Бюджетный механизм как инструмент реализации бюджетной политики государства его структура кратко

Обновлено: 05.07.2024

Финансовое право - совокупность юридических норм, определяющих организационно-правовые формы и условия функционирования финансовых отношений в обществе. С помощью финансового права осуществляется логический переход от финансов как экономической объективной категории к финансам как инструменту хозяйствования.

Финансовое право, исходя из функциональной направленности разных видов финансовых отношений включает финансовое право в широком смысле: бюджетное, страховое, налоговое право и финансовое право в узком смысле: финансовое право предприятий (оно также входит в финансовое право в широком смысле).

бюджетное право РФ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс.

Центральное место бюджетной системы в составе финансов РФ обусловливает и место бюджетного права в системе финансового права: именно с него начинается особенная часть этой отрасли права.

В круг субъектов бюджетного права РФ входят:

1) государство и его территориальные подразделения — Российская Федерация в целом; субъекты Российской Федерации (республики, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург; муниципальные образования; закрытые административно-территориальные образования);

2) органы государственной власти и местного самоуправления — представительные (законодательные) органы государственной власти и местного самоуправления; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.

Вступая в общественные отношения для реализации своих прав и выполнения обязанностей, субъекты бюджетного права становятся участниками (субъектами) бюджетных правоотношений.

Этим правоотношениям свойственны следующие особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава:

а) они возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории;

б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета как основного финансового плана государства, государственного или муниципального образования;

в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государства, государственные или муниципальные образования или соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие их интересы.

Бюджетные правоотношения, как и нормы бюджетного права, могут быть материальными и процессуальными.

Значение бюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджетов в решении экономических и социальных задач страны.

Составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля. Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджета средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов. В каждом из звеньев есть элементы: конкретные виды бюджетных расходов, доходов и поступлений.

Функционируют звенья бюджетного механизма с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюджетных ресурсов. Способы исчисления бюджетных доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюдж. финансирования, различного рода санкции и т.п. - это части бюджетного механизма, предопределяющие возможности количественного и качественного воздействия бюджета на экономику. При этом количественное влияние характеризуется объемом и пропорциями мобилизуемых и перераспределяемых бюджетных средств.

Качественное воздействие связано с возможностями влияния через конкретные виды доходов и расходов бюджета на экономические интересы хозяйствующих субъектов. Это влияние способствует преобразованию видов доходов и расходов бюджета в стимулы развития экономики, повышения ее эффективности. Целенаправленное использование звеньев, элементов, частей бюджетного механизма позволяет ускорять или замедлять социально-экономические процессы, инициировать достижение желаемых результатов. В структуре бюджетного механизма могут выделяться также отдельные блоки, что обусловлено функциональными особенностями управления бюджетными отношениями. Прифункционально-управленческом подходе к бюджетному механизму в его составе выделяют блоки: бюджетного планирования и бюджетного прогнозирования; исполнения бюджета; бюджетного контроля и т.д. Каждому из блоков свойственны специфические методы (способы, приемы), с помощью которых решаются задачи, возникающие на каждой стадии бюджетного процесса.

Бюджетный механизм является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований. С его помощью государственные и муниципальные органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в основных направлениях финансовой и бюджетной политики на соответствующий период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставленных ходом экономического и социального развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и бюджетный механизм. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего бюджетного механизма, который во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Бюджетная политика –это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика является частью финансовой политики государства, и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства.

Функциональный аспектбюджетной политики включает:

1) политику в области доходов бюджета (фискальную);

2) политику в области расходов бюджета;

3) политику в области обеспечения сбалансированности бюджета;

4) политику эффективного управления государственным, муниципальным долгом;

5) политику в области межбюджетных отношений.

Временной аспектбюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на поведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них – научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами.

Инструментами реализации бюджетной политикивыступают бюджетное право и бюджетный механизм.

Бюджетный механизм– составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования, и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1) мобилизация денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

2) расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) межбюджетное распределение финансовых ресурсов.

Эффективность бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти. В качестве критериев эффективности бюджетной политики используются следующие показатели:

1) уровень собираемости бюджетных доходов;

2) уровень выполнения бюджетных обязательств;

3) величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга;

4) объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного долга;

6) уровень безработицы;

7) степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Тема 1.2 Бюджетная классификация Российской Фе­дерации

Бюджетная политика –это совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика является частью финансовой политики государства, и как таковая выступает средством осуществления экономической и социальной политики государства.

Функциональный аспектбюджетной политики включает:

1) политику в области доходов бюджета (фискальную);

2) политику в области расходов бюджета;

3) политику в области обеспечения сбалансированности бюджета;

4) политику эффективного управления государственным, муниципальным долгом;

5) политику в области межбюджетных отношений.




Временной аспектбюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на поведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.

Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования. Главное из них – научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи. При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответствующими расчетами.

Инструментами реализации бюджетной политикивыступают бюджетное право и бюджетный механизм.

Бюджетный механизм– составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Бюджетный механизм используется для целенаправленного воздействия на экономику через формы организации бюджетных отношений, методы мобилизации бюджетных средств, условия и принципы их расходования, и через величину бюджетных средств, мобилизуемых и используемых государством, его региональными структурами, органами местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

1) мобилизация денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

2) расходование бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

3) межбюджетное распределение финансовых ресурсов.

Эффективность бюджетной политики может быть оценена исходя из результативности деятельности органов исполнительной власти. В качестве критериев эффективности бюджетной политики используются следующие показатели:

1) уровень собираемости бюджетных доходов;

2) уровень выполнения бюджетных обязательств;

3) величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга;

4) объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного долга;

6) уровень безработицы;

7) степень исполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Бюджетная система РФ в настоящее время представляет собой централизованную, жестко управляемую из государственно-бюрократического центра модель унитарного бюджетного устройства страны, в которой финансирование общественно значимых приоритетов находится на периферии социально-экономической политики, а действительным лейтмотивом государственных финансов являются интересы правящей номенклатуры.

Правовое регулирование бюджетной политики

Нормативно-правовая составляющая бюджетной политики является совокупностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах, которыми должны руководствоваться органы и организации, участвующие в определении бюджетной политики и устанавливающие процедуры реализации бюджетной политики. Нормы, позволяющие реализовать бюджетную политику, должны содержаться в основном финансовом законе, иных нормативных правовых актах.

Немаловажным является ясное и недвусмысленное разграничение доходов и расходов между бюджетами бюджетной системы, начало, которому должно быть положено на конституционном уровне и продолжено в бюджетном законодательстве.

Прежде чем приступить к анализу правового регулирования бюджетной политики, необходимо отметить особенности бюджетного законодательства. Его структура регламентирована ч. 1 ст. 2 БК РФ. В данной статье указано, что бюджетное законодательство включает в себя следующее:

  • Бюджетный Кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним законы о федеральном бюджете на соответствующий год,
  • законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год,
  • нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год
  • иные федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения.

Важной характеристикой бюджетного законодательства РФ можно назвать и закрытость перечня нормативных правовых актов, образующих бюджетное законодательство. Оно не подлежит расширенному толкованию.

Ключевое место среди нормативно-правовых актов регламентирующих бюджетные отношения и бюджетную политику занимает Бюджетный Кодекс РФ.

Предмет регулирования Бюджетного Кодекса

Предмет регулирования БК РФ

Федеральный закон о бюджете рассматривается в три этапа. Процесс очень ответственный и четко регламентированный во времени. Он рассматривается в трех чтениях.

После утверждения бюджета в Государственной Думе, его направляют в Совет Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

В современных условиях бюджетное законодательство меняется динамично. В него вносятся важные корректировки и усиливается ответственность за нарушения в бюджетном процессе. Несмотря на постоянное совершенствование Бюджетный кодекс РФ требует изменении. Так, в настоящий момент представляется необходимым узаконить понятие бюджетной политики, закрепив соответствующее определение в ст. 6 БК РФ.

Механизм реализации бюджетной политики

Государственный бюджет приобрел следующие новые черты: бюджет становиться одним из важнейших каналов, через который государство может оказывать определенное воздействие на различные сферы хозяйственной деятельности в условиях переходного периода к рыночным отношениям.

В настоящее время усиливается значение бюджетной политики для поддержания развития частного сектора путем снижения для них уровня налогового обложения, предоставления всякого рода льгот, субсидий.

В современных российских условиях к ключевым механизмам реализации бюджетной политики можно смело отнести следующее:

  • Исполнение бюджета
  • Политика бюджетного дефицита
  • Определение источников формирования доходной части бюджета и определение расходования бюджетных средств в соответствие направлениями социально-экономической политики.
  • Налогообложение может использоваться как сдерживающее или же стимулирующее в контексте развития различных отраслей и сфер деятельности в национальной экономической системе.

Исполнение государственного бюджета являет собой процесс, регламентированный не только Бюджетным кодексом РФ, но и иными нормативно-правовыми актами. Исполнение бюджета можно рассматривать в разных ракурсах и с опорой на различные показатели.

Механизм исполнения бюджета

Механизм исполнения бюджета

В настоящее время активно используется политика бюджетного дефицита, так как она позволяет корректировать бюджет и контролировать его наполняемость.

В Российской Федерации налоговое законодательство определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписания Президента РФ вступают в законную силу.

Итак, действующее законодательство не в полной мере регламентирует не только механизмы, но и процедуру мониторинга межбюджетных отношений. В этой связи следует обратиться к усилению контроля за реализацией механизмов бюджетной политики, особенно такого механизма как применение государственных программ, для того, чтобы существенно ускорить процесс решения ключевых задач бюджетной политики, как в России в целом, так и в регионах в частности.

Россия находится на стадии адаптации к сложной экономической и геополитической ситуации, обусловленной новым витком мирового экономического кризиса и усилением внешнего давления на нашу страну. В этой связи бюджет РФ меняет свою структуру. Отмечены серьезные и достаточно результативные действия направленные на преодоление чрезмерного влияния уровня цен на нефть на формирование доходной части бюджета.

Проблемы бюджетной политики России

К числу первостепенных проблем существующей бюджетной политики можно смело отнести отсутствие четкого представления о пореформенном состоянии бюджетного сектора, так как реформа не завершена. Финансовые обязательства государства по отношению к государственным и муниципальным учреждениям постоянно сокращаются в результате уже принятых или планируемых к реализации государством мер.

Помимо сравнительно неблагоприятных внешнеэкономических условий, в российской экономике остается ряд нерешенных внутренних структурных проблем, ограничивающих возможности для экономического роста. Эти проблемы касаются как трудовых, так и капитальных ресурсов.

Низкий уровень и качество инвестиций в российскую экономику являет собой серьезную проблему для бюджетной политики Российской Федерации. На фоне высокой степени износа основных фондов расширение производственного потенциала российской экономики требует дополнительных инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, текущие макроэкономические и институциональные условия существенно ограничивают стимулы для инвестирования. Все это усугубляется несовершенным законодательством, которое, в силу своей коллизионности и недостаточной проработанности создает правовые преграды для инвесторов.

В настоящее время наихудшие показатели имеет бюджетная политика в области управления государственным долгом. Для повышения качества по этому направлению необходимо удерживание стабильной и плавной динамики изменения объёмов государственного долга для проведения наиболее взвешенной долговой политики, а также сохранение объёма госдолга на уровне, соответствующем его покрытию из бюджетных источников, что важно с точки зрения финансового суверенитета страны.

В настоящее время много проблем кроется в сфере региональной бюджетной политики. Так, основным фактором, обеспечивающим расширение собственной налоговой базы и соответственно расширение возможностей использования бюджетного потенциала каждого конкретноо региона является устойчивое динамическое развитие существующих хозяйствующих субъектов, а также привлечение новых хозяйствующих субъектов − совокупность которых составляет основное звено региональной экономики.

В этой связи необходимым условием разработки эффективного бюджетно-налогового механизма, обеспечивающим его применение в качестве важного инструмента регулирования темпов регионального роста, представляется оценка влияния и применения гибкого налогового механизма на экономическое положение хозяйствующих субъектов, на динамику налоговых доходов бюджетов республик и областей РФ. Это обусловливает актуальность проблемы формирования нового бюджетно механизма, ориентированного на рациональные преобразования налоговой системы из "удавки для бизнеса" в направлении превращения ее в гибкий, динамический механизм роста экономики региона и на этой основе бюджетного потенциала региона.

Рассмотрев особенности поступлений в бюджет регионов РФ и уровень взаимодействия федерального и региональных бюджетов, можно с уверенностью утверждать, что важнейшей задачей в области доходов бюджета регионов РФ на последующий период представляется сохранение и развитие бюджетного потенциала по следующим направлениям:

  • использование фискальных стимулирующих механизмов с целью увеличения
  • поступлений в региональные бюджеты и максимизация доходной базы за счет приближения доходной базы к доходному потенциалу;
  • активизация инвестиционной политики на территории региона;
  • совершенствование правовой базы, направленной на оптимизацию налоговой нагрузки;
  • разграничение доходов между уровнями бюджетной системы, которое бы максимально способствовало увеличению их поступлений и при этом обеспечивало справедливое распределение бюджетных ресурсов;
  • распределение поступлений от отдельных налоговых и неналоговых доходов между бюджетами субъектов Федерации через применение специальных нормативов, с преобладанием стимулирующих механизмов;
  • совершенствование системы межбюджетных отношений, ориентированной на сглаживание дифференциации территорий по уровню бюджетной обеспеченности с созданием стимулов по наращиванию доходного потенциала;
  • оптимизация неэффективных льгот, в том числе по региональным и местным налогам;
  • снижение недоимки по налогам и сборам за счет совершенствования системы администрирования и контроля, в том числе с использованием современных методов с целью мобилизации дополнительных доходов.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать все еще сохраняющуюся ограниченность региональных органов государственной власти субъектов РФ по принятию решений, позволяющих расширить доходы бюджетов.

В целом, если обратиться к бюджетной политике РФ, как цельному государственному инструменту, то очевиден масштабный пласт проблем, которые можно решить посредством следующих мер:

  • стимулирования и поддержания роста необходимых расходов при сокращении второстепенных бюджетных трат;
  • максимизации капитальных расходов бюджета по сравнению с текущими расходами в сложившейся экономической ситуации;
  • максимизации детально проработанных, спланированных обыкновенных расходов при предельно возможной минимизации чрезвычайных неплановых расходов;
  • стимулирования непроцентных и минимизации процентных расходов в структуре бюджета;
  • поддержания стабильной и плавной динамики роста расходов;
  • поддержания сбалансированности расходных обязательств путём минимизации полярности объёмов расходных направлений.

В итоге в современной бюджетной политике существует серьезный пласт проблем, который усугубляется несовершенством бюджетного законодательства. Для того, чтобы преодолеть проблемы необходимо пересмотреть подходы к формированию бюджетной политики России в целом, и её правового регулирования в частности.

Темпы и проблемы продвижения России по пути рыночных преобразований дают возможность констатировать возрастающую роль бюджета как необходимого и действенного инструмента государственного воздействия на социально-экономические процессы. В этих условиях научное обоснование мероприятий по преобразованию взаимоотношений государства с регионами, хозяйствующими субъектами, населением при формировании доходов и расходов, их распределении по уровням бюджетной системы, использовании и контроле является главной предпосылкой эффективности государственного управления в масштабах каждого региона и всей страны.

Однако в Российской Федерации имеется множество проблем в сфере бюджетной политики и механизмов её реализации. Одной из них является несовершенство законодательства. Несмотря на эволюцию, Бюджетный кодекс нуждается в обновлении. Именно серьезные поправки в БК РФ являются приоритетной задачей в сфере реформирования законодательства. Также необходимо провести серьезную оптимизацию бюджетного процесса.

Бюджет является основным признаком государства, который по средствам налогов обеспечивает реализацию независимости государства, путем создания финансовой основы для его деятельности.

Основные показатели бюджета характеризуют состояние экономики государства.

Бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет представляет собой основное средство государственного управления, средство решения текущих и перспективных задач стоящих перед обществом. Бюджет тесно связан с финансовыми ресурсами всех звеньев финансовых звеньев и таким образом на современном этапе бюджет является главным экономическим рычагом регулирования экономики.

Основная роль Бюджета заключается в создании финансовой основы для осуществления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджет выполняет следующие задачи:

• перераспределение национального дохода;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Бюджетные средства главным образом предназначены для: государственного управления обеспечение национальной безопасности страны, развитие отраслей народного хозяйства, осуществление социальной политики и т.д.

Функции бюджета.

1) Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (расходы бюджета).

2) В ходе формирования доходов бюджета и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране. Централизация в бюджете части финансовых ресурсов дает государству возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности — ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.

3) Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и те экономические районы, которые требуют на данном этапе первоочередного развития, т.е. посредством бюджета осуществляется межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода. Тем самым соблюдаются интересы экономического развития страны в целом и интересы пропорционального развития регионов.

4) Через государственный бюджет финансируются научные учреждения, осуществляющие фундаментальные научные исследования, которые, в свою очередь, составляют основу развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны.

Бюджетный механизм- (англ. budgetary mechanism) – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципов планирования и финансирования, условий и методов осуществления финансового контроля.

Б.м. используется для целенаправл. воздействия на экономику через формы организации бюдж. отношений, методы мобилизации бюдж. средств, условия и принципы их расходования и через величину бюдж. средств, мобилизуемых и используемых гос-вом, его региональными структурами, органами местного самоуправления.

В зависимости от экономич. содержания разных групп бюдж. отношений в структуре Б.м. выделяют три звена: механизм мобилизации ден. средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюдж. средств путем их предоставления юридич. и физич. лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения финанс. ресурсов.

Функционируют звенья Б.м. с помощью методов (приемов), способов, условий, определяющих объем и движение бюдж. ресурсов. Способы исчисления бюдж. доходов, порядок внесения платежей, принципы и условия бюдж. финансирования, различного рода санкции и т.п. - это части Б.м., предопределяющие возможности количеств, и качеств, воздействия бюджета на экономику.

Б.м. является инструментом осуществления бюджетной политики и в целом финансовой политики гос-ва, регионов, муницип. образований. С его помощью гос. и муницип. органы стремятся обеспечить решение задач, сформулированных в осн. направлениях финансовой и бюджетной политики на соответств. период времени (год, три года и т.д.), исходя из целей, поставл. ходом экономич. и соц. развития страны. Меняются задачи, соответственно перестраивается и Б.м. Особенно большие изменения происходят при смене общественно-экономических формаций и методов хозяйствования. Так, в России переход на рыночные основы хозяйствования сопровождался коренной перестройкой всего Б.м., к-рый во всех его звеньях, элементах и частях постепенно приобрел качественно новые черты: прямое бюджетное администрирование хозяйственных процессов было заменено методами косвенного влияния бюджета на экономику; вместо неналоговых отчислений и изъятий введена система налоговых платежей; существенное развитие получило бюджетное прогнозирование, а бюджетное планирование было нацелено на разработку и реализацию среднесрочных и долгосрочных целевых программ; наряду с объемными показателями стали использоваться качественные ориентиры типа социальных нормативов; большую адресность получили бюджетные ассигнования и т.д.

71. Доходы государственного бюджета

1.налоговые доходы(90% всех доходов): налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

2. неналоговые доходы: доходы целевых бюджетных фондов, доходы от федерального имущества, доходы от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы бюджета формируются за счет собственных и дополнительных источников.

К собственным источникам относятся закрепленные законом доходы для каждого бюджетного звена.

К дополнительным источникам относятся источники, устанавливаемые самостоятельно местными органами власти.(НДС, налог на прибыль, акцизы, подоходный налог).

Читайте также: