Как лучше запоминать информацию в школе

Обновлено: 30.06.2024

С возрастом хранить в голове большие объёмы информации становится сложнее, поэтому важно тренировать свою память и приучать её хранить информацию, которую мозг будет быстро воспроизводить по запросу. Эти проверенные мнемонические техники позволят без труда запоминать всё необходимое для работы и жизни.

1. Рифмуйте

В школе нас учили запоминать не длинные сложные правила, а короткие ритмичные стишки. Это работает и во взрослой жизни. Если рифмовать нужную информацию не получается, можно подбирать строки и фразы ритмически, а также соединять их с мотивом любимой песни.

Техника подойдёт, если нужно запомнить последовательность цифр, не связанных между собой (например, номер банковской карточки или машины друга, телефон или комбинацию для домофона).

Пример:

2. Используйте аббревиатуры

В жизни мы часто используем различные буквенные сокращения, которые ассоциируются у нас с полным названием. Метод, когда от каждого слова остаётся только первая буква или часть, подойдёт для запоминания длинных фраз, названий, терминов, составляющие которых не связаны логически.

Пример:

Нам нужно запомнить список продуктов, которые надо купить по дороге домой: яблоки, майонез, апельсины, томаты, отбеливатель, рукола. Для этого можно сгруппировать слова в несколько аббревиатур, которые легко запомнить. Например, это может выглядеть так: РОТ и ЯМА.

3. Придумывайте ассоциации

Если у вас хорошо развито образное мышление, эта техника будет наиболее эффективной и интересной. Она заключается в том, чтобы придумать ассоциацию между несколькими словами, предметами или фактами, которые, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего. Используйте свою фантазию, ведь ассоциация может и должна быть необычной и даже абсурдной — так вы лучше запомните нужную информацию.

Здесь можно использовать образы родственников, певцов, актёров, художников, режиссёров и всех тех, кто прочно засел в нашем сознании.

Пример:

4. Используйте метод Цицерона

Этот метод продолжает технику создания ассоциаций и подойдёт, когда нужно запомнить распорядок дня, отрывок текста, список телефонных звонков — какую-либо последовательность.

Римский оратор Цицерон, который известен своими речами, не использовал записи, когда выступал перед публикой. Он воспроизводил исторические даты, имена и цитаты по памяти. В этом ему помогал следующий метод: оратор мысленно расставлял те единицы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомой комнате в определённом порядке. Во время выступления Цицерон представлял себе помещение и без труда вспоминал нужные имена и даты.

Метод также называют методом мест или методом римской комнаты.

Пример:

Вам нужно запомнить последовательность слов: щенок, сыр, линейка, пластилин, лужа. Мысленно вы представляете себе свою комнату, в которой знаете каждую деталь, и проходитесь по ней, один за другим перебирая предметы:

5. Используйте метод Айвазовского

С помощью этого способа, который приписывают известному маринисту, можно подключать фотографическую память. Она придёт на помощь, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину или образ любимого человека.

Посмотрите на предмет, пейзаж или человека в течение трёх-пяти секунд, стараясь запомнить детали. После закройте глаза и мысленно представьте объект в мельчайших деталях. Задавайте себе вопросы о подробностях этого образа и мысленно отвечайте. Затем откройте глаза на одну секунду, снова посмотрите на объект и дополните образ. Зажмурьтесь и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета. Повторите последние два шага несколько раз.

6. Занимайтесь визуализацией

Техника позволит хорошо запоминать цифры и имена. Для этого нужно образно, в деталях, представить себе запоминаемую информацию.

Пример:

Вам нужно запомнить имя. Представьте себе каждую его букву: они увиты плющом, на некоторых растут цветы и так далее. Сколько всего букв? Пересчитайте. Какая первая? На что похожа вторая, как она выглядит? В результате вы сможете разбить информацию на составляющие и запомнить каждую. И когда в мозг поступит на эту тему запрос, он просто соберёт пазл.

Хорошая память есть у каждого, просто не все ей умеют пользоваться.

Мозг человека считается самой малоизученной частью организма. Его возможности признаются практически безграничными, так как обратного пока доказать никому не удалось. Значит, в теории любой из нас может запомнить наизусть не только пару басен Крылова и таблицу умножения, но и любые формулы, правила и другую информацию, даже всю Большую советскую энциклопедию (помните, какая она большая), если потребуется.

А чтобы запоминалось лучше, и знания не растерялись перед экзаменами, нужно делать все по науке. Разные научные исследования помогут повысить процент запоминания, а значит получить хорошую оценку на экзамене. Правда, от необходимости хорошо подготовиться к экзамену, лучше всего заранее и с помощью хороших преподавателей это не избавляет. Кстати, как раз сейчас, когда до начала ЕГЭ еще далеко и времени на качественную подготовку достаточно, есть возможность записаться в онлайн-группу школы Тетрика. Целая неделя настоящих результативных занятий бесплатно !

Припомнить все

Повторение — мать учения

Эта поговорка имеет под собой очень твердую основу. И это подтвердил немецкий психолог Эббингауз, который больше века назад выяснил, что в течение первого часа человек забывает до 60% всей полученной информации. А уже через 10 часов в памяти остается только 35% от изученного. Именно поэтому важно повторять все, что изучили. Но не просто, а с определенными интервалами:

  • первое повторение — сразу после изучения;
  • второе повторение — через 20 минут;
  • третье повторение — через 8 часов;
  • четвертое — через сутки.

Крайнее, но не последнее

Писать очень полезно

Ученые давно выяснили, что многие люди лучше запоминают то, что записывают. Именно поэтому многие преподаватели настойчиво рекомендуют конспектировать все, что они говорят, а еще писать шпаргалки при подготовке к экзаменам, будь то ЕГЭ, ОГЭ или обычное устное испытание. Писать, но не брать их с собой. Иначе все может плохо кончиться.

Фантазия — двигатель учения

Важную роль в запоминании играет эмоциональный окрас информации. Поэтому, включайте воображение и представляйте физические и химические формулы в цветах и красках, а теоремы в действии. Желательно, чтобы фантазии были приятными и положительными. А еще можно фантазировать, а точнее пытаться сделать собственные выводы, развивать заданную тему устно или письменно. Но, главное, забыть обо всех неправильно сделанных выводах до экзамена. Потому что ошибки приведут к плохому результату.

Читаем и говорим вслух

Как многие люди запоминают лучше то, что напишут сами, так и не менее многие, в числе которых можете оказаться и вы, лучше запоминают то, что читают вслух. А еще можно декламировать формулы, теоремы и неправильные английские глаголы с разной интонацией и эмоциями. Читайте их каждый раз с разными оттенками, и делайте это до тех пор, пока не запомните все. А еще можно попросить родных или друзей почитать вам вслух. Это тоже полезно для усвоения материала в памяти.

Пересказ и изложение

Непосредственно перед ЕГЭ или ОГЭ или другим экзаменом желательно пересказать все, что запомнили. Но не в воздух, а кому-то из друзей или близких. И пусть слушатель задает вопросы.Такой пересказ поможет разложить в голове наиболее важную информацию, подготовить данные для ответа и структурировать информацию.

Учеба на ходу

Когда человеку нужно что-то запомнить, он обычно ходит. Это заметили психологи еще в 1978 году, когда исследовали методики изучения иностранных языков. Можно просто ходить и повторять, а можно читать в разных помещениях. Оказывается, наш мозг лучше воспринимает информацию во время смены места расположения и изменения окружающей обстановки. Кстати, движение также поможет справится с сонливостью при повторении особо скучного материала.

Ассоциации

Учеными доказано, что многие люди лучше запоминают запахи, чем визуальную или звуковую информацию. Поэтому, при ощущении подобного запаха, в памяти обычно всплывают события, которые ему сопутствовали. При запоминании каких-то важных фрагментов поставьте рядом флакон духов, букет цветов или чашку ароматного кофе. А перед экзаменом воссоздайте эти запахи.

С кулаками на память

Американские ученые из университета Монклера (Нью Джерси) выяснили, что, если крепко сжать правый кулак в момент усвоения информации, она запомниться лучше. Якобы, в этот момент в мозгу активизируются области, связанные с памятью. Насколько это исследование достоверно, сказать трудно. Но ведь сжимать кулаки напротив, совсем не трудно. Поэтому, почему бы не проверить эффективность этого способа?

Главное, помните — прежде чем запоминать информацию, ее нужно получить из надежных источников. Лучше всего от опытных преподавателей.

Как научиться лучше запоминать информацию

С удовольствием делюсь своими знаниями и опытом в сфере саморазвития, отношений, преодоления сложных жизненных ситуаций.

Сегодня я расскажу вам, как лучше запоминать информацию. Применим на практике мнемонические упражнения и рекомендации экспертов в области памяти. А на десерт я приготовила список книг и онлайн-сервисов, которые будут вам верными помощниками.

Что нужно знать об устройстве памяти

Память – сложная психическая функция, с помощью которой мы усваиваем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.

Ученые подсчитали, что объем человеческой памяти равен порядка тысячи терабайт. При этом на обработку всей информации мозгу требуется всего 20 Ватт энергии. Это делает его самым энергоэффективным местом для хранения информации.

Память включает в себя несколько взаимосвязанных процессов, в которых участвуют разные зоны мозга:

  1. Запоминание новой информации и интеграция ее в общую систему ассоциативных связей.
  2. Хранение в долговременной памяти.
  3. Воспроизведение материала в неизменном виде по мере необходимости.
  4. Забывание ненужной и неактуальной, по мнению мозга, информации.

Подробно все эти процессы мы рассмотрим в статье “Как развивать память”, а сейчас сосредоточимся на запоминании.

Запоминание – первое звено этой длинной цепочки. Любые ошибки и помехи на этом этапе сводят на нет всю последующую работу мозга. Как выглядит этот процесс изнутри?

Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает отклик в нервной системе. Нейроны (специфические клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и формируют нейронные пути. Большинство из них впоследствии разрушаются, остаются лишь те, что успели закрепиться.

Закрепление происходит в двух случаях: если стимул был очень сильный и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активизируется так называемое стрессовое запоминание, а во втором – запоминание посредством многократных повторов.

Наша задача – сделать так, чтобы нейронные пути закреплялись как можно быстрее и с наименьшими энергозатратами. Для этого необходимо знать некоторые особенности работы памяти и использовать их себе во благо.

Как научиться запоминать больше и быстрее: рекомендации психологов

Каждый человек обладает индивидуальными характеристиками памяти. Кто-то, например, от природы хорошо запоминает лица, пейзажи и другие зрительные образы. Кому-то легко запоминать информацию на слух, поэтому он знает наизусть все популярные песни.

Однако существуют общие закономерности, свойственные всем людям. Их мы и рассмотрим в статье. А также способы и приемы их развития. Я расскажу, что вам нужно делать, чтобы лучше запоминать любую информацию.

Сначала поймите, а потом запоминайте

Больной вопрос всех студентов: “Как учить материал так, чтобы в голове хоть что-то оставалось?” Ответ психологов: “Откажитесь от механической зубрежки”. Эффекта от нее очень мало, а ресурсов она съедает много. Даже если вам удастся в нужный момент воспроизвести выученный материал, надолго он в голове не задержится. Зачем же тратить время впустую?

Мозг хорошо запоминает ту информацию, что вызывает у него знакомые ассоциации или образы. Незнакомые слова для него – бессмысленный набор букв, от которого он сразу же попытается избавиться. Поэтому прежде чем пытаться запомнить что-то, убедитесь в том, что понимаете все до единого слова.

Если учите текст на иностранном языке, сначала полностью его переведите и выпишите незнакомые слова. Если имеете дело с узкоспециальной информацией, изобилующей терминами, потрудитесь в первую очередь узнать значение каждого из них.

Сокращайте, не теряя сути

Для того чтобы эффективнее использовать память, нужно научиться отсекать лишнюю информацию. Ресурсы мозга ограничены, поэтому глупо тратить их на второстепенную ерунду. Сокращайте информацию, прежде чем запоминать ее.

Поначалу вам может показаться, что отсекать нечего. Но это лишь первое впечатление. Очистите информацию от субъективных оценок и эмоций, уберите отвлеченные рассуждения, и останется самая суть.

Для тренировки советую завести аккаунт в Twitter и регулярно выкладывать туда свои мысли. Ограничение в 140 символов поможет вам развить краткость и лаконичность.

Проговаривайте вслух то, что пытаетесь запомнить

Этот метод в первую очередь подойдет тем, кто плохо запоминает наглядный материал. Читая вслух, мы получаем информацию сразу из двух анализаторов: визуального и аудиального. Соответственно, в ее обработке участвуют несколько отделов головного мозга и такая информация распознается как более важная.

Кроме того, чтение вслух требует дополнительной концентрации – у вас не получится читать и думать о чем-то отвлеченном. Значит, вы не упустите существенных деталей, и не придется перечитывать по десять раз. Также можно записать на диктофон ключевые слова и фразы и чередовать чтение с прослушиванием.

Мыслите позитивно

Если пытаться запомнить что-то с мыслью “У меня не получится”, тогда действительно ничего не получится. Вы должны верить в успех того, что делаете, иначе вся работа превратится в сизифов труд.

Даже если до экзамена осталась одна ночь, а вы только открыли билеты, настройтесь использовать возможности вашей памяти по максимуму. Все негативные мысли отсекайте и подбадривайте свою память приятными словами.

А ты помнишь, как мы в том году с тобой 30 английских слов выучили за день? То ли еще будет! Вот сейчас соберемся и расправимся с этими билетами!

Повторяйте правильно

Мало один раз запомнить что-то, нужно еще эту информацию закрепить. Для этого нужны повторения. Психологи советуют повторять материал таким образом: сразу после заучивания, потом через 15–20 минут, затем через сутки и еще раз через 2–3 недели. Такой способ называется методом интервального повторения. На сегодняшний день он считается лучшим.

Также повторения требует любая нужная информация, которой вы долго не пользовались, но хотели бы сохранить. Например, английский язык, выученный в школе, математические формулы, столицы государств. Находите время, чтобы иногда “прогонять” себя по этим дисциплинам.

Делайте перерывы

Запоминание новой информации – напряженная умственная работа. Если не давать мозгу отдыхать, он очень быстро исчерпает все резервы. Поэтому не забывайте делать перерывы.

Качественный перерыв – это не переключение с чтения учебника на чтение новостной ленты в соцсети. Важно освободить тот анализатор, которым вы воспринимали информацию. Если читали, то освободить глаза, если слушали – уши. Лучше всего переключиться на двигательную активность – пройтись, сделать зарядку.

Делать перерывы нужно каждый час хотя бы по 10 минут. Поставьте таймер, чтобы случайно не пропустить это время.

Качественный перерыв

Мыслите практически

Очень часто нам приходится запоминать абстрактную информацию, которая никак не связана с окружающей нас действительностью. Например, математические формулы, термины из гуманитарных наук.

Человеческий мозг – очень практичный орган. Несмотря на то что он может оперировать абстрактными категориями, запоминает он легче информацию, имеющую конкретное материальное выражение. Поэтому старайтесь связать с реальностью все, что вы пытаетесь запомнить.

Визуализируйте информацию

Графики, диаграммы, схемы, презентации отлично помогают в запоминании материала. Недаром в школе учителя часто прибегают к ним. Возьмите и вы на вооружение этих помощников.

Только не нужно слишком возиться с ними – выключите на время перфекциониста. Достаточно, если визуальные материалы будут понятны только вам.

Выбирайте правильное время для запоминания

Мозг наиболее продуктивен в ранние утренние часы – с 7 до 10. Затем внимание притупляется, сознание заполняют посторонние мысли, и мы начинаем отвлекаться. Успейте использовать это время с пользой. Лучше проснуться пораньше и позаниматься 3 часа, чем проспать до обеда, а потом мучить себя весь оставшийся день.

Второй по продуктивности пик приходится на вечер – с 8 до 11 часов. В это время хорошо повторять уже изученный материал. Пусть до отхода ко сну мозг будет занят обработкой поступившей информации. Когда вы уснете, этот процесс плавно перейдет на бессознательный уровень.

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится. Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте.

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Кстати, ничто не мешает вам самим придумывать такие фразы. Давайте вместе сочиним фразу для запоминания российских городов, в которых есть метро. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск. У меня получилось вот что: “Мальчик Саша ел суп и кормил несчастного носорога”. Теперь и вы попробуйте. Можете менять слова местами – порядок не важен. Жду ваши варианты в комментариях!

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Человек делает ошибки

Полезная литература

Конечно, мы рассмотрели далеко не все способы и секреты быстрого и эффективного запоминания информации. При всем желании я бы их не уместила в одной статье. Так что если у вас еще остались вопросы, то ищите ответы на них в книгах:

Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания

Напоследок я решила поделиться с вами сервисами для тренировки памяти. Их великое множество на просторах сети, новичок может запросто растеряться.

Викиум

Викиум – интернет-площадка, где собрано более 100 тренажеров для развития мозга, более 10 курсов разной направленности и несколько интересных тестов. Развивать можно память, внимание, мышление, логику, эмоциональный интеллект и многое другое.

Нам с вами в рамках работы над улучшением памяти будет интересен курс Мнемотехники. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных методик запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал на тестировании. Навыки, полученные на курсе, помогут вам запоминать до 100 объектов за час, держать в уме все пароли, легко учить иностранные языки и многое другое.

Викиум

Битрейника

Битрейника – сервис с увлекательными играми для развития функций мозга. Если упражнения и тренажеры кажутся вам слишком скучными, то игры – это то, что надо. Они подойдут как детям, так и взрослым.

Расскажу про мои любимые:

    – игра для развития быстроты и точности памяти. Вам нужно будет запоминать и сравнивать монеты разного номинала из разных стран. – задание аналогичное предыдущему, только сравнивать вам придется не монеты, а различные звуки. Слуховую память тоже нужно тренировать. – помимо быстроты памяти, данная игра также поможет вам развить скорость чтения. На экране вы увидите строку, в которой некоторые слова откроются лишь на время. Ваша задача – заметить их и записать.

Битрейника

BrainApps

Сервис BrainApps – просто кладезь материалов по развитию мозга. Здесь есть тренажеры (аж целых 52 штуки!), развивающие курсы, интересные тесты, задачки, а также блог с научно-популярными статьями.

Потренируйтесь на тренажерах, пройдите Курс для развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и сохранять ее в памяти надолго.

BrainApps

4Brain

На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет никаких тренажеров. Зато там есть огромный выбор курсов – как платных, так и бесплатных. И целая куча умных статей и полезных книг.

Начните с курса Развитие памяти: уроки запоминания – он бесплатный и доступен даже без регистрации. На нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите несколько техник и научитесь применять их на практике.

Если понравится, можете пройти продвинутый платный курс Мнемотехники. На нем много практики и хорошо структурированная нескучная теория.

Если вам нравится формат онлайн-курсов, можете заглянуть в нашу подборку курсов по улучшению памяти. Там вы точно найдете подходящий вариант.

4Brain

Заключение

Давайте подведем итоги. Правильно запоминать информацию нужно тоже учиться. Это не потребует от вас каких-то запредельных усилий – нужно всего лишь выделить время и проникнуться процессом. Кстати, развитие памяти лучше всего совмещать с развитием мышления, внимания, речи и других когнитивных функций. Так что не ленитесь и начните прямо сейчас. Делитесь статьей с друзьями – пусть они тоже не отстают!

Меня зовут Настя, и в 7 классе я столкнулась с проблемой запоминания информации. Тогда я поняла, что не успеваю учить весь школьный материал так, чтобы на следующий день помнить всё, что нужно для контрольной. Примерно 2 года я тестировала разные техники запоминания, и в этой статье расскажу о самых эффективных.

техники запоминания для подростков

Проблема запоминания информации касается не только современного мира. Она преследовала людей ещё с давних времён. Ведь раньше не было бумаги, на которой оратор, например, мог записать весь материал для речи. В Греции были придуманы мнемотехники — способы, которые помогают легко запоминать информацию.

Сейчас я учусь в 9 классе и у меня уже не возникает трудности с тем, чтобы запомнить нужный материал. Если вы хотите, чтобы для вас это тоже не было проблемой, дочитайте эту статью до конца! И помните о том, что каждому подходят разные методы запоминания, но если вы будете пробовать, то обязательно найдёте идеальный вариант для себя.

Перестаньте зубрить

Для начала обязательно откажитесь от зазубривания информации. Да, это звучит очевидно, но именно таким способом большинсто учеников запоминает материал. Это очень неэффективный метод, ведь он не подразумевает понимание изучаемой темы, а именно понимание нужно, чтобы успешно все запомнить.

Хочешь узнать всё о выборе
профессии и экзаменах?

Кликай на кнопку

Создавайте визуальные конспекты

Речь о рисунках, удобных для вас таблицах, распечатках и прочих материалах, которые структурируют информацию. Конспект становится красивым и аккуратным, а еще начинает работать визуальная память, которая помогает воспроизводить нужные знания на контрольных. Вы легко вспомните ярко выделенную строчку из конспекта, даже если плохо его учили. Все мы мыслим образами, и картинки запоминаются проще, чем текст. Вообще писать рукой намного полезнее для памяти, чем на компьютере или в телефоне.

Учите информацию перед сном

Думаю, многие из вас замечали, что перед сном материал легче учится. Дело в том, что во сне активируется гиппокамп, который перемещает наши знания из кратковременной памяти в долговременную. Поэтому информация лучше запоминается — с ура вы все помните, да ещё и очень долго. Я постоянно пользуюсь этим советом, он правда работает — обязательно попробуйте!

Используйте интервальные повторения

Чтобы информация лучше запомнилась, её нужно повторять через определённый промежуток времени. Этот метод многие избегают из-за своей лени. Но — поверьте — это самый лучший способ запоминания, я всегда им пользуюсь. Сначала повторите материал через 20 минут, потом через час, 9 часов, 24 часа, 48 часов и так далее. Чем больше будет повторений, тем больше информации вы запомните. Этот совет особенно эффективен, если вы готовитесь не просто к контрольной, а к экзамену, потому что с его помощью информация запоминается надолго.

Учите по карточкам

На одной стороне пишите, например, термин, а на другой — его значение. Можно использовать приложение quizlet, оно заменит вам бумажный вариант карточек, если вам лень их делать.

Рисуйте интеллект-карты

Ещё один метод конспектирования, который помогает структурировать информацию. Выглядит примерно так — в центре написана тема, а от неё идут ветви, где указаны основные идеи.


Придумывайте ассоциации

Один из моих любимых методов! Он заключается в том, чтобы при запомнании информации придумывать ассоциации, то есть сравнивать изучаемое с чем-то привычным и знакомым, с чем можно провести аналогию. Например, я часто запоминаю термины по биологии с помощью этого метода.

Устанавливайте дедлайны

Если мы организовываем своё время, нам становится легче учиться. Поэтому установите будильник на время, до которого вы должны успеть все выучить. Дедлайн не позволит мозгу расслабиться, и вам будет легче сфокусироваться на материале. С помощью этого совета я не растягиваю подготовку к контрольным на несколько часов — так мне легче сосредоточиться.

Пройдите тест по материалу

Тесты помогают понять, что вы хорошо запомнили, а что нужно повторить. Еще они отлично подойдут, чтобы повторить пройденный материал. Тест практически по любой теме можно найти в интернете. Кстати, если хотите проверить, хорошо ли вы знаете школьные предметы, обратите внимание на рубрику с тестами в нашем блоге!

Книги о памяти

Напоследок хочу посоветовать три книги о памяти, которые помогут лучше разобраться в теме.

Автор поставил эксперимент по развитию своей памяти и рассказал про самые эффективные техники запоминания.

Очень много исследований о памяти, информация написана доступно и понятно.

Основная тема этой книги — учёба, а не память, но о запоминании там тоже есть информация. В книге рассказывают, как сделать учебу эффективной и получать от нее удовольствие. Если вам эта тема для вас актуальна, советую!

В этой статье я рассказала про самые лучшие техники запоминания. Да, на многие из них уходит много времени, но благодаря им я легче и быстрее запоминаю нужную информацию. Сейчас я продолжаю изучать различные техники запоминания — мне нравится ими делиться и упрощать жизнь таким же любителям учёбы, как и я.

Читайте также: