Ключевые показатели деятельности школы

Обновлено: 05.07.2024

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА СЕГОДНЯ
Средняя численность
обучающихся в 1 школе,
человек
3
Средняя численность
педагогов в 1 школе,
человек
Средний размер бюджета
на 1 школу,
млн. рублей
179
321
2094
50
475
2010 г.
2015 г.
2010 г.
56
2015 г.
Необходимы новые инструменты управления!
Нужна оперативная информация о результатах Школы!
2010 г.
2015 г.

ПОТРЕБНОСТЬ ДИРЕКТОРА В ОПЕРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ШКОЛЕ
На что мне
нужно
обратить
внимание?
Какие
результаты у
соседних
организаций?
4
К каким
результатам
привели мои
действия?
Что я могу
рассказать об
организации
родителям и
педагогам?
Необходима информационная поддержка принятия решений!

ЭТАПЫ ВНЕДРЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
5
Мониторинг отдельных показателей
Повышение открытости информации для
директоров Школ!
Таблица самоанализа
Активное использование
информационных систем!
Таблица к аттестации
Система показателей результативности
деятельности школ
общегородских

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Цель – повышение результативности управления системой образования на всех
уровнях;
Задачи:
– инструмент оценки результатов деятельности школы;
– система поддержки управленческих решений директора школы;
– обеспечение открытости деятельности школы;
Принципы:
– автоматизированное формирование показателей без участия школы;
– актуальность и динамика данных;
– удобство в использовании.
6

КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЮЩИХСЯ
8
Структура контингента обучающихся школы
Востребованность дошкольного и общего
образования в школе
Охват обучающихся школы
дополнительным образованием детей
Работа школы с детьми-инвалидами

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ
9
Эффективность структуры численности
работников школы
Оплата труда работников школы
Достижение целевых показателей оплаты
труда педагогических работников
Производительность работников школы

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ
9
Эффективность структуры доходов школы
Эффективность структуры расходов школы
Эффективность распределения фонда
оплаты труда в школе

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
11
Результаты ЕГЭ и ОГЭ
Результаты участия во Всероссийской
предметной олимпиаде, Московской
олимпиаде, городских олимпиадах
Результаты диагностик обучающихся в 4-х и
7-х классах
Результаты профилактики правонарушений

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
13
1. Обеспечение доступа директоров к системе показателей через Личный кабинет;
2. Открытость для директоров показателей по всем школам города Москвы;
3. Установление целевых индикаторов для каждого показателя результативности
деятельности школы на 2016 год;
4. Оценка достижения школой целевых индикаторов.

ПРОЕКТ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ НА 2016 ГОД
1. Численность обучающихся в расчете на одного работника образовательной
организации, человек:
Целевой индикатор на 2016 год (проект) – 8,5.
14

ПРОЕКТ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ НА 2016 ГОД
2. Численность обучающихся в расчете на одного педагогического работника,
осуществляющего основной учебный процесс (учителя, воспитатели), человек:
Целевой индикатор на 2016 год (проект) – 15,5.
15

ПРОЕКТ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ НА 2016 ГОД
3. Доля численности педагогических работников, осуществляющих основной
учебный процесс (учителя, воспитатели), в общей численности работников
образовательной организации, %:
Целевой индикатор на 2016 год (проект) – 55,0.
16

ПРОЕКТ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ НА 2016 ГОД
4. Отношение средней месячной заработной платы педагогических работников к
среднему доходу от трудовой деятельности в городе Москве, %:
Целевой индикатор на 2016 год (проект) – 100,0.
Достигнутый в 2015 году размер средней заработной
платы педагогических работников школ обеспечивает
выполнение целевого показателя на 2016 год в
полном объеме.
17

ПРОЕКТ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ НА 2016 ГОД
5. Отношение объема поступлений от приносящей доходы деятельности к объему
поступлений из бюджета, %:
Целевой индикатор на 2016 год (проект) – 10.
18

ПРОЕКТ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ НА 2016 ГОД
6. Доля фонда оплаты труда педагогических работников, осуществляющих
основной учебный процесс (учителя, воспитатели), в общем фонде оплаты труда
работников образовательной организации, %:
Целевой индикатор на 2016 год (проект) – 61.
19

ПРОЕКТ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ НА 2016 ГОД
7. Доля фонда оплаты труда административно-управленческого персонала в
общем фонде оплаты труда работников образовательной организации, %:
Целевой индикатор на 2016 год (проект) – 3.
20

Недавно у нас с коллегой развернулась жаркая дискуссия по поводу того, как оценивать школу. Я, признаюсь честно, отстаивал верховенство рейтингов, основанных на количественных учебных показателях (результатах олимпиад, ЕГЭ и статистике поступления в вузы), а моя коллега твердо придерживалась той точки зрения, что стремление выпускников заходить в школу в гости к своим бывшим учителям гораздо лучше характеризует образовательную организацию, чем формальные показатели.

Блеск и нищета количественных показателей

Будучи сторонником рейтингов, базирующихся на количественных учебных показателях, я тем не менее прекрасно осознаю их ограниченность, спорность и неоднозначность. Проиллюстрирую эту мысль примером из жизни, хотя, разумеется, московские реалии не всегда точно отражают региональные особенности. Несколько лет назад из одного класса сильной московской школы, стабильно занимающей места в верхних строчках всевозможных рейтингов, выпустились 26 человек. Почти все выпускники занимались с репетиторами: кто-то – для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ, кто-то – к внутреннему экзамену в МГУ или МГИМО, а кто-то – для всего сразу. Совсем не пользовались услугами репетиторов лишь 3 человека из 26. По итогам учебного года учащиеся класса показали отличные результаты, завоевав дипломы Всероссийской и вузовских олимпиад и сдав ЕГЭ и вступительные экзамены на высокие баллы, но корректно ли все эти весомые достижения ставить в заслугу исключительно школе, если практически все репетиторы – вузовские преподаватели? И почему, например, школа получает рейтинговые баллы за победу своего учащегося на олимпиаде по экономике, если экономика в этой общеобразовательной организации вообще не преподается, а школьник постигал премудрости науки самостоятельно, воспользовавшись онлайн-курсами и общедоступными лекциями ведущих российских и зарубежных ученых?

С другой стороны, следует признать, что рейтинг, основанный на учебных показателях, вполне можно рассматривать как один из инструментов для оценки работы школы, пусть и не лишенный недостатков. Во всяком случае, в составленном агентством RAEX рейтинге школ России по конкурентоспособности выпускников, о котором мы недавно писали , представлены действительно сильные и достойные школы, достижения которых общеизвестны и говорят сами за себя.

Неформальные рейтинги, отзывы родителей и детей

Мнения экспертов

Помимо официальных рейтингов, базирующихся на учебных показателях и отражающих точку зрения властей, и неофициальных, основанных на ощущениях детей и их родителей, существуют мнения профессионального сообщества. Директора школ и педагоги детально знают все особенности школы, ее достоинства и недостатки и, как правило, способны дать точную оценку: в этой, например, школе замечательно выстроена система наставничества, а вот в той – коллектив не принял нового директора и возникла напряженная атмосфера. Такие нюансы могут быть очень важными, но рейтинги – официальные и неофициальные – их, конечно же, не учитывают.

Нужно больше рейтингов

На мой взгляд, разумный подход заключается в формировании большого числа разнообразных рейтингов.

Детям и родителям, в отличие от чиновников, обычно нужны не обобщенные, а локальные показатели, причем не только традиционные учебные, но и такие плохо формализуемые, как блеск глаз стремящихся в школу детей и желание выпускников заходить в гости к своим бывшим учителям.

Только совокупность всевозможных рейтингов, мнений профессионалов, а также отзывов учеников и родителей позволит всем участникам образовательного процесса и заинтересованным лицам составить собственное представление о школах. И если мое мнение и мнение моей коллеги относительно какой-то школы не совпадают, то в этом нет ничего страшного, потому что точка зрения каждого человека базируется на уникальной совокупности показателей и приоритетов.

Оригинальная статья размещена здесь .

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Перечень
целевых показателей эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы общего образования, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. N 1116)

Соответствие деятельности образовательного учреждения законодательству Российской Федерации в области образования

Отсутствие нарушений законодательства Российской Федерации

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Оптимальная укомплектованность структурных подразделений образовательного учреждения кадрами, соответствие квалификации работников учреждения занимаемым должностям

Обеспечение высокого качества обучения и воспитания

3.1. Показатели успешности государственной (итоговой) аттестации обучающихся, в том числе в форме Единого государственного экзамена.

3.2. Количество обучающихся победителей и призеров олимпиад и конкурсов, проводимых на муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях.

3.3. Количество выпускников, поступивших на бюджетные отделения в образовательные учреждения высшего профессионального образования.

3.4. Количество правонарушений среди обучающихся.

3.5. Реализация компетентностного подхода в образовании:

а) формирование готовности обучающихся к осознанному выбору направления и формы получения профессионального образования;

б) сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся.

3.6. Показатели успешности выполнения требований по освоению основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования:

а) показатель учебно-материального обеспечения образовательного процесса;

б) показатель кадрового обеспечения

Обеспечение доступности качественного образования

Создание условий, позволяющих обучающимся осваивать образовательные программы, обеспечивающие им успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями:

а) наличие у родителей и обучающихся возможностей для выбора образовательной программы;

б) соответствие квалификации педагогических кадров реализуемым образовательным программам;

в) реализация образовательных программ по углубленному изучению отдельных предметов;

г) организация индивидуальной работы с учащимися (одаренными, имеющими проблемы со здоровьем и т.п.)

Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования

5.1. Охват обучающихся (в процентах от общего количества):

а) занятиями по дополнительным образовательным программам;

б) занятиями в спортивных секциях;

5.2. Количество образовательных программ дополнительного образования детей.

5.3. Количество спортивных секций.

5.4. Финансовая доступность в получении дополнительных образовательных услуг

Эффективное использование современных образовательных технологий в образовательном процессе

6.1. Количество и виды современных педагогических технологий, используемых в образовательном учреждении в целом и по ступеням образования, в том числе:

проектных методов обучения;

технологий модульного и блочно-модульного обучения;

здоровьесберегающих технологий и т.п.

6.2. Доля педагогов, эффективно использующих конкретные педагогические технологии.

6.3. Показатель оснащенности образовательного учреждения компьютерной техникой (количество обучающихся, приходящихся на один персональный компьютер).

6.4. Подключение образовательного учреждения к сети Интернет и обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам

Реализация программы развития образовательного учреждения

Показатель уровня реализации и качества программы развития образовательного учреждения как документа, являющегося организационной основой управления инновационными процессами

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

8.1. Применение здоровьесберегающих технологий, направленных на снижение утомляемости обучающихся на уроках; перегрузок и объема домашних заданий.

8.2. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в процессе проведения занятий.

8.3. Обеспечение двигательной нагрузки обучающихся во время длительного пребывания в учреждении.

8.4. Принятие мер по предупреждению травматизма обучающихся в ходе проведения занятий и внеклассных мероприятий.

8.5. Создание условий для организации медицинского обеспечения.

8.6. Создание условий для организации горячего питания.

8.7. Создание условий для занятий физической культурой, спортом, проведения содержательного и активного отдыха.

8.8. Внедрение учебных курсов, направленных на формирование здорового образа жизни у обучающихся

Обеспечение комплексной безопасности и охраны труда в образовательном в учреждении

9.1. Соблюдение правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических норм, правил по охране труда.

9.2. Проведение мероприятий и принятие мер по антитеррористической защите образовательного учреждения.

9.3. Подготовка коллектива образовательного учреждения в области безопасности жизнедеятельности

Создание системы государственно-общественного управления образовательным учреждением

Сочетание принципов единоначалия и самоуправления:

а) наличие органов общественного управления, отражающих интересы обучающихся и их родителей;

б) наличие управляющего совета;

в) наличие попечительского совета;

г) наличие нормативной базы по государственно-общественному управлению в образовательном учреждении;

д) внедрение форм и методов по обеспечению доступности и открытости информации о деятельности образовательного учреждения, включая выступления в средствах массовой информации, создание сайтов в сети Интернет, проведение социологических опросов, дней открытых дверей и др.


Ключевые слова: общеобразовательная организация, качество образования, образовательная деятельность, управление качеством образования, внутренняя система оценки качества образования.

Keywords: general educational organization, quality of education, educational activities, education quality management, internal system for assessing the quality of education.

Оценка достижений обучающихся выступает в качестве существенной составляющей процесса обучения. Качество образования в общеобразовательной организации является одной из основных целей государственной политики в этой сфере.

К составляющим качества образования относят: качество содержания образования; качество управления образование; педагогический коллектив, материально-техническое обеспечение.

Для процедуры оценивания качества образования в общеобразовательной организации разрабатывается система оценки, в которой описываются критерии и показатели качества образования. Для каждого из субъектов оценки показатели эффективности свои.

Поскольку образовательная деятельность сложный и многокомпонентный процесс система оценивания так же сложна и многомерна. Ее функционирование в образовательной организации строится на системе локальных нормативных актов образовательной организации, пакета диагностических методик по всем компонентам образовательной программы: достижению планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.

При отборе диагностического инструментария образовательная организация в праве руководствоваться нормативными документами различны уровней, методическими разработками институтов и методических объединений, содержательными компонентами УМК и собственными разработками.

М. М. Поташкин в своих исследованиях указывает на то, что в качестве критериев эффективности качества образования можно использовать: знания, умения и навыки; показатели личностного развития; динамику профессиональной компетентности учителя (карты роста, повышение квалификации); рейтинг образовательной организации в независимых мониторингах качества образования.

Создание внутренней системы оценки качества образования требует от общеобразовательной организации решения следующих задач:

– создания банка диагностических материалов;

– методического сопровождения процедуры введения и реализации системы оценки качества образования;

– разработки системы критериев и показателей эффективности образовательной и воспитательной деятельности;

– открытости и понятности системы оценивания для всех участников образовательных отношений (учащихся, педагогов и родителей);

– предоставлении достоверных результатов о процедуре и результатах оценивания;

– учет результатов системы оценивания при составлении программы развития образовательной организации и текущего управления.

В качестве эффективных показателей качества образования общеобразовательной организации на наш взгляд, следует выделять следующие:

  1. Динамические изменения предметных, метапредметных и личностных результатов отдельного обучающегося.
  2. Доступность образовательной услуги для всех категорий обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
  3. Доступность дополнительного образования для всех категорий обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
  4. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности.
  5. Участие образовательной организации в инновационной деятельности.
  6. Движение контингента обучающихся и педагогических работников.
  7. Финансирование образовательной организации.
  8. Открытость деятельности образовательной организации.

Учет данных показателей позволит повысить качество предоставляемых услуг.

При возникновении сложностей введения системы оценки качества образования по показателям эффективности важно выстраивать планомерную и последовательную работу со всеми участниками образовательной деятельности, разъяснять процедуру оценивания и нормативные документы, на которых она выстраивается. Этому процессу способствует разъяснительная работа на педагогических советах и родительских собраниях, повышение квалификации и переподготовки кадров в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта. При преобладании в образовательной организации традиционной системы оценивания необходимо изменять масштаб ценности критериев и результатов деятельности образовательной организации на муниципальном и региональном уровне.

Таким образом, мы можем заключить, что качество образование и эффективные его показатели являются комплексным показателем, учитывающим отношения между всеми участникам образовательных отношений, процессом продвижение от цели к результату образования, степенью удовлетворенности предоставляемой образовательной и воспитательной услуги, а так же характеризует уровень знаний и личностных компетенций обучающихся, раскрытие их индивидуальных особенностей.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, образовательная деятельность, общеобразовательная организация, качество образования, показатель эффективности, внутренняя система оценки качества образования, категория обучающихся, повышение квалификации, число обучающихся.

Ключевые слова

общеобразовательная организация, качество образования, образовательная деятельность, управление качеством образования, внутренняя система оценки качества образования

Похожие статьи

Мониторинг — показатель эффективной деятельности.

Качество образования — это многомерное понятие. В медицинском вузе, в связи со спецификой подготовки специалистов и особенностями профессиональной деятельности врача и фармацевта расширяется аспект деятельности вуза, в частности образовательной.

Об организации внутренней системы оценки качества.

В контексте деятельности специальной (коррекционной) школы для обучающихся с нарушением зрения представлено нормативно-правовое обеспечение организации внутренней системы оценки качества образования.

Управление качеством образования в образовательном.

Под управлением качеством образования мы понимаем целенаправленную деятельность, в которой ее субъекты (органы управления образованием), посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивают организацию.

Школьная система независимой оценки качества образования.

Повышение качества образования как одно из важнейших составляющих социальной сферы требует богатого инструментария оценки. Существующие инструменты — ВСОКО, РДР, ВПР и НИКО — лишь внедряются в управленческие процессы школы и не всегда достаточно.

Современные подходы и методы оценки качества образования

Проблемам развития и повышения качества образования в различных аспектах ее изучения, исследованию общих принципов мониторинга качества образовательной деятельности и управления ею, изучению опыта использования международных программ оценки качества.

Управление образовательной организацией на основе.

Аккредитация образовательной организации является системой гарантии качества образования.

Однако всю оценку качества образовательной деятельности к знаниям, умениям и навыкам сводить

Повышение экономической эффективности деятельности.

К вопросу о построении внутришкольной системы оценки.

В Законе об образовании читаем: качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам.

Мониторинг как инструмент управления качеством образования.

Механизм оценки качества образования, функционирующий в конкретной образовательной организации, представляет собой систему, обеспечивающую оценку ресурсов образовательной организации, непосредственно образовательной деятельности, а так же.

Оценивание качества обучения в системе дополнительного.

Повышение качества образования стало ключевой идеей новой философии образования.

Независимая оценка качества образования. Общественная аккредитация организаций, которые осуществляют образовательную деятельность, а также.

Комплексная оценка качества образовательной деятельности.

Определены основные параметры для оценки качества образовательной деятельности.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному

Анализ существующих механизмов оценки качества образовательной деятельности дошкольного.

Читайте также: