В чем состояли особенности гуманизма сервантеса и шекспира кратко

Обновлено: 04.07.2024

Шекспир ввел понятие "трагического гуманизма", что означает постоянную борьбу человека с обществом и осознание человеком своей личностной трагедии. Он считал что реальный образ человека не соответствует его пониманию в период эпохи Ренесанса. В творчестве Шекспира герои переосмысливают себя, свое окружение, время в котором живут, понятие вечности, категории добра и зла. На мнение автора, человек должен понимать свое предназначение в жизни и это ведет к просветлению.

Гуманизм в понимании Сервантеса ярко представлен в его работе - Дон Кихот. Герой отвержено борется ради защиты высоких ценностей и верит в добро человеческой души. Человек должен защищать бедных и обездоленных. В понятии автора человек по своей природе благородный и нравственный.

К концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен над собой и над своей судьбой, что он сам находится под властью времени и обстоятельств, что он постоянно пребывает в движении и изменении. Многие из них сохраняли верность прежним идеалам красоты, добра и справедливости, однако теперь их мировоззрение все более окрашивалось в трагические тона.


Герой Сервантеса, бедный идальго, начитавшись рыцарских романов, решил стать странствующим рыцарем. Он уговорил крестьянина Санчо Пансу быть его оруженосцем. Вместе они путешествовали по реальной Испании, совершенно не похожей на мир рыцарских романов. Всюду Дон Кихот пытается восстанавливать справедливость – и постоянно попадает в нелепые ситуации. Однако автор не столько иронизирует над своим героем, сколько сочувствует ему, ведь Дон Кихот, сознавая пропасть между желаемым и действительностью, не изменяет идеалам гуманизма и готов биться за них. В свою очередь, Санчо Панса в разговорах с Дон Кихотом тоже постепенно проникается гуманистическими идеалами добра и справедливости.

Герои Сервантеса, воплотившие лучшие черты испанского народа, любимы во всем мире.


Как вы думаете, зачем Сервантесу рядом с Дон Кихотом был нужен Санчо Панса?


Лучшие образы, созданные Шекспиром, оказались настолько яркими и психологически точными, что до сих пор символом ревности остается для нас Отелло, мучительных сомнений – Гамлет, всепобеждающей любви – Ромео и Джульетта.


Экстаз св. Терезы. Скульптор Л. Бернини

В XVII–XVIII вв. стиль барокко распространился далеко за пределами Италии, особенно в католических землях (в Испании, Австрии, Южной Германии, Южных Нидерландах).


Автопортрет с Изабеллой Брандт Художник П. Рубенс

Вечные ценности Рембрандта и Веласкеса


Ночной дозор. Художник Рембрандт

Жизнь Рембрандта изменилась. Он пережил смерть горячо любимой жены и единственного сына. Оставаясь верен своему пути в искусстве, он почти перестал получать заказы, его имущество было продано за долги. Не понятый современниками, Рембрандт до конца своей жизни оставался верен себе и своим поискам истины в искусстве. Он умер в нужде и был похоронен на общественные деньги.

Рембрандт любил писать портреты пожилых людей. В их лицах, часто некрасивых, художник открывал возвышенную духовную красоту и человечность. Собственное лицо тоже стало для него целым миром, дарящим все новые открытия – из всех художников того времени именно Рембрандт создал самую большую серию автопортретов (более 60), на которых он выступает то беспечным кутилой, то солидным бюргером, то простаком, то мудрым и проницательным наблюдателем жизни. Изображая себя и близких людей, Рембрандт показывает бесконечное разнообразие выражений человеческого лица.


Портрет инфанты Маргариты. Художник Д. Веласкес


Как вы думаете, почему художник XVII в. Рембрандт оставил столько автопортретов, сколько никогда не писали художники Возрождения?

По-другому Веласкес изображал карликов и шутов, развлекавших королевское семейство. Он различал за их жалкой внешностью тайные муки и глубоко спрятанное чувство собственного достоинства. А в портретах юных принцев и принцесс за чинной неподвижностью их поз скрыта печаль детей, с младенчества скованных правилами придворного этикета.

Литература и искусство классицизма


Танкред и Эрминия. Художник И. Пуссен


С конца XVI и особенно в XVII в. на смену культуре эпохи Возрождения приходят новые направления в литературе и искусстве: пышное и эффектное барокко, глубокий реализм таких мастеров, как Сервантес или Рембрандт, строгий и рациональный классицизм.

1. В чем состояли особенности гуманизма Сервантеса и Шекспира?

2. Чем стиль барокко отличается от стиля Ренессанса?

3. Можно ли выделить какие-то черты, объединяющие великих мастеров искусства XVII в.?

4. Какие основные черты характеризуют стиль классицизма?

1. Прочитайте сонет 66 Уильяма Шекспира:

Измучась всем, я умереть хочу.

Тоска смотреть, как мается бедняк.

И как шутя живется богачу.

И доверять, и попадать впросак.

И наблюдать, как наглость лезет в свет.

И честь девичья катится ко дну.

И знать, что ходу совершенствам нет.

И видеть мощь у немощи в плену.

И вспомнить, что у мысли заткнут рот.

И разум сносит глупости хулу.

И прямодушье простотой слывет.

И доброта прислуживает злу.

Измучась всем, не стал бы жить и дня.

Да другу трудно будет без меня.

Какие черты современного Шекспиру общества вызывают его негодование? Можно ли сказать, что и в этом сонете проявляется трагический гуманизм Шекспира? Обоснуйте свое мнение.

2. На основании текста параграфа (а при желании и с использованием дополнительных материалов) составьте рассказ о взаимоотношениях художников и заказчиков в XVII в.

3. Сопоставьте искусство Возрождения и искусство XVII в. на примере творчества двух художников той и другой эпохи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Французское искусство XVII столетия

Французское искусство XVII столетия Предварительные замечания. Французское зодчество XVII столетия 1. Общий обзор развития искусства Облик искусства Франции в XVII веке был образован взамиодействием двух течений — романского (южного) и готического (северного), которые и

Искусство XVII столетия в Скандинавии

Искусство XVII столетия в Скандинавии Искусство этого периода в Дании 1. Обзор развития датского искусства Развитие искусства Дании серьезно отставало от западноевропейского, поэтому в рассмтариваемый период в стране наблюдается подавляющее преобладание немецкихЮ

Искусство XVII столетия в Швеции

Искусство XVII столетия в Швеции 1. Обзор развития шведского искусства Искусство Швеции в начале XVII века равзивалось преимущественно под патронажем правящего дома и в основном было представлено иностранными мастерами: нидерландцами, французами, немцами. В целом во всех

2.4. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ XIV ВЕКА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАЧАЛА XVII ВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ТИХВИНСКОЙ ИКОНОЙ, ТОЖЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ КАК СТРАНСТВИЯ КОВЧЕГА ЗАВЕТА

2.4. ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ XIV ВЕКА И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДАЖЕ НАЧАЛА XVII ВЕКА, СВЯЗАННЫЕ С ТИХВИНСКОЙ ИКОНОЙ, ТОЖЕ ОТРАЗИЛИСЬ НА СТРАНИЦАХ БИБЛИИ КАК СТРАНСТВИЯ КОВЧЕГА ЗАВЕТА Обратим внимание еще на одно любопытное обстоятельство. В странствиях библейского ковчега Господня громко

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

Глава 7 Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах книги Есфирь

Глава 7 Русская история конца XVI века и начала XVII века на страницах книги Есфирь 1. Позднее происхождение книги Есфирь Книга Есфирь занимает особое положение в Библии. Как мы сейчас покажем, она относится к группе шести библейских книг от 1-й книги Ездры до Есфири, которые

§ 15. Литература и искусство XVII века

§ 15. Литература и искусство XVII века Трагический гуманизм Сервантеса и ШекспираК концу XVI в. стал очевидным разлад между гуманистическими идеалами Возрождения и суровой действительностью. Писатели, художники и мыслители приходили к пониманию того, что человек не властен

3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО

3. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО Развитие литературно — художественного процесса в Украинской ССР определялось требованиями партии, выдвинутыми в постановлениях ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, принятых в 1946–1948 гг. В них говорилось о необходимости создать

Читайте также: