В чем уникальность канонического архитектурного стиля древнего египта кратко

Обновлено: 01.07.2024

Архитектура Древнего Египта - самый древний из дошедших до нас примеров созданной человеком монументальной архитектуры.

В 30 г. до н.э. Египет стал римской провинцией. В 642 г. завоеван арабами, и в последующем эта страна развивалась в мире мусульманской культуры, иной по содержанию и художественным формам.

Канон устанавливает связь выработанных историей искусства способов и приемов изображения с предписываемым извне содержанием, официальной иконографией, нормативной эстетикой, требованиями культа. Канон существует в системе правил и предписаний, он консервирует, останавливает развитие художественного мышления. Творческий метод и стиль, напротив, развиваются. Вот почему египетское искусство нельзя называть каноническим. Оно развивалось медленно, но не по канонам. Примечательно, что в переходные периоды между эпохами Древнего, Среднего и Нового царств, времени ослабления централизованной власти каноны исчезали, но художественные традиции сохранялись. В результате появлялось ощущение незавершенности, переходности стиля. В период Амарны канон был отвергнут совсем. В эпоху Древнего Царства столицей объединенного Верхнего и Нижнего Египта стал город Мемфис в начале дельты Нила.

В 1881-1916 гг. директором Египетского музея был выдающийся французский археолог Гастон Масперо (1846-1916). С 1881 г. раскопки в Египте проводил англичанин Уильям Флиндерс Петри (Питри; 1853-1942). В дельте Нила У. Петри открыл греческую колонию Навкратис, тщательно обмерил великие пирамиды в Гизе, создал научную методику датировки археологических памятников. В 1922 г. сенсационное открытие в Долине царей сделал Хоуард Картер (1873-1939). Он сумел найти неразграбленную гробницу фараона Тутанхамона (1342 г. до н.э.;).

Храм Хатшепсут в Луксоре

Благодаря своим загадкам истории, неповторимой культуре, смеси архитектуры и завораживающей природы на востоке Средиземного и Красного морей, в Египет сегодня приезжают множество учёных-египтологов, историков и просто любопытных туристов со всего мира.

Но самое главное – это внушительное историко-культурное наследство Египта: памятники культуры, руины, монументальные сооружения, которые олицетворяют прошлые эпохи человечества. Древнеегипетская цивилизация была одной из самых развитых и прогрессивных. Её значение для мировой культуры и влияние на последующее формирование всего мирового изобразительного искусства невозможно переоценить. Архитектура Древнего Египта уникальна и не имеет исторических аналогов. На неё воздействовали климатическая обстановка и особые религиозные представления. В результате возникали архитектурные произведения для умерших, а не для живых.

Храм Хатшепсут в Луксоре

Храм Хатшепсут в Луксоре

В чём проявлялась уникальность древнеегипетской архитектуры?

Типичным древнеегипетским сооружением являются храмовые постройки со множеством крупных колон в просторных галереях. Колонны, на которых изображены фараоны, выступают частью интерьера.

Специфика всего египетского зодчества в деталях и необычных формах: статуях сфинксов и древнеегипетских богов, обелисках, настенных росписях, пилонах. В настенных росписях использовались очень яркие краски из минеральных веществ и материалов животного происхождения. Основополагающим сюжетом становилась жизнь фараонов и богов.

Вот главные специфические черты древнеегипетского зодчества:

  • грандиозность и основательность;
  • культовый характер и религиозные мотивы всех известных архитектурных памятников;
  • жёсткая симметрия;
  • геометричность;
  • применение камня как строительного материала (самый распространённый камень – асуанский гранит) и отделочных плит из турского известняка;
  • ритмика.

Раннее Царство

Мало что сохранилось до нас с той поры. Египтяне в постройках применяли кирпич-сырец, который быстро разрушался. Главными постройками были молельни, мастабы (пирамидовидные гробницы с подземными камерами для погребения), святилища. При оформлении построек применялись вогнутые карнизы и узорные фризы. Основное предназначение построек – облегчение посмертной участи души усопшего.

храм

Древнее Царство

Это эпоха пирамид. Форма пирамид обусловлена мифом о прахолме, который был образован во время сотворения мира. Древние египтяне верили, что по ступенькам пирамид могли сходить и восходить их боги.

Самые узнаваемые постройки – это пирамиды Гизы около Каира. Новым типом постройки в архитектуре древнего царства является храм солнца. Он расположен на возвышенности, обнесён стеной и в середине находится обелиск.

Среднее Царство

В это время фараоны максимально сконцентрировали власть в своих руках под эгидой Фив. Это привело к формированию духовного индивидуализма египтян, т.к. теперь все старались при жизни готовиться к личному бессмертию. Главный акцент теперь делается на строительство храмов и внутреннее убранство зданий, их сюжетные мотивы, которые должны были напоминать египтянам об их посмертной участи. Тогда же развиваются города с водостоками, широкими улицами.

Новое Царство

Этот период характеризуется культом бога Амона, ради которого возводились Луксорский и Карнакский храмы, храм Хатшепсут. Большинство сохранившихся построек относятся именно к этой эпохе.

Позднее Царство

Этот период характеризовался децентрализацией власти, иностранной интервенцией и полным захватом государства Александром Македонским. Тут обнаруживается синтез двух культур: греческой и египетской (яркий пример – храм Гора в Эдфу). Элементы традиционной египетской культуры (гипостили, пилоны) сберегались. В период персидского управления храмам придаётся меньшее значение, они уменьшаются, акцент смещается на декор.

Топ-10 древнеегипетских памятников

Какие архитектурные сооружения Древнего Египта самые знаменитые? Самые масштабные архитектурные шедевры Древнего Египта – это, безусловно, пирамиды. Также к популярным постройкам относятся статуи и храмы.

пирамида Джосера

  • Ступенчатая пирамида Джосера

Это одна из древнейших пирамид. При её постройке Имхотепом впервые реализована идея вертикальной гробницы со ступенями (самое древнее каменное здание в мире). Её высота – 62,5 м. Имеет 6 ступеней-оснований размером 121х109 м. Есть глубокая шахта, которая сверху перекрывается куполом. С ней связана легенда о подземном городе, путь в который открывается только через неё.

Это заупокойный скальный храм, представляющий собой 3 ступени, которые соединены друг с другом пологими пандусами. На ступенях ранее размещались цветочные оранжереи с прудами. В храме большое количество колон и содержательных рельефов.

Наиболее известные, внушительных размеров пирамиды в мире – пирамиды Гизы (по возрастанию размеров): пирамиды Микерина, Хафра, Хуфу и самая известная – Хеопса. Высота пирамиды Хеопса – 140 м. Внутри неё 3 усыпальницы и погребальные помещения для фараона и царицы. О ней нет никаких сведений в древних папирусах (1-е упоминание сделал греческий историк Геродот). В пирамиде много загадочных коридоров, которые так и не удаётся окончательно исследовать.

пирамиды Гизы

Они представляют собой совокупность храмов, статуй и поразительных резных фигур. Этот комплекс делится на 4 отдельных участка, посвящённых разным богам. В комплексе полно лабиринтов, пилонов и сфинксов, создающих иллюзию среды животного мира. В Луксорском храме, сделанном в прямоугольном виде, с абсолютно симметричными формами и пропорциями есть обилие колон, а при входе находится статуя Рамзеса II и крупнейший обелиск.

Её отличительная характеристика – неповторимые формы: высота более 100 м., основа увеличивается под 54 градуса, а верхняя часть – под 43 градуса.

Они построены из камня и имеют огромные размеры. Храм Рамзеса II окружён 4-мя грандиозными статуями, а королевы Нефертари – 6-ю. Внутри много каменных резных фигурок и статуй.

Это целый комплекс зданий, статуй и храмов. Самая очаровывающее в нём – центральный коридор со сфинксами, создающий аутентичную атмосферу.

луксор

Её высота – 104 м. и это 3-я пирамида по высоте в мире. Она имеет красноватый яркий окрас.

Тут расположены кладбища египетских фараонов 1600-1100 гг. до н.э. Тут же есть известная гробница Тутанхамона, сидячие титаны Мемнона и др. Это архитектурное воплощение идеи вечной жизни.

Это самая огромная в мире монолитная статуя (длина – 70 м., высота – 20 м.) и представляет собой смесь человека и льва.

За 3000-летнюю историю своего развития — от плетеных хижин и вырытых в песке ям-могил до грандиозных пирамид Древнего царства и храмов-исполинов Нового царства — египетская архитектура пережила несколько периодов, из которых каждый имел свои признаки и отличительные черты. И вместе с тем для египетской архитектуры может быть в большей степени, чем для архитектуры какой-либо иной страны, свойственно наличие общих признаков, характерных для всех периодов развития.

Монументальность храмов Нового царства проявляется в грандиозности их размеров (площадь гипостильного зала Карнака составляет 5600 м 2 , высота колоссов Мемнона — 20 м), величественности пропорций, обязательном введении масштаба.

Деталь, повторяющая в меньшем размере форму, доминирующую в сооружении, подчеркивает величину сооружения. Небольшая дверь между башнями пилонов акцентировала величину пилона. Статуя в человеческий рост, помещенная возле 20-метровых колоссов Рамсеса в Абу-Симбеле, подчеркивала его сверхчеловеческую сущность. Тысячи мелких фигурок поверженных врагов возвеличивали высившуюся над ними фигуру фараона-победителя.

Введение масштаба позволяло создать иллюзию грандиозности даже сравнительно небольших памятников: небольшие фигурки людей, помещенные между лапами сфинксов, ведущих к карнакскому храму, способствовали зрительному увеличению их размеров.

Симметричность, выраженная в равномерном распределении массы по отношению к центральной оси в пирамиде и в тождественности граней в храме, воплотилась в размещении всех помещений на одной продольной оси: аллея сфинксов, доходящая до центрального входа, вход, главный неф гипостильного зала, дверь, ведущая в святилище, наконец само святилище. При этом направление центральной оси подчеркивалось особым архитектурным приемом: сооружением специального карниза над дверью, расширением главного нефа, увеличением высоты колонн.

Архитектура сооружения сливается с его декоративным убранством — с колоннами, имеющими капители в форме цветов и бутонов лотоса, папируса, пальмовых листьев, с расписными потолками в виде звездного неба, со статуями, стоящими во дворах, залах и святилищах, с рельефами, украшающими пилоны и стены. Рельефы, покрывающие всю поверхность стен храма, составляют его неотъемлемую часть. Они дополняют архитектурный образ, раскрывают смысл. Египетский рельеф, плоскостной по своему характеру, сливается с плоскостью стены и еще больше подчеркивает ее монументальность.

Египетский художник умел использовать отдельную часть стены для создания композиции, согласованной с общим замыслом сооружения. При этом он не ограничивался лишь требованиями эстетики. Строго установленная символика обусловливала выбор сюжета изображения и определяла его место в здании, подобно тому как принятая схема расположения помещений диктовала план сооружения, который подчинялся существующим правилам.

Основные правила построения, сложившиеся в глубокой древности, освященные религией и ставшие канонами, определили развитие египетской архитектуры, ее сущность.

Как показывают памятники, правила эти не были незыблемы на всем протяжении истории египетской архитектуры, они изменялись по мере развития египетского общества, мировоззрения и искусства, но сущность их, обусловленная спецификой египетского социального строя, сохранялась на всем протяжении истории Древнего Египта.

Египетский ордер

Под ордером той или иной архитектуры следует понимать характерное для данной страны и эпохи художественное истолкование архитектурной (стоечно-балочной) конструкция. В египетском зодчестве роль ордера очень велика. Формы его многообразны.

Первая группа появилась в период Древнего царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, с изменением художественного мировоззрения, они применялись все реже и в Новом царстве почти совсем исчезли.

Группа эта заключает несколько типов.

1. Столб квадратного сечения — наиболее часто применявшийся тип этой группы. Его пропорции: высота равна четырем - пяти сторонам основания. В большинстве случаев столб не имел капители и часто был покрыт рельефами. В позднее время перед квадратными столбами ставились скульптурные изображения (Мединет-Абу, Рамессеум); скульптуры обычно прислонены к столбу и не несут нагрузки. Этот прототип несущих кариатид имелся уже в ансамбле Джосера в Саккаре.

2. Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями и каннелюрами. Египетская каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням. Пропорции колонн в Бени-Хасане: h (высота) равна 5D (нижним диаметрам).

3. Колонны в виде суживающегося кверху цилиндра, обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Пропорции: h = 5,5D. Граненые и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадратной плиты — абаки.

В памятниках III династии встречаются попытки создания более сложных капителей. Можно отметить два типа их. В первом — верхняя часть ствола колонны не прорезана каннелюрами и имеет гладкую поверхность, срезанную внизу по кривой. Во втором типе под абаку подведены два больших листа, загибающиеся вниз на ствол колонны.

База граненого столба представляет собой простую прямоугольную подкладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда).

В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется книзу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.

Колонны, имитирующие формы растительного мира, в основных своих типах возникли в период V и частью III династий, каннелированные колонны — немного позже. Они почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и Позднего царств, совершенно вытеснили колонны геометрически правильных форм. Колонны этого типа в их развитом виде тесно связаны с религиозной символикой египтян.

Основанная на подражании формам растительного мира египетская колонна перерабатывает эти формы в соответствии с установкой Нового царства на монументальную архитектуру. Пропорции колонн становятся грузными, их формы — упрощенными, сведенными к гладким поверхностям. В начальный период Нового царства проводилось строгое распределение типов колонн по месту их размещения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели капители в виде закрытой чашечки цветка, приближавшиеся к простой конструктивной форме, рассчитанной на выражение тектонической роли колонны. И только в средних ярко освещенных пролетах гипостильных залов колонна, подобно свободно стоящему растению, увенчивалась раскрытой чашей капители, за гранью которой не видна была верхняя часть колонны, непосредственно принимающая на себя нагрузку потолка. Потолок, расписанный звездами, изображал небо и казался парящим в воздухе. В конце Нового царства этот прием размещения колонн потерял свое значение, и их стали расставлять в произвольном порядке. В архитектуре Египта Позднего царства применялись исключительно раскрытые чаши капителей. При определении формы колонн декоративные требования получили в эту эпоху преобладающую роль.

Встречаются следующие типы колонн.

1. Папирусообразная (папирус — высокий гладкий тростник), с открытым и закрытым бутоном — основной тип колонны Нового царства.
2. Лотосообразная (лотос — большая белая лилия) — редко применявшаяся колонна.
3. Пальмообразная.
4. Со сложной, или композитной, капителью (появилась в поздний период).
5. С гаторической капителью (с изображениями головы богини Гатор).
6. С капителью в виде перевернутого колокола — встречается редко (Карнак).

Стилевые особенности египетских колонн

По горизонтали ствол обычно пересечен орнаментальными полосами или объемными жгутами, связывающими пучки стеблей, также объемные в этом случае (Луксор).

Пропорции колонны, включая капитель, были относительно тяжелы; их развитие исторически шло от стройных форм к массивным, хотя эта тенденция и не всегда проявлялась последовательно. В Абусире высота колонны равна 6—7 наибольшим диаметрам, в Карнаке — 6 и 5 диаметрам (обе колонны — в гипостильном зале), в Луксоре — около 5,5 диаметра, в Мединет-Абу — от 3,75 до 4,25 диаметра.

Ствол большинства колонн сужается кверху, причем многие колонны имеют сужение около базы.

Низ колонны в большинстве случаев обработан прямоугольным или криволинейным орнаментом, имитирующим листья.

Капители были двух основных типов — закрытый бутон и раскрывшаяся чашечка цветка. Над капителями имелась абака, равная по толщине архитравной балке, т. е. приблизительно величине верхнего диаметра колонны.

Капитель в виде бутона расширялась внизу, у основания, и постепенно сужалась кверху, вписываясь в квадрат абаки.

Капитель в виде чашечки расширялась внизу аналогично бутону и сильно раскрывалась наверху, переходя в тонкое ребро (верхний диаметр колонны). Абака сохраняла размер толщины архитрава и потому становилась почти вдвое уже верхнего круга капители. Тонкое и ломкое верхнее ребро капители не нагружалось и имело исключительно декоративное назначение.

Колокол или бутон имел гладкую, простую форму. Капитель была круглой в плане (Карнак), граненой (пальмовидная капитель) или состояла из ряда полукруглых жгутов (Луксор). Капители Нового царства почти не имели рельефа. Обработка капители сводилась к убранству, обычно имитирующему листья растений.

Объемные формы капителей были простыми и крупными. Только в эллинистический период в Египте в сложных капителях появились скульптурная расчлененность и мелкие объемные формы.

Высота капители по отношению к высоте всей колонны была сравнительно велика (для ионического ордера Греции она составляет около 1 /15, для коринфского — 1 /8 — 1 /7, в Абусире — 1 /4,4 — 1 /4, В Карнаке — 1 /3,25 — 1 /5,3, В Мединет-Абу — около 1 /3,3; в Луксоре — около 1 /3 и в Дендера колонны гипостильного зала — около 1 /2 высоты, т. е. в последнем случае высота капители почти равна высоте ствола).

База представляла собой плоский диск, по большей части без резьбы, покрывавший ствол колонны. Диск имел вертикальный или наклонный срез (с расширением книзу). Иногда срезу придавали форму окружности. База во многих случаях была очень массивной, ее диаметр достигал 2 диаметров колонны.

Для шага колонн чаще всего применялся метрический ряд с равными, относительно узкими интерколумниями. Но от этого приема было много отступлений. В первом дворе Луксорского храма при переходе с боковой стороны на фасадную шаг колонн меняется, сохраняя пропорции ордера. Часто средний входной интерколумний был шире остальных (Эдфу, Хонсу и др.).

Для Нового царства характерно объединение колонн нескольких типов в одном помещении. В гипостильных залах средние ряды колонн были выше других и капители их отличались по форме: в центре — раскрытый цветок, по краям — бутоны. Шаг средних колонн не совпадал с шагом крайних.

В колоннадах позднего периода форма капителей иногда симметрично изменялась. В Эдфу в пределах половины фасада переднего зала и двора капители были все различны по форме и высоте, но симметрично повторялись на другой половине фасада; иногда же, как в колоннаде перед большим пилоном на острове Филе, все капители ряда были различны.

Все изменения, происходившие в разные периоды в элементах ордера, в основном относятся к колонне. Антаблемент сравнительно рано получил установившуюся форму. В Древнем и Среднем царствах он состоял из архитравной балки и положенной горизонтально выносной прямоугольной плиты; иногда применялись консоли. В Новом царстве и позже антаблемент состоял из архитравной балки и большой выкружки со сравнительно тонким полувалом под ней. Сочетание выкружки с полувалом, появившееся еще в Древнем царстве, позже стало применяться для венчания всех форм в египетском зодчестве: наличников дверей, завершения стены, пилона, антаблемента колоннады и др. Формы антаблемента и карниза в искусстве позднего времени оставались неизменными.

Высота антаблемента составляла от 1 /4,5 до 1 /5 высоты всего ордера (или здания), причем в колоннадах это отношение редко выходило за указанные пределы. Высота верхней карнизной выкружки составляла обычно от 1 /3 до 1 /2 высоты антаблемента. Однако в построении пропорций карниза и деталей не применялись модульные и канонические отношения: в зависимости от размещения деталей и их значения в облике здания они претерпевали значительные отклонения от условий средней нормы. Увеличение размеров здания не вызывало пропорционального увеличения деталей. Египетская архитектура основана на масштабности; в связи с этим огромный пилон иногда увенчивался непропорционально малым карнизом (Луксор), подчеркивающим его величину, а центральный портал этого пилона получал огромный, тяжелый карниз. Тем не менее модульность, в смысле кратности всех размеров по отношению к исходной единице построения, служила одним из приемов определения основных размеров здания. Правда, ее применение было ограничено определенным временем. (Жилая архитектура Египта, известная лишь по фрагментам, из нашего анализа исключена).

Следует отметить ряд прогрессивных элементов в египетской архитектуре, имевших значение в дальнейшем развитии мировой архитектуры. К ним должны быть отнесены:

1) большие ансамблевые композиции;
2) разработка проблемы монументальности;
3) сильное развитие в композиции продольной оси с использованием эффектов перспективы и освещения;
4) перистильный двор (в храме и жилом доме);
5) базиликальный разрез (там же);
6) ордерная система;
7) разработка системы пропорциональной закономерности;
8) использование стенной поверхности как основного мотива художественного образа сооружения, ставшего впоследствии характерным для архитектуры Востока (с одновременным использованием в интерьере колоннад);
9) появление (в период Среднего царства) небольших, интимных храмов, близких по форме к периптеру, обнесенных с трех сторон открытыми портиками;
10) синтез искусств, с полным подчинением живописи и скульптуры архитектуре.


Архитектура Древнего Египта и по настоящее время вызывает множество вопросов в плане ее создания и строительства. Так чем же уникальны были архитектурные особенности египтян?


Ранняя египетская архитектура

История развития архитектуры Древнего Египта имеет определенную структуру.
Известны следующие периоды архитектуры Древнего Египта:

  • Раннее царство;
  • Древнее царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Позднее царство.

Памятники архитектуры раннего царства не дошли до наших дней. В те годы египтяне в строительстве использовали кирпичи, изготавливаемые из глины и речного ила, которые не выдерживают испытания тысячелетиями.

В годы Раннего царства широко развернулось строительство молелен и мастаб.

Мастаба – это гробница знатных людей в виде усеченной пирамиды с внутренними ходами и залами. В молельной камере располагалась статуя, в которую согласно религии вселялась душа усопшего.

Во времена Раннего царства в Египте в архитектуре начинают использоваться вогнутые карнизы и орнаментальные фризы.

которые читают вместе с этой





Отметим, что строительство Сфинкса относят к середине 3 тысячелетия до н.э., хотя выдвинута гипотеза о создании Большого Сфинкса в более раннем периоде около 12000 лет назад.

Египетский Сфинкс

Рис. 1. Египетский Сфинкс.

Эпоха пирамид

Именно период Древнего царства является воплощением египетской мифологии и присущей только ей культуры. Впервые идея возвести вместо мастабы пирамиду возникла во времена правления фараона Джосера. Архитектор Имхотеп построил ступенчатую пирамиду размером 121х109 метров при высоте 62,5 метра.

Ее отличительной особенностью является глубокая вертикальная шахта, сверху накрытая куполом. По одной из версий, эта шахта ведет в город, отстроенный под землей.

Широко известными являются пирамиды Гизы. Самая высокая из них – пирамида Хеопса – высотой 140 метров.

Пирамида Хеопса

Рис. 2. Пирамида Хеопса.

Главная ее загадка заключается в том, что она не упоминается в египетских папирусах, зато есть у Геродота. Пирамида имеет три усыпальницы и множество камер и коридоров.

Во времена Древнего царства разворачивается строительство солнечных храмов. Каждый из них имел вид постройки на возвышении, окруженном стеной, а в центре храма устанавливался обелиск. Самый известный храм Солнца – храм Ниссусера.

Храм Ниссусера

Рис. 3. Храм Ниссусера.

В эпоху Среднего царства наблюдается доминирование индивидуализма. Каждый египтянин заботился о своей загробной жизни, что привело к строительству малых пирамид. При их возведении акцент делался на обустройство внутреннего пространства.

В городах развивается инфраструктура. Например, в основанном городе Кахун были сделаны широкие дороги и проведен водосток.

Стоит отметить уникальность египетской росписи стен иероглифами и различными рисунками.

Архитектура Нового и Позднего царств

В 16 веке до н.э. возрастает культ бога Амона. В честь него строятся прямоугольный Луксорский и Карнакский храм. Оба здания соединяла аллея, что стало визитной карточкой периода.

Важно: Еще одной постройкой стал храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, который был высечен в скале и представлен в виде трех ступеней, соединенных пандусными лестницами. Его привлекательность в использовании множества колонн и рельефов, посвященных жизни царицы.

В Позднем царстве популярность набирают такие элементы как гипостили, пилоны. Упор делался на обработку декора.
После вторжения армии Александра Македонского в Египет начинает наблюдаться синтез двух культур.

Что мы узнали?

Подводя итог разговору об архитектуре Древнего Египта, стоит отметить, что в ней выделяют 4 основные черты – монументальность, ритмику, геометричность и строгую симметрию. Это была величайшая культура древности.

Читайте также: