В чем заключается роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей кратко

Обновлено: 05.07.2024

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.

Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред. (Роберт Киосаки)

К основным потребностям относятся те мотивы, нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.


Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

Развивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.


Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности.

Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.

Эмоциональное развитие

Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.

Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования его чувств.

Воспитатели, в свою очередь, должны давать себе отчет в том, как правильно скрыть весь негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте

- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

- происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;

- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

- включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями – ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.
Причины возникновения эмоций

Одной из причин возникновения эмоций является борьба за выживание. Другой причиной возникновения эмоций, по мнению исследователей (К. Изард, Хюбнер, Райзер и др.), была потребность в средствах коммуникации. Ни для кого не секрет, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может (в норме) сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов: внешние сигналы боли, радости, интереса.


  • Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;
  • Радость: счастье, восторг удовольствие;
  • Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;
  • Печаль: печальность, унылость, обескураженность;
  • Гнев: злость, разгневанность, бешенство;
  • Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;
  • Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;
  • Страх: боязнь, испуг; шок;
  • Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;
  • Вина: виновность, раскаяние.

Как отмечают многие авторы, полное усвоение правил, установленных родителями, и социальных ценностей, а также развитие индивидуальных моральных принципов происходит в процессе социализации на протяжении не первых трех, а первых двадцати лет жизни. Однако начальные стадии социализации наблюдаются при первых попытках саморегуляции ребенка. Следует отметить, что сложившееся на предыдущих этапах взаимодействия ребенка с родителями базовое доверие ребенка к миру не должно подрываться возрастающим чувством самостоятельности. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Автор одной из первых периодизаций развития эмпатии, Мартин Хофман, впервые связал развитие эмпатии с эмоциями самосознания.

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать.

Эмоция – это состояние психики, которое выражает отношение человека к себе и окружающему миру. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие - это процесс формирования умений откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями.


Что вы чувствуете?

Кажется, простой вопрос, но он полностью связан с эмоциями. Ответьте на него. Сколько вариантов ответа вы можете дать? Оказывается, что не так много. В обиходе, как правило, несколько эмоций: радость, грусть, обида, скука, злость. Мы не умеем правильно оценивать свое состояние, поэтому делаем ошибки при планировании действий. Все начинается с эмоций.

Какие бывают эмоции

Радость

Грусть

Гнев

Стыд

Беспокойство

Восторг
Воодушевление
Гордость
Благодарность
Надежда
Нежность
Безмятежность Умиротворение
Любовь
Восхищение
Симпатия
Умиление
Ликование
Предвкушение

Печаль
Разочарование
Сочувствие

Тоска
Сожаление
Жалость

Отчаяние
Скорбь
Горе

Недовольство Возмущение Раздражение
Бешенство
Обида
Отвращение
Презрение
Злость
Досада
Злорадство
Ревность
Негодование
Зависть
Неприязнь

Волнение
Страх
Опасение
Тревога
Настороженность Ужас
Боязнь

Паника
Испуг
Трепет

Прислушайтесь к себе и попробуйте описать свои чувства. При этом одна эмоция может дополнять другую. Может быть, сейчас вы испытываете легкую печаль с нежностью, а может, обиду с беспокойством. В любом случае учитесь точно определять свое состояние. А какие эмоции знает ваш ребенок?

Как развиваются детские эмоции

Эмоциональное развитие начинается сразу после рождения. Хотя, если быть честными, то еще в утробе матери. Но тогда мы не видим детскую реакцию. Новорожденный ребенок пытается выражать свое отношение к окружающему миру с помощью плача, а чуть позже - улыбки и смеха.

Плач – это сигнал о потребностях: в еде, питье, недостатке внимания, дискомфорте. Улыбка – выражение радости. По мере развития ребенка появляются удивление, испуг, интерес. Ребенок интересуется чем-то, исследует объект, происходит познавательное развитие, которое провоцирует новый интерес. Так происходит интеллектуальное развитие ребенка.


В раннем возрасте (от года до трех) большинство эмоций также подчинены детским потребностям, однако сами потребности расширяются. У ребенка появляется привязанность к близким людям, поэтому могут возникать ревность, тоска, радость от встречи, восторг. На этом этапе ведущим видом деятельности является предметная, поэтому положительные эмоции может вызвать все новое, интересное, необычное.

Ребенок с восторгом принимает новую игрушку, радуется возможности действовать с предметами (кидать, катать, трогать, гладить и т.д.). Ребенок познает окружающий мир и при этом естественной реакцией будут удивление и восторг. Появляются первые обиды. Свое недовольство ребенок выражает плачем. При этом спектр плача очень широк: боль, обида, потребности, ревность. А еще появляется первый гнев и даже злость. Эмоции очень импульсивны. При этом очень важно давать детям проявлять свои эмоции.

Дошкольный период – очень важен для развития интеллекта и эмоций. Именно сейчас закладывается будущая личность: развивается речь, коммуникативные навыки, творческие способности, познавательные интересы. Ребенок откликается на все: музыку, литературу, произведения изобразительного искусства, природу. Он способен переживать за героев мультфильма или книги, проживает события героев спектакля, радуется встрече с друзьями, учится любить и заботиться о близких людях и домашних животных. В то же время он учится контролировать свое эмоциональное состояние, вызванное потребностями (можно потерпеть, если голоден). Эмоции уже менее импульсивны, а если это не так, то нужно работать над умением их контролировать. В дошкольном возрасте формируются устойчивые высшие чувства.

Почему важно развивать эмоции

Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении.


Без чувств или Почему нельзя не замечать эмоций ребенка

Нужно помнить, что дети учатся на примере взрослых. Взрослые не управляют эмоциями детей, а постоянно проявляют свои. Если родители живут в негативе и обиде на мир, постоянно демонстрируют гнев, злость, обиду, то их дети будут жить с таким же отношением к жизни. У тревожной испуганной неуверенной матери вырастет такая же дочь. И только счастливые родители научат своего ребенка радоваться жизни.

Последствия неправильного эмоционального воспитания

Постоянное сдерживание детских эмоций, эмоциональная холодность к детям, отсутствие эмоционального восприятия мира могут привести к серьезным последствиям.

Тревожные дети вырастают в неуверенных в себе взрослых. Они боятся взять на себя ответственность и рисковать, а, значит, неспособны побеждать. У них постоянное чувства вины, они заранее уверены в том, что есть повод, чтобы ими были недовольны окружающие. Такие люди не доверяют миру, ждут от него беды, уверены, что все вокруг желают им зла.

Ребенок, который не прислушивается к своим желаниям и чувствам, учится полностью подчиняться окружающим. Но это не осознанное послушание, а подчинение: отсутствие инициативы, желаний и вкуса к жизни. Жизнь полностью идет по чьей-то указке. Хорошо, если указания даются с добром, а если в качестве командующего возникает негативный сверстник? Страшно подумать, к чему может привести конформное поведение.

Постоянное сдерживание отрицательных эмоций может вызвать накопительный эффект, при котором негатив накапливается, а потом выходит сильным всплеском в виде агрессии к окружающим.


Техника контейнирования эмоций: справляемся с сильными детскими эмоциями за пять шагов

Правила эмоционального воспитания

Эмоциональное воспитание ребенка не требует больших физических и временных затрат. Нужно только соблюдать некоторые правила.

3. Сопереживание. Дети не должны быть равнодушными. Если ваш ребенок не переживает за героев мультфильма или других людей, то эмпатии его нужно учить. Спросите у него, что он чувствует, жалко ли ему героя, хотел ли ребенок помочь. Обсуждайте с ребѐнком жизненные ситуации. Предлагайте описывать чувства и ощущения участников событий. Подумайте, как можно проявить свое участие по отношению к другому человеку: поздравить, выразить сочувствие, помочь в чем-то. Избавьте детей от зависти и злорадства с самого детства, это сделает их счастливыми.

Дорогие взрослые! Учитесь радоваться жизни. Перестаньте копить негатив. Чаще улыбайтесь. Пусть эмоциональный опыт, который вы передаете своим детям, будет богат, разнообразен и позитивен.


Истинная радость — дело серьезное!

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности.

Дошкольный возраст — достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Одной из таких основ является эмоциональная сфера.

Развитие и воспитание эмоциональности ребенка заключается в том, чтобы не подавлять эмоции ребенка, а направлять их в нужное русло.

«Работу по эмоциональному совершенствованию дошкольников мы проводим в двух направлениях:

– формирование умения распознавать и сравнивать эмоции: весело, скучно, грустно, спокойно, страшно, интересно и т. д.

Эмоциональное воздействие на ребенка мы осуществляем при помощи следующих средств:

– использование различных сюжетно-ролевых игр

– используя игры на развитие воображения

– прослушивание музыки и обсуждение ее

– использование мимических этюдов

– чтение сказок и рассказов


Многие дидактические игры мы сделали своими руками.



– рисование мятой бумагой

– рисование зубной щеткой и зубочисткой и т. д.

Можно с уверенностью сказать, что такие занятия раскрепощают эмоциональную сферу ребенка.

В театральных играх учим детей исполнять различные роли. Ребята с удовольствием играют героев противоположного пола, отрицательных героев: бабу Ягу, Кощея Бессмертного, волка и т. д.

Наблюдая за поведением дошкольников, можно смело сказать, что использование мимических этюдов в нашей работе приносит очень хорошие результаты. Для этого мы учимся с различным выражением читать одно и то же стихотворение: радостно, грустно, удивленно и т. д.

В ходе занятий дети переживают разные эмоциональные состояния.

Важнейшим компонентом эмоционального развития ребенка дошкольного возраста является развитие эмпатии, а именно способности к сочувствию и понимаю переживаний и эмоций других людей. Ребенок, у которого развита эмпатия, всегда войдет в положение того или иного человека и предложит ему свою помощь.

Формирование эмпатии у дошкольника — это залог успешного обучения в школе, его легкой социализации, беспроблемного общения. Именно поэтому мы даем рекомендации родителям: уделять внимание развитию эмпатии наряду с развитием интеллектуальных, коммуникативных, познавательных, творческих и физических способностей ребенка. [2]

Для этого им необходимо как можно больше времени проводить с собственным ребенком, не позволяя ему уткнуться в гаджеты.

Создавать в семье теплую атмосферу, объяснять ребенку принципы существования в обществе, разбирать вместе с ним различные жизненные ситуации. Развивать у дошкольника позитивные черты характера, учить делать полезные поступки, проигрывать вместе с ребенком различные эмоции, стоя у зеркала. [2]

Разумеется, все вышеприведенные советы и рекомендации способны дать желаемый эффект только в том случае, если родители не будут жалеть времени и сил для занятий со своим ребенком.

Понятно, что при сегодняшнем сумасшедшем темпе жизни все очень заняты. Но все же, несмотря на усталость и плохое настроение, нужно постараться уделять ребенку как можно больше внимания. Попытаться сделать климат в семье эмоционально комфортным и максимально благоприятным для его развития.

Трудовая и творческая деятельность также помогут формированию эмоциональных переживаний:

– радости от успеха

В творческой деятельности ребенку проще проявить себя, показать свой взгляд на мир. Иногда — выплеснуть свои эмоции, даже негативные. [2]

Эмоции помогают определенным образом воспринимать действительность, реагировать на нее. Умение искренне радоваться, понимать чувства и эмоциональные состояния людей, четко выражать свои желания и общаться с людьми — все это зависит от того, как развита эмоциональная сфера ребенка.

Эмоции — это основа благополучного душевного состояния ребенка, его успешного общения, развития и дальнейшей жизни. Человек реагирует на окружающий мир посредством эмоций. Поэтому необходимо развивать эмоциональную сферу ребенка с раннего возраста при помощи разных видов воздействия, отдавая предпочтения игровым методам.

«Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему.

Одно и то же событие может переживаться по — разному, в зависимости от того, какой был мотив и каков результат. Удовольствие и радость появляются при реализации мотива, а неудовольствие, разочарование и даже гнев — при его нереализации.

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Замечательные качества, заложенные в каждом ребенке, — его активность, стремление к самостоятельности, настойчивость, гибкость, впечатлительность и эмоциональность — в благоприятных случаях не только ведут к развитию его талантов, характера, но порой определяют его судьбу.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, ребенок, эмоциональная сфера ребенка, дошкольник, дошкольный возраст, игра, развитие эмпатии, творческая деятельность, формирование умения, эмоциональная сфера.

Автор: Скудина Александра Михайловна

Населенный пункт: г. Москва

Развитие эмоциональной сферы ребёнка включает в себя:

- развитие эмоционального реагирования;

- развитие эмоциональной экспрессии;

- формирование представлений о многообразии человеческих эмоций;

- формирование словаря эмоциональной лексики.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста имеет свои характеристики.

Ребёнок 4-5 лет обладает достаточно разнообразным спектром эмоций. Приобретённые детьми этого возраста новые умения и интересы обуславливают появления целого спектра разнообразных эмоций ребёнка, вместе с тем потребностей и мотивов. Ребёнок этого возраста уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте детям доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.

Выделим некоторые особенности развития эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста:

- ребенок ещё не может управлять своими эмоциями, переживаниями;

- ребёнок осваивает социальные формы проявления чувств и эмоций;

- чувства и эмоции у ребёнка в старшем дошкольном возрасте становятся более разумными и произвольными;

- в старшем дошкольном возрасте у ребёнка начинают формироваться высшие чувства (эстетические, нравственные, интеллектуальные).

Подчеркнём, что эмоциональная сфера ребёнка развивается в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Недостаток эмоциональных контактах может привести к задержке эмоционального развития, которая может сохраниться на всю жизнь. Педагоги в детском саду должны создавать условия для установления тесных эмоциональных контактов с каждым воспитанником. Человеческие взаимоотношения, поступки людей - это источник чувств дошкольника: радости, нежности, сочувствия, гнева и других составляющих эмоциональной сферы.

Для развития эмоциональной сферы ребёнка важны доброжелательные взаимоотношения в семье.

Неправильное общение в семье, как правило приводит:

- односторонняя привязанность, чаще всего к матери, приводит к ослаблению мотивации в общении со сверстниками;

- ревность при появлении второго ребёнка в семье, первый ребёнок начинает чувствовать себя обделённым;

- выражение взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребёнку, приводит к тревожности.

Организованная образовательная деятельность, такая как музыкальное занятие учат ребёнка испытывать определённые чувства, связанные с восприятием музыки.

Эмоциональная сфера ребёнка интенсивно развиваются в ведущей деятельности дошкольников - в игре. Выполнение совместных трудовых заданий (уборка участка, групповой комнаты) развивает у детей эмоциональное единство группы.

Высшие чувства начинают формироваться у детей с 2-3 лет. Развитие высших чувств связано с развитием общения со взрослыми и сверстниками, появлением форм совместной деятельности.

Однако, для детей дошкольного возраста характерно слитность высших чувств:

- хороший – значит красивый (эстетические переживания);

- хороший – значит добрый (этические переживания);

- хороший – значит интересный (интеллектуальные переживания).

Можно сказать, что, один и тот же объект внимания вызывает у ребёнка разнообразные чувства.

Предпосылкой развития нравственных чувств является доброжелательность, внимание, забота, любовь со стороны взрослого. Всё это обуславливает то, что дошкольник сам начинает сопереживать другим людям.

На развитие эмоциональной сферы ребёнка важную роль оказывает художественная литература. Яркие эмоции дошкольник испытывает, когда сравнивает себя с положительными героями, переживает за них.

В 4-5 лет у детей зарождается моральное сознание. Малыш начинает понимать смысл предъявляемых ему требований и соотносит их со своими поступками и действиями. При совершении достойных поступков у ребёнка появляется радость и удовлетворение.

При нарушении общепринятых требований самим или другими ребёнок испытывает огорчение, возмущение. 6-7 летний ребёнок осознаёт необходимость и обязательность правил общественного поведения. Возрастает способность к самооценке. При нарушении правил дошкольник испытывает неловкость, вину, смущение, беспокойство.

Чувство гордости возникает у ребёнка при положительной оценке качества выполнения какой-либо деятельности: умение хорошо танцевать, быстро бегать, считать, проявления моральных качеств (выдержка, послушание).

Чувство стыда возникает, когда малыш желает действовать в соответствии с одобряемыми образцами поведения, но фактически их нарушает.

Таким образом, особенностями развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста являются проявления эмоций вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Ребёнок растёт и изменяются его взгляды на мир и отношения со взрослыми и сверстниками. В старшем дошкольном возрасте умения осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Педагогам и родителям необходимо знать возрастные особенности детей, иначе появляются не совсем верные оценки поведения ребёнка.

Эмоциональная жизнь маленького ребенка совсем не примитивна, как может показаться на первый взгляд, и запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств.

Эмоциональная жизнь ребенка начинается в младенчестве. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего раннего детства, но основная, базовая закладка эмоционального реагирования происходит в первый год жизни. Эмоции ребенка отличаются многообразием, открытостью, слитностью и частой сменяемостью, подвижностью, импульсивностью, неосознанностью. Они ситуативны и во многом зависят от процессов возбуждения и торможения в ранний период жизни ребенка. Гармоничное развитие эмоциональной сферы возможно только при условии бережного подхода к формированию чувств маленького ребенка с учетом психофизиологических особенностей каждого возрастного этапа.

В первые три года жизни эмоциональные проявления ребенка значительно изменяются, обеспечивая ведущие с точки психологии линии развития. Так в первое полугодие жизни наблюдается четко выраженная социальная направленность эмоций, т.е. эмоции возникают в процессе общения и адресованы человеку. К концу первого года они сопутствуют деловому общению со взрослым по поводу действий с предметами.

У новорожденного ребенка не заложены высшие эмоции, но есть врожденные механизмы, называемые эмоциональными реакциями (радость, страх, удивление). Они и являются основой эмоциональной сферы человека.

Проблема эмоций считается приоритетом психологической науки, но эмоциональное отношение формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно-образовательного воздействия. Бесполезно ждать от ребенка доброты, сочувствия, упорства в достижении цели, ощущения прекрасного, стремления к созиданию, а не разрушению, если не развивать эмоциональные стороны личности ребенка. Воспитание эмоций – важное направление педагогической науки.

Первые эмоциональные проявления ребенка связаны с физиологическими потребностями, в частности с потребностью в еде, питье, температурном комфорте, движениях, в отсутствии болевых ощущений, удобстве положения тела и т.д. Новорожденному свойственны простейшие отрицательные, а затем и положительные эмоциональные реакции. Развитие эмоций всегда происходит по порядку от отрицательного к положительному, от простого к более сложному. Новорожденный ребенок вначале только плачет при физическом дискомфорте, затем плачет при прекращении общения со взрослым, и только после этого появляется способность привлекать и удерживать внимание взрослого с помощью улыбки, радостных вокализаций.

У маленького ребенка, окруженного вниманием взрослых, развивающегося в нормальных условиях, возникает потребность в общении. А благодаря изначально эмоциональному общению взрослого с ребенком физиологические, эмоциональные реакции преобразуются в эмоции социально значимые и могут возникать в дальнейшем эмоции познавательной направленности. Таким образом, успешность развития, воспитания, обучения во многом зависят от эмоционального контакта ребенка со взрослым, его эмоционального настроя, от меняющегося в процессе деятельности эмоционального состояния.

Отсутствие же контактов с матерью и другими значимыми взрослыми приводит к задержке эмоционального развития и неблагоприятно влияет на психическое здоровье ребенка в целом.

Без общения невозможно формирования личности. Под общением с маленьким ребенком всегда подразумевается обоюдная эмоциональная активность. Без участия взрослого на ранних этапах развития даже врожденные механизмы эмоциональных реакций (мимика, голосовые проявления, движения) не могут стать полноценно значимыми сигналами для образования важных прижизненно формируемых систем.

Основой познавательных эмоций является реакция на новизну (по И.И. Павлову) или ориентировочный рефлекс. Полноценное психическое развитие зависит от активности ребенка, которая с первых дней его жизни имеет особые черты. Одной из предпосылок развития активности являются ориентировочные действия – первое звено познавательного процесса. Благодаря быстро формирующимся ориентировочным реакциям, ребенок начинает познавать действительность, воспринимать различные изменения в окружающем, обобщать, сравнивать, сопоставлять. Эмоциональное реагирование возникает при восприятии человеческого лица, а немного позже – игрушки. Врожденные ориентировочные реакции в совокупности с эмоциональными реакциями создают основу для образования социальных приобретений.

Познание мира ребенком с первых дней жизни связано с зарождением в недрах его психики познавательных эмоций. Вначале их трудно отличить от эмоциональных реакций, связанных с физиологическими потребностями: ребенок хнычет, хмурится, улыбается. Но как тогда можно назвать эмоции младенца двух-трех месяцев, когда он радуется, улыбается, гулит при виде знакомой игрушки, начинает хныкать когда ее внезапно убирают с поля зрения? Это и есть проявление первых эмоций в процессе познания.

Итак, человеческие эмоции не возникают сами по себе, а формируются с первых дней жизни под влиянием среды, в которой ребенок оказывается. Вне общения, вне деятельности социальные и познавательные процессы не развиваются.

Наблюдения за мимическими эмоциональными и двигательными реакциями младенца помогают уловить его настроение , почувствовать , когда он доволен, испуган, раздражен или хочет общаться. Когда ребенок чувствует, что взрослый его понимает, он развивается значительно лучше.

Внимание малышу необходимо с первых дней жизни. Рядом со взрослым он испытывает удовлетворение, радость, чувствует тепло, заботу. Для ребенка полезно, если его берут на руки, особенно когда он находится в спокойном состоянии. Постепенно он понимает, что его положительное эмоциональное состояние подкрепляется эмоционально-тактильным контактом со взрослым и новыми впечатлениями. В следующий раз он просится на руки улыбками, вокализациями, особыми движениями, привлекая таким образом внимание взрослого.

Эти эмоциональные реакции отличаются от крикливых и требовательных вокализаций, но цель одна — позвать взрослого для помощи и общения.

Основная задача эмоционального воспитания ребенка в первый год жизни – вызвать ответные эмоциональные реакции в процессе общения, побуждать к активности в познании.

Развивающие игры-занятия способствуют возникновению эмоций. Вначале они сопровождают, а потом предвосхищают и подкрепляют действия и побуждают ребенка к дальнейшему общению и познанию окружающего.

Эмоции, стимулирующие развитие, зарождаются и формируются при непосредственном общении ребенка со взрослым, в том числе в играх-занятиях, соответствующих детским возможностям и потребностям.

К шести месяцам у ребенка можно выделить целую систему основных эмоций: он огорчается, радуется, по-разному эмоционально реагирует на взрослых, сердится, обижается на резкий голос взрослого.

К двенадцати месяцам все большую силу приобретают эмоции, возникающие в результате овладения различными действиями. Меняется содержания общения со взрослым: оно все больше опирается на совместные действия с предметами.

В этот период зарождается чувство любви к матери, сопереживание к другим детям (дружеские отношения).

Многие нервные процессы пока еще остаются несформированными, а темп психического и физического развития довольно высок. В связи с этим поведение детей, их эмоциональное состояние могут быть изменчивы и неустойчивы. Они становятся капризными и непослушными, тем более, если не развивается их потребность в познании.

Если на первом году жизни ребенок получал достаточно ласки и внимания со стороны взрослых, а те делали все необходимое для обеспечения ведущих линий его развития, то к началу второго года жизни в эмоциональном развитии ребенка происходят значительные изменения: формируется потребность в общении со взрослым по поводу действий с предметами (предметно-деловое общение), развивается познавательный интерес.

От года до 1 года и 6 месяцев формирование эмоций происходит в процессе предметно-игровых действий, которые имеют определенную длительность и завершающий результат (положительный или отрицательный). Для развития эмоциональной сферы важно овладение такими важнейшими навыками как речь и ходьба.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет эмоциональная сфера детей еще более обогащается в результате дальнейшего усвоения вышеуказанных навыков, которые позволяют ребенку становиться относительно более самостоятельным в познании окружающего мира. Развитие эмоций определяется расширяющейся ориентировкой в окружающем, развитием речевых навыков, овладением некоторыми бытовыми умениями, познанием свойств предметов и способов действий с ними.

В конце второго года жизни у детей наблюдаются яркие эмоциональные реакции, проявляющиеся в мимике, движениях, оттенках голоса и пр. Важным условием для развития эмоциональной сферы по-прежнему остается общение со взрослыми, которое отныне имеет характер сотрудничества. Благодаря способности подражать, малыш учиться эмоционально адекватно реагировать на явления и события своей жизни.

На третьем году жизни, от 2 лет 6 месяцев до 3 лет, происходит дальнейшее развитие познавательных потребностей (любознательность) без побуждения взрослых, и эмоции определяются уже оценочным реагированием на успехи и неудачи не только собственных действий, но и действий других. Появляется эмоциональное предвосхищение (предвидение) некоторых знакомых действий в знакомых ситуациях.

Каковы условия развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста?

Как уже отмечалось выше, на втором году жизни происходит формирование качественно новых эмоций, изменяется их сила и глубина. Но для этого необходимы определенные усилия взрослых, иначе эмоциональная сфера ребенка останется на первоначальном уровне, что, безусловно, отрицательно скажется на его дальнейшем развитии в целом.

В период бодрствования необходимо организовывать содержательные, занимательные игры. Иначе ребенок будет испытывать чувство скуки, и развитие эмоций затормозится.

В первые месяцы второго года жизни, когда дети особо чувствительно воспринимают все неизвестное, полезно проводить игры, связанные с сюрпризным моментом. Например, игры в прятки, появление из-за ширмы игрушки, Восторг вызывают заводные игрушки: их перемещение в пространстве, звуковое сопровождение.

Учитывая высокую потребность детей второго года жизни в двигательной активности, рекомендуется играть с ними в подвижные игры. Имеют значения занятия, на которых формируются самостоятельность, умелость, стимулируется двигательная активность. В результате происходит формирование положительных эмоций, ребенок самоутверждается в своих возможностях.

Огромное значение для появления положительных эмоций имеет общение со взрослыми. Это не только обогащает детей новыми знаниями и впечатлениями, но и учит правильно реагировать на явления и события окружающей жизни, эмоционально откликаться на различные ситуации.

Пение и музыка также вызывают у детей положительные эмоции, развивают эстетическое восприятие. Известно, что с раннего детства эмоции непосредственно связаны с развитием памяти: чем ярче событие, тем лучше оно запоминается.

Ребенок уже способен переживать свои удачи и неудачи, выполняя или осваивая какие-то действия, но эти эмоциональные проявления по своей направленности, по интенсивности внешнего проявления отличаются от тех, которые связаны с внешними событиями.

Ребенок, сталкиваясь с трудностями (не может усадить куклу так, чтобы она не падала; не может снять крышку от банки), проявляет настойчивость, хотя его действия сопровождаются отрицательными эмоциями (кряхтит, морщится, похныкивает). В такие моменты ребенка необходимо поддержать, осторожно подсказать правильный способ действия, вызвать желание преодолеть затруднение, а не отказаться от попыток. Важно научить ребенка действиям, которые приведут к желаемому результату, поощрять возникающие положительные эмоции.

Нельзя лишать ребенка возможности самостоятельно что-то сделать, иначе он, находясь в положении созерцателя, приучается к бездействию. Задача взрослого на данном этапе – научить ребенка получать удовольствие от собственных самостоятельных действий.

Возникающие эмоции способствуют закреплению полученных навыков, стимулируют познавательный процесс, постепенно перерастают в интеллектуальные эмоции (любознательность, творчество, поисковая деятельность).

Изучение эмоций в деятельности ребенка позволило установить взаимозависимость между эмоциональными реакциями и уровнем овладения способам действия с предметами. При этом эмоциональное состояние ребенка в процессе усвоения нового меняется от отрицательного (при полном отсутствии навыков) к положительному (при удачном выполнении действий).

Эмоциональное отношение ребенка к своим действиям играет немаловажную роль. От того, какие эмоции возникают в процессе обучения, какие чувства он испытает от своих успехов и неудач, зависит дальнейшее развитие малыша.

В некоторых случаях ребенок удовлетворяется промежуточным (с точки зрения взрослых) результатом действий с предметами. Это характерно для детей раннего возраста, не имеющих достаточно прочных знаний и умений и не представляющих, какой можно получить конечный результат.

Когда ребенку уже все понятно и доступно, обнаруживаются особые положительные эмоции, которые характеризуются как познавательно-продуктивные. Именно они являются стержневыми в сложном механизме становления предметной деятельности.

Может показаться, что если ребенок действует с игрушками спокойно, то это занятие его мало интересует. Тогда взрослые начинают его отвлекать, дают новые игрушки, переключают внимание на другие предметы. Малыш откладывает прерванное занятие, начинает играть с новыми игрушками, а если что-то не получается, сердится, отбрасывает их. Постепенно он привыкает к незавершенности начатого дела, к отказу от него при малейшей трудности, так как помнит свои негативные эмоции.

Ребенок на втором году жизни способен предвидеть, ожидать некоторый результат, действуя с конкретной игрушкой. Он знает, чего хочет достичь, даже если что-то не получается. Если ожидаемого результата так и не получается добиться, у ребенка возникает состояние неудовлетворенности, что в дальнейшем может вызвать страх и нежелание осваивать что-то новое.

Многие дети сразу при получении результата ломают свою постройку и тут же опять начинают строить, вновь и вновь радуясь тому, что смогли сами это сделать. Они стремятся еще раз испытать приятное чувство, которое только что пережили при получении результата. Роль взрослого при этом трудно переоценить: он постоянно одобрением, радостными эмоциями подкрепляет действия ребенка, поддерживает его.

Побуждением к возникновению интереса может стать и наблюдение за действиями взрослого при показе игрушки другим детям. Без эмоциональной установки взрослого, показа, наблюдения за игрой сверстников побуждение действовать с предметами, как правило, не возникает.

Как правило, детям раннего возраста присуще желание заниматься прежде всего с теми предметами и игрушками, действия с которыми вызывали у них положительные эмоциональные реакции.

Обратимся к примеру. Детей научили собирать кольца на пирамидки. Тогда на стол, за которым обычно занимались, рядом с пирамидками положили несколько разноцветных кубиков. Обратят дети внимание на новые предметы? Отвлекутся от уже сформированных действий?

Поэтому, давая новые игрушки, надо показывать все возможные действия с ними, иначе эти игрушки надолго останутся бесполезными и ненужными.

Для успешного обучения детей действиям необходимо доброжелательное общение взрослого с ребенком, эмоционально положительное состояние детей, их заинтересованность в занятиях, возникновение познавательных эмоций.

Преодоление трудностей в процессе обучения служит для ребенка источником положительных эмоций. То есть положительное эмоциональное состояние возникает не тогда, когда все легко, а чаще после преодоления трудностей. И это ни с чем не сравнимое ощущение не поверхностно, не мимолетно, оно побуждает вновь и вновь познавать новое.

Существуют определенные (сенситивные) возрастные периоды, в которые дети наилучшим образом воспринимают те или иные воздействия. Таким периодом для формирования основы эмоций и чувств являются первые три года жизни.

Полноценное эмоциональное развитие происходит не само по себе, а в общении со взрослым, в совместной с ним деятельности.

Неблагоприятный эмоциональный фон в течении дня (капризы, недовольство, частый плач, раздражение или полное безразличие) свидетельствует об отсутствии эмоционального благополучия ребенка, недостатке во внимании взрослых.

Требует внимания и неадекватная смешливость как реакция на все, что происходит вокруг. Это говорит об отсутствии дифференцированного эмоционального отношения.

Своевременное возникновение эмоциональных состояний является важным показателем полноценного развития ребенка.

Читайте также: