Программа психолого педагогического сопровождения в школе казахстан

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

на педагогическом совете

Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

в рамках внедрения ФГОС ООО

Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной

школы № 2 г.Рудни Смоленской области

на период 2013-2018 годы

Основные направления психологического сопровождения обучающихся в рамках введения ФГОС ООО…………………………………………………………………………………………..10

Формы работы психологического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО……………12

Структура психологического сопровождения учащихся в процессе обучения…………………14

Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО……………………………………………………………………………………………. 15

Этапы внедрения системы психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС ООО……………………………………………………………………………………………. 15

Ожидаемые результаты внедрения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в рамках введения ФГОС ООО…………………………………………16

Содержательный раздел программы……………………………………………………………19

Психологическое сопровождение программы УУД………………………………………………19

Психологическое сопровождение духовно-нравственного направления учебно - воспитательного процесса…………………………………………………………………………..21

Психологическое сопровождение коррекционной работы……………………………………….23

Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми……………………………..….24

Психологическое сопровождение формирования культуры здорового и безопасного образа жизни…………………………………………………………………………………………………25

Организационный раздел программы…………………………………………………………..27

Целевой раздел программы.

1.Актуальность программы

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Поэтому и возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.

Пояснительная записка

Разработка проблемы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Первостепенную роль играют:

1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

2. Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем; коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют от команды школы не только владение способами организации процесса усвоения ребенком предметных (ЗУН), но и способами формирования универсальных учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:

1) успешность деятельности учащегося;

2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;

3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;

4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.

Психологическое сопровождение внедрения ФГОС обладает мощным потенциалом, является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности. Способствует анализу школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития; определению психологических критериев эффективного обучения и развития школьников, разработке и внедрению определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития школьников.

Вопросы развития детей, неразрывно связаны со стратегией национального развития и является неотъемлемой частью государственной политики РК.

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшний день школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков oт учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.

Благодаря школе ребенок осваивается в социуме, получает необходимые навыки и знания, которые станут основой построения его дальнейшей жизни. Но в тоже время, во время столь необходимой социализации школьник сталкивается с множеством трудностей, обусловленных особенностями возраста, спецификой поведения и т.д.

В общеобразовательную школу приходят дети с различными способностями и возможностями. Они воспитываются в семьях, имеющих разные социально-экономический статус, традиции, семейные ритуалы, иерархии ценностей, предъявляющих различный уровень требований к школе и собственному ребенку. Тем не менее в одних и тех же обстоятельствах дети ведут и чувствуют себя по-разному. У некоторых детей сложности адаптации, чрезмерные учебные нагрузки, непонимание со стороны одноклассников, способствуют пробуждению скрытых ресурсов, самосовершенствованию и успешной самоактуализации. А у других те же проблемы приводят к ухудшению их физического состояния действуют угнетающе.

Поэтому так важно, чтобы у детей, испытывающих трудности, была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе. Программа психологических занятий для учащихся помогает находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся средней образовательной школы предусматривает следующие направления:

  • диагностическое (в начале и в конце года) все параллели с 1 по 11 класс;
  • коррекционно-развивающее (с декабря по апрель).

1. Дети с проблемами в общении, поведении и обучении;

2. Дети, имеющие высокий уровень тревожности, замкнутые дети;

3. Дети, имеющие высокий уровень агрессии;

4. Дети, склонные к противоправным действиям;

Для каждой группы разработаны коррекционно-развивающие мероприятия:

  • Возраст участников программы от 7 до 17 лет (группы разновозрастные).
  • Основной курс рассчитан на 4 занятия; длительность одного занятия от 40 до 45 минут.
  • Занятия могут проводиться 1 раз в неделю.
  • Каждое занятие кроме первого, начинается с рефлексии, во время которого ведущий узнаёт у участников их состояние, желание продолжить работу. Затем ведущий объявляет тему и цели дня и переходит к основным процедурам. После каждого упражнения (задания) происходит рефлексия. Кроме основных процедур, в описании занятия присутствует разминка, игры, которые могут проводиться в начале, середине или конце встречи. В конце каждого занятия организуется рефлексия процесса работы.

Формы и методы:

Выбирая формы и методы для коррекционно-развивающей работы с учащимися необходимо тщательно подбирать. Основными и наиболее ресурсными методами при коррекции, учитывая то, что в группах разновозрастные учащиеся, являются арт-терапия, сказкотерапия, песочная терапия, игры. Страхи, обиды, стрессы тормозят развитие детской психики, поэтому первая задача психолога - выявление психотравмирующего фактора и работа с ним, наиболее эффективными методами при коррекции являются арт-терапия, рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение, ребенок как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания. Метод арт-терапии позволяет каждому ученику творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой. Пластилин, соленое тесто, краски, карандаши, близкие до боли многим детям, прекрасно позволяют создать точный образ и отреагировать в социально приемлемой форме психотравмирующую ситуацию.

Групповая арт-терапия:

  • позволяет развивать навыки общения;
  • связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
  • развивает навыки принятия решений.

Предполагаемые результаты:

Содержание программы направлено на реализацию цели:

  • Развитие способности учащихся вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основные задачи:

1) Пробуждать у детей интерес к самому себе, своему внутреннему миру; формировать положительную эмоциональную Я-концепцию.
2) Расширить знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций, активизации личностных ресурсов.
3) Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Программа строится на главных педагогических принципах:

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с 1 по 11 класс средней школы

Тематический план практических занятий с детьми, группы №1 (дети, имеющие проблемы в общении, поведение)

Содержание программы:

Цель - содействие установлению контакта между детьми, помощь детям в осознании своих положительных черт характера.

Основные задачи:

1. Создавать в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;

2. Побуждать каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, самоанализу и анализу групповых ситуаций;

3. Формировать значимые групповые нормы взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений.

Организация занятий:

  • Продолжительность групповых занятий от 40 до 45 минут. В группе от 4 до 6 человек.
  • Длительность курса практических занятий составляет 4 занятия с периодичностью 1 раз в неделю.

Возраст участников: от 7 до 17 лет.

Главная задача на начальном этапе — вызвать у детей три важнейших чувства:

  1. на занятиях безопасно;
  2. меня принимают, тепло ко мне относятся;
  3. мои чувства, потребности, то есть мой внутренний мир, важнее моих успехов и даже моего поведения.

Структура занятия: (этапы названы условно, их количество может варьироваться от цели, темы, темпа работы участников)

1. Ритуал приветствия

3. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений

4. Индивидуальное изобразительное творчество (разработка темы)

5. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации)

В соответствии с подпунктом 11-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила психолого-педагогического сопровождения в организациях образования согласно приложению к настоящему приказу.

2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

Министр образования и науки
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

Приложение к приказу
Министр образования и науки
Республики Казахстан
от 12 января 2022 года № 6

Правила психолого-педагогического сопровождения в организациях образования

1. Общие положения

1. Настоящие Правила психолого-педагогического сопровождения (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 11-3) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок организации психолого-педагогического сопровождения в организациях образования.

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) специальные условия для получения образования – условия, включающие учебные, а также специальные, индивидуально-развивающие и коррекционно-развивающие программы и методы обучения, технические, учебные и иные средства, среду жизнедеятельности, психолого-педагогическое сопровождение, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно освоение образовательных программ лицами (детьми) с особыми образовательными потребностями, а также детьми с ограниченными возможностям;

2) лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица (дети), которые испытывают постоянные или временные потребности в специальных условиях для получения образования соответствующего уровня и дополнительного образования;

3) оценка особых образовательных потребностей – определение необходимых специальных условий для получения образования;

4) психолого-педагогическое сопровождение – системно-организованная деятельность, реализуемая в организациях образования, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для обучения и развития лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями, на основе оценки особых образовательных потребностей.

2. Порядок психолого-педагогического сопровождения в организациях образования

3. Психолого-педагогического сопровождение включает в себя:

1) выявление и оценка особых образовательных потребностей лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;

2) консультативно-методическая помощь педагогам и семье лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;

3) создание социально-психологических и педагогических условий для успешного обучения, развития и социализации лиц (детей) с особыми образовательными потребностями;

4. Психолого-педагогическое сопровождение на уровнях дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования осуществляют педагоги и специалисты организации образования.

5. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основании оценки образовательных потребностей лиц (детей):

1) с поведенческими и эмоциональными проблемами, неблагоприятными психологическими факторами (нарушений воспитания в семье, детско-родительских и внутрисемейных отношений);

2) с барьерами социально-психологического, экономического, языкового культурного характера (педагогическая запущенность детей из семей социального риска, дети, испытывающие трудности адаптации в обществе (семьи беженцев, мигрантов, кандасов).

3) с ограниченными возможностями развития (нарушениями слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и эмоционально-волевыми расстройствами).

6. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями осуществляется воспитателями/педагогами в процессе занятий/уроков, а также специальными педагогами, психологами, социальными педагогами, педагогами-ассистентами при организации индивидуальных, групповых и подгрупповых занятий на основе оценки особых образовательных потребностей и рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций (далее – ПМПК).

Психолого-педагогическое сопровождение категорий лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 5 настоящих Правил, осуществляется воспитателями/педагогами в процессе занятий/уроков, факультативов, предметных кружков и дополнительных занятий по предметам, а также педагогами-психологами, социальными педагогами на основе оценки особых образовательных потребностей, выполненной педагогами в сотрудничестве с педагогом-психологом и социальным педагогом.

7. Содержание психолого-педагогического сопровождения включает следующие социально-психологические и педагогические условия:

1) изменения учебного плана и учебных программ в виде адаптации общеобразовательных учебных программ или составления индивидуальных учебных планов и программ;

2) изменения способов оценивания результатов обучения (достижений ученика). При изменении способов оценивания подбираются контрольные задания и критерии оценивания с учетом индивидуальных возможностей учащегося и с учетом содержания реализуемой учебной программы;

3) использование вариативных, специальных и альтернативных методов обучения. Форма или способ применения методов обучения адаптируются под индивидуальные особенности ученика (уменьшение объема, количества заданий, сокращение или увеличение времени на выполнение заданий, упрощение учебных заданий, использование коротких и поэтапных инструкций, проговаривание заданий вслух, предоставление образцов выполнения заданий, таблицы, справочные материалы). Альтернативные методы и технологии обучения применяются в отношении учащихся со специфическими трудностями обучения, обусловленными нарушениями отдельных психических функций (восприятия, памяти, внимания, праксиса). Альтернативные методы и технологии обучения используются в индивидуально-развивающей работе педагогами-психологами и специальными педагогами (метод глобального чтения, обучение счету посредством методики "Нумикон", системы Монтессори).

4) подбор учебников, учебных пособий, подготовка индивидуальных учебных материалов. Специальные учебники, рабочие тетради и учебные материалы используются для детей с нарушениями зрения (книги с укрупненным шрифтом, учебные пособия для незрячих, напечатанные шрифтом Брайля; рельефные рисунки, схемы, специальные муляжи), опорно-двигательного аппарата (прописи с крупным шрифтом), слуха (учебные пособия с использованием символов (жестовой речи), видеоматериалы с титрами, учебные компьютерные программы), нарушениями интеллекта. Учебники и учебно-методические комплексы, изданные для специальных школ соответствующего вида;

5) выбор формы обучения. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной группе/классе, в специальной группе/классе общеобразовательной организации или в специальной дошкольной организации, в специальной школе (с согласия родителей и по рекомендации ПМПК), на дому (по заключению врачебно-консультационной комиссии (ВКК));

6) создание безбарьерной среды и адаптация места обучения для обеспечения физического доступа в организацию образования для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями: 1) с ограниченной мобильностью (подвоз к школе, пандусы, перила, подъемники, лифт, специально оборудованное учебное место (стол, стул), места общего пользования (туалет, столовая)), 2) с нарушением зрения (незрячих, слабовидящих) (тактильные дорожки, тактильные указатели, перила), 3) с нарушением слуха (визуальные таблицы, звукоусиливающая аппаратура). Адаптация учебного места предполагает приспособление среды обучения под индивидуальные особенности лиц (детей) с особыми образовательными потребностями (физические особенности (слух, зрение), поведенческие особенности);

8) специальная психолого-педагогическая поддержка (психолога, специального педагога, педагога-ассистента) детей с ограниченными возможностями осуществляется на основе заключения и рекомендации ПМПК.

8. Психолого-педагогическое сопровождение реализуется в соответствии с Уставом организации образования, нормативными правовыми актами в области образования и науки, настоящим Правилами, договором между организацией образования и родителями лиц (детей) с особыми образовательными потребностями. Педагоги психолого-педагогического сопровождения входят в состав педагогического совета организации образования, участвуют в работе методических объединений.

9. Психолого-педагогическое сопровождение в организациях образования состоит из двух этапов:

Руководитель общеобразовательной организации образования издает приказ и утверждает Положение об организации психолого-педагогического сопровождения, утверждает состав и должностные обязанности специалистов психолого-педагогического сопровождения, создает условия профессионального роста педагогов и специалистов на междисциплинарной основе.

Заместители руководителя организации образования организуют процесс оценки образовательных потребностей у обучающихся, регулируют взаимодействие воспитателей/педагогов, специалистов и родителей на этапе проведения оценки образовательных потребностей и в процессе психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, контролируют сбор и формирование документации специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение.

Классные руководители организуют взаимодействие педагогов-предметников и родителей, изучают социальную ситуацию развития ребенка совместно с социальным педагогом организации образования, создают условия для благоприятного эмоционально-психологического климата в урочное и вне урочное время.

Педагоги организации образования проводят мониторинг учебных достижений, с целью установления трудностей у обучающихся в освоении учебных программ, соблюдают профессиональную этику и конфиденциальность в отношении индивидуальных особенностей лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, при необходимости обращаются за консультацией к психологам, социальным педагогам или специальным педагогам организации образования.

На основе оценки особых образовательных потребностей или рекомендации ПМПК руководитель организации образования утверждает индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, включающие индивидуальные учебные планы, индивидуальные/адаптированные учебные программы, индивидуально развивающие программы специалистов, список детей с особыми образовательными потребностями для психолого-педагогического сопровождения.

Заместители руководителя организации образования организуют и контролируют процесс психолого-педагогического сопровождения, участвуют в составлении индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, обсуждении результатов сопровождения, динамики развития воспитанника, учебных достижений обучающегося, включают воспитанников/обучающихся с ограниченными возможностями во внеклассные и досуговые мероприятия, в целях повышения эффективности процесса индивидуального сопровождения лиц (детей) с особыми образовательными потребностями осуществляют ротацию педагогов-ассистентов в организации образования.

Педагоги организации образования выполняют адаптацию учебных программ, индивидуализируют процесс обучения и оценки достижений лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, восполняя пробелы в знаниях, умениях, навыках, подбирают учебники, учебные материалы, организуют учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей развития лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, создают атмосферу эмоционального комфорта на занятиях/уроках и во внеклассной деятельности с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья лиц (детей) с особыми образовательными потребностями.

Педагог-ассистент помогает формированию у лиц (детей) с особыми образовательными потребностями способность выполнять правила поведения на занятиях/уроках и самостоятельную учебную деятельность через индивидуальное сопровождение. Предоставление услуг педагога-ассистента на постоянной основе обучающимся с нарушениями психофизического развития и поведения осуществляется на основании рекомендаций ПМПК.

Решением заседания психолого-педагогического сопровождения услуги педагога-ассистента, обучающимся с легкими поведенческими проблемами и трудностями адаптации в классе, предоставляются только на одну четверть. Дальнейшая потребность в помощи педагога-ассистента определяется ПМПК.

Потребность в помощи педагога-психолога или социального педагога определяется оценкой психолого-педагогического сопровождения организации образования.

Специальные педагоги, педагог-ассистент реализуют и участвуют в оценке образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями, в составлении индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения, в том числе индивидуальных учебных планов, индивидуальных/адаптированных учебных программ, индивидуально-развивающих программ, проводят индивидуальные, групповые, подгрупповые развивающие занятия.

10. Для проведения подгрупповых (2-4 ребенка), групповых (6-8 детей) занятий специальные педагоги объединяют лиц (детей) с особыми образовательными потребностями по принципу общности содержания индивидуально развивающих программ. Количество индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий в неделю для лиц (детей) с особыми образовательными потребностями устанавливается с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

12. При наличии 4-6 детей с поведенческими нарушениями в специально оборудованном помещении (кабинете) проводятся занятия, направленные на преодоление трудного поведения с использованием современных методов, технологий и приемов (в том числе на основе принципов прикладного анализа поведения).

13. Для проведения индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий кабинеты специалистов оснащаются оборудованием и учебно-дидактическими материалами.

14. Объем и содержание психолого-педагогического сопровождения, в котором нуждается ребенок, соответствует оценке особых образовательных потребностей, проводимом несколько раз в течение учебного года.

15. Для создания специальных условий для детей с ограниченными возможностями в организации образования создаются специальные группы/классы.

16. Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, в том числе психолого-педагогическая оценка образовательных потребностей, осуществляется с 1 сентября текущего года по 25 мая следующего года.

17. Контроль процесса психолого-педагогического сопровождения осуществляет администрация организации образования на основе нормативных правовых актов, должностных обязанностей участников образовательного процесса.

18. Нормативная учебная нагрузка в неделю педагогов психолого-педагогического сопровождения дошкольной организации составляет 24 часа, организации среднего образования – 16 часов неделю в соответствии с Законом Республики Казахстан "О статусе педагога".

Тарифные ставки (должностные оклады) в месяц педагогов – ассистентов выплачиваются в соответствии с нормативной учебной нагрузкой в неделю и устанавливаются, исходя из затрат их рабочего времени на сопровождение ребенка в астрономических часах. Короткие перерывы (перемены), предусмотренные между уроками/занятиями являются рабочим временем педагога-ассистента.

Количество лиц (детей) с особыми образовательными потребностями на 1 ставку логопеда (учителя-логопеда), психолога (педагога-психолога), специального педагога (дефектолога) в общеобразовательной организации составляет не более 12-14 детей.

19. Для координации деятельности и методической помощи педагогам психолого-педагогического сопровождения на базе общеобразовательных организаций приказом органа управления образования создаются областные (городские, районные) Ресурсные центры развития инклюзивных практик и обмена опытом.

20. Участниками процесса психолого-педагогического сопровождения являются администрация, педагогические кадры (учителя, воспитатели, психолог (педагог-психолог), логопед (учитель-логопед), специальный педагог, социальный педагог, педагог-ассистент), работники организации образования, воспитанники/обучающиеся, в том числе лица (дети) с особыми образовательными потребностями и их родители (законные представители). Взаимоотношения участников образовательного процесса строятся на принципах гуманизации образования/воспитания и командного подхода.

21. Администрация организует психолого-педагогическое сопровождение лиц (детей) с особыми образовательными потребностями, обеспечивает безопасную и психологическую комфортную среду на основе толерантной культуры поведения всех участников образовательного процесса, соблюдает конфеденциальность персональной информации о детях с особыми образовательными потребностями.

23. Администрация и педагоги:

1) проводят опытно-экспериментальную работу, внедрение новых методик и технологий психолого-педагогического сопровождения в педагогическую практику;

2) осуществляют свободный выбор способов и форм организации психолого-педагогического сопровождения с учетом особых образовательных потребностей воспитанников/обучающихся;

3) участвуют в работе коллегиальных органов управления организации образования;

4) повышают квалификацию по вопросам психолого-педагогического сопровождения;

5) досрочно проходят аттестацию с целью повышения категории;

6) получают моральное и материальное поощрение за успехи в психолого-педагогической деятельности в виде государственных наград, почетных званий, премий и именных стипендий.

Реализация инклюзивного образования предполагает создание специальных образовательных условий, соответствующих особым образовательным потребностям детей и обеспечивающих их оптимальное развитие.Важную роль в создании специальных образовательных условий играет психолого-педагогическое сопровождение.

Психолого-педагогическое сопровождение — особый вид помощи и поддержки всех участников учебно-воспитательного процесса, представляющий собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется командой специалистов в сотрудничестве с педагогическим коллективом школы. Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения создается служба психолого-педагогического сопровождения (СППС), которая должна стать полноценным структурным подразделением общеобразовательной школы.Постоянно действующей формой взаимодействия специалистов СППС является школьный психолого-медико-педагогический консилиум.Задачей специалистов ПМПк является разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду обычных сверстников.

Цель деятельностиСлужбы психолого-педагогического сопровождения заключается в организации психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для максимального развития учащихся, их успешного обучения и социализации.

Задачи Службы психолого-педагогического сопровождения:

  • защита прав и интересов учащихся,обеспечение безопасных условий их психологического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
  • комплексная диагностикавозможностей и особенностей развития детей для предупреждения возникновения проблем развития и обучения;
  • разработка и реализация индивидуальных программ психолого-педагогического сопровожденияучащихся, а также адаптация образовательных программк возможностям и способностям обучающихся;
  • содействие укреплению взаимопониманияи взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса;
  • консультативно-просветительская работасреди обучающихся, педагогических работников, родителей.

Принципы психолого-педагогического сопровождения:

1) комплексный, междисциплинарный подходк решению любой проблемы развития ребенка (выработка и реализация единой стратегии развития ребенка в школе и семье, овладение специалистами и учителями знаниями, методиками смежных наук);
2) непрерывность сопровождения ребенкав образовательном процессе;
3) информационно-методическое обеспечениепроцесса сопровождения (разработка нормативных локальных актов, учебно-методическое обеспечение процесса психолого-педагогического сопровождения);
4) социально-педагогическое и психологическое проектирование сопровождающей деятельности (предварительное определение направлений и содержания действий специалистов);
5) активное привлечение родителей, педагогического и детского коллективашколы в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Основные направления деятельности Службы психолого-педагогического сопровождения:

1) психосоциальная диагностика — проведение исследований по определению стартовых возможностей учащихся, индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление отклонений в развитии учащихся, причин трудностей в обучении, социальной адаптации; выявление потенциальной и реальной групп социальногориска;
2) коррекционно-развивающая работа — совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врача по разработке программ и проведению коррекционно-развивающей работы с учащимися; организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса;
3) психолого-педагогическое и медико-социальное просвещение участников образовательного процесса с целью создания условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности и развитияинтеллекта;
4) социально-педагогическое и психологическое консультирование участников образовательного процесса по различным психолого-педагогическим и социально-медицинским проблемам; помощь учащимся и родителям в преодолении трудной жизненной ситуации; консультирование педагогов в вопросах развития, воспитания и обученияучащихся;
5) организационно-методическая деятельность — проведение организационно-методической и научно-методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований); участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации; участие в разработке и реализации программ оздоровления воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками; формирование банка данных детей с ограниченными возможностями, изучение достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальномусопровождению.

Приоритетные направления деятельности

службы психолого-педагогического сопровождения

на разных уровнях образования:

На разных ступенях обучения то одни, то другие члены службы сопровождения выступают на первый план, не оттесняя всех остальных, но осознавая свою особую ответственность на данном этапе становления личности ученика, имеющего особые образовательные потребности. Так на начальной ступени обучения школьника велика роль дефектолога и логопеда в выявлении причин возникновения трудностей в обучении, консультировании педагогов по вопросам их устранения с параллельной работой с учащимися на индивидуальных и групповых занятиях.

При переходе в основную школу основная нагрузка ложится на психолога, решающего личностные проблемы подростков, переживающих сложный пубертатный период, много забот появляется и у социального педагога. К этому возрасту сенситивные периоды, обеспечивающие эффективность коррекционно-развивающей работы логопеда и дефектолога завершаются.

В старшей школе, где также доминируют личностные проблемы, главенствующая роль психолога сохраняется.

В зависимости от степени выраженности трудностей в обучении поддержка ученика может иметь краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер.

Краткосрочная поддержка оказывается учащимся, имеющим незначительные и временные трудности в обучении, требующие непродолжительного цикла коррекционных занятий с логопедом, психологом (до полугода). При этом учащийся обучается в обычном классе со сверстниками по общеобразовательной программе и посещает индивидуальные или групповые занятия со специалистами несколько раз в неделю, на которых ведется работа по развитию и компенсации индивидуальных особенностей развития ученика (недостатков развития речи, эмоционально-личностной незрелости).

Среднесрочная поддержка организуется для учащихся, имеющих стойкие трудности в обучении, связанные с особенностями развития, и требующие интенсивной поддержки специально подготовленных педагогов и специалистов. Для таких школьников в общеобразовательной школе организуется дифференцированное обучение в условиях специального класса на начальном уровне образования. При этом используются специальные учебные планы и программы, утвержденные МОН РК, специальные методы и приемы обучения, технические средства и оборудование. Обеспечивается здоровьесберегающий педагогический режим: обучение в первую смену с организацией продленного дня. С учениками работает подготовленный учитель и специалисты службы психолого-педагогического сопровождения. Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия со специалистами проводятся во второй половине дня. Виды коррекционно-развивающих занятий, регулярность их проведения определяются специальным учебным планом. В процессе обучения реализуется индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. Основной задачейподдержки учащихся является максимальное преодоление причин, приводящих к трудностям обучения и усвоения содержания учебных программ ГОСО.

В процессе обучения осуществляется педагогическая диагностика, направленная на отслеживание соответствия требований, предъявляемых к учащимся, уровню их развития, потенциальным возможностям и достигнутым на предыдущих этапах обучения учебным достижениям.

При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы учащиеся специальных классов, преодолевшие отставание в развитии и овладевшие необходимыми навыками учебной деятельности, на любом этапеобучения, по решению ПМПК, могут быть переведены в обычные классы с согласия самих учащихся и их родителей.

В случае, когда проблемы развития учащихся не преодолеваются на начальной ступени возможно продолжение их обучения в условиях специального класса и на последующих ступенях обучения. В этом случае реализуется долгосрочная поддержка учащихся.

Постоянно действующей формой взаимодействия специалистов СППС является школьный психолого-медико-педагогический консилиум.Задачей специалистов ПМПк является разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду обычных сверстников.

Локальная нормативная документация Службы психолого-педагогического сопровождения:

  • Приказ о создании Службы психолого-педагогического сопровождения;
  • Приказ о создании психолого-педагогического консилиума;
  • Положение о службе психолого-педагогического сопровождения;
  • Положение о работе школьного психолого-педагогического консилиума;
  • Договор с родителями;
  • Должностные инструкции специалистов службы психолого-педагогического сопровождения.

Документация Службы

психолого-педагогического сопровождения:

  • Перспективный годовой план работы Службы психолого-педагогического сопровождения, утвержденный директором школы;
  • График работы специалистов сопровождения, утвержденный директором;
  • График и протоколы заседаний Службы психолого-педагогического сопровождения;
  • Психолого-педагогический профиль учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • Индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения, индивидуальные учебные программы для учащихся с особыми образовательными потребностями;
  • План-график тематических групповых консультаций для отдельных категорий родителей;
  • Графики проведения и тематика обучающих семинаров для участников образовательного процесса;
  • Документы ПМПк;
  • Годовой анализ работы Службы психолого-педагогического сопровождения;
  • Договоры партнерских отношений.

Документация психолого-медико-педагогического консилиума школы:

  • Приказ о создании ПМП консилиума в ОСШ № ___.
  • Положение о консилиуме ОСШ № ___.
  • Договор о сотрудничестве (взаимодействии) консилиума ОСШ № ___ с ОПМПК.
  • Журнал записи детей на ПМПк.
  • Журнал регистрации заседаний ПМПк; регистрации заключений и рекомендаций ПМПк.
  • Журнал учета детей, состоящих на динамическом наблюдении.
  • Представления на учащихся специалистов для консилиума.
  • Нормативно-правовые документы, методические материалы, регламентирующие деятельность ПМПк.

Литература:

Психолого-педагогическое сопровождение и оказание поддержки учащимся с особыми образовательными потребностями в школах на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основе: Методические рекомендации.

Инструкция по организации деятельности стажерских площадок по развитию инклюзивного образования Карагандинской области

Организационные формы включения школьников с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс:

Усинова Гульнар Абировна
Филиппова Людмила Александровна

Лучший способ сделать детей хорошими –
это сделать их счастливыми.
Оскар Уайльд

Инклюзивное образование - процесс интеграции, подразумевающий доступность образования для всех и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Основными задачами данных курсов являются:
- формирование готовности к применению технологий инклюзивного образования детей разных возрастных групп с ограниченными возможностями;
- развитие профессиональных компетенций в области образования учащихся с особыми потребностями, включенными в систему общего образования.
Слушатели курсов знакомятся с современными понятиями интеграции и образовательной инклюзии, с нормативно-правовыми документами, регламентирующее инклюзивное образования, с мировой практикой решения данного вопроса.
Переосмысление роли и места личностного, социально-эмоционального развития, умение самостоятельно применять на практике полученные знания, сознательная регуляция поведения в социуме и подготовка к реальной жизни, - таковы ожидаемые результаты, которые должен демонстрировать ребенок с особыми нуждами, обучаясь в современной школе. Данные результаты мы можем получить только при сопутствующем психолого-педагогическом сопровождении.

В данной статье мы хотим на примере средней школы № 13 раскрыть механизмы психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями.
Прибывшие в школу дети с поражением опорно-двигательного аппарата были разновозрастными, имели не только поражение двигательной системы, но и нарушения речи, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, поведения. Они отличались повышенной утомляемостью, быстро становились вялыми или раздражительными, при неудачах чаще всего отказывались от выполнения задания.
Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность специалистов, которые создают социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Членами данной группы стали специалисты разных сфер деятельности школы: учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, завуч по воспитательной работе и медицинский работник. Было разработано положение о данной службе, распределены обязанности, составлен план работы.

Психолого-педагогическая служба школы обеспечивает создание условий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития интеллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и системно-ориентированном подходе, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагностической, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями учащихся в ходе образовательного процесса.

Основными принципами организации деятельности психолого-педагогической службы сопровождения являются:

  1. приоритет интересов и потребностей учащихся;
  2. непрерывность сопровождения;
  3. мультидисциплинарность.

Система психологического сопровождения учащихся в образовательном процессе предусматривает деятельность в традиционных направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения. Выбор оптимальной стратегии обучения, формирование индивидуальной программы развития учащихся в начальной школе (I образовательная ступень) и установление индивидуального педагогического маршрута на II образовательной ступени осуществляются на основе психолого-педагогической диагностики (ППД). В обязательный диагностический минимум входит обследование всех учащихся на старте I ступени, II ступени и при определении профессиональных притязаний и возможностей за два года до окончания школы. Диагностический минимум на I ступени позволяет выявить резервные возможности у первоклассников и определить уровень обученности при поступлении ребенка в любой класс. Процесс психологической диагностики учащихся на данном этапе требует оценки уровня развития моторных, сенсорных, мнемических функций, интеллекта, а также мотивационной и личностной готовности к обучению. Проводится как количественный, так и качественный анализ результатов диагностики, что позволяет не только оценить вид и характер обнаруженных нарушений, но и выявить компенсаторные возможности психики для определения прогноза и стратегии работы с каждым учащимся. Далее разрабатываются рекомендации по организации индивидуального дифференцированного подхода к процессу воспитания и обучения ребенка. В ходе первого года обучения определяется группа учащихся, имеющих стойкие проблемы развития и обучения. Этим детям требуется проведение углубленной психолого-педагогической диагностики.

При переходе на II ступень обучения с целью профилактики дезадаптации в средней школе психолого-педагогическая диагностика учащихся с особыми нуждами проводится в первые месяцы учебного года. Это вызвано изменением форм обучения и образовательной среды, требующей от учащихся самостоятельности, умения устанавливать контакты с большим количеством взрослых людей и более старших учеников. Проведение психолого-педагогической диагностики позволяет соблюдать преемственность в обучении детей в 4 - 5-м классах, повышать эмоциональное благополучие учащихся и их родителей. Благодаря этому появляется возможность согласованного взаимодействия учителей-предметников, классных руководителей, родителей в решении учебных и эмоциональных проблем детей, в подборе личностно-ориентированных технологий обучения, воспитания и развития.
Ведущее направление психолого-педагогического сопровождения — психолого-коррекционная работа. Планирование и организация данных занятий осуществляется на основании результатов ППД. Далее подбираются методы психолого-педагогического и социального воздействия, направленные на оптимизацию развития психологических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств.
Таким образом, деятельность службы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями является основой для полноценной интеграции учащегося в общество как в школе, так и за её пределами.

Список литературы:
Нормативные документы:

1 Жайтапова А.А.. Рудик Г.А., Белошниченко Е.В., Сатывалдиева А.С. Педагогика 21-го века на пороге школы.Алматы. 2009.

2 Грозная Н. Развитие инклюзивного образования: международный опыт. 2004 // Обращение к ресурсу 29.12.2006.

7. На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. USAID, 2007
8. Назарова Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и
проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2010. - № 1.

Комментарии

Читайте также: