Партнерская деятельность в доу примеры

Обновлено: 01.07.2024

В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации образовательной деятельности в детском саду. Основными формами реализации ФГОС ДО являются: совместная партнёрская деятельность взрослого с детьми и самостоятельная деятельность детей. Существенные характеристики организации образовательной деятельности - это:

- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время организованной образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);

- открытый временной конец организованной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Рассмотрим организацию партнерской деятельности взрослого и ребенка на разных этапах организованной образовательной деятельности.

В совместной партнёрской деятельности очень важна позиция взрослого. Он – не воспитатель, не учитель, а партнёр, он наравне с ребёнком. Партнёр – это тот, кто умеет заинтересовать детей и на равных участвовать с ним в общем деле.

Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление резуль­тата с целью ребенка: что хотел сделать — что полу­чилось.

Таким образом, партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. А также вызывает стремле­ние к достижению цели деятельности, благоприятствует эмоционально­му комфорту.

Библиографический список

1. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

2. Слепцова И.Ф. Алгоритм введения ФГОСДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И.Ф.Слепцова.М.: Обруч, 2015.

3. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2014 №8.

В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации непрерывной непосредственно-образовательной деятельности (ННОД) в детском саду. Ведущим видом деятельности на занятии становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.

Чтобы организовать современную ННОД, педагогу необходимо перестроит стиль поведения. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Что значит быть партнером детей?

Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением.

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Мы подаем пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.

Есть несколько рекомендаций, которые помогают продемонстрировать детям свое уважение:

• Всегда называть детей по имени.

• Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

• При разговоре находиться на одном уровне с ребенком : опускайться на корточки или садиться на низкий стул.

• Слушать, что говорит ребенок, и отвечать ему.

• Выражать искреннее восхищение результатами работы детей.

• Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

• Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

На разных этапах непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом. (Таблица1)

Проявление партнерской позиции воспитателя

на разных этапах непосредственно образовательной деятельности

Этапы непосредственно образовательной деятельности Характеристика действий

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

2. В ходе процесса деятельности Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

Существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются :

1. включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

2. добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

3. свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);

4. открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т. п.

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Использование лэпбука в совместной деятельности взрослого и ребенка

Использование лэпбука в совместной деятельности взрослого и ребенка В данной статье есть возможность познакомиться с историей возникновения этой формы работы с детьми. Как и с чего начинать работу. Интересной.

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка В условиях реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала необходимость поиска новых современных средств.

Организация игровой театрализованной деятельности ребенка Любовь детей к театру заложена в особенностях их психики. Персонажи сказки воспринимаются ими как настоящие живые герои. Сказочный мир манит.

Организация игровой деятельности дошкольника как метод социально-личностного развития ребенка Стандарт дошкольного образования выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:.

Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг Чтобы ребенок захотел слушать, а далее читать сам, надо помнить, что на каждом этапе взросления у детей появляются определенные интересы.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

  • ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;
  • ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
  • взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

ВложениеРазмер
seminar.docx 68.78 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в организации партнерской деятельности взрослого и ребенка в ДОУ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1155 от 17. 10. 2013г., определяет одним из основных принципов образовательных отношений личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых: родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации и детей. Соответственно, меняется роль самого педагога, родителей и детей в системе дошкольного образования. В этой связи видится острая необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

  • ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;
  • ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;
  • взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования. Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выполняет роль партнера, а не учителя.

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией. Ведущим видом деятельности на занятии становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.

Есть несколько рекомендаций, которые помогают продемонстрировать детям свое уважение:

• Всегда называть детей по имени.

• Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

• При разговоре находиться на одном уровне с ребенком: опускаться на корточки или садиться на низкий стул.

• Слушать, что говорит ребенок, и отвечать ему.

• Выражать искреннее восхищение результатами работы детей.

• Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

• Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми сформулировала Н.А. Короткова. Существенными характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

  • включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
  • добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
  • свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
  • открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

На разных этапах образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом .

Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах образовательной деятельности

Наметив задачу для совместного выполнения, находят возможные способы ее реализации. Свободно передвигаясь, дети приносят из уголка экспериментирования фильтры. Далее по символам и схемам дети намечают дальнейшую свою деятельность. Педагог в ходе деятельности ставит вопросы развивающего содержания (как ты думаешь, вода будет чище, если взять другой фильтр?); проявляет заинтересованность в результате (как у тебя это получилось?); включается во взаимную оценку (как быстро ты сегодня сделал) и интерпретацию действий участников (вы не забыли про мудрость Совы); усиливает интерес ребенка к работе сверстника (посмотри, как интересно придумал Рома), поощряет содержательное общение (интересно с Полиной, правда, она всегда придумает интересное), провоцирует взаимные оценки (необычное решение у Ани, правда?), обсуждает возникающие проблемы (Лева всегда подумает о других), (подумай, чем можно помочь и где взять)…

Ежедневно необходимо учитывать время для совместных игр взрослых с детьми, причем инициатива в этих играх должна принадлежать воспитанникам, а педагогам следует ее всячески поощрять. Также в режиме дня должно быть предусмотрено время для проведения профилактических мероприятий, релаксационных и музыкальных пауз.

При организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

  • Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
  • Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет и т.п.
  • Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности — главный залог развивающего эффекта.

Как показывает практика, организация совместной партнерской деятельности вызывает у педагогов ДОУ определенные трудности, например, недостаточное овладение технологией организации такой деятельности, а именно создание мотивации, подача нового материала, организация детей, подведение итога. Перед педагогом встаёт проблемная ситуация – как привлечь детей к совместной деятельности? И здесь на помощь приходит мотивационная направленность деятельности детей. При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
  5. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам.
  2. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
  3. Каждому ребёнку даётся посильное задание.
  4. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
  1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
  • нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
  • обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
  • обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат
  • действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Педагогам предлагается продумать прием мотивации детей к образовательной деятельности в разных возрастных группах в соответствии с комплексно – тематическим планированием.

Основной принцип – ребенку должно быть интересно в детском саду. Педагог должен так организовать с ним работу, чтобы он хотел делать то, что ему предлагают, чтобы воспитатель учитывал его пожелания, а не только диктовал авторитарно.

Организация непосредственно образовательной деятельности ДОУ в виде партнерской деятельности взрослого с ребенком связана со значительным изменением поведения воспитателя. Легче всего понять, что означает быть партнером для детей, сравнив эти две позиции – партнерскую и учительскую.

Сравнительная характеристика партнерской и учительской позиций взрослого

в деятельности с ребенком.

Взрослый – учитель, преподаватель: авторитарный управляющий, руководитель; он никак не включен в работу детей, а раздает поручения (разъясняет) и осуществляет “инспекторский” контроль.

Взрослый – партнер, равноправный участник коллективной совместной деятельности; вклад детей в ней сравним с вкладом воспитателя

Стиль общения взрослого с детьми

Авторитарное общение. Вводится требование соблюдать строгую субординацию между преподавателем и воспитанниками

Демократическое общение, взаимное уважение, равноправие

Начальный этап непосредственно образовательной деятельности

Расстояние между взрослым и детьми

Преподаватель находится далеко от детей, за пределами круга, обособленно (к примеру, сидит за своим столом как на уроке в школе)

Воспитатель находится в одном пространстве вместе с воспитанниками: сидит с ними в круге за общим столом.

Дети располагаются за рядами столов и смотрят в затылок друг друга.

Позиция взрослого в пространстве группы

При партнерской деятельности позиция взрослого динамична (садится поочередно к тому ребенку , кто особенно нуждается в помощи)

  • Без согласия педагога свободное общение детей во время занятия запрещено
  • Требуется соблюдение тишины. Нарушители дисциплины наказываются.
  • Обратиться за помощью можно только после получения разрешения (нужно поднять руку, как на школьном уроке)
  • Допустимо свободное обращение друг к другу детей: они могут без получения разрешения взрослого дискуссировать, обсуждать вопросы, высказывать мнения.
  • Допускается рабочий шум.
  • Воспитанник может в любой момент подойти к воспитателю и спросить совета, обратиться за помощью.

Темп работы регламентирован строгими рамками отведенного времени на учебное

Дошкольники могут заниматься в индивидуальном темпе

Заключительный этап непосредственно образовательной деятельности ДОУ

Результат жестко задан. Задания должны быть выполнены своевременно

Результат не всегда предсказуем и зависит от ребенка. Он решает самостоятельно, когда закончить работу

Результат использования формы работы

Постоянное ожидание ребенка помощи от других, не самостоятельность в принятии решений, подавление детской активности, эмоциональный дискомфорт, страх перед ошибками, агрессия и возбудимость как проявление страха.

Партнерская деятельность взрослого и ребенка содействует развитию у дошкольников собственного мнения, самостоятельности, умения решить проблему, не бояться приступить к заданию, не опасаться ошибок, стремление достичь результата, способствует эмоциональному спокойствию.

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

Современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу образовательной деятельности в дошкольной организации и как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Педагогам предлагается продумать переход от НОД к совместной образовательной деятельности по речевому развитию, окружающему миру, художественно - эстетическому развитию в разных возрастных группах.

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу образовательной деятельности в дошкольной организации и как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Педагогам предлагается продумать прием мотивации детей к образовательной деятельности

подготовительная к школе группа

Педагогам предлагается продумать переход от НОД по художественно - эстетическому развитию к совместной образовательной деятельности

подготовительная к школе группа

Педагогам предлагается продумать прием мотивации детей к образовательной деятельности

2 младшая группа

Педагогам предлагается продумать переход от НОД по окружающему миру

к совместной образовательной деятельности

2 младшая группа

Педагогам предлагается продумать прием мотивации детей к образовательной деятельности

Педагогам предлагается продумать переход от НОД по речевому развитию

к совместной образовательной деятельности

Задание №2 "Учитель - партнер?"

Сравнительная характеристика партнерской и учительской позиций взрослого в деятельности с ребенком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной статьи направлена на рассмотрение организации в дошкольном образовании партнерской деятельности взрослого с детьми, которая предусмотрена в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Партнерская деятельность с детьми в рамках ФГОС.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155) одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;

– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;

– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Сегодня хорошо известно, что последний способ образования (прямое обучение) не годится для дошкольника. Ситуация, когда учебная деятельность определяется мотивами взрослых, а собственные интересы ребенка остаются в стороне, приводит к ряду негативных последствий. Этот факт находил неоднократное подтверждение в психологических концепциях развития личности (А. Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), в психолого-педагогических образовательных системах (П. П. Блонский, О. Декроли, Дж. Дьюи, Н.А. Короткова).

В соответствии с требованиями Стандарта, образовательная деятельность должна строиться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила основным средством его собственного развития. Это подразумевает внедрение инновационных форм осуществления образовательного процесса, пересмотр отношений взрослый – ребенок.

Следовательно, меняется и роль самого педагога в системе образования.

Педагог должен превратиться в профессионала, который научит ребенка самостоятельно получать знания, поможет развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению, и сам будет при этом являться субъектом организованной деятельности наравне с детьми.

Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей.

Двигательная деятельность организуется при проведении физкультурных занятий, режимных моментов совместной деятельности взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду; способствует овладению ребенком конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми – развитию общения со взрослыми и сверстниками, развитию всех компонентов устной речи.

Трудовая деятельность организуется с целью формирования у детей положительного отношения к труду, через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственного участия детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома.

Познавательно-исследовательская деятельность организуется с целью развития у детей познавательных интересов, их интеллектуального развития.

Продуктивная деятельность направлена на формирование у детей интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение их потребности в самовыражении. Данный вид деятельности реализуется через рисование, лепку, аппликацию.

Музыкально-художественная деятельность организуется с детьми ежедневно, в определенное время и направлена на развитие у детей музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку. Данный вид деятельности включает такие направления работы, как слушание, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевально-игровое творчество. Игра на музыкальных инструментах.

Чтение детям художественной литературы направлено на формирование у них интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач: формирование целостной картины мира, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Дети учатся быть слушателями, бережно обращаться с книгами.

Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление резуль­тата с целью ребенка: что хотел сделать — что полу­чилось.

Таким образом, партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. А также вызывает стремле­ние к достижению цели деятельности, благоприятствует эмоционально­му комфорту. Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

На разных этапах партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности

Этапы деятельности

Характеристика действий

Целеполагание и мотивация детей на деятельность: воспитатель акцентирует внимание детей на фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, педагог направляет обсуждение на постановку проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

Представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель обсуждает с детьми возможные пути решения проблемы. Ответы детей можно фиксировать наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти действия могут стать решением поставленного вопроса. Таким образом, составляется план совместных действий, интегрирующий готовый проект педагога и предложения детей. Умение проявить гибкость в планировании, способность подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы - является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности работать в проектном режиме. Индивид становится субъектом, когда начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы и на этой основе вырабатывает программы действий, занимает определенную позицию Главные задачи данного этапа - обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия.

Практическая часть в которой дети исследуют, экспериментируют, творят. Воспитатели на равных правах с ребенком участвуют в процессе достижения цели, осуществляя постоянный обмен информацией и действиями, являются соучастником деятельности ребенка, распределяя права, обязанности, ответственность. Функция педагога по отношению к детям заключается не трансляция информации, а организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем Па данном этапе осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконтроля.

Партнёрской деятельности является презентация. В зависимости от возраста детей и темы проекта презентация может проходить в различных формах: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, игры - викторины, оформление фотовыставок, альбомов, мини-музеев, творческих газет и т. н.

Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно - доверительному);

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

1.Антология гуманной педагогике. Вып. 1. Выготский Л.С. / Сост. и вступ. ст. А.А. Леонтьева. М., 1996.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

3. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.

4. Слепцова И.Ф. Алгоритм введения ФГОСДО в детском саду: учебно-методическое пособие / И.Ф.Слепцова.М.: Обруч, 2015.

5. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в развивающей среде // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2014 №8.

Автор: Соловьева Елена Петровна

Организация: ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Совместная деятельность взрослых и детей – одно из требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса.

В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются.

Схема развития деятельности:

- совместная деятельность с взрослым

- совместная деятельность с сверстниками

Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.

Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)

Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

Что значит быть партнером детей? (по Н.А. Коротковой):

- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)

- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)

- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
4. Неразвитость тонкой моторики рукистарших дошкольников, отсутствие графических навыков.
5. Недостаточная социальная компетентность детей дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
6. Большое количество детейтс нарушениями речевого развития

7. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних дошкольников познавать окружающий мир
8. Низкий уровень коммуникативной компетентности.

9. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

- в процессе наблюдения во время прогулки воспитатель сам комментирует увиденное, дети молча слушают рассказ воспитателя;

- все действия с материалами в процессе экспериментальной деятельности осуществляет взрослый, дети только наблюдают;

- совместное обсуждение отсутствует;

- выводы по результатам опытов делает взрослый;

- воспитатель ставит перед детьми проблему и сам же предлагает вариант, как ее решить;

- на всех этапах игры дети действуют по указанию воспитателя, детская инициатива и самостоятельность отсутствуют и т.д.

Это еще раз доказывает, что деятельность воспитателя с детьми должна быть не просто формально совместной, а партнёрской, являлась сотрудничеством взрослого и ребёнка. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества.

Рассмотрим основные компоненты совместной деятельности - сотрудничества:

1. Общая цель. Совместное выполнение задания.

2. Общий мотив. Всегда объединяет усилия партнеров. Приводит их к сотрудничеству.

3. Совместные действия. Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.

4. Общий результат. Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата.

Какие требования должен соблюдать педагог, какие качества помогут грамотно организовать партнерскую деятельность:

  • Наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.
  • Педагога – партнёра отличает особый стиль взаимоотношений, взаимодействия с детьми.
  • Он уважает мнение детей, умеет слушать и слышать своих воспитанников, в общении с ними предпочитает диалог, предоставляет детям свободу выбора ( выбор партнёра, материалов, способов действия).
  • Педагог - партнёр не забывает о том, что ребенок – это полноценный участник образовательных отношений.

Партнёрские формы организации деятельности с детьми различны:

1) Проведение круглого стола.

Обычно педагог выделяет волнующие вопросы детей, конфликтные ситуации или желание просто организовать подготовку к празднику, например:

  • Новогодние самоделкины
  • Мастерская флористов (изготовление цветов для мам)
  • “Мальчики и девочки. Какие они?”
  • “Я и моя семья” (или “Семейные традиции”)
  • “Учимся весело и быстро учить стихи” (с помощью мнемотаблиц, логоритмических упражнений, пальчиковых игр и т.д.)
  • круглые столы, в которых в деятельность включены педагоги, дети и их родители

2) Серия совместной деятельности под лозунгом “Кто может или хочет помочь мне? (помощнику воспитателя)

3) Такой вид деятельности, как “Кто может меня научить. ”

  • “В поисках угощения” (приурочена дню города)
  • “Осеннее путешествие”
  • “Пасхальные игры”
  • “Я знаю правила дорожного движения”
  • “Зеленый огонек” (приурочена дню Земли)
  • “Сбережем природу вместе”

Правильно организованная совместная деятельность со взрослым способствует достижению целевых ориентиров развития дошкольника:

Читайте также: