Что заставляет ребенка создавать новые фразы в доу

Обновлено: 03.07.2024

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности и подготовки к обучению в школе.

Речь – это важнейшая психическая функция человекаЧтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью.

Речевое развитие включает в себя :

- владение речью как средством общения и культуры;

-обогащение активного словаря;

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

- формирование звуковой структуры речи, анализа, синтеза.

Все это ребенок достигает за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах, познание чего, возможно через опытно- экспериментальную деятельность. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Экспериментирование – это творческий процесс и наряду с игрой –ведущая деятельность дошкольника и для него необходимо создать предметно-развивающую среду. Лаборатория создается для развития у детей познавательного интереса, формирование навыков исследовательской деятельности.

Цель эксперимента :

-создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами детского эксперимента;

-сформировать интерес к исследованию природы;

-развивать мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.);

-стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка;

-активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Опытно-экспериментальная работа направлена на совершенствование теоретической базы обучения, воспитания и развития дошкольников, достижение положительных результатов практической деятельности.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки. В ходе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. И уже в старшему дошкольному возрасту дошкольники должны освоить словесно-логическое мышление, функционирующее на базе языковых средств. В данном возрасте у детей формируется внутренняя речь, что способствует развитию способности проговаривать свои действия вслух

Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. При этом эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка и не могут проходить в тишине, то есть обязательно речевое сопровождение эксперимента.

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

Работа по экспериментированию я реализуется через следующие виды деятельности:

-экспериментальная деятельность, организованная педагогом;

-познавательное занятие с элементами эксперимента;

-демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

-долгосрочные наблюдения эксперименты

Работу по опытно-экспериментальной деятельности провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

-Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы

-Основной этап – поиск решения данной

-Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения.

Формирование первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения развивают речевую активность, т. е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

Детское экспериментирование как способ познавательной активности старших дошкольников В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас.

Подвижные игры как способ развития речи в младших группах

Подвижные игры как способ развития речи в младших группах Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются.

Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,.

.--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.

Согласно А.А. Леонтьеву, в любом речевом высказывании проявляется целый ряд умений: быстрая ориентировка в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом необходимо подчеркнуть, что важнейшее средство речевых навыков — это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то мы можем говорить о развитом у него чувстве языка.

Оно развивается и тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывании. Подчеркнем, что это — творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. Большую роль при этом играет осознание явлений языка и речи.

Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь речевого и умственного аспектов овладения родным языком в дошкольном детстве в нескольких направлениях. Начальные формы мышления дошкольника — наглядно-действенное и наглядно-образное, затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Здесь развивается интеллектуальная функция языка. Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении — с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т. е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Развитие связной речи дошкольника.

hello_html_729812e3.jpg

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

О проявлении у дошкольников большой чуткости к слову говорят

многочисленные исследования и высказывания лингвистов, психологов, писателей и родителей (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие).

Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок

должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Вообще под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли, обеспечивают общение и взаимопонимание . Это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение или рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действия. Так, например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила девочку навестить больную бабушку.

- Что посадил дед? (Дед посадил репку.)

- Какая выросла репка? (Репка выросла большая-пребольшая.)

- Что стал делать дед? (Дед стал репку из земли тащить.)

- Смог ли дед вытащить репку? (Дед вытащить репку не смог.)

- Кого позвал дед? ( Дед позвал бабку.) и т.д.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа, не позволяющий отклоняться в сторону от основной нити повествования.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного пересказа и рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности.

Для упражнений в рассказывании можно использовать следующее:

* пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

* пересказ просмотренного мультфильма;

* рассказ о событиях прошедшего дня;

* рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

* заканчивание начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);

* составление рассказа по данному его концу (что было до этого?) и пр.

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения в планировании и организации деятельности ребёнка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

ВложениеРазмер
konsult_gram.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы узкосемейного круга. Ребенок знакомится с жизнью и деятельностью других людей, ему становятся доступны не только предметы, с которыми он знакомится непосредственно, - все больше места в его жизни занимают: люди, отношения с которыми он знакомится по рассказам взрослых, по прочитанным ему книгам и по рассматриваемым картинкам.

Рост словаря, как и освоение грамматического строя, находятся в зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития. Однако словарный запас представляет лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка может служить целям общения и познания действительности. И в развитии речи ребенка таким образом становиться наиболее существенным вопрос об усвоении грамматического строя родного языка.

При усвоением грамматики формируется и мышление ребёнка. Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Грамматический строй усваивается постепенно, это объясняется не только возрастными закономерностями, но и сложностью грамматической системы русского языка. В работе над формированием грамматического строя речи выделяются следующие направления:

- Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи;

- Предупреждать появление у детей грамматических ошибок

- Эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей

- Совершенствовать синтаксическую сторону речи

- Развивать чуткость и интерес к форме своей речи

-Содействовать грамматической правильности речи окружающих ребёнка взрослых

Как уже отмечалось выше, успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в области грамматики и учёта их при выборе методов и приёмов работы.

Создание благоприятной языковой среды - одно из условий грамотной речи детей. Следует помнить, что речь окружающих может оказывать положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя, родителей. Там, где педагог и родители говорят грамотно, внимательны к речи окружающих, чутко улавливают особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно. И наоборот, если речь воспитателя или родителей неряшлива, с ошибками, ребёнок будет повторяет ошибки вслед за ним. Поэтому речь педагога и родителей должна быть грамотной.

Ошибку следует исправлять тактично, доброжелательно и не в момент приподнятого эмоционального состояния ребёнка. Допустимо исправление, отсроченное во времени.

Для детей старшей группы рекомендует продолжать обучение тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности.

- Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;

- Помогать детям, замечать неправильную постановку ударения в слове; ошибки в чередовании согласных;

- Знакомить с разными способами образования слов;

- Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе с приставками;

- Учить правильно употреблять существительные мн. ч. в Им. и Вин. падеже, глаголы в повелительном наклонении, прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные;

- Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчинённых предложений;

- Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

В процессе развития речи ребенок овладевает грамматическим строем языка, то есть правилами и нормами, по которым данный язык живет. Грамматический строй языка вырастает из совокупности законов словообразования, морфологии и синтаксиса.

Словообразование — это система построения слов в языке. Морфология — система грамматических значений слов, то есть значений, связанных с принадлежностью к той или иной части речи и особенностью их изменения. Синтаксис — это сочетаемость и порядок следования слов, способы построения в языке простых и сложных предложений.

Вместе с лексикой (словарным составом языка) и фонетикой (звуковым составом языка) грамматический строй образует целостную языковую систему.

Принципы формирования грамматического строя языка у детей дошкольного возраста

Формирование грамматического строя устной речи дошкольника включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).

Работа над морфологическим строем речи

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи должно рассматриваться не только в лингвистической сфере — как овладение ребенком языковыми навыками — фонетическими, лексическими, грамматическими, но и как овладение коммуникативными умениями — в сфере формирования общения детей друг с другом и со взрослыми. Это важно не только для формирования культуры речи, но и культуры общения.

Комбинирование языковых единиц в высказывание является творческим процессом во всех смыслах.

Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях.
Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Критерии оценки речевого развития дошкольника

Высокий уровень развития речи дошкольника включает:
— владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
— развитую культуру общения, умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, ответить, возразить, спросить, объяснить;
— знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации.


В статье рассматривается, как метод проекта, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных учреждений, а также родителям детей дошкольного возраста.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире. Известно, что общение со сверстниками, с окружающими его взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Общение детей, педагогов, родителей всегда было и остаётся актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса — поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как детям, так и взрослым (педагогам, родителям).

Детям — для создания фундамента, на котором строится дальнейшее развитие личности. Родителям — для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребёнка. Педагогам — чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям.

В последнее время всё чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в дошкольных учреждениях. Необходимым условием развития личности ребёнка является общение со сверстниками и взрослыми, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно её коммуникативной стороны.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью и для каждого ребёнка выбрать такие методы и приёмы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою речевую активность, своё словотворчество.

Работа педагогов нашего дошкольного учреждения направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении. А чтобы беседа получилась интересной, насыщенной, ребёнок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной социокультурной ситуацией, сложившейся в современном обществе. Нам, педагогам и специалистам-дошкольникам, все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением. Все чаще у детей наблюдается комплекс социально-психологических проблем: повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость на себе и собственных интересах. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы. Происходит деформация содержания детской субкультуры.

В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, может компенсировать проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в семье, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.

Метод проекта, как одна из личностно-ориентированных технологий, позволяет развивать творческое мышление и познавательный интерес к различным областям знаний у детей, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества личности дошкольника, развивает у ребенка определенные реализуемые программой знания, умения и навыки. Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

Большой интерес для нас представляет развитие связной речи в процессе экспериментально-исследовательской деятельности, которая разнообразием связей и зависимостей влияет на развитие личности и самостоятельность мышления. Находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.

Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать.

Нужно отметить, что языковая способность непременно должна включать в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркнем, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, была выдвинута гипотеза: видимых успехов в речевом развитии дошкольников можно добиться при организации экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка. Воспитатели, активно использующие проектную технологию, отмечают, что в этих условиях можно лучше узнать воспитанников, проникнуть в их внутренний мир, выстроить наиболее тесное сотрудничество с родителями детей.

Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Именно на этом и основывается активное применение и развитие детской поисково-исследовательской деятельности в нашей работе.

Реализуя принятые новые ФГОС дошкольного образования, ведущая цель которых — научить человека учиться, научиться учить себя, мы даём ребёнку возможность изменяться, совершенствоваться, развиваться, напрямую удовлетворять присущую ему любознательность. Поэтому мы стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию.

Какие жеусловия мы создаём в ДОУ для поисково-исследовательской деятельности дошкольников?

‒ Организовываем различные виды деятельности с детьми с элементами экспериментирования. Они строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляют их и старичок-Лесовичок, и Белочка-вертелочка, Звёздочка-мерцалочка? Дети активно задают вопросы. Например: из какого материала изготовлена корзинка Лесовичка, как может Белочка с таким пушистым хвостом прыгать по верхушкам деревьев, где прячутся звёздочки?

‒ Групповое пространство организовываем таким образом, чтобы дети могли активно осваивать разные способы познания окружающего мира: книги, видеофильмы, аудионосители. Одним из существенных способов познания окружающего мира, является Уголок экспериментирования.

‒ Если информационного поля детского сада оказывается недостаточно, возможен выход за пределы учреждения: совместная поисковая деятельность взрослых и детей в детской библиотеке, экскурсии в гимназию, музеи и другие культурные и развивающие центры с педагогами и родителями.

‒ Проектную деятельность мы рассматриваем как особый механизм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения. Прежде чем приступить к работе с детьми по проектной деятельности, мы проводим целенаправленную просветительскую работу с родителями. С этой целью для родителей проводятся консультации, дни открытых дверей, презентации предыдущих проектов.

‒ Родители, участвуя в реализации проекта, не только становятся источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но также являются непосредственными участниками образовательного процесса.

И тогда мальчик стал обо всем расспрашивать папу и маму. Он задавал много вопросов: Где живут пчёлки? Что такое эликсир? Какая у пчёлки семья? Чем полезен мёд? Где пчёлы зимуют?

Мы поставили перед собой задачи: сформировать у ребёнка элементарные представления о жизни пчелы(внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);исследовать процесс изготовления пчёлами мёда; развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность в процессе общения со сверстниками и взрослыми.Ввести в активный словарь ребёнка слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты, пчеловод, вощина; воспитывать любознательность, интерес к живой природе, чувство восхищения отлаженной жизнью пчёл;высокий уровень заинтересованности у ребёнка мы поддерживали, благодаря соблюдению ряда принципов: сохранение атмосферы творчества, доверия, взаимопомощи, радости; обеспечение всем участникам проекта возможности реализовать свои потребности в общении, самоутверждении, самопознании.

Таким образом, мы, педагоги, на практике убеждаемся в том, что только партнёрские отношения между детьми и взрослыми в процессе развития познавательной активности, коммуникативных навыков, формируют предпосылки поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Подводя итог вышесказанному отметим, что опыт работы по использованию проектов в образовательном процессе предоставляет широкие возможности педагогам, для решения задач познавательно-речевого развития дошкольников, так как имеют большой развивающий и мотивационный потенциал к стимулированию познавательной и речевой активности детей. Анализ результатов взаимодействия с семьями воспитанников свидетельствует о необходимости продолжения целенаправленной работы способствующей развитию и совершенствованию детско-родительских отношений.

Считаем, что данные подходы к организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи детей, позволяя развивать личностные субъективные качества ребенка посредством активизации мотивов общения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, взрослый, проектная деятельность, речевое развитие дошкольников, метод проекта, педагог, Родитель, языковая способность, образовательный процесс.

Похожие статьи

Развитие речи дошкольника через ситуации общения

ребенок, окружающий мир, проектная деятельность, речевое развитие дошкольников, взрослый, педагог, Родитель, метод проекта, языковая способность, образовательный процесс.

ребенок, окружающий мир, проектная деятельность, речевое.

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками. ребенок, окружающий мир, проектная деятельность, речевое развитие дошкольников, взрослый, педагог, Родитель, метод проекта, языковая способность, образовательный процесс.

Формирование инициативы и самостоятельности у детей.

Формирование инициативы и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через речевое развитие, методом проектной деятельности. Авторы: Петрова Надежда Васильевна, Трандина Ольга Павловна.

Развитие речи дошкольников в образовательной деятельности

В детском саду № 1 педагоги работают над созданием электронных дидактических пособий для детей разных возрастных групп, направленных на развитие речи дошкольников в процессе реализации образовательных программ.

Проектно-исследовательский метод как средство.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной

В проекте принимают участие дети, родители, педагоги.

1) создание условий для преодоления у детей речевых барьеров в процессе общения

Проектная деятельность как современная технология развития.

Веракса Н. Е., Веракса Н. А. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.

Речевое развитие дошкольников: взаимодействие детского сада.

Основные цели взаимодействия педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников — это объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития каждого ребенка, выделение приоритетных линий этого развития.

Метод проектов как инновационная форма организации.

проект, ребенок, проектная деятельность, продуктивная деятельность, детская деятельность, образовательный процесс, образовательная область, метод проектов, детский сад, организация деятельности.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство.

На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, то есть полноценное развитие ребенка дошкольного возраста будет

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Читайте также: