Как связан процесс воображения с другими познавательными процессами кратко

Обновлено: 07.07.2024

понятие воображения, его виды, формы, способы передачи. Значение воображения в жизни и деятельности человека огромно. Это нисколько не умаляет важности для человека остальных познавательных процессов. Все они тесно связаны и переплетены друг с другом. Но лишь воображение является двигателем прогресса, как в науке и технике, так и в искусстве. Оно является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного материального вмешательства. Без воображения невозможно разрешение необычных, ограниченных узостью знаний, проблемных ситуаций, когда практические действия или невозможны, или затруднены.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Психология.doc

Содержание

Из всех психических познавательных процессов личности воображение - особый процесс человеческой психики. Он стоит отдельно от остальных психических процессов, хотя и занимает промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Воображение создает новое в форме образа, представления или идеи на основе ранее воспринятых образов, и которые в реальной действительности не существуют. Воображение свойственно только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Это такой же физиологический процесс, как и другие психические процессы, но в отличие от них механизм воображения труднее поддаётся изучению. Это одна из самых загадочных граней человеческой психики. Воображение позволяет человеку выйти за пределы реальности вне времени и пространства.

  1. Виды воображения и формы его проявления
    1. Виды воображения

    Воображение функционирует на разных уровнях, а их различие определяется, в первую очередь, по степени активности человека. Видами по степени выраженности являются активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное) воображение.

    Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой творческую или личностную задачу придумать что-либо и далее выполняет её. Активным этот вид называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, т.е. он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле. Активное воображение по степени уникальности образа может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

    Активное творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые имеют много новых фантазийных элементов. Такие образы реализуются в оригинальные и ценные продукты деятельности. Они обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже создано. Этот вид воображения является неотъемлемой частью искусства и творчества, художественного и технического прогресса.

    Результатом воссоздающего активного воображения являются продукты, частично основанные на прежнем опыте, в которых имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Создаётся образ, соответствующий описанию или реальности с элементом фантазии, но такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

    Пассивное воображение – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли и желания человека, не воплощаются в жизнь. Человек не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

    Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, которые не могут быть реализованы. Они не связанны с волей, способствующей их осуществлению. Чаще всего это удобная возможность уйти от действительности. К этому виду воображению можно отнести мечты и грёзы.

    Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Примерами непреднамеренного пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.

    Воображение может проявляться в разных формах. Это мечты, грёзы, галлюцинации и сновидения.

    Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты – отодвинутые во времени желания, продукты воображения, нацеленные на желаемое будущее. Мечты связаны с действительностью, они более или менее реальны. Мечты – это сильный мотивирующий фактор творческого поиска, они могут осуществляться. Можно сказать, что любой предмет, сотворённый человеком, в своём историческом контексте – это чья-то осуществлённая мечта.

    Воображение может выступать и как замена деятельности, когда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грёзами. В грёзах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грёзы – это своеобразные мечты, которые оторваны от реальной действительности и, в принципе, неосуществимы. Они компенсируют человеку в выдуманной жизни то, чего ему недостаёт в реальной жизни. Грёзы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грёзы являются продуктами активности нормального сознания человека и их можно считать вполне нормальным психическим состоянием.

    Галлюцинациями принято считать продукты воображения, создаваемые в состоянии изменения психики, отклонения от нормы сознания человека. Они являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации – это всегда результат нарушения нормального процесса функционирования психики или работы организма, они сопровождают многие болезненные состояния. Изменённые состояния сознания человека могут возникать по разным причинам: гипноз, болезнь, влияние психотропных веществ, алкогольных продуктов, наркотиков. При галлюциногенном состоянии образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убеждён в их реальности.

    Сновидения, как и галлюцинации, относятся к разряду пассивных непреднамеренных форм воображения. Эта форма воображения всегда представляла и до сих пор представляет особый интерес для учёных и одну из наиболее сложных загадок психики человека.

    Аристотель, в свою очередь, связал сновидения с восприятием. По Аристотелю во время сновидений происходит необычное восприятие окружающей действительности, так как образы проникают в мозг не через органы чувств, а через другие части тела и, поэтому человек видит во сне нереальные, фантастические картины.

    В средние века содержание сновидений связывали с влиянием Бога или дьявола на душу человека. Если с человеком во сне общался Бог, то он подсказывал ему, какие события могут произойти в ближайшем будущем. Если же на душу человека во сне оказывал влияние дьявол, то такой человек становился проводником его желаний в реальной жизни, поэтому его судили, пытали и даже физически уничтожали.

    В XVII-XIX веках среди учёных стали популярными сразу две теории сновидений: эпифеноменальная и физиологическая. Эпифеноменальная теория сновидений утверждала, что сновидения никакой роли в жизни человека не играют и являются просто случайными отражениями в его голове тех физиологических процессов, которые происходят в мозге во время сна. Физиологическая теория предполагала, что содержание сновидений положительно влияют на процессы, происходящие в организме. Они сигнализировали человеку о том, нормально или ненормально работает его организм.

    Истинная роль сновидений в жизни человека до настоящего времени не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение некоторые жизненно важные потребности человека, которые иногда не могут быть воплощены в жизни. С другой стороны, есть сны, которые носят предупреждающий, намекающий характер. Некоторые же сны могут сбываться. В этом случае, как мне кажется, человек задаётся вопросом: что это – интуиция, дар предвидения или мистика?

    1. Функции и способы процесса воображения
      1. Функции воображения

      Воображение различается у людей по нескольким признакам:

      - степени их правдивости и реалистичности, оригинальности, новизне;

      - произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче;

      - типу представлений, которыми пользуется человек.

      В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.

      1) Образное представление действительности и возможность пользоваться этими образами. Представляя несуществующее в реальности, человек преобразовывает окружающий мир и создаёт нечто новое по продуктам воображения. Воображение помогает человеку представить конечный или промежуточный результат, что в итоге и способствует его предметному воплощению. Эта функция воображения неразрывно связана с мышлением и органически в него включена.

      2) Регулирование эмоциональных состояний. Эта функция связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. При помощи своего воображения человек может повлиять на своё поведение в будущем, спланировать его, проиграть в своём воображении.

      3) Формирование внутреннего плана действий. Эта функция заключается в способности выполнять действия в уме, при этом манипулируя образами. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно-образном мышлении человека и в его развитии.

      4) Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности внимания, памяти, речи и эмоций. При помощи вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

      5) Планирование и программирование деятельности. Функция реализуется в мысленном составлении человеком программ и планов своего будущего поведения, в их образном представлении, когда проблемная ситуация не определена.

      На главную Лекции и практикум по психологии Общая психология Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения

      Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
      Лекции и практикум по психологии - Общая психология
      Индекс материала
      Воображение: понятие, виды, функции. Индивидуальные особенности, способности. Методы изучения воображения
      Виды воображения и его функции
      Воображение и другие познавательные процессы
      Индивидуальные особенности воображения
      Формирование и развитие воображения
      Все страницы

      Воображение

      Краткое содержание главы
      12.1. Понятие о воображении. Специфика воображения как познавательного процесса. Различия между воображением и восприятием. Соотношение образов памяти и образов воображения. Связь воображения и мышления. Различия между реальными и воображаемыми действиями.
      12.2. Виды воображения и его функции. Активное и пассивное воображение. Произвольное и непроизвольное воображение. Продуктивное и репродуктивное воображение. Абстрактное и конкретное воображение. Галлюцинации как разновидность воображения. Сновидения и их научное объяснение. Физиологические корреляты сновидений. Мечты как разновидность воображения. Специфика грез как вида воображения.

      Основные функции воображения. Познавательная функция воображения. Программирующе-планирующая и преобразовательная (творческая) функции воображения. Регуляторная функция воображения. Психотерапевтическая функция воображения. Использование воображения с целью психодиагностики.
      12.3. Воображение и другие познавательные процессы. Связь воображения с восприятием, памятью и мышлением. Роль воображения в регуляции внимания. Воображение и речь.
      12.4. Воображение и творчество. Участие воображения в творческом процессе. Продуктивное воображение и творчество. Современные виды художественно-изобразительного искусства и их связь с воображением.
      12.5. Индивидуальные особенности воображения. Различия людей по специфике их воображения. Люди с активным и пассивным воображением. Разделение людей по произвольному и непроизвольному, продуктивному и репродуктивному видам воображения.
      Воображение и личность. Типы воображения. Вербальное воображение. Образное воображение. Действенное воображение. Индивидуальные различия по динамике процессов воображения. Другие признаки, по которым существуют индивидуальные различия, связанные с воображением.
      12.6. Воображение и способности человека. Общие принципы связи воображения со способностями человека. Воображение и технические способности. Воображение и художественно-творческие способности. Воображение и возраст. Воображение у детей.
      12.7. Формирование и развитие воображения. Воображение как развивающийся процесс. Основные направления развития воображения человека. Пути формирования и развития воображения у детей.
      12.8. Методы изучения воображения. Методы психодиагностики активного и пассивного, творческого и нетворческого воображения.

      Значение представленного в главе материала для профессионального образования педагогов
      Воображение представляет собой один из психических процессов, которые активно участвует в познании детьми окружающего мира, особенно в творчестве и его творческом преобразовании. Люди, обладающие разнообразным и богатым воображением - это, как правило, одаренные люди, способные к различным видам творчества.
      Знакомство с материалами, представленными в данной главе, поможет будущим педагогам не только детально разобраться в том, что представляет собой воображение как психический процесс, но также ставить и решать следующие психолого-педагогические задачи:
      1. Разбираться в том, какие существуют виды воображения, и, исходя из этого, выявлять и оценивать возражение детей.
      2. Совместно с психологами осуществлять психодиагностику воображения и делать на ее основе соответствующие выводы об особенностях воображения детей.
      3. Использовать имеющиеся знания о воображении детей в учебном и воспитательном процессе, например, при изучении различных школьных предметов или в процессе организации воспитательной работы с детьми.
      4. Разрабатывать и реализовывать программы по развитию воображения детей.
      5. Применять знания о воображении при проведении профориентационной работы с детьми.


      12.1. Понятие о воображении как познавательном процессе


      12.2. Виды воображения и его функции


      12.3. Воображение и другие познавательные процессы


      12.4. Воображение и творчество


      12.5. Индивидуальные особенности воображения


      12.6. Воображение и способности


      12.7. Формирование и развитие воображения


      Воображение человека в течение его жизни может изменяться, находиться на разных уровнях развития и, следовательно, развиваться и совершенствоваться. Прежде чем говорить о путях развития воображения человека, необходимо определиться в том, что следует понимать под его развитием. Развитие воображения представляет собой процесс его совершенствования. В этом процессе можно выделить отдельные стороны, и в связи с ними представить и обсудить возможные пути развития воображения.
      Воображение человека может развиваться (совершенствоваться) по следующим направлениям:
      1. Увеличение разнообразия (богатства) продуктов воображения.
      2. Повышение оригинальности образов воображения, их новизны и необычности.
      3. Детализация, тщательность разработки продуктов воображения.
      4. Усиление впечатлительности образов воображения.
      5. Интеллектуальное насыщение продуктов воображения.
      Разнообразие (богатство) продуктов воображения проявляется в том, их
      количество и различия между ними постепенно увеличиваются. Повышение оригинальности образов воображения связано с их необычностью и новизной, которые могут со временем возрастать у одного и того же человека. Детализация продуктов воображения проявляется в том, что в них появляется все больше деталей, которые затем тщательно прорабатываются творцом. Усиление впечатлительности образов воображения связано с тем, что они начинают порождать у людей больше разнообразных эмоциональных переживаний. Интеллектуальное насыщение воображения реализуется в том, что его продукты, развиваясь, начинают порождать у людей все больше разнообразных мыслей и идей.
      Процесс развития воображения человека можно также представить и описать, исходя из культурно-исторической теории формирования и развития высших психических функций Л. С. Выготского. Известно, что в ходе формирования и развития высших психических функций они из непроизвольных превращаются в произвольные, из внешне опосредствованных во внутренне опосредствованные. Непроизвольное - это случайное, спонтанное воображение, процесс и результаты которого не связаны с волевой регуляцией. Произвольное - это воображение, которое регулируется сознанием и волей человека. Внешне опосредствованное - это воображение, которое стимулируется воздействиями, оказываемыми на человека со стороны окружающей среды. Внутренне опосредствованное воображение - то, которое зависит от процессов, происходящих в психике человека. Основное направление развития воображения в обсуждаемом плане - это его постепенное превращение из низшей в высшую психическую функцию.
      Воображение маленьких детей, например, является, непроизвольным и внешне опосредствованным, то есть почти исключительно выступает как низшая психическая функция. Оно стимулируется воспринимаемыми ребенком предметами или же воздействиями окружающих людей. Воображение взрослых людей, занимающихся творческой деятельностью, представляет собой высшую психическую функцию.
      Гипотетический процесс формирования и развития воображения детей выглядит следующим образом. До того момента, когда ребенок овладел речью, начал что-либо рисовать или делать своими руками, трудно судить об уровне развития его воображении, так как все методы, связанные с изучением и оценкой уровня развития воображения, основаны на исследовании речевых высказываний или на изучении продуктов различных видов деятельности человека. В двух-трехлетнем возрасте дети в основном копируют то, что видят, или то, что им демонстрируют взрослые люди. Следовательно, в данном возрасте можно говорить о наличии у детей репродуктивного воображения.
      В возрасте от трех до пяти лет воображение детей начинает быстро развиваться. Хорошо известна богатая и разнообразная фантазия, характерная для 4-5-летних детей. В этом возрасте дети много рисуют, выдумывают, фантазируют, причем их воображение может проявляться в самых разных продуктах действиях и поступках. В таком воображении элементы новизны уже проявляются достаточно отчетливо, что позволяет говорить о том, что у детей этого возраста уже имеется продуктивное воображение.
      В дошкольном возрасте воображение детей активно развивается в играх, которыми большую часть времени занимаются дошкольники, причем игры детей этого возраста разнообразны и предоставляют широкие возможности для развития воображения.
      С поступлением в школу начинается следующий этап развития воображения, связанный с началом систематического обучения и с превращением учебной деятельности в основную или ведущую деятельность. Через учебную деятельность дети приобретают новые знания и умения, которые позволяют им расширить диапазон воображаемого (представляемого) за счет новых знаний и умений. Хорошие образцы для подражания детям в школе демонстрируют учителя, которые проводят с ними занятия, способствующие развитию их воображения, например, занятия по рисованию, труду и другим учебным предметам.
      Важным фактором стимулирования развития воображения детей в связи с поступлением в школу становится то, что ребенок оказывается в окружении многих других детей. Они демонстрируют друг другу образцы своей фантазии, и через подражание и своеобразное соревнование друг с другом оказывают положительное влияние на развитие воображения друг у друга.
      Начиная с подросткового возраста и дальше, вплоть до окончания школы, воображение детей, говоря словами Л. С. Выготского, приобретает отчетливо выраженный внутренне опосредствованный характер. Это означает, что процесс воображения детей теперь стимулируется не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренними, психологическими процессами. Если младшие школьники, придумывая что-либо, сравнивают придуманное ими с чем-то другим, заданным в качестве образца, ждут оценки или одобрения сделанного со стороны значимых для них людей, прежде всего, учителей и родителей, то подростки и, особенно, старшие школьники, фантазируют, воображают или творят для себя, руководствуясь, прежде всего, тем, получают или не получают они сами удовлетворение от продуктов своего творчества. Это и есть внутренне опосредствованное воображение, характерное для взрослых людей.
      Таким образом, мы можем констатировать, что к старшему школьному возрасту воображение детей превращается уже в полноценную высшую психическую функцию. Далее оно продолжается совершенствоваться, развиваться у взрослых людей в связи с теми видами деятельности, которыми им приходится заниматься.


      12.8. Методы изучения воображения


      Современная психология располагает сравнительно небольшим количество методов изучения (психодиагностики) воображения, если оценивать их число путем сравнения, например, с количеством имеющихся в распоряжении психологов методов изучения (психодиагностики) памяти. Такое положение дел можно объяснить следующим образом. Во-первых, воображение представляет собой менее значимый для жизни человека процесс, чем, например, восприятие, память или мышление. Во-вторых, воображение труднее изучать и оценивать, чем иные познавательные процессы. В-третьих, на уровне теории применительно к воображению не все так четко определено и прописано, как по отношению к другим психическим процессам. Например, для того чтобы приступить к разработке методов психодиагностики того или иного явления, надо иметь четкое и однозначное его определение. Такого определения в области психологии воображения, к сожалению, нет. Среди психологов, кроме того, до сих пор нет полного согласия по вопросу о том, сколько разных видов воображения существует у человека, и как их правильно определять. Тем не менее, методами общего познания активного и пассивного, творческого и нетворческого воображения психология располагает. Представим их общее описание.
      Активное воображение преимущественно изучается по отношению к образному воображению, и делается это следующим образом. Испытуемому предлагается какие-либо простые линии, и он должен на их основе нарисовать что-либо такое, в состав которого входят исходные линии в качестве его деталей. По характеру сделанного человеком рисунка, его сложности, оригинальности и другим признакам психолог делает выводы об уровне развития у данного испытуемого образного воображения.
      Пассивное воображение изучается и оценивается в основном по отношению к вербальному воображению, и делается это следующим способом. Испытуемому предлагается подробно рассказать о своих сновидениях или видениях (образах, галлюцинациях и пр.), которые время от времени приходят в голову. Эти рассказы затем подробно анализируются психологом, и на основе такого анализа делаются выводы не только об особенностях пассивного воображения человека, но и о его общем психологическом состоянии. Подобного рода психодиагностические методики нередко используется в клинической психологии.
      Творческое воображение обычно оценивают не только психологи, но и специалисты в той или иной области деятельности, поскольку творчество обычно проявляется у человека в конкретных видах деятельности. В соответствующих тестах испытуемому предлагается что-либо придумать (сочинить, сконструировать и т.п.), и по полученным результатам психологами вместе со специалистом в той или иной сфере деятельности делается вывод о наличии или отсутствии у данного испытуемого творческого воображения. Такие тесты, например, проводятся при приеме обучаемых в специализированные художественные, театральные и другие учебные заведения.
      Нетворческое воображение изучается и оценивается следующим образом. Испытуемому предлагается что-либо придумать (нарисовать, рассказать) на определенную тему. Если в придуманном испытуемом сравнительно мало оригинальности и новизны, то делается вывод о наличии у него воображения нетворческого характера.

      Источник: Немов Р. С., Романова Е.С. Общая психология : учебник для педагогических вузов. В 2 ч. / Н50 Р. С. Немов, Е.С. Романова. - Ч. I. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2021. — 528 с.

      Воображение - психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта (предмета, явления), которого не существует в реальной жизни. Продуктом воображения могут быть:

      • образ конечного результата реальной предметной деятельности;
      • картина собственного поведения в условиях полной информационной неопределенности;
      • образ ситуации, разрешающей актуальные для данного человека проблемы, реальное преодоление которых не представляется возможным в ближайшем будущем.

      Благодаря воображению человек может побывать как в прошлом, так и в будущем, превзойти свои текущие объективные возможности.

      Воображаемый образ - это своеобразная психическая модель продукта будущего. Этим оно способствует его предметному воплощению в реальную жизнь.

      Судя по высказываниям известных всему миру людей, можно сделать предположение о том, что впереди большинства достижений в науке, технике и технологиях идет воображение.

      Даже в творческий процесс логика подключается после воображения, когда у человека сформировалась образная модель результата, его идеальное видение, подчинившее себе целиком интеллектуальную и эмоциональную сферы.

      Хотя воображение тесно связано с восприятием, представлением, памятью и мышлением, оно имеет существенные отличия от них.

      В восприятии образы появляются при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств человека. Причем источником этих раздражителей являются реально существующие в данный момент объекты. Образ объекта при восприятии повторяет с той или иной точностью свой оригинал.

      В воображении же образы появляются при отсутствии реальных объектов и содержат элементы, которых, возможно, никогда не было в реальном мире и не будет. Поэтому о точности образа воображения говорить не имеет смысла.

      Представления порождают образы отсутствующих в данный момент объектов, но эти образы, как и при восприятии, должны повторять (восстанавливать) свои реальные оригиналы.

      Память помогает воспроизвести лишь то, что человек когда-то запомнил и сохранил. В образы воображения включено то, что никогда не отражалось в памяти.

      Наконец, образы, появляющиеся при мышлении, есть результат заранее поставленной цели (иначе зачем мыслить!). Образы воображения заранее непредсказуемы, динамичны, непостоянны. В сфере деятельности взаимодействие воображения с мышлением обусловлено уровнем неопределенности ситуации: преобладание ситуаций с высоким уровнем неопределенности (отсутствие исходных данных, неизвестность механизмов решения задач, нечеткость ограничений) выдвигает на первый план процесс воображения. Снижение уровня неопределенности подчиняет ситуацию законам мышления.

      понятие воображения, его виды, формы, способы передачи. Значение воображения в жизни и деятельности человека огромно. Это нисколько не умаляет важности для человека остальных познавательных процессов. Все они тесно связаны и переплетены друг с другом. Но лишь воображение является двигателем прогресса, как в науке и технике, так и в искусстве. Оно является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного материального вмешательства. Без воображения невозможно разрешение необычных, ограниченных узостью знаний, проблемных ситуаций, когда практические действия или невозможны, или затруднены.

      Содержание
      Работа содержит 1 файл

      Психология.doc

      Содержание

      Из всех психических познавательных процессов личности воображение - особый процесс человеческой психики. Он стоит отдельно от остальных психических процессов, хотя и занимает промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Воображение создает новое в форме образа, представления или идеи на основе ранее воспринятых образов, и которые в реальной действительности не существуют. Воображение свойственно только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Это такой же физиологический процесс, как и другие психические процессы, но в отличие от них механизм воображения труднее поддаётся изучению. Это одна из самых загадочных граней человеческой психики. Воображение позволяет человеку выйти за пределы реальности вне времени и пространства.

      1. Виды воображения и формы его проявления
        1. Виды воображения

        Воображение функционирует на разных уровнях, а их различие определяется, в первую очередь, по степени активности человека. Видами по степени выраженности являются активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное) воображение.

        Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой творческую или личностную задачу придумать что-либо и далее выполняет её. Активным этот вид называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может внести нечто новое, остановиться, т.е. он в состоянии управлять данным процессом или прекратить его по своей воле. Активное воображение по степени уникальности образа может быть творческим (продуктивным) и воссоздающим (репродуктивным).

        Активное творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые имеют много новых фантазийных элементов. Такие образы реализуются в оригинальные и ценные продукты деятельности. Они обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже создано. Этот вид воображения является неотъемлемой частью искусства и творчества, художественного и технического прогресса.

        Результатом воссоздающего активного воображения являются продукты, частично основанные на прежнем опыте, в которых имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Создаётся образ, соответствующий описанию или реальности с элементом фантазии, но такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

        Пассивное воображение – это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли и желания человека, не воплощаются в жизнь. Человек не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

        Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы, которые не могут быть реализованы. Они не связанны с волей, способствующей их осуществлению. Чаще всего это удобная возможность уйти от действительности. К этому виду воображению можно отнести мечты и грёзы.

        Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Примерами непреднамеренного пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.

        Воображение может проявляться в разных формах. Это мечты, грёзы, галлюцинации и сновидения.

        Формой проявления активного воображения и необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности, являются мечты. Мечты – отодвинутые во времени желания, продукты воображения, нацеленные на желаемое будущее. Мечты связаны с действительностью, они более или менее реальны. Мечты – это сильный мотивирующий фактор творческого поиска, они могут осуществляться. Можно сказать, что любой предмет, сотворённый человеком, в своём историческом контексте – это чья-то осуществлённая мечта.

        Воображение может выступать и как замена деятельности, когда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от неразрешимых задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазии называются грёзами. В грёзах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грёзы – это своеобразные мечты, которые оторваны от реальной действительности и, в принципе, неосуществимы. Они компенсируют человеку в выдуманной жизни то, чего ему недостаёт в реальной жизни. Грёзы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грёзы являются продуктами активности нормального сознания человека и их можно считать вполне нормальным психическим состоянием.

        Галлюцинациями принято считать продукты воображения, создаваемые в состоянии изменения психики, отклонения от нормы сознания человека. Они являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Галлюцинации – это всегда результат нарушения нормального процесса функционирования психики или работы организма, они сопровождают многие болезненные состояния. Изменённые состояния сознания человека могут возникать по разным причинам: гипноз, болезнь, влияние психотропных веществ, алкогольных продуктов, наркотиков. При галлюциногенном состоянии образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убеждён в их реальности.

        Сновидения, как и галлюцинации, относятся к разряду пассивных непреднамеренных форм воображения. Эта форма воображения всегда представляла и до сих пор представляет особый интерес для учёных и одну из наиболее сложных загадок психики человека.

        Аристотель, в свою очередь, связал сновидения с восприятием. По Аристотелю во время сновидений происходит необычное восприятие окружающей действительности, так как образы проникают в мозг не через органы чувств, а через другие части тела и, поэтому человек видит во сне нереальные, фантастические картины.

        В средние века содержание сновидений связывали с влиянием Бога или дьявола на душу человека. Если с человеком во сне общался Бог, то он подсказывал ему, какие события могут произойти в ближайшем будущем. Если же на душу человека во сне оказывал влияние дьявол, то такой человек становился проводником его желаний в реальной жизни, поэтому его судили, пытали и даже физически уничтожали.

        В XVII-XIX веках среди учёных стали популярными сразу две теории сновидений: эпифеноменальная и физиологическая. Эпифеноменальная теория сновидений утверждала, что сновидения никакой роли в жизни человека не играют и являются просто случайными отражениями в его голове тех физиологических процессов, которые происходят в мозге во время сна. Физиологическая теория предполагала, что содержание сновидений положительно влияют на процессы, происходящие в организме. Они сигнализировали человеку о том, нормально или ненормально работает его организм.

        Истинная роль сновидений в жизни человека до настоящего времени не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение некоторые жизненно важные потребности человека, которые иногда не могут быть воплощены в жизни. С другой стороны, есть сны, которые носят предупреждающий, намекающий характер. Некоторые же сны могут сбываться. В этом случае, как мне кажется, человек задаётся вопросом: что это – интуиция, дар предвидения или мистика?

        1. Функции и способы процесса воображения
          1. Функции воображения

          Воображение различается у людей по нескольким признакам:

          - степени их правдивости и реалистичности, оригинальности, новизне;

          - произвольности, т.е. умению подчинять воображение поставленной задаче;

          - типу представлений, которыми пользуется человек.

          В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.

          1) Образное представление действительности и возможность пользоваться этими образами. Представляя несуществующее в реальности, человек преобразовывает окружающий мир и создаёт нечто новое по продуктам воображения. Воображение помогает человеку представить конечный или промежуточный результат, что в итоге и способствует его предметному воплощению. Эта функция воображения неразрывно связана с мышлением и органически в него включена.

          2) Регулирование эмоциональных состояний. Эта функция связана с саморегуляцией поведения, психических процессов и состояний человека. При помощи своего воображения человек может повлиять на своё поведение в будущем, спланировать его, проиграть в своём воображении.

          3) Формирование внутреннего плана действий. Эта функция заключается в способности выполнять действия в уме, при этом манипулируя образами. Данная функция воображения наиболее полно реализуется в наглядно-образном мышлении человека и в его развитии.

          4) Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности внимания, памяти, речи и эмоций. При помощи вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

          5) Планирование и программирование деятельности. Функция реализуется в мысленном составлении человеком программ и планов своего будущего поведения, в их образном представлении, когда проблемная ситуация не определена.

          Читайте также: