечения В.Я. Брюсова символизмом, и является отличным образцом классической пейзажной лирики. Возможно, в стихотворении есть некоторое подражание Некрасову и Фету, лучшим мастерам стихотворного пейзажа, однако это не умаляет его достоинств, оно самодостаточно и содержательно. В стихотворении четыре строфы, в которых, прибегая к помощи хоря – двустопного стихотворного размера, автор рисует перед читателем картину так, как видит ее он сам.

Используя такие средства выразительности, как олицетворения, метафоры и эпитеты, В.Я. Брюсов создает перед глазами читателя сказочную картину и увлекает его в это путешествие следом за собой. Однако при этом поэт не только созерцает, но и размышляет.

Лирический герой чувствует себя малой песчинкой перед огромным небом, в которое он вглядывается. Признает, что ему еще многое предстоит понять, много пережить, многому научиться, в том числе и наблюдению за окружающим миром. Он уже сделал первый шаг к этому, когда стал наблюдать за ходом облаков по небосклону.

В последней строфе автор делится своими предположениями и надеждами: ему хочется верить, что он не один под этим огромным небом, что сверху, с облаков, на него смотрит кто-нибудь, переживает о его судьбе, наблюдает за ним и не оставит его одного. Это не крик отчаяния, скорее просьба о помощи. Лирический герой не опускает руки, но ему хотелось бы, чтобы Бог и его ангелы, которые, в представлении простого человека, как раз и обитают за облаками, вмешались в его судьбу, направили его по верной дороге. Он не уверен, что получит ответ, но все-таки не теряет надежду, и верить ему помогает это прекрасное облачное небо. Не просто помогает, но даже вдохновляет на пейзажную лирику, прошедшую испытание временем.

Образ лирического героя в творчестве Брюсова

Творчество Брюсова многогранно и разнообразно. На протяжении большей части своей жизни его творчество наполнял символизм. Поэтому в его произведениях присутствовали размышления о человеческой душе, красоте внутреннего мира и раскрытие душевных тайн и переживаний.

Все лирические герои его стихотворений отличаются ясностью ума, глубокомыслием, преданностью к своему истинному предназначению. Являясь героями символистами, они в отличие от других людей, способны отречься от земных проблем и беспокойств, вознестись к прекрасному и открыть

для себя новый мир. Все перечисленные качества, привлекали Брюсова, поэтому он с щедростью одаривал ими своих литературных героев. Но стоит помнить, что все его герои были одиноки. Они не способны подчиняться другим людям, их больше льстит власть.

Также его герои не способны на самопожертвования, может поэтому они и остаются одинокими.

Блок, Андрей Белый и Сергей Соловьев.

А возможно люди вообще откажутся от символизма и прильнут к другому литературному течению, что впрочем и случилось на самом деле.

Брюсов был одним из первых поэтов, который ощутил кризис символизма. Уже последующие его сборники отличались своей неоднозначностью и неординарностью. Его творчество стало носить новый характер, вместе с эти и изменились его лирические герои.

Они уже не были похожи на героев символистов, их начали волновать реальные вещи, вроде труда и революционного катаклизма.

При анализе особенностей лирических героев Брюсова стоит помнить, что каждый автор воплощал в своем произведении свои собственные мысли и чувства. Его лирические герои это его собственные двойники. Которые копируют его мысли и суждения.

На протяжении всего творчестве поэта они меняются. Вначале это были мечтательные личности, которые ценили свой собственный мир и даже возвышали его над мрачной и грустной реальностью. Они не кому не подчинялись, из-за чего и оставались одинокими.

Уже в более позднем творчестве Брюсова мы видим совершенно других людей, они изменили свои приоритеты, впрочем как и сам поэт. Поэтому его лирические герои больше стали походить на обычных людей, с обычными проблемами и заботами. Они перестали быть равнодушными к проблемам окружающих.

Его позднее творчество, как отмечал Блок, проникнуто реальностью и уже не будет строиться на беспочвенных суждениях и мечтаниях. Поэзию Брюсова помнят и любят по всей России, возможно она полюбилась из-за отличительного характера его литературных героев.

Вопрос:

Ответы:

Анализ стихотворения Фета “Я потрясен, когда кругом”

В последние годы жизни Афанасий Фет все реже и реже обращался к пейзажной лирике. На смену легким и изысканным стихам пришли философские рассуждения о смысле бытия, в которых автор пытался найти ответ на вопрос, зачем же он живет. Действительно, Фет достиг своей заветной цели, вернув себе не только утраченное состояние, но и дворянский титул. Тем не менее, очень скоро роскошь перестала радовать стареющего поэта, который понял, что в жизни существуют более важные и незыблемые вещи, не имеющие ничего общего с материальным достатком.
Подробнее…

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

Стоит отметить, что Брюсов восхищался этим зрелищем и был готов часами наблюдать за ним. Кроме того, поэт отмечает, что он не одинок в своем увлечении, что сотни, а может и тысячи людей, также увлеченно наблюдают за неторопливым движением облаков. Также Брюсов отмечает, что такое движение облаков не бессмысленно, каждое облако играет определенную роль в жизни человека.

Мы, наблюдая и восхищаясь бегом облаков, смело можем предположить, что там возможна другая жизнь, что другие существа также наблюдают за нами, как мы за ними. Кроме того, Валерий Брюсов придерживался мнения, что в мире, кроме человека, существуют высшие силы, которые помогают нам, уберегая от хаоса и волнений. То есть, автор признавал то, что человек не является высшим творением матушки-природы. Именно поэтому он призывал нас к наблюдению и изучению прочих природных явлений.

Также Валерий Брюсов задумывается над темой одиночества и беспомощности простого человека. Поэт мечтает и верит в то, что существуют высшие силы, которые непременно вмешаются в его жизнь и подскажут правильную дорогу. Брюсов понимает, что реализовать задуманное, скорее всего, не в силах, поэтому и обращается к всевышнему, не зная, откликнется ли он. Тем не менее, эта вера придает уверенность в своих силах.

плавно, без усилия, В даль без береговВышла дружная флотилия Сказочных пловцов.И, пленяясь теми сферами, Смотрим мы с полей,Как скользят рядами серыми Кили кораблей.Hо и нас ведь должен с палубы Видит кто-нибудь,Чье желанье сознавало бы Этот водный путь!ВОПРОСЫ:1)СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР2)НАСТРОЕНИЕ3)МЕТАФОРА-?ЭПИТЕТ-?И ТД.

Ответ или решение 1

1. Стихотворение В.Я. Брюсова "Облака" написано шестистопным и трёхстопным хореем: 1-ая и 3-я строка в четверостишии — шестистопный хорей, 2-ая и 4-ая — трёхстопный хорей. 2. Стихотворение проникнуто задумчивым и грустным настроением, потому что люди не могут подняться "в зыбь небес" и "плыть в даль без берегов". В то же время, в конце появляется надежда: люди не одни в этом мире, на небесах о них не забыли: "но и нас ведь должен с палубы видеть кто-нибудь". 3. Метафоры "зыбь небес", "кили кораблей"; перифразы "белые ладьи","дружная флотилия", "сказочные пловцы" (облака), "даль без берегов" (небо); олицетворение "облака поставили, направили".

Читайте также: