Какие виды контрольно оценочной деятельности применяются в начальной школе

Обновлено: 01.07.2024

Автор: Кряжевских Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19
Населённый пункт: г.Междуреченск Кемеровской обл.
Наименование материала: презентация
Тема: ВИДЫ И ФОРМЫ контрольно – оценочных действий обучающихся и педагогов в соответствии с ФГОС НОО
Раздел: полное образование

Учитель начальных классов Кряжевских Людмила Александровна Учитель начальных классов Кряжевских Людмила Александровна г. Междуреченск 2016 г.


использование контекстной информации
. 
использование контекстной информации
. 
комплексный подход к оценке результатов образования

;

комплексный подход к оценке результатов образования

;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных

предметов на основе системно-деятельностного подхода;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных

предметов на основе системно-деятельностного подхода;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся

;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся

;

уровневый подход к разработке планируемых результатов,

инструментария и представлению их;

уровневый подход к разработке планируемых результатов,

инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания

(портфолио);

использование накопительной системы оценивания

(портфолио);

использование наряду со стандартизированными письменными или

устными работами таких форм и методов оценки, как проекты,

практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка,

наблюдения и др.;

использование наряду со стандартизированными письменными или

устными работами таких форм и методов оценки, как проекты,

практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка,

наблюдения и др.;


Оценивание является постоянным процессом

Оценивание является постоянным процессом

диагностическое

(стартовое, текущее)

диагностическое

(стартовое, текущее)

(тематическое,

промежуточное,

итоговое)

Оценивание может быть только критериальное

Оцениваться с помощью отметки могут

только результаты деятельности

Оцениваться с помощью отметки могут

только результаты деятельности

Критерии оценивания и алгоритм выставления

отметки заранее известны

Критерии оценивания и алгоритм выставления

отметки заранее известны

Система оценивания выстраивается таким образом,

чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную

деятельность, приобретая навыки и привычку к

оценка

внешняя оценка

субъективная или

экспертная оценка

объективизированные

методы оценивания

разнообразные формы

оценивания

интегральная оценка

дифференцированная

оценка

самоанализ и самооценка

Источники информации

работы
учащихся индивидуальная и совместная
деятельность

Оценочная деятельность учителя начальных классов, содержание которой образуют ценностно-ориентационная, контрольная, диагностическая функции и функция обратной связи, не только обеспечивает содержательную, достоверную, объективную, дифференцированную информацию о достигнутых школьниками результатах, но способствует их достижению, активизации учебной деятельности на основе формирования ценностного отношения к ней.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг.

Содержимое разработки

Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее время – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения на формирование универсальных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменения в системе оценивания и контроля школьников. Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями к результатам обучения, освоения образовательных программ.

Сегодня уроки невозможно представить без оценочной деятельности, направленной, безусловно, на повышение уровня успешности каждого ученика. Уровень успешности обучающихся напрямую зависит от того, насколько грамотно выстроена работа учителя по формированию адекватной самооценки ученика к концу начальной ступени обучения. Оценочная деятельность учителя на современном уроке направлена на определение:

качества усвоения предметных знаний – умений - навыков,

их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

степень сформированности УУД;

степень развития основных качеств умственной деятельности;

уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС.

Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

Для каждого этапа характерно включение в ход урока разных приёмов по формированию и оцениванию у учащихся действий контроля и оценки. Методы и приемы, которые можно использовать для вовлечения учащихся в процесс оценивания, имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

Задачи урока:

Планируемые результаты изучения темы:

- Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности.

Познавательные.

- Осуществлять анализ правописания корневых орфограмм с выделением их существенных признаков.

- Строить рассуждение об объектах языка, их свойствах и связях.

- Подводить языковой факт под понятие правописание непроизносимых согласных.

- Развивать умение использовать знаково-символические средства (схемы) для решения языковых задач.

- строить речевое высказывание

- Умение принимать и сохранять учебную задачу.

- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные.

- Использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

- Формулировать собственное мнение

- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Варианты приёмов формирования у учащихся действий контроля и оценки

1.Самоопределение к деятельности

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Сегодня снова на пути

Открытия вас ждут.

А знанья, дружба, память, ум

К победе приведут.

Демонстрируют готовность к уроку

Лист личностных достижений.

Эмоциональное настроение: смайлики, светофоры, лесенки успеха.

2.Актуализация знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

2) - Какие орфограммы в предложении объясняют следующие утверждения:

Звонкие согласные звуки на конце слова и перед согласными всегда оглушаются.

Произношение и обозначение буквами безударного гласного звука могут не совпадать.

3 – 4 согласных звука вместе трудно произносятся.

- найдите в предложении данные орфограммы: Правописание сомнительных согласных в корне слова, правописание безударных гласных в корне слова, непроизносимые согласные.

- Объясните правописание каждой орфограммы.

3) Распределите слова в 3 столбика по орфограммам: ….

- Как проверяли безударную гласную, сомнительную согласную, непроизносимую гласную?

(Правописание корневых орфограмм)

Правописание парных согласных в корне слова

Правописание безударных гласных в корне слова

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Классифицируют и распределяют слова по орфограммам

Делают самопроверку по образцу, объясняют вставленные орфограммы, называют правила проверки.

Самопроверка по эталону

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Слова, с какой орфограммой вам труднее всего писать?

- назовите тему урока, по опорным словам (узнать, научиться, повторить) определите задачи урока.

- С чего начнем? (повторения)

Определяют тему и задачи урока

Определяют план работы на уроке

-Я знаю (могу решить)

- Я не знаю (не могу решить).

Таблица-фиксация знания и незнания.

4. Первичное закрепление знакомой ситуации в измененной ситуации

- Давайте вспомним правила правописания непроизносимых согласных.

Для этого проведем наблюдения. Прочитайте слова:…

- Назовите слова с непроизносимой согласной?

-Какие слова являются проверочными? Почему?

- По наблюдениям вспомните правило проверки непроизносимых согласных. Проговорите его соседу по парте.

Чтобы лучше запомнить правило прочтем стихотворение:…

Оцените соответствующий этап урока в листке успеха по критериям:


мне все понятно, могу объяснить другим


мне понятно, но другим объяснить не могу, есть вопросы


мне не понятно, нужна помощь

Какой этап урока будем оценивать? (Я знаю правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.)

Я знаю правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.

Определяют проверяемые и проверочные слова, называют их особенность, повторяют правило проверки непроизносимой согласной в корне слова в парах, демонстрируют знание правила.

Оценивают свои успехи на данном этапе урока в оценочных листах по установленным критериям

Оценочные листы по установленным критериям.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

1)Подбери проверочное слово, вставь пропущенные буквы…

3) Выборочный диктант

- Объясните выполнение задания.

называют непроизносимую согласную

Выполняют движения под музыку

Самопроверка с проговариванием

6.Применение знаний и умений в новой ситуации

- прочитайте задание к к упражнению 231 учебника.

- как поняли задание?

- оцените выполненную работу по алгоритму самооценки.

- вернемся к листку успеха. Какие умения будем оценивать? (Я умею верно писать слова с непроизносимыми согласным)

Я знаю правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.

Я умею верно писать слова с непроизносимыми согласным)

- оцените себя по установленным нами критериям.

Анализируют предложенное задание, самостоятельно выполняют его.

Определяют оцениваемые умения.

Оценивают работу по алгоритму самооценки

Алгоритм самооценки

Что нужно было сделать в задании? (Какова цель, что нужно получит в результате?)

Удалось ли получить результат?

Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой ошибкой, в чем?

Справился самостоятельно или с помощью (чьей, в чем)?

Какое умение развивали при выполнении задания?

Каким был уровень успешности, на котором выполнил задание?

Какую отметку ты можешь себе поставить, исходя из уровня успешности?

Листок успеха. Оценивают свои успехи на данном этапе урока в оценочных листах по установленным критериям

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Какую цель мы поставили в изучении данного раздела?

- Проверим свои умения в правописании корневых орфограмм. Заполняем тренажер за 2 минуты.

- Вернемся к листку успеха. Какие умения будем оценивать? (Я умею писать известные корневые орфограммы)

Я знаю правило правописания непроизносимых согласных в корне слова.

Я умею верно писать слова с непроизносимыми согласным)

Я умею писать известные корневые орфограммы)

Определяют оцениваемые умения.

Оценивают свои успехи на данном этапе урока в оценочных листах по установленным критериям.

Оценивают свои успехи на данном этапе урока в оценочных листах по установленным критериям.

Вспомните задачи, которые мы ставили сегодня на уроке. Проанализируйте свою работу на уроке и, подводя итоги, продолжите предложения.

Сегодня на уроке я:

Мне стало легче…

Мне кажется, на следующем уроке мы будем…

- где пригодятся знания и умения, которые сегодня получили на уроке?

- Вернемся к листку успеха. Проанализируйте свои успехи на уроке.

Отвечают на вопросы

Анализ достижений, обсуждение допущенных ошибок и план их коррекции

Лист личностных достижений.

Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной , ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:

- Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным.Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
- В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
- Соблюдение принципа объективности оценки;
- Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
- Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;

Таким образом, оценивание проводится до начала изучения темы и во время обучения для того чтобы установить обратную связь с учащимися, улучшить результаты работы и добиться большего понимания предмета изучения в конце темы с целью выставления отметки. Оценивание проводится учителем и учениками, которые оценивают себя и одноклассников, используя различные методы и инструменты, чтобы стимулировать вовлеченность в процесс обучения и способность к самоанализу. Это и есть формирующее оценивание , которое должно быть включено в структуру урока . Это могут быть самые различные формы самоконтроля, самооценки, взаимооценки.

Формирующее оценивание повышает качество обучения, т. к. помогает учителю понять что ученики уже знают( или не знают) и вести коррективы в обучение, формирование навыков самостоятельного обучения.

Оценочная деятельность учителя начальных классов, содержание которой образуют ценностно-ориентационная, контрольная, диагностическая функции и функция обратной связи, не только обеспечивает содержательную, достоверную, объективную, дифференцированную информацию о достигнутых школьниками результатах, но способствует их достижению, активизации учебной деятельности на основе формирования ценностного отношения к ней.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг.

Во все периоды развития общества , происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.

Система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс. Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлечённость в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.

Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. Как же организован контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?

Оценивание предметных результатов младших школьников осуществляется нами через качественную оценку, а со 2 полугодия 2 класса по 5-ти бальной системе.

При оценивании использую различные формы контроля и учёта достижений младших школьников.

  1. Обязательные формы и методы контроля: устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графические работы, изложения, доклады, творческие работы.
  2. Иные формы учета достижений: диагностические контрольные работы, контроль техники чтения, анализ динамики текущей успеваемости, участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, в проектах, творческие отчёты, портфолио, анализ психолого-педагогических исследований.

В стандартах второго поколения предполагается вовлечение в оценочную деятельность самих учащихся, поэтому опыт работы в данном направлении считаю актуальным и остановлюсь на формировании учебной самооценки через организацию самоконтроля, которая осуществляется с 1 класса.

Возможность для самооценивания представлена детям с первых дней обучения. Выполнив задание, ребёнок оценивает красоту, правильность выполненной работы, для чего на полях тетради рисует кружок определённого цвета:

  • Зелёный – усвоил, не испытываю трудностей
  • Жёлтый – иногда испытываю трудности
  • Красный – надо поработать

Во время проверки работы учитель соглашается или не соглашается с самооценкой ученика.

Формирование учебной самооценки решает следующие задачи:

  1. Развитие потребности в самоконтроле через анализ собственных результатов.
  2. Развитие потребности в самоорганизации и самоизменении.
  3. Развитие памяти, внимания, мышления, восприятия.

Работа над проблемой формирования учебной самооценки проводится в три этапа:

1 этап. Формирование представлений о самоконтроле, то есть:

  1. Мотивация ученика к самоконтролю цели деятельности, процессу и результату деятельности.
  2. Формирование представлений о связи между целью, процессом и результатом деятельности.

2 этап. Умение контролировать свой результат и процесс достижения цели, то есть:

3 этап. Умение контролировать процесс достижения цели, то есть:

  1. Использование заданий по предметам разного типа.
  2. Проведение диагностических срезов, контрольных работ.

Самопроверка, самооценка , взаимопроверка, взаимооценка, проверка работ родителями, учителем, анализ результатов.

В работе по формированию учебной оценки использую разнообразные приемы и виды деятельности:

  1. Самопроверка ученика, исправление им ошибок, выяснение причины собственных ошибок.
  2. Предупреждение ошибок через тренировочные упражнения.
  3. Сверка собственной работы с образцом учителя или с работой одноклассника.
  4. Комментированное письмо.
  5. Работа в парах, группе. Самопроверка, самооценка; взаимопроверка, взаимооценка. Проверка работы учителем.
  6. Работа ассистентов учителя. Широко используется на уроках окружающего мира при устном опросе домашнего задания.
  7. И такой вид деятельности как Свобода выбора. Ребята выполняют разноуровневые задания, пользуясь Листом самоанализа и самооценки.

После ответа ученик оценивает свой ответ, затем ответ оценивает ассистент. Если ученик не согласен с оценкой ассистента, он отвечает учителю.

Разумеется, необходимо прививать обучающимся не только навыки контроля при выполнении отдельных учебных задач, но и успешность своей работы на уроке в целом или по отдельной теме.

Ученик должен сознавать и понимать, какие знания и умения он освоил, а над какими надо еще поработать. Для этого используются тестовые, диагностические работы, которые основаны на стандарте с элементами заданий повышенной сложности.

В начальной школе мы используем три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание;

Стартовая диагностика как обычно у нас проводится в сентябре:

Стартовый контроль позволил оценить уровень личностных, предметных и метапредметных достижений учеников на момент поступления в школу, помог установить уровень развития каждого, выявить основные проблемы характерные для большинства, а также спланировать систему работы по обеспечению предметных, метапредметных и личностных результатов, которые заложены в основной образовательной программе начального общего образования.

Созданная система мониторинга позволяет проследить процесс развития ученика на разных этапах обучения, а значит организовать систему индивидуальной работы с ребёнком и его родителями.

В обязанности учителя входят, как вы знаете, различные виды работы – это и вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учёт не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся. И в этом мне помогает портфолио.

Портфолио понимается как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В состав портфолио включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности. И эта деятельность протекает как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.

И в заключении я хочу сказать, что используемая система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.


Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.

Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.

Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

Читайте также: