Движение как атрибут материи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Однако это важное знание только один момент истины, полученный методом мышления формальной логики. Мы же придерживаемся метода современного научного мышления – диалектической логики. Абстрактное (простое) движение действительно не имеет границ. Означает ли это, что покоя нет совсем? – вовсе нет. Вернее, и да, и нет. Абстрактное абсолютное движение, отвлекаясь (отталкиваясь) от всего, отрицает и себя самоё в конкретных формах движения, превращаясь в свою противоположность – в покой. Так же в диалектике не бывает никогда, чтобы был один момент (движение) и не было момента другого, противоположного ему (покоя).

Движение, разумеется, отвлекается от покоя, которого не может быть никогда, но перед этим стремиться к покою, чтобы оттолкнуться от него, и с неизбежностью вступает с ним в необходимую, хотя и отрицательную, связь. Отрицание покоя утверждает покой. Всякое движение сопровождается движением к покою и возникновением покоя (отсутствия движения). Таким образом, покой, которого нет, порождается движением и становится формой движения бытия. Если мы, люди, не подготовлены к этому знанию и не замечаем покой, то данное обстоятельство вовсе не означает, что покоя нет.

Точно так же, как случайность является формой необходимости, так и покой является формой движения. С точки зрения диалектики мы обнаруживаем два действительно существующих момента бытия: движение и покой. Сейчас можно с полной уверенностью утверждать: покой есть. Здесь мы видим другую правду (антитезис), противоположную первой. Нельзя забывать то, что это знание как и всякое человеческое знание относительно. Оно относительно бытия и сущности. Истина (синтез) состоит в том, что покой есть, и его нет. Всё находится в движении и покое одновременно.

Движение к покою или отсутствие движения, с точки зрения диалектики, обнаруживают одну и ту же сущность – покой. Вечное движение бесконечно стремиться к покою и порождает вечный покой. Два момента взаимодействуют, переходят один в другой, утрачивая различие и сохраняя, при этом, непримиримость противоположных тенденций. Движение и покой сохраняются снятием во всех формах развивающейся материи. Они содержатся в движениях изменения и развития, во всех сложных формах движения материи.

Покой в физической форме движения материи проявляется устойчивостью атомного ядра, прочностью кристаллической решётки твёрдого материального объекта, законами магнетизма и взаимного притяжения различных масс. Покой в химической форме движения материи выражается устойчивостью химических связей и закономерностями химических реакций. Покой в биологической форме движения материи обеспечивается жизнеспособностью отдельных форм жизни. Покой в социальной форме движения материи определяется жизнью со знанием и смыслом, соответствием производственных отношений и производительных сил.

Великий российский учёный-нейрофизиолог И.П. Павлов теоретически обосновал и успешно реализовал в своей жизни принцип долголетия, основанный на активном отдыхе. Самый эффективный отдых, то есть покой, он видел в смене рода деятельности. Это означает, что для полноценного отдыха нужен такой покой, который является наиболее удачной формой движения, в том числе и двигательной активности. Никогда не устаёт тот человек, который благодаря правильно организованной деятельности постоянно отдыхает в процессе своего труда. В современном обществе повсеместно наблюдается дисгармония между физическим и умственным трудом. Физической активности для людей умственного труда катастрофически недостаточно.

Усталость современного человека, чаще всего, нервно-психическая. Это истощение энергетического потенциала нервной ткани головного мозга. Нужно экономно расходовать психо-эмоциональную энергию мозга и быстрее восстанавливать её, используя физическую активность. Необходимо вырабатывать способность к активной защите от стрессов, к разрешению внутриличностных конфликтов, к избавлению от когнитивного диссонанса. В этом и состоит движение к покою, то есть, собственно сам покой.

Для того и существует правильное мышление, дисциплинирующее сознание, которое обеспечивается развитой способностью к чётким оценкам и суждениям. Правильные мысли – это тоже движение, снимающее нервно-психическое напряжение. Правильные мысли (движение) порождают и аккумулируют положительные эмоции, сохраняют душевный покой и психо-эмоциональное равновесие. Таким образом, мы знаем, что в социальном бытии душевный покой возможен, он есть, но является результатом и формой движения хорошо организованной психики.

Революция как процесс развития общества содержит в себе движение изменения. Движение изменения – движение, имеющее два направления: прогрессивное, которое способствует развитию, и регрессивное, которое противоположно развитию. Так было, есть, и будет всегда. Всякое революционное движение всегда сопровождается контрреволюционной реакцией. Однако из этого знания вовсе не вытекает фатальная безысходность непреодолимой дисгармонии и трагичности общественной жизни. Социальная материя – это живая материя со знанием и смыслом. Знание и смысл дают значительное преимущество социальному бытию в условиях, продиктованных естественным отбором – всеобщим законом биологической материи.

Движение и покой в диалектической психологии – отражённые моменты социального бытия. Каждый разумный человек стремится к познанию окружающего мира, его устойчивых связей и всеобщих законов, чтобы иметь возможность просчитать варианты движения своей жизни, которые позволяют сделать свободный выбор со знанием дела. Такое сознательное поведение обеспечивает правильный свободный выбор и веру в свои силы – уверенность в себе. Знание порождает душевный покой – психо-эмоциональное равновесие.

Всем известно, что эмоция – это элементарная оценочная реакция, которая сопровождает не только ориентировочный рефлекс, но и всякий другой психический процесс, в первую очередь, мышление. Правильное мышление порождает правильные эмоции, снимает избыточное, энергетически затратное, психо-эмоциональное напряжение. Вот так и формируется психическая устойчивость (психический хребет) – душевный покой. Культура нравственных чувств, культура эмоций зависит от развитой способности к чётким оценкам и суждениям. Убеждения человека, которые составляют индивидуальную мировоззренческую концепцию личности, будучи её устойчивым моментом (покоем) проявляются в индивидуальном бытии твёрдым характером.

Таким образом, если мы говорим об абсолютном движении, то вынуждены признать и абсолютный покой (и наоборот). В таком случае оба понятия становятся относительными, более того, являются моментами, которые соотносятся друг с другом как форма и содержание. При этом безразлично, что из них форма, а что содержание. Покой есть форма движения, а движение – форма покоя. Движение – атрибут материи, её неотъемлемое свойство, что является законом, содержащим в себе покой. Материя в движении вечна во времени и бесконечна в пространстве, и это тоже закон (покой). Материя в движении всегда находится в покое, поскольку, развиваясь, всегда остаётся материей в движении, то есть материя, изменяясь в развитии, никогда не изменяется (находится в покое).

В бытие люди часто не замечают покой (неизменное), обращая своё внимание исключительно на движение изменения. Если мы видим только движение и не замечаем покоя, то это не значит, что покоя нет вовсе. Каждый человек, к сожалению, чаще всего видит только то, что он может и желает увидеть. Так происходит потому, что человек существует в ограниченном бытии, где в глаза бросается движение и развитие. Для того, что вечно, бесконечно и не имеет границ, не имеет значения ни пространство, ни время, ни движение, ни развитие. Это означает, что материя, которая в движении, находится в вечном покое. Однако же, мы, не обнаруживая развитие в бесконечной материи, не должны думать, что движения и нет вовсе.

Всякое конечное движение есть момент движения бесконечного, в котором, поэтому, есть движение, изменение, развитие и, в то же время, нет. Дело в том, что два противоположных движения – возникновение и прехождение – движения равноправные, что исключает изменение и развитие. Однако в процессе развития конечного бытия равноправие равноправных тенденций всё время нарушается. В диалектической логике всякое тождество (равенство и равноправие) существует как тождество различия.

На каком-то отрезке движения бытия может преобладать движение возникновения, которое обеспечивает преимущество для бытия. Это преимущество, к сожалению, так же конечно, как и само конкретное бытие. Но, в общем и целом, в бесконечном мире, равноправие двух противоположных тенденций сохраняется. Всё в этом мире преходяще: исчезает и разрушается. Всё в нём с беспредельным упорством возникает вновь и вновь.

В итоге, абстрактное движение имеет внутреннее противоречие, что обеспечивает внутреннее самодвижение материального мира (его развитие), движение есть и его нет одновременно, и, даже, самого времени нет. Причиной всякого движения развития является внутреннее противоречие двух моментов самого простого движения - движения и покоя. Оно является всеобщим противоречием, порождающим внутреннее самодвижение содержания и развитие материального мира.

Движение есть необъемлемое свойство материи, которое наз-ся атрибутом. Когда говорим о движении, то имеем в виду слабое измерение, или измерение вообще.

Материя не существует без движения, т.к.

1) логическое доказательство, связанное с определением материи, т.к. материя действует на сознание через ощущение, т.е. энергия внешнего раздражения переходит в факт сознания.

2) Развитие конкретных наук.

Свойства движения:

1) материальность, т.е. всегда есть носитель движения.

2) Объективность: движение материально => объективно материи.

3) Универсальность: движение неотделимо от материи, кроме материи ничего нет => все движется.

4) Противоречивость: движение значит быть и не быть одновременно.

Соотношение покоя и движения – две противоположности, неотделимые друг от друга. Движение – единство изменчивости и устойчивости. Устойчивость ощущается за счет изменчивости и чем активнее идет процесс, тем он устойчивей.(Горение огня)

Философы выделяют основные формы движения материи(ОФДМ)

Принципы выделения (ОФДМ)

1) ОФДМ характеризуется специфическими для нее объектами , качественно своеобразными. (элементарные частицы, звезды и т.д.)

2) Между объектами существуют специфические отношение, выражается в специфических законах.

3) Самоопределяемость самодетерминация - совокупность объектов сама себя опрделяет. Объект определяется условиями существования, а не сам по себе.

Выделяется ряд форм движения материи на базе этих принципов? Но надо установить связи, т.е. систему движения материи.

Принципы системы движения материи:

1) Принцип историзма: последовательность форм движения материи должна демонстрировать историю развития вселенной.

2) Генетического основания: каждая последующая форма порождается предыдущей.

3) Актуального основания: каждая последующая, более высокая, форма содержит в себе все предыдущие, а они условие существования существующей.

4) Усложнения: каждая последующая форма сложнее предыдущей.

5) Обратного действия: низкая форма в рамках высшей становиться более богатой, чем тогда, когда была самостоятельной.(хим. соединения).

Современное представление о движении материи с точки зрения историзма.

СЕГОДНЯ: ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА.

Материальное единство мира.

1) Монистический идеалистический и материальный: ничего нет кроме движения материи. Идеалистический: ничего нет кроме духа.

Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение.

Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний.

Всякое изменение вообще - есть движение.

Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем.

Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.

Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи.

Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.

Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.

Время— это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.

Концептуальное пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции.

Если предположить, что все вещи исчезнут, то останется пространство и время. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона (концепция классической механики), который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.

Существование любого материального объекта возникает только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные в самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в форме обозначены понятием движения.

Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось предложение, что это многообразие есть результат активности материи. Большинство мыслителей идеалистического направления объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например, механическое движение (самое простое), обусловлено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых взаимодействий в микромире.

Что же такое движение вообще? Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.

Движение – это изменение вообще.

Оно характеризуется тем, что

– неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить материю без движения, как и движение без материи;

– движение объективно, изменения в материю может внести лишь практика;

– движение – есть противоречивое единство устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности,

– движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это тоже движение, но такое при котором не нарушатся качественная специфика предмета (особое состояние движения);

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно разделить на количественные и качественные изменения.

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии в пространстве.

Качественные изменения всегда связаны с качественной перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное. Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих качественных состояниях, причем превращения не выходят за рамки существующего вида материи (развитие звезд ). При популяционном развитии осуществляется переход от качественных состояний, характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию следующего (переход от неживой природы к живой). Истоком популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной дисциплиной – синергетикой (Г.Хакен, И. Пригожин, И. Стенгерс).

Перечисленные формы движения материи и их связь с видами материи и их развитием схватывается в следующих принципах:

Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма движения;

Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших;

Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Многообразие видов движения получает единство через такие всеобщие формы, как пространство и время.

Существуют качественно разнообразные формы движения материи. Идея о формах движения материи и их взаимосвязей выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм;

высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Энгельс выделил 5 форм движения материи и предложил следующую классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и обнаружила новые формы движения.

Эта классификация к настоящему времени устарела. В частности, сейчас неправомерно физическое движение сводить только к тепловому. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

– электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц;

– гравитационную форму движения;

– сильное (ядерное) взаимодействие;

– слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

– химическую форму движения (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов);

– геологическую форму движения материи (связанную с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.):

– биологическую форму движения (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне, наследственность и т. д.;

– социальную форму движения (процессы, происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет постоянно вносить свои коррективы и в эту классификацию форм движения материи. Однако, представляется, что в обозримом будущем она будет осуществляться исходя из принципов, сформулированных Ф. Энгельсом.


В начале ХХ в. открытие радиоактивности, и изменяемости пространственно-временных свойств тел в зависимости от скорости их движения привело к глубокому мировоззренческому и методологическому кризису в естествознании.

Доказательства Зенона, некоторое время считавшиеся бесспорными, по сути дела сводятся к двум пунктам: логически невозможно мыслить множественность вещей; допущение движения приводит к противоречию. Однако уже Аристотель подверг критике те положения философии элеатов, которые привели к выводу о немыслимости движения. Во-первых, говорит Аристотель, Зенон смешивает актуальную и потенциальную бесконечность. Во-вторых, даже если пространство и время бесконечно делимы, это не означает, что они существуют раздельно друг от друга.

Проблема изменчивости мира и следствия этой изменчивости – многообразия, которая для античных философов решалась простым утверждением о наличии в космосе противоположных начал и взаимодействии стихий, вышла на первый план в философии Возрождения. В это время появилась концепция всеобщей одушевленности материи – панпсихизм. Близким по смыслу стало объяснение активности материи через наделение ее жизнью – гилозоизм. И в панпсихизме, и в гилозоизме предполагалось, что причина изменчивости мира – духовное начало, которое растворено в материи, это начало – жизнь или душа.

Развернутая концепция движения представлена в философии диалектического материализма. Диалектические материалисты, сведя все бытие к материи и отказавшись от отождествления ее с любыми конкретными проявлениями, предложили свой ответ на вопрос об источнике движения. Диалектический материализм утверждает, что источник активности материи находится в ней самой, причиной самодвижения материи признается взаимодействие противоположных начал. Именно внутренняя противоречивость материи определяет ее способность к саморазвитию. Материя – это постоянно меняющаяся целостность, неуничтожимая количественно и качественно. Одна форма движения переходит в другую, формируя новые вариации одного и того же материального мира. Движение – один из атрибутов материи, способ ее существования. В мире нет материи без движения и движения без материи. Движение понимается как любое возможное изменение, существующее в бесконечно многообразных формах. Таким образом, в диалектическом материализме подчеркивается всеобщий характер движения и избегается ошибка редукции движения к какому-то одному его конкретному виду. Покой рассматривается как относительно устойчивое состояние материи, одна из сторон движения.

Для уточнения вопроса об изменении в диалектическом материализме строится концепция типов изменчивости. Выделяются количественные и качественные изменения. Количественные изменения связаны с переносом материи или энергии, однако не предполагают изменения структуры объектов, при количественных изменениях качество объекта остается неизменным для внешнего наблюдателя. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта.

Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие, в свою очередь, может быть одноуровневым, прогрессивным или регрессивным. Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организации объекта или системы, переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему. Регресс – развитие, сопровождающиеся понижением уровня организации объекта или системы, переход более совершенного к менее совершенному, от высшего к низшему.

В диалектическом материализме говорится также о различных формах движения материи. Ф. Энгельс выделяет пять таких форм движения: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Все формы движения связаны и при определенных условиях трансформируются друг в друга. Каждая из форм движения связана с определенным материальным носителем: механическая – с макротелами, физическая – с атомами, химическая – с молекулами, биологическая – с белками, социальная – с человеческими индивидами и социальными общностями.

Развитие естествознания существенно скорректировало предложенную Ф. Энгельсом концепцию форм движения материи. Советский философ Б. Кедров исключил из классификации механическую форму движения на том основании, что механическое движение не является самостоятельной формой, а есть результат взаимодействия нескольких структурных уровней организации материи. Кроме того, механическое движение, которое Ф. Энгельс считал самым простым, оказалось на деле не менее сложным, чем другие. В концепции Б. Кедрова физическая форма движения распалась на субатомарную и супратомную, соответствующие микро- и макроуровням физических процессов. Биологическая форма движения, в свою очередь, также преобразовалась в сложную иерархию, состоящую из нескольких уровней: доклеточного, клеточного, многоклеточных организмов, популяций, биоценозов. Изменилось также представление о материальных носителях разных форм движения.

Таким образом, несмотря на различные философские позиции по вопросу о движении, принцип, согласно которому движение признается неотъемлемым свойством, атрибутом материи, позволяет конкретизировать принцип единства мира и объяснить многообразие чувственных вещей как изменчивых форм существования единой материи.

Пространство и время как атрибуты материи. Уже древние мудрецы объединили вопросы о бытии, движении, пространстве и времени. Апории Зенона касаются не только проблемы движения, но и выражают определенные представления о пространстве и времени.

Философские категории пространства и времени являются абстракциями высокого уровня и характеризуют особенности структурной организации материи. Пространство и время – формы бытия, по словам Л. Фейербаха, коренные условия бытия, не существующие независимо от него. Верно и другое, материя невозможна вне пространства и времени.

В истории философии можно выделить два способа интерпретации проблемы пространства и времени. Первый – субъективистский, рассматривает пространство и время как внутренние способности человека. Сторонники второго – объективистского подхода считают пространство и время объективными формами бытия, независящими от сознания человека. Наиболее ранней версией субъективистской концепции времени были идеи философа V века Августина Аврелия. Августин считал, что время – это человеческий способ обозначения изменения, и поэтому в объективном смысле не существует.

Самая известная субъективистская концепция пространства и времени принадлежит И. Канту. Пространство и время, по мысли И. Канта, это априорные формы чувственности, с помощью которых познающий субъект упорядочивает хаос чувственных впечатлений. Познающий субъект не может воспринимать мир вне пространства и вне времени. Пространство – это априорная форма внешнего чувства, позволяющая систематизировать
внешние ощущения. Время – это априорная форма внутреннего чувства, систематизирующая внутренние ощущения. Пространство и время – это формы чувственной познавательной способности субъекта и независимо от субъекта не существуют.

Еще один пример субъективистского подхода – концепция длительности А. Бергсона. А. Бергсон принципиально различал время и длительность. Длительность, по его мнению, составляет подлинную сущность жизни. Переживая длительность, человек приобщается к жизни, участвует в ней, постигает ее. Время – лишь опространствленная длительность, умерщвленная длительность, которая к сущности жизни не имеет никакого отношения и есть всего лишь удобный способ рассудочного измерения ограниченного числа процессов физического мира.

Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. В истории философии сложились две концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

В окончательном виде субстанциональная концепция сформировалась в Новое время. Ее основой стали онтологические представления философов XVII века и механика И. Ньютона. Пространство в механике Ньютона – это пустое вместилище для вещества – материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время – совокупность равномерных моментов, следующих одно за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции пространство и время рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, независящие друг от друга, а также от характера протекающих в них материальных процессов.

Субстанциональная концепция пространства и времени адекватно вписывалась в механистическую картину мира, предлагаемую классической рационалистической философией, и соответствовала уровню развития науки XVII века. Но уже в эпоху Нового времени появляются первые идеи, которые совершенно иначе характеризуют пространство и время. Так, Г. Лейбниц считал, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и независимо от них не существуют. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время – порядок сменяющих друг друга событий. Несколько позже Г. Гегель указывал на то, что движущаяся материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики. Гегель в частности утверждал, что мы не можем обнаружить никакого пространства, которое было бы самостоятельным пространством, любое пространство – это всегда наполненное пространство. Метафизическая по своей сути субстанциальная концепция фактически разрывала связь движущейся материи, пространства и времени. Однако являлась ведущей как в философии, так и в естествознании до ХIХ века. Первые идеи о пространстве, которые можно характеризовать как реляционные (от лат. relativus – относительный), связаны с именем Аристотеля, который критиковал Демокрита за утверждение, что существуют только атомы и пустота. Аристотель отрицал существование пустоты. Пространство, по его мнению, есть система естественных мест, занимаемых материальными объектами.

В законченном виде реляционная концепция пространства и времени сложилась после создания общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна и неевклидовой геометрии Н. Лобачевского.

Реляционная концепция пространства и времени. Реляционная концепция пространства и времени была сформулирована Аристотелем, который отрицал существование пустоты как таковой. Взгляды Аристотеля развили Декарт и Лейбниц. Они утверждали, что не существует ни однородной пустоты, ни чистой длительности. Пространство они понимали как порядок взаиморасположения материальных объектов, а время – как порядок последовательности сменяющих друг друга событий. Эти процессы обусловлены силами притяжения и отталкивания, внутренними и внешними взаимодействиями, движением и изменением.

Специальная теория относительности распространяет принципы относительности на законы электродинамики. В результате свойства пространства и времени, которые прежде считались абсолютными, оказываются относительными: длина, временной интервал между явлениями, понятие одновременности ставятся в зависимость от характера материальных процессов. Как говорил Эйнштейн, вместе с вещами исчезает пространство и время.

Общая теория относительности в свою очередь, распространила результаты специальной теории на неинерциальные системы отсчета, что привело к установлению зависимости между метрическими свойствами пространства и времени и гравитационными взаимодействиями. Одним из выводов общей теории относительности стало утверждение, что вблизи тяжелых объектов свойства пространства и времени отклоняются от предполагаемых геометрией Евклида. Например, было установлено, что процессы на Солнце протекают медленнее, чем на Земле из-за более высокого гравитационного потенциала на его поверхности. Наблюдалось также отклонение луча света вблизи поверхности Солнца, что свидетельствовало об изменении свойств пространства. Иначе говоря, в зависимости от гравитационных масс время может замедляться или, напротив, ускоряться, а пространство искривляться. Кривизна пространства измеряется отклонением от классических правил геометрии Евклида. Так, например, в евклидовой геометрии предполагается, что сумма углов треугольника составляет 180 градусов. Сумма же углов треугольника, изображенного на поверхности сферы, больше 180 градусов, а на седловидной поверхности – меньше 180. Поверхность сферы в неевклидовой геометрии называется поверхностью положительной кривизны, а поверхность седла – отрицательной.

Время – есть самостоятельная субстанция, и отказываться от субстанциональной концепция пространства и времени пока еще не следует, наряду с релятивистской она является справедливой. Время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и движением; единство прерывного и непрерывного в их структуре; зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах, количественная и качественная бесконечность.

Выводы общей и специальной теории относительности и неевклидовой геометрии полностью дискредитировали понятия абсолютного пространства и абсолютного времени. Оказалось, что признанные классическими субстанциональные представления о пространстве и времени не окончательны и не универсальны. В рамках реляционной парадигмы пространство и время рассматриваются как системы отношений между взаимодействующими объектами. Пространство и время связаны друг с другом, составляют единый пространственно – временной континуум (непрерывная совокупность). Кроме того, их свойства напрямую зависят от характера протекающих в них материальных процессов.

Характеристики пространства и времени. Пространству и времени приписываются определенные физические характеристики. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности. Пространство и время объективны, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения формам материи на любом уровне ее существования. Помимо этого, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик.

Пространству приписываются свойства протяженности, изотропности (поворот, направление), однородности, трехмерности. Протяженность предполагает наличие у каждого материального объекта определенного
местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направлений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность описывает тот факт, что положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин.

Что касается многомерного пространства, то пока понятие многомерности существует только как математическое, а не физическое. Современная физика ведет поиски основания трехмерности пространства в структуре некоторых фундаментальных процессов, например, в строении электромагнитной волны и фундаментальных частиц. Однако не отрицается, что если из абстрактной гипотезы многомерного пространства удастся получить конкретные выводы, проверяемые в нашем воспринимаемом четырехмерном пространственно-временном континууме, то эти данные могут быть косвенным свидетельством существования многомерного пространства.

Физическому времени приписываются свойства длительности, одномерности, необратимости и однородности. Длительность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается единственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, т.е. его однонаправленность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необратимостью некоторых фундаментальных процессов и характером законов в квантовой механике. Кроме того, существует причинная концепция обоснования необратимости времени, согласно которой если бы время было обратимо, то причинная связь оказалась бы невозможной.

Важно различать календарно-астрономическое и социально-историческое время. Первое однообразно, линейно, необратимо – вперед и только вперед. Второе характеризуется многообразием, лучистостью, веерностью, в нем много самых разных ниш, позиций, траекторий, режимов и темпов продвижения вперед. Время древних веков двигалось медленно, а современные десятилетия пролетают стремительно. Люди на самом деле живут в разных временах: кто-то в прошлом, кто-то в настоящем, а кто-то уже и в будущем. И не только люди, но и общества (народы, нации, цивилизации).

Общие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; их абсолютность как атpибутов матеpии; неpазpывная связь дpуг с дpугом и движением; единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе; зависимость от пpоцессов pазвития и стpуктуpных изменений в матеpиальных системах; количественная и качественная бесконечность.

К всеобщим свойствам времени относятся: объективность, неpазpывная связь с атрибутами матеpии (пpостpанством, движением и дp.), длительность (выpажающая последовательность существования и смены состояний тел) обpазовывается из возникающих друг за дpугом моментов вpемени, котоpые составляют весь пеpиод существования тела от его возникновения и до пеpехода в дpугие фоpмы.

Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому вpемя существования этого тела конечно и пpеpывно. Но пpи этом матеpия не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет фоpмы своего бытия. Отсутствие pазpывов между моментами и интеpвалами вpемени хаpактеpизует непpеpывность вpемени. Вpемя одномеpно, ассиметpично, необpатимо и напpавлено всегда от пpошлого к будущему.

Специфические свойства вpемени: конкpетные пеpиоды существования тел (они возникновенны до пеpехода в иные фоpмы); одновpеменность событий (они всегда относительны); pитм пpоцессов, скоpость изменения состояний, темп pазвития пpоцессов и дp.

Читайте также: