В чем своеобразие и особенности занятий по развитию речи в разных возрастных группах кратко

Обновлено: 08.07.2024

Краткие характеристики речевого развития дошкольни­ков — младшего, среднего и старшего дошкольного возрас­та — подчеркивают лишь некоторые особенности речи де­тей и не претендуют на полноту, так как здесь они нужны для выделения приоритетных направлений развития каж­дой речевой задачи.

Вторая младшая группа

Характеристика речевого развитиядетей четвертого года жизни.При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам (пра­вильное произношение звуков, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию воп­роса, просьбы, восклицания). Ребенок накапливает определен­ный запас слов, который содержит все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существитель­ные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окру­жения, их действия и состояния. Однако начинают активно употребляться прилагательные и местоимения. Быстрая утом­ляемость детей четвертого года жизни предопределяет их неспособность к вычленению существенных признаков пред­мета, несоответствие между овладением фонетической и со­держательной сторонами слов.

Вместе с тем у ребенка активно формируются обобщаю­щие функции слов. Через слово ребенок овладевает основны­ми грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существи­тельных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глаголов, повелительное наклонение. В речи начинают появляться сложные формы предложений, со­стоящих из главных и придаточных, отражаются причинные, целевые и другие связи, выраженные через союзы. Дети ос­ваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к состав­лению связных высказываний описательного и повествова­тельного характера. Однако в речи детей четвертого года жиз­ни отмечаются и другие особенности.

В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорные (р,ръ, л, ль) звуки, а некоторые звуки пропускают. Требует совершен­ствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием как артикуляционного аппарата, так и таких эле­ментов звуковой культуры, как дикция, темп, сила голоса.

Овладение основными грамматическими формами также имеет особенности. Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. При построении простых рас­пространенных предложений они опускают отдельные чле­ны предложения. Существует проблема новых словообразова­ний. Стремление к созданию новых слов появляется у ребен­ка в результате творческого освоения богатств родного языка.

Детям четвертого года жизни доступна простая форма ди­алогической речи. Однако они часто отвлекаются от содержа­ния вопроса. Речь ребенка этого возраста ситуативна, в ней преобладает экспрессивное изложение.

Эти и другие особенности речевого развития детей млад­шего дошкольного возраста определили содержание работы при решении всех основных задач.

Воспитание звуковой культуры речи.Работа по воспита­нию звуковой культуры речи детей четвертого года жизни включает развитие артикуляционного и голосового аппара­та, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха, а также различных средств интонационной выразительнос­ти. Обучение правильному произношению звуков всегда вы­делялось как основная задача развития речи детей 3—4 пет. Она достаточно широко освещена в методической литерату­ре (М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева).

Работу над правильным произношением гласных звуков, их дифференциацией необходимо проводить для формирова­ния четкой артикуляции звуков родного языка, а также для того, чтобы приучить детей вслушиваться в речь взрослых, различать на слух отдельные звуки и звукосочетания. Произ­ношение согласных звуков (их последовательность подробно обоснована в работах логопедов: м, б, п, т, д, н, к, г, х, ф, в, л, с, ц) готовит органы артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков. Игры и упражнения направлены на разви­тие умения дифференцировать родственные по месту образо­вания звуки (п и б, т и д, ф и в) в небольших речевых едини­цах — слогах: па па, ба ба, то-то, до-до и т.п. Затем отрабаты­вается дифференциация твердых и мягких согласных. Таким образом, дети подводятся к правильному произношению ши­пящих.

Не отрицая влияния работы по воспитанию правильного произношения звуков у детей младшего дошкольного возрас­та на их речевое и умственное развитие, нужно подчеркнуть, что необходимо более пристальное внимание уделять воспита­нию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные усло­вия дальнейшего развития всех сторон речи. От звукового оформления высказывания зависит его эмоциональность и выразительность, поэтому нужно научить детей отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, а также регулировать темп речи в связном выс­казывании.

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и сло­вах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется на каждом занятии всочетании с другими речевыми задачами.

У детей формируются понимание и употребление обобща­ющих понятий (платье, рубашка — это одежда, кукла, мяч — это игрушки, чашка, тарелка — это посуда), развивается уме­ние сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (поезд — окна, вагоны, колеса).

Дети учатся понимать семантические отношения слов раз­ных частей речи в едином тематическом пространстве: пти­ца летит — рыба . плывет; дом строят — суп . варят; мяч сделан из резины, карандаш . из дерева. Для этого они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки . (лож­ки, вилки); кофта, платье . (рубашка, юбка, брюки).

Рассматривая картинки, дети знакомятся также с много­значными словами: ножка стуланожка столаножка у гриба; ручка у сумкиручка у зонтикаручка у чашки; иголка швейнаяиголка у ежа на спинеиголка у елки.

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвес­ти ребенка к пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие сло­варя.

Работу над грамматической формой слова и предложения надо рассматривать в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи. Выполняя грамматические упраж­нения, дети учатся правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже и связывать между собой не только слова, но и отдельные предложения. В работе над синтаксисом на пер­вый план выступает обучение построению разных типов пред­ложений и элементарному умению соединять их в связное высказывание.

Развитие связной речи. Взаимосвязь всех сторон речи (воспитания звуковой культуры, формирования граммати­ческого строя, словарной работы) является предпосылкой развития связной речи. Развитие связной речи проводится на занятиях по пересказу литературных произведений, рас­сказыванию по картине и об игрушке, где в комплексе ре­шаются все речевые задачи, однако основной является обу­чение рассказыванию. Дети учатся пересказывать литера­турное произведение, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопро­сам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, на­конец, самостоятельно.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, внимание обра­щается на персонажей картины и их действия, а затем дети составляют короткий рассказ сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Дети младшего дошкольного возраста могут составлять рас­сказы повествовательного типа. У них надо развивать умение видеть структуру рассказа (начало, середину, конец), активи­зировать глагольную лексику в определенной конкретной ситуации (например, сюжет с глаголами общения или движе­ния: спросилответил, попросилсделал, побежалдог­нал), так как глагол является основным средством развития сюжета.

Необходимо давать детям разнообразные схемы повество­вания. Сначала надо научить детей строить высказывание, состоящее из трех предложений (Пошел зайчик. Там он встретил. Они стали. ), а затем увеличивать их число. При составлении таких рассказов дети должны почувствовать ин­тонацию первого, центрального и конечного предложений, что важно при формировании умения построить текст даже из трех предложений.

Для поддержания интереса к играм-инсценировкам мож­но специально подобрать игрушки: елочку, девочку с корзин­кой, ежика с ежатами, грибы разных расцветок и размеров, белочку, сосну, шишки, грибы, зайчика, медвежонка. После рассматривания игрушек взрослый распределяет роли и пред­лагает детям рассказать сказку про девочку и ежика, про белочку и ее друзей.

Очень важно учитывать разный речевой уровень детей. Поэтому особое значение приобретает индивидуальная рабо­та с каждым ребенком, а также игровые формы обучения на занятиях и особенно вне занятий. Цель индивидуальной ра­боты — развитие речевых способностей каждого ребенка. Работа проводится в обстановке естественного общения уча­стников игры. Детям с высоким уровнем речевого разви­тия можно предложить короткие, но довольно сложные по содержанию схемы (Наступила. Ребята. Они стали. И вдруг. Тогда. Однажды дети. Видят. Они говорят ему. И тогда. ).

В индивидуальном общении легче обучать рассказыванию из личного опыта: о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходные дни, об интересных событиях в жизни ребенка и его близких. Индивидуальную работу лучше про­водить в утренние и вечерние часы. Фонетические и грамма­тические упражнения могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и иг­рушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, активно вовлекая в совмест­ное рассказывание и игру-драматизацию.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Характеристика речи детей пятого года жизни. Глав­ное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словооб­разования, происходит взрыв словесного творчества.

Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интона­ционная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласовании существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова для многих затруднительно. Большинство детей не владеет в достаточ­ной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не мо­гут связывать между собой предложения и части высказыва­ния.

Воспитание звуковой культуры речи.Работа по воспита­нию звуковой культуры речи включает формирование пра­вильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными сред­ствами выразительности. У детей среднего дошкольного воз­раста важно сформировать и закрепить правильное произно­шение всех звуков родного языка, в том числе свистящих и сонорных звуков, твердых и мягких (с, съ, з, зъ, ц, ш ж, ч, щ, л, ль, р,ръ).

Развитый речевой слух дает возможность детям разли­чать повышение и понижение громкости голоса, замедление и ускорение темпа речи взрослых и сверстников.

Особое внимание уделяется интонационной выразитель­ности речи. В инсценировках дети учатся говорить разными голосами и с разными интонациями (повествовательной, воп­росительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдель­ных слов, так и предложений широко используется специ­альный материал (чистоговорки, потешки, считалки, неболь­шие стихотворения), который дети произносят с разной си­лой голоса и в разном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

Дети среднего дошкольного возраста могут уже осознавать особенности своего произношения, поэтому уместны вопросы, выясняющие, правильно ли говорит ребенок. Отвечая на воп­росы, дети задумываются над своим умением оформлять выс­казывание.

Содержание работы по воспитанию разных аспектов звуко­вой культуры речи, ознакомление с особенностями звучаще­го слова, игры, занятия, упражнения подробно освещены в работах А.И. Максакова и Г.А. Тумаковой.

Словарная работа.Особое внимание в словарной работе уделяется правильному пониманию слов, их употреблению и дальнейшему расширению активного словаря. Продолжается работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий (существительные, прилагатель­ные, глаголы), уточняются обобщающие понятия (игрушки, одежда, мебель, овощи, посуда). Дети могут назвать действия, связанные с движением игрушек, животных, подобрать опре­деления к заданным словам (снег, снежинка, зима).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, подбирают не только действия к предмету (лейка. утюг. молоток. нужны для того, чтобы. ), но и пред­меты к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду). Одновременно проводится работа по правильному употребле­нию слов, обозначающих пространственные отношения.

Кроме того, детей надо знакомить с происхождением не­которых слов. (Почему грибы называют...подберезовиком, по­досиновиком, лисичкой, мухомором? Почему шапку называют ушанкой, цветок — подснежником?)

Формирование грамматического строя речи. В средней группе расширяется круг грамматических явлений, которые дети должны усвоить. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных (нет шапки, варежек, брюк), правиль­ному согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, развивается ориентировка на окончание слов (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).

Образованию форм глаголов в повелительном наклонении (Спой! Спляши! Попрыгай!) дети учатся в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям. Дети также упражняются в правильном понимании и употреблении пред­логов пространственного значения (в, под, над, между, около).

В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Де­тей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (уте­нокутятане стало утят; зайчонокзайчатамного зайчат; лисеноклисятанет лисят). Упражня­ясь в образовании названий предметов посуды, дети осозна­ют, что не все слова образуются одинаково (сахарсахарни­ца, салфеткасалфетница, но масломасленка и сольсолонка).

Особенное внимание уделяется умению образовывать раз­ные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам рький, ста­рыйновый.

и числам. Так, следя за действием игрушки, дети учатся правильному образованию глаголов (лезлазалезлавы­лезла; прыгнулаподпрыгнулаперепрыгнула; неслапринеслаунесла). Дети также учатся образованию звуко­подражательных глаголов (ворона карр-карркаркает, пе­тух кукарекукукарекает, поросенок хрю-хрюхрюка­ет). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыломылит, звонокзвенит, крас­какрасит, учительучит, строительстроит, но врач лечит, портной шьет).

Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений дети передают содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных на занятии.

В средней группе описанию уделяется особое внимание. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, описывать предметы, картинки, игрушки по следующей схеме: 1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, дей­ствий предмета (или с предметом); 3) оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое освоение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста (начальное определение предмета, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к предмету).

Задания по развитию связной речи органически сочетают­ся с лексическими, фонетическими и грамматическими уп­ражнениями.

Обучение связной речи помогает совершенствовать состав­ление описательных и повествовательных рассказов, исполь­зование элементов рассуждения, развивает умение употреб­лять в связном высказывании точные и образные слова, вклю­чать в текст повествования прямую речь и диалоги действую­щих лиц.

СТАРШАЯ ГРУППА

Характеристика речидетей 6—7 лет.У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно вы­сокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значитель­ный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словар­ного состава, совокупности слов, употребляемых ребенком), однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного (синони­мы) или противоположного (антонимы) значения, а также мно­гозначными словами.

В старшей и подготовительной к школе группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30–35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Планирование занятий по развитию речи.

В деятельности воспитателя дошкольного учреждения планирование воспитательно-образовательной работы с детьми — весьма ответственный этап подготовки к ее успешному осуществлению. В плане находят отражение как общие психолого-педагогические, так и узкоспециальные задачи. Грамотно спланированная и своевременно выполненная работа — гарантия не только интеллектуально-речевого, но и общего всестороннего развития ребенка.

При планировании занятий по родному языку необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Для обеспечения понимания речи и развития мышления детей при планировании занятий необходимо предусмотреть опорную чувственное восприятие объектов и явлений окружающего мира и соотнесение этого восприятия со словом, обозначающим эти объекты и явления. При этом учитываются методы выявления их связей, взаимоотношений: обследование предметов, рассматривание игрушек и иллюстраций, наблюдение животных и растений, явлений природы и общественной жизни, сопровождение действий детей вопросами, указаниями, пояснениями, рассказом воспитателя, чтением художественного произведения, загадыванием загадок, обобщением увиденного и услышанного народной пословицей. Такое первоначальное освоение языка служит развитию образного мышления, фантазии, воображения (со временем — творческого), создает надежную базу для перехода от образного мышления к обобщенному, абстрактному.

На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий (физическое воспитание, изобразительная деятельность и др.) живая разговорная речь и художественная литература на занятиях по родному языку являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при планировании каждого занятия важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данном занятии.




Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически.

Высокохудожественные литературные произведения способствуют успешному усвоению детьми норм речи, развитию чувства языка, выработке интонационной и стилистической выразительности устной речи.
Вопросы:

1. В чем своеобразие и особенности занятий по развитию речи в разных возрастных группах?

2. Перечислите дидактические требования к занятиям.

В старшей и подготовительной к школе группах повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера. Меняется характер занятий. Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближаются к урокам школьного типа. Длительность занятий составляет 30–35 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма.

Планирование занятий по развитию речи.

В деятельности воспитателя дошкольного учреждения планирование воспитательно-образовательной работы с детьми — весьма ответственный этап подготовки к ее успешному осуществлению. В плане находят отражение как общие психолого-педагогические, так и узкоспециальные задачи. Грамотно спланированная и своевременно выполненная работа — гарантия не только интеллектуально-речевого, но и общего всестороннего развития ребенка.

При планировании занятий по родному языку необходимо учитывать объективно существующие закономерности усвоения речи детьми. Для обеспечения понимания речи и развития мышления детей при планировании занятий необходимо предусмотреть опорную чувственное восприятие объектов и явлений окружающего мира и соотнесение этого восприятия со словом, обозначающим эти объекты и явления. При этом учитываются методы выявления их связей, взаимоотношений: обследование предметов, рассматривание игрушек и иллюстраций, наблюдение животных и растений, явлений природы и общественной жизни, сопровождение действий детей вопросами, указаниями, пояснениями, рассказом воспитателя, чтением художественного произведения, загадыванием загадок, обобщением увиденного и услышанного народной пословицей. Такое первоначальное освоение языка служит развитию образного мышления, фантазии, воображения (со временем — творческого), создает надежную базу для перехода от образного мышления к обобщенному, абстрактному.

На занятиях по развитию речи в детском саду воспитательная, образовательная и чисто языковая задачи решаются в их единстве. В отличие от других видов занятий (физическое воспитание, изобразительная деятельность и др.) живая разговорная речь и художественная литература на занятиях по родному языку являются не только средством умственного, нравственного, эстетического воспитания, но и предметом практического освоения. Поэтому при планировании каждого занятия важно на фоне общепедагогических задач особо выделять языковые, которые предстоит решать на данном занятии.

Осваивая лексические и грамматические языковые значения разной степени обобщенности, ребенок практически постигает логику родного языка, учится мыслить логически.

Высокохудожественные литературные произведения способствуют успешному усвоению детьми норм речи, развитию чувства языка, выработке интонационной и стилистической выразительности устной речи.
Вопросы:

1. В чем своеобразие и особенности занятий по развитию речи в разных возрастных группах?

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает важное место в развитии ребёнка. Только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребёнка затрудняет общение.

В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения занятия словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе занятия приближается к урокам школьного типа.
Длительность занятий составляет 30 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. Занятие должна проходить непринужденно, живо.
Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.
Заключительная часть проводится кратко и эмоционально, т.к. ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия.
Заключительную часть занятия организовываем таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение.).
Также подводится итог всего занятия: дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия) К подведению итогов, анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников привлекаем детей.
Итак, главной особенностью организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. При организации и проведение занятий по развитию речи в соответствии с ФГОС педагог выступает прежде всего, как организатор совместной деятельности с детьми через интеграцию образовательных областей и организацию видов детской деятельности, включая эффективные форм работы с детьми.
Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий также изменились, образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад был представлен педагогам на педагогическом совете.

Методические рекомендации по организации и проведению непрерывно образовательной деятельности по развитию речи в разных возрастных группах.

Шинкаренко Людмила Пантелеймоновна

Воспитатель

Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.

Хорошо известно, что речь не является врождённой способностью человека. Она формируется у ребенка постепенно, в процессе его роста и развития. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми, сверстниками).

Только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре.

Одним из основных средств речевого развития является обучение. Роль обучения в овладении ребенком родным языком подчеркивалась К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой и другими выдающимися педагогами.

Решение всех речевых задач осуществляется посредством разных форм организации детей.

Ведущими являются образовательные ситуации, специальные занятия, ситуации общения.

Большое внимание уделяем правильности организации и проведению занятия по речевому развитию. Оно отвечает всем гигиеническим и эстетическим требованиям, поддерживается игровыми моментами.

Для организации и проведения занятий по речевому развитию:

используем непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя;

четко определяем развивающие, обучающие, воспитательные (воспитывающие) задачи с учетом интеграции НОД;

На занятиях по речевому развитию включаем следующие задачи:

Формирование грамматической стороны речи.

Воспитание звуковой культуры речи.

Формирование разговорной (диалогической) речи.

Обучению рассказыванию (монологической речи).

Ознакомление с художественной литературой.

Подготовка детей к обучению грамоте.

Все стороны речи развиваем параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.

При планировании занятия определяются нами разнообразные по степени сложности методы и приёмы работы с детьми:

Словесные:

Беседа, ситуативный разговор, речевые упражнения и ситуации, проблемные ситуации, составление и отгадывание загадок, чтение и рассказывание художественных произведений, рассказывание без опоры на наглядный материал, заучивание наизусть, объяснение значения пословицы и поговорок.

Наглядные:

Рассматривание предметных картинок, картин и иллюстраций; наглядное моделирование (мнемотехника), картинный, картинно-графический план, схемы описания и сравнения, показ фрагментов мультфильмов, презентаций.

Практические:

Дидактические игры и упражнения (грамматические и лексические), логические упражнения для развития речи (Т.А. Ткаченко.), игры-драматизация, игры-импровизации, пальчиковые игры, хороводные игры и др.

- Выбираем приемы работы, обусловленные содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми (фонетика, лексика, грамматика, связная речь, так и уровнем развития речевых навыков, к моменту проведения данного занятия).

Используя различные методические приемы, создаем такие условия, чтобы каждый ребенок был уверен в том, что он сам справился с заданием, сам исправил ошибку, сделал вывод. А для этого поощряется детская самостоятельность, инициатива, выдвижение и обоснование своих предположений, т.е. создаются условия для включения детей в активную речевую деятельность.

Подготавливаем соответствующие теме материал и оборудование, которые соответствуют определенным требованиям: соответствие возрасту, эстетичность, качество и размер иллюстраций, безопасность, рациональное размещение, доступность каждому ребенку, современность.

- Для проведения ярких и эмоциональных занятий применяем обязательно наглядность (картины – настенные, настольные, мелкие и раздаточные.

В своей работе используем ИКТ технологии: ноутбук, телевизор, ауди аппаратуру для показа познавательных фильмов, сказок и презентаций, DVD , CD , которые дети с удовольствием смотрят и слушают.

Разрабатываем структуру и ход занятия (этапы реализации непрерывно образовательной деятельности).

Структура занятия должна быть четкой, где определяются три части:

- вводная (мотивационный этап);

- основная (содержательный этап);

- заключительная (рефлексивный этап).

Мотивационный этап предполагает организацию детей, переключение их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность.

- На первом этапе занятия должна создаваться нами проблемная речевая ситуация для детей, решение которой, они будут находить в течение всей занимательной деятельности. Такой прием позволяет не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе или в паре.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

В ходе основной части используются различные приемы руководства: наглядные, словесные, практические и игровые, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

- После каждого вида детской деятельности проводится анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование.

В случае, когда у детей что-то не получается используем такой прием, как педагогическая поддержка.

На занятии по речевому развитию используем современные педагогические технологии: проблемное обучение, проектная деятельность, технологии по использованию мнемотехники (Т. Б. Полянская, Т.В. Большева, Т.В. Малетина и др.); ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи (Т.А. Сидорчук, Л.А. Мушарапова, Н.Н.Хоменко и др.); здоровье сберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз; технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж с растиранием пальчиков; коррекционные технологии: речь с движением (логоритмика).

Также используются эффективные технологии речевого развития детей:

-технология обучения детей составлению сравнений

-технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок.

Занятия в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В 3 - 4 года продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

- Во время занятия уделяем внимание индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

Для выработки прочных навыков и умений проводится закрепление и повторение материала как в основной части занятия по речевому развитию, так и на других занятиях, а также во всех видах детской деятельности.

Заключительная часть проводится кратко и эмоционально, т.к. ее цель - закрепить и обобщить знания, полученные при проведении занятия.

Заключительную часть занятия организовываем таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение.).

Также подводится итог всего занятия: дается оценка детской деятельности (используется педагогическая поддержка, анализ речевой активности детей, похвала детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия). К подведению итогов, анализу и оценке результатов своей речевой деятельности и речи сверстников привлекаем детей.

И так, главной особенностью организации образовательной деятельности на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста. При организации и проведение занятий по развитию речи педагог выступает прежде всего, как организатор совместной деятельности с детьми через интеграцию образовательных областей и организацию видов детской деятельности, включая эффективные форм работы с детьми.

Таким образом, при использовании подходов к организации и проведению занятий по речевому развитию, познавательное и речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Спасибо за внимание!

Традиционные и современные подходы к организации и проведению занятий по речевому развитию

Подготовила:

Шинкаренко Людмила

Пантелеймоновна

воспитатель

Формы организации детей

Формы организации детей

Для организации и проведения занятий по речевому развитию

На занятиях по речевому развитию включаем следующие задачи

  • Развитие словаря
  • Формирование грамматической стороны речи
  • Воспитание звуковой культуры речи
  • Формирование разговорной (диалогической) речи
  • Обучению рассказыванию (монологической речи)
  • Ознакомление с художественной литературой
  • Подготовка детей к обучению грамоте.

Методы и приемы работы с детьми

Требования к материалам и оборудованию

к материалам и оборудованию

Структура занятия должна быть четкой, где определяются три части

Вводная часть

Основная часть

Используем современные педагогические технологии

  • Проблемное обучение
  • Проектная деятельность
  • Технологии по использованию мнемотехники (Т. Б. Полянская, Т.В. Большева, Т.В. Малетина и др.)
  • ТРИЗ для развития мышления, воображения и речи (Т.А. Сидорчук, Л.А. Мушарапова, Н.Н.Хоменко и др.)
  • Здоровье сберегающие технологии:
  • технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, гимнастика

пальчиковая, гимнастика для глаз

Используются эффективные технологии речевого развития детей

  • Технология обучения детей составлению сравнений
  • Технология обучения детей составлению загадок, считалок, сказок

Особенности занятий

в разных возрастных группах

(3-4 года) продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию

В старшем дошкольном возрасте ведущей задачей является развитие речевого творчества. Приоритетными становятся творческие задания направленные на развитие у детей речи и психических процессов. Обучаем детей составлению творческих рассказов по картине, по серии сюжетных картин, по плану, на определенную тему; на тему из личного опыта. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.

Читайте также: