В чем заключается проблема моногородов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Моногорода, или города одной компании

Концепция развития моногородов, как правило, всегда связывается с актуальными вопросами экономической политики страны, чаще всего это вопрос структурной перестройки экономики, проведения новой промышленной, структурно-инвестиционной политики. Что касается России, то особенно сильно тема моногородов стала звучать в федеральной политике после острой фазы мирового кризиса 2008—2009 гг.

Немецкий Рур

Для российской политики в этом примере важно понимание стадиальности структурной политики — целенаправленно задаваемого процесса структурных изменений в городской экономике. Немецкие города проходили стадию искусственного вживления в отраслевую структуру изначально чуждых углепромышленным регионам отраслей промышленности (автомобильной, электронной, электротехнической). Это не внесло качественных изменений. Данные отрасли так и не стали импульсами роста.

Затем города переходили к обсуждению развития перспектив технологического развития конкретных территорий, улучшению их экологической ситуации. На следующем этапе пришло понимание, что не федеральные меры поддержки, а анализ сильных и слабых сторон внутри самого Рурского района должен стать центральным инструментом для развития и выявления конкурентных преимуществ. С этой целью организовывались региональные конференции для обмена информацией об эволюционном потенциале конкретных территорий. С начала 2000-х годов фокус структурной политики сместился на создание общерегиональных экономических полей компетенций — так в Германии называли прообразы будущих кластеров.

Здесь центральным стало представление о том, что экономика города получает синергетический эффект от сетей развития малого и среднего предпринимательства, конкурентоспособных на межрегиональных, национальных и мировых экспортных рынках.

Нынешняя фаза преобразований связана с радикальным изменением хозяйственных процессов вследствие четвертой промышленной (цифровой) революции. Уже сейчас в городах Рурской области открываются центры цифровой экономики. Цифровизация вызывает изменения в сфере образования, коммуникаций, свободного времяпрепровождения.

Пример Рура показывает, что моногорода могут быть успешными, радикально меняя свою специализацию или адаптируя ее к потребностям рынка. Залог этого успеха — не физические объемы привлеченных инвестиций, а внутренняя энергия места, оптимальное взаимодействие бизнеса, науки и органов власти. А для самих городов предпосылка успеха — благоприятный инвестиционный климат, дружественная предпринимательская среда и видение собственных перспектив горожан в данном месте.

Судьба советских моногородов

История России знала организацию похожих городов начиная с XVIII века, эпохи петровских преобразований. Организация новых производств — суконных мануфактур и железоделательных заводов — требовала значительного числа трудовых ресурсов в районах нового освоения (Тула, Урал, Подмосковье). Часть заводов-поселков так и осталась монопрофильными городами (Ирбит, Аша). Затем в конце XIX века стали создаваться моногорода на базе легкой и угольной промышленности (Шуя, Орехово-Зуево, Павлов Посад). Параллельно появились шахтерские города-поселки в Кемеровской и Ростовской областях.

В начале 1930-х годов с развитием территориально-промышленных комплексов монопрофильные города возникали как их часть (Магнитогорск, Новокузнецк). Часть монопрофильных городов периода индустриализации была построена силами заключенных ГУЛАГа, в том числе Воркута, Норильск. В 1940-х гг. значительное число моногородов возникло в период Великой Отечественной войны.

Реализация оборонной и атомной политики привела к созданию закрытых городов с ограничением въезда и выезда граждан, организации спецснабжения и выделению их в самостоятельные административные образования (Ленинск (Байконур), Арзамас-39, Снежинск, Полярный, Курчатов, Серов).

Диапазон численности населения монопрофильных городов мог колебаться от 5-6 тысяч человек до городов с более чем полумиллионным населением (Тольятти).

Социальная сфера, здравоохранение и образование составляли основу обеспечивающей инфраструктуры для градообразующего предприятия. При примате промышленного производства было четкое понимание: для устойчивого воспроизводственного цикла промышленности нужны условия и для воспроизводства среды и человеческого капитала в городе. Поэтому в монопрофильных муниципальных образованиях от градообразующих предприятий шло постоянное финансирование социальной сферы. Что касается влияния на власть — в определенной степени это был дуумвират директора завода и официального руководителя города.

Перестройка и перспектива деградации моногородов

После 1991 года и отказа от распределения молодых специалистов по окончании вузов и субсидирования многих тарифов система моногородов России стала трансформироваться, экономически сжиматься, рвались наработанные производственно-экономические связи. Население стало сосредотачиваться в крупных городах.

Среди моногородов были поселения с давней историей, обладающие исторической и культурной ценностью. Перспектива деградации таких моногородов, особенно в период радикальных экономических преобразований, становилась неприемлема, так как к социальным последствиям в их случае добавлялись культурные потери.

Сама модель моногорода как таковая не является изначально ущербной. То резкое обрушение уровня производственного потенциала, снижение уровня качества жизни в России было вызвано в 1990-х годах во многом рукотворными причинами.

Вместо возможных десятилетий целенаправленной структурной политики по трансформации экономик городов была сделана принципиально другая ставка: чтобы эта сложившаяся история, накопленный задел не имел значения в расчете, что с нуля удастся построить принципиально новую модель экономики таких городов.

По сжимающейся спирали негативными самоусиливающими факторами стали относительно низкий уровень социальной дифференциации видов трудовой деятельности, более низкий уровень социокультурной мобильности, креативности сознания и вариативности социального поведения; низкая интенсивность пространственной мобильности, низкая инновационная активность местного населения, обусловленная отсутствием условий для реализации.

Концепции поддержки и развития моногородов в России

На наш взгляд, большие перспективы имеет развитие на нашей российской почве концепции новой современной промышленной политики, развиваемой в работах американского экономиста Дэни Родрика.

Ее суть состоит в том, что передача денег моногородам не создает эквивалентный эффект. Эффективнее ориентация на ускорение инновационных процессов, ориентация на процесс обнаружения новых возможностей и гибких специализаций в городе как сердцевины механизма возрастания производительности труда. Новая промышленная политика в существенно большей степени, чем прежняя, становится укорененной в местную почву, использует неявное знание местных условий и местные компетенции.

Другая экономическая концепция — местной производственной системы — заключается в том, чтобы разработать сбалансиро­ванную политику приоритетов поддерж­ки поиска включения малых предпри­ятий в отношения с градообразующим предприятием. Это можно представить в двухфазной работе: в краткосрочном периоде — обеспечение занятости, создание современных рабочих мест, общественные работы; в среднесрочной перспективе — снижение роли градообразующего предприятия.

В реальной экономической политике ситуация сложнее

Несмотря на множество концепций, развиваемых отечественными учеными, доступ к лучшему зарубежному опыту, внимание федерального центра к нынешним 321 моногородам и более 13,5 млн человек (9,2% всего населения страны), проблема моногородов, к сожалению, до сих пор не становится предметом системной государственной структурно-инвестиционной политики.

После проверок Счетной палаты и многих экспертных обсуждений Программа развития моногородов досрочно прекратила свое действие, официально — из-за необходимости согласования с механизмами национальных проектов. Вместо нее с середины 2019 года в рамках плана реализации Стратегии пространственного развития обсуждается принятие новой профильной программы с корректировкой мер политики.

Отметим, что в настоящее время отсутствует публичный постоянный мониторинг работы уже запущенных проектов ТОСЭР с целью дальнейшей поддержки успешных и возможного отсева неуспешных. На наш взгляд, можно было сформировать практику подготовки подобных отчетов Минэкономразвития России, как уже делается для оценки эффективности использования средств в проекты, поддержанные Инвестиционным фондом РФ.

Очень важно подчеркнуть, что на разных этапах развития эффект от ТОСЭР в моногородах имеет смысл оценивать по-разному. В начале производственной фазы важно количество резидентов, начатых инвестиционных проектов и динамика занятости. Затем, по мере развертывания проекта, ключевыми показателями могут стать накопленный объем инвестиций, увеличение доходов городского бюджета.

Трудности с определением моногородов

Официальное определение монопрофильности включает в себя определенные критерии количественной оценки зависимости города от градообразующего предприятия. В последние два десятилетия в России разными ведомствами применялись разные количественные параметры для определения градообразующего предприятия. Это были и не менее 50% численности населения соответствующего населенного пункта, связанного с градообразующим предприятием; не менее 25% от численности работающего населения соответствующего населенного пункта; 50% объема промышленного производства в городе должно производиться на этом предприятии; не менее 30% доли налоговых поступлений в бюджет от этого предприятия, не менее 3 тыс. жителей.

С учетом этих показателей списки моногородов отличались (например, у Минэкономразвития и Минрегионразвития до 2014 года). Общепринятой методики и строгих экономических критериев отнесения к моногородам нет и за рубежом.

Целесообразнее было бы четко обозначить, что пересмотр перечня моногородов будет, например, в 2024 году после подведения итогов реализации в том числе и национальных проектов. А на 2020—2023 годы лучше бы предусмотреть переходный период, когда должна быть создана система мониторинга социально-экономического положения моногородов с утвержденными объективными параметрами, проведен глубокий анализ реальной экономики, обновлены инвестиционные паспорта моногородов, обозначены варианты стимулирующей поддержки за горизонтом 2024 года. И исходя из этих факторов, нужно будет принимать решение по каждому городу.

Саму задачу изменения критериев для определения моногородов следует переинтерпретировать в поиск многокритериального оптимального согласования интересов вокруг реализации стратегических приоритетов, задач, проектов города.

Поэтому принципиально важно сохранить разнообразие типов моногородов, преференциальных режимов наряду с классической разработкой государственной программы. Устоявшиеся и новые критерии экономического развития могут и должны работать вместе, а не противопоставляться одни другим.

Как дела у моногородов в Татарстане

В Татарстане семь моногородов: Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Чистополь, Нижнекамск и Камские Поляны. Для экономики региона это важный ресурс. В них проживает более миллиона жителей — это примерно четверть экономически активного населения республики. Для татарстанских моногородов большой потенциал составляет развитие туризма. Практически каждый город является хранителем богатейшего культурно-исторического наследия.

Зеленодольск и Набережные Челны относятся к моногородам с наиболее сложным социально-экономическим положением. Наиболее стабильно развивается Нижнекамск. Для Елабуги, Менделеевска, Камских Полян и Чистополя решающим фактором развития является постоянная работа с инвесторами, институтами развития, так как в этих городах пока недостаточно собственной динамики развития, есть риски ухудшения социально-экономической ситуации.

При этом важно не только создавать транспортную инфраструктуру, но и понимать, что по ней возить — то есть нужно, чтобы территория еще генерировала поток продукции, а не просто увеличила транспортную обеспеченность.

Справка

Александр Котов — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института отраслевых рынков и инфраструктуры РАНХиГС, доцент факультета географии и геоинформационных технологий НИУ ВШЭ. В 2012—2019 гг. — сотрудник Совета по изучению производительных сил ВАВТ Минэкономразвития России. Стипендиат Федерального канцлера ФРГ (2015—2016 гг., стипендия фонда Александра фон Гумбольдта). Сфера профессиональных интересов: перспективное отраслевое, технологическое и пространственное планирование, моделирование региональной экономики, проблемы регионального экономического развития России, Германии, Арктики. Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД). Член Новой экономической ассоциации (НЭА).

Как бизнесу, власти и обществу прийти к балансу интересов для их развития


Фото: Илья Смирнов, Коммерсантъ

Каждый девятый россиянин — всего около 15,6 млн человек — живет в моногороде. Таких городов в стране насчитывается 319. Минимум четверть их населения работает на градообразующем предприятии. Больше всего моногородов в Кемеровской области — 19, следом идут Свердловская (15), Челябинская и Нижегородская области (по 12).

Самые проблемные моногорода получат поддержку центра

Самые проблемные моногорода получат поддержку центра

В независимом рейтинге устойчивости российских городов, выпущенном в январе 2017 года агентством SGM, моногорода предсказуемо оказались в самом конце списка. В двадцатку городов—аутсайдеров по экономическим, социальным и экологическим показателям вошли в основном моногорода Урала и Западной Сибири (Прокопьевск, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Первоуральск, Нижний Тагил и др.). При этом состояние окружающей среды учитывалось авторами рейтинга в меньшей степени — основными проблемами они считают отток населения и плохую экономическую ситуацию.

Моногорода, где градообразующие предприятия принадлежат крупным компаниям, оказались в значительно лучшем положении и в середине списка. У успешных компаний есть возможность и обеспечивать сотрудникам конкурентные условия оплаты труда, и развивать социальную и городскую инфраструктуру.

Три кита моногородов

Сейчас жизнеспособность моногородов зависит от сложной системы взаимодействия трех сил: города (в лице его жителей и муниципальной власти), частного капитала и государства, представленного чиновниками федерального и регионального уровней.

Как улучшение жизни в моногородах пообещали оформить в нацпроект

Как улучшение жизни в моногородах пообещали оформить в нацпроект

Задача долгосрочного устойчивого развития моногородов требует, чтобы интересы всех трех сторон были сбалансированы. Это возможно за счет повышения социальной ответственности бизнеса, развития местного самоуправления и городской идентичности, активного влияния местных сообщества на деятельность муниципальных властей, полагают господа Ишимов и Капицын.

Частные практики

Социальная ответственность градообразующих предприятий может строиться на основе двух моделей — организованных равновесных систем и диффузных систем. Первая модель предполагает: сильное предприятие преобладает над остальными акторами городской жизни. При этом сама структура и иерархия у предприятия довольно жесткая, поэтому внедрение новых моделей происходит за счет централизованных программ развития. Равновесная модель стремится сохранить себя, в том числе пытаясь избежать внешнего влияния на корпорацию со стороны горожан или властей.

Модель диффузных систем характерна для предприятий, которые работают во многих регионах и более открыты к взаимодействию с внешним миром. При этом процесс управления внутри самой компании является более творческим и чутким к влиянию среды. По мнению господина Капицына, оптимальный эффект достигается за счет сочетания элементов обеих моделей, однако в условиях глобализации открытая модель может оказаться более конкурентной.

Как субсидии моногородам расписали по-новому

Как субсидии моногородам расписали по-новому

Деньги на воздух

Пока основные практики развития моногородов, как государственные, так и частные, направлены на социально-культурную сферу и диверсификацию экономики. В то же время загрязнение окружающей среды остается основной проблемой многих из них, особенно ориентированных на металлургию. Магнитогорск, Норильск, Челябинск, Череповец входят в число городов России с самым загрязненным воздухом, по данным Минприроды.

Вопрос загрязнения окружающей среды остро стоит и в городах Западной Сибири, таких как Киселевск или Ленинск-Кузнецкий, где градообразующими предприятиями выступают угледобывающие предприятия и заводы по переработке угля. Загрязнение почвы, воды и воздуха в регионе крайне велико из-за постоянного оседания угольной пыли и слива в реки реагентов с перерабатывающих заводов. Показатели по заболеваемости населения, согласно статистике Роспотребнадзора, по Кузбассу выше, чем в среднем по стране.

По мнению социолога Рамиса Хайдарова, для устойчивого развития моногородов необходимо, чтобы градообразующие предприятия осуществляли на своих объектах производственныи? экологическии? контроль, строго соблюдали природоохранное законодательство и нормативы по выбросам и сбросам, а также обеспечивали рациональное использование природных ресурсов и уменьшали воздеи?ствие на окружающую среду. Для этого система экологического контроля должна быть включена в функции городского управления, а чиновников следует обучать основам экологической грамотности.

Масштабные программы технической модернизации и снижения нагрузки на окружающую среду — шаг во многом вынужденный и единственный способ сохранить конкурентоспособность в будущем. Фактический объем загрязняющих веществ в городах, зафиксированный системами автоматического контроля, может заметно превышать сегодняшние расчетные данные Минприроды, предупреждает научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики ВШЭ Александр Багин. Раскрытие информации о реальном уровне загрязнения может вызвать резкий отток населения из моногородов — и в этом случае обойтись открытием кафе и коворкингов компаниям уже не удастся.


Что такое моногород?

В России к монопоселениям официально отнесены 319 населенных пунктов, разделенных экспертами на 3 категории состоятельности. Так, в 71 моногороде социально-экономическая ситуация признана стабильной, в 148 имеются риски ухудшения социально-экономического положения, а в 100 моногородах положение вовсе признано сложным.

Краткая история моногородов

Первые поселения, которые сегодня можно было бы отнести к моногородам, начали возникать в России в конце XVII - начале XVIII века, при императоре Петре I. Это время появления в стране первых крупных производств, основания заводов по производству железа и формирования вокруг таких производств больших поселков. Тот же принцип действовал и в некоторых других отраслях - например, на суконных мануфактурах.

Следующим периодом развития монопоселений стал XIX век. С развитием массового производства появляются новые отрасли, связанные с обработкой тех или иных ресурсов. Так появились шахтерские поселения в Кемеровской и Ростовской областях. Другие предприятия и населенные пункты вокруг них получили развитие благодаря удобному месторасположению близ крупных городов.

Пик развития моногородов пришелся на период Советского Союза. Возведение крупных предприятий привело к появлению крупных городов вокруг них: Апатиты, Магнитогорск, Северодвинск и множество других поселений были основаны вокруг высокотехнологичных предприятий, работающих преимущественно в рамках одной отрасли – будь то добыча полезных ископаемых, металлургия или судостроение. Несколько моногородов образовалось в СССР во время Великой Отечественной войны – после эвакуации предприятий. Впрочем, многие из них впоследствии стали частью более крупных соседей. Отдельной строкой стоит выделить города, возникшие вокруг объектов энергетики, атомной и космической промышленности, такие как Курчатов, Заречный, Нововоронеж и многие другие.

Основные проблемы моногородов

Главные проблемы моногородов начались после крушения Советского Союза. Череда экономических потрясений привела к закрытию целых предприятий и их отдельных подразделений и массовым сокращениям. Безработица и сейчас является одной из главных проблем таких поселений.

Другая существенная проблема – изношенная инфраструктура. Экономические проблемы градообразующих предприятий существенно отразилась на положении населенных пунктов. Нехватка средств ударила по таким сферам, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство. В проблемных моногродах все эти сферы оказались недофинансированы и пребывают в плачевном состоянии.

Следствием первых двух проблем стал отъезд наиболее состоятельной либо мотивированной части населения в более престижные населенные пункты. Особенно заметен отток молодежи, предпочитающей уезжать в поисках заработка в мегаполисы. Таким образом, в проблемных моногородах отмечается существенное старение населения.

Проблемные моногорода в примерах

Пикалево

Верхний Уфалей

Инта

Работа с моногородами

С июля 2016 года модернизация моногородов является приоритетным национальным проектом, одна из главных задач которого - сделать моногорода комфортными для жизни. Для этого предполагается диверсифицировать экономику моногородов, создать условия для привлечения инвестиций и развития бизнеса, создать новые рабочие места и сделать моногорода комфортными для жизни.

В тоже время Счетная палата РФ в своем докладе о положении дел с развитием моногородов за 2016-2017 годы была куда менее оптимистична. По данным специалистов Счетной палаты, проверка показала, что в обозначенные сроки государство не смогло найти эффективных способов решения проблем моногородов: отток трудоспособного населения по-прежнему продолжается, а утвержденный в 2014 году перечень монопрофильных муниципальных образований уже не актуален.

Так уж сложилось в нашей стране, что в ней существует огромное количество моногородов. Моногорода появились в нашей стране ещё на Руси как крепости для освоения новых территорий. Впоследствии моногорода возникали в результате промышленной революции возле крупных промышленных городов Урала: Челябинск, Златоуст, Екатерин-бург.

Особенно много моногородов в России возникло во время индустриализации 30-х годов XX века.

Моногород - населенный пункт образованный при градообразующем предприятии с целью обеспечения предприятия трудовыми ресурсами. Закон определяет, что моногород - это город или посёлок не менее 20% занятых которого работает на градообразующих предприятиях.

Спад производства определенной продукции, устаревание предприятия вызывает кризисные, а порой катастрофические последствия в этом населенном пункте:

  • Отсутствие мест для трудоустройства - это усугубляется очень низкой профессиональной мобильностью;
  • Соответственно резкое сокращение населения, молодые уезжают в поисках работы, пенсионеры остаются. Проис-ходит старение населения;
  • Проблемы с ЖКХ и системами жизнеописания в этом населенном пункте Одно знаменитое Пикалёво чего стоит.

Острейший экономический кризис 2008 -2009 года вызвал ряд акций протеста и вынудил российское правительство вплотную заняться этой проблемой. К 2010 году был определён список, изначально в него входило 333 города.

Моногорода России делятся на несколько категорий:

  • Города с наиболее сложным социально-экономическим положением:

94 города (2020 год) : Тольятти, Череповец, Краснокаменск, Свободный, Прокопьевск, Киселевск, Гурьевск, Таштагол.

  • Моногорода с риском ухудшения социально - экономического положения :

154 города: 11 городов Кемеровской области, 5 - Челябинской, 6 - Свердловской, 5 -Иркутской, Воркута, Саяногорск.

Начиная с 2010 года выделяются средства на перепрофилирование экономики моногородов. Были достигнуты определенные успехи в городах Кемеровской области: Прокопьевске, Ленинск-Кузнецке, Таштаголе.

Но в основном программы не очень работают, количество городов в зоне риска увеличивается. Наибольшее количество работающих в моногородах - 73% в Кемеровской области из-за её угольной направленности.

Абсолютный чемпион по сокращению населения - Воркута, раньше шахтерское Эльдорадо, а сейчас город - призрак.

Решение этого вопроса я думаю в постепенном перепрофилировании моногородов, но это требует времени, денег, само население должно осознать смену приоритетов. А пока люди уезжают из моногородов, поэтому они стремительно сжимаются и боюсь некоторые из них скоро превратятся в города-призраки.

Моногорода были, есть и будут

Моногорода нельзя считать чисто российским явлением. Они существуют и в других странах, причем есть и опыт их успешного развития. Изначально моногорода создаются как высокоэффективные производственные центры. Однако экономическая выгода при этом неизменно сопровождается и определенными рисками - ведь с течением времени конъюнктура меняется. По мнению Вячеслава Бабурина, профессора кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ им. Ломоносова, государству необходимо страховать эти риски. В противном случае получается, что выгодами при успешной конъюнктуре пользуются все, а риски городам приходится брать на себя.

При этом, по мнению ученого, стремиться к тому, чтобы моногородов не было - бесполезная затея. Они всегда были, есть и будут. Есть множество важных общегосударственных и иных функций, которые они должны выполнять.

Однако стремиться к диверсификации производства в таких городах все же необходимо, считает Вячеслав Бабурин, поскольку у их жителей всегда должна быть свобода выбора.

Проблемы моногородов требуют индивидуального подхода

В России более 300 моногородов - это почти треть от общего числа городов. Главной проблемой моногородов является не только зависимость их бюджета от градообразующего предприятия, но и отсутствие у их жителей свободы при выборе места работы или сферы приложения труда.

Причины монопрофильности городов могут быть совершенно разными, и немаловажную роль при этом играет географический фактор. Так, например, Норильск на сотни километров удален от других центров с другими специализациями - и это служит дополнительным препятствием для его жителей в попытках разнообразить сферы приложения труда. С другой стороны, такие города как, например, Северодвинск и Новодвинск, при всей их монопрофильности, расположены совсем недалеко от областного центра (Архангельска) - и такое местоположение предоставляет возможности для диверсификации производственной деятельности, - поясняет Вячеслав Бабурин. По большому счету, их можно назвать моногородами лишь с натяжкой. И уж совсем не стоит относить к этому разряду многие монопрофильные города в Московской области.

Исходя из этого, и поддержка государства в каждом отдельном случае должна учитывать индивидуальные особенности города. "У каждого моногорода свои особенности и своя судьба, нельзя преобразовывать их по шаблону", считает Вячеслав Бабурин. "Создание федеральной программы по поддержке моногородов было бы большой ошибкой, - соглашается руководитель проектов направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города" Денис Визгалов. - господдержка моногородам необходима, но она должна быть очень избирательной, к каждому городу нужен индивидуальный подход".

Некоторые общие пути решения проблем моногородов

Тем не менее, существуют и некоторые общие пути решения проблем моногородов. Наиболее важные среди них:

*Модернизация традиционных производств - для повышения их конкурентоспособности

*Диверсификация экономики - для уменьшения рисков и предоставления свободы выбора населению

*Развитие малого и среднего бизнеса - для обеспечения занятости и, опять же, предоставления свободы выбора населению

*Улучшение имиджа города и повышения качества жизни - для привлечения творческих кадров и инвестиций.

По мнению руководителя управления внешнеэкономической деятельности и маркетинга территорий мэрии Тольятти Дмитрия Жаринова, моногородам, по мере возможности, стоит использовать уже имеющуюся опытную и квалифицированную рабочую силу - и потому наряду с диверсификацией экономики надо развивать и традиционные отрасли производства.

Создание и поиск внутренних импульсов развития

Наряду с этим все большую значимость приобретает социальный аспект развития моногородов. "Индустриальная эпоха заканчивается. Мы вряд ли сможем диверсифицировать структуру моногородов за счет привлечения все новых предприятий. Нужно думать о других направлениях", - считает Вячеслав Бабурин.

Одним из главных направлений решения проблем моногородов должен стать поиск внутренних импульсов развития, - уверен Денис Визгалов. Для этого необходима постоянная работа с населением, воспитание любви к своему городу и поддержка любых низовых инициатив. Только тогда у людей появится мотив жить дальше в родном городе и стремиться его улучшить.

Кроме того, необходимо отойти от стереотипного восприятия города исключительно с экономической точки зрения - как города-производства, в котором люди живут для того, чтобы ходить на работу. Социальный фактор не должен восприниматься лишь как второстепенная надстройка к экономике, подчеркивает Денис Визгалов.

Имидж как необходимое условие развития

Повышение качества жизни и улучшение имиджа - необходимое условие притока инвестиций. Будущее моногородов зависит от создания креативных индустрий, считает американский урбанист Ричард Флорида. "Не важно, что ты работаешь на "Боинге", важно, что ты живешь в Сиэтле", - таков, по его мнению, современный тренд. Поэтому очень важно создать благоприятный имидж города. "Бренд привлекает творческих профессионалов, которые не только обладают знаниями, но и умением что-то делать. Вслед за ними приходят бизнес и инвестиции", - соглашается с американским исследователем Вячеслав Бабурин.

Политика государства в отношении моногородов

Россия уже имеет некоторый опыт по перепрофилированию моногородов, отмечает заместитель директора департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин. В конце 90-х - начале 2000-ных в нашей стране была успешно проведена реструктуризация угольной промышленности.

Федеральная программа для поддержки моногородов предполагает комплексный подход к решению их проблем. Наряду с мерами по обеспечению занятости населения - и здесь главное внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса - она предусматривает планирование дальнейшего развития города, привлечение инвестиций, строительство предприятий и их взаимоувязку. Эта программа осуществляется регионами на условиях софинансирования. Причем каждый регион может самостоятельно выбрать из нее набор инструментов, наиболее подходящий для каждого конкретного города. Помимо этого регион может предложить и свои инструменты.

Комплексные программы модернизации моногородов рассматриваются на правительственной комиссии по устойчивому развитию экономики под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Пока из 27 предложенных регионами программ комиссия одобрила лишь 3.

Меры, принимаемые государством в отношении моногородов, в целом правильные и давно назревшие. Стоит жалеть лишь о том, что их начали применять с опозданием более чем на десять лет, - отмечает Денис Визгалов. По его мнению, в работе комиссии надо шире задействовать представителей самих моногородов: мэров, ученых, экономистов, экономикогеографов, психологов, социологов - чтобы составить как можно более полное представление о причинах проблем и подобрать правильный рецепт их решения.

Читайте также: