Подготовка к учебной деятельности в детском саду

Обновлено: 30.06.2024

Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.

Балбашова Е.И.

В настоящее время очень большое внимание уделяется формированию предпосылок и элементов учебной деятельности у старших дошкольников. Доказано, что у детей, которые не готовы к систематическому обучению, период адаптации к школе проходит труднее и дольше. Значительно чаще возникают различные трудности обучения, среди них намного больше неуспевающих.

Целью учебной деятельности является познание детьми окружающего. Они овладевают системой знаний, навыков и умений, компетенций. В этом процессе также формируются способности и черты характера ребенка. Научный смысл формирования учебной деятельности будет ограниченным, если под этим понимать, либо процесс развития способности, либо становление научно-теоретического мышления, либо обучение творчеству. Формирование учебной деятельности – прежде всего процесс формирования субъекта этой деятельности, проблема развития личности как ее субъекта.

Учебная деятельность это не только усвоение знаний, умений, навыков. Ребенок может получать их и вне этой деятельности, например в игре, труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта. Исследования педагогов доказывают, что развитие учебной деятельности возможно в первую очередь на основе осознанного вычленения ребенком способа действий. Вот почему важной предпосылкой к учебной деятельности выступает овладение детьми общими способами действий. Такие способы позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи отношения.

К одним из важнейших элементов учебной деятельности относятся обобщенные умения, на основе которых формируются универсальные учебные действия. Среди них особое место занимает умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Среди предпосылок к учебной деятельности выделяются противоположные по сути умение работать по инструкции и способность самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач.

При решении практических задач сознание детей в старшем дошкольном возрасте переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, они осознают путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание помогает им повысить успешность формирования у них новых познавательных действий и вместе с этим новых, более сложных знаний.

В дальнейшем необходимо учить детей использовать усвоенный способ в новых условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Этого можно достигнуть в ходе решения ряда похожих, но не однотипных задач, приводящих ребенка к определенному обобщению, возникновению случаев для переноса найденных способов действий в новые, измененные условия, становлению соответствующих навыков.

Важная предпосылка развития учебной деятельности – умение контролировать способ выполнения своих действий и оценивать их. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т.е. без контроля, учебная деятельность лишается основного компонента. Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовка к учебной деятельности лучше всего начинать именно с формирования названных умений.

К предпосылкам к учебной деятельности относятся также сформированность личностного (мотивационного) компонента. Первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него следующих мотивов:

- отношение к учению как к важному общественно значимому делу;

-стремление к приобретению знаний;

- интереса к определенным учебным предметам.

Условиями возникновения этих мотивов служат, во-первых, формирующиеся к концу дошкольного детства общие желания детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника, а во-вторых – развитие любознательности, умственной активности, которая проявляется в живом интересе к окружающему, стремление узнать новое.

Проводившиеся много раз опросы детей в подготовительных к школе группах детского сада показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя это желание они обосновывают по-разному. Одна часть дошкольников в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, а другая ссылается на внешний аксессуар – обладание портфелем, звонки, перемены, общение с учителем и другое.

Но это не означает, что такие дети мотивационно к школе не готовы. Решающее значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные условия для последующего развития более глубокой, собственно учебной мотивации.

Учебная мотивация – система, включающая:

- познавательные потребности, цели, интересы, стремление, идеалы;

- мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную. Она позволяет развивающейся личности определить и направление и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Мотивация может выступать и в качестве значимой многофакторной основы, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждом временном интервале.

Следующее условие успешности учения заключается в развитии произвольности, управляемости поведения. Произвольность внешнего, двигательного поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, например, организованно вести себя на уроках. Произвольное управление внутренними, психическими действиями очень нужно для целенаправленного наблюдения за явлениями, сохранение сосредоточенного внимания особенно тогда, когда материал не интересен для ребенка, для запоминания предлагаемых учителем или содержавшихся в учебнике сведений с применением соответствующих приемов, для последовательного обдумывания хода решения задач и тому подобное.

Таким образом, успешность обучения в школе зависит от целого ряда факторов. Важнейшая составляющая успешной учебной деятельности – умение понимать суть учебной задачи и решать ее. Отличительной чертой учебных задач от практических является то, что основная цель деятельности детей заключается в усвоении общих способов выделения свойств предметов или явлений, решение конкретных практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам можно выделить как основную характеристику полноценной учебной деятельности.

Отмечено, что не любая учебная задача может стать центральным звеном учебной деятельности, а лишь такая, которая содержит в себе учебную проблему. По этой причине формирование элементов учебной деятельности, обеспечение готовности детей к школьному обучению требуют от педагога владения технологиями проблемного обучения.

1.Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе.- М.: Наука,2005 - 128с.

2. Гербова, В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 112 c.

3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - 3-е изд. - СПб.: Речь, 2010. - 152 с.

4.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера.- М.: Педагогика, 1988. - 135 с.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств , в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе . Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Критерии готовности:
1. физическая
2. интеллектуальная
3. социальная
4. мотивационная.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребенка.
Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и
сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.
Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.
Я предлагаю вам вот такой диалог…
Заспорили как-то три девочки, кто из них лучшей первоклассницей будет.

— Я буду лучшей первоклассницей, — говорит Люся, — потому что мне мама уже школьную сумку купила.

— Нет, я буду лучшей первоклассницей, — сказала Катя. — Мне мама форменное платье с белым фартучком сшила.

Читайте также: