Расскажите о зарубежном опыте стандартизации сестринской деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Основы стандартизации в здравоохранении. Стандарты сестринской практики. СТУДЕНТ: Кропотухина Е.В. Группа: ЗСД 213 РУКОВОДИТЕЛЬ: Шардина Л.А., заведующая." — Транскрипт:

1 Основы стандартизации в здравоохранении. Стандарты сестринской практики. СТУДЕНТ: Кропотухина Е.В. Группа: ЗСД 213 РУКОВОДИТЕЛЬ: Шардина Л.А., заведующая кафедрой сестринского дела, д.м.н., профессор ГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра сестринское дело

2 Критерием оценки качества оказания медицинской помощи в рамках ОМС является профессиональный стандарт (юридический документ), защищающий интересы потребителя медицинских услуг и медицинский персонал. Опираясь на стандарт можно оценить насколько качественно выполнена услуга. Стандартизация – не дань моде, а способ, призванный упорядочить деятельность в определенной области!

3 является повышение качества профилактических и лечебно- диагностических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения. Целью стандартизации в здравоохранении

4 обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию повышение качества медицинской помощи рациональное использование кадровых и материальных ресурсов оптимизацию лечебно-диагностического процесса внедрение отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику Создание единой системы стандартизации в здравоохранении направлено на:

5 С т а н д а р т и з а ц и я определяется как деятельность по установлению в здравоохранении норм, правил, характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии единства измерений экономии всех видов ресурсов

7 Нормативное обеспечение реализации законов в области охраны здоровья граждан и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ. Создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг. Установление требований к условиям оказания медицинской помощи. Опыт внедрения стандартов сестринской практики в практическое здравоохранение. Установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов. Нормативное обеспечение сертификации и оценка качества медицинских услуг. Основными задачами в области стандартизации в здравоохранении являются:

8 В понятие качества медицинской помощи входят следующие компоненты: профессиональный уровень медицинских работников полнота и эффективность использования ресурсов сведение до минимума риска для пациента при осуществлении медицинского вмешательства удовлетворенность пациента медицинским вмешательством

9 В зависимости от административно – территориального деления: 1. Государственные (для РФ в целом) 2. Территориальные ( для краев, областей и городов Москвы и Санкт – Петербурга) По профессиональному принципу: 1. Диагностические 2. Лечебно – технологические 3. Стандарты качества лечения 4. Медико – экономические 5. Медико – технологические 6. Научно – медицинские стандарты 7. Профессиональные стандарты. Медицинские стандарты подразделяются

10 Областью стандартизации является сама система здравоохранения. Как и любая другая отрасль, система здравоохранения имеет свои объекты: Организационные технологии Квалификация персонала Учетно-отчетная документация Юридические и деонтологические вопросы Медицинская услуга

11 Самый важный объект в системе здравоохранения Медицинская услуга мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

12 Медицинские услуги подразделяются: По степени сложности: Простая медицинская услуга Сложная медицинская услуга Комплексная медицинская услуга По функциональному значению: Лечебно-диагностические Реабилитационные Профилактические Транспортные По условиям выполнения: Амбулаторно-поликлинические Стационарная помощь На дому В процессе транспортировки

13 Развитие стандартизации является одним из главных элементов построения системы управления качеством в здравоохранении. Наибольшее внимание уделяется стандартизации в области медицинских услуг и оказания медицинской помощи. В настоящее время активизирована работа по созданию профессиональных стандартов сестринской деятельности.

15 Что. должна делать медицинская сестра, чтобы выполнить ту или иную процедуру, обеспечивая достаточное качество услуги? Сколько времени. нужно затратить сестре, чтобы выполнить ту или иную процедуру, обеспечивая достаточное качество услуги? Чем должно быть оснащено. рабочее место, чтобы сестра могла выполнить ту или иную процедуру за определенное время, обеспечивая достаточное качество услуги и собственную безопасность? Как. обеспечить собственную безопасность при выполнении любых манипуляций, в том числе не связанных с оказанием медицинских услуг? Стандарты технологий выполнения простых медицинских услуг сестринским персоналом позволяют ответить на следующие вопросы:

16 СТАНДАРТ – это нормативный документ, разработанный на основе действующего законодательства, содержащий общие правила, нормы и принципы для достижения оптимального результата деятельности в данной области. СТАНДАРТ – это нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе оригинального, творческого. СТАНДАРТ – образец, которому должно соответствовать, удовлетворять по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения.

17 В 2002 году были утверждены первые протоколы ведения больных: ОСТ Протокол ведения больных. Сердечная недостаточность ОСТ Протокол ведения больных. Пролежни. Протокол ведения больного – нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации.

20 Задачи ОСТа : 1. Структурированные технологии 2. Определение алгоритма 3. Установление единых требований к порядку выполнения процедуры 4. Контроль доступности и качества оказываемой помощи 5. Установление единых требований к обучению данной технологии 6. Унификация расчетов стоимости технологии 7. Внедрение научно-обоснованной технологии, обеспечивающей адекватную профилактику ВБИ, осложнений 8. Разработка перечня обязательного оснащения

21 Российская Концептуальная модель сестринского дела должна стать профессиональным стандартом взамен существующей системы организации сестринского дела. Она должна определить: принципы философию сестринского дела миссию и функции место российской медицинской сестры в отечественном здравоохранении в соответствии с целями сестринского дела границы компетенции сестры новой формации, в зависимости от уровня ее образования, с четким разграничением обязанностей сестринского и врачебного персонала. Таким образом, можно заключить, что разработка и внедрение стандартов сестринской практики позволят решить проблему качества оказания сестринской помощи.

22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Вялков А. Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи / А. Вялков // Фармацевтический вестник. – – 32. Качество медицинской помощи. Глоссарий. Россия – США. Российско- Американская межправительственная комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству. Комитет по здравоохранению. Проект: Доступность качественной медицинской помощи Классификатор сложных и комплексных медицинских услуг // Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от Лукьянцева Д.В. Прошлое, настоящее и будущее медицинских стандартов / Д.В. Лукьянцева // Главный врач. – – с Михайлова Н.В. Обеспечение качества медицинского обслуживания / Н.В. Михайлова, Д.Ф. Гилязетдинов // Стандарты и качество – 3. Тарновская И.И. Объект стандартизации – технологии выполнения услуг сестринским персоналом / И.И. Тарновская // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – – 1.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНДАРТИЗАЦИИ СЕСТРИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основная цель любой профессиональной деятельности состоит в максимальном повышении ее качества. Один из путей повышения качества сестринской помощи — стандартизация сестринских услуг. В зарубежной практике вопросы стандартизации всегда находились в центре внимания как профессиональных сестринских ассоциаций, так и органов государственной власти, отвечающих за гарантированный уровень доступной и качественной медицинской помощи. Стандарты позволяют организовывать сестринскую помощь, поддерживать ее высокий уровень и эффективно управлять ее качеством, К сожалению, в России экспертиза качества медицинской помощи в основном базируется на оценке работы врачей, а вопросы оценки сестринской помощи и сестринского ухода не находят должного отражения в существующих системах контроля качества. В связи с этим разработка стандартов оказания сестринских медицинских услуг весьма актуальна. Следует отметить, что простые медицинские процедуры, технологии которых сейчас активно разрабатываются, являются лишь частью многоаспектной деятельности сестринского персонала, предусматривающей общение с пациентом и его представителями, соблюдение конфиденциальности, безопасности и прав пациента, следование принципам работы с представителями других профессиональных групп, выполнение работ, связанных с дезинфекцией и стерилизацией оборудования, и многое другое. Понять, насколько может и должна быть стандартизирована деятельность среднего медицинского персонала, помогает изучение зарубежного опыта. Ниже представлены некоторые его аспекты.


Результаты исследования

В общем понимании стандарт – это нормативный документ, регламентирующий набор правил, нормативов и требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Применительно к системе здравоохранения стандарт – это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный соответствующим органом, в котором устанавливается определенный набор правил, нормативов, условий, требований, касающихся различных видов медицинской деятельности и их результатов [8].

Стандарты можно разделить на несколько видов:

Стандарт медицинской помощи – формализованное описание объема медицинской помощи, которая должна быть обеспечена пациенту с конкретной нозологической формой, синдромом или в конкретной клинической ситуации.

Национальный стандарт - документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации [2].

Профессиональный стандарт – нормативный документ, устанавливающий требования к знаниям, умениям, компетенциям, опыту, системе ценностей и личным качествам, необходимым для выполнения определенной работы или профессиональных обязанностей.

Профессиональные стандарты в свою очередь можно разделить на Порядки оказания медицинской помощи и Клинические рекомендации.

Порядок медицинской помощи – совокупность мероприятий организационного характера, направленных на своевременное обеспечение оказания гражданам медицинской помощи надлежащего качества и в полном объеме [3, 5].

Например, Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия" устанавливает правила оказания медицинской помощи в зависимости от вида, условий и формы помощи.

Клинические рекомендации (протокол, клиническое практическое руководство) – это документ, разрабатываемый с целью оптимизации медицинской помощи и поддержки принятия решений врачом, другим медицинским работником и пациентом в отношении медицинских вмешательств в определенных клинических ситуациях. Он определяет виды, объем и индикаторы качества медицинской помощи гражданам при конкретном заболевании, синдроме или клинической ситуации.

Применение национальных стандартов деятельности сестринского персонала

Предназначены для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов. Деятельность современной медицинской сестры предполагает ежедневное использование различных стандартов (норм) правильного, четкого и последовательного выполнения основных сестринских манипуляций, методика которых представлена в виде алгоритма последовательных действий [4, 6].

Национальные стандарты можно разделить на несколько групп:

стандарты манипуляций, или процедур, которые содержат цели процедур, показания и противопоказания к ним, оснащение и условия для выполнения манипуляций, описание процедуры: подготовка, выполнение, завершение;

стандарты плана ухода за пациентом – отражают базовый уровень высококачественного сестринского ухода в конкретной клинической ситуации;

стандарты оказания неотложной помощи на доврачебном, догоспитальном этапе – перечень алгоритмов, применяемых в типичных клинических ситуациях.

Обязательные условия применения стандартов в работе медицинской сестры:

выбор стандарта определяется клинической ситуацией;

уровень оказываемой медицинской помощи должен соответствовать возможностям лечебного учреждения и квалификации медперсонала;

медицинская сестра должна знать и понимать все положения стандарта, уметь реализовывать стандарт на практике и обосновывать все свои действия;

быть основой для составления индивидуального плана ухода за пациентом;

стандарт предполагает осуществления ухода в минимально достаточном объеме и в максимально короткие сроки;

обеспечение своевременного вызова врачей и организацию врачебных консультаций.

Таким образом, четкое следование медицинскими сестрами национальных стандартов медицинской помощи обеспечивает высокую эффективность их деятельности и влияет на качество оказываемых медицинских услуг в лечебном учреждении в целом. В настоящее время используются следующие стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры. Национальные стандарты разрабатываются с учетом деятельности лечебного учреждения и его возможностей. При разработке стандартов учитываются рекомендации надзорных органов – местных, территориальных, национальных. Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры утверждаются после клинических испытаний и периодически обновляются [7].

Разработка и внедрение стандартов сестринской деятельности очень важна в процессе оказания медицинской помощи, простых медицинских услуг или в процессе по уходу за пациентами. Мы считаем, что применение стандартов операционных процедур позволит:

• создать условия для проведения экспертной оценки качества всех видов сестринской деятельности;

• обеспечить единый алгоритм проведения простых медицинских услуг;

• защитить сестринский персонал в правильности оказания медицинской помощи пациенту или проведении стандартной операционной процедуры;

• обеспечить постоянный рост профессионального уровня медицинских сестер, поскольку разработка стандартов является высшей формой самообразования;

• привести в единую систему сестринскую документацию во всех подразделениях медицинской организации;

• оснастить систематизировано каждое рабочее место;

• ускорить процесс подготовки сестринского персонала к проведению простых медицинских услуг;

• объяснить сестринскому персоналу последовательность действий, в зависимости от клинических ситуаций;

• облегчить адаптацию вновь прибывших сотрудников на рабочем месте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Корнияшева, Л.П. Некоторые аспекты стандартизации сестринской деятельности и отношение к ней специалистов со средним медицинским образованием / Л.П. Корнияшева, В.М. Чернышев, Е.Л. Потеряева, О.В. Стрельченко, Д.В. Чебыкин // Медицина и образование в Сибири. - 2012. - №2. – C . 15 - 19.

Мельник, Е.Г. Стандарты медицинской помощи в деятельности медицинской сестры. / Е.Г. Мельник // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11. – С. 723-724.

Щепин, О.П. Общественное здоровье и здравоохранение / О.П. Щепин, В.А. Медик // Здравоохранение. – М.: ГОЭТАР – Медиа, 2011. – 592 с.

Презентация на тему: " Основы стандартизации в здравоохранении. Стандарты сестринской практики. СТУДЕНТ: Кропотухина Е.В. Группа: ЗСД 213 РУКОВОДИТЕЛЬ: Шардина Л.А., заведующая." — Транскрипт:

1 Основы стандартизации в здравоохранении. Стандарты сестринской практики. СТУДЕНТ: Кропотухина Е.В. Группа: ЗСД 213 РУКОВОДИТЕЛЬ: Шардина Л.А., заведующая кафедрой сестринского дела, д.м.н., профессор ГБОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра сестринское дело

2 Критерием оценки качества оказания медицинской помощи в рамках ОМС является профессиональный стандарт (юридический документ), защищающий интересы потребителя медицинских услуг и медицинский персонал. Опираясь на стандарт можно оценить насколько качественно выполнена услуга. Стандартизация – не дань моде, а способ, призванный упорядочить деятельность в определенной области!

3 является повышение качества профилактических и лечебно- диагностических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения. Целью стандартизации в здравоохранении

4 обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию повышение качества медицинской помощи рациональное использование кадровых и материальных ресурсов оптимизацию лечебно-диагностического процесса внедрение отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику Создание единой системы стандартизации в здравоохранении направлено на:

5 С т а н д а р т и з а ц и я определяется как деятельность по установлению в здравоохранении норм, правил, характеристик в целях обеспечения: безопасности продукции, работ, услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии единства измерений экономии всех видов ресурсов

7 Нормативное обеспечение реализации законов в области охраны здоровья граждан и Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ. Создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг. Установление требований к условиям оказания медицинской помощи. Опыт внедрения стандартов сестринской практики в практическое здравоохранение. Установление единых требований к лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, подготовке, аттестации и сертификации специалистов. Нормативное обеспечение сертификации и оценка качества медицинских услуг. Основными задачами в области стандартизации в здравоохранении являются:

8 В понятие качества медицинской помощи входят следующие компоненты: профессиональный уровень медицинских работников полнота и эффективность использования ресурсов сведение до минимума риска для пациента при осуществлении медицинского вмешательства удовлетворенность пациента медицинским вмешательством

9 В зависимости от административно – территориального деления: 1. Государственные (для РФ в целом) 2. Территориальные ( для краев, областей и городов Москвы и Санкт – Петербурга) По профессиональному принципу: 1. Диагностические 2. Лечебно – технологические 3. Стандарты качества лечения 4. Медико – экономические 5. Медико – технологические 6. Научно – медицинские стандарты 7. Профессиональные стандарты. Медицинские стандарты подразделяются

10 Областью стандартизации является сама система здравоохранения. Как и любая другая отрасль, система здравоохранения имеет свои объекты: Организационные технологии Квалификация персонала Учетно-отчетная документация Юридические и деонтологические вопросы Медицинская услуга

11 Самый важный объект в системе здравоохранения Медицинская услуга мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

12 Медицинские услуги подразделяются: По степени сложности: Простая медицинская услуга Сложная медицинская услуга Комплексная медицинская услуга По функциональному значению: Лечебно-диагностические Реабилитационные Профилактические Транспортные По условиям выполнения: Амбулаторно-поликлинические Стационарная помощь На дому В процессе транспортировки

13 Развитие стандартизации является одним из главных элементов построения системы управления качеством в здравоохранении. Наибольшее внимание уделяется стандартизации в области медицинских услуг и оказания медицинской помощи. В настоящее время активизирована работа по созданию профессиональных стандартов сестринской деятельности.

15 Что. должна делать медицинская сестра, чтобы выполнить ту или иную процедуру, обеспечивая достаточное качество услуги? Сколько времени. нужно затратить сестре, чтобы выполнить ту или иную процедуру, обеспечивая достаточное качество услуги? Чем должно быть оснащено. рабочее место, чтобы сестра могла выполнить ту или иную процедуру за определенное время, обеспечивая достаточное качество услуги и собственную безопасность? Как. обеспечить собственную безопасность при выполнении любых манипуляций, в том числе не связанных с оказанием медицинских услуг? Стандарты технологий выполнения простых медицинских услуг сестринским персоналом позволяют ответить на следующие вопросы:

16 СТАНДАРТ – это нормативный документ, разработанный на основе действующего законодательства, содержащий общие правила, нормы и принципы для достижения оптимального результата деятельности в данной области. СТАНДАРТ – это нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе оригинального, творческого. СТАНДАРТ – образец, которому должно соответствовать, удовлетворять по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения.

17 В 2002 году были утверждены первые протоколы ведения больных: ОСТ Протокол ведения больных. Сердечная недостаточность ОСТ Протокол ведения больных. Пролежни. Протокол ведения больного – нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации.

20 Задачи ОСТа : 1. Структурированные технологии 2. Определение алгоритма 3. Установление единых требований к порядку выполнения процедуры 4. Контроль доступности и качества оказываемой помощи 5. Установление единых требований к обучению данной технологии 6. Унификация расчетов стоимости технологии 7. Внедрение научно-обоснованной технологии, обеспечивающей адекватную профилактику ВБИ, осложнений 8. Разработка перечня обязательного оснащения

21 Российская Концептуальная модель сестринского дела должна стать профессиональным стандартом взамен существующей системы организации сестринского дела. Она должна определить: принципы философию сестринского дела миссию и функции место российской медицинской сестры в отечественном здравоохранении в соответствии с целями сестринского дела границы компетенции сестры новой формации, в зависимости от уровня ее образования, с четким разграничением обязанностей сестринского и врачебного персонала. Таким образом, можно заключить, что разработка и внедрение стандартов сестринской практики позволят решить проблему качества оказания сестринской помощи.

22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Вялков А. Стандартизация как основа создания государственной программы обеспечения качества медицинской помощи / А. Вялков // Фармацевтический вестник. – – 32. Качество медицинской помощи. Глоссарий. Россия – США. Российско- Американская межправительственная комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству. Комитет по здравоохранению. Проект: Доступность качественной медицинской помощи Классификатор сложных и комплексных медицинских услуг // Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от Лукьянцева Д.В. Прошлое, настоящее и будущее медицинских стандартов / Д.В. Лукьянцева // Главный врач. – – с Михайлова Н.В. Обеспечение качества медицинского обслуживания / Н.В. Михайлова, Д.Ф. Гилязетдинов // Стандарты и качество – 3. Тарновская И.И. Объект стандартизации – технологии выполнения услуг сестринским персоналом / И.И. Тарновская // Проблемы стандартизации в здравоохранении. – – 1.

Читайте также: