В чем заключается мир русской души кратко

Обновлено: 02.07.2024

"Сильна ли Русь?
Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Её , беснуясь, потрясли-
Смотрите ж: всё стоит она!"

Спасибо за прочтение! И помните! Только Любовь и Вера в Родину - без оглядки чиста!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Русская душа… Не одно столетие отечественные и заморские мудрецы ищут ответ на вопрос: что же это такое – русская душа? Впрочем, понять и объяснить столь сложное явление, как душа народа, – дело очень и очень непростое. Определения русской душе в разные времена давались разные. И видимо, нельзя сказать, что лишь какое-то одно из них является единственно истинным. Более того, само существование различных, зачастую несовместимых пониманий русского народного характера – лишь свидетельство сложности и противоречивости самой русской души.

Впрочем, душа всякого народа сложна и противоречива. Любой народ, так или иначе заявивший о себе в истории, в какой-то момент начинает размышлять над тем, зачем он существует в мире? Ради какой цели, во имя какого смысла он живет? И от того, какие будут найдены ответы на эти вопросы, зависит сама история и сама жизнь народа. Кто-то, веря в свою судьбу, отправляется в завоевательные походы. Другие видят свое предназначение в мирном труде. Третьи считают себя хранителями величайшей мудрости. Четвертые… Перечисление может быть бесконечным, тем более что у одного и того же народа, в зависимости от исторических обстоятельств, жизненные целевые установки могли изменяться, да и не по одному разу.

Но как бы что ни менялось, в основе исторического бытия всякого народа всегда лежит вера – в предназначение, в особую судьбу, в некие высшие ценности и смыслы. Потому и становление народной души – это процесс обретения веры. Даже холодный, а то и циничный расчет того или иного человека или группы людей все равно основывается на вере – вере в то, что конечный результат сойдется с результатом ожидаемым, ибо в жизни столь много привходящих обстоятельств, что и закоренелым циникам приходится надеяться на удачу (на судьбу? на покровительство высших сил? на случай?).

В этом лежит и причина сложности русской души – постоянное стремление нашего народа осознать собственный исторический путь, понять смысл своего исторического существования и своего вселенского предназначения, найти, обрести свою веру…

Однако, возможно, все разговоры о какой-то отдельной русской душе – всего лишь досужий домысел? Или только неуемное русское желание отделиться от всего мира, в очередной раз заявить о некой своей загадочности? И разве столь уж отличается эта русская душа от души английской, немецкой, французской или китайской? Что ж, может быть и так.

В этих сюжетах двух русских писателей, помимо великолепной образности и чудесного языка, поставлены очень и очень важные вопросы: что выбирает русский человек? Что служит ценностными ориентирами его жизни? К каким идеалам он стремится? Чему он радуется, чему печалится? Во что верит?

Вот давайте и попробуем разобраться. А поможет нам в этом русская религиозно-философская традиция, уходящая своим началом в самые глубины отечественной истории.

Тысячелетиями память о минувшем передавалась из поколения в поколение в виде устных преданий, песен, былин. С появлением письменности знания о прошлом стали записываться – память обрела вещную оболочку, вещное бытие. И уже тогда, в самой седой древности, независимо от того, устно или письменно рассказывали люди друг другу об истории своего рода-племени, наши предки пытались разгадать главные и таинственные вопросы, на которые искались ответы: откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?

Но рядом чаще всего с безымянными летописцами жили и размышляли над судьбами государства Российского и народа русского множество других талантливых людей – монахи и князья, бояре и дьяки, митрополиты и разночинные… Все те, кто составил великую славу древнерусской религиозно-философской и духовно-политической мысли. Те, чьи труды и явили миру великие открытия русской мысли и веры. Ведь вера и мысль для русского человека – едины.

Странно, но довольно долгое время считалось, что в Древней Руси не было ярких личностей, и уж тем более – своеобразных, оригинальных мыслителей, способных глубоко и неординарно мыслить, мастерски владеющих пером, прекрасно образованных, широко эрудированных. А ведь стоит лишь внимательно прочитать древние сочинения, и перед нами предстанут удивительные образы митрополита Илариона и преподобного Феодосия Печерского, великого князя Владимира Мономаха и таинственного Даниила Заточника, преподобных Сергия Радонежского, Нила Сорского, Иосифа Волоцкого, Максима Грека, митрополита Даниила Рязанца, дьяка Федора Карпова и старца Филофея, князя Андрея Курбского и царя Ивана Грозного, Авраамия Палицына и Ивана Тимофеева, Симеона Полоцкого и Афанасия Холмогорского, Епифания Славинецкого и протопопа Аввакума…

За период с X по XVII век Россия прошла сложный исторический путь, наполненный яркими взлетами и трагическими падениями. Однако именно в этот период возникли и утвердились основные составляющие столь своеобразного явления, которое называется русским национальным самосознанием и… русской душой. Неотъемлемой частью русского национального самосознания и его выразителем наряду с православием, литературой, музыкой, иконописью стала русская религиозно-философская и духовно-политическая мысль.

Русская религиозно-философская мысль X–XVII вв. – это своеобразное историческое явление, обладающее при всей противоречивости несомненным единством, богатым содержанием, динамикой и вполне познаваемой направленностью развития. Познание русской религиозно-философской мысли X–XVII вв. позволяет нам более полно и точно представить весь ход развития России, определить важнейшие смысловые и целевые установки, разработанные нашими предками, которые вдохновляли их на совершение реальных исторических деяний, и, наконец, понять внутренние побудительные причины как конкретных поступков различных исторических деятелей, так и многих исторических событий. Иначе говоря, приоткрыть тайны русской души…

Тайны русской души начинаются сразу же, лишь только мы пытаемся понять самые общие вопросы. Ну, к примеру, – что такое философия в русском понимании? Дело в том, что русскую философию невозможно понять, если мерить ее общепринятыми мерками, иначе говоря, если рассматривать ее с позиций гегельянства, кантианства, марксизма или какой-либо другой западноевропейской философии. Чтобы лучше разобраться в этом, начнем опять же с истоков.

Тайна русской души это что? На западе на эту тему написаны сотни томов. Русская культура привлекает людей думающих. Да, она не проста. Мы православные и у нас иные измерения.

У нас масштаб планетарного размера. В Европе по другому. Постичь тайну русской души можно только проживая в России или общаясь с русскими за границей, которые больны ностальгией

Мне показались любопытными выводы выдающегося психиатра Карла Юнга, которыми он попробовал описать душу русского человека

Причем, что интересно, он ее отделяет от души западного человека.

Следует упомянуть о том, что Карл Юнг сделал открытие архетипов.

Что такое архетип?

Поясню на примере: если инстинкт это генетически запрограммированное действие, то архетип это генетически запрограммированная единица восприятия.

Есть коллективное бессознательное, которое оперирует архетипами и оно, бессознательное, лежит вне разума.

Следовательно, у любого народа есть свои архетипы.

Русские иррациональны. В мире есть две школы философии - континентальная и англосаксонская. Англосаксы, к которым можно отнести Юнга, познают мир через логику.

Следовательно, чтобы познать русскую душу ее надо описать с помощью логику и вот тут появляется конфликт. Как логично описать иррациональное и алогичное? Как найти формулу хаоса?

Следовательно, надо идти путем веры. Неотомизм, как философское направление современности говорит о том, что мир познается через науку и веру. Наука квантифицирует то, что надо изучить. Вера сразу дает понимание того, что надо изучить.

Получается что русских надо изучать с помощью Веры, а не науки?

Я читаю выводы Юнга и соглашаюсь с ними. Как то вот ему, психиатру, получилось осознать русскую душу и вот в этой цитате очень хорошо про это написано:

Вы можете представить картину:

Или что у американца душа болит от того, что у него денег много?

У меня есть знакомый, который внезапно разбогател, потом все раздал и потом трудничал по монастырям. Через 4 года вернулся и начал все снова. На мой вопрос почему, он сказал что:

Мне дали деньги и я в какой то момент понял, что не могу ими правильно распорядиться и уйду в загул. Поэтому все раздал и уехал.

Сейчас у него есть дело, но он спокоен. Видимо его душе надо было повзрослеть.

Миф о существовании уникальной, а также загадочной, русской души не подкреплен никакими фактами и доказательствами, и поэтому не стоит рассматривать его всерьез. Он изобретен, с одной стороны, иностранцами, начитавшимися романов Достоевского и представляющих себе Россию по этим романам, с другой стороны, нашими "квасными" патриотами. Это нарциссическое самолюбование только мешает русским адекватно общаться с другими народами. На самом деле, русские - такие же люди, как и все, с теми же хорошими чертами и теми же пороками.

Само понятие "национальный характер" тоже проблематично, поскольку в любом народе существует огромное разнообразие личностей. На любое утверждение о национальном характере всегда можно найти контрпример: если скажут, что русские отличаются щедростью, я могу привести в пример какого-нибудь Иванова, который редкостный жмот, а на утверждение, что русские - неряхи, могу привести в пример Петрова, в доме которого идеальный порядок.

Разговор о национальных характерах был бы более осмысленным, если бы был основан на реальных социологических данных. Мы могли бы выяснить, какие характеры и темпераменты, какие особенности социального поведения преобладают в нашем народе, и сравнить его с другими народами. Но тогда мы бы убедились, что национальные особенности изменчивы и зависят от исторической обстановки. Так, после перехода от социализма к капитализму мы стали более расчетливыми, меркантильными и индивидуалистичными, а в результате пандемии, самоизоляции и принудительной вакцинации уменьшилось число жизнерадостных и беспечных людей.

Читайте также: