Проект патриотическое воспитание в детском саду старшая группа
Обновлено: 04.07.2024
Проблема организации воспитательно-развивающего процесса в разновозрастной группе ДОУ весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества дошкольников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой и широко распространена в нашей практике работы в ДОУ. Настоящий проект дает возможность реализовать в полном объеме образовательную программу с воспитанниками 5 - 7 лет по познавательному развитию с приоритетным нравственно- патриотическим направлением.
Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Нравственная направленность проекта обеспечивает воспитание уважения к традиционным ценностям: любовь и уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру.
Сроки реализации проекта с 1 апреля по 9 мая 2015 года. Проект объединяет педагогов, воспитанников от 5 до 7 лет и родителей воспитанников.
•Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
•Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
•Умение представить творческий продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
•Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
•Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
•Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
•Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
•Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Реализация проекта планировалась и осуществлялась в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в пяти образовательных областях.
Познавательное развитие:
II Этап – основной. Планирование деятельности , составление плана работы и распределение заданий детям.
5.Подбор музыкальных произведений военной тематики
6.Помощь родителей в создании выставки фотографий военных лет, наград (медали, ордена), писем с фронта (из семейного архива)
Благодаря проекту, дети получили необходимую информацию о людях, сражавшихся на войне, о детях – войны, о тягостях тех лет.
У них сохранился интерес к истории своей Родины, к их защитникам.
Родители активно принимали участие в реализации проекта, осознавали важность патриотического воспитания у дошкольников .
Продолжительность проекта: среднесрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: дети одной группы, ближайшее окружение, исторические и культурные ценности г. Волхов.
Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Тип проекта: информационно – творческий (по доминирующей деятельности: познавательный).
Проблема: актуальность проблемы, заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, в которой живут; особенностях народных традиций.
- Воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой Родине, к родному городу; формирование нравственных ценностей;
- Умение видеть прекрасное, гордиться им;
- Создание в группе предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию.
- дать детям знания о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, учреждения;
- формирование нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
- формирование бережного отношения к природе, традициям, культуре и быту родного края;
- воспитание интереса к общественным событиям родного города, уважения к труду.
- включить в целостный педагогический процесс разнообразие форм и методов работы по формированию патриотических чувств к Родине, родному краю;
- обогатить предметно-развивающую среду группы по нравственно - патриотическому воспитанию;
- применить значимость проблемы к проявлению творческой активности, инициативы в подборе форм, методов в работе с детьми и их родителями.
Дети должны знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному городу, дому, семье, детскому саду);
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых);
- место проживания: город, область;
- предприятия родного города и их значимость;
- символику города, достопримечательности, памятные места;
- находить на карте Ленинградской области свой город.
Пояснительная записка : Целенаправленность ознакомления ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился и живет. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав все, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
- формирование эстетических разновидностей личности;
Эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения,
Исторические факты становления и развития национальной культуры, ее обычаи и традиции.
- воспитание и развитие активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника,
Через ознакомление самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
- совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников.
- Соприкосновение детей с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей и национальной культуры.
- Познакомит детей с родным городом, людьми, работающими и живущими в нем.
- интерес педагогов, детей, родителей;
- недостаточное знание детей о родном городе, его культурных традициях.
Отсутствие систематизированного материала для изучения родного края.
При работе с детьми использовались такие формы и методы работы:
Приглашение в путешествие.
- Создание проблемной ситуации.
- Мини – музей.
- Мастерская народных промыслов.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы рисунков и поделок.
- Конкурс стихов.
- Анализ нравственных качеств.
- Ручной труд.
- Беседа.
- Экскурсия.
- Театрализация.
- Изготовление подарков.
- Выставка и экспозиции
- Игры (дидактические, народные, подвижные, настольно- печатные, сюжетно – ролевые).
- Сказки.
- Развлечения, досуги, праздники.
- Инсценировки, театрализации.
Методы и формы работы с родителями по реализации проекта :
- индивидуальные консультации, беседы о предстоящем проекте;
- участие родителей в театрализованной постановке;
- совместная продуктивная деятельность с детьми;
- сопровождение во время экскурсий;
- пополнение развивающей среды (экспонаты для мини – музея);
- родительское собрание (нетрадиционная форма проведения).
1 этап проекта – подготовительный.
Теоретическая подготовка педагогов к выполнению проекта.
Разработка перспективного плана. Сбор информации.
- Ознакомление с проектом родителей, сотрудников д/с.
- Налаживание сотрудничества с работниками детской библиотеки, краеведческим музеем, школой № 6, домом культуры железнодорожников.
- Родительское собрание.
- Консультации.
- Встречи за круглым столом.
- Подготовка детей к выполнению проекта.
Вхождение детей в проект (получаем посылку с открытками, фотографиями Москвы. Выясняем, что Москва столица нашей Родины. А как называется место, где человек родился? – Малая Родина. Моя малая Родина – это город Волхов Ленинградской области). Познакомить детей с картой Ленинградской области и обозначить на ней место, которое занимает наш город. Выявление знаний детей о своем городе, показывает о недостатке этих знаний. Воспитатель интересуется, хотят ли дети получить информационные знания о городе, в котором они родились и живут? Приглашение в путешествие. Создание проблемной ситуации.
2 этап – основной .
- Педагог – отбор, поиск материала по изучению родного края (фотографии, вырезки из газет, наборы открыток, буклеты, видео - фильм документальный);
- рассказ воспитателя о Волховских народных промыслах;
- экскурсия в школьный музей боевой славы;
- экскурсия в детскую библиотеку;
- заучивание стихов о родном городе;
- заучивание пословиц и поговорок о Родине;
- обустройство мини – музея (побуждать детей и родителей к пополнению музея фотографиями, поделками, альбомами, коллажами, рисунками);
- чтение познавательной литературы;
- Создание картотеки пословиц и поговорок;
3 этап – заключительный.
Презентация проекта (о проделанной работе) для детей и родителей.
Чаепитие (создание теплой, дружественной обстановки).
Объединение усилий педагогов, родителей и детей при организации работы на дальнейшее сотрудничество. Награждение самых активных участников проекта дипломами и благодарственными письмами.
Формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране.
Содержимое публикации
Паспорт проекта на тему:
Возрастная группа: старшая
Подготовила воспитатель: Колчанова Ирина Михайловна
Тип проекта: тематический, информационно-творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы, родители.
Цель проекта:
Формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране.
Задачи проекта:
воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку через все виды детской деятельности;
расширять представления о городах России;
знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
формировать нравственно-патриотические чувства посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
формировать эмоциональный отклик, бережное, заботливое отношение к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Актуальность проекта
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Пояснительная записка
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , поселку, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
-Семья
- Детский сад
- Родная улица, район
- Родной поселок, село
- Страна, ее столица, символика
- Права и обязанности (Конституция)
- Права ребенка(конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы:
беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; сочинение рассказов и о семье.
с родителями:
беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;
Сентябрь
4 .Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5.Работа с родителями: изготовление генеалогического древа семьи .
Октябрь
3. Составление коллективного рассказа детьми о родном поселке.
Ноябрь
Декабрь
1. Экскурсия по Красной площади (по иллюстрациям)
2. Заучивание стихотворений о Москве.
Январь
4. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме.
Февраль
4 Заучивание пословиц о маме
Апрель
3. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.
Задачи: • воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов. • воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России. • Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
Автор:
Паращенко Надежда Валентиновна Воспитатель, МБДОУ д/с "Здоровый ребёнок", г.Таганрог
Автор:
Воробьев Олег Александрович преподаватель доп/образования - руководитель военно-патриотического клуба, МБОУ ДО Заиграевский Центр детского и юношеского творчества, РФ, республика Бурятия, Заиграевский район, пгт Заиграево
Цели: воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи: • прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим; • воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, их труду; • расширять знания о малой Родине; • расширять представления о национальной культуре русского народа, о народном прикладном искусстве; • закреплять знания о государственных праздниках России и о русских народных праздниках; • закрепить знания о государственной символике РФ; • воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны; • познакомить с историческими фактами военных лет; • продолжать знакомить с произведениями художественной литературы и музыки об истории России, о Великой Отечественной войне; • продолжать учить детей читать стихи громко и выразительно; • обогащать и развивать словарный запас детей; • расширять предметно-развивающую среду группы.
Автор:
Неботова Светлана Витальевна воспитатель, МАДОУ "Золушка", г. Когалым, ХМАО - Югра
Читайте также:
- Как изменилась роль человека в современном хозяйстве кратко
- Кто является работодателем для воспитателя доу статья
- Основные направления и технология педагогической деятельности в младшем школьном детстве
- План мероприятий по проекту растим читателя с детским садом
- Приоритетность образования требует выделения значительных средств из бюджета как государства кратко