Анализ стихотворения двадцать первое ночь понедельник ахматова кратко

Обновлено: 07.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Двадцать первое. Ночь. Понедельник..
История создания – произведение написано в 1917 году, который был неспокойным для Ахматовой одновременно и в личном плане, и в общественном.

Тема стихотворения – разочарование в любви.

Композиция – линейное, от первой строфы и до третьей мысль развивается последовательно.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитет – “любовные песни”.

Метафора – “и почиет на них тишина“.



Стихотворение “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” считается одним из самых важных для понимания раннего периода творчества Ахматовой. Краткий анализ “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” по плану можно использовать на занятиях по литературе в 9 классе, чтобы школьники могли разобраться в этом вопросе.

История создания

1917 год был очень сложным для Ахматовой. Не только из-за революции, которая сотрясала всю Россию, но и по личным причинам: разлад с мужем становился все очевиднее и все глубже. К тому же поэтесса начинает испытывать сомнения в том, что она действительно талантлива – и это несмотря на то, что сборники ее стихов были очень хорошо приняты и критиками, и публикой. История создания произведения связана с сильными переживаниями, особенно личного характера.

Ахматова предчувствовала, что ее брак не просто дал трещину – он распадается. Она была разочарована в себе из-за того, что позволила чувствам к Николаю Гумилеву полностью завладеть ее сердцем, которое в итоге оказалось разбитым. Она была действительно разочарована в отношениях и относилась в любви без прежнего трепета.

Стихотворение впервые напечатано в том же году в знаковом для Анны Андреевны сборнике “Белая стая”, где она предстает в новой для себя поэтической ипостаси.

Анализ 2

Сначала представляется, что к чувствам Ахматова относится с некой ноткой иронии. Как она считает, сам факт явления любви на земле придумал некий лентяй, которому нечем было заняться. Другие люди ему доверились, — может от лени своей, может от того, что нечем заняться. В изданном томе у Ахматовой уже нет некого трепета к влюбленности. Она пропала, с появлением первых этих чувств. Нет той женщины, которая сжималась под своей мрачной вуалью, носила на правой руке перчатку левой руки, и мчалась за своим любимым молодым человеком до калитки, клявшись, покончить собой, если тот исчезнет из ее жизни.

Пережив свои драмы любви, на века меняют ее, делают более спокойной и мудрой. Но не нужно полагать, что девушка отреклась от самых прекрасных ощущений на земле. Лучше предположить, что она просто все переосмыслила и осознала. Любовь она осознает как некую тайну, доступную только некоторым людям. И распознание ее приносит им умиротворение. Девушке это стихотворения лишь случайно удалось оказать в числе избранных. Любовь, эта некая болезнь, некая загадка – это эти новые ощущения, которые открываются тем, кто читает третий сборник поэтессы.

Тема произведения достаточно проста. Оно посвящено разочарованию в любви – этом прекрасном чувстве, которое лирическая героиня пережила сполна, и при этом в итоге оно сделало ее несчастной. Именно поэтому она говорит о любви с такой иронией, отрекается от нее, считает, что само ее существование – это сказка, сочиненная каким-то бездельником.

При этом читателя не оставляет ощущение, что за всеми холодными фразами, сказанными будто в сердцах, на самом деле скрывается печаль по утраченному чувству и желание любить и, конечно, быть любимой в ответ.

Неверие в любовь или рождение надежды

В стихотворении Ахматова делится своей мыслью, что любви на земле не существует, а её придумал со скуки какой-то бездельник, дабы сделать своё бытие более интересным.

Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.

На какое-то время она поверила и стала, как и другие люди, которые:

Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют.

Но время жёстко всё поставило на свои места и теперь ей случайно открылась тайна – любовь была миражом и растворилась в свете дневного солнца. Так ли это?

Композиция

Линейно развивающаяся композиция стиха дает возможность читателю проникнуть в душевный мир лирической героини. В первой строфе она как будто очерчивает время действия, показывая, насколько глубока ее задумчивость. Создается впечатление, что женщина просто разговаривает сама с собой, убеждает себя с том, что любви на самом деле не существует. Представить такую картину несложно.

Вторая строфа также полна разочарования – ведь все верят в выдумку о любви и живут с ней, переживают из-за несуществующего и несущественного чувства.

В третьей строфе открывается главная мысль – что у самой лирической героини утраченная иллюзия забрала радость жизнь, забрала возможность просто жить. При этом она говорит о том, что прозрение, подобное тому, что посетило ее, доступно не всем. И становится понятно, что сама девушка с удовольствием бы от него отказалась.

Суть и композиция

Анреп оставил след в душе и творчестве поэтессы. Творческих людей разлучила эмиграция, но их переписка продолжалась долго.

Средства выразительности

Ахматова сделала это стихотворение нарочито простым, по сути, использовав только два изобразительно-выразительных средства: эпитет – “любовные песни” и метафору – “и почиет на них тишина”. Интересно, что такая скупость не делает произведение менее лиричным – более того, именно она помогает подчеркнуть смятенное состояние души разочарованной женщины. Ей не до высоких фраз.

При этом эпитет “любовные песни” играет очень важную роль – именно он показывает, насколько иронично теперь мировосприятие лирической героини, которая раньше и сама с удовольствием писала такие песни.

Жанр и художественные приемы

Ученики читают стихи Ахматовой

Произведение относится по жанру к лирическому стихотворению. В нем Анна описала свои чувства через образ лирической героини. Она, казалось бы, столь молода, но уже успела разочароваться в главном — в любви и это стало причиной ее отчаяния. Стихотворение написано трехстопным анапестом. За счет этого автору удалось придать строкам форму размышления.

Эпитет при этом играет большую роль в стихотворении — он раскрывает всю ироничность нынешнего мировоззрения героини, которая до этого и сама радостно писала любовные песни.

Столь малое количество тропов акцентирует разбитое душевное состояние разочарованной в любви женщины, ведь ей не до высоких слов и крылатых выражений. И потому произведение не становится сухим или менее лиричным.

Тест по стихотворению

Начать тест(новая вкладка)

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Жизнь после кровавой революции

В том же 1918 году, в 29 лет, Анна Андреевна скоропалительно выходит замуж за Владимира Шилейко и уже через три года расстается с ним. В это время арестовывают и практически через месяц расстреливают Н. Гумилева. В 33 года Анна Андреевна соединяет свою жизнь с искусствоведом Н. Пуниным. В этот период ее стихотворения перестают печатать. Когда сыну было 26 лет, то его арестовывают на пять лет. Поэтесса расстается с Н. Пуниным и сможет ненадолго увидеть сына только в 1943 году. В 1944 году он уходит в армию и участвует во взятии Берлина. Однако в 1949 году Н. Пунина и сына арестовали. Лев приговорен к 10 годам лагерей. Мать обивала все пороги, стояла в очередях с передачами, писала стихи, певшие славу Сталину, но сына не выпускали. Свободу ему принес XX съезд КПСС.

В 1964 году в Италии поэтессе была присуждена премия.

В 1965 году состоялась поездка в Британию: она получила почетный диплом Университета Оксфорда.

Вариант 3

Основной тематикой лирического произведения являются авторские размышления о любовных разочарованиях, приводящих к переосмыслению человеческих ценностей.

Структурная композиция представляет собой линейную форму, в которой мыслительное развитие сюжетной линии осуществляется последовательно, позволяя понять и проникнуться душевным миром лирической героини. Первая строфа показывает задумчивую глубину состояния женщины, создавая ощущение мысленного диалога самой с собой, во второй строфе усиливаются ноты разочарования, вызванного любовным чувством, а третья строфа посвящена раскрытия главного мотива стихотворения, заключающегося в утрате жизненных иллюзий, лишивших лирическую героиню радости бытия и надежды на счастливое будущее.

В качестве стихотворного размера произведения поэтессой выбирается трехстопный анапест, выражающий авторский замысел в виде мыслительных размышлений посредством своеобразной звуковой ритмики.

Среди немногочисленных средств художественной выразительности, применяемых в стихотворении, выделяются изобразительные эпитеты и метафоры, которые, несмотря на их скупое использование, подчеркивают душевные страдания лирической героини в виде смятений и разочарования, демонстрируя ненужность высокопарных фраз и слов. При этом автором намеренно выбирается простое изложение выбранной тематики в целях описания душевного безразличия страдающей и разочарованной женщины.

Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного оборота речи в форме парцелляций, заключающихся в интонационном разделении стихотворного содержания на небольшие отрывки, звучащие в качестве самостоятельных выражений, которые создают впечатление об некоем посланном обрывке письма, изложенном в четком и сжатом виде.

Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник по плану

Кратко о биографии

Дворянка Анна Андреевна была третьим ребенком в большой семье. Три ее сестры в юности умерли от туберкулеза, старший брат покончил с собой, самый младший умер в эмиграции через 10 лет после смерти Анны. То есть близких, родных в трудные минуты жизни рядом с ней не было.

А. Горенко родилась в Одессе в 1889 году, а детство провела в Царском Селе, где училась в Мариинской гимназии. Летом семья ездила в Крым.

Девочка выучила французский язык, слушая разговоры гувернеров со старшей сестрой и братом. Писать стихи она начала в 11 лет. К 1905 году в нее влюбился начинающий поэт — красавец Н. Гумилев — и издал ее стихотворение в Париже. В 1910 году они соединили свои жизни, и Анна Андреевна взяла псевдоним Ахматова — фамилию своей прабабушки. Спустя два года родился сын Лев.

В этом небольшом произведении всего лишь двенадцать строчек. Но эти строки настолько семантически объёмны, что вмещают в себя жизнь женщины, полную переживаний, горестей и различных страданий. Всё это приводит героиню к горестному отрицанию самого факта существования любви.

История создания

Согласно биографии Анны Ахматовой, 1917 год выдался для неё весьма непростым. Причина этого кроется не только в революции, сотрясающей Россию, но и в событиях личной жизни: у Анны Андреевны случился серьёзный разлад с супругом, практически необратимый. Ко всему прочему, Ахматова всё чаще стала сомневаться в своём поэтическом даровании. Необоснованные сомнения терзали поэтессу, несмотря даже на тот объективный факт, что сборники её произведений отлично принимались не только читательской аудиторией, но и литературными критиками. Таким образом, справедливо сделать вывод о том, что история появления данного стихотворения имеет прямую связь с личными переживаниями поэтессы.

Ахматову не отпускала горькая уверенность, что её брачный союз с Николаем Гумилёвым распадается на глазах. Женщина глубоко разочаровалась в самой себе за то, что позволила любовному чувству к мужу всецело завладеть её сердцем. И теперь сердце это оказалось разбито вдребезги. Ахматова к моменту написания стихотворения полностью разочаровалась в любви и стала относиться к ней без былого трепета.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец лирического стиха, в котором автор повествует о собственных переживаниях и чувствах, вкладывая в уста лирической героини горькие слова. Героиня ещё слишком молода, поэтому ей не довелось пережить горькое разочарование в самом главном для любой женщины чувстве – чувстве любви.

Композиция

Образы и символы

Вся образная палитра, представленная Ахматовой в произведении, проста и незатейлива. Именно в этом и заключена особенность ахматовского стиля, способного наполнить глубоким смыслом и яркими эмоциями любой образ. Особого читательского внимания заслуживают два образа:

Темы и настроение

Основная идея

Средства выразительности

В произведении представлена не большая палитра средств выразительности. Но это не лишает стихотворные строки лиричности, а наоборот, демонстрирует душевное смятение женщины, для которой вместе с разочарованием в любви рухнул весь мир. Именно поэтому Ахматова сделала стихотворение нарочито простым, использовав лишь два выразительных средства:

История создания и тематика

Сложный для поэтессы период начался в 1917 году. Причиной тому была не только революция, сотрясавшая ее родную Россию, но и то, что разногласия с мужем случались все чаще и были все серьезней. Ахматова также начала сомневаться в наличии у нее таланта, хотя сборники ее поэзий были тепло приняты народом и литературными критиками.

Душевное состояние Анны Андреевны

История написания стихотворения напрямую связана с душевным состоянием Анны Андреевны и ее сильными переживаниями. Поэтесса чувствовала, что ее брак постепенно трещал по швам, он распадался. Женщина была разочарована в себе, ведь позволила чувствам к мужу Николаю Гумелеву полностью ей завладеть, а сердце в итоге оказалось разбитым. Анна была обманута в своих надеждах на эти отношения и теперь относилась к любви без былой страсти и дрожи.

Но во время чтения произведения не уходит ощущение того, словно за всеми этими словами отречения на самом деле скрывается тихая грусть по потерянному чувству к когда-то любимому мужу.

Композиция произведения

Продолжая идею, Анна говорит, что люди легко поверили в эту выдумку и до сих пор живут, веря в обман. Вторая строфа также наполнена разочарованием, поэтесса с презрением отзывается о свиданиях и всем, через что проходят влюбленные. Она утверждает, что никакой любви нет в этом мире, а верим мы в нее, только чтобы разнообразить обыденную жизнь.

В третьем завершающем четверостишье раскрывается основная идея о том, что лирическая героиня, потеряв веру в эту иллюзию, утратила и радость в жизни, возможность спокойного существования. Но в то же время Анна Сергеевна указывает, что это прозрение доступно не всем, да и сама она бы с радостью его не познавала.

Последние строчки стиха заставляют задуматься, что именно вложила в него Ахматова — она хотела высмеять всю высокую значимость любви или же это познание настоящего чувства, отличного от того, что поселилось в обычном сознании людей. Ведь в тот период женщина часто встречалась с Б. Анрепом — он нравился ей, но чувство долга перед сыном и мужем так и не позволили ей начать с ним отношения. Возможно, именно встреча с этим мужчиной породила в ней новое, неведомое ранее чувство.

Жанр и художественные приемы

Ученики читают стихи Ахматовой

Произведение относится по жанру к лирическому стихотворению. В нем Анна описала свои чувства через образ лирической героини. Она, казалось бы, столь молода, но уже успела разочароваться в главном — в любви и это стало причиной ее отчаяния. Стихотворение написано трехстопным анапестом. За счет этого автору удалось придать строкам форму размышления.

Эпитет при этом играет большую роль в стихотворении — он раскрывает всю ироничность нынешнего мировоззрения героини, которая до этого и сама радостно писала любовные песни.

Столь малое количество тропов акцентирует разбитое душевное состояние разочарованной в любви женщины, ведь ей не до высоких слов и крылатых выражений. И потому произведение не становится сухим или менее лиричным.



Стихотворение “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” считается одним из самых важных для понимания раннего периода творчества Ахматовой. Краткий анализ “Двадцать первое. Ночь. Понедельник” по плану можно использовать на занятиях по литературе в 9 классе, чтобы школьники могли разобраться в этом вопросе.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.

Данное стихотворение невелико по объему, всего двенадцать строк. Но в нем вся жизнь, полная горя и страданий, приведших к отрицанию любви. Здесь (впрочем, как и во многих ее стихах) мы видим лишь окончание драмы. На мой взгляд, данное произведение является отражением реальной жизненной истории, которая была трагичной. Ведь, в конечном счете, лирика – это прежде всего биография.

Композиция стихотворения несколько необычна, служит для раскрытия основной мысли, идеи. Первые восемь строк – отрицание любви, и вдруг в конце – противоречие, как будто снята маска:

Но иным открывается тайна…

Есть она, эта великая тайна, эта сладкая боль, в которой даже самой себе не признается героиня. Имя ей – любовь.

Лирическая героиня А.А. Ахматовой через отрицание любви предстает именно такой, как многие, которые:

Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют.

Важное значение в этом стихотворении для создания картины имеет синтаксис. Вначале назывные предложения, как наброски к большому полотну:

Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле.

Почти конкретное время, почти конкретное место. Сухо и сдержанно.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям


Роль Б Энрепа в жизни Ахматовой

Первая встреча двух творческих людей была спонтанной (1914 год), но Анне Борис понравился, Энреп ответил взаимно, и поэтесса подарила ему кольцо, которое носилось получателем на цепочке довольно долго, что говорит о ценности подарка и отношении к дарителю. Позже Ахматова сама скажет про Бориса:

Семь дней любви и вечная разлука.

Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют.

Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна.

Жизнь после кровавой революции

В том же 1918 году, в 29 лет, Анна Андреевна скоропалительно выходит замуж за Владимира Шилейко и уже через три года расстается с ним. В это время арестовывают и практически через месяц расстреливают Н. Гумилева. В 33 года Анна Андреевна соединяет свою жизнь с искусствоведом Н. Пуниным. В этот период ее стихотворения перестают печатать. Когда сыну было 26 лет, то его арестовывают на пять лет. Поэтесса расстается с Н. Пуниным и сможет ненадолго увидеть сына только в 1943 году. В 1944 году он уходит в армию и участвует во взятии Берлина. Однако в 1949 году Н. Пунина и сына арестовали. Лев приговорен к 10 годам лагерей. Мать обивала все пороги, стояла в очередях с передачами, писала стихи, певшие славу Сталину, но сына не выпускали. Свободу ему принес XX съезд КПСС.

В 1964 году в Италии поэтессе была присуждена премия.

В 1965 году состоялась поездка в Британию: она получила почетный диплом Университета Оксфорда.

Кратко о биографии

Дворянка Анна Андреевна была третьим ребенком в большой семье. Три ее сестры в юности умерли от туберкулеза, старший брат покончил с собой, самый младший умер в эмиграции через 10 лет после смерти Анны. То есть близких, родных в трудные минуты жизни рядом с ней не было.

А. Горенко родилась в Одессе в 1889 году, а детство провела в Царском Селе, где училась в Мариинской гимназии. Летом семья ездила в Крым.

Девочка выучила французский язык, слушая разговоры гувернеров со старшей сестрой и братом. Писать стихи она начала в 11 лет. К 1905 году в нее влюбился начинающий поэт — красавец Н. Гумилев — и издал ее стихотворение в Париже. В 1910 году они соединили свои жизни, и Анна Андреевна взяла псевдоним Ахматова — фамилию своей прабабушки. Спустя два года родился сын Лев.

16 декабря 2011

Первая строка сразу дает точные сведения о времени действия, отрывисто, лаконично, как легкие наброски эскиза будущей картины. Такая точная конкретизация создает эффект сопричастности, действительности. Не случайно и выбрано время — ночь – оно символически отсылает к традиционному восприятию мира в идее двойственности: добро и зло, свет и тьма, день и ночь. Именно ночью оживают все страхи, дневные переживания приобретают особую силу, чувство одиночества становится еще острее. Указан и день недели: понедельник. Как известно, понедельник – это не самый легкий день недели. Еще вчера было воскресенье, шум, веселье, развлечение, а сегодня все закончилось, героиня осталась одна.

Сочинил же какой-то бездельник,

Что бывает любовь на земле.

Вариант 3

Основной тематикой лирического произведения являются авторские размышления о любовных разочарованиях, приводящих к переосмыслению человеческих ценностей.

Структурная композиция представляет собой линейную форму, в которой мыслительное развитие сюжетной линии осуществляется последовательно, позволяя понять и проникнуться душевным миром лирической героини. Первая строфа показывает задумчивую глубину состояния женщины, создавая ощущение мысленного диалога самой с собой, во второй строфе усиливаются ноты разочарования, вызванного любовным чувством, а третья строфа посвящена раскрытия главного мотива стихотворения, заключающегося в утрате жизненных иллюзий, лишивших лирическую героиню радости бытия и надежды на счастливое будущее.

В качестве стихотворного размера произведения поэтессой выбирается трехстопный анапест, выражающий авторский замысел в виде мыслительных размышлений посредством своеобразной звуковой ритмики.

Среди немногочисленных средств художественной выразительности, применяемых в стихотворении, выделяются изобразительные эпитеты и метафоры, которые, несмотря на их скупое использование, подчеркивают душевные страдания лирической героини в виде смятений и разочарования, демонстрируя ненужность высокопарных фраз и слов. При этом автором намеренно выбирается простое изложение выбранной тематики в целях описания душевного безразличия страдающей и разочарованной женщины.

Отличительной особенностью стихотворения является применение своеобразного оборота речи в форме парцелляций, заключающихся в интонационном разделении стихотворного содержания на небольшие отрывки, звучащие в качестве самостоятельных выражений, которые создают впечатление об некоем посланном обрывке письма, изложенном в четком и сжатом виде.

Анализ стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник по плану

Композиция

Линейно развивающаяся композиция стиха дает возможность читателю проникнуть в душевный мир лирической героини. В первой строфе она как будто очерчивает время действия, показывая, насколько глубока ее задумчивость. Создается впечатление, что женщина просто разговаривает сама с собой, убеждает себя с том, что любви на самом деле не существует. Представить такую картину несложно.

Вторая строфа также полна разочарования – ведь все верят в выдумку о любви и живут с ней, переживают из-за несуществующего и несущественного чувства.

В третьей строфе открывается главная мысль – что у самой лирической героини утраченная иллюзия забрала радость жизнь, забрала возможность просто жить. При этом она говорит о том, что прозрение, подобное тому, что посетило ее, доступно не всем. И становится понятно, что сама девушка с удовольствием бы от него отказалась.

Тема произведения достаточно проста. Оно посвящено разочарованию в любви – этом прекрасном чувстве, которое лирическая героиня пережила сполна, и при этом в итоге оно сделало ее несчастной. Именно поэтому она говорит о любви с такой иронией, отрекается от нее, считает, что само ее существование – это сказка, сочиненная каким-то бездельником.

При этом читателя не оставляет ощущение, что за всеми холодными фразами, сказанными будто в сердцах, на самом деле скрывается печаль по утраченному чувству и желание любить и, конечно, быть любимой в ответ.

История создания

1917 год был очень сложным для Ахматовой. Не только из-за революции, которая сотрясала всю Россию, но и по личным причинам: разлад с мужем становился все очевиднее и все глубже. К тому же поэтесса начинает испытывать сомнения в том, что она действительно талантлива – и это несмотря на то, что сборники ее стихов были очень хорошо приняты и критиками, и публикой. История создания произведения связана с сильными переживаниями, особенно личного характера.

Ахматова предчувствовала, что ее брак не просто дал трещину – он распадается. Она была разочарована в себе из-за того, что позволила чувствам к Николаю Гумилеву полностью завладеть ее сердцем, которое в итоге оказалось разбитым. Она была действительно разочарована в отношениях и относилась в любви без прежнего трепета.

Стихотворение впервые напечатано в том же году в знаковом для Анны Андреевны сборнике “Белая стая”, где она предстает в новой для себя поэтической ипостаси.

Средства выразительности

Ахматова сделала это стихотворение нарочито простым, по сути, использовав только два изобразительно-выразительных средства: эпитет

– “любовные песни” и
метафору
– “и почиет на них тишина” . Интересно, что такая скупость не делает произведение менее лиричным – более того, именно она помогает подчеркнуть смятенное состояние души разочарованной женщины. Ей не до высоких фраз.

При этом эпитет “любовные песни” играет очень важную роль – именно он показывает, насколько иронично теперь мировосприятие лирической героини, которая раньше и сама с удовольствием писала такие песни.

Возможно вам будет интересно

Читайте также: