Иродиане кто это кратко и понятно

Обновлено: 18.05.2024

Властям Храма становилось все очевиднее, что нелегко будет отрицать претензии Иисуса. Независимо от того, был он галилеянином из захолустья или нет, у него был живой ум и наготове запас цитат из Библии. Однако все равно его следовало было остановить прежде, чем мессианский пыл породит опасные волнения во всем городе. Если богословские взгляды Иисуса нельзя использовать против него, то как тогда насчет его политических взглядов?

Если бы Иисуса можно было вынудить сказать что-нибудь политически неблагонадежное, а не просто доктринально еретическое, то тогда можно было вызвать римлян. Римские солдаты сразу могли действовать без необходимости прекращать обмен цитатами из Ветхого Завета:

Мф., 22: 16. Посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице;

Этой лестью они надеялись выудить у него какое-нибудь бескомпромиссное утверждение, вне зависимости от того, кого оно могло оскорбить. И как раз на тот случай, если бы он это сделал, с ними были иродиане. Это были гражданские должностные лица, которые поддерживали династию Иродов. Вероятно, они постоянно сотрудничали с римлянами, имели доступ к римскому правителю и могли быстро сообщить ему о любом высказывании Иисуса подрывного характера.

Теперь вопрошающим у Иисуса казалось несомненным, что любое объявление себя Мессией обнаружит у него надежды на ниспровержение Римской империи и на установление идеального еврейского государства. Именно этого народные массы и ожидали от Мессии. Вопрос, который должен был, казалось, вынудить Иисуса либо защищать восстание, либо отказаться от всех мессианских претензий, теперь был задан ему в упор:

Мф., 22: 17. Итак скажи нам: как Тебе кажется?позволительно ли давать подать кесарю, или нет?

Если бы теперь Иисус отказался отвечать, то, несомненно, его стали бы презирать как труса те из толпы, кто отстаивал необходимость сопротивления Риму, и они, должно быть, представляли большинство из тех, кто нетерпеливо приветствовал Иисуса как Мессию. Если бы он защищал выплачивание дани, это было бы еще хуже. Если бы, с другой стороны, он защищал неуплату дани, это мгновенно дало бы повод для вмешательства римлянам.

Иисус нашел выход. На монетах, используемых при выплачивании дани, было изображение Цезаря. Строго говоря, это делало эти монеты непригодными для того, чтобы иудеи обращались с ними во всех случаях жизни. Первая из десяти заповедей запрещала изготовление любого изображения любого живого существа, и еврейские монархи, например разные Ироды, обычно остерегались помещать свои собственные изображения на свои монеты, чтобы избежать возмущения ортодоксов. Идолопоклонническую монету, обращаться которой было греховно для иудеев, можно было просто отдать человеку, чей портрет был на ней. Иисус сказал:

Мф., 22: 21. …итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

Таким образом Иисус нашел безопасный путь между двух зол в, казалось бы, неразрешимой дилемме. Он выступил за уплату дани, что удержало римлян от вмешательства, но сделал так по совершенно религиозной причине, которая была совместима с его ролью Мессии.

Это сразу дало бы начало восстанию; точно так же, как некогда отказ Маттафии участвовать в языческом жертвоприношении дал начало восстанию Маккавеев.

Вместо этого Иисус нашел спасительный выход в уклонении от ответа. Если в основном толпа приветствовала остроумные ответы Иисуса, то, возможно, вовсе не те более радикально настроенные зилоты, которые теперь отпадали от него с чувством презрения. Это был не их человек. Это был не тот Мессия, которого они ждали.

А как должен был чувствовать себя Иуда Искариот? Если действительно правда, что он был радикальным зилотом, то, вполне возможно, он был переполнен неистовой ярости из-за несостоятельности человека, которого он считал Мессией. Если это так, то этим объясняется все, что затем последовало.

Иродиане ( Мк. III, 5, 6 , Мф. XXVI, 16 ) – у обоих евангелистов в указанных цитатах иродиане представляются действующими вместе с фарисеями для уловления на словах и погубления Господа. Уже из самого названия их видно, что они действовали в пользу династии Ирода. Так как эта династия была многим обязана влиянию Рима, то можно думать, что и иродиане особенно тяготели к римскому правительству в противоположность чисто иудейской партии среди евреев.

Лукавый вопрос, предложенный ими вместе с фарисеями Господу во время последнего посещения Им Иерусалимского храма, прямо изобличает политические тенденции этих сектантов, хотя и не совсем ясно, почему означенные две партии соединялись в совокупном действовании против Господа Иисуса. Спаситель действительно говорит совокупно о закваске фарисейской и Иродовой, не разделяя оные одну от другой ( Мк. VIII, 15 ); но это обстоятельство ничего не доказывает, так как в то же самое время Он предостерегает Своих учеников от закваски саддукейской ( Мф. XI, 15 ).

По мнению других, иродиане были как бы религиозной иудейской сектой и считали Ирода своим мессией; впрочем, о секте этой не упоминают ни Филон, ни Иосиф Флавий.

Источник: Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0

Иродиане, сторонники Ирода Антипы (см. Ирод Антипа). В НЗ об И. говорится трижды: в Мф 22:16; Мк 3:6; 12:13 . О целях и мотивах враждебных действий И., объединившихся с фарисеями в тот момент, когда решался вопрос о предании Иисуса властям, ничего не известно. Слово "иродианин" могло также иметь значение "чиновник при дворе Ирода", но маловероятно, чтобы кто-то из придворных Ирода мог войти в соглашение с фарисеями. Видимо, в данном случае И. были некоей политич. группировкой, партией сторонников Рима среди иуд. знати. Тогда становится понятно их участие в беседе, в к-рой Иисусу задают вопрос о правомерности взимания налогов в пользу Рима.

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Иродиане" в других словарях:

Иродиане — (Мар.3:5 ,6, Мат.26:15 ) у обоих ев. в указанных цитатах Иродиане представляются действующими вместе с фарисеями для уловления на словах и погубления Господа. Уже из самого названия их видно, что они действовали в пользу династии Ирода. Так как… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Иродиане — упоминаемая в евангелиях партия, враждебно относившаяся к И. Христу (Марк. III, 6; XII, 13; Матф. XX, 16). Судя по ее действиям, можно думать, что к ней принадлежали приверженцы ненавистного иудеям Иродова дома, сторонники политической… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иродиане — (греч. Ἡρῳδιανοί) упоминаемая в евангелиях партия, враждебно относившаяся к Иисусу Христу (Мк.3:6, Мк … Википедия

Иродиане, — вероятно, единомышленники саддукеев, сторонники Ирода Антипы, хотя в политическом отношении они были на стороне римлян (в противоположность фарисеям); все же. когда был поднят вопрос о предании Иисуса властям, они соединились с фарисеями (Мат. 22 … Словарь библейских имен

Иродиане — – партия противников Христа (Марк. 3. 5; Матф. 20, 16), в которой участвовали приверженцы Иродова дома, которых Хр. уличал наравне с фарисеями и саддукеями … Полный православный богословский энциклопедический словарь

фарисеи — фарис’еи религиозные фанатики и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского народа. Секта фарисеев возникла в Иудее примерно в середине 2 в. до РХ и вначале проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение закона… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Иуда Галилеянин — (Иехуда бен Хизкия) галилейский бунтовщик, основатель философской школы (ИД кн.18, гл.1:6). Его отцом был атаман разбойников Иезекия (Хизкия), которого казнил Ирод Великий. После смерти Ирода Великого, Иуда собрал толпу и захватил царский арсенал … Википедия

Боэтусеи практически не отличались от саддукеев в богословском отношении, но саддукеи были верны династии Хасмонеев, в то время как боэтусеи — династии Ирода, следовательно, их можно было назвать иродианами. Таким образом, политически иродиане были сторонниками дома Ирода, а в религиозном отношении — саддукеями. Иродиане, как и саддукеи, были влиятельными людьми — палестинской аристократией. Однако во времена Иисуса политические разногласия между иродианами и саддукеями не были так остры из-за женитьбы Ирода Антипы на Иродиаде из рода Хасмонеев. Иродиане и саддукеи могли вместе быть политическими противниками фарисеев: первые в силу того, что поддерживали правительство, вторые в силу того, что выступали как против династии Ирода, так и против Хасмонеев. Получается, что в Мф 16:12 и Мк 8:12 и фарисеи, и саддукеи/иродиане вместе выступают против Иисуса, несмотря на взаимные разногласия. Иродиане известны также и как боэтусеи. В богословском отношении они разделяли взгляды саддукеев, но в политическом поддерживали скорее династию Ирода. Фарисеи ждали наступления мессианского царства, которое сменило бы правление Иродов, а иродиане хотели сохранить эту правящую династию у власти.

Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.

[греч. ῾Ηρωδιανοί], в НЗ обозначение одной из групп противников Иисуса Христа. И. упоминаются в связи с 2 эпизодами, когда они объединялись с фарисеями в борьбе против Иисуса Христа. Первый произошел в Галилее, где Иисус исцелил сухорукого человека и где И. и фарисеи попытались погубить Его (Мк 3. 6). Второй имел место в Иерусалиме, когда фарисеи и И. задавали Иисусу Христу провокационный вопрос об уплате налогов рим. императору (Мк 12. 13; Мф 22. 16). В Евангелиях от Луки и от Иоанна И. не упоминаются.

Греческое наименование ῾Ηρωδιανοί восходит к лат. слову Herodiani, построенному по аналогии с Cesariani, Pompeniani и др. (встречаются в источниках не ранее II в.), к-рые обозначают политических сторонников или слуг определенных лидеров. В Палестине название могло быть дано римлянами ( Theissen. 1996. S. 214; Meier. 2000. P. 742). Наименование ῾Ηρωδιανοί позволяет понимать его как указание на слуг Ирода, его придворных или вообще на любых сторонников режима Ирода, без уточнения, были ли они организованной партией или нет.

Против историчности связи И. с фарисеями приводится неск. аргументов. Во-первых, оспаривается возможность присутствия фарисеев в Галилее в I в. ( Stemberger G. Jewish Contemporaries of Jesus: Pharisees, Sadducees, Essenes. Minneapolis, 1995. P. 120; Horsley R. A. Archaeology, History, and Society in Galilee. Valley Forge, 1996. P. 151-152). Кроме того, связь И. с фарисеями в Евангелии от Марка объясняют результатом редакторской деятельности евангелиста, к-рый решал т. о. конкретную богословскую задачу: показать, что угроза жизни Иисуса Христа со стороны 2 основных (религиозной и политической) сил присутствует в течение всего времени Его общественного служения. И. и фарисеи выступают вначале в разгаре Его полемики с противниками (Мк 3. 6) и вновь уже ближе к концу, в Иерусалиме (также в ситуации споров),- обе сцены, т. о., служат своего рода обрамлением истории проповеди Иисуса (см.: Meier. 2000. P. 746).

Однако описанная евангелистом Марком связь вполне характерна для религиозно-политической ситуации в Палестине в нач. I в., и в частности в Галилее в период правления Антипы. И. в таком случае можно представить как группу сторонников династии, состоявшую из представителей правящего класса, идеология к-рой совпадала с идеологией царя Ирода Великого: поддерживать царскую власть для сохранения независимости гос-ва и личных связей с правящими семьями Рима ( Richardson. 1996. P. 259-260). Близость И. к фарисеям в таком случае объясняется совпадающими интересами: стремлением сохранить мир и независимость, что мог обеспечить только иродианский правитель.

Если И. рассматривать как историческую группу, то скорее можно представить, что это были слуги и придворные Ирода Антипы. Их внимание к Иисусу неудивительно, учитывая и интерес к Его проповеди у тетрарха Галилеи. По сравнению с Иоанном Предтечей, к-рого Антипа велел казнить, Иисус Христос воспринимался как еще более опасный проповедник, Который путешествовал по Галилее с проповедью о грядущем Царстве. Если вера в то, что Иисус был потомком царя Давида, получила распространение во время Его общественного служения, то понятно беспокойство сторонников Антипы, к-рый и сам вынашивал планы получить от императора царский титул.

Но даже если принять аргументы противников исторической связи И. с фарисеями, это вовсе не исключает существования группы сторонников Ирода Антипы, к-рую Марк вполне мог назвать И. (наименование тогда могло быть создано по аналогии с обозначением сторонников Ирода Великого - ῾Ηρωδεῖοι, упомянутым у Иосифа Флавия - Idem. De bell. I 16. 6 [319]). Интерес Антипы к проповеди Иисуса Христа и его вражда к Нему засвидетельствованы в Евангелиях (Мк 6. 14-16; Лк 9. 7-9; 13. 31-32; 23. 6-12), и для получения информации Антипа мог использовать в качестве шпионов своих слуг, что было в то время широко распространенной практикой ( Meier. 2000. P. 746).

Читайте также: