Принципы досуговой деятельности кратко

Обновлено: 01.07.2024

Принцип – руководящая идея, основное исходное положение какой-либо теории или науки; в этическом плане – основное правило поведения, деятельности. Принцип есть центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-то положения на все явления какой-либо деятельности.

Под принципами культурно-досуговой деятельности принято понимать основные требования, которым следуют профессионалы в ее организации.

Раскрытие и конкретизация принципов культурно-досуговой деятельности – это обоснование теоретических, социально – политических и организационных основ ее функционирования.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является ее неразрывная связь с жизнью, практическими задачами реформирования нашего общества. Основное содержание культурно-досуговой деятельности – возрождение духовного населения к решению социально-общественных, экономических и культурных задач.

Осуществление принципа связи культурно-досуговой деятельности с жизнью, с насущными общественными проблемами предполагает соблюдение ряда условий.

Первое – целенаправленность культурно-досуговой деятельности, выражающаяся в донесении до посетителей всего богатства культуры, общечеловеческих ценностей.

Второе – конкретность культурно-досуговой деятельности. Каждое учреждение культуры осуществляет свою деятельность в социуме, решая ежедневно присущие только ему задачи.

Третье – оперативность учреждений культуры. Очень важно вовремя информировать людей о событиях в жизни страны и за рубежом и разъяснить их смысл, рассказать о принятых мерах социальной защиты населения.

Четвертое – непрерывность процесса культурно-досуговой деятельности. Важна повседневная, настойчивая, систематически проводимая работа.

Поскольку культурно-досуговая деятельность строится на добровольных началах, для привлечения посетителей административные методы воздействия неприменимы.

Культурно-досуговая деятельность только тогда привлекает людей, вызывает у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, увлекательны. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена.

Важнейшим принципом культурно-досуговой деятельности является дифференцированный подход к различным слоям населения. Этот принцип означает организацию культурно-досуговой деятельности с учетом специфических особенностей различных групп населения как одно из необходимых условий доходчивости и действенности культурно-досуговых программ.

Нельзя одинаково разговаривать в рабочей и студенческой аудитории, среди сельских жителей или банкиров и предпринимателей.

Деятельность учреждения культуры, организуемая с учетом задач и профессиональных интересов обслуживаемых групп населения, создает предпосылки высокой эффективности.

Интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения.

Дифференцированный подход необходим и по половым признакам.

Чтобы культурно-досуговую деятельность строить дифференцированно, специалистам учреждений культуры следует всесторонне изучать и знать социум, его особенности, нужды и запросы.

Одним из важных принципов культурно-досуговой деятельности является опора на самостоятельность людей. Необходимость опоры на актив, использования инициативы и самодеятельности людей, способных на деле создать условия для развития активности населения.

Деятельность учреждения культуры предполагает активное участие в культурно-досуговых мероприятиях не только в качестве зрителей, но и организаторов. Учреждения культуры могут рассчитывать на успех только при условии, если будут тесно связаны с населением, опираться на него, развивать его инициативу и самодеятельность, вовлекать в культурно-досуговую деятельность.

Формы приобщения населения к деятельности учреждений культуры разнообразны: участие в общественных советах, в любительских объединениях и кружках, в коллективах художественной самодеятельности.

Социальная обусловленность культурно-досуговой деятельности позволит связать ее и с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным смыслом его бытия. Поэтому принцип индивидуализации становится самостоятельным в культурно-досуговой деятельности, приобретает важное значение в ее понимании. Именно на основе раскрытия диалектики социального и индивидуального удается выявить смысл культурно-досуговой деятельности и органически заключить ее в систему восприятия жизни.

Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности в этом плане можно представить, как взаимодействие двух тенденций: социализации и индивидуализации. Первая состоит в понимании личностью своей социальной сущности, а вторая – способствует выработке у нее индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря которому она получает возможность самосовершенствования согласно собственным природным задаткам и общественным потребностям.

Особенно ценным является принцип доступности в культурно-досуговой деятельности, который осуществляется на основе учета психологических особенностей личности и отдельных групп, их социально-демографических и социально-психологических особенностей. В то же самое время следует учитывать уровень развития способностей и мотивации личности.

Одним из принципов культурно-досуговой деятельности является принцип последовательности, когда осуществляется конкретизация общих целей культурно-досуговой деятельности, выстраивается ее система, намечается ряд взаимосвязанных задач, обеспечивающих их достижение.

Оценка возможностей включения личности в ту или иную форму коллективного или индивидуально организованных занятий и выстраивание ближней, средней и дальней перспективы овладения более сложным и общественно ценными видами деятельности, позволяет выделить принцип системного подхода к решению культурно-досуговых задач. Выстраивание культуры занятий на основе рационального использования свободного времени позволяет поднять уровень социальной и индивидуальной активности людей. Улучшается система педагогического руководства процессом самовоспитания через формы культурно-досуговой деятельности.

Важно разграничение профессиональной и внепрофессиональной культурно-досуговой деятельности с точки зрения ее места и роли в общей системе общества, специфики соответствующих принципов организации.

Досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личности. Досуг детей развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей :

1. Принцип всеобщности и доступности - возможность приобщения, вовлеченности всех детей в сферу досуговой деятельности с целью удовлетворения творческих потребностей подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях детского досуга : от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность - сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

3. Принцип индивидуального подхода, который учитывает индивидуальные запросы, интересы, склонности, способности, возможности, психофизиологические особенности и социальную среду обитания детей при обеспечении их досуга.

4. Принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга - целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Семья, дошкольное учреждение, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

5. Принцип преемственности в организации досуга - культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности в организации досуга - создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т. к. сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.

Реализация принципов организации детской культурно-досуговой деятельности на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой — разностороннее развитие личности ребенка.

Проводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.

При организации досуговой деятельности младших дошкольников необходимо учитывать следующие психологические особенности данного возраста: кризис 3 лет, повышенная самостоятельность, дефицит внимания, повышенная активность.

В основе досуговой деятельности лежат следующие принципы : принцип всеобщности и доступности, принцип самодеятельности, принцип индивидуального подхода, принцип систематичности и целенаправленности, принцип преемственности, принцип занимательности

Сущностью детской культурно-досуговой деятельности является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.


ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Огромную роль в приобщении человека к социальному опыту, идеалам и ценностям культуры играет не только процесс воспитания, но также сфера досуга, рекреации, свободного времени – самостоятельные или организованные формы деятельности (отдых, развлечение, общение с другими людьми, самосовершенствование и т.п.), которые он осуществляет по собственной воле после того как выполнит свои профессиональные и общественные обязанности.

При этом на первом плане стоит проблема не только нового содержания, но и новых форм, методов работы с молодежью. В первую очередь речь идет о том, чтобы заинтересовать молодежь, сделать ее активным партнером процесса воспитания, субъектом развития собственной индивидуальности – разносторонне развитой, с полным богатством и гармоничностью психофизической структуры. Импульсом, побуждающим молодежь к сотрудничеству в деле воспитания, может быть лишь такая программа, такие средства, которые они признают и одобряют, которые вызывают у них интерес.

К числу таких средств, бесспорно, относится спортивная деятельность, которая является привлекательной для огромной части современной молодежи, в том числе и студентов.

С учетом этой ситуации, а также новых условий социально-экономического и культурного развития нашей страны, ведется интенсивный поиск новых направлений физкультурно-спортивной работы в вузах, отвечающих требованиям сегодняшнего дня и способ­ных решить весь комплекс социально-педагогических задач, стоящих перед системой высшего образования и физкультурно-спортивным движением России в настоящее время.

К числу таких направлений относится спортивно-гуманистическое воспитание – педагогическая деятельность по формированию у студенческой молодежи отношения к спорту, соответствующего идеалам и ценностям гуманизма.

Однако «в последние годы в России воспитательным аспектом досуга уделяется мало внимания, что приводит к распространению стихийных форм проведения свободного времени. Приоритетными в сфере досуга детей и молодежи становятся инфантильность, получение удовольствия, приятное времяпровождение, развлечение, нередко противоречащее нормам нравственности, эстетики, культуры подлинно человеческого общения. Все более широкое распространение получают (особенно в связи с телевидением и компьютерными играми) пассивные виды отдыха, негативно влияющие на физическую подготовленность человека. Имеет место и ярко выраженное предпочтение к таким видам деятельности, которые в большей степени требуют либо только физической и спортивной подготовленности, либо художественного (технического и т.д.) мастерства, т.е. определенной специализации. Все это, естественно, противодействует реализации в сфере досуга гуманистического идеала целостного развития личности.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга студенческой молодёжи:

- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- досуг формирует и развивает личность;

-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг стимулирует творческую инициативу;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;

- досуг способствует самовоспитанию личности.

Таким образом, можно констатировать, что сущностью досуга студенческой молодёжи является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.

К ним относятся:

1. Принцип всеобщности и доступности – то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

3. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.

4. Принцип преемственности – предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности человека [2].

Список использованной литературы

Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000.

Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.

Это деятельность, осуществляемая в русле определённых интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия - вот чем и ещё многим другим может быть занят он в свободное время.

Досуговая де­ятельность - это весь­ма значимое звеном работы учреждения дополнительного образования, важный компонен­т его социокультурного пространства. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подрост­ками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.

Понятием досуговая деятельность обозначают организацию и реализацию различного рода массовых досуговых мероприятий - праздников, фестивалей, концертов, конкурсов спортивных соревнований, тематических дней и недель вечеров и т.п.

При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.

Современное дополнительное образование детей имеет значительные возможности в плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием.

Социально-педагогический потенциал досуга может быть выявлен из его содержания и методов организации.

Отдыхкак досуговая деятельность в какой-то мере освобождает от повседневных забот, даёт ощущение эмоционального подъёма и возможность открытого выражения своих чувств. Отдых может быть активным (занятие физкультурой, слушание музыки) и пассивным (расслабление).

Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещает затраты на трудовую деятельность. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, а также путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.

Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к культурным ценностям. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве; это всевозможные хобби и любительские занятия.

Общение как досуговая деятельность осуществляется в процессе взаимодействия индивидов, в котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, результатами деятельности. Досуговое общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса. В культурно - досуговой деятельности реализуются такие социально-педагогические функции, как рекреация - снятие индивидуальных и групповых напряжений, восстановление сил; компенсация-возмещение, уравновешивание сил; коммуникация-общение. Досуговая деятельность учреждений реализуется через организацию досуговых программ.

Досуговые программы — определение достаточно широкое, включающее в себя многообразие форм организации свободного времени детей и подростков. Досуговые программы проекти­руются для всех возрастных категорий детей — от дошкольни­ков до подростков. Цели проектирования досуговых программ в дополнительном образовании направлены на решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, подростка в яркий мир игр, со­ревнований, развлечений и праздников.

Принципы досуговой деятельности учреждений дополнительного образования.

Досуговая деятельность подрастающего поколения должна базироваться на определённых принципах. К ним относятся:

1.Принцип всеобщности и доступности, то есть возможность приобщения, вовлечённости всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения досуговых запросов и интересов, выявления и развития творческого потенциала подрастающего поколения.

2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника.

Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности проводиться на творческой активности, увлечённости и инициативе детей.

3. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при организации их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.

4. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление досуговой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей и подростков на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества.

5. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо, чтобы родители, все взрослые передавали детям социальные знания и опыт, помогали им в организации досуга, учили философии досуга. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социального - воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип интереса и занимательности - заключается в создании непринуждённого эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, так как отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы.

Читайте также: