Сердце и кровеносные сосуды план урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок " Строение и работа сердца" для учащихся 8 класса построен с использованием деятельностного метода Л.Г. Петерсон, информационно-коммуникативных технологий, работы в группах приемов, активизирующие познавательную деятельность.

Тип урока: введения нового знания

Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека, чтобы сохранить здоровье и работоспособность сердца

Задачи:
  1. знать расположение сердца в организме человека и строение сердца;
  2. понимать принципы работы сердца – сердечный цикл;
  3. понимать принципы работы сердца – автоматизм сердечной деятельности
Учащиеся развивают УУД:
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • у учащихся формируется сознание о значении сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ

Регулятивные: Выпускник будет учиться:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Познавательные: Выпускник будет учиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Коммуникативные: Выпускник будет учиться:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Критерии достижения планируемых результатов (признаки успешности):

Основные понятия: правый желудочек, аорта, миокард, левый желудочек, верхняя и нижняя полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны, инфаркт миокарда, сердечный цикл, автоматизм.

Формы работы: групповая и фронтальная работа

Технологии, методы и приемы работы: деятельностный метод Л.Г. Петерсон, информационно-коммуникативные технологии, работа в группах приемы, активизирующие познавательную деятельность (учебную мотивацию) учащихся: прием новизны и создания проблемных ситуаций; работа с таблицей.

Ресурсы:

Ход урока

I этап

Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) (5 мин)

До урока при входе в класс учащиеся выбирают табличку с качеством (на обратной стороне номер группы), которое поможет им работать на уроке:

  1. Стремление к новому: любознательность, пытливость ума, способность, критичность мышления, интеллектуальность, умение учиться;
  2. Стремление к творчеству:оптимизм, инициативность, креативность, коммуникабельность, целеустремленность, изобретательность
  3. Способность к преобразованиям: упорство, настойчивость, терпение, надежность, энергичность, работоспособность
  4. Организаторские способности (обладатели волевых качеств): энтузиазм, ответственность, уверенность в себе, смелость, активность.

Слайд 1 – А для того, чтобы урок наш был продуктивным, предлагаю Вам самостоятельно разбиться на 4 группы так, чтобы в каждой группе был представитель – обладатель каждого вида качества (на слайде классификация) например: любознательность – 1, оптимизм– 2, упорство– 3, организаторские способности -4.Также на обратной стороне у Вас есть номера, которые указывают, к какому виду относится ваше качество.

Прошу группы занять место за столами (учитель помогает учащимся занять места)

Сядьте так, чтобы Вам было комфортно, возьмите в руки карты урока и заполните пункт № 1.

II этап

Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (3 мин)

Слайд 3 Слово учителя:

– Что это? (это сердце)

Слайд 4 – (тоже что и в 3 и вопросы)

У: Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что такое сердце?

Что Вам уже известно о сердце с точки зрения науки биологии? Согласны ли Вы с древними учеными? Достаточно ли у Вас знаний для того чтобы ответить на данные вопросы?

– Обсудите в группах вопросы, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того кто будет отвечать – 1 минута

Опрос групп

– Знаний не достаточно.

– Как вы думаете, чему мы посвятим наше занятие?

Обсудите тему нашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд

Опрос групп – это сердце, строение сердца

III этап

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

– Подумайте и напишите, зачем нам нужно знать строение и работу сердца?

– Обсудите в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.

Опрос групп

– Как вы думаете, какова цель нашего урока?

– Обсудите цельнашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.

Опрос групп

Слайд 6 – Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека.

  1. знать расположение сердца в организме человека;
  2. знать строение сердца;
  3. понимать особенности работы сердца;
  4. осознавать важность ведения ЗОЖ для работы сердца и функционирования всего организма человека.

IV этап

Осуществление деятельности по изучению нового знания (20 мин)

Решение 1 задачи урока (10 мин)

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

Учитель: Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!

Слайд 7 –

Слайд 8 – Постановка проблемы: Так какое же оно сердце? Это мы сейчас с вами и узнаем.

1. Самостоятельная работа в группах

Оборудование: ноутбук, видеофильм, торс человека, модель сердца, учебник § 22, стр. 110

Собрать пазл «Строение сердца и подписать основные разделы сердца.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Ответы групп в виде фронтального опроса (по 1 вопросу для группы):

– Где находится сердце?

– Так какой же сердце орган? (четырехкамерный, полый, мышечный орган)

– Может ли сердце быть золотым? Про каких людей говорят, что у них золотое сердце?

Отзывчивых, добрых, открытых)

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Давайте проверим, все ли группы запомнили строение сердца, для этого в ноутбуках откройте электронный учебник и выполните интерактивное задание № .

Интерактив в ноутбуках – работает вся группа. Учитель оценивает

Слайд 9 – проверка по эталону, группы оценили свою работу, выставили оценку

Решение 2 задачи урока (5 мин)
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
Постановка проблемы:

Слайд 10 – Учитель: Только задумайтесь ребята!

На протяжении жизни сердце совершает 3 миллиарда ударов.

За 1 час сердце перекачивает – 360 л. крови.

За 24 часа сердце перекачивает – 10 тыс. л. крови

Работа, которую выполняют желудочки равна 180.000 кДж.

Такую работу выполняет подъемный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 часов удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета, а за 30дней на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848м.)

– Ребята у вас не возникает вопроса?

Слайд 11 – Проблемный вопрос: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни? В чем же заключается секрет неутомимости и долголетия сердца?

– Для того чтобы ответить на это вопрос предлагаю продолжить работу в группах, выполнить задание, ответить на вопросы, зафиксировать ответ в кате урока, выбрать отвечающего и представить результаты своейработы – 2 минуты.

Тип урока: Формирование знаний, умений и навыков. Урок первичного изучения и закрепления нового материала.

Вид урока: Урок- путешествие.

Цели: Изучить особенности строения сердца и типы кровеносных сосудов.

Задачи: образовательные:

Раскрыть особенности строения сердца, в связи с выполняемой им функцией.

Закрепить знания о строении и функциях крови.

Показать движение крови по 2 кругам кровообращения.

Воспитание санитарно-гигиенических навыков.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Коррекция и развитие умений сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, коррекция развития памяти, внимания, мышления, приемов учебной деятельности.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

Приемы деятельности учителя : рассказ, беседа, организация запоминания схем, зарисовки рисунков и опорного конспекта, показ слайдов.


Метод урока : частично- поисковый.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ .

Учитель: «Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

«Мы тоже совершим путешествие по океану знаний. В страну, которой нет на карте, но с жителями этой страны Вы хорошо знакомы - это клетки крови. В пути вас ждут приключения и неожиданности, предстоит выполнить немало заданий прежде, чем мы достигнем конечной станции нашего путешествия. Во время пути необходимо выполнять 3 основных правила:

Хорошо себя вести.

Уважительно относится к ответам своих одноклассников.

За урок у Вас будет возможность получить 2 оценки: за устные ответы и за тест.

За правильные ответы вы будите получать жетоны, чем больше жетонов наберете, тем выше будет ваша оценка за устную работу".

Психологический настрой на урок.

Повторение изученного материала.


Вопросы:

Что такое внутренняя среда организма?

Какие клетки крови вы знаете?

Строение и функции лейкоцитов?

Строение и функции тромбоцитов?

Строение и функции эритроцитов?

Какие группы крови Вы знаете?

Помимо этих вопросов учитель задет дополнительные, сопутствующие вопросы.

Ход путешествия:

«А теперь в путь


Вот маршрут нашего путешествия ( показ 3 слайда )

Во время нашего путешествия, мы подробно познакомимся подробно с каждой станцией. Обратите внимание, что все станции связаны между собой Ж/Д путями.

Вопрос : Как вы думаете почему? ( Кровеносная система замкнутая и кровь движется непрерывно в организме)

Учитель кратко рассказывает о характеристике этой страны. Система кровообращения – это группа органов, принимающая участие в циркуляции крови в организме. Кровь переносит к органам тела питательные вещества, кислород, гормоны. Кровеносная система возвращает кровь от тканей к органам, где она может обогатиться питательными веществами и кислородом. Кровь омывает ряд крупных органов – печень и почки, где происходит нейтрализация конечных продуктов распада. Накопление этих веществ привело бы к смерти.


Составные части кровеносной системы.

Вопрос: Из каких частей состоит кровеносная система? (сердце и сосуды) 5 слайд ).

Первая станция – СЕРДЦЕ.

Обратите внимание, что это центральная станция нашего маршрута.

Вопрос: Почему, именно данная станция помещена в центр ? (Сердце - это центральный орган кровеносной системы - 6 слайд :

«Что такое сердце? Камень твердый,

Яблоко с багрово красной кожей.

Может быть меж ребер и аортой

Знакомство с органом - СЕРДЦЕ .(рассказ учителя, показ строения сердца на таблице, работа с рис. И текстом параграфа, работа с муляжами сердца)

Учитель: «Сердце человека располагается в грудной полости (показ месторасположения сердца на торсе муляжа человека). Сердце смещено немного влево. Оно имеет массу 300 грамм. У хорошо натренированных людей масса сердца немного больше. Это полый мышечный орган, бессменно работающий в течение всей жизни человека. Сердце расположено в околосердечной сумке, она защищает сердце. Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость, тем самым, снижая трение сердце. Строение сердца соответствует его функциям. Оно разделено сплошной мышечной перегородкой на правую и левую половины. В свою очередь каждая из них разделена на 2 сообщающихся между собой отдела: верхний - предсердия, нижний - желудочки. Таким образом, сердце человека, как и у всех млекопитающих состоит из 4 камер: 2 предсердия и 2 желудочка. Предсердия и желудочки сообщаются между собой с помощью клапанов. Створки расположены таким образом, что кровь движется только в одном направлении – из предсердий в желудочки, а из желудочков только в кровеносные сосуды. (Подробнее о клапанах мы поговорим на следующем уроке, когда будем рассматривать работу сердца 7 слайд ) .

Предсердия и желудочки поочередно сокращаются, нагнетая кровь в кровеносные сосуды.

Вопрос: Найдите в учебнике ответ на вопрос: Сколько раз в минуту сокращается сердце? (60-80 раз норма).


«Мне так плохо, я так устало

И нет уж больше сил стучать.

Наверное, осталось мало….

Могли бы только вы понять-

Мне не хватает кислорода,

Меня так душит никотин!

А этот яд не победим.

Мои сосуды кровяные,

В дыму сгорают каждый день.

И если вы нас не спасете,

Учитель раздает всем ученикам это послание сердца, в виде письма учащимся.

Физкультминутка (2-3мин.)

Вторая станция - СОСУДЫ.

Вопрос: Давайте вспомним, а какие сосуды есть у позвоночных животных? ( артерии, вены, капилляры.

«У человека есть тоже такие же виды кровеносных сосудов .( 9 слайд )

Знакомство с характеристикой сосудов (рассказ учителя, беседа, чтение текста параграфа, показ слайда, работа у доски, запись схемы в тетрадь.)

Характеристика сосудов: (карточки, из цветной бумаги с краткой характеристикой сосудов)







Третья станция – Малый круг кровообращения (МКК) - это путь движения крови от сердца к легким и обратно.

«Все станции нашего маршрута связаны между собой Ж/Д путями. И поезд непрерывно движется по этим путям, проезжая все станции. Так и в организме человека:


- центральная станция - СЕРДЦЕ.

- Ж/Д пути - СОСУДЫ.

- поезд - КРОВЬ.

Кровь в организме человека движется по двум кругам кровообращения - по малому и большому.

Вопрос: Найдите в учебнике ответ на вопрос: Почему МКК так называется? В каком направлении движется кровь по МКК? ( Занимает наименьший путь движения крови. МКК - это путь движения крови от сердца к легким и обратно. 10- 11 слайды ).

Знакомство с движением крови по МКК, рассказ учителя по таблице, использование рисунков в тексте параграфа, схемы слайда, запись схемы в тетрадь.)

Четвертая станция – Большой круг кровообращения (МКК).

«Вопрос: Найдите в учебнике ответ на вопрос: Почему БКК так называется? В каком направлении движется кровь по БКК? ( Занимает наибольший путь движения крови. БКК- это путь движения крови от органов к сердцу. 12-13 слайды ) .

Знакомство с движением крови по БКК, рассказ учителя по таблице, использование рисунков в тексте параграфа, схемы слайда, запись схемы в тетрадь.)

Отмечу еще раз, что кровь движется непрерывно всю человеческую жизнь. МКК и БКК связаны между собой (показ схемы на таблице)

Чтобы еще раз проследить путь движения крови по МКК и БКК давайте разыграем небольшую сценку.

V . Закрепление знаний.

Какие станции мы посетили?

Каково строение сердца? (краткое описание)

Какие кровеносные сосуды Вы знаете?

В каком направлении движется кровь по а) артериями и б )венам?

Какие круги кровообращения Вам известны?

Цель: дать детям первые представления о крови и кровеносной системе.

Задачи: познакомить детей с понятиями “сердце”, “кровь”, “сосуды”, “пульс”; развивать любознательность; формировать способность анализировать результаты опытов.

Образовательная область: познавательное развитие.

Материалы и оборудование: видеопроектор, у педагога 1,5 литра воды, спички по количеству детей.

Ход НОД:

Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей

Ребята, мы уже много раз говорили о том, как устроен человек, как работают его органы. Но сегодня мы поговорим о крови. У вас всех есть кровь?

А вы её видели? Как она выглядит? Опишите её.

Опыт 1. Чтобы узнать какого цвета кровь, которая находится внутри организма нужно сложить ладошки вместе и накрыть ими глаза. Глаза не закрывайте. Через ладошки просвечивает кровь. Какого она цвета?

Кто знает для чего нужна кровь? (Кровь переносить и кислород и питательные вещества по всему организму, а уносит ненужные вещества. У каждого человека крови много. У детей 1,5 литровая бутылка., а у ваших мам 3 таких бутылки, а у пап 4 бутылки.) Почему кровь из нас не выливается (Она течёт по особым трубочкам, которые называются сосудами. Есть толстые сосуды, мы можем легко увидеть их, а тонкие не увидишь.

Опыт 2. Положите руки на стол ладошками вверх, видите синеватые полосочки? Это и есть сосуды.

Опыт 3. Есть и тонкие сосуды. Тонкие сосуды, невидимые. Положите руки на стол ладонями вниз. Посмотрите на кожу и ногти. Какого они цвета?

А теперь возьмите спичку и надавите на ноготь. Снимите спичку. Опять надавите. Можете объяснить почему так происходит? Почему ноготь розовый? А почему при надавливании спичкой он становится белый? Кровь движется потому что её толкает сердце. Сердце один из важнейших органов нашего организма. Знаете где оно находится? Воспитатель показывает как работает сердце сжимая и разжимая кулачок. А сейчас мы узнаем что будет с сердцем когда мы бегаем. Начинаем бег на месте! Весело, дружно, вместе. Раз, два, три, четыре, пять никому нас не догнать. Раз, два, три, четыре бегаем по квартире. Раз, два, три, четыре, пять и шесть надо всем на место сесть.

Послушайте сердце друг у друга, как же оно стучит? Толчки крови можно почувствовать на крупных сосудах, это называется пульс.

Опыт 4. Найдем пульс на шее. Приложим к ней кончики пальцев, пульс прослушивается с обеих сторон шее. Сильно сдавливайте сосуды, иначе пульс не будет слышен. Теперь ищите пульс на висках (пульс обнаруживается в ямке около середины ушной раковины.)

Вот мы и познакомились с сосудами и сердцем. Их надо беречь, они должны служить вам всю длинную жизнь. Сердце надо укреплять физкультурой. Надо заботиться о своём здоровье. А теперь давайте нарисуем сердечки и подарим их друг другу и нашим гостям. Дети здороваются.

Дети отвечают (розового)

Дети отвечают (ноготь то бледнеет, то снова розовеет.)

В нем есть кровь.

Потому что сосуды пережаты и кровь не поступает.

Дети слушают прижимая кулачок как работает сердце, слушают друг у друга.


Урок поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании сердечно-сосудистой системы.

Описание разработки

Цели урока:

Учебная: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании сердечно – сосудистой системы.

Развивающая: развивать умение применять полученные знания. Воспитательная: вести пропаганду здорового образа жизни;

План урока.

1. Орг. момент (определение участников на группы, тренинг, знакомство с правилами работы в группе)

2. Цели, задачи урока

3. Обобщение материала:

- первая помощь при повреждении кровеносных сосудов

4. Подведение итогов урока.

Девиз урока: «Учиться – чтобы знать. Знать – чтобы применять.

Ход урока.

Вопросы 1 команде.

1. Правая половина сердца качает кровь, наполненную углекислым газом - да.

2. В организме человека кровеносные сосуды образуют один круг кровообращения - нет.

3. Артерии транспортируют кровь, насыщенную углекислым газом - нет.

4. Вены – сосуды, несущие насыщенную углекислым газом кровь - да.

5. Сердце – полый мышечный орган, расположенный в брюшной полости- нет.

6. Начало большого круга кровообращения – правый желудочек - нет.

Разработка урока по биологии Сердечно – сосудистая система

7. К системе кровообращения относятся органы: сердце, кровеносные сосуды - да.

8. Стенки желудочков сердца толще, чем предсердий - да.

9. Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды – это вены - нет.

10. Капилляры оплетают все органы и ткани - да.

Вопросы 2 команде

1. Левая половина качает кровь, наполненную углекислым газом - нет.

2. Сердце у человека четырехкамерное - да.

3. Кровообращение – это циркуляция крови, обеспечивающая газообмен - нет.

4. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке, не смешивается - да.

5. Движение крови в организме называют кровообращением - да.

6. Начало малого круга кровообращения – левый желудочек - нет.

7. Главный орган кровеносной системы – это аорта - нет

8. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток - да

9. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке, смешивается – нет

10. Кровь в организме человека обеспечивает обмен веществ - да.

Главный орган кровеносной системы – сердце.

Однажды один богатый человек дал бедняку корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся и ушёл с корзиной.

Вытряхнул из неё мусор, вычистил, а затем наполнил красивыми цветами.

Вернулся он к богачу и вернул ему корзину.

Богач удивился и спросил:

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Учебная: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функционировании сердечно – сосудистой системы.

Развивающая: развивать умение применять полученные знания. Воспитательная: вести пропаганду здорового образа жизни; Оборудование: таблички с номерами команд, эмблемы конкурсов для всех участников, ведомости для жюри; карточки оценивания работы; карточки с текстами заданий;

Вид урока: урок - состязание

Класс делится на 2 команды: в корзине половинки сердца (красные и синие), учащиеся выбирают половинки, тем самым определяя группу.

Правила работы в команде

Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно
Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.

1. Орг. момент (определение участников на группы, тренинг, знакомство с правилами работы в группе)

2. Цели, задачи урока

3. Обобщение материала:

- первая помощь при повреждении кровеносных сосудов

4. Подведение итогов урока

5. Рефлексия

Девиз урока: «Учиться – чтобы знать. Знать – чтобы применять.

Вопросы 1 команде

1. Правая половина сердца качает кровь, наполненную углекислым газом - да

2. В организме человека кровеносные сосуды образуют один круг кровообращения - нет

3. Артерии транспортируют кровь, насыщенную углекислым газом - нет

4. Вены – сосуды, несущие насыщенную углекислым газом кровь - да

5. Сердце – полый мышечный орган, расположенный в брюшной полости- нет.

6. Начало большого круга кровообращения – правый желудочек - нет

7. К системе кровообращения относятся органы: сердце, кровеносные сосуды - да

8. Стенки желудочков сердца толще, чем предсердий - да

9. Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды – это вены - нет

10. Капилляры оплетают все органы и ткани - да

Вопросы 2 команде

1. Левая половина качает кровь, наполненную углекислым газом - нет

2. Сердце у человека четырехкамерное - да

3. Кровообращение – это циркуляция крови, обеспечивающая газообмен - нет

4. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке, не смешивается - да

5. Движение крови в организме называют кровообращением - да

6. Начало малого круга кровообращения – левый желудочек - нет

7. Главный орган кровеносной системы – это аорта - нет

8. Стенки капилляров состоят из одного слоя клеток - да

9. Артериальная и венозная кровь, благодаря перегородке, смешивается – нет

10. Кровь в организме человека обеспечивает обмен веществ - да

Однажды один богатый человек дал бедняку корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся и ушёл с корзиной.
Вытряхнул из неё мусор, вычистил, а затем наполнил красивыми цветами. Вернулся он к богачу и вернул ему корзину.

Какое же строение имеет сердце?

Участвовать: пробудить интерес учащихся с помощью противоречивых событий, рассказывая историю, показывая предмет или рисунок


1. левое предсердие

2. створчатые клапаны (2) - митральный

3. створчатые клапаны (3)

4. левый желудочек

5. правый желудочек

6. правое предсердие

Инструкция: определите части сердца:

1.На рисунке цифрой 1 обозначено:

А) Правое предсердие

Б) Правый желудочек

В) Трехстворчатый клапан

Г) Левый желудочек

Д) Левое предсердие

2. На рисунке цифрой 2 обозначено?

А) Правое предсердие

Б) Правый желудочек

В) Двухстворчатый клапан

Г) Трехстворчатый клапан

Д) Левое предсердие

3. Митральный клапан обозначен цифрой?

4. На границе между правым предсердием (6)и правым желудочком (5)расположен:

А) Круглый клапан

Б) Полулунный клапан

В) Двухстворчатый клапан

Г) Трехстворчатый клапан

Д) Митральный клапан

5. Трехстворчатый клапан обозначен цифрой?

6. Правый желудочек обозначен цифрой?


Сердце сократилось, и мы отправляемся в путешествие по сосудам. Если вы условно вытянете в длину все кровеносные сосуды одного человека, то сможете дважды обернуть ими Землю. Какие бывают кровеносные сосуды, мы сейчас вспомним.

Определите по рисунку вид кровеносного сосуда


2. Составьте краткую характеристику сосудов, пользуясь готовыми тезисами(1-9). Ответы занесите в таблицу.

1.Самые мелкие тонкие кровеносные сосуды.

2. Выносят кровь от сердца.

3. Стенки состоят из одного слоя клеток.

4. Стенки тонкие и мягкие.

5. Прощупывается пульс.

6. Даже при уколе иглой вытекает кровь.

7. Несут кровь к сердцу.

8. Сосуды с плотными упругими стенками.

9.Место обмена между кровью и тканями

Название кровеносного сосуда

3.Сопоставьте несколько фактов:

1. Кровь в сосудах течет очень быстро

2. Кровь в сосудах течет даже снизу вверх, преодолевая силу тяжести.

Объясните, какая физическая причина заставляет кровь течь в кровеносных сосудах беспрерывно.

По разным причинам кровеносные сосуды повреждаются – несчастные случаи, травмы, аварии, болезни и часто с пострадавшими, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть их здоровье, а нередко и жизнь.

Учимся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях!

Задание 1 группе

1.В современной жизни происходит много несчастных случаев, аварий, терактов, в них от потери погибает много людей. Какое кровотечение является наиболее опасным?

D) Все перечисленные


Пользуясь рисунком, определите вид кровотечения. Расскажите о мерах первой помощи приданом виде кровотечения.

Задание 2 группе

1. Выберите признак артериального кровотечения

А) кровь темно-красного цвета
В) боль в животе

С) медленно вытекающие капли крови
D) ярко-красный цвет крови

2.


Пользуясь рисунком, определите вид кровотечения. Расскажите о мерах первой помощи приданом виде кровотечения.

1. При недостаточной двигательной нагрузке истончаются кости, о содержащийся в них кальций вымывается кровью. Он оседает на стенках сосудов, из – за чего сосуды теряют эластичность, становятся ломкими и легко повреждаются. Потерявшая эластичность стенка не может при необходимости расширятся. О каком заболевании кровеносной системы идет речь?

1. Длительная давящая боль за грудиной в области сердца

2. Бледность кожи, холодный пот

3. Головная боль

Верные ответы - Да, да, нет

3. Человек во время приступа ощущает жар. Кожа краснеет, учащается сердцебиение, в области сердца появляются колющие боли. Боли могут быть и в области затылка. Иногда это сопровождается тошнотой и рвотой. Какие изменения происходят в кровеносной системе человека?

А) Кровяное давление понижается

В) Кровяное давление резко повышается

С) Кровяное давление не меняется

D) Кровяное давление резко понижается

(Гипертонический криз - резко повышается кровяное давление)

1.Сужение коронарных артерий

2. Уменьшение кровоснабжения сердца

3. Увеличение кровоснабжения сердца

Ответы: да, да, нет

Поведение итогов урока

Д\З Разноуровневое творческое задание ( составить кроссворд, тест, задание на соотнесение и т.д.)

Выберите наиболее близкое вам выражение


-75%

Читайте также: