В чем заключается специфика изучения культуры в культурологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Культурология является молодой научной дисциплиной. Условно можно принять за дату ее рождения 1931 год, когда американский профессор Лесли Элвин Уайт (1900 – 1975 гг.) впервые прочитал курс культурологии в Мичиганском университете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого. Культура принадлежит к древнейшим явлениям в истории человечества. Она возникла вместе с человеком и развивается вместе с нем.

Возникновение культурологии в середине ХХ ст. было обусловлено следующими факторами: а) потребностью в систематизированном изложении информации относительно разных культурных явлений и процессов, которая была накоплена в разных областях обществознания; б) необходимостью разработки методологии, которая обеспечивает адекватное исследование феномена культуры отдельными науками, а также обосновывает единый подход к предмету исследования; в) важностью признания целесообразности культурного плюрализма (то есть существование в мире разных культур, которые невозможно рассматривать в иерархической последовательности), что плотно связано с ростом национального самосознания; г) необходимостью целостного анализа культуры для принятия рациональных решений в сфере культурной политики; д) осознанием остроты проблемы дегуманизации, связанной с ростом технократизма и узкой профессионализацией знаний в образовательной области, и необходимости поддержки баланса между техническим и гуманитарным знанием.

Культурология формировалась как новый способ осмысления культуры, который вобрал в себя достижения разных областей науки, трансформировав их структурно, предоставивши им определенную логическую и концептуальную направленность.

Учение о культуре использует результаты многих гуманитарных наук как свои источники (философия, социология, история, этнология, антропология, археология и т.п.). Основными задачами этого исследования являются: 1) описание фактов культуры (прикладное культуроведение); 2) выявление закономерностей развития культуры (история культуры); 3) теоретическое объяснение культурных процессов (культурология, теория культуры); 4) построение универсальных моделей и научный прогноз перспектив культуры (философия культуры, футурология); 5) изготовление рекомендаций для практической деятельности; 6) воспитание почтительного и заботливого отношения к национальной и мировой культуре.

Междисциплинарный характер культурологии определяет предмет, структуру и задачи учебной дисциплины.

Объект культурологии – весь мир искусственных явлений (вещей, зданий, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной жизни, знаний, понятий, символов, коммуникационных языков и т.п.).

Предмет культурологии – это процессы генезиса, морфологии культуры, ее структура, сущность и содержание, типология, динамика и язык.

Обобщая все вышесказанное, можно дать следующее определение:

Культурология – наука о зарождении и развитии культуры (в ее современном понимании), ее структуры, механизмов развития, методов исследования.

В широком понимании культурология сегодня трактуется, как комплекс наук, который охватывает всю совокупность знаний о культуре и содержит в себе: философию культуры; теорию культуры; историю культуры; культурную антропологию; социологию культуры; прикладную культурологию; историю культурологических учений.

В узком смысле под культурологиею понимают общую теорию культуры, на основе которой развиваются культурологические дисциплины, которые изучают отдельные формы культуры (искусство, наука, этика, право и т.п.).

История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных государствах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразность их культур, собирает, анализирует и обобщает большой фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры. История культуры плотно связанна с общей историей и составляет в сущности одну из важных ветвей исторической мысли.

Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной сфере и исследует ее влияние на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Исследуется роль разных культурных факторов – семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и работы на каждом этапе жизненного пути человека. Данные культурной антропологии, которые исследуют соотношение общего и частичного, уникального и универсального в обусловленном культурой образе жизни человека, имеют большое значение для культурологической теории.

Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы заведений культуры (библиотек, клубов, музеев и др.) и организацией разных культурных мероприятий (праздников, зрелищ, фестивалей и др.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии на основе общих теоретических представлений о культуре проводятся конкретные исследования, которые связаны с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов, реформ.

История культурологических учений важна как источник информации о процессе развития знаний о культуре. Знать историческую эволюцию необходимо для того, чтобы оценить современное состояние культурологической науки и тенденции ее дальнейшего развития. История культурологических учений неотъемлема от истории культуры и общей истории.

В наше время изучения культуры в ее разных аспектах ведет к дальнейшему росту дифференциации культурологического знания. Современные культурологические исследования большей частью реализуются согласно следующим моделям:

а) Классическая модель. Для нее характерно жесткое разделение субъекта и объекта познания, а также использование сугубо рациональной научной методологии;

б) Неклассическая модель. Эта модель ориентирована на изучение повседневной культурной практики человека согласно принципам герменевтики (наука о толковании текстов) и номинализма (философское учение об общих понятиях, которые являются именами единичных предметов; признавая первичность вещей и вторичность понятий);

Человек может познавать окружающий мир лишь в пределах своей культурной среды, которая определяет основные параметры его опыта, восприятия и мышления. Культура имеет социально-биологическую природу, поскольку, с одной стороны, ее формирование происходит в определенных естественных условиях, а с другой стороны, культура содержит механизмы, которые обеспечивают стабильное существование социума и органическое включение человека в общество. Человек и культура являются взаимосвязанными системами. Человек создает культуру, и, одновременно, является полностью в нее погруженным. Культурное определяет личностное, и наоборот.

Читайте также: