Опыты с цветами для школьных проектов

Обновлено: 05.07.2024

Летом я с мамой и папой ходил в огород. Там я заметил, что одни растения очень красивые: с тёмно-зелеными большими листьями, яркими цветами, толстым стеблем. Другие – слабые, бледные, вытянувшиеся.

Мне было интересно наблюдать, как подсолнухи, которые мы посадили с мамой, в течение дня поворачивали свои цветки вслед за движением солнца и смотрели на него.

Однако, не всегда. Лето бывало и очень жарким, засушливым. Я заметил, что тогда наши подсолнухи отворачивались от палящих лучей солнца и клонились к земле, а листья других растений сворачивались в трубочки, хотя мы их ежедневно поливали.

Цель работы: изучить влияние света на рост, развитие растений, а также как свет влияет на процессы, происходящие в листьях растений.

Основные задачи:

выяснить, всем ли растениям необходимо одинаковое освещение;

установить опытным путем влияние света на направление роста растений;

провести опыты по произрастанию растений в различных световых условиях;

доказать опытным путём влияние света на протекание фотосинтеза растений и другие.

В связи с этим, мы выдвинули следующие гипотезы исследования:

Если растение получает много света, то оно хорошо растет.

Если растение получает мало света, то оно плохо растет.

На свету в листьях образуется хлорофилл – зелёный пигмент растений.

Практическая часть состояла из опытов

Опыт состоял в том, что комнатные растения мы отворачивали от окна, но они упорно клонились к свету. Это явление называется фототропизм. Опыт позволил сделать вывод, что свет оказывает влияние на направление роста растения.

Данный опытсостоял в том, что росток гороха в баночке с землёй был помещён в коробку из-под обуви с узким отверстием света. На пути роста растения были сделаны преграды из картона. По мере роста стебель растения изгибался в поисках света. Вновь наблюдали явление фототропизм. Мы сделали вывод: при недостатке света растение начинает обесцвечиваться, хотя упорно тянется к источнику света.

Опыт состоял в том, что мы поместили две головки лука в баночки, наполненные водой. Одну разместили на окне, а другую закрыли в коробке в темноте. Через несколько дней перья лука стали отличаться цветом.

Корневая система у лука, который стоял в темном месте, была развита гораздо слабее. Мы пришли к выводу: при недостатке света растение начинает обесцвечиваться, приостанавливает своё развитие и в результате может погибнуть.

Опыт состоял в том, что мы направили включенную настольную лампу на комнатное растение. Сначала листья растения развернулись к лампе и стали тянуться к ней. Через две недели мы наблюдали, что края листьев стали светлыми. Листья поникли.

Через месяц кончики листьев потемнели, нижние листья стали коричневыми и завяли. Проведённый опыт позволил сделать следующий вывод: при избытке света рост растений замедляется. Избыток света вреден растениям.

Опыт состоял в следующем: при помощи скрепок наложили на лист растения полоску плотной бумаги. Через три недели бумагу сняли. Часть листа, которая находилась под бумагой, пожелтела. Остальная часть листа, на которую попадал свет, осталась зелёной. Опыт позволил сделать вывод: растение обесцвечивается только в местах, где доступ света ограничен.

В листьях есть особое зеленое вещество – хлорофилл. Оно улавливает солнечную энергию, необходимую для фотосинтеза. При фотосинтезе из углекислого газа и воды образуется крахмал и выделяется кислород – растение растёт. Если света растениям не хватает, то фотосинтез в них протекает вяло, растения вырастают слабыми, бледными.

Опыт состоял в следующем: мы положили зеленый листок растения в стакан и залили его спиртом. Затем вскипятили в миске воду и осторожно опустили в нее стакан. Через некоторое время пинцетом достали листок. Лист обесцветился, а спирт стал зеленого цвета, в нем растворился хлорофилл – зеленый пигмент растения. И мы его увидели своими глазами.

Опыт 7

Данный опыт позволил доказать существование процесса фотосинтеза на свету. Для опыта растение поместили в темное место на два дня. Затем на лист прикрепили при помощи скрепок фигурку звёздочки из плотной бумаги. Растение выдержали на свету в течение недели.

Затем с растения срезали два листа: один со звёздочкой, другой обычный. Листья поместили в стакан с горячим спиртом для получения вытяжки хлорофилла. Обесцвеченные листья обработали раствором йода.

На листе растения, на котором был прикреплён трафарет звёздочки, проявилось её изображение. Лист, который был всегда на свету, равномерно окрасился в синий цвет. Опыт позволил сделать вывод: в листьях на свету образуется крахмал, а в темноте крахмал не образуется. Выдвинутая гипотеза о необходимости света для протекания фотосинтеза растений подтвердилась.

А овощи в огороде мы с мамой и папой сажаем в местах, которые подходят им по освещённости (свёклу и пекинскую капусту – в затенённых местах, огурцы – на свету).

Если запачкать колени или руки травой, то можно оттереть их спиртом, потому что в спирте растворяется хлорофилл – зелёный пигмент растения.

Когда я переношу в закрытой банке своих хомяков, то я обязательно кладу им несколько зелёных листочков, чтобы благодаря фотосинтезу хомяки могли дышать. А когда у нас в аквариуме появляются мальки рыб, то, отсаживая их, я обязательно помещаю им несколько водных растений.

Автор: Яшин Ярослав, ученик Октябрьского сельского лицея Ульяновской области.

Сердитова Людмила Васильевна

Объект исследования: белый живой цветок.
Предмет исследования: окрашивание цветка в два цвета.
Цель:
Окрашивание белого цветка в два цвета.

Гипотеза: Если получится окрасить белый цветок в цвет красителя, то мы докажем, что в стебле могут откладываться питательные вещества.

ВложениеРазмер
proekt_veroniki_2d.docx 20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Работу выполнила: Метелева Вероника

Руководитель проекта: Сердитова Людмила Васильевна,

учитель начальных классов.

с. Объячево, 2017

1.2. Самые необычные цветы мира

2. Практическая часть.

2.1. Как покрасить живые цветы (описание опыта)

Объект исследования : белый живой цветок.
Предмет исследования : окрашивание цветка в два цвета.
Цель:
Окрашивание белого цветка в два цвета.

Гипотеза : Если получится окрасить белый цветок в цвет красителя, то мы докажем, что в стебле могут откладываться питательные вещества.
Задачи:

1. Собрать и изучить информацию о необычных цветах.
2. Провести опыт по окрашиванию белого цветка в два цвета.
Методы исследования:

Возникает вопрос: как покрасить цветы?

Сначала изучим строение сте бля .

Стебель – осевая часть побега растения, он проводит питательные вещества и выносит листья к свету. В стебле могут откладываться питательные вещества. На нём развиваются листья, цветки, плоды с семенами.

В этом легко убедиться, сделав продольный и поперечный срезы стебля растения, как показано на рисунке.

Всё растение пронизано тканями. По одним тканям движется вода с растворёнными в ней минеральными веществами, по другим – раствор органических веществ.

Вывод: растворы минеральных веществ, как и подкрашенная вода, поднимаются от корня внутри стебля по сосудам стебля. Сосуды проходят через стебель, ответвляются в листья и разветвляются там. По этим сосудам вода с растворёнными в ней минеральными веществами и поступает в листья.

Опыт с окрашиванием белого цветка в два цвета.

Для этого опыта нам потребуется:

—2 стаканчика с водой,

-- белый цветок (роза, хризантема, гвоздика),

— пищевые красители разных цветов или синие и красные чернила

Как проводить опыт:

1. Наполнить стаканчики теплой водой.

2. Добавить в каждую из них пищевой краситель или чернила одного цвета.

3. Попросить взрослых осторожно разрезать стебелек вдоль на две половинки.

4. Придвинуть стаканы друг к другу. Опустить одну половинку стебля в один стакан, а другую – во второй.

5. Подождать пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растения вверх и окрасит их лепестки в разные цвета. Это произойдет примерно через 24 часа. В конце опыта обследуем каждую часть цветка (стебель, листья, лепестки), чтобы увидеть путь воды.

Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать воду. Это возможно благодаря испарению воды растением. Основным органом испарения является лист. В результате потери воды в клетках листьев возрастает сосущая сила. Это спасает растение от перегрева и приводит к созданию непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения. Устройство похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка.

Папа и мама помогли мне надрезать цветок и опустить концы в чернила двух цветов, но с первого раза опыт не получился, наш цветок – засох. Я подумала, что причин две: некачественные чернила или цветок. Тогда мы решили провести опыт с пищевыми красителями и у нас все получилось!

Фото 1. Надрез стебля цветка

Фото 2. Окрашивание цветка пищевыми красителями в два цвета.

Фото 3. Процесс экспериментирования и автор работы.

Фото 4. Итог эксперимента.

Окрашивание живых цветов — это очень трудная задача. Главное — это придерживаться следующих правил:

  • После достижения желаемого окраса лепестков, цветок следует достать из раствора и поставить в чистую воду, так он простоит ещё несколько дней.
  • Для искусственной окраски подходят не все цветы. Для работы следует брать только свежие цветы. Чем дольше стоит цветок, тем хуже он будет окрашиваться.
  • Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.
  • Никогда не пережимайте стебель во время обрезки.
  • Красьте цветы только при комнатной температуре.

Если вы примените этот нехитрый способ окрашивания, у вас обязательно будут самые яркие и необычные цветы.

Проект выполнила педагог высшей квалификационной категории ГБДОУ №22 Красногвардейского района Кожевникова С. В.

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта : месячный (с 1.04.2018г. по30.04.2018г.).

Предмет исследования: комнатные растения.

По количеству участников: групповой.

Участники проекта : дети подготовительной группы с ОНРIIIи IV уровней речевого развития, воспитатель.

Разработчик проекта : Кожевникова С. В., высшей квалификационной категории.

Актуальность проекта :

Экспериментирование позволяет дошкольникам усваивать представления о взаимосвязи природы и человека, обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личный рост. Существенную роль и особое значение в овладении способами практического взаимодействия с окружающей средой играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в ходе экспериментальных действий с объектами живой природы.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.

Задачи проекта :

Продолжать развивать познавательно-исследовательские способности у детей в процессе совместной деятельности и практических опытов.

Формировать и расширять пассивный словарь детей за счёт новых слов и терминов (названий комнатных растений и оборудования, действий, производимых с ними в ходе опытов).

Уточнить и закрепить строение комнатных растений (корень, стебель, лист, цветок).

Познакомить с разными потребностями комнатных растений во влаге и освещении (водолюбивые, со средней потребностью во влаге, потребляющие небольшое количество воды; светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые).

Сформировать ряд правил ухода за комнатными растениями в разное время года.

Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты.

Развивать все компоненты устной речи, практическое овладение нормами речи.

Способствовать развитию любознательности.

Развивать внимание и память детей.

Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде.

Формировать понимание важности комнатных растений для человека.

Продолжать воспитывать культуру поведения.

Воспитывать желание учиться познавать новое, работать в коллективе.

Обеспечение проекта : комнатные растения в горшках, столы, клеёнки, ножницы, совочки, кисточки, акварельные краски, ёмкость с почвой, лейка с водой, прозрачные стаканы с водой, опрыскиватель, чёрный полиэтиленовый пакет.

Заинтересованность детей в познании окружающего мира; поиск нового.

Расширение представлений детей о значении комнатных растений для человека.

Повышение уровня развития речи, словарного запаса.

Стремление транслировать свои навыки и опыт сверстникам и взрослым.

Удачное проведение экспериментов.

Этапы реализации проекта :

Определение проблемы, цели и задач проекта.

Выявление знаний детей о предметах живой природы.

Изучение литературы по данной теме.

Для эффективной работы совместно с детьми был проведён анализ уголка природы и уголка экспериментирования, подобран материал для выполнения экспериментальных работ.

IIОсновной этап (цикл практических дел) :

Образовательные области Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская Наблюдение.

Трудовая Приготовления к проведению опытов.

Ухаживание за комнатными растениями : протирание листьев, полив, мытьё пластиковых блюдец.

Коммуникативная Рассматривание иллюстраций комнатных растений в энциклопедиях и альбомах.

Изучение паспортов комнатных растений.

Цель: установить, что комнатное растение колеус можно прорастить, срезав стебли среднего размера.

Оборудование: комнатное растение колеус, ножницы, вазочка с водой, клеёнки, почва, горшочек, совочки, лейка.

Вывод: у срезанных стебельков колеуса хорошо прорастают корни в воде, что позволит вырастить новое растение.

Цель: показать при помощи окрашенной воды питание растений.

Оборудование: срезанный стебель бегонии, лягушатника, колеуса, клеёнки, акварельные краски, прозрачные стаканчики с водой, кисточки.

Вывод: через несколько дней стебли срезанных растений наполовину поменяли свой цвет и окрасились вголубой, красный и оранжевый, это доказывает то, что растениям нужно питание.

Цель: Доказать, что растения – живые существа, у них есть потребности, им необходимы определё нные условия: питательная почва, вода, свет. Тепло, воздух.

Вывод: комнатным растениям для роста и развития необходимы воздух, тепло, вода. Впервую очередь прорастают самые сильные растения. Без необходимого количества света и тепла растения становятся бледными и вялыми, а в зимнее время замедляется рост.

III Заключительный этап:

Представление презентации об экспериментальной деятельности детей в группе.

Беседа об уходе за комнатными растениями

Беседа об уходе за комнатными растениями Цель: Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность.

Фотоотчет об уходе за комнатными растениями

Фотоотчет об уходе за комнатными растениями Ко Дню комнатных растений хочу поделится с Вами фотоотчетом о том, как наши воспитанники ухаживают за комнатными растениями. Комнатные.

Продолжаю рассказывать о наших опытах и экспериментах с растениями. В прошлый раз мы говорили о том, как и где растения накапливают запасы питательных веществ. А сегодня я покажу, как мы изучали влияние солнечного света на жизнь растений.

У нас в лэпбуке "Мой сад" было такое задание - назвать факторы, необходимые для жизни растений. Катя их назвала правильно, но вот внятно объяснить, зачем же растению свет, не смогла. Хотя мы и изучали это в прошлом году. Но как говорится, повторение - мать учения :) И мы снова начали все с самого начала. А помогли нам в этом простые опыты, которые может провести любой малыш.

опыты и эксперименты с растениями для детей

Провести этот опыт нам помог случай: у меня на балконе всю зиму ждала своего часа луковица гиацинта. Лежала она в закрытом шкафчике, в полной темноте и сухости, и я и думать о ней забыла. А когда делала весеннюю уборку, то обнаружила, что она дала росток. Но что это был за росток? Сам на себя не похож - совершенно желтый!

Когда же мы с Катей посадили бедненькую луковицу в землю и поставили ее на яркое весеннее солнце, то уже на следующий день росток стал насыщенно зеленым, а луковица стала стремительно прорастать и даже дала цветочный бутон. Вот сколько сил у нее появилось на солнышке!

Растения и свет - опыты

В нем стал вырабатываться хлорофилл - пигмент, придающий зеленую окраску растениям. Именно при его участии в тканях растений из углекислого газа и воды под действием света вырабатываются полезные вещества. Этот процесс называется фотосинтезом. Если сказать совсем упрощенно, то растение с помощью хлорофилла "кушает" :) Если нет солнечного света, то нет хлорофилла, и тогда растение будет "голодное" и "бледное". В конце-концов, оно "заболеет" и погибнет.

Чтобы увидеть, как сильно не хватает нужных веществ растениям, растущим в темноте, мы провели еще один простой опыт.

Посадили в две одинаковые банки две одинаковые семечки подсолнуха. Только одну банку оставили на подоконнике, а вторую поставили в шкаф.

Через несколько дней разница между ними стала разительной - подсолнушек, растущий на свету, был крепеньким и ярко-зеленым. Посмотрите, он явно всем доволен:)

А вот подсолнушек из шкафа неестественно вытянулся так, что уже не мог стоять без опоры, и выглядел бледным и хилым. Ему было очевидно плохо.

После этого опыт пришлось прервать, так как Катя наотрез отказалась "мучить растение" и перестала рыдать только после того, как я ей пообещала, что мы несчастный росточек поставим на окно, и он "выздоровеет" :)

Из-за того, что растениям жизненно необходим солнечный свет, они научились его искать и к нему двигаться. Это движение к свету по научному называется фототропизм (фото - свет, тропос - поворот).

Чтобы его пронаблюдать, мы с вечера поставили росточки Катиного душистого горошка в середине комнаты. На следующее утро было очень заметно, что они изменили свое положение почти на горизонтальное - так тянулись к окну.

А после того, как мы вынесли их на светлый балкон, ростки буквально за час снова приняли практически вертикальное положение.

Занятие для детей на тему растения

После этого Катя научилась находить проявления фототропизма везде - на наших комнатных цветах, которые наклонены в сторону окон. На деревьях во дворе, которые растут под углом, пытаясь "выйти" из тени дома. На расположении ветвей деревьев и листьев у растений - которые все делают для того, чтобы не закрывать друг другу свет.

Вспомнили мы и наши прошлогодние опыты с подсолнухами, которые делали для журнала "Моя мама - Василиса". У этих растений, вообще, есть особый вид фототропизма - гелиотропизм: бутоны подсолнечника поворачивают свои головки вслед за солнцем в течении световых суток.

Все эти примеры демонстрируют положительный фототропизм - тягу растения к свету. Но бывает еще и отрицательный фототропизм - рост растения от света. Он встречается у тенелюбивых растений и у корней растений. Мы сейчас как раз проводим один опыт с ним. Если получится - покажем :)

Вот так мы изучали тему "Растения и свет".
А в блоге вы найдете еще много интересного для детей по ботанике.

Читайте также: