Основные направления контроля тендерной деятельности кратко

Обновлено: 17.05.2024

Тайм-менеджмент

Совет: не полагайтесь на вашу память и краткие заметки. Ведите полноценный календарь с расписанными сроками. Сейчас существует множество программ, которые дублируются на смартфон и ПК, синхронизируясь между собой. Заведенный на рабочем компьютере подробный календарь с важными датами по тендерам, со сроками поставок и расчетов поможет вам эффективно выстраивать рабочий день, не забывая о мелочах, а его дубликат на смартфоне позволит распределять задачи между сотрудниками даже если вы не в офисе.

В тендерах огромное значение играет практически опыт. Теоретическая база – крайне ценна сама по себе, но в любой профессии хватает подводных камней и двояко решающихся вопросов.

Не бойтесь признать недостаточность вашего опыта. Лучше заказать консультацию со специалистами, чтобы прояснить все интересующие вопросы, или отдать на аутсорсинг профессионалам проблемный участок работы.

Естественно, что необходимо нарабатывать собственный опыт, но финансовая сфера не прощает ошибок, и настоящий специалист должен трезво оценивать свои текущие возможности.

Совет: существующие фирмы, занимающиеся консалтингом и аудитом, проводят как базовые консультации, так и помогают организовать и оптимизировать работу отделов тендерных продаж, выявить пробелы знаний у сотрудников и создать отлаженную систему в офисе. Также, если смотреть более узкоспециализированно, многие опытные юристы предлагают не только консультации, но и сопровождение тендеров с обучением.

Если ваша фирма только выходит на тендерное поле, и вы испытываете нехватку опытных специалистов, воспользуйтесь чужим опытом и учитесь на примере профессионалов своего дела.

Профессиональные цели

Специалист в любой области должен постоянно повышать квалификацию, изучать смежные области и совершенствоваться в своем деле, если хочет стать действительно успешным и востребованным даже во времена кризиса. Профессиональные цели заключаются не только в выполнении запланированных событий и четком соблюдении графиков, но и в самосовершенствовании.

Совет: самый простой способ узнать, что именно повысит вашу ценность как специалиста – взглянуть на требования к вакансиям уровнем выше вашей нынешней должности или по уровню компании. Просмотрев списки требований, можно составить себе чек-лист.

Мы рассмотрели, как цель карьерный рост и повышение собственной востребованности на рынке труда, но это не единственный вариант. Возможно, вы хотите начать преподавать или просто вести собственный канал с секретами профессии? Или хотите выиграть определенное количество торгов? Главное – четко осознать свою цель, обозначить шаги к ней и прикладывать все усилия к их выполнению.

Поиск нового

Как только специалист начинает считать, что он знает все в своей профессии, он и сам не замечает, как его знания начинают устаревать, а умения теряют былую эффективность. Тем более, в области тендеров, где законодательство стремительно меняется и оптимизируется. Не говоря уже о том, что электронные площадки производят дополнительные сервисы, которые позволяют вести дела гораздо более эффективно – системы расчетов, сервисы электронной документации, каталогизация нормативно-справочной информации и т.д.

Специалист по закупкам должен быть в курсе новинок и приложений, способных улучшить производительность. Не говоря уже о том, что пробелы в знании последних поправок в законодательстве могут привести к проигранным торгам или судебным тяжбам. Изучайте весь функционал электронной площадки, которой вы пользуетесь, посещайте бесплатные вебинары, подписывайтесь на актуальные рассылки, изучайте предложения по образовательным курсам. Делитесь опытом в специализированных сообществах и изучайте законопроекты, которые готовятся к выходу. Актуализируйте свои знания и применяйте их на практике!

Увеличение эффективности

Этим пунктом можно, пожалуй, подвести итог. Он включает в себя поиск новых знаний, приобретение опыта, а главное – умение применить все на практике. Тендерный специалист, внимательно изучающий свою область, способен не только быстро адаптироваться к любым изменениям, но также отслеживает законодательные и закупочные тренды и способен спрогнозировать изменения в своей области.

Специалист по торгам также должен разбираться в финансовых продуктах, активно использующихся в сфере закупок, такие как кредиты с выделенной линией, факторинг, лизинг и т.д. Грамотное использование финансовых инструментов позволит компании активнее участвовать и чаще побеждать в закупочных процедурах.

Также увеличить эффективность позволяют возможности электронного документооборота. Компании, которые давно его используют, например, быстрее весной 2020 года адаптировались к удаленной работе во время пандемии, им потребовались минимальные усилия, чтобы организовать офис на дому для ключевых специалистов.

Система контроля в сфере госзакупок

Есть всего несколько видов контроля в закупках, которые определяются много-этапностью этого процесса, поскольку каждый из этапов нуждается в индивидуальном подходе к контролю. Так как сфера закупок является достаточно сложно-сконструированной и проблемной с части общественных отношений, то она является в тщательном, а то и в достаточно жестком контроле. Ключевой целью в данной сфере будет являться нивелирование разных видов рисков, которые несут за собой растрату государственных средств и увеличение эффективности удовлетворение государственных нужд и муниципалитета.

Объекты контроля - это любые субъекты, которые принимают участие в деятельности закупок - то есть, это и Заказчики, и контрактные службы, и управляющие, и комиссии, и органы уполномоченной власти, и спец-организации, и даже операторы ЭТП и прочие лица, непосредственно принимающие участие в закупках.

  • Ведомственный контроль
  • Общественных контроль
  • Внутренний контроль

2. Ведомственный контроль в сфере государственных закупок.

В 3 части 99 статьи в Законе о контрактной системе говорится о том, что ведомственный контроль в отношении закупок и каждого Заказчиков должен осуществляться отдельным контрольным органов этой сферы. Однако, даже при таком разнообразие органов контроля, ведущая роль для всех Заказчиков отводится ФАС и Казначейству. Итак, именно Казначейство осуществляет контроль, который предусмотрен 5 частью в статье 99 в 44-ФЗ, который имеет неофициальное название “финансовый контроль”.

В сферу деятельности данного контроля входит осуществление и сопоставления полученных сведений из самых разных видов документации, для того, чтобы определить соответствует ли закупка той сумме фин-обеспечения которое было установлено. Данный механизм нацелен на цель в виде снижения риска по не целевым расходам средств из бюджета. Главенствующим инструментом фин-контроля служит идентификационный код закупки, в сокращении ИКЗ. Он помогает увидеть всю историю закупки, которая начинается от планирования до исполнения сделки.

Такой контроль в закупках имеет форму текущего и подлежит непосредственному осуществлению при выполнении деятельности закупки, поскольку без этого Заказчик не имеет право на опубликование нужных данных.

ФАС России и его отделения являются основой контроля в сфере закупок, поскольку именно они осуществляют контроль в нашей сфере при проведении закупок и регистрируют жалобы от претендентов на победу в тендерах. К полномочиям антимонопольной службы также относится и контроль который осуществляют в закупках в тех случаях, когда обнаруживаются нарушения. Именно эта служба имеет возможность предотвратить заключение сделки в случае нечестных торгов.

Основные положения КоАП России в данной сфере также имеет прямое отношение к деятельности ФАС, поскольку опираясь на них ФАС имеет право на то, чтобы ввести штраф для субъекта закупки. Хотя законодательная база устанавливает и срок в который может быть осуществлена проверка - 1 раз в 6 месяцев, но стоит помнить о том, что у любого правила есть исключения, здесь исключением являются специализированные организации, для которых свой оговоренный срок - не более, чем 1 раз в 1 конкретной закупке.

Сведения о планирующихся проверках можно посмотреть на общедоступном портале на сайте ЕИС. Однако, ФАС России может осуществлять не только плановые, но и внеплановые проверки, для последних должны быть веские аргументы - например жалоба конкурсанта участвующего в закупке.

Обратите внимание, контроль казначейства, который предусматриваются 5 частью статьи 99 в 44-ФЗ на данный момент времени был приостановлен в согласии с ПП РФ от 20.3.17 № 315. Но для федеральных заказчиков срок моратория заканчивается 1.1.18, а для муниципальных и субъектов РФ до 1.1.19.

Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

3. Общественный контроль в сфере закупок.

В сфере государственных закупок был реализован принцип открытости и прозрачности, в этом хорошо посодействовал и механизм общественного контроля.

Право на осуществления данного контроля в закупках обладают лица, которые объединены общественным движением и круг юр.лиц. Данное право призывает к обязанности гос-органов и муниципалитетов способствовать им в воспроизведении данного контроля. Им предоставляется право на осуществление публичных обсуждений гос-закупок и непосредственно запрашивать нужную документацию у Заказчика. Если такой запрос был сделан, то заказчик обязуется работать с ним в общем порядке наравне с обращением граждан.

В случае, если общественный контроль осуществляется в сфере гос-закупок, то может проводиться и независимый мониторинг, а также оценка эффективности проводимых торгов и условий на котором предоставляется договор. Полномочия общественного контроля разделяются на два типа:

4. Внутренний контроль в сфере закупок.

Кроме того, чтобы уже было перечислено выше, контроль также осуществляется и внутри закупки, то есть его осуществляет лицо, которое проводит закупку.

В согласии с 101 статье 44 Закона Заказчик обязуется осуществлять такой контроль за исполняющим договор лицом. Кроме того, Заказчик обязуется контролировать и субподрядчиков, которые были привлечены Исполнителем из числа СМП. Форма этого контроля не имеет определение в Законодательной базе, поэтому Заказчик имеет право самостоятельно определить форму и метод контроля.

5. Видео-инструкция система мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

В России существует профессия тендерный специалист, это относительно новый вид трудовой деятельности. Ее популярность повысилась из-за увеличения количества торгов, которые идут на электронных площадках. Учреждение, в котором отсутствует менеджер по работе с тендерами, не имеет возможности принять участие в торгах на высоком квалифицированном уровне. Вот с чем связана потребность возможного исполнителя в поиске опытного грамотного работника, деятельность которого прямо влияет на успех предприятия в бизнесе.

Ключевые обязанности — искать торги, которые идут по 44-ФЗ и 223-ФЗ, и обеспечивать участие в них организации. Профессия появилась из-за подробной регламентации федеральным законодателем закупочной деятельности. В период с 2005 года приняты несколько законов (94-ФЗ — 2005 года, 44-ФЗ — 2013 года), заставивших организации брать в штат сотрудников, которые знают тонкости законодательства о торгах и обеспечивают в них участие.

Требования к его квалификации

Законодатель разрешает предприятию установить, что делает специалист по тендерам, перечень требований по образованию, опыту работы и навыкам для сотрудника самостоятельно. В определении квалификационных требований помогает профстандарт специалиста по закупкам, утвержденный приказом Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н (документ не является обязательным для использования — письмо Минэкономразвития РФ от 21.06.2016 № Д28и-1536). Исключение — закупающие специалисты со стороны заказчика. Для них ФЗ № 44-ФЗ (ст. 38) предусматривает требования по образованию — высшее или дополнительное профобразование по теме закупок.

Получить профессию в учебном заведении невозможно (обучение предусмотрено лишь для контрактного управляющего). Желающие получить знания в сфере тендеров обращаются в различные учебные центры, при которых организованы курсы по теме. Предприятие, которое ищет работника, определяет, что должен знать специалист по тендерам, определяет требования к работнику, например, следующие:

Обработка и хранение сведений.

Способность к анализу.

Возможность подсчитать выгоду для бизнеса от торгов.

Владение иностранными языками позволяет выйти на международный уровень и принять участие в зарубежных конкурсах. Высокая степень ответственности, внимательность, умение принимать самостоятельные решения, тяга к получению новых знаний в сфере закупок тоже учитываются при поиске тендерного специалиста. Получается, что специалист по подготовке тендерной документации — это сотрудник с разносторонними компетенциями, обладающий высокой квалификацией.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как составить должностную инструкцию правильно. Используйте эти инструкции бесплатно.

Обязанности тендерного специалиста

Инструкция по должности работника формируется в зависимости от целей учреждения — участника процедуры. Основной функцией работника тендерного подразделения является корректное (с точки зрения действующего законодательства) оформление участия предприятия в торгах, разработка, формирование и оформление требующегося пакета бумаг, сопровождение процессов при победе в конкурсной процедуре.

Разработанная учреждением должностная инструкция тендерного специалиста предполагает способность работника находить подходящие тендеры. При найме на работу специалиста учреждения, которое принимает участие в торгах, учитывают такие требования:

  • умение анализировать объявленные процедуры;
  • способность найти подходящие для участия конкурсы;
  • навык формирования необходимого для тендера пакета бумаг;
  • возможность оценить сформированный пакет на предмет соответствия конкурсным требованиям;
  • строгое соблюдение всех установленных сроков.

Стандартная должностная инструкция специалиста по тендерам и электронным торгам в списке функций включает различные направления деятельности:

  • проведение мониторинга тендеров на специализированных площадках;
  • поиск подходящих торгов;
  • анализ необходимости принять участие в закупках;
  • оформление заявки на участие в конкурсе;
  • контроль расходов по смете заказа;
  • выработка спецификаций, соответствующих условиям торгов;
  • проведение коммуникаций с исполнителем в целях решения проблем;
  • регистрация на специализированных площадках для торговли.

Это не все обязанности специалиста по тендерам: список не окончательный, но четко показывающий, что такой работник сопровождает процедуру на всем ее протяжении — от мониторинга торгов до контроля всех процессов. На практике работа специалиста по электронным торгам связана с:

  • оформлением пакета бумаг (от имени поставщика), который дает учреждению возможность участвовать в торгах;
  • поиском подходящих видов торгов;
  • организацией и сопровождением тендерного процесса.

Важной является способность выявить направления, по которым предприятие становится победителем торгов: не во всех случаях организация, которая предлагают низшую цену, выигрывает тендер. Организатор торгов устанавливает ряд позиций, которые в совокупности определяют победителя — подобным вариантом анализа следует владеть квалифицированному работнику.

Ответственность

Для должности специалист по тендерам (без опыта работы или с наличием опыта) предусмотрен высокий уровень ответственности. Пробелы в знаниях приносят финансовый ущерб компании, как экстремальный вариант — включение организации в перечень недобросовестных поставщиков.

Ответственного за тендеры привлекают к ответственности по ТК РФ, если он:

Тендерный отдел — структурное подразделение, которое отвечает за участие в закупках. В статье раскроем пошаговый алгоритм его создания.

Принимаем решение

На первый взгляд принятие решения о создании отдела выглядит предельно однозначным, ведь одним из самых эффективных приемов управления в организации является делегирование. В сфере тендерных продаж используют несколько способов воплощения приема от самых неэффективных до крайне неожиданных. Рассмотрим по порядку.

Отложить создание отдела

Возложить дополнительные обязанности

Создать полноценный отдел

Альтернативным решением является создание солидного подразделения. К подобному сценарию управляющие приходят, когда анализируют объемы государственных закупок. После этого набирается целый штат тендерных специалистов. Содержание коллектива: выплата заработной платы, налогов, взносов, приобретение мебели и офисной техники и другие издержки — приводит к тому, что на торгах их обходят компании с меньшими издержками.

Для принятия решения необходимо оценить востребованность у заказчиков вашей продукции, количество заказов, в которых вы потенциально готовы участвовать. После этого необходимо принять решение о создании тендерного подразделения. Причем не всегда отдел подразумевает большой штат сотрудников. На первых порах с объемами справится один или два тендерных специалиста.

Строим отдел

Тендерное подразделение может состоять и из одного человека. Рекомендую при построении работы ориентироваться на функции управлений по А. Файолю:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Планирование тесно связано с целями и аналитикой. У каждого направления в организации должны быть показатели и измеримые результаты. Т о, что мы не измеряем, мы не контролируем. В зависимости от сезона, расширения производства, социальных, экономических изменений в стране планы тендерного отдела меняются.

В организацию работы входит режим рабочего времени, распределение задач, собственных или подчиненных.

Под координационной функцией стоит понимать взаимодействие с другими отделами в процессе деятельности. Например, тендерному специалисту приходится взаимодействовать с отделом снабжения для расчета цены контракта, с юридическим отделом приходится решать совместные задачи, и с другими

Мотивация — это внутреннее стремление выполнить поставленные планы. Она исходит как извне, например премия по результатам работы, так и внутренние мотивы могут присутствовать. Например, опыт работы в престижной компании, результаты работы, которые записывают в портфолио.

Финальная функция — это контроль — составление отчета, выстраивание воронки продаж, подсчет цикла сделки, финальных результатов. Причем контроль может быть как текущим (по факту закрытия контракта), так и периодическим (месячный, квартальный, годовой).

  1. Руководитель отдела. Его главной функцией является координация и организация работы всего отдела и контроль и составление отчетности.
  2. Специалист по аналитике. Его главной задачей должно стать планирование.
  3. Юрист по торгам. Главный исполнитель, который отвечает за составление документов, следить за изменениями в процедуре торгов, заниматься написанием запросов на разъяснения и обращений в ФАС и суд.
  4. Тендерный специалист. Его зона ответственности связана с организацией всего процесса участия. Получение подписи, настройка рабочего места, аккредитация, направление документов и подписание контракта.
  5. Курьер. Он может заниматься доставлением заявок в живых процедурах. Например, запросы котировок и конкурсы. Наличие этой штатной единицы позволяет в одно и то же время участвовать и в аукционах, и в запросе котировок.

Распределяем обязанности

После того как мы определились с функциями отдела, нам необходимо определиться с ежедневными задачами. Ниже мы привели примерный перечень самых распространенных обязанностей из должностных инструкций практикующих тендерных специалистов, которые следует прописать в должностной инструкции.

  1. Составление комплекта документов и получение ЭП.
  2. Получение доступа к торгам (аккредитация, переаккредитация) на федеральных и(или) коммерческих ЭТП.
  3. Настройка рабочего места для участия в торгах.
  4. Поиск и мониторинг государственных заказов в ЕИС, согласно специфике деятельности организации.
  5. Изучение и анализ документации, технического задания.
  6. Аналитика конкурентов и мониторинг результатов завершенных тендеров.
  7. Подготовка и подача заявок.
  8. Получение необходимых справок и выписок и их нотариальное заверение.
  9. Отслеживание изменений в законодательстве, регламентирующем процедуры закупок.
  10. Получение займов и банковских гарантий.
  11. Взаимодействие с субподрядчиками (в случае если организация является посредником).
  12. Участие в закупках (личное или дистанционное).
  13. Написание запросов на разъяснение документации и условий проведения закупок.
  14. Отслеживание изменений в извещениях о проводимых закупках и результатов таких закупок.
  15. Подготовка необходимых жалоб и исков для защиты интересов организации.
  16. Подписание контрактов.

Образец должностной инструкции специалиста тендерного отдела


Сидаев Дмитрий

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

Каким критериям необходимо соответствовать тендерному специалисту

Займёмся составлением профессионального портрета специалиста по тендерам и выясним, какие качества должны быть ему присущи.

Чтобы добиваться высоких результатов в закупочной деятельности, сотруднику нужно обладать совокупностью определённых черт и компетенций. Зачастую на эту должность берут человека, который провёл совсем немного сделок или вообще никогда не участвовал в торгах. Из-за такой опрометчивости компания оказывается в неприятном положении:

  • вовлекается в судебные разбирательства
  • влезает в штрафы
  • теряет обеспечение контракта (можно разом лишиться суммы в несколько сотен тысяч рублей)
  • вносится в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) (См. подробнее: «Как действовать, чтобы не оказаться в реестре недобросовестных поставщиков«)

Каким правилам нужно следовать, чтобы этого не произошло?

Оставаться в курсе последних изменений

Государство почти ежемесячно вносит поправки в законы, регламентирующие сферу закупочной деятельности. С такой же периодичностью происходит возникновение новых прецедентов в судебной практике.

Чтобы оставаться востребованным специалистом в этой области, важно регулярно актуализировать знания и проходить повышение квалификации.

Нарабатывайте опыт участия в тендерах

Для подтверждения своей компетентности в сфере закупок специалист должен иметь за плечами внушительный опыт участия в торгах, большая часть которых завершилась успешно (одобрением заявки, победой в конкурсе).

Важно помнить, что участие в тендерах — командная работа: ответственность за победу лежит не только на тендерном специалисте, но и на юристах, технических специалистах, закупщиках, логистах.

Даже если побед будет не так много, всё равно важно упомянуть о положительном опыте в резюме. Это позволит вам проявить себя как человека, знающего своё дело.

Уделяйте время саморазвитию и повышайте квалификацию

Специалист по участию в торгах должен иметь на руках документы об образовании и сертификаты, свидетельствующие о постоянном повышении квалификационного уровня. Чтобы стать профессионалом в этой области, мало 1-2 раза прийти на курсы переподготовки и прослушать вебинар.

Сейчас закупочная деятельность регламентируется 2 законами: 223-ФЗ и 44-ФЗ. Для понимания правил её организации нужно хорошо разбираться в:

  • статьях вышеупомянутых законов
  • локальных нормативно-правовых актах
  • гражданском законодательстве и пр.

Тендерный специалист должен развиваться в своей профессиональной области. Не лишним будет поучаствовать в конференции и поупражняться в ораторском мастерстве, прочитав доклад перед большой аудиторией.

Развивайте в себе качества сильной личности

Опытного тендерного специалиста всегда можно узнать по характерным чертам:

  • безупречному внешнему виду. Данная работа обязывает поставщика постоянно контактировать с заказчиками и другими людьми. Вряд ли кто-то захочет сотрудничать с неряхой на долгосрочной основе. Скорее, контракт отдадут человеку, который умеет вести себя в обществе, носит отглаженный костюм и ухоженную причёску
  • энергичности и активности. Специалист по торгам занимается обработкой целого потока данных. При отслеживании хода процедур ему необходимо сохранять полное хладнокровие. Если такая рутина приносит человеку радость, у него есть все шансы стать востребованным специалистом в сфере закупок
  • навыкам дипломата. Поставщик должен уметь красиво и правильно излагать мысли. Это умение пригодится при взаимодействии с сотрудниками ФАС, чиновниками, коллегами, заказчиками, специалистами технического и закупочного отделов. Нужно с охотой вести диалоги о законодательной базе госзакупок, о судебной и антимонопольной практике
  • эрудированности. У специалиста получится быстрее договориться с заказчиком, если он будет обладать достаточным багажом знаний и грамотно оперировать понятиями.

Растите в профессиональном плане

Чтобы прослыть первоклассным специалистом по торгам, мало участвовать только в электронных аукционах. Не игнорируйте открытые конкурсы, запросы котировок. Согласитесь, намного приятнее выиграть контракт на 10 млн. р., чем на 1 млн. р. Профессионал это понимает и поднимает для себя планку, принимая участие всё в новых и новых сделках.

Развитие навыков тендерного специалиста сопоставимо с развитием мышечной массы у спортсмена, который увеличивает для себя нагрузку на каждой тренировке. Поставщик действует так же – сперва пытается выиграть котировку, потом – небольшой аукцион, следом за ним – крупный конкурс. Его конечной целью является получение многомиллионного контракта.

Поставьте перед собой мотивирующую цель

Профессиональные цели – это то, что толкает вас вперёд и мотивирует на новые свершения. Можно мечтать о чём угодно: одержать победу во множестве тендеров, стать победителем крупного конкурса, заняться преподаванием, прославиться как профессионал в области закупок, выиграть миллиардный контракт, и т.д. Главное – планомерно добиваться исполнения желания.

Читайте также: