Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности 7 кл в школе по фгос

Обновлено: 05.07.2024

АктуальностьВыбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте. Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование рынка труда.

Оценить 158 0

Рассмотрено на заседании

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Программа экскурсионной деятельности

по духовно – нравственному направлению

для обучающихся 7 класса В

Науменкова Олеся Анатольевна

Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО, с учетом особенностей основного и среднего общего образования, а также возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Данная программа предусматривает полезное времяпрепровождение подростков и направлена на развитие их образовательной культуры; предполагает нравственное, эстетическое, патриотическое, экологическое, профессиональное и социально–ориентированные направления деятельности.

Экскурсии призваны расширять кругозор школьников, направлены на удовлетворение познавательных интересов, способствуют реализации общекультурной компетенции, формируют целостное представление о мире, о месте человека в мире искусств, Экскурсии помогают развивать в детях коммуникабельность, самодисциплину воспитать культуру поведения в обществе. Обучение и воспитание с помощью внешкольного метода активизирует школьников, мобилизует на самостоятельную, познавательную и практическую деятельностью.

Особенностью организации экскурсионной работы является динамичность её форм; расширение образовательного пространства: экскурсии, целевые прогулки, походы, игры и праздники на воздухе. Наряду с традиционными в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего обучения и воспитания, здоровье - сберегающие технологии, игровые технологии и компьютерные технологии.

Актуальность:

занятость школьников в свободное от уроков время, познавательной деятельностью;

расширение кругозора, приобщение к миру искусств;

приобретение опыта в решении на практике проблемы охраны окружающей среды творческими людьми;

приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в неформальной обстановке.

Практическая значимость:

заключена в её направленности на решение задачи социализации детей в общекультурной среде, приобщению культуры;

программа реализуется в условиях дополнительного образования детей. Это позволяет организовать практическую деятельность участников программы, приложить свои знания, умения и навыки в социально значимых проектах по каникулярной занятости.

Нормативные правовые документы

2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (2013).

Цели данной программы:

стимулирование любознательности подростков;

знакомство с образцами творчества в подлиннике, побуждение к стремлению

улучшать жизнь человека;

развитие интеллектуальных, познавательных способностей, интересов к той огромной сумме знаний, которую накопило человечество;

создание условий для гражданского и патриотического воспитания;

формирование социально-активной жизненной позиции подростков, помогающей убедить ребёнка в том, что каждый человек, в том числе и он сам, несёт ответственность за историю своей семьи, города, страны. Любой человек вправе выбирать, каким ему быть: хорошим или плохим. Каждый способен изменить (если только захочет) в лучшую или худшую сторону своё окружение. Стать заботливым хозяином своего дома, улицы, того места, где он живёт, создавая красоту своими руками;

воспитание экологической культуры, ответственного отношения к природе и к человеку, её частице, посредством экскурсионной деятельности.

Задачи программы:

образовательные:учиться на подлинниках искусства, расширяя сферы образования через приобщение к экскурсионно-музейной деятельности;

развитие: внимания, наблюдательности, зрительной памяти, мышления, воображения; всесторонне развитой, творчески-активной личности;

воспитание: граждан-патриотов своего Отечества, приобщая к духовным ценностям; формирование национальной идеологии, сохранение традиций.

Ценностные ориентиры: программа имеет туристско-краеведческую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Педагогическая эффективность программы будет выше, если каждый участник экскурсии будет выполнять посильные и интересные для него поручения. Дети могут самостоятельно распределить социально-профессиональные роли.

Режим занятий: программа ориентированана обучающихся 7классов и рассчитана на один год,один час в неделю, 34 часа в год.

В случае ухудшения эпидемиологической обстановки ситуация предусматривает возможность применения электронных образовательных технологий и дистанционного обучения.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

Ученик научится: осознавать свои возможности в учении на основе личных наблюдений, систематизации полученных знаний, практической деятельности.

Будут сформированы: мотивационная основа учебно-познавательные деятельности; эстетические чувства прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой; социальная адаптация.

Ученик получит возможность:

- для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений, ориентация на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- адекватного понимания причин успешности человека в творчестве, в профессии, в жизни.

Предметные результаты

- различать некоторые приёмы передачи объёма, перспективы, фактуры предметов и эмоционального строя картины, работы в целом;

- проводить под руководством учителя сравнительный анализ двух экспонатов одного и того же мастера или экспонатов выставки определённого периода истории

Метапредметные планируемые результаты

Познавательные УУД:

ученик научится: ориентироваться в музеях, на предприятиях родного города;

- внимательно рассматривать работы, картины, музейные экспонаты и находить указанные детали;

- самостоятельно открывать подробности, характерные детали;

- устанавливать причинно-следственные связи между тем, что видят, и тем, что выходит за рамки увиденного;

- освоить лексику, необходимую для выражения чувств;

- объединять разрозненные впечатления в целостную картину мира;

- оформлять в устных и письменных высказываниях свои наблюдения и выводы;

- включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

Получит возможность научиться:

- понимать логику развития культурного наследия родного края; представлять её в своих отчётах;

- осознанно строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

ученик научится:

задавать вопросы, отвечать на них;

- владеть диалогической формой речи при обсуждении увиденного произведения, его фрагментов;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, порой не совпадающих;

- строить понятные высказывания, учитывающие, что партнёр видит и не понимает (уметь отстаивать свою точку зрения);

- строить монологическое высказывание.

Получит возможность научиться:

-доступно для окружающих выражать свои мысли;

- точно, последовательно, полно передавать необходимую информацию.

Регулятивные УУД:

ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам наблюдений;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- выполнять определённые действия в умственной, речевой и материальной форме.

Получит возможность научиться:

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем приоритеты, ориентироваться в новом учебном материале, действовать по определённому алгоритму.

- строить свои действий, ориентируясь на образцы мастеров.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Мониторинговая карта оценки личностных и метапредметных результатов освоения курса

(с указанием прогнозируемого воспитательного результата (его уровня) и прогнозируемого воспитательного эффекта):

Диагностический инструментарий

Сроки проведения мониторинга

Личностные результаты:

способность к самооценке;

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Прогнозируемый воспитательный результат: приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 уровень)

Методика "Символы нашей Родины"

получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы (2 уровень)

Методика "Кто прав?"

Прогнозируемый воспитательный эффект: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде (3 уровень)

Метапредметные результаты:

Выпускник научится:

работать с информацией (поиск, сбор, обработка, анализ, синтез, классификация).

Методика "Выделение существенных признаков"

Выпускник научится:

показывать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных

Методика выявления коммуникативных склонностей

Выпускник научится:

работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Методика "Рисование по точкам"

Основные принципы, положенные в основу программы:

доступность, учёт возрастных особенностей познавательных интересов и возможностей обучающихся, создание благоприятных условий для их развития;

системность образовательной деятельности, тесная связь с учебными программами по предмету;

научность: отбор материалов из научных источников, проверенных практикой;

реалистичность воспитательной деятельности - накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике;

полезность знаний истории своего города - привитие интереса и любви к родной стране, ее культуре и традициям;

практическая направленность - знакомство с ремёслами, производством;

здоровье-сбережение (снятие физической усталости, психологического напряжения и стрессов в неформальной обстановке);

целостность и системность в развитии общего кругозора и эрудиции подростков;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

привлечение родителей с целью формирования общих интересов с детьми, улучшение взаимопонимания с подростками;

временной регламент (экскурсии начинаются не ранее 11 часов, заканчиваются – не позднее 16 часов);

Экскурсии- наиболее ёмкий вид познания, который может быть бесконечно разнообразен.

Направления экскурсионной деятельности:

учебно–тематические (естественно-научные, инженерно–технические);

воспитательные (духовного-нравственные, художественно–эстетические, экологические, военно–спортивные, гражданско–патриотические);

профессионально–ориентированные (встречи, знакомства с людьми разных профессий, знакомство с ремёслами, производством).

Подготовительный этап:

Перед экскурсией, посещением выставки, музея, предприятия учителю необходимо информировать школьников о месте поездки: сообщить название выставки, музея; тему экскурсии; поставить цель и определить круг задач данной экскурсии; на что обратить внимание во время просмотра выставки; что сравнивать; какой материал необходимо представить после экскурсии и др. Учителю будет легче проанализировать экскурсию (понять количество и качество полученной обучающимися информации).

По окончании экскурсии, посещения выставки, поблагодарить всех за участие.

Рефлексию рекомендуется провести на первом занятии после экскурсии в форме отчёта: написание отзыва, эссе, письма к потомкам; изготовление афиши, вывески; составление вопросов викторины и др. (по выбору)

Методы обучения:

(наглядные методы): демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, картин, иллюстраций - дают возможность детально обследовать объекты; дополняют словесные методы, способствуют развитию образного мышления детей, зрительной памяти;

проектный метод: изготовление отчёта, фотоматериалов, рисунков, плакатов, схем; практические работы, выполненныё по образцам с выставок - способствует развитию навыков и умений, позволяет воплотить теоретические знания подростков на практике.

Виды деятельности.

1) классная работа: уроки различных типов, в том числе лекции, проведение викторин, олимпиад, элементы фольклорного и краеведческого театра; заочные путешествия по городу, стране и миру;

2) внеклассная работа с книгой, энциклопедией: чтение и изучение материалов), поиск справок в словарях и справочной литературе; работа с периодическими изданиями, журналами, их классификация и т.д.);

3) классная и внеклассная: развитие устной и письменной речи, формирование богатой, насыщенной (интонационно и лексически) речи, в которой отражается культура народа, отдельного человека.

2. Эвристическая: участие в городских экскурсиях; поиск информации из различных источников для заочных экскурсий по музеям города, региона, страны, мира и открытие новых знаний.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

На заседании педагогического совета МБОУ ООШ N 2

Протокол №1 от ___________________г.

Заместитель директора по УВР МБОУ ООШ N 2 _______________________ _______________________ г.

Директор МБОУ ООШ N 2 __________Безрукова Р.В. Приказ № ______

от _________________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

в неурочной деятельности

по социальному направлению

Разработа ла: Титенок

2 Планируемые результаты программы внеурочной деятельности

4. Календарно- тематическое планирование

1.Пояснительная записка

1.Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1998.

2 Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999.

3.Федоренко, Л. Г. Секреты общения Л. Г. Федоренко. – СПб. : КАРО, 2013.

4.Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М. : Генезис, 2001.

6.Образцова Т.Н. Психологические игры для детей, М.: Лада, 2015

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (коммуникативность, социализация); при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

Цель – формирование у учащихся адекватного коммуникативного поведения.

- сформировать коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли общения в жизни человека, коллектива и общества, понимание причин конфликтов, возникающих в общении людей, знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;

- научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;

- сформировать у учащихся навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение в зависимости от ситуации и участников акта общения;

- вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;

-обучить учащихся основным правилам и приёмам эффективного общения в различных ситуациях

Оценка направлена на формирование положительной Я-концепции учащегося. Не выставляются оценки по результатам тестов, анкет, вопросников, отражающих качества личности учащихся. Развитие умений самосовершенствования, отношения к себе, к окружающим, к жизни следует отмечать положительной оценкой. Основным критерием количественной оценки будут затрата усилий, вложенных школьником в свой учебный труд. Высшие критерии оценки и самооценки труда психолога и результатов воздействия курса на школьников – изменение их отношения к жизни, учебе, к труду, к самому себе.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

оценка достижений обучающихся (портфолио) – личностные анкеты и др.;

представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов социологической направленности.

заполненные рабочие листы к практическим и теоретическим занятиям, исследования, проекты, интервью, творческие работы, реализуемые на практических занятиях.

Общая характеристика учебного курса

Актуальность развития у детей не только когнитивной сферы, но и социального, эмоционального интеллекта на сегодняшний день очевидна. Школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. Навыки конструктивного общения помогают адекватно взаимодействовать в среднем и старшем возрасте. Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. А ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему нужно в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, стремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда его школьный путь будет более успешным и радостным.

Данная программа – это своего рода психологическая азбука общения

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются:

организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

познание людьми друг друга.

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни .

Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков. Это развитие осуществляется следующим образом:

обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;

вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества;

формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности;

развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности и форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения – Педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня – получению подростками опыта социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.

3. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.

4. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.

Описание места предмета в учебном плане

Основные мотивы общения:

потребность во впечатлениях (познавательный мотив);

потребность в активной деятельности;

потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности:

При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира и используется социальный опыт детей.

Формы занятий:

- тренинги (коммуникативные, поведенческие),

- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,

- проигрывание и анализ жизненных ситуаций,

- упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).

- решение коммуникативных речевых задач,

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):

1. Личностные УУД:

- принятие социальной роли ученика;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД:

-овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД:

-овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение и оценку событий;

- признавать возможность существования различных точек зрения;

- знакомиться, присоединяться к группе;

-выразить свои теплые чувства к другому;

- предложить помощь другу, проявить заботу;

-справляться со своими эмоциями;

-соблюдать правила игры;

-слушать и слышать собеседника;

-осознавать свои чувства и выражать их;

-договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

-доводить задание до конца.

Учащиеся узнают:

основы психологии личности;

особенности эмоционально-волевой сферы человека, о его характере и темпераменте, о познавательных психических процессах;

о сфере общения человека с другими людьми, о законах конструктивного общения;

о правилах управления своим развитием, воспитанием и совершенствованием своей личности;

способах применения полученных знаний и умений в жизненном и профессиональном самоопределении.

Учащиеся научатся:

применять на практике элементарные методы психодиагностики, познавательных процессов, оценивать и корректировать уровень своего развития, воспитания;

использовать в жизненных условиях полученные знания и навыки, самостоятельно разрешать собственные проблемные ситуации;

планировать свое будущее, видеть и адекватно оценивать свои внутренние возможности;

ориентироваться в жизненных условиях, профессиональном мире и принимать верные решения.

Результаты освоения программы

1. Информационный уровень компетентности

Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

2. Деятельностный уровень компетентности

Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

3. Творческий уровень компетентности

Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

3.Содержание программы

Введение-1 час

Понятие общения. Виды общения. Средства общения: речь, мимика, жесты, поза

Основные способы общения. (14 часов).

Называй человека по имени.Закрепление знаний о средствах общенияВнимание к окружающим людям. Умение слушать .Правила вежливости. Вежливое отношение к людям. Взаимоуважение Помогай людям Умение понимать состояние другого. Умение учитывать позицию другого. Умение задавать вопросы вежливого обращения. Защити слабого. Развитие навыков взаимопомощи Как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

Учимся сотрудничать. (14 часов).

Итоговое занятие-1 час

Обобщение. Все секреты общения.

4. Календарно- тематическое планирование

Общее количество часов

Теоретическое кол-во часов

Практическое количество часов

Введение. Понятие общения. Виды общения. Средства общения: речь, мимика, жесты, поза

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей среднего школьного возраста. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

  • формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
  • воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
  • воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
  • способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
  • приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Программа реализуется через классные часы и классные мероприятия в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с социальными партнерами школы.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные ценности содержания образования, формируемые на ступениосновного образования, – это:

Ценность мира –

1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике школы.

Основные направлениядуховно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся приобретут:

Мотивацию к учебной деятельности, улучшению ее результатов; навыки общения со сверстниками, старшими и младшими; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своей семьи и Отечества, о русских народных играх и традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

В процессе освоения материалов курса обучающиеся смогут приобрести:

Опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; стремление к сотрудничеству с учителями и родителями; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт самостоятельного решения проблем в различных областях жизни и профессиональной деятельности.

Предполагаемые результаты освоения программы:

  • формирование самодисциплины, понимания учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства;
  • формирование и развитие чувства толерантности к одноклассникам.
  • развитие навыков сотрудничества с педагогами, родителями, сверстниками, старшими и младшими детьми в решении общих проблем;
  • активное участие школьников в социальной жизни класса, гимназии, города, страны.

Регулятивные:

  • адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
  • делать выбор, оценивать и корректировать свои действия;
  • сличать собственные действия с заданным эталоном;
  • планировать свою деятельность.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
  • вести работу в группах, формулировать и отстаивать свою точку зрения;
  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:

  • уровень воспитанности и общей культуры учащихся.
  • участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
  • степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
  • выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.

Виды и формы деятельности

  • Классный час
  • Подготовкак КТД
  • КТД
  • Круглый стол
  • Экскурсии
  • Посещения
  • Поездки

Уроки – ежедневная реальность жизни ученика. А социальные уроки – реальность жизни любого человека. Однако, наших уроков не хватает в школе, поэтому мы хотим помочь детям понять, осознать, а что еще более важно, научить позитивному отношению к жизни.

Программа разрабатывалась в соответствии с государственным стандартом, направлена на развитие социальной компетентности учащихся. Под социальной компетентностью понимаем способность действовать в обществе с учетом позиций других людей. Она проявляется в сформированности социальных навыков :

- способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей

- умение определять личностную роль в обществе

Результаты освоения курса внеурочной деятельности :

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

Владение технологией решения конкретных проблем, как в ситуации игры, так и в ситуации моделирующей реальную деятельность;

Перенос полученных на уроках навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневную жизнь класса и вне школы;

Освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия решения.

Форма организации внеурочной деятельности : объединение

№ Название раздела Вид деятельности

1 Знакомство Игровая деятельность

2 Культура общения и поведения

подростка в общественных местах Проблемно-ценностное общение

3 Толерантность-дорога к миру Проблемно-ценностное общение

4 Общение с прекрасным Досугово-развлекательная деятельность

Познавательная деятельность

5 Общение с природой Проблемно-ценностное общение

Социально-значимая волонтерская деятельность

6 Я-культурный человек Проектная деятельность

1 Мир общения подростка

2 Зачем нужно знать и соблюдать правила поведения. Правовая ответственность подростка

3 Моральный и нравственный мир подростка. Нравственные обязанности.

4 Нравственные нормы как правила поведения

5 Я отвечаю за свои поступки

6 Навыки безопасного поведения

7 Нормы поведения дома.

8 Законы школьной жизни

9 Антисоциальные молодёжные группы

10 Влияние на человека СМИ

11 Искусство одеваться. Мода. Одежда в школе и дома.

12 Поведение – основа общения

13 Злость и агрессия

14 Как бороться с конфликтами

15 Ролевая игра “Вежливая просьба, вежливый отказ”.

16 Культура общения с телом– гигиена

17 Виртуальное общение

18 Черты толерантной личности

19 Толерантное общение

20 Толерантность и межнациональные отношения

21 Российский экспресс

22 Жизнь человека в искусстве

23 Красота – сестра добра и разума. (Живопись и поэзия).

24 Как слушать музыку

25 Музеи России: Третьяковская галерея (Москва)

26 Музеи России: Русский музей (Санкт-Петербург)

27 Всему начало - любовь

28 Природа, здоровье, привычки

29 Поведение в лесу. Общение с природой.

30 Охрана природы - твоя обязанность

31 Мой вклад в сохранение природы

33 Культура речи, как основа воспитания

Программа по краеведению для учащихся 5 классов Содержание программы Краеведение как предмет изучения в школе. Первый блок. Географическое/историческое краеведение. Карта Липецкой области.

Программа по краеведению для учащихся 8 классов Содержание программ Краеведение как предмет изучения в школе. Первый блок. Географическое краеведение. Заказники Липецкой области (Липецкий,.

Экспедиция по жизни и творчеству кузбасского поэта В. Д. Федорова для учащихся 6–7 классов Экспедиция по жизни и творчеству В. Д. Федорова Методическая разработка включает в себя мероприятие, посвященное людям Земли Кузнецкой.

Читайте также: