В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев кратко

Обновлено: 07.07.2024

Нирвана в буддизме предполагает:

Буддологи и приверженцы буддизма по сей момент ведут споры о том, как именно следует понимать нирвану. Нирвана в брахманизме и индуизме – это слияние с Брахманом.

Общие понятия нирваны

В соответствии с учением Будды, несмотря на страдание, которое пронизывает все уровни сансарического существования, есть состояние, в котором страданий больше нет, и это состояние может быть достигнуто. Это и есть состояние нирваны. В буддизме переживание состояния нирваны обозначают как амат, абсолютно духовное достижение, разрушающее причинно-следственную связь кармического существования.

Готовые работы на аналогичную тему

Сутта-питака характеризует нирвану в качестве освобожденного ума (читты), который не имеет никаких привязанностей. Ум больше не идентифицируют с феноменом бытия, он превращается в непреходящий, становясь, таким образом, освобожденным. Вместе с тем Будда По данной теме мы уже выполнили реферат Буддизм подробнее избегал высказываний о вечности или не вечности нирваны, о наличии реализовавших ее личностных качеств или об их отсутствии. Несмотря на то, что нирвана была описана апофатическим методом, это не мешало воспринимать ее позитивно. Нирвана предполагает окончание незнания, то есть авидьи, которые погружают ум в непрерывную череду перерождений и зависимого существования – сансару. Нирвана представляет собой необусловленную реальность, благородный ум, постигший истину.

Нирвана и сансара

В соответствии с доктринами первоначального буддизма, нирвану сначала рассматривали в качестве контраспекта сансары. Позже, со времен Нагарджуны, начали появляться учения, объявившие нирвану тождественной сансаре. Эти учения и стали основным философским фундаментом Махаяны По данной теме мы уже выполнили контрольную работу Национальные религии Индии. Индуизм подробнее .

Тхервада сохранила реннебуддийское противопоставление нирваны сансаре в ранге основной проблемы обретения освобождения. Такое противопоставление можно считать определяющим, чтобы избежать страданий сансары и достичь освобождения через нирвану. Тхервада, в отличие от махаянистских По данной теме мы уже выполнили реферат Религиозно-философская система брахманизма подробнее школ, продолжала считать двойственность нирваны и сансары непреодолимой, два эти контраспекта характерны для всех, до периода ухода в нирвану без остатка – паринирвану, включая Будду и архатов. В качестве показательного примера такой двойственности, приводят историю Будды до перехода его в паринирвану, когда он еще находился на земле, однако уже достиг нирваны, но с остатком, то есть все еще пребывал в сансаре, так как воспринимался органами чувств окружающих.

Нирвана в джайнизме

В джайнизме По данной теме мы уже выполнили реферат Философия джайнизма подробнее нирвану понимают в качестве освобождения от кармического вещества, и достигается в ходе религиозной практики, если отсутствует приток новых карм. У освобожденного дживы возникают абсолютная праведность, абсолютное воззрение, абсолютное познание и совершенство. Сразу после достижения нирваны, джива может взмыть в воздух и долететь до вершины вселенной, где расположена обитель сиддхов – Сиддхакшетра. Несмотря на то, что все освобожденные дживы, которые достигли Сиддхакшетры, в равной мере наделяются праведностью, всеведением и познанием, их отличает ряд параметров. Также, как и в других религиях Индии, нирвана джайнов определяется отрицательно, то есть в качестве свободы от чего-то, а не свободы для чего-то.

Этапы достижения нирваны

На вопрос о том, как может быть достигнута нирвана, нельзя ответить однозначно. Есть разные мнения, одно из них гласит, что, чтобы познать природу просветления, достаточно стать архатом, то есть обрести личное пробуждение.

Другая точка зрения гласит, что достижению нирваны помогают бодхисаттвы – создания, которые сами смогли достичь пробуждения, но отказались от нирваны ради любви и помощи всему существующему в мире.

Третий взгляд предполагает, что полное освобождение может постичь любой мирянин, если выполнит все предписанные традицией правила, займется медитативной практикой, будет читать мантры, вести правильный образ жизни, будет чист в своих мыслях и намерениях.

Принято выделять несколько ступеней достижения нирваны:

  • Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных стремлений и общественного мнения, прекращение беспокойства о происходящем вокруг.
  • Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, а также сексуальных интересов.
  • Отсутствие страхов неприятных ощущений, унижения и порицания, боли. Наслаждение и злобу сменяет невозмутимое спокойствие.

Если же говорить о способах достижения нирваны, к ней может привести один из трех путей:

  1. Самма-Самбудда – следование проповедническим путем, то есть зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств Бодхисаттвы;
  2. Пратьека-Будда – молчаливый Будда: путь к просветлению без возможности обучения других дхарме;
  3. Архата-Будда – соответствие указаниям Бодхисаттвы, несущих в себе дхарму.

Главное, что должно быть сделано на начальном этапе по дороге Будды – это отказ от материальных желаний. Но тут же и заключается парадокс – стремление к нирване – это уже само по себе желание, от которых учение Будды рекомендует отказаться.

Значит, что путь к освобождению обязательно тернистый и требующий существенных усилий. Так как с одной стороны, чтобы достичь какую-либо цель, необходима мотивация, а другой – получается, что нирвана не должна являться целью.

Высшая цель, к достижению которой должен стремиться каждый истинно верующий буддист, – это и есть нирвана. Несмотря на то что о ней немало говорится в буддийской канонической литературе и еще больше написано позднейшими буддистами и современными исследователями, многое до сих пор остается неясным, часто представляется противоречивым


Будда в нирване. Пещера № 26. Аджанта

3. Мировоззрение и его структура. Мифология и религия – предфилософские формы мировоззрения.

4. Возникновение философии, ее генезис.

5. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм.

Философия как вид знаний. Критерии научности.

6. Философия как гуманитарное знание. Философия и искусство.

7. Исторические формы философии.

8. Функции философии.

Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы

1. На ваш взгляд, что такое философия — наука или мировоззрение? Обоснуйте ваш ответ.

2. Что такое мировоззрение и какова его структура? Ка­кие типы мировоззрения вы знаете?

3. Как вы понимаете мироощущение, мировосприятие, миропонимание?

4. Какие предпосылки возникновения философии вы знаете?

5. Что является способом существования религии и внешней формой ее проявления?

6. В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем?

7. Какие исторические формы материализма вы знаете? Приведите примеры из истории философии.

8.Какие исторические разновидности идеализма вы знаете? Коротко прокомментируйте каждую и приведите примеры из истории философской мысли.

9.Какие исторические формы диалектики вы знаете? Приведите примеры.

10. Почему для человека, живущего в мире разнообразно­го, важно иметь представление о Вселенной как единой целостной системе?

11. Назовите главные факторы, осмысление которых привело к конкретизации основного вопроса философии, выделению в нем двух его сторон.

12. Какие из функций философии вы бы назвали основными?

15. Какие аргументы послужили основанием для утверждения материалистического подхода к решению основных проблем философского знания?

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. Для вузов / П.В.Алексеев, А.В. Панин – М., 2005, - 603 с.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В.Ильенков – М., 1991.

3. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура/ А. Ф. Лосев.- М.: Политиздат, 1991.- 525с. - (Мыслители XX века.).

4. Косарев А.Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость / А. Косарев.- М.: Per 5е;СПб.:Унив.кн„ 2000,- 302с. - ( Humanitas.).

5. Гильдебранд Д. Что такое философия? / Д. Гильдебранд.- СПб.: Алетейя, 1997.- 372с.

Тема 2.

Древневосточная философия

1. Философия Древней Индии:

а) идеи о Брахмане и Атмане в древнеиндийской философии;

б) буддизм о преодолении желаний.

2. Философия Древнего Китая:

а) конфуцианство о небесном порядке вещей;

б) даосизм о всеобщей предопределенности.

Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы:

1. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют ре­лигиозно - философскими ?

2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формиро­вании индийской философии?

3. Что такое теизм и пантеизм?

4. Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: Брахман, атман, карма, сансара.

7. Расскажите легенду о принце Гаутаме. В чем заключается, на ваш взгляд,

ее философский смысл?

8. Почему земная жизнь является, по буддистским воззрениям, несо­мненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?

9. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?

10. Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от стра­даний и печалей

11. Широко распространено мнение о том, что аскет — это человек, который может

жить в пустыне или в лесу, есть что придется, одеваться только для того, чтобы

прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как вы думаете, достаточно ли




перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?

12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?

13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать

общественную жизнь и сделать ее благополучной?

Можно ли говорить, что зло (прежде всего — общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность?

15. Каковы основные принципы небесного порядка, которые призыва­ет выполнять Конфуций?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонгард –Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г.М. Бонгард-Левин. – М. 1980.

2. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М. 1983.

3. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. – М.: Вост. лит., 2001. – 383 с.

4. Крушинский А.А. Язык и мышление в древнем Китае / А.А. Крушинский. – Вопросы философии . 2007. № 3.

5. Рассел Б. История Западной философии в 2-х томах / Б. Рассел. – Т.1, - М. 1993.

6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2003. –799 с.

7. Хрестоматия по истории философии: учеб пособие для вузов. В 3 ч. Ч.1. – М., 1997. – 448 с.

8. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Чанышев.- М.: Высш. шк., 1999.-702с.

Тема 3.

Античная философия

1. Периодизация античной философии

2. Социально-исторические условия возникновения древнегреческой философии

3. Древнегреческая философия и мифология. Особенности и взаимосвязь.

4. Философия досократиков:

а) Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

б) Учение Гераклита.

в) Пифагор и пифагорейская школа.

г) Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон.

д) Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита.

5. Классический период развития античной философии:

6. Эллинистическо-римская философия (киники, скептики, стоики, эпикуреизм, Плотин).

Термины:

Милетская школа, апейрон, космогония, эсхатология, субстанция, Элейская школа, пантеизм, майевтика, диалектика, апория, бытие, логос, телеология, гедонизм, атараксия.

Задания для контрольных работ для заочной формы обучения

Тема 1.

Философия, ее предмет, структура и функции.

1. О значении изучения философии.

2. Предмет философии

3. Мировоззрение и его структура. Мифология и религия – предфилософские формы мировоззрения.

4. Возникновение философии, ее генезис.

5. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм.

Философия как вид знаний. Критерии научности.

6. Философия как гуманитарное знание. Философия и искусство.

7. Исторические формы философии.

8. Функции философии.

Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы

1. На ваш взгляд, что такое философия — наука или мировоззрение? Обоснуйте ваш ответ.

2. Что такое мировоззрение и какова его структура? Ка­кие типы мировоззрения вы знаете?

3. Как вы понимаете мироощущение, мировосприятие, миропонимание?

4. Какие предпосылки возникновения философии вы знаете?

5. Что является способом существования религии и внешней формой ее проявления?

6. В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем?

7. Какие исторические формы материализма вы знаете? Приведите примеры из истории философии.

8.Какие исторические разновидности идеализма вы знаете? Коротко прокомментируйте каждую и приведите примеры из истории философской мысли.

9.Какие исторические формы диалектики вы знаете? Приведите примеры.

10. Почему для человека, живущего в мире разнообразно­го, важно иметь представление о Вселенной как единой целостной системе?

11. Назовите главные факторы, осмысление которых привело к конкретизации основного вопроса философии, выделению в нем двух его сторон.

12. Какие из функций философии вы бы назвали основными?

15. Какие аргументы послужили основанием для утверждения материалистического подхода к решению основных проблем философского знания?

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. Для вузов / П.В.Алексеев, А.В. Панин – М., 2005, - 603 с.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В.Ильенков – М., 1991.

3. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура/ А. Ф. Лосев.- М.: Политиздат, 1991.- 525с. - (Мыслители XX века.).

4. Косарев А.Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость / А. Косарев.- М.: Per 5е;СПб.:Унив.кн„ 2000,- 302с. - ( Humanitas.).

5. Гильдебранд Д. Что такое философия? / Д. Гильдебранд.- СПб.: Алетейя, 1997.- 372с.

Тема 2.

Древневосточная философия

1. Философия Древней Индии:

а) идеи о Брахмане и Атмане в древнеиндийской философии;

б) буддизм о преодолении желаний.

2. Философия Древнего Китая:

а) конфуцианство о небесном порядке вещей;

б) даосизм о всеобщей предопределенности.

Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы:

1. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют ре­лигиозно - философскими ?

2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формиро­вании индийской философии?

3. Что такое теизм и пантеизм?

4. Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: Брахман, атман, карма, сансара.

7. Расскажите легенду о принце Гаутаме. В чем заключается, на ваш взгляд,

ее философский смысл?

8. Почему земная жизнь является, по буддистским воззрениям, несо­мненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?

9. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?

10. Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от стра­даний и печалей

11. Широко распространено мнение о том, что аскет — это человек, который может

жить в пустыне или в лесу, есть что придется, одеваться только для того, чтобы

прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как вы думаете, достаточно ли

перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?

12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?

13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать

общественную жизнь и сделать ее благополучной?

Можно ли говорить, что зло (прежде всего — общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность?

15. Каковы основные принципы небесного порядка, которые призыва­ет выполнять Конфуций?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонгард –Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г.М. Бонгард-Левин. – М. 1980.

2. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М. 1983.

3. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. – М.: Вост. лит., 2001. – 383 с.

4. Крушинский А.А. Язык и мышление в древнем Китае / А.А. Крушинский. – Вопросы философии . 2007. № 3.

5. Рассел Б. История Западной философии в 2-х томах / Б. Рассел. – Т.1, - М. 1993.

6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2003. –799 с.

7. Хрестоматия по истории философии: учеб пособие для вузов. В 3 ч. Ч.1. – М., 1997. – 448 с.

8. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Чанышев.- М.: Высш. шк., 1999.-702с.

Тема 3.

Античная философия

1. Периодизация античной философии

2. Социально-исторические условия возникновения древнегреческой философии

3. Древнегреческая философия и мифология. Особенности и взаимосвязь.

4. Философия досократиков:

а) Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

б) Учение Гераклита.

в) Пифагор и пифагорейская школа.

г) Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон.

д) Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита.

5. Классический период развития античной философии:

6. Эллинистическо-римская философия (киники, скептики, стоики, эпикуреизм, Плотин).

Термины:

Милетская школа, апейрон, космогония, эсхатология, субстанция, Элейская школа, пантеизм, майевтика, диалектика, апория, бытие, логос, телеология, гедонизм, атараксия.

лотосы и будда

В европейском сознании нирвана – это что-то сродни наивысшему наслаждению, неземному удовольствию. Однако такое понятие нирваны несколько искажено и является собирательным образом эйфории, состояния сильного эмоционального всплеска и приятных ощущений.

Поэтому сегодня мы предлагаем вам разобраться, что такое нирвана в буддизме. Мы узнаем, что означает это понятие, как достичь подобного состояния, и какие ступени есть на этом пути, а также поведаем о том, в чем различия буддийского и индуистского понимания нирваны.

Понятие в буддизме

Нирвана – термин неоднозначный, но при этом ключевой в буддийской философии. Это то, к чему стремится каждый буддист, будь он мирянином или монахом, это главная цель, пункт назначения на тропе Будды.

Даже сам Великий Учитель не давал четкого определения этого понятия. Он говорил, будто в нирване отсутствует мысленный поток, переживания, страхи. Каждое течение буддистской мысли привносит свою крупицу знаний в понимание нирваны, а нередко совершенно по-разному трактует ее.

Для начала обратимся к этимологии слова, которое имеет санскритские корни:

реинкарнация

Соединив две составные части одного слова, можно расшифровать значение: отрицание перехода из одной жизни в другую. Это значит конец череды перерождений, угасание пламени реинкарнаций, остановка во вращении колеса сансары.

Причина тому – прекращение страданий, вызываемых страстями, желаниями, страхами, привязанностями.

Можно выделить несколько определений, как подобное состояние определяет буддийское учение:

  • освобождение от желаний, привязанностей, а значит – страданий;
  • прекращение череды перерождений;
  • состояние сознания, когда оно обретает абсолютный покой;
  • главная цель в раннем буддизме и среди буддистов тхеравадинского толка.

Буддологи не прекращают вести полемику на тему того, какое же из определений считать правильным. Но они сходятся в одном – в состоянии нирваны эмоциональный аспект и ощущения отбрасываются, а разум обретает покой.

медитация на берегу

Будда завещал, что от страданий можно избавиться – и тогда разрушатся причинно-следственные законы бытия, кармическая связь прекратит свое существование.

Сутта-питака говорит об уме, которому удалось освободиться, очиститься от привязанностей. Нирвана – это своего рода освобождение от собственного эго, ведь отвергаются все мысли, ощущения, страсти личности.

Когда ослабевают узы, связывающие с материальным миром, желанием денег, власти, богатств, зависимостью от других людей, мнением окружающих, статусом в обществе, тогда все ближе становится возможность достижения просветления. Но до этого – еще долгий путь.

путь

Этапы достижения

Каким образом можно достичь нирваны? На этот вопрос ответить однозначно не удавалось еще никому.

Одно мнение гласит, что для познания природы просветления достаточно стать архатом, т.е. обрести личное пробуждение.

Другие считают, что в нелегком пути могут помочь бодхисаттвы – существа, сами достигшие пробуждения, но отказавшиеся от нирваны во имя любви и помощи всему сущему в мире.

Третьи уверены, что полного освобождения могут добиться даже миряне, если они выполняют все предписанные традицией правила, занимаются медитативными практиками, читают мантры, ведут правильный образ жизни, чисты в мыслях и намерениях.

монахи с четками

Выделяют несколько ступеней достижения нирваны:

  1. Сотапанна – утрата чрезмерных приступов возбуждения, злобы, ослабление зависимости от материальных благ, властных побуждений, общественного мнения, прекращение беспокойств о преходящем.
  2. Отказ от стремлений примитивного уровня, симпатий и антипатий, сексуального интереса.
  3. Отсутствие страха неприятных ощущений, унижения, порицания, боли. Наслаждение и злоба сменяются невозмутимым спокойствием.

Если говорить о способах достижения нирваны, то к ней ведет один из трех путей:

  • Самма-Самбудда – следование путем проповедника, учителя: зарождение внутри себя парамит – совершенных качеств бодхисаттвы;
  • Пратьека-Будда – бессловесный Будда: путь к просветлению без возможности учить других дхарме;
  • Архата-Будда – следование указаниям бодхисаттвы, которые несут в себе дхарму.

Главное, что нужно сделать на начальном этапе по дороге Будды – отказаться от материальных желаний. Но вот парадокс: стремление к нирване и есть само по себе одно из желаний, от которых нам учение Будды рекомендует отказываться.

А это значит, что путь к освобождению будет тернист и потребует значительных усилий. Ведь, с одной стороны, для достижения какой-либо цели необходима мотивация, а с другой — получается, что нирвана сама по себе не должна являться целью.

символ дзен

Чем отличается нирвана в индуистской религии

Если буддизм говорит, что после нирваны – пустота, где нет души, то в индуизме это состояние понимают несколько иначе.

садху

Заключение

В этой статье мы познакомили вас с понятием нирваны в целом. Мы обязательно продолжим этот разговор в последующих статьях, где поговорим о взгляде на нирвану в различных направлениях буддизма.

Также подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Читайте также: